Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Заказ научной авторской работы

Микроструктурные аспекты взаимодействия предприятия и внешней среды

С организационной точки зрения предприятие представляет
собой субъект, действующий во внешней среде. Субъект вносит воз-
мущения в среду своими действиями и испытывает реакцию с ее
стороны. При этом основное качество субъектности — способность
своими целенаправленными действиями воздействовать на внешнюю
среду, изменяя ее состояние, — основывается на процессах принятия
решений и претворения их в жизнь данным субъектом (предприяти-
ем).
Процесс принятия решений (независимо от сферы, в которой
они принимаются, и содержательных проблем, к которым они отно-
сятся) должен обеспечивать некоторые общие свойства решений,
важнейшими из которых являются следующие.
1. Достоверность. Процедура принятия решения должна быть
устроена таким образом, чтобы, будучи повторенной дважды в одних
и тех же условиях, она давала один и тот же результат. Разумеется,
данному критерию не удовлетворяют субъективные решения волюн-
таристского характера, принимаемые руководителем в зависимости
от настроения и прочих случайных обстоятельств, не относящихся к
сфере, в которой принимается решение.
2. Полнота. Решение принимается с учетом некоторых усло-
вий, объективно ограничивающих возможные действия субъекта.
Свойство полноты решения заключается в том, что все условия тако-
го рода существенны, все они берутся в расчет, то есть в результате
изменения или устранения любого из этих условий должно, вообще
124
говоря, измениться и решение.
3. Сопоставимость. Помимо принятого решения, в сложив-
шейся ситуации должны быть возможны и другие решения (то есть
ситуация хотя бы формально должна допускать их наличие), и долж-
ны существовать объективные критерии, по которым можно срав-
нить выбранное решение с другими.
4. Преемственность. Принимая решение, нельзя забывать о
других решениях, которые были приняты ранее. Принимаемое реше-
ние, разумеется, может противоречить каким-либо ранее принятым
решениям, и даже полностью перечеркивать их, но такие решения
должны основываться на определенных изменениях условий внеш-
ней среды либо на изменении оценки данных условий со стороны
действующего в этой среде субъекта.
5. Конструктивность. Принятое решение должно предпола-
гать и предусматривать конкретный механизм его реализации, то
есть конкретный алгоритм действий субъекта (предприятия) в соз-
давшейся экономической ситуации.
6. Реализуемость (претворимость в жизнь). Действия, преду-
сматриваемые исполнением принятого решения, должны быть до-
пустимыми с точки зрения субъекта и не должны противоречить
правилам его взаимоотношений с окружающей средой.
7. Адаптивность (гибкость). Действия субъекта, предусматри-
ваемые принятым решением, вызывают ответную реакцию внешней
среды, которая может потребовать внесения корректив. Адаптив-
ность решения предполагает, что оно допускает возможность после-
дующего внесения корректив как в само решение, так и в действия
субъекта по его реализации.
8. Устойчивость. Малые изменения внешней среды должны
вызывать малые последствия с точки зрения корректировки принято-
го решения и действий по его реализации (ограниченность частных
производных каждой функции, описывающей действия субъекта, по
параметрам внешней среды).
9. Общность. Принятое решение должно содержать идеи, ко-
торые, вообще говоря, могут быть применены (разумеется, не бук-
вально) к достаточно широкому классу ситуаций. Иными словами,
принятое решение должно обогащать опыт субъекта, который можно
затем обобщать и использовать.
10. Оптимальность. Принятое решение должно быть в опре-
деленном смысле лучше всех прочих возможных решений, оно
должно оптимизировать некоторый (в данном случае хозяйственный)
процесс и соответствовать определенным целям и задачам, стоящим
перед субъектом.
11. Неопределенность. Принятое решение не должно быть
125
универсальным и всеобъемлющим: должны существовать вопросы,
на которые данное решение принципиально не может дать ответа. В
частности, должен иметь место некоторый класс возможных ситуа-
ций, по поводу которых принятое решение не содержит никакой ин-
формации: для этого будут нужны другие решения.
12. Заменяемость. Принятое решение должно допускать воз-
можность отказа от него, кардинального его пересмотра в изменив-
шихся (внешних или внутренних) обстоятельствах.
Заметим, что чрезвычайно трудно привести пример решения,
которое безусловно обладало бы всеми перечисленными свойствами.
Поэтому всегда есть основания говорить не о том, обладает ли оно
тем или иным свойством, а о степени его достоверности, полноты,
сопоставимости и т.д.
Все перечисленные свойства можно условно разбить на три зо-
ны: свойства первой зоны (1-4) характеризуют процессы принятия
решений, свойства второй зоны (5-8) характеризуют действия субъ-
екта по их реализации, свойства третьей зоны (9-12) рассматривают
последствия претворения их в жизнь. Отметим, что известные шко-
лы и направления менеджмента, изучающие процессы принятия ре-
шений, можно условно разбить на "менеджмент второй зоны" и
"менеджмент третьей зоны" — в зависимости от того, какие свой-
ства решений те или иные исследователи считают более важными, —
а свойствам первой зоны традиционно уделяется неоправданно ма-
лое внимание.
Важнейшей тенденцией является сегодня то обстоятельство,
что процессы принятия решений по проблемам технологического
менеджмента требуют от предприятий проведения организационно-
структурных изменений. Современные данные свидетельствуют о
том, что на долю технико-технологических факторов (то есть собст-
венно замены устаревшего оборудования новым и соответствующей
модернизации технологических процессов) приходится в среднем
лишь около 30% совокупного экономического эффекта от произво-
дительного применения новой техники. Примерно 60% эффекта вы-
текает из общей реорганизации производственной системы.
В этом состоит основная причина того, что необдуманная и
плохо подготовленная модернизация производства, проводимая в от-
рыве от совершенствования организационной структуры предпри-
ятий, нередко оборачивается финансовыми потерями и снижением
производительности труда. В частности, в начале 80-х годов некото-
рые американские экономисты справедливо упрекали своих западно-
европейских коллег в том, что они придают слишком большое зна-
чение технологическим факторам, не уделяя должного внимания ор-
ганизационно-институциональным вопросам. Однако в последнее
126
время повсеместно в мировом хозяйстве возрос интерес к изучению
взаимосвязи инновационных процессов и организационно-
структурных изменений производства.
Один из возможных вариантов реорганизации предприятий,
облегчающей управление инновационными процессами, состоит в
образовании ячеистой структуры, при которой компания делится на
обособленные ячейки, целиком ответственные за определенную
часть производственного процесса и включающие всю необходимую
для ее осуществления совокупность средств производства и работ-
ников. Каждый производственный процесс при этом разделяется на
отдельные подразделения, на которые возлагается полная ответст-
венность за выполнение определенных функций. Затем действия свя-
занных технологическими процессами подразделений увязываются в
единое целое одной задачей — ориентацией на потребителя.
В результате внутри компании формируется своеобразный
управленческий центр ("бизнес-центр"), который ориентирован на
определенный вид деятельности, производство товара или осуществ-
ление процесса. Этот центр несет полную ответственность за прибы-
ли и убытки, хотя и действует в рамках более крупного структурного
образования.
Такой подход к организационно-управленческой структуре
крупных предприятий дает наибольший эффект в плане восприимчи-
вости производственных процессов к инновациям, роста производи-
тельности труда, улучшения качества продукции и повышения ее
конкурентоспособности. Этот эффект во многом достигается за счет
того, что решения в области инновационного менеджмента, прини-
маемые на уровне бизнес-центра, как правило, более полны, конст-
руктивны, устойчивы и неопределенны (в указанном выше смысле),
нежели решения по тем же вопросам, принимаемые руководящим
аппаратом головной компании.

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров