Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Зимняя И.А. КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании (4)
(Статьи)

Значок файла Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: Учеб. пособие. – Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. – 175 с. (5)
(Книги)

Значок файла ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА: НОВЫЕ СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (5)
(Статьи)

Значок файла Клуб общения как форма развития коммуникативной компетенции в школе I вида (11)
(Рефераты)

Значок файла П.П. Гайденко. ИСТОРИЯ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ В ЕЕ СВЯЗИ С НАУКОЙ (12)
(Статьи)

Значок файла Второй Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурное многообразие: от прошлого к будущему»: Программа. Тезисы докладов и сообщений. — Санкт-Петербург: ЭЙДОС, АСТЕРИОН, 2008. — 560 с. (15)
(Статьи)

Значок файла М.В. СОКОЛОВА Историческая память в контексте междисциплинарных исследований (15)
(Статьи)


Заказ научной авторской работы

Направления корректировки методологии обеспечения устойчивого состояния банковского сектора

Одним из основных условий нормализации процесса перехода российской
банковской системы на рыночные условия хозяйствования является
полноценная методологическая проработка этого процесса, поиск методов,
адекватных российским экономическим реалиям. В этом направлении
достижение устойчивости банковского сектора российской экономики играет
одну из ключевых ролей вследствие того, банковский сектор представляет
собой одну из сфер, при посредстве которой реализуется воздействие субъекта
управления - государства - на объект управления - экономику. Следовательно,
основная цель разработки методологии управления устойчивостью банковского
сектора лежит в двух плоскостях: во-первых, найти такие методы управления
банковским сектором, которые бы обеспечили его устойчивое
функционирование и исполнение целевой функции ? содействие
экономическому росту; во-вторых ? найти действенные методы создания
полезных условий для его функционирования, т.е. обеспечить оптимальное
воздействие макрофакторов, наилучшим образом способствующих исполнению
целевой функции.
Л. Эрхард писал: «Переход от рыночной экономики к плановой не
представляет никаких проблем, тогда как, наоборот, замена плановой экономики
свободным рыночным хозяйством сопряжена с неимоверными трудностями.
126
Причина заключается в том, что отойти от экономики сбалансированных
тенденций легко, трудно, напротив, при вышедшей из естественного равновесия
экономике сразу, без перехода, дать простор свободному рынку» [199, с.45]. При
этом важно помнить, что он имел в виду прежде всего Германию середины XX
века - промышленно развитую страну с конкурентоспособной экономикой. Хотя
экономика фашистской Германии и была централизованно управляемой,
структурно она сохраняла свою ориентацию вовне, не была уничтожена частная
собственность, конкурентоспособность продукции не претерпела глобальных
изменений. Поэтому в Германии при переходе от плановой экономики к
рыночной после Второй мировой войны нужно было менять не систему уп-
равления как таковую, а лишь структуру управления.
В нашей же ситуации корректировки требует именно сама система
управления. Действия денежных властей по отношению к объектам управления
(кредитным учреждениям) носят, как правило, преимущественно фискальный
характер и, что совершенно закономерно, вызывают ответную негативную
реакцию объектов. Следствием этого становится потеря управляемости
экономикой, и конкретно - денежным обращением и деятельностью банковских
структур; любые методы управления, принятые в мировой экономической тео-
рии и практике ? реструктуризация банковской системы, долгов банков,
различного рода взаимозачеты - в сегодняшних условиях не дадут желаемых
результатов.
Государством в настоящей ситуации, для полноценного контроля и
управления процессом реформ должно обладать реальными финансовыми
127
рычагами воздействия как на текущую ситуацию, так и на достижение
прогнозной перспективы.
Методология управления устойчивостью банковского сектора России
должна строиться на основе более расширенной, чем принципы локального
подхода и не ограничиваться анализом количественных данных и применением
отдельных аналогий с ограниченным кругом стран, относящихся к категории
«современных обществ».
Чтобы сохранить действенность управления устойчивостью банковского
сектора и адекватность этого управления реальной ситуации и потребностям
макроэкономической политики, важно исходить из того, что истинно научная
методология как процесс выявления причинно-следственных связей социально-
экономических процессов и явлений, подразумевает комплексный и системно-
функциональный подход к проблемам развития банковского сектора и
обеспечения его устойчивости.
В противном случае все попытки спрогнозировать и направить это
развитие в русло обеспечения экономического роста будут иметь характер
желаемых (или нежелаемых) предположений: «сегодня произошло плохое
событие на рынке, поэтому завтра будет еще хуже», или же ограничиваться
описанием уже произошедшего события с попыткой экстраполяции на будущее
только путем учета факторов, которые влияли на поведение ретроспективного
динамического ряда.
В этой связи важно восстановить взгляд на методологию обеспечения
динамического равновесия банковской системы как на синтез причинно-
следственных взаимосвязей не только в рамках самой банковской системы, но и
128
во всей социально-экономической структуре, и, соответственно, ? на научное
прогнозирование как процесс синтеза прошлого, настоящего и будущего.
Подлинная и целостная картина реального состояния самого банковского
сектора и процессов его взаимодействия с другими секторами экономики
возможна только в рамках комплексного системного подхода к анализу, в
основе которого должна лежать совокупность целевой функции исследования,
ограничений данной функции, а также системы стоимостных измерителей,
описывающих ее экономические категории.
Представляется, что базой построения методологии обеспечения
устойчивого развития банковского сектора российской экономики должна стать
категория сопряженности направлений его развития с направлениями
социально-экономического развития страны. При этом понятие экономической
категории должно рассматриваться не равнозначно понятию «экономический
инструмент», а как определенная система отношений. Применительно к
банковскому сектору это означает, что проведение мероприятий по обеспечению
его устойчивости и динамического равновесия комплексе с его инструмен-
тальным обеспечением при отсутствии такой категории, как целеполагание,
превращает устойчивость банковского сектора из необходимого условия его
функционирования в интересах всех субъектов экономики в самоцель.
Отсутствие категории целеполагания превращает мероприятия по обеспечению
нормального функционирования банковского сектора в бесконечный перебор
инструментов управления этим процессом ? клиринги, санации,
реструктуризации, и пр., создавая замкнутый круг.
129
Основным условием достижения желаемой реакции объекта управления
(банковского сектора) на действия субъекта управления (денежных властей)
является адекватность используемых методов и инструментов управления
состоянию экономики и законодательно закрепленное содержание категории
целеполагания. В качестве примера можно привести опыт Германии, где
основные положения экономической политики государства в качестве его
конституционных обязанностей - и прежде всего обязанность поддержания об-
щехозяйственного равновесия - закреплены в Конституции ФРГ [199, с.50] .
Закон 1967 года «О содействии стабильности и росту экономики» («Закон
о стабильности») вывел на первый план среди других проблем разработки
методологии управления народным хозяйством страны проблему
информированности органов государственного управления. В рамках решения
данной проблемы, ставшей ключевой для реализации программы
восстановления системы государственного управления как создания
предпосылок возрождения денежного обращения, повышения эффективности
денежно-кредитной политики и общеэкономического равновесия, требуется
разработка и позиционирование государственных приоритетов.
Применение германского - впрочем, как и любого другого ? опыта
невозможно без системного подхода к восстановлению государственной
системы управления российской экономикой, поскольку экономическое
развитие есть результат взаимодействия как производственных так и
непроизводственных процессов, связанных посредством возникающих в
процессе производства отношений между людьми.
130
Выработка адекватной современным российским реалиям методологии
обеспечения устойчивости банковского сектора позволит более точно
идентифицировать истинные причины кризисных явлений и находить
действенные пути их устранения, принимать эффективные управленческие
решения на всех уровнях управления.
Первоочередной законодательной инициативой на федеральном уровне
должна стать разработка системы управляющих воздействий со стороны
государства, принятия законов о регулировании национального денежного
обращения, о кредите, о стабильности экономики, о ценовом регулировании, о
правах и обязанностях кредиторов и заемщиков, которые призваны стать
закономерным этапом развития информационно-аналитической,
методологической и теоретической базы реформирования государственной
системы управления народным хозяйством страны.
В определении степени устойчивости национального банковского сектора
наиболее значимыми являются те характеристики, которые отражают
качественные изменения в деятельности институтов кредитной системы.
В обеспечение сопряженности направлений развития банковского сектора
и хода основных экономических процессов необходима разработка
методологии оценки оптимальности организационной и функциональной
структуры самого банковского сектора, а также структуры совокупных
банковских активов и пассивов, их соответствия потребностям экономики
страны, задачам государственного управления.
В такой оценке целесообразно разработать и использовать ряд
индикаторов (качественных характеристик) состояния банковского сектора.
131
В состав качественных характеристик процесса развития банковского
сектора могут быть включены следующие.
Первое. Оценка структурных сдвигов в формировании внутреннего
кредита. Действительно, от того, по каким направлениям происходит
размещение внутреннего кредита, какими методами и правами пользуются
основные заемщики (федеральное правительство, местные органы власти,
внебюджетные фонды, предприятия реального сектора и другие субъекты
кредитного рынка), зависит эффективность функционирования кредитной
системы в целом, степень координации тенденций развития банковского
сектора и других секторов национальной экономики.
Второе. Структурные сдвиги в банковских активах и пассивах. Оценка
динамики активных и пассивных операций банков в разрезе основных групп как
заемщиков, так и банковских кредиторов позволяет сделать выводы о степени
подверженности банковского сектора изменению внешних факторов, таких, как
политическая конъюнктура, состояние реального сектора, настроения в
экономическом сообществе, зависимость от международных партнеров.
Распределение основных групп заемщиков и кредиторов по принципу
функционального назначения в воспроизводственной структуре дает
возможность видеть, насколько эффективно банковский сектор обслуживает те
или иные звенья воспроизводственной структуры, каким образом
распределяются между ними финансовые потоки, насколько равномерно
происходит этот процесс. Также эта характеристика позволяет выявить
тенденции неравномерного накопления финансовых ресурсов в различных
132
сегментах экономики и при необходимости принять своевременные меры к
устранению этих явлений.
Третье. Доля операций с иностранной валютой в общем объеме
операций. Эта характеристика позволяет определить степень воздействия такого
макрофактора, как состояние национальной валюты, доверие к национальной
денежной единице, а соответственно, степень зависимости банковского сектора
от изменения курса национальной валюты и конъюнктуры мировых рынков. Чем
выше эта зависимость, тем в большей степени банковский сектор может
называться неустойчивым.
Четвертое. Распределение банковских активов и пассивов по
срочности. Преобладание в банковских пассивах ресурсов краткосрочного
характера негативно влияет на структуру банковских кредитов,
противодействует развитию долгосрочного инвестиционного кредитования.
Методология воздействия на структуру пассивов, соответственно, должна
включать в себя способы формирования доверия населения к государственной
политике и национальной валюте, увеличение уровня доходов основной массы
населения (в зависимости от того, насколько он позволяет осуществлять
накопления в денежной форме), увеличения объема свободных средств и
прибыли предприятий, хранящихся на банковских счетах.
Пятое. Достаточность на финансовом рынке разнообразных мобильных
инструментов поддержания рублевой ликвидности банков. Недостаточность
таких инструментов, ограниченность их количества практически ведет к
монополизации их эмитентом воздействия на банковскую ликвидность, т.е.
чрезмерную зависимость банковской ликвидности от субъективного фактора
133
доходности и ликвидности отдельных бумаг. Соответственно, устойчивость
банковского сектора также ставится в зависимость от этих показателей.
Представляет интерес, на наш взгляд, и заслуживает внедрения в практику
управления банковским сектором предлагаемая некоторыми экономистами [202,
с.37] система коэффициентов, позволяющая оценить состояние банковской
системы на основе данных балансовых отчетов банков и отчетов о прибылях и
убытках. Она включает в себя ряд коэффициентов, рассчитываемых на основе
данных о совокупных банковских активах и пассивах, их структуре и размерах.
Авторами данной методики предлагается рассчитывать каждый коэффициент по
отдельно взятому банку и затем составлять распределение банковской
совокупности согласно интервалам значений этих коэффициентов, однако, на
наш взгляд, большинство из них можно рассчитывать в целом по банковской
системе на основе данных совокупной отчетности. В число этих коэффициентов
входят следующие.
Коэффициент мгновенной ликвидности. Распределение банков по размеру
этого коэффициента показывает, насколько велика в банковской совокупности
доля банков, «перегруженных» неликвидными активами и неспособными по
первому требованию погасить обязательства перед клиентами.
Коэффициент уровня доходных активов. Распределение банков согласно
этому коэффициенту отражает доминирующую степень рискованности
банковской политики в сфере размещения активов, т.к. как правило, практически
все доходные активы (а в современных российских условиях ? практически все
активы) являются рисковыми. Чрезмерная доля банков, для которых этот
коэффициент превышает контрольное значение, означает увеличение
134
нестабильности банковской системы и рост рисков потери текущей
ликвидности. Чрезмерная доля банков, для которых этот коэффициент
существенно ниже контрольного значения, показывает потенциальную
убыточность работы этих банков или их преимущественную ориентацию на
комиссионные операции.
Коэффициент размещения платных средств. Распределение банков
согласно этому коэффициенту показывает, насколько банки эффективно
используют платные привлеченные ресурсы. Если велика доля банков, значение
коэффициента для которых превышает контрольные значения, то это отражает
масштабность процесса отвлечения платных ресурсов либо на собственные
нужды, либо на недоходные операции, а соответственно ? угрозу возникновения
проблем с возвратом средств в перспективе.
Коэффициент общей стабильности. Он характеризует потоки
финансовых средств, возникающих как доходы и расходы по всем видам
банковской деятельности. Если расходы от операций и инвестиций покрываются
за счет полученных доходов, значит, банковская система жизнеспособна, а если
доходы недостаточны, значит, ее деятельность неэффективна.
Коэффициент рентабельности активов. Отражает отношение прибыли к
активам. Его оптимальное значение определяется исходя из того, что низкая
норма прибыли может быть результатом как ссудной и инвестиционной
политики, так и чрезмерных операционных расходов, а высокое отношение
прибыли к активом может быть как результатом эффективной деятельности, так
и высоких ставок дохода от активов, что означает подверженность высокой
степени риска
135
Коэффициент достаточности капитала позволяет определить долю тех
банков, которые не имеют достаточных средств для выполнения обязательств
перед клиентами. Чем выше доля таких банков, тем, соответственно, выше
угроза стабильности банковской системы.
Коэффициент полной ликвидности. Он характеризует сбалансированность
активных и пассивных операций банков для достижения адекватной
ликвидности, применительно к банковской системе ? отражает ее способность
расплачиваться по обязательствам перед субъектами экономики в перспективе
или в случае кризиса.
Существенным в плане корректировки методологии воздействия на
обеспечение устойчивости банковской системы является также следующее
положение: весь процесс развития банковской системы, на наш взгляд, должен
рассматриваться как последовательность отдельных фрагментарных фаз, каждая
из которых порождает свои эффекты, а также учитывать эффекты перехода от
фазы к фазе как особые причинные связи, приводящие к качественным
изменениям эффекта на каждом последующем этапе. Следовательно,
методология использования воздействия макрофакторов на устойчивость
банковской системы должна быть достаточно мобильной, чтобы своевременно
модифицироваться в зависимости от условий, имеющих место на каждой
конкретной фазе.

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров