Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Заказ научной авторской работы

Пути создания эффективного механизма льгот для коммерческих банков

С 1 января 1994 года ставка налога на прибыль в части, зачисляемой в Федеральный бюджет, установлена в размере 13%.

Органами государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право устанавливать ставку налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъектов Российской Федерации для банков в размере не более 30 процентов. До принятия конкретной ставки применялась ставка 22 процента.

Банки, предоставляющие не менее 50 процентов общей суммы кредитов крестьянским (фермерским) хозяйствам, колхозам, совхозам и другим сельскохозяйственным предприятиям, перерабатывающим сельскохозяйственную продукцию, а также малым предприятиям (за исключением осуществляющих снабженческо-сбытовую, торговую или закупочную деятельность) имеют право на уменьшение ставки в полтора раза (13%:1.5 и 30%:1.4).

Ставка налога на прибыль в России - пропорциональная. В мировой практике прибыль корпораций также облагается по пропорциональной ставке (например, в США). Вообще налогообложение прибыли по пропорциональной ставке вполне оправдано, ибо оно наилучшим образом стимулирует экономическую активность - ведь отсутствует запретительная прогрессия. С другой стороны, ввиду специфических условий, создавшихся в России, на сегодняшний день налогообложение всех коммерческих банков по единой налоговой ставке не совсем рационально. Дело в том, что в России сейчас явно проглядываются два “лагеря” коммерческих банков:

?      Бывшие специализированные коммерческие банки.

?      Вновь образовавшиеся коммерческие банки.

Каждый из этих двух типов коммерческих банков имеет свои трудности и проблемы, однако, условия, в которые были поставлены эти банки, не равноценны.

Не секрет, что основным источником прибыли является маржа, полученная при перепродаже кредитных ресурсов. Она тем больше, чем меньше процент, под который привлекаются ресурсы.

Бывшие специализированные банки имеют колоссальные запасы практически бесплатных кредитных ресурсов - остатки на расчетных счетах предприятий-гигантов, находящихся, как правило, на обслуживании в этих банках. Новые же коммерческие банки, как правило, вынуждены покупать кредитные ресурсы на рынке межбанковских кредитов, где цены достаточно высокие, и следовательно, маржа этих банков не превышает 20-30%.

С нашей точки зрения, в переходном периоде ставка налога на прибыль бывших специализированных банков должна быть несколько выше, чем банков вновь образовавшихся. Другой вариант решения этой проблемы - налоговые льготы для банков, работающих менее одного года, или предоставление им инвестиционного налогового кредита.

Нам могут возразить, сказав, что в России уже достаточно коммерческих банков и совершенно необязательно создавать такую систему их налогообложения, которая бы стимулировала появление новых. Действительно, главный принцип рыночной экономики заключается в том, что выживает сильнейший. Однако в сегодняшней России необходимо сначала создать более или менее равное положение для коммерческих банков различных групп.

Величина ставки для коммерческих банков - болезненный вопрос. Налог на доход взимался по ставке 30 процентов. Сейчас же максимальная ставка налога на прибыль для коммерческих банков - 43 процента. Рассмотрим на конкретном примере, какой из этих двух налогов (налог на доход по ставке 30 процентов или налог на прибыль по ставке 43 процента) выгоднее для банков и экономически более эффективен для государства:

Пусть доход банка составляет 3000 млн. руб., а сумма затрат, включаемых в себестоимость банковских услуг - 1800 млн. руб. Банк не имеет права ни на какие льготы. Тогда: сумма налога на доход составит (3000 - 1800) х 30% = 360 млн. руб., сумма налога на прибыль составит (3000 - 1800) х 43% = 516 млн. руб.

Очевидно, что сумма налога возросла почти в 1.5 раза. Для коммерческих банков это означает увеличение налогового бремени, а для бюджета - увеличение поступлений по налогу на прибыль. Однако дальнейшее повышение ставки налога на прибыль для коммерческих банков, предлагаемое некоторыми экономистами, на наш взгляд, не совсем оправдано. Так, Ларионов И.К., в частности, предлагает “с прибыли от банковской и коммерческо-посреднической деятельности взимать налог на уровне 75% (деля его поровну между федеральным и местными бюджетами)”, но при этом он также считает необходимым освободить от налогов “до 80% прибыли, инвестируемой в производственную деятельность или направленную на ее кредитование, за исключением строительства административных зданий, гостиниц, ресторанов, баров, казино.”[1]

Несмотря на предлагаемые льготы, такой подход к решению проблемы нам кажется спорным.

В случае дальнейшего повышения ставки по налогу на прибыль банков следует ожидать снижения поступлений по налогу в бюджет. Это обусловлено действием принципа, доказанного американским ученым Лаффером. Кривая Лаффера наглядно показывает, что доходы государственного бюджета увеличиваются с повышением ставки налога на прибыль лишь до определенного уровня - критической точки. Далее с повышением ставки налога на прибыль происходит снижение абсолютной суммы доходов государственного бюджета, вызванное уменьшением налогооблагаемой базы в связи со снижением предпринимательской активности и ростом уклонений от уплаты налога. В среднем величина критической ставки налога на прибыль равна 35%. Она может колебаться в зависимости от экономических и политических условий.[2]

Если мы обратимся к зарубежному опыту налогообложения прибыли коммерческих банков, то увидим, что во многих странах ставка налога на прибыль меньше или равна 35 процентам. Так в США, например, ставка федерального налога на прибыль корпораций в 1986 году была снижена с 46% до 34%. Однако, банки уплачивают налог еще по более низкой ставке. В конце 80х - начале 90х гг. средняя ставка налога на прибыль, уплаченного банками США составляла 28%. В Великобритании средняя ставка налога на прибыль, уплачиваемого банками, была снижена с 36% в 1986 г. до 35% в 1988 г. В Бельгии средняя ставка налога составляла в 1988 году 27%, в Швейцарии - 21-26% (в зависимости от политики местных органов власти), в Голландии - 35%.

Что касается России, то, по мнению Б.Г.Федорова, “наиболее болезненным вопросом остается проблема общего налогового бремени”. Это может привести к отрицательным последствиям как в сфере производства, так и к кризису банковской системы.

С точки зрения того же Б.Г.Федорова, “угроза крупномасштабного кризиса банковской системы России чрезвычайно высока, и такой кризис по своим последствиям может быть намного тяжелее, чем кризис промышленного производства, уже потому, что в российской банковской системе отсутствуют какие-либо внутренние стабилизаторы и резервы.[3]

Одновременно в современных экономических дискуссиях по проблемам совершенствования налоговой системы и проведения эффективной налоговой политики встречаются и другие точки зрения на проблему налогового бремени, ложащегося на коммерческие банки; некоторые специалисты, например, Л.Лыкова, утверждают, что уплата налога на доходы в 1993 г. банками носила “главным образом фискальную нагрузку”, поскольку призвана была обеспечить “относительно большую устойчивость доходных поступлений по данной категории плательщиков” и позволяла в ряде случаев “существенно повысить эффективную ставку налога на прибыль банка до уровня 60 процентов и более”.[4]

Действительно, российский бюджет сегодня серьезно серьезно болен. В середине 1994 г. скрытый дефицит государственного бюджета достигал порядка 60 трлн. руб. В подобной ситуации снижение налогового бремени вообще, и ложащегося на коммерческие банки, в частности, становится весьма проблематичным. Для этого существует два основных препятствия:

?      существование проблемы покрытия растущих государственных расходов;

?      отсутствие элементарного порядка в платежном процессе.

По словам А.Шохина, “чтобы можно было решиться на расширение налоговой базы за счет снижения налогового пресса, нужно добиться, чтобы российские предприятия начали платить.

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров