Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Заказ научной авторской работы

Накопление человеческого капитала

Накопление человеческого капитала (информации, овеществ-
ленной в рабочей силе работников высокой квалификации), так же,
как и накопление всякой научно-технической информации, пред-
ставляет собой кумулятивный процесс, количественная сторона ко-
торого описывается логистическими кривыми. Они естественным
45 Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 годов. (Пер-
воначальный вариант "Капитала")//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е
изд. Т. 46. Ч. II. С. 205.
53
образом возникают и в процессе исследования различных явлений,
имеющих место в сфере труда и занятости, в частности, касающихся
уровня безработицы, доходов и потребления.
В подавляющем большинстве случаев авторы характеризуют
эмпирические зависимости, не осмысливая их как логистические
кривые и, естественно, не обосновывая этот факт теоретически. В
качестве примера укажем на известный учебник по экономике труда
под редакцией Эшенфельтера и Лэйарда46, в котором эмпирическая
характеристика рассматриваемых логистических зависимостей никак
не обсуждается с позиций экономической теории.
Рис. 1
Статистические данные о зависимости уровня безработицы в
различных социальных группах от уровня их образования и квали-
фикации, приводимые в ряде недавних публикаций47, позволяют вы-
строить приведенную на рисунке 1 зависимость вероятности потери
работы в период экономического кризиса тем или иным работником
(параметр p) от совокупных инвестиций в его человеческий капитал,
произведенных в течение всей его предшествующей жизни (пара-
метр I): она представляет собой кривую типа параболы, ветви кото-
рой направлены вниз, с единственной точкой максимума.
На самом деле вероятность потери работы при наступлении
кризиса как функция инвестиций в человеческий капитал подчиняет-
ся закону нормального распределения. Грубо говоря, вероятность по-
тери работы и для работника с начальным образованием, и для ака-
демика достаточно мала — она максимальна для лиц с неокончен-
46 Handbook of Labor Economics. Vol. 1 / Ed. By O. Ashenfelter
and R. Layard. Amsterdam, London, New York, Tokyo: North-Holland,
1986. P. 477, 583.
47 См., напр.: Покрытан П.А. Формирование и функциониро-
вание рынка рабочей силы в России (Вопросы генезиса и динамики).
М., 1998. С. 124-125; Прокопов Ф.Т. Безработица и эффективность
государственной политики на рынке труда в переходной экономике
России. .М.: ТЕИС, 1999. С. 70.
54
ным высшим или только что полученным высшим образованием
(молодых специалистов). В этом заключается одна из причин резкого
«омоложения» безработицы в странах, переживающих экономиче-
ский кризис. В частности, около 30% безработных в России состав-
ляет молодежь в возрасте до 29 лет.
Легко понять, что приращение указанной нормально распреде-
ленной вероятности, выражаемое интегралом с переменным верхним
пределом, как функция объема инвестиций в человеческий капитал,
может быть хорошо приближена логистической кривой:
По поводу теоретического обоснования логистического харак-
тера этой зависимости нетрудно заметить, что закон убывающей
производительности капитала (убывающей отдачи от инвестиций)
относится в равной мере и к инвестициям в человеческий капитал. В
частности, статистика развитых стран мира свидетельствует о том,
что затраты на получение среднего образования приносят более ощу-
тимый экономический эффект и окупаются быстрее, чем на получе-
ние высшего, а они, в свою очередь, более эффективны, нежели за-
траты на переобучение и повышение квалификации, осуществляемые
по месту работы. Так, по некоторым оценкам, норма отдачи от инве-
стиций в среднее образование составляет в развитых странах в сред-
нем 11%, в менее развитых она лежит в пределах 15-18%. Норма от-
дачи от инвестиций в высшее образование составляет для развитых
стран 9%, для менее развитых — 13-16%48. При этом во всех группах
стран прослеживается закономерность: чем выше уровень образова-
ния, тем ниже его отдача. Так, для начального образования она мо-
жет достигать 50-100%, для среднего — 15-20%49.
Убывающая производительность человеческого капитала не-
медленно влечет за собой существенные следствия для формирова-
ния и проведения в жизнь грамотной государственной политики в
области образования и науки. В частности, факт убывающей произ-
водительности человеческого капитала означает, что достижение
всеобщей грамотности приносит обществу более ощутимый эконо-
мический эффект, чем подготовка суперинтеллектуалов при наличии
48 См.: Опыт переходных экономик и экономическая тео-
рия/Под ред. В.В.Радаева, Р.П.Колосовой, В.М.Моисеенко,
К.В.Папенова. М.: ТЕИС, 1999. С. 98.
49 См.: Капелюшников Р.И., Албегова И.М., Леонова Т.Г., Ем-
цов Р.Г., Найт П. Человеческий капитал России: проблемы реабили-
тации//Общество и экономика. 1993. № 9-10. С. 6.
( ) ( ).
0
p t dt f I
I
I
? =
55
неграмотного большинства населения. По существу, на использова-
ние именно этой закономерности была направлена политика куль-
турной революции, выдвинутая и реализованная в нашей стране в
первые десятилетия советской власти. Нация, в которой все умеют
читать и писать, в долгосрочной перспективе обгонит в техническом
развитии нацию, в которой большинство населения неграмотно, хотя
отдельные личности гениальны.
Заметим, что такая постановка проблемы в корне противоречит
государственной образовательной политике большинства стран мира
(особенно западных стран), в частности, новой доктрине образова-
ния, недавно принятой в нашей стране и выдвигающей в качестве
ведущей цели функционирования системы образования не подготов-
ку специалистов для народного хозяйства, как это было прежде, а
удовлетворение интеллектуальных потребностей обособленной лич-
ности. Однако было бы неразумно полагать, будто потребности ча-
стных лиц в знаниях существуют абстрактно и вне зависимости от
потребностей общественного производства в квалифицированных
кадрах. Конечным потребителем специалистов с высшим образова-
нием в любом случае остается сфера общественного производства
(материального и духовного). Поэтому характер и уровень подготов-
ки специалистов в вузах в конечном счете определяются потребно-
стями современного производства.
Рис. 2
В качестве простого примера, иллюстрирующего применение
логистических кривых к анализу процессов воспроизводства рабочей
силы, рассмотрим равновесное состояние макроэкономической сис-
темы, сбалансированное по всем рынкам, за исключением рынка жи-
вого труда, и обозначим через р вероятность найти работу в среднем
для трудоспособных, не занятых в общественном производстве. Счи-
тая фиксированной долю занятых в составе всего трудоспособного
населения (обозначим эту долю через N), обнаружим, что текущее
значение р зависит от совокупного объема инвестиций 1 в данной
56
макроэкономической системе50. Эта зависимость имеет логистиче-
ский характер (рис. 2).
Нижний предел pmin параметра р определяется долей занятых,
согласных работать, не получая регулярного дохода (при наличии
постоянных задержек в оплате труда и т.д.), в составе всего трудо-
способного населения. Верхний предел ртах — это максимально воз-
можная доля занятых в трудоспособном населении, определяемая
макроэкономической ситуацией, сложившейся в данной системе.
При этом различным значениям N соответствуют разные кривые р =
р(I), в совокупности выстилающие указанную часть фазовой плоско-
сти (I, р). При одном и том же значении I большее значение р дости-
гается при меньшем N: кривая 1 на рисунке 2 соответствует меньше-
му значению N, чем кривая 2, и т.д.
Применение логистических кривых к описанию зависимостей,
которым подчиняется накопление человеческого капитала, основы-
вается на том факте, что некоторая часть рабочей силы трудящихся
индивидов, представляющая собой совокупность их знаний, умений
и навыков, характеризующий их профессиональный, общеобразова-
тельный и культурный уровень, есть величина кумулятивная, накап-
ливающаяся, — иными словами, представляет собой часть основного
капитала51, в отличие от оборотного, который имеет характер не
«фонда» (stock), а «потока» (flow). Эта идея, лежащая в основе мно-
гих современных теоретических построений (в частности, теории че-
ловеческого капитала), принадлежит к числу ведущих идей класси-
ческой политической экономии. В частности, А.Смит рассматривал
созидательные возможности человека в качестве составной части со-
вокупного основного капитала общества: «Приобретение таких спо-
собностей, считая также содержание их обладателя в течение его
воспитания, обучения или ученичества, всегда требует дополнитель-
ных издержек, которые представляют собой основной капитал, как
бы реализующийся в его личности…»52
Несколько позже подобная идея была высказана К.Марксом,
отмечавшим, что совокупность качеств, характеризующих способ-
50 См.: Мандель А.С. Модель планирования инвестиций, на-
правляемых на ослабление социальной напряженности//Проблемы
управления безопасностью сложных систем: Пятая Международная
конференция. Тезисы докладов (том 2). М., 1998. С. 225-227.
51 См.: Нижегородцев Р.М. Теоретические основы информаци-
онной экономики. Владикавказ: Изд-во «Проект-Пресс», 1998. С. 89-
90.
52 Смит А. Исследования о природе и причинах богатства на-
родов. М.: Соцэкгиз, 1962. С. 208.
57
ность человека к труду, образует запас его потенциального труда.
Маркс употребляет термин Arbeitskraft, не вполне корректно перево-
димый как «рабочая сила». «Сбережение рабочего времени, — отме-
чал Маркс, — равносильно увеличению свободного времени, т.е.
времени для того полного развития индивида, которое само, в свою
очередь, как величайшая производительная сила обратно воздейст-
вует на производительную силу труда. С точки зрения непосредст-
венного процесса производства это сбережение рабочего времени
можно рассматривать как производство основного капитала, причем
этим основным капиталом является сам человек»53. Отсюда вытека-
ет, что информация, овеществленная в рабочей силе высокой квали-
фикации и выступающая сохраненным результатом предшествующе-
го труда (знание, квалификация трудящегося индивида, а также его
общеобразовательный и культурный уровень, достигаемый им за
счет своего свободного времени), представляют собой основной ка-
питал, который не расходуется всякий раз без остатка в процессе
труда, осуществляемом данным трудящимся индивидом, а переносит
свою стоимость по частям на вновь создаваемый продукт, вплоть до
полного морального износа.
Таким образом, средства, авансируемые капиталистом на куп-
лю рабочей силы, нельзя целиком относить к оборотному капиталу:
по характеру воспроизводства часть переменного капитала представ-
ляет собой основной капитал, причем доля этого основного капитала
в общей стоимости рабочей силы все более увеличивается по мере
того, как процесс общественного воспроизводства предъявляет все
более высокие требования к квалификации трудящихся индивидов, к
уровню их образования. Именно поэтому обучение работников, по-
вышение их квалификации (равно как и сбережение рабочего време-
ни, выступающее необходимой предпосылкой этого процесса) пра-
вомерно рассматривать как производство совокупного основного ка-
питала общества.
Разумеется, это обстоятельство не дает повода считать
К.Маркса основоположником теории человеческого капитала. Если
известная часть рабочей силы трудящихся индивидов не расходуется
полностью в каждом процессе труда и не требует ежедневного во-
зобновления, то отсюда еще не следует, что наемный рабочий стано-
вится капиталистом, а его рабочая сила — его капиталом, как это ут-
верждает теория человеческого капитала.
Один из рациональных моментов этой теории состоит в том,
53 Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 годов (Перво-
начальный вариант «Капитала»)// Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. 2-е
изд. Т. 46. Ч. II. С. 221.
58
что рабочая сила по характеру ее воспроизводства распадается на два
элемента, один из которых воспроизводится и расходуется целиком и
имеет характер потока, а другой накапливается и имеет характер
фонда, однако это накопление есть накопление капитала, присваи-
вающего рабочую силу наемных работников, т.е. накопление капита-
ла в производительной форме. Следовательно, переменный капитал,
авансируемый на куплю рабочей силы, также должен распадаться на
две части, различающиеся по характеру их воспроизводства.
Таким образом, категория "человеческий капитал", весьма по-
пулярная в современной западной экономической науке, имеет дос-
таточно глубокие методологические корни в марксистской полити-
ческой экономии. Заметим, что в середине XIX века подобные идеи
возникали и у представителей отечественной экономической науки.
В частности, русский экономист Александр Иванович Бутовский по
этому поводу писал: «Участие, принимаемое капиталом нравствен-
ным в производстве, совершенно сходно с тем, которому предназна-
чены капиталы постоянные, самобытные. Подобно орудиям, образо-
вание служит нам, нимало не изменяясь; оно в нас остается и даже
имеет то преимущество перед другими капиталами постоянными,
что, по мере применения к производству, беспрестанно обогащается
новой опытностью»54.
Любопытно, что многие современные экономические доктри-
ны Запада так или иначе объясняют и исследуют долгосрочный ха-
рактер капитальных вложений в человеческий капитал, тогда как в
отечественной экономической литературе эти проблемы, за редким
исключением, до недавнего времени не исследовались.
Это обстоятельство вполне объяснимо, оно вытекает из совре-
менных реальностей нашей экономической практики, выше которой,
вообще говоря, не может подняться экономическая теория. А реаль-
ная практика экономического развития в нашей стране такова, что
она часто игнорирует специфику воспроизводства именно той части
рабочей силы, которая представляет собой часть основного капитала.
Сегодня, когда количественное отношение стоимости основной час-
ти переменного капитала к стоимости оборотной его части неуклон-
но растет, и весьма быстрыми темпами, подобное невнимание дорого
обходится нашему обществу и еще дороже обойдется в будущем.
Отсюда, в частности, следует, что разделение чистого дохода
предприятий на фонд накопления и фонд потребления, столь при-
вычное в сфере материального производства, не должно иметь места
для информационного производства, ибо не соответствует его функ-
54 Бутовский А.И. Опыт о народном богатстве или о началах
политической экономии. В 3-х томах. СПб., 1847. Т. 1. С. 203.
59
циональной специфике. Здесь необходимо дифференцировать сред-
ства, предназначенные для потребления, в зависимости от характера
этого потребления: например, расходы на проведение НИОКР, на
обучение персонала нередко оказываются инвестированием, прино-
сящим свои плоды и окупающим себя сторицей. Необходимо реши-
тельно преодолеть все еще распространенный взгляд на инвестиции
в образование и научные исследования как на расходы, осуществ-
ляемые из благотворительных побуждений вопреки соображениям
экономической эффективности.
Некоторые экономисты в связи с этим отмечают, что вложения
в научные исследования и образование следует рассматривать цели-
ком как производительные капиталовложения при условии, что по
своему содержанию полученная в результате этих исследований на-
учно-техническая информация и полученные в процессе обучения
знания соответствуют объективным потребностям производства,
осуществляемого при общественно нормальных условиях55.
Это означает, что становление информационного технологиче-
ского способа производства, требующее новой постановки проблемы
производительного труда в условиях современного всемирного хо-
зяйства, автоматически выдвигает на передний план также и пробле-
му производительного потребления. В условиях информационного
типа экономического роста труд по производству информации дол-
жен рассматриваться как производительный. Непроизводительным
становится лишь такой труд, который применяет морально устарев-
шие средства производства (прежде всего, морально устаревшую
информацию) и технико-экономические условия осуществления ко-
торого, тем самым, не соответствуют общественно нормальным.
Следует отметить, что ни в одной стране мира это обстоятель-
ство не находит отражения в принятых сегодня системах бухгалтер-
ского учета. Даже в таких странах, как США и Япония, объявляю-
щих о своем переходе к постиндустриальному обществу, расходы на
образование, на повышение квалификации персонала во внутрифир-
менном планировании учитываются по статье "издержки", хотя по
существу это вложения в основной капитал предприятия, овеществ-
ленный в рабочей силе его работников.
При этом Американский Совет по бухгалтерским стандартам
мотивирует свою позицию тем, что от 30 до 90% разработок оказы-
ваются безуспешными, а 3/4 затрат на новую продукцию включаются
в товары, не пользующиеся спросом, и, таким образом, эти затраты
55 См.: Скоров Г.Е. Развивающиеся страны: образование, заня-
тость, экономический рост. М.: Наука, 1971. С. 35.
60
не принесут в будущем никакой прибыли56. Думается, что столь про-
стое решение этого вопроса слабо аргументировано. На самом деле
мы сталкиваемся здесь с глубокой проблемой, и вместо того, чтобы
все расходы на НИОКР целиком причислять к потерям, следует за-
няться выяснением общественно нормального уровня этих потерь,
который должен вытекать из важнейших воспроизводственных про-
порций, имеющих место в экономике отдельных стран и всемирного
хозяйства в целом и основанных на количественной оценке экономи-
ческой неопределенности информации.

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров