Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Заказ научной авторской работы

Стратегия управления собственным капиталом

Под стратегией управления собственным капиталом банка, на наш взгляд,

следует понимать ключевые направления достижения уровня адекватности ка-

питала, необходимого для реализации корпоративной миссии банка.

Корпоративная

стратегия

Регулятивные требова-

ния к капиталу

Анализ внешних и

внутренних факторов

Активный менеджмент

(реализация инструментов

управления капиталом)

Внешняя среда Система управления соб-

ственным капиталом

Диагностика состояния

имеющегося собственного

капитала

Разработка / корректировка стратегии

управления капиталом

Оперативный план

управления капиталом

114

На наш взгляд можно выделить три типа стратегии управления собствен-

ным капиталом банка:

1. Стратегия управления, основной упор в которой делается на обеспече-

ние максимальной отдачи капитала, то есть на максимизацию прибыли при

поддержании ликвидности: ПРИБЫЛЬ > ЛИКВИДНОСТЬ.

2. Стратегия управления, в которой предпочтение отдается поддержанию

ликвидности при заданной норме прибыли: ЛИКВИДНОСТЬ > ПРИБЫЛЬ.

3. Стратегия, в которой ликвидность и прибыль уравновешены:

ЛИКВИДНОСТЬ = ПРИБЫЛЬ.

При выборе той или иной стратегии управления собственным капиталом

поведение банка на рынке и соответствующие управленческие мероприятия бу-

дут различными. Так, при выборе первой стратегии основной задачей управле-

ния собственным капиталом банка – насколько возможно снизить коэффициент

иммобилизации, обеспечивать капитал на минимально возможном для покры-

тия риска уровне, причем риск иногда осознанно занижается, так как при дан-

ной стратегии ликвидностью в некоторых моментах можно пренебречь ради

прибыли. Основной упор в оценке банковской деятельности делается на пока-

затели рентабельности. В целях наращивания прибыли без формирования до-

полнительных резервов под рисковые операции, часть активов переводится за

баланс банка. Особое внимание уделяется направлениям использования прибы-

ли. Дивидендная политика направлена на поддержание высокой курсовой

стоимости акций. Наращивание капитала за счет внешних источников не при-

ветствуется, а если и проводится, то умеренными темпами и по самому малоза-

тратному пути. Основным достоинством модели является высокая рентабель-

ность капитала, высокая норма прибыли, высокие дивиденды. Недостаток – вы-

сокие требования к квалификации всех банковских специалистов, а особенно

менеджеров, управляющих капиталом, высокий риск потери ликвидности.

При выборе второй стратегии – основная цель управления капиталом бан-

ка – обеспечить настолько высокий уровень капитала банка, чтобы покрыть

всевозможные риски с избытком, то есть иметь больший запас прочности бан-

115

ка. Экономической отдачей капитала в данном случае можно пренебречь. Вы-

полнение нормативов обязательно. Риски иногда завышаются в целях подстра-

ховки. Капитал наращивается быстрыми темпами, но не всегда эффективно.

Достоинство модели – устойчивость в краткосрочном кризисном периоде при

высоких рисках банковской деятельности. Недостаток – заниженная прибыль,

низкие дивиденды, излишек ликвидности. Обычно такая модель выбирается

банками, проводящими умеренную политику на рынке и занимающими относи-

тельно небольшую долю, либо банки, готовящиеся к внедрению агрессивной

политики по захвату рынка в долгосрочной перспективе, либо крупными бан-

ками.

Третья стратегия является, по мнению автора, самой оптимальной. В дан-

ном случае при управлении собственным капиталом должны соблюдаться два

требования – эффективность и рентабельность капитала, и поддержание доста-

точной устойчивости. Банк ведет уравновешенную по рискам политику, при-

быль растет небольшими темпами, дивиденды невелики и часто направляются

на капитализацию. Каждый шаг оценивается с позиций его оптимальности.

Достоинства данной модели очевидны, недостаток – весьма трудоемкий про-

цесс управления капиталом, который возможен только с применением совре-

менных методов автоматизации процесса управления. Данная модель характер-

на для банков ориентированных на долгосрочную деятельность.

Мы уже отмечали, что стратегия управления собственным капиталом бан-

ка является частью корпоративной стратегии и подчинена последней. Рассмот-

рим данную зависимость.

При всем многообразии стратегий, основными типами стратегии россий-

ских банков, по мнению многих экономистов, являются – стратегия, ориенти-

рованная на снижение издержек и стратегия, ориентированная на дифферен-

циацию продукта, а также стратегия фокусирования, отражающая приоритет-

ность деятельности банка на том или ином сегменте рынка (рыночной нише).

В случае выбора банком стратегии, направленной на снижение издержек,

то он ориентируется на широкую клиентуру и оказание стандартизированных

116

услуг. Следовательно, затраты на управление и маркетинг в таком банке не ве-

лики. Риск концентрации практически исключен. Совокупный риск банковской

деятельности диверсифицирован по клиентам. Требования к капиталу растут

пропорционально росту доли банка на рынке. Скорее всего, в данном случае

будет выбран третий тип стратегии управления капиталом или второй, учиты-

вая, что в основе получения прибыли лежит снижение издержек, особенно на-

кладных и операционных расходов, а не проведение высокорисковых и вместе с

тем высокоприбыльных операций.

Стратегия дифференциации, наоборот, предполагает оказание банком ин-

дивидуализированных услуг, причем возрастает не только риск концентрации,

(то есть рост доли операций на одного клиента), но и прочие банковские риски.

Таким образом, повышаются требования к резервной части банковского капи-

тала. Вместе с тем высоки издержки на производство уникальных банковских

продуктов с малопрогнозируемой рентабельностью, что требует от банка обла-

дания значительным капиталом в качестве ресурсной базы. Очевидно, что в

данном случае банк склонен к риску, и основной стратегией управления капи-

талом будет первый тип.

Если под стратегией фокусирования понимать "карманность" банка, то

есть основной целью деятельности банка является обслуживание учредителей,

то здесь требования к величине капитала могут быть незначительны. Однако

определяющими факторами в стратегии управления собственным капиталом

будут требования, предъявляемые со стороны владельцев банка1. Если же рас-

сматривать стратегию фокусирования как некую специализацию банка, то здесь

ключевым фактором, определяющим задачи управления капиталом, становится

направление данной специализации. В любом случае требования к капиталу

должны отражать высокий риск концентрации.

1 Капитал Газпромбанка и Ориенбанка, обслуживающего молочный комбинат в г.Оренбурге

будет различным, так как даже в обслуживании учредителей поставлены разные задачи и

совершенно несопоставим объем операций банков.

117

Конечно, процесс разработки и реализации стратегии банковской деятель-

ности весьма сложен и основан на всестороннем анализе внешней среды и

внутренних возможностей банка. Однако, общим правилом является то, что

стратегия деятельности должна быть ориентирована на достаточно длительный

срок деятельности банка и должна включать в себя стратегические планы по

всем направлениям деятельности банка. Иначе говоря, стратегия банковской

деятельности включает в себя стратегический план развития кредитного бизне-

са, бизнеса по привлечению ресурсов, трастового бизнеса, расчетного бизнеса и

иных сфер деятельности банка. Составной частью стратегии банка является

описание основных принципов банковского менеджмента как финансового, так

и кадрового. Тактика деятельности должна отражать основные положения стра-

тегического плана, а не вносить в него коррективы. Таким образом, управление

тем или иным аспектом деятельности банка призвано сохранять целостность

банковской стратегии. Ситуация, когда стратегию приходится менять, должна

рассматриваться как форс-мажорное обстоятельство. То же самое касается и

процесса управления собственным капиталом банка, который должен быть ор-

ганичной составной частью реализации стратегии банка. Стратегия банка опре-

деляет и его размер, и масштабы его деятельности, что, в конечном итоге, ока-

зывает существенное влияние на управление собственным капиталом банка.

Однако на выбор и формирование стратегии управления собственным ка-

питалом банка оказывают влияние и иные факторы. Ни один коммерческий

банк не существует изолированно от экономической и политической жизни

общества. На банк как субъект рыночных отношений оказывает влияние значи-

тельное число факторов, которые непременно накладывают определенный от-

печаток на деятельность банка и на процесс управления этой деятельностью. На

процесс управления любым аспектом банковской деятельности оказывают

влияние две группы факторов: факторы внешней и внутренней среды. Схема-

тично влияние данных факторов можно отразить приведенным на схеме 3.2.

образом.

118

Схема 3.2. Влияние факторов на стратегию управления собственным капиталом банка

Рассмотрим влияние данных факторов подробнее. Влияние факторов мак-

росреды – это в первую очередь влияние на всю деятельность коммерческого

банка. Это основные пять групп факторов: природные, политико - правовые,

социо - культурные, технологические и экономические факторы. Подробная

схема совокупности факторов данной группы представлена в Приложении № 3.

Действие данных факторов необходимо учитывать в совокупности и по

степени их значимости при управлении собственным капиталом банка. На наш

взгляд наиболее значимыми для процесса управления капиталом являются по-

литико-правовые и экономические факторы, потому как именно под влиянием

данных факторов складывается стратегия банковской деятельности. Естествен-

но, что при спаде экономики и высоких темпах инфляции коммерческий банк

не может быть ориентирован на инвестирование и крупные масштабы деятель-

ности. Кроме того, значительно повышается степень рисковости банковской

деятельности, что заставляет банки предъявлять более высокие требования к

Условные обозначения:

факторы внешней среды

факторы внутрибан

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров