Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Обработка экспериментальных данных при многократном измерении с обеспечением требуемой точности. Метод. указ. к лабораторной работе по дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация» / Сост.: В.А. Дорошенко, И.П. Герасименко: ГОУ ВПО «СибГИУ». – Новокузнецк, 2004. – 20 с. (8)
(Методические материалы)

Значок файла Методические указания по дипломному и курсовому проектированию к расчету материального баланса кислородно-конвертерной плавки при переделе фосфористого чугуна с промежуточным удалением шлака / Сост.: В.А._Дорошенко, И.П _Герасименко: ГОУ ВПО «СибГИУ». – Новокузнецк, 2003. – с. (8)
(Методические материалы)

Значок файла Методические указания по дипломному проектированию к расчету оборудования кислородно-конвертерного цеха / Сост.: И.П. Герасименко, В.А. Дорошенко: ГОУ ВПО «СибГИУ». – Новокузнецк, 2003. – 14 с. (9)
(Методические материалы)

Значок файла Исследование особенностей гидродинамики конвертерной ванны: Метод. указ. / Сост. Е.В. Протопопов, Н.А. Чернышева: СибГИУ. – Новокузнецк, 2003. – 16 с., 4 ил (8)
(Методические материалы)

Значок файла Изучение особенностей прокатки сортовых профилей. Метод. указ. / Сост.: А.Р. Фастыковский, В.Н. Кадыков, В.М. Нефедов: СибГИУ. – Новокузнецк, 2004. – 18 с (7)
(Методические материалы)

Значок файла ХИМИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ФАКУЛЬТЕТА Методические рекомендации, программа и контрольные задания для студентов заочного факультета (8)
(Методические материалы)

Значок файла Задания для пятнадцатиминутных опросов на практических и лабораторных работах: /Сост.: Ж.М.Шулина, О.Р.Глухова: ГОУ ВПО «СибГИУ».-Новокузнецк, 2003 (8)
(Методические материалы)


Заказ научной авторской работы

Происхождение банковского капитала

Вопросы надежности банковской системы остаются актуальными несмот-
ря на то, существует ли в стране кризисная ситуация или нет. Во многом на-
дежность коммерческого банка, если судить по нормативным актам Банка Рос-
сии, определяется величиной и структурой собственного капитала банка, так
как большинство показателей деятельности коммерческого банка, на которые
опирается Банк России при характеристике "здоровья" банка, используют в ка-
честве одной из расчетных величин размер собственного капитала.
Однако прежде чем говорить о том, служит ли собственный капитал банка
показателем его надежности или нет, необходимо дать четкую характеристику
тому, что называется собственным капиталом банка. Так как данное понятие
является составным (включающим указание принадлежности – "собственный",
"банковский» и сущности – "капитал"), то составляющие его элементы, очевид-
но, являются не только взаимосвязанными, но и взаимозависимыми. Поэтому
рассмотрим данное понятие как совокупность категорий капитал и банковский
капитал (капитал банка).
В экономической литературе и предпринимательской практике, пожалуй,
нет термина, используемого столь часто и одновременно столь неоднозначно
как "капитал". В словаре иностранных слов говорится, что слово капитал про-
исходит от латинского capitalis – главный.1 Поэтому, на наш взгляд, необходи-
мо разобраться с тем, что понимать под капиталом вообще и под собственным
капиталом банка в частности. Обратимся к учениям различных ученых о капи-
тале.
К. Маркс определил капитал как стоимость, приносящую прибавочную
стоимость2. Если последнюю рассматривать как прибыль, то данное определе-
ние вполне справедливо, так как рыночное производство вообще и банковская
1 См.: Словарь иностранных слов. М.: Рус.яз., 1988. С.213.
2 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд., т.25, ч.II, С.380-381.
11
деятельность в частности, без прибыли нецелесообразны, так как цель любой
предпринимательской деятельности – получение прибыли. Кроме того,
К. Маркс подчеркивает, что самовозрастание капитала немыслимо без его дви-
жения.
В современной экономической науке капитал рассматривается как абст-
рактная производительная сила, как источник процента. Это означает призна-
ние того факта, что любой предмет, приносящий его владельцу постоянный до-
ход на протяжении длительного времени, можно назвать капиталом (такого оп-
ределения придерживаются Л. Вальрас и И. Фишер). Многие американские
экономисты (Д. Хайман, П. Хейне, П. Самуэльсон и другие) определяют капи-
тал как ресурс длительного пользования, создаваемый с целью производства
большего количества товаров и услуг. При этом физически капитал трактуется
как машины, здания и сооружения, станки, запасы и человеческий капитал. Ряд
экономистов (Дж. Робинсон, Р. Дорнбуш) трактуют капитал как деньги, как
универсальный товар делового мира.
На наш взгляд, наиболее обобщенную характеристику капитала дает
именно классическая школа экономической теории. Поэтому, раскрывая эко-
номическую сущность собственного капитала банка и обращаясь к его эконо-
мическому происхождению, следует использовать учения о капитале К. Мар-
кса.
Необходимо отметить, что предметом изучения К. Маркса является про-
мышленный, а не банковский капитал. Промышленный капитал может высту-
пать в трех формах: денежной, производительной и товарной. На определенной
ступени развития общества товарная и денежная формы капитала обособляют-
ся, и возникает торговый и ссудный капитал, а затем уж и фиктивный капитал в
виде вложений в ценные бумаги.
Движение промышленного капитала происходит по формуле Д-Т-Д`. Бан-
ковский же капитал движется по иной формуле – это капитал денежный, пере-
ходящий в форму ссудного капитала и возвращающийся в капитал промыш-
ленный или торговый, а затем опять в денежный. Иначе говоря, его движение
происходит по формуле: Д`-(Дв -Дс)-Т`-Д``, где Д`- это денежный капитал, в ви-
12
де сконцентрированных у "денежного" капиталиста временно свободных де-
нежных средств, причем реализовать свою стоимость и произвести стоимость
прибавочную данный денежный капитал может лишь через переход в иную
форму капитала. Банк в данном случае выступает посредником между "денеж-
ным" капиталистом и функционирующим капиталистом, у которого имеется
недостаток капитала в денежной форме и который способен трансформировать
данный капитал в форму производственную. Причем банк вначале трансфор-
мирует данный денежный капитал в ссудную форму, а уж потом происходит и
окончательная трансформация капитала от денежной формы к товарной. По-
этому Дв – это вложенный в банк денежный капитал, а Дс – это ссудный капи-
тал. Однако, нельзя отождествлять банковский капитал с ссудным капиталом.
Обратим внимание на то, что под банковским капиталом К. Маркс пони-
мает определенное развитие ссудного капитала. Иначе говоря, исходной фор-
мой возникновения банковского капитала является ссудный капитал, который
образуется в силу того, что промышленные и торговые капиталисты применяют
не только свой собственный капитал, но и заемный. На определенной ступени
развития капиталистического способа производства возникает особая группа
капиталистов, которая концентрирует в своих руках свободные денежные сред-
ства и отдает их во временное пользование функционирующим капиталистам.
В результате возникает особый специфический вид капитала – ссудный капи-
тал.
Ссудный капитал принципиально отличается от промышленного и торго-
вого капиталов. Так, ссудный капитал – это капитал - собственность в противо-
положность промышленному и торговому капиталам, которые выступают как
функционирующие капиталы. Если промышленный и торговый капиталы при-
носят прибыль в силу того, что они вложены либо в промышленность, либо в
торговлю, т.е. в силу того, что они функционируют, работают, то ссудный ка-
питал самовозрастает, приносит прибыль только потому, что он является собст-
венностью того или иного субъекта экономики. Как капитал - собственность, он
не покидает своего собственника окончательно, а через определенное время
13
возвращается к нему. Причем не просто возвращается, а приносит своему вла-
дельцу прибыль в виде процента.
Другая важная специфическая особенность ссудного капитала состоит в
том, что он принимает форму товара. Конечно, это специфический товар, или,
как говорит К. Маркс, – товар особого рода. В отличие от товара-вещи, который
является продуктом труда, здесь в качестве товара выступает самовозрастаю-
щая стоимость, обладающая способностью удовлетворять потребность своего
владельца в получении прибыли. Тем самым деньги помимо потребительной
стоимости, которой они обладают в качестве денег как всеобщего эквивалента,
приобретают добавочную потребительную стоимость как капитал. При этом
деньги выступают как капитал не только для их владельца, но и для функцио-
нирующих капиталистов. Более того, ссудный капитал выступает как самовоз-
растающая стоимость только потому и в силу того, что он дает возможность
торгово-промышленным капиталистам вложить деньги в дело и получить нор-
мальную прибыль. Именно в силу этого деньги из потенциального капитала
превращаются в реальный, функционирующий капитал.
Впоследствии с появлением банков, денежный капиталист не сам непо-
средственно передает свои деньги функционирующему капиталисту, а передает
их через банк. С появлением посредника между денежным капиталистом и
функционирующим появляется такая категория как банковский капитал, кото-
рая не тождественна категории ссудного капитала.
Когда мы говорим о ссудном капитале, то мы говорим только о капитале,
приносящем проценты, и о тех отношениях, которые выражены в этом капита-
ле. Откуда берется этот капитал, как складывается – в категории ссудного ка-
питала не выражено. В категории банковского капитала как раз подчеркивается,
как складывается этот капитал. И это, конечно, имеет не только технико-
организационное, но и социально - экономическое значение. Маркс подчерки-
вает, что банкир предоставляет функционирующим капиталистам весь общест-
венный капитал, все денежные средства. Таким образом, противоречие между
общественным характером производства и частным характером присвоения
14
здесь обостряется. Благодаря банкиру капитал становится по сути дела общест-
венным. Это как раз и выражает категория банковского капитала.
Существование банкира не меняет природы капитала, приносящего про-
центы, но банковская система в значительной мере преобразует состав этого
капитала. В ссудный капитал превращаются такие денежные суммы, которые
без этой системы вовсе не реализовали бы своей добавочной потребительной
стоимости.
Именно благодаря банку свободные (не занятые в производстве, торговле,
то есть не "работающие") денежные ресурсы различных субъектов хозяйствен-
ной жизни (в том числе средства разных слоев населения) получают возмож-
ность реализовать свою добавочную потребительную стоимость. Только банк,
мобилизуя и привлекая их в производство, делает возможным их превращение
в стоимость, приносящую прибавочную стоимость.
Здесь возникает вопрос о том, можно ли так однозначно охарактеризовать
банк как посредника в кругообороте капитала. Например, В.И. Ленин в своей
работе "Империализм как высшая стадия капитализма" выделяет основное
предназначение банков как "посредников в платежах и кредите"1. Однако, далее
он пишет: "По мере развития банковского дела и концентрации его в немногих
учреждениях, банки перерастают из скромной роли посредников во всесильных
монополистов, распоряжающихся почти всем денежным капиталом"2. К. Маркс
же отмечает, что банки с одной стороны представляют централизацию денеж-
ного капитала, а с другой – централизацию заемщиков.3
Наше мнение по данному вопросу не является новым и оригинальным. Ко-
нечно, с одной стороны банк – это не функционирующий капиталист, так как не
создает определенного товара. Но необходимо отметить, что банк все же явля-
ется производителем, так как производит специфические банковские продукты.
Именно данное замечание показывает, что хотя банковский капитал и происхо-
1 См.: Ленин В.И. ПСС. 5-е изд. Т.27. С.30.
2 См.: Там же.
3 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 25 Ч 1. С. 394.
15
дит от ссудного капитала, но существенно от него отличается, так как носит не
только посреднический, но и производственный характер.
Деятельность банковских учреждений так многообразна, что их действи-
тельная сущность оказывается неопределенной. В современном обществе банки
занимаются самыми разнообразными видами операций. Они не только органи-
зуют денежный оборот и кредитные отношения; через них осуществляется фи-
нансирование народного хозяйства, купля - продажа ценных бумаг, а в некото-
рых случаях посреднические сделки и управление имуществом. Кредитные уч-
реждения выступают в качестве консультантов, участвуют в обсуждении на-
роднохозяйственных программ, ведут статистику, имеют свои дочерние пред-
приятия.
Но, как и любое предприятие, банк является самостоятельным хозяйст-
вующим субъектом, обладает правами юридического лица, производит и реали-
зует продукт, оказывает услуги, действует на принципах хозрасчета. Мало чем
отличаются и задачи банка как предприятия. Банк также решает вопросы, свя-
занные с удовлетворением общественных потребностей в своем продукте и ус-
лугах, реализацией на основе полученной прибыли социальных и экономиче-
ских интересов, как членов его коллектива, так и интересов собственника иму-
щества банка. Банк может осуществлять все виды хозяйственной деятельности
(разумеется, если они не противоречат законам страны, вытекают из Устава
банка). Как и любое другое предприятие, банк должен иметь специальное раз-
решение (лицензию).
В доказательство того, что банки являются производителями, остановимся
более подробно на понятии банковского продукта. В российской экономиче-
ской литературе, как и в практике, термин "банковский продукт" появился в
связи с переходом к рыночной экономике, причем в практику он достаточно
прочно вошел только во второй половине 90-х годов. За рубежом, говоря о бан-
ковской продукции, подразумевают под этим услуги или операции, совершен-
ные банком, его действия, предпринимательскую акцию, направленную на
16
удовлетворение потребностей клиентов.1 При этом иногда встречается сочета-
ние понятий банковского продукта и банковской услуги (bank`s products and
services), где под услугой понимаются определенные действия в интересах кли-
ентов, а под продуктом - действия банка от своего имени, за свой счет и в своих
интересах2. Учитывая определения толковых словарей понятий "услуга" и "про-
дукт", можно сделать вывод о том, что услуга это процесс деятельности, а
продукт – результат данной деятельности. С данной позиции продуктами сер-
висных предприятий являются не услуги, а результат их действия. Так, если ус-
луга банка - осуществление платежей, то продукт – осуществленный платеж.
Однако единого подхода к определению банковского продукта в отечественной
науке в настоящее время нет.
Например, Э. А. Уткин определяет банковский продукт как разнообразные
действия на финансовом рынке, денежные отношения, осуществляемые ком-
мерческими банками за определенную плату по поручению и в интересах кли-
ентов, а также действия, имеющие целью совершенствование и повышение эф-
фективности банковского предпринимательства.3 О. В. Грядовая дает следую-
щее определение: "банковский продукт – общая категория, характеризующая
любой вид банковской деятельности, операций, услуг, выполняемых для клиен-
тов банка и оплачиваемых ими по вполне определенной цене".4 На наш взгляд,
наиболее обобщающим является определение банковского продукта, данное
А.П.Мирецким. По его мнению, банковский продукт – это "регламентирован-
ная система взаимосвязанных между собой предметов и действий продавца,
предназначенная для реализации на рынке банковских услуг на конкретных ус-
1 Уткин Э.А., Морозова Н.И., Морозова Г.И. Инновационный менеджмент. М.: АКАЛИС.
1996.С.113.
2 См.:Aleda V.Roth., Marjolijn van der Velde, “World class banking Benchmarking the Strategies
of Retail Banking Leaders”, Fuqua School of Business, Duke University Bank Administration
Institute, 1993; Marjanovic S. Bank-America Enhances Cash Manadment Products // American
Banker. 1996, Desember 3, P. 5.
3 См.: Уткин Э.А. Основы маркетинга. Новосибирск: Наука, 1992. С.114.
4 Грядовая О.В. Ценообразование на банковский продукт. Автореферат на соискание ученой
степени д.э.н. М.: Рос. экон. академия. 1995, С.25.
17
ловиях потребителю, с целью удовлетворения его определенных потребно-
стей"1.
Деятельность банков на рынке как продавцов весьма специфична, так как
банковский продукт обладает рядом отличительных особенностей, наклады-
вающих специфику и на деятельность банка, и на его взаимоотношения с кли-
ентами, и на банковский капитал. Такими специфическими характеристиками
банковского продукта являются: абстрактность (неосязаемость и сложность для
восприятия); неотделимость от источника; непостоянство качества (неодинако-
вость); несохраняемость; договорной характер банковского обслуживания;
связь банковского обслуживания с деньгами; протяженность обслуживания во
времени; вторичность удовлетворяемых потребностей.
Концепция абстрактности имеет две стороны: во - первых, ее можно по-
нимать как неосязаемость, а во - вторых, как сложность для восприятия. Оба
этих качества присущи банковским продуктам, таким образом, они являются
абстрактными вдвойне. Именно данное свойство банковского продукта и не
позволяло длительное время рассматривать банки как предприятия что-либо
производящие. Банковский продукт не существует отдельно от банка, в отличие
от товара, который в материальном виде существует независимо от присутствия
или отсутствия его производителя (источника). Именно неотделимость банков-
ского продукта от источника накладывает дополнительные требования к вели-
чине капитала банка. Банковский капитал должен удовлетворять требованию
достаточности для производства заявленного комплекса продуктов, в против-
ном случае банк рискует потерять потребительскую аудиторию, сомневаю-
щуюся в возможностях банка.
Банковские продукты неразрывно связаны с использованием денег в раз-
личных формах и качествах (деньги предприятий, деньги коммерческих бан-
ков, деньги центрального банка в форме наличности, бухгалтерских записей
1 Мирецкий А.П. Конкурентная позиция банка. Автореферат на соискание ученой степени
к.э.н. – Саратов. 1999 г. С.6.
18
или платежно-расчетных документов). А ко всему, что связано с деньгами, лю-
ди относятся с особенным вниманием. Это ставит деятельность банка в зависи-
мость от доверия клиентов и требует усилий, направленных на укрепление это-
го доверия и роль капитала банка здесь первостепенная.
Таким образом, специфика предлагаемых банком продуктов вытекает, с
одной стороны, из их принадлежности к сфере услуг и, с другой стороны, из
особенностей происхождения банковского капитала. Но именно производство и
реализация банковских продуктов позволяет капиталу, меняя свою форму с де-
нежной на товарную (в виде продаваемого банком продукта), реализовать свою
потребительскую стоимость (удовлетворить потребности клиента) и создать
прибавочную стоимость (удовлетворить интересы банка).
Таким образом, коммерческий банк является предприятием, производящим
специфические банковские продукты. Следовательно, банковский капитал но-
сит функционирующий, а не только посреднический характер. Данное утвер-
ждение справедливо, так как функционирующий капитал от фиктивного отли-
чается тем, что может быть овеществлен, то есть, превращен в товар (или про-
дукт). Поэтому движение капитала в банке происходит по обычной формуле
движения капитала (Д - Т - Д’), но товаром выступает специфический банков-
ский продукт.
Следовательно, банковский капитал, происходящий от ссудного капитала,
является капиталом функционирующим, то есть производственным. Данная
предпосылка очень важна для определения сущности собственного капитала
банка и его основных функций.
Из приведенного анализа происхождения банковского капитала можно
сделать вывод о том, что банковский капитал необходимо поделить на собст-
венный капитал банка и капитал, не являющийся собственностью капиталиста.
Однако, по К. Марксу, собственный капитал – это капитал владельцев компа-
нии, рассмотрим, так ли это в банковском деле.

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров