Глобалтека
На главную |
Варианты сотрудничества |
Наши гарантии |
Как оплатить? |
Оставить отзыв |
Портфолио авторов |
ФОРУМ |
Заказ работы
Заказать |
Каталог тем |
Каталог ресурсов
Рефераты |
Книги |
Статьи |
Методический материал |
Самые новые

(Статьи)

(Методические материалы)

(Методические материалы)

(Методические материалы)

(Методические материалы)

(Методические материалы)

(Методические материалы)
Последние отзывы
Семья и жилищно-коммунальная реформа
Г.И.Климантова, заместитель начальника
управления-начальник отдела социальной политики Информационно-аналитического
управления Аппарата Совета Федерации
В проекте
программы реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса
Российской Федерации, рассмотренной Правительством страны в марте 2001 года,
одной из стратегических задач поставлено улучшение качества
жилищно-коммунальных услуг в сочетании с адресной социальной защитой населения
в их оплате.
Согласно прогнозным
расчетам при переходе к 100%-ной оплате жилья и коммунальных услуг населением в
период 2002-2010 г.г. около 10 млн. домохозяйств (семей) с наиболее
низкими доходами будут иметь право на получение субсидий на оплату жилья и
коммунальных услуг в соответствии с существующими стандартами социальной нормы
площади жилья и потребления коммунальных услуг, а также исходя из максимально
допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных
услуг в совокупном семейном доходе, установленной на уровне 25%. Средний размер
субсидии должен составить около 250 рублей в месяц на домохозяйство, в ценах
2001 года.
Жилье
является важнейшим элементом семейной собственности, определяющим фактором
имущественного статуса семьи. В настоящий момент в нашей стране в условиях
обесценения сбережений, жилье для многих семей осталось единственно ценным
имуществом, стоимость которого тесно связана с уровнем комфортности и наличием
коммунальных удобств.
Проблема
обеспеченности семей жильем стала весьма острой в связи с его приватизацией и
развитием рыночных отношений в этой области. Актуальность этой проблемы
связана, прежде всего:
- со значительным сокращением
ввода нового жилья и его бесплатным предоставлением;
- низким уровнем доходов основной
массы семей;
- ростом тарифов на жилье и
жилищно-коммунальные услуги;
- необходимостью капитального
ремонта жилищ и его проведением в условиях обесценения накопленных для
этих целей фондов;
- необходимостью срочного решения
жилищных проблем семей, оказавшихся в экстремальных условиях (беженцы,
вынужденные переселенцы, бомжи, а также офицеры, вышедшие в отставку,
военнослужащие и их семьи).
Обеспеченность
российских семей жильем остается низкой. Россия значительно отстает от многих
стран мира по этому важному показателю уровня жизни семей. На начало 1999 года
в жилищном фонде имелось
2,75 млрд. кв.м общей площади. в том числе в городском жилищном фонде - 1,995
млрд. кв.м, а в сельском - 0,756 млрд. кв.м. В очереди состоявших на учете на
получение жилья стояло 6286 тыс. семей.
В то же
время 5,8 процентов российских домохозяйств имели менее 9 кв. м общей площади
на человека, 57,0% - менее 20 кв. м, и только у 28,5% - свыше 25 кв.м.
Обеспеченность
одного жителя в среднем составила на начало 1999 г. 18,7 кв. м общей площади в
городском местности и 19,4 кв. м - в сельской, что приближается к
международному стандарту начала 60-х годов. Однако по другим критериям
россиянам еще далеко до международных нормативов обеспеченности жильем
тридцатилетней давности, тем более до современных нормативов.
Таблица 1. Общая площадь жилья на душу населения в некоторых странах |
Как видно из
данных таблицы
1, Россия по
уровню обеспеченности населения жильем отстает от развитых стран Европы и США в
два-четыре раза.
Часть
семейств России все еще проживает в коммунальных квартирах и общежитиях. В
среднем их доля составляет на начало 1999 г. - 4,5%, но в некоторых городах она
значительно выше. В жилищном фонде городов России на начало 1999 г. в среднем в
каждой комнате проживало 1,3 чел., в сельской местности - 1,1 чел.
17,3%
российских домохозяйств располагает только одной комнатой, доля трехкомнатного
жилья составляет около 40% (см. таблицу 3). Следствием этого является низкая
обеспеченность общей площадью - менее 19 кв. метров на человека.
Таким
образом, дефицит жилья имеет значительные размеры, которые еще более
возрастают, если принять во внимание потребности в жилье вынужденных
переселенцев, лиц без определенного места жительства, а также возвратившихся в
Россию военнослужащих и членов их семей.
Таблица 3. Распределение домашних хозяйств по размеру занимаемого жилья и
числу жилых комнат |
Характерной
особенностью современного социально-экономического положения в России является
глубокое расслоение населения по уровню доходов и, соответственно, по
потреблению материальных благ, в том числе и в жилищно-коммунальной сфере.
Население с
наиболее низкими доходами отличается и более низкой обеспеченностью жильем -
это можно проследить на примере размера жилой площади, приходящейся на одного
члена домохозяйства (см. таблицу 4). Причем отставание низкодоходных семей от
группы домохозяйств с более высокими доходами даже за такой короткий промежуток
как три года увеличилось. К настоящему моменту это отставание еще более
увеличилось. Жилье стало предметом купли-продажи, и люди с наиболее высокими
доходами получили возможность улучшить свои жилищные условия, чего нельзя
сказать о малообеспеченных гражданах. Сокращение жилищного строительства и
бесплатного предоставления жилья, падение уровня жизни значительной части семей
привели к тому, что часть домохозяйств была вынуждена даже пойти на ухудшение
своих жилищных условий.