Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Неразрушающие методы контроля Ультразвуковая дефектоскопия отливок Методические указания к выполнению практических занятий по курсу «Метрология, стандартизация и сертификация» Специальность «Литейное производство черных и цветных металлов» (110400), специализации (110401) и (110403) (6)
(Методические материалы)

Значок файла Муфта включения с поворотной шпонкой кривошипного пресса: Метод. указ. / Сост. В.А. Воскресенский, СибГИУ. - Новокуз-нецк, 2004. - 4 с (7)
(Методические материалы)

Значок файла Материальный и тепловой баланс ваграночной плавки. Методические указания /Составители: Н. И. Таран, Н. И. Швидков. СибГИУ – Новокузнецк, 2004. – 30с (9)
(Методические материалы)

Значок файла Изучение конструкции и работы лабораторного прокатного стана дуо «200» :Метод. указ. / Сост.: В.А. Воскресенский, В.В. Почетуха: ГОУ ВПО «СибГИУ». - Новокузнецк, 2003. - 8 с (9)
(Методические материалы)

Значок файла Дипломное проектирование: Метод. указ. / Сост.: И.К.Коротких, А.А.Усольцев, А.И.Куценко: СибГИУ - Новокузнецк, 2004- 21 с (8)
(Методические материалы)

Значок файла Влияние времени перемешивания смеси на ее прочность в сыром состоянии и газопроницаемость: метод. указ./ Сост.: Климов В.Я. – СибГИУ: Новокузнецк, 2004. – 8 с. (8)
(Методические материалы)

Значок файла Вероятностно-статистический анализ эксперимента: Метод. указ. / Сост.: О.Г. Приходько: ГОУ ВПО «СибГИУ». – Новокузнецк. 2004. – 18 с., ил. (8)
(Методические материалы)


Заказ научной авторской работы

Рабочая сила в процессе информационного производства

Обсуждение проблем экономики информационного производ-
ства не становится одушевленным до тех пор, пока объектами иссле-
дования не выступают конкретные люди, действующие в системе
общественных отношений, пока они не превращаются из обезличен-
ного "фактора" в реальных субъектов производства. Проблема нако-
пления научных знаний, опыта и навыков работников как реальной
составной части национального богатства до последнего времени не
получила развития в качестве составной части экономической науки,
несмотря на то, что постановка этой проблемы была одной из перво-
начальных идей классической политической экономии. Данная груп-
па проблем нередко с известной долей условности объединяется об-
щим названием — проблема человеческого капитала. Изучение вос-
производства человеческого капитала в современной экономике
предполагает исследование проблем общественного движения науч-
но-технической информации, воплощенной в рабочей силе работни-
ков высокой квалификации.
На заре развития машинного производства, когда производст-
венный процесс нуждался в частичном рабочем, исполнявшем роль
придатка машины, применение научных знаний в производстве было
совершенно отделено от знаний и умения отдельных рабочих. Более
того, появление машин в производственных процессах не только не
способствовало повышению квалификации подавляющего большин-
ства их непосредственных участников, но и потребовало массовой
замены искусных, квалифицированных работников ручного труда
низкоквалифицированными рабочими, способными выполнять лишь
ограниченное число частичных операций. Тем самым частичный ра-
бочий по своей функциональной роли в производственном процессе
сам оказывался низведен лишь до положения машины, которая
именно поэтому так легко и успешно с ним конкурировала, вытесняя
его из производства37.
В этом сведении производственных функций человека к функ-
циям машины и заключается коренная онтологическая причина того
факта, что теоретические доктрины, характеризующие экономиче-
ский строй общества индустриальных технологий, исходят из апри-
орной экономической эквивалентности живого и овеществленного
37 См.: Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844
года // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 42. С. 51.
48
прошлого труда, не подвергая сомнению правомерность их соизме-
рения. Однако становление информационного типа экономического
роста должно побудить исследователей подвергнуть коренному пе-
ресмотру эту точку зрения, долгое время казавшуюся естественной и
единственно возможной.
Современные высокотехнологичные производственные про-
цессы, напротив, предполагают, что участвующие в них работники
выполняют элементы сложного творческого, интеллектуального тру-
да, а именно — осуществляют функцию контроля за работой машин
и управления ими, а это значит, что современное производство тре-
бует уже не частичных рабочих, а работников-универсалов, произ-
водственные функции которых способны выполнять лишь всесто-
ронне развитые индивиды. Поэтому неизбежным следствием разви-
тия системы информационных технологий станет устранение совре-
менных косных форм разделения труда, приковывающих человека к
его профессии, а с ним — и разрушение господствующей сегодня
системы отношений частной собственности.
В то же время, этот процесс достаточно длителен и противоре-
чив, поскольку развитие наукоемких производственных процессов,
вообще говоря, не избавляет трудящегося индивида от выполнения
частичных операций. В качестве примера можно привести функции
оператора, контролирующего и направляющего работу сверхслож-
ных высокотехнологичных производственных систем (например,
оператора ЭВМ): данная работа предполагает наличие частичного
работника, а вовсе не всесторонне развитого индивида, поскольку
основана на осуществлении не творческих, а логических операций.
В силу происходящих на наших глазах глобальных изменений
в характере, содержании и условиях общественного труда сегодня
значительно возрастает роль информации, овеществленной в рабочей
силе работников высокой квалификации. Современные производст-
венные процессы, протекающие в наиболее развитых странах мира,
предъявляют высокие требования к грамотности участвующих в
них людей, то есть к способности этих людей извлекать из окру-
жающего мира, перерабатывать и фиксировать в знаковой форме не-
обходимую им информацию.
Отождествление грамотности человека с его умением читать и
писать — это внеисторический подход38. В истории человечества
38 См.: Араб-Оглы Э.А. Роль человеческого фактора в ускоре-
нии научно-технического прогресса (Выступление на Всесоюзном
семинаре “Возрастание роли человеческого фактора в ускорении со-
циально-экономического развития советского общества” 18 февраля
1987 г.). М., 1987.
49
было время, когда этих двух навыков в самом деле было достаточно
для того, чтобы быть грамотным человеком. Однако современная
грамотность, соответствующая периоду становления информацион-
ного технологического способа производства, предполагает умение
общаться с компьютером (хотя бы на уровне пользователя текстовых
редакторов и простейших баз данных), владение основами экономи-
ки и права, знание одного-двух иностранных языков как минимум со
словарем, знание и применение основ логики, риторики, этики, безо-
пасности жизнедеятельности (например, правил дорожного движе-
ния, личной гигиены, пожарной безопасности), а также способность
не только воспроизводить, но и активно использовать значительную
часть знаний, полученных в объеме программы общеобразователь-
ной средней школы.
Тем самым, наличие у индивида определенного уровня образо-
вания и интеллектуального развития выступает необходимой пред-
посылкой его вступления в процессы производства, технико-
экономические условия которых соответствуют общественно нор-
мальному уровню. Следовательно, сегодня интеллектуальная дея-
тельность уже не противостоит остальным функциональным формам
материального производства, применяющим ее продукт. По выраже-
нию К.Ясперса, человек сам становится одним из видов сырья, под-
лежащего целенаправленной обработке39. Это означает, что сегодня
необходима принципиальная методологическая разработка проблем
воспроизводства рабочей силы, учитывающая воспроизводство ове-
ществленной в ней информации.
Квалификация современного работника выступает важнейшим
результатом предшествующего труда по производству научно-
технической информации и по ее воплощению в живом труде. Ха-
рактеризуя процесс воспроизводства рабочей силы трудящегося ин-
дивида, К.Маркс отмечал, что его образование, квалификация явля-
ются "важнейшим сохраненным результатом предшествующего тру-
да, существующим, однако, в самом живом труде"40. Таким образом,
не только сферу науки, но и сферу образования в наши дни по праву
можно рассматривать в качестве неотъемлемого "нулевого цикла"
каждого производственного процесса.
Исследуя процесс первоначального накопления капитала,
К.Маркс отмечал, что “капитал подчиняет себе труд сначала при тех
технических условиях, при которых он его исторически застает. Сле-
39 См.: Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс,
1986. С. 144.
40 Маркс К. Теории прибавочной стоимости (IV том "Капита-
ла")// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 26. Ч. III. С. 306.
50
довательно, он не сразу изменяет способ производства”41. Это поло-
жение в полной мере применимо и к капитализации сферы НИОКР.
В истории развития системы производственных отношений буржу-
азного способа производства было время, — и оно продолжалось в
течение полутора-двух веков, — когда наука подвергалась эксплуа-
тации капиталом извне, когда капитал не проникал еще внутрь от-
ношений научного труда.
В это время отрасли духовного производства, в том числе и на-
учное творчество, еще не были подчинены капиталу даже формаль-
но. Научные знания выступали как безграничный и бесплатный ре-
сурс, и капитал безвозмездно присваивал достижения современной
ему науки, затраты на развитие которой не составляли еще никакой
части производительных издержек ни индивидуального, ни общест-
венного капитала. В связи с этим, говоря о различных видах духов-
ного производства, К.Маркс подчеркивал, что "проявления капита-
листического производства в данной области так незначительны в
сравнении со всем производством в целом, что могут быть оставлены
совершенно без внимания"42.
Вследствие того, что информация стала непосредственной
производительной силой современного общества, система производ-
ственных отношений, складывающаяся сегодня в процессе воспроиз-
водства научного знания, коренным образом отличается от той, ко-
торая существовала во времена Карла Маркса.
Вслед за сферой услуг и сферой управления производством ка-
питал реально подчинил себе сферу НИОКР. С точки зрения капита-
листического производства всякий процесс труда должен быть про-
цессом производства прибавочной стоимости, поскольку в против-
ном случае капитал не может самовозрастать, не может реализовать
себя как капитал.
Развитие буржуазных производственных отношений в сфере
НИОКР происходило в принципе тем же путем, что и в материаль-
ном производстве: разложение системы отношений простого товар-
ного производства приводило к массовому отделению работников
высшей квалификации от средств производства, которые начали
противостоять инженерам, конструкторам, научным работникам в
качестве капитала. Возникло отношение априорно отчужденного
труда, имеющее место еще до начала процесса информационного
производства. Таким образом, средства научного труда, отделившись
41 Маркс К. Капитал. Критика политической экономии//Маркс
К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23. С. 320.
42 Маркс К. Теории прибавочной стоимости (IV том "Капита-
ла")// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 26. Ч. I. С. 421.
51
от самого научного труда, выступили как овеществленная человече-
ская сущность, отчужденная от своего создателя, то есть — вначале
формально — как капитал.
Реальное подчинение труда капиталу началось тогда, когда
возникла купля-продажа рабочей силы работников сферы НИОКР,
когда факт отчуждения научного труда превратился в процесс, вы-
ражающий общественную форму непосредственного процесса про-
изводства научных знаний. При этом средства производства инфор-
мации становятся средствами эксплуатации наемного труда в сфере
НИОКР, средствами производства и присвоения прибавочной стои-
мости, созданной трудом наемных работников сферы информацион-
ного производства.
Отчуждение труда, выступающее экономическим законом
буржуазного общества, означает, что продукт труда непосредствен-
ного работника противостоит ему как чуждая, внеположенная сила,
господствующая над ним и составляющая средство его собственной
дальнейшей эксплуатации. Это значит, что действительный живой
труд не может освободиться от власти овеществленного прошлого
труда, предопределяющего логику общественного бытия непосред-
ственного живого труда.
Таким образом, производительные силы общественного труда
выступают как производительные силы капитала43, то есть противо-
стоят наемному труду, и даже самая общественная форма труда
представляется на поверхности экономической жизни общества как
форма развития капитала. "Наука, как всеобщий духовный продукт
общественного развития, — отмечает К.Маркс, — здесь точно так же
выступает прямо приобщенной к капиталу..., и развитие общества в
целом вследствие того, что оно эксплуатируется капиталом... пред-
ставляется развитием капитала..."44.
С ростом производительности общественного труда снижается
стоимость необходимых для наемных работников жизненных
средств и тем самым уменьшается стоимость рабочей силы. Однако в
современной экономике действуют достаточно мощные тенденции,
противодействующие этому снижению, и с особенной ясностью и
силой они обнаруживаются в сфере научных исследований.
Прежде всего, растет квалификация рабочей силы и, следова-
тельно, растут затраты на получение соответствующей квалифика-
43 См.: Маркс К. Капитал. Критика политической эконо-
мии//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23. С. 524.
44 Маркс К. (Капитал. Книга первая). Глава шестая. Результаты
непосредственного процесса производства//Маркс К., Энгельс Ф.
Соч. 2-е изд. Т.49. С. 109.
52
ции. Затем, стоимость рабочей силы с необходимостью включает в
себя исторический и моральный элемент, а это значит, что закон воз-
вышения потребностей сам по себе выражает сильнейшую тенден-
цию к повышению стоимости рабочей силы, а в сфере информаци-
онного производства — в особенности. Количественное и качествен-
ное возрастание потребностей работников науки приводит порой к
их значительному отрыву от основной массы наемных работников по
своему материальному положению и по образу жизни в целом.
Это обстоятельство вызывает иногда курьезные выводы неко-
торых экономистов, в частности, о том, что наемные ученые и инже-
неры будто бы принадлежат к классу буржуазии, и что "разногла-
сия", возникающие между наемными работниками умственного тру-
да и капиталистами по поводу условий работы и распределения дос-
тигнутых результатов исследований, не развиваются до антагонизма.
Разумеется, выводы подобного рода не имеют рационального обос-
нования. К тому же, образ жизни, взятый сам по себе, в отрыве от
определяющих социально-экономических факторов, не может счи-
таться классообразующим признаком, поскольку образ жизни есть не
что иное, как материально-вещественная (а не общественная) форма
присвоения дохода.
Рассматривая отчуждение сложного высоковалифицированно-
го труда как всеобщую характеристику общественной формы капи-
талистического способа производства, К.Маркс писал, что "накопле-
ние знаний и навыков, накопление всеобщих производительных сил
общественного мозга поглощается капиталом в противовес труду и
поэтому выступает как свойство капитала, а более определенно —
как свойство основного капитала, коль скоро он вступает в процесс
производства в качестве подлинного средства производства"45. Этот
факт связывает процесс отчуждения научного труда с общественной
формой воспроизводства рабочей силы, функционирующей в сфере
информационного производства.

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров