Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Заказ научной авторской работы

Параметрические модели цены

Второй большой группой моделей цены информационных про-
дуктов являются параметрические модели цены. Они применяются
при ценообразовании новой техники, имеющей предшествующие
аналоги, и выражают взаимную связь между стоимостными и техни-
ческими характеристиками информационного продукта36. Основная
идея этих моделей заключается в том, чтобы представить цену ин-
формационного продукта как функцию некоторых технических па-
раметров и благодаря этому оценить возможный уровень цены новой
техники, зная цены ее предшествующих аналогов.
Параметрические модели цены исходят из того факта, что ме-
жду основными техническими параметрами (натуральными показа-
телями, характеризующими функциональные возможности новой
техники определенного вида) и ценой этой новой техники существу-
ет определенная связь, которая подлежит выявлению на основе ана-
лиза статистических данных. В результате такого анализа оказывает-
ся возможным выписать некую зависимость, выражающую цену ин-
формационного продукта как функцию его основных параметров.
36 См.: Заставский А.И., Кальварский Г.В., Корнеев Б.Ф., Мол-
чанов Н.Н., Мотовилов О.В. Научно-техническая деятельность в ус-
ловиях рынка (вопросы финансирования и ценообразования на нау-
коемкую продукцию). Л., 1991.
42
Подставляя в эту функцию технические параметры созданного об-
разца новой техники, можно определить предполагаемый уровень
его цены.
В некоторых случаях бывает возможно выделить даже не
группу параметров, а один основной технический параметр (техно-
логически значимый результат), соответствующий функциональному
назначению техники данного вида. Например, для измерительного
прибора это может быть точность измерения (разрешающая способ-
ность), для пресса — поверхность прессования и т.д. Петр Первый
оценивал построенные боевые корабли при помощи основного кри-
терия — количества пушек, которые могли одновременно размес-
титься на их палубе в боевой обстановке. Во многих подобных слу-
чаях статистический анализ позволяет утверждать, что цены новых
продуктов и их основные технические параметры связаны соотноше-
ниями вида
Y = aX b
или
Y= aebX ,
где Y — отношение цен двух образцов новой техники одного и того
же вида, X — отношение значений их основного технического пара-
метра, a и b — константы, находимые методами статистического
анализа.
На самом деле приведенные формулы выражают лишь факт
приближения рассматриваемых видов технологии к своему техноло-
гическому пределу. Ранее было сказано, что процесс развития каж-
дой конкретной технологии (как и технологического уклада) осуще-
ствляется по закону логистической кривой: вначале значительные
усилия лишь очень слабо продвигают результат, достигаемый в тре-
буемом направлении; затем, по мере накопления критической массы
технологического развития, следует технологический рывок, когда
ощутимый результат в совершенствовании данной технологии дос-
тигается без больших усилий; а затем, по мере приближения к техно-
логическому пределу, затраты усилий (как в натуральном, так и в
стоимостном выражении) значительно возрастают в пропорции к
достигаемому эффекту. При этом в начале последней стадии затраты
на единицу эффекта растут в простой геометрической прогрессии
(как степенная функция), затем в сложной прогрессии (экспоненци-
ально), но эта фаза означает уже процесс умирания рассматриваемой
технологии и ее замены другой, более совершенной.
Следовательно, если та или иная техническая система развива-
ется на основе неизменного технологического принципа, то с дости-
жением некоторого уровня ее развития себестоимость новых ее мо-
делей растет как степенная, а затем — как показательная функция ее
43
эффективности. Данный принцип, связывающий ценообразование
технологий с определенным технико-экономическим показателем,
получил название закона Гроша по имени американского исследова-
теля рынка компьютерных систем, подметившего соответствующую
закономерность. Однако этот принцип верен лишь для технических
систем, развивающихся на неизменной технологической основе, и
жестко связан с закономерностями последней фазы их развития. Пе-
реход к новым технологическим принципам и решениям выводит
техническую систему на новую логистическую кривую, и при таком
качественном переходе данный закон ценообразования уже не имеет
места: как и всякий закон, основанный на количественном соизмере-
нии, он выполняется лишь в предположении однородности качества,
выступающего основой этого соизмерения.
Строго говоря, закон Гроша есть не что иное, как частный слу-
чай закона возрастания энтропии в замкнутых системах, причем в
роли такой системы в данном случае выступает технологический ук-
лад. Переход к новым технологическим принципам означает внесе-
ние информации в данную систему и позволяет противостоять эн-
тропии, резко увеличивая эффект, получаемый на единицу сделан-
ных затрат. Из данной закономерности ценообразования вытекает
важный вывод, который заключается в том, что инвестиционная
поддержка стареющих технологических укладов в силу объективных
причин не может привести к сколько-нибудь значительной отдаче и
автоматически закладывает в макроэкономические показатели разви-
тия страны нарастание инфляции издержек. Этот факт проверен
опытом экономической динамики большинства стран мира, в том
числе и России. Заметим, что указанная закономерность касается ин-
вестиций не только в вещественные факторы производства, но и в
человеческий капитал.
Разнообразие хозяйственных процессов, которые призвана оп-
тимизировать цена информационного продукта, предопределяет и
разнообразие методик параметрического ценообразования. Целый
ряд методик основан на расчете некоторого совокупного, интеграль-
ного показателя (иногда его условно называют конкурентоспособно-
стью новой техники) как функции ее основных технических пара-
метров.
Легко понять, что параметрическое ценообразование, так же,
как и аналитическое, не может отразить факт экономической неопре-
деленности информации: ни конкурентоспособность информацион-
ного продукта, ни приемлемый для рынка уровень его цены невоз-
можно сосчитать до выхода этого продукта в сферу товарного обра-
щения. В частности, ситуация, связанная с технологическим скачком,
не говоря уже о более глобальных технологических изменениях (на-
44
пример, смена технологических укладов или способов производст-
ва), остается за пределами внимания параметрических моделей цены,
которые рассматривают всякие новые технологические решения в
некотором смысле как аналоги прежних.
Кроме того, все параметрические модели цены учитывают
лишь ограниченное число основных натуральных параметров, а ме-
жду тем в некоторых модификациях информационных продуктов
решающую роль могут играть технические данные, которые трудно
отнести к числу основных. В современных условиях быстро изме-
няющегося рынка информации достаточно типична ситуация, когда
динамика спроса на продукт зависит именно от вспомогательных па-
раметров. Более того, количественное изменение любого (в том чис-
ле и не основного) параметра может привести к потере некоторых
потребительских качеств продукта или к возникновению новых. Од-
нако эти переходы количества в качество принципиально не могут
быть учтены параметрическими моделями цены. Хотя применение
статистических методов анализа придает параметрическим моделям
цены некоторую обоснованность, оно не устраняет механистической
причинной логики, лежащей в их основе.

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров