Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Заказ научной авторской работы

Преодоление кризисных явлений в банковской системе на основе реструктуризации

Известно, что система развивается по законам цикличности, одной из фаз ее
развития является кризис. С общетеоретической точки зрения «кризис» подразумевает,
прежде всего, качественные изменения в системе ? появление и исчезновение элементов
композиции, отношений. Ухудшение количественных показателей системы обычно
87
связывают с предкризисной ситуацией, возникновение качественных изменений является
признаком кризиса.
Предкризисная ситуация характеризуется резким спадом производства, который
начинается с постепенного сужения, сокращения деловой активности. Отличие кризиса от
нарушения равновесия между спросом и предложением на какой-то определенный товар или
отрасли в целом состоит в том, что возникает (в классическом виде) всеобщее
перепроизводство, сопровождающееся падением цен, банкротством банков, остановкой
предприятий, ростом процента и безработицы. Финансовый кризис предполагает
возникновение качественных изменений в экономической системе, которые приводят к
нарушению пропорций в развитии, приостановлению развития, видоизменению или
разрушению финансовой системы отдельных стран, или мировых рынков в целом. Наиболее
ярким индикатором здоровья (или нездоровья) экономики является финансовый рынок.
Реакция финансового рынка на экономические события всегда более значительна, чем
последствия данных событий. Финансовый кризис является той точкой отсчета, с которой
экономическая система претерпевает изменения. Если до финансового кризиса некоторые
тенденции в экономике могут лишь накапливаться, то финансовый кризис усиливает данную
тенденцию, ускоряет качественные изменения.
Все признаки экономического и финансового кризиса наблюдались в экономике
России, начиная с середины 90-х гг. Пик кризисных явлений пришелся на вторую половину
1998 года. Спад производства приобрел устойчивую тенденцию. Падение объема валового
внутреннего продукта составило к предыдущему году 4,6%, промышленного производства ?
5,2%. Курс доллара США повысился по отношению к рублю почти в 3,5 раза (в 1997 г. ? на
7,2%). Сократились объемы экспорта и импорта. Темпы роста инфляции ускорились. Индекс
потребительских цен составил к декабрю 1997 г. 184,4%. Финансовое состояние
предприятий реального сектора существенно ухудшилось. Доверие общества, населения и
экономических агентов к властям и банковской системе оказалось подорванным.
88
Основными причинами зарождавшихся кризисных тенденций в российской
экономике и банковской системе, на наш взгляд, были связаны с негативным влиянием
внешних факторов и глубокими внутренними причинами.
Значение внешних факторов не следует переоценивать, однако, также не следует
сбрасывать со счетов. Российская экономика, ориентированная на экспорт ряда ресурсов,
оказалась заложницей ухудшающейся конъюнктуры мировых рынков. Потребление в
экономике было ориентированным на импорт, масштабы импорта зависели от экспорта
сырья и энергоносителей. Безусловно, кризис в Юго-Восточной Азии не прошел стороной,
поскольку основные причины лежат в недрах самой российской экономики.
К сожалению, Правительству и Банку России не удалось осуществить реальные
структурные реформы, переломить ситуацию в бюджетной сфере. Основной финансовый
документ страны на протяжении ряда лет не был действительно сбалансированным.
Правительство не располагало взвешенной программой государственных заимствований. С
середины 1996 года государственный долг страны постоянно нарастал в основном за счет
дорогих краткосрочных займов. Внутренний государственный долг страны покрывался через
механизм ГКО. Сформировавшаяся система функционирования рынка государственных
ценных бумаг постепенно превращалась из инструмента покрытия дефицита
государственного бюджета в инструмент перераспределения государственных средств
(бюджетных) в пользу спекулятивных инвесторов. В этот период времени Банк России
осуществлял жесткую антиинфляционную денежно-кредитную политику, а также политику
приоритета по удержанию курса рубля в рамках объявленного валютного коридора.
Анализируя экономическую ситуацию за 1998 год, можно наметить основные вехи в
развитии кризисных тенденций.
Проявившиеся с конца 1997 года кризисные тенденции, например, в сфере бюджета,
платежного баланса и на финансовых рынках постепенно перемещались в область реального
сектора экономики. В середины 1998 года страна оказалась в полосе глубокого кризиса.
89
Более половины доходов федерального бюджета стали направляться на обслуживание
госдолга и удержание механизма функционирования ГКО. Поддерживать пирамиду ГКО без
дополнительной эмиссии стало невозможным. Доходность портфеля ГКО выросла с 33% в
январе до 71% в июле, достигая в отдельные дни 110-120%.
Рынок российских валютных облигаций (еврооблигации, ОВВЗ и др.) на протяжении
всего 1998 года находился в кризисном состоянии. Начиная с апреля наметилась устойчивая
тенденция к падению котировок этих ценных бумаг, что неминуемо сказалось на
ликвидности рынка. Российские банки, активно работающие на данном рынке, испытывали
дополнительные трудности в получении кредитов от банков-нерезидентов, поскольку эти
инструменты не могли служить достаточным обеспечением по таким кредитам.
Внутренние диспропорции на фоне нулевого внешнеторгового сальдо и
девальвационных ожиданий инвесторов, снижающихся золотовалютных резервов Банка
России привели к критической отметке развития экономики России в 1998 году ? 17 августа.
17 августа 1998 года Правительство и Банк России приостановили платежи по
внутреннему госдолгу и объявили мораторий на обязательства российских банков-
резидентов перед нерезидентами. В этих условиях Банк России отказался от поддержки
валютного курса рубля. Кризис приобрел открытую, острую форму.
Вследствие существенных размеров долгов в иностранной валюте, замораживания
рынка государственных ценных бумаг, высокого уровня просроченных долгов со стороны
различных категорий клиентов, незакрытых позиций по забалансовым операциям в
иностранной валюте значительная часть банков стала неплатежеспособной. Из этого
последовало нарушение платежей и расчетов в экономике, что неминуемо отразилось на
реальном секторе экономики и привело к дальнейшему спаду производства. В этих условиях
существенно сократились налоговые поступления в бюджет.
Массовый отток средств со счетов в коммерческих банках из-за резкого повышения
спроса на иностранную валюту привели к катастрофическому снижению курса рубля. Это
90
повлекло за собой рост потребительских цен, так как российский рынок имел высокую
зависимость от импорта потребительских товаров, это вызвало значительный рост уровня
потребительских цен.
Конец августа - начало сентября характеризовались гиперинфляционным скачком.
Цены на потребительском рынке за август-сентябрь выросли на 43,5% (цены производителей
на потребительские товары за этот же период подросли вдвое, продукция сельского
хозяйства подорожала менее чем на 5%, что подтверждает доминирующее влияние
девальвации рубля на первоначальном этапе кризиса).
Решение Правительства и Банка России от 17 августа не содержало необходимых
страховых механизмов развития кризиса. В частности, таких как обеспечение
государственного гарантирования вкладов населения; мероприятий по реструктуризации
внутренних и внешних долгов; оперативных механизмов, обеспечивающих проведение
расчетов и платежей в экономике и др.
Банковская система Российской Федерации вступила в полосу серьезных испытаний
и перемен. Об этом, в частности, свидетельствуют последние тенденции его развития:
 значительное сокращение числа вновь образуемых кредитных организаций;
 ликвидация коммерческих банков;
 реорганизация, направленная на консолидацию банковского капитала.
Спецификой реструктуризации банковской системы явилось то, что этот процесс,
начиная с 1998 года, протекает на фоне тяжелейшего экономического, финансового и
политического кризиса.
В наиболее сложном положении оказались системообразующие банки, поскольку на
них были возложены обязательства по обслуживанию значительной части государственного
долга. Речь идет об обязательном участии в первичном размещении с обязательным выкупом
размещаемых займов; обязательном поддержании двухсторонних котировок облигаций на
падающем и неконтролируемом рынке ценных бумаг. Такие операции приводили к
91
возникновению прямых убытков. Банки сталкивались с ограничениями по продаже ценных
бумаг в течение одной торговой сессии, что сужало их возможности по устранению
дисбалансов ликвидности. Отсутствие гибких механизмом рефинансирования со стороны
Банка России также ограничивало возможности таких кредитных организаций по
устранению дефицитов ликвидности.
Безусловно, высокий удельный вес кредитных операций в структуре активов баланса
банков становился тяжелым бременем. Доля кредитов хозяйству в течение 1998 года
оставалась на уровне 32-33% от активов. Очевидно, что в условиях спада в экономике,
неустойчивого финансового состояния большинства дебиторов банка, кредитный портфель
кредитных организаций, имеющих долю на рынке, становился постепенно проблемным.
Доля нестандартных ссуд в общем объеме кредитного портфеля снизилась с 89,3% на
1.01.1998 г. до 76,6% на 1.10.1998 г. Эти тенденции предопределили рост потерь банковской
системы. Особо следует подчеркнуть влияние такого фактора как высокий удельный вес
валютных кредитов (72% на 1.10.98 г.). Доля просроченной ссудной задолженности по
валютным кредитам возросла с 5% (на 1.08.98 г.) до 6,5%. Вклады физических лиц
сократились в рублях на 11.1 млрд. рублей или 33,5%, в валюте ? на 1.1 млрд. долл., или на
28,7% (без учета Сбербанка РФ). В результате изменения структуры ресурсов банковская
система испытывала дефицит ликвидности. Обязательства перед банками-нерезидентами по
кредитам в иностранной валюте составили 12,7% в пассиве балансов банков.
Обеспеченность данных кредитов залогом, как правило, российских государственных
ценных бумаг усилила зависимость финансового положения банков от ситуации на рынке
государственного долга. Как показала практика, данные источники в условиях кризиса
становятся наиболее дорогостоящими и опасными с точки зрения ликвидности.
Немаловажное значение в неплатежеспособности банков имеет такой фактор, как обвал
рубля по отношению к доллару США. Банк России публично указал среднегодовой курс
доллара США на 1998 год 6,2 рубля. Падение курса после объявленного дефолта в 3,5 раза
92
серьезнейшим образом отразилось на позиции по ликвидности, финансовых результатах
банков и их капитале. Общий объем обязательств российских банков (без Сбербанка России)
на поставку иностранной валюты нерезидентам по состоянию на 1.08.1998 г. составил 87,9
млрд. рублей, или 86% к их совокупному капиталу. За август-сентябрь 1998 г. совокупный
банковский капитал (без Сбербанка РФ) сократился на 38,4 млрд. рублей, или на 37,6%,
включая убытки в сумме 31,4 млрд. рублей.
Кризис нанес урон системообразующим банкам, в основном, московским, в силу
специфики структуры их балансов и задач, которые перед ними стояли. Так, капитал банков
Московского региона сократился за август-сентябрь 1998 года на 46%.
Центральный Банк России, ответственный за стабильность развития банковской
системы России, начал предпринимать меры по выходу из тяжелейшего кризиса в
банковской сфере.
Одним из направлений выхода из кризиса стало провозглашение программы
реструктуризации банковской системы.
Под реструктуризацией обычно понимают изменение «морфологии» системы при
сохранении направленности ее функционирования. Другими словами, речь идет об
изменении структуры какого-либо объекта. Структура ? это взаимообусловленная связь
элементов в составе системы, определяющая собой ее качественную специфику68. Очевидно,
что структура имеет качественную и количественную стороны. Количественная сторона
характеризуется числом элементов системы. Качественная характеристика указывает на
степень хрупкости системы. В том случае, если система представлена неустойчивыми
элементами, то степень устойчивого функционирования системы снижена. Поскольку в
процессе структурных связей элементы системы выполняют определенные функции,
постольку при изменении или утрате части или всей совокупности функций система
68 Спиркин А.Г. Основы философии: Учебное пособие для вузов. - М.: Политизжат, 1988. - с. 179.
93
подвергается изменчивости и утрачивает целостность, а значит и равновесное состояние или
стабильность.
Применительно к банковской системе реструктуризацию можно рассматривать в
широком и узком смысле. В широком смысле слова можно говорить о реструктуризации
банковской системы. В узком смысле слова, о реструктуризации конкретных кредитных
организаций. Под реструктуризацией банковской системы следует понимать изменение
структуры системы в целом. Поскольку под банковской системой мы понимаем
совокупность коммерческих банков и центральный банк, постольку следует говорить о
реструктуризации двух уровней системы. Очевидно, что уроки кризиса 1998 г.
свидетельствуют о том, что оба уровня банковской системы России нуждаются в
реструктуризации. Центральный банк, в частности, также требует реструктуризации в силу
явных проблем, возникших в сфере регулирования деятельности кредитных организаций.
Проведение реструктуризации банковской системы можно оценить как наиболее
радикальную меру, поскольку она проводится в отношении системы в целом.
Реструктуризация коммерческих банков предполагает такие изменения в структуре,
которые создадут условия для полного восстановления базовых функций, необходимых для
обслуживания потребностей экономики. Под реструктуризацией конкретной кредитной
организации следует понимать изменение структуры управления деятельностью, в том числе
активами и пассивами, внутренней организационной структуры, что позволит восстановить
платежеспособность и ликвидность кредитной организации, приведет к восстановлению
финансовой устойчивости.
Совершенно очевидно, по нашему мнению, что проведение реструктуризации ради
реструктуризации не имеет долговременной перспективы, так как корни проблемы кризиса
банковской системы находятся в экономике. Из этого вытекает, что успех реструктуризации
на различных уровнях должен иметь соответствующее подкрепление в форме изменений
денежно-кредитной, налоговой, бюджетной политики государства, которые создадут
94
предпосылки для формирования прочного фундамента стабильной банковской системы.
Неслучайно, при проведении реструктуризации может возникать резонный вопрос: с чего
начать? С предприятий ? партнеров, кредиторов, заемщиков банка или с самого банка.
Верным является утверждение о том, что следует начать процесс с предприятий, поскольку,
если их финансовое положение неудовлетворительно, оборотные средства утрачены,
постольку без надежного заемщика нет надежного банка, не существует стабильной
банковской системы. Однако следует учесть, что реанимация производственных и
непроизводственных структур может занять годы и даже десятилетия. Поэтому, как нам
представляется, в условиях экономического и финансового кризиса можно и нужно начать
реструктуризацию с банковской системы.
Международный опыт свидетельствует о том, что в такие периоды для проведения
реструктуризации создаются специальные организации, в функции которых входит решение
данной проблемы, либо их выполняют корпорации по страхованию депозитов, либо органы
надзора.
Для реализации политики по реструктуризации кредитных организаций
Правительством РФ при непосредственном участии Банка России была создана
специализированная организаций ?Агентство по реструктуризации кредитных организаций
(АРКО). Обоснованность создания агентства не вызывает сомнений. Однако в
экономической литературе развернулась дискуссия по вопросу о гражданско-правовом
статусе и правовой форме этой организации. В соответствии с федеральным законом «О
реструктуризации кредитных организаций» статьей 28 АРКО является государственной
корпорацией, статус и цель деятельности, функции и полномочия которой определяются
законом «О некоммерческих организациях» и вышеназванным законом.
Тосунян Г.А., Викулин А.Ю. в книге «Деньги и власть» высказывают озабоченность
подконтрольностью АРКО Банку России, который, по мнению авторов, будет иметь все
властные полномочия по управлению процессом реструктуризации. По мнению авторов,
95
Банк России заинтересован в максимальном сокращении числа кредитных организаций, а
АРКО является субъектом, объективно заинтересованным в целях своего сохранения как
можно дольше будет осуществлять мероприятия по реструктуризации, т.е. заинтересовано в
замедлении процесса восстановления платежеспособности коммерческих банков.69
Правительство России, получив 51% акций АРКО, приобретет, по мнению авторов, 0,51%
влияния на банковскую систему в целом, тогда как Банк России оставит за собой 99,49%
влияния.70 На основании высказанных предположений авторы книги выдвигают тезис о
необходимости государственного регулирования управления процессом реструктуризации, а
также о необходимости реструктуризации банковской системы в целом. В части
государственного регулирования управления процессом реструктуризации предлагается
разделить властные полномочия, передав их в компетенцию «Комитета по банковскому
делу», который следует создать в системе органов исполнительной власти.71 Предлагаются и
иные возможные сценарии развития системы управления процессом реструктуризации.
Рассматривается вариант предоставления права АРКО создавать коммерческие организации
для осуществления мероприятий по реструктуризации при закреплении властных
полномочий за агентством. Вариант, предусматривающий сохранение существующего
статуса АРКО как небанковской кредитной организации, рассматривается авторами как
наименее предпочтительный.
Приведенная точка зрения на статус, полномочия и организационно-правовую
форму АРКО заслуживают внимания, однако не со всеми предложениями авторов можно
согласиться. Нам представляется, что в реструктуризации нуждается банковская система в
целом, однако на первом этапе несомненно, что в реструктуризации нуждаются в первую
69 Тосунян Г.А., Викулин А.Ю. Деньги и власть. Разделение властей в современных условиях и
реструктуризация банковской системы - М.: «Вагриус», 1999. - с. 152
70Там же, - с.152.
96
очередь кредитные организации, утратившие способность продолжать свой бизнес в
прежнем объеме. Другие, разорившиеся банки, от которых осталась одна вывеска, должны
уйти с рынка, уступив место ответственным кредитным организациям. Очевидно, что
восстановить доверие к банковской системе нельзя до тех пор, пока мертвые и реально
работающие банки обладают одинаковыми лицензиями. Кроме того, менеджмент банков,
проводивший слишком рискованную политику, которая привела к банкротству, должен
понести ответственность в полном объеме. Эти задачи должны стать первостепенными. В
среднесрочной перспективе, по нашему мнению, процессу реструктуризации должен быть
подвергнут и сам центральный банк, поскольку система надзора и лицензирования
кредитных организаций дала сбой, о чем свидетельствуют результаты кризиса.
В вопросах гражданско-правового статуса и цели деятельности АРКО
просматриваются определенные проблемы. Как уже отмечалось, АРКО является
государственной некоммерческой корпорацией. Форма агентства и его статус должны
определяться целью его деятельности и функциями. В соответствии со статьей 29 закона «О
реструктуризации кредитных организаций» целью деятельности агентства является
реструктуризация кредитных организаций, находящихся под его управлением. При такой
формулировке цели основной акцент сделан на реструктуризацию. Однако, по нашему
мнению, реструктуризация не самоцель. Целью деятельности агентства должно стать
восстановление финансовой устойчивости отдельных кредитных организаций на основе их
реструктуризации, что создаст предпосылки для упрочения позиций банковской системы,
восстановления доверия со стороны кредиторов, вкладчиков и инвесторов. В соответствии с
частью второй статьи 28, получение прибыли не является целью деятельности агентства,
однако последнее вправе осуществлять предпринимательскую деятельность. Из этого
вытекает, что реализация цели и выполнение задач, поставленных перед агентством,
71 Там же, - с. 162.
97
сопровождаются получением прибыли. Например, выкуп и реализация активов кредитной
организации, находящейся под управлением АРКО, проведение операций и сделок,
прописанных законом, для агентства могут приносить прибыль. Результат от проведения
операций и сделок (прибыль) в соответствии с законом направляется агентством на
осуществление мероприятий по реструктуризации кредитных организаций. Такой подход
имеет определенные основания. Нам представляется, что процесс реструктуризации не
должен носить благотворительный характер по ряду причин. Во-первых, для того, чтобы не
создавать незаслуженные выгоды нерадивым менеджерам и владельцам. Во-вторых, при
осуществлении ликвидационных процедур следует изыскивать, в том числе внутренние
возможности для выплаты компенсаций вкладчикам обанкротившегося банка. В-третьих,
ограниченный объем ресурсов для проведения реструктуризации в условиях огромной
потребности в данных процедурах требует изыскания внутренних источников развития, в
том числе за счет предпринимательской деятельности АРКО. Однако в настоящее время, к
сожалению, прибыль, полученная агентством, является объектом налогообложения, что, по
нашему мнению, неоправданно на первой стадии процесса реструктуризации. Известно, что
из более, чем 150 кредитных организаций, нуждающихся в реструктуризации, находятся в
этом процессе только 20 банков. Одной из причин такого положения является, прежде всего,
недостаток средств (уставный капитал АРКО 10 млрд. рублей).
Вызывает определенную дискуссию гражданско-правовой статус АРКО. АРКО
выполняет в соответствии с законом сделки и операции, которые присущи кредитной
организации, в частности:
 предоставление кредитов кредитным организациям, находящимся под
управлением;
 ведение расчетов по поручению кредитных организаций-корреспондентов, по
их банковским счетам;
98
 открытие и ведение банковских счетов кредитных организаций, находящихся
под управлением;
 выдача поручительств и банковских гарантий, векселей, осуществление
выпуска облигаций;
 предоставление займов и др.
Из этого неполного перечня операций и сделок вытекает, что АРКО выполняет
банковские операции, так как может предоставлять кредиты в денежной форме и
осуществлять расчеты. В статье 29 части второй указано также, что агентство может
создавать кредитные организации, в том числе кредитные, необходимые для осуществления
задач и функций Агентства. Из этого вытекает, что АРКО несет на себе функции, в том числе
присущие Банку России. Фактически агентство зарегистрировано как небанковская
организация и составляет отчетность идентичную предприятиям. Это означает, что
окончательный гражданско-правовой статус АРКО до конца неясен.
Предложения авторов книги «Деньги и власть» о создании «Комитета по
банковскому делу», нам представляется, нецелесообразным, поскольку данный комитет
будет представлять лишь дополнительную структуру, деятельность которой не будет
благотворно отражаться на процессах реструктуризации, в частности, с точки зрения
ускорения процесса восстановления доверия к банковской системе, напротив, усложнит
процесс принятия решений. Выделение в структуре Агентства коммерческих организаций,
осуществляющих мероприятия по реструктуризации, также сделает управление более
громоздким и, более того, дорогим, так как появится дополнительное посредническое звено.
Реструктуризации банковской системы является, на наш взгляд, мерой
вынужденной. В то же время потребность в реструктуризации отдельных кредитных
организаций будет возникать временя от времени, что обосновывает существование АРКО в
долгосрочной перспективе. Однако, нам представляется, что Агентство целесообразно
наделить и другими полномочиями, в частности, по осуществлению страхования депозитов
99
кредитных организаций и их ликвидации. Сочетание полномочий по проведению
реструктуризации, страхованию депозитов и ликвидации банков сделает деятельность АРКО
более полноценной, так как в соответствии с принятым Федеральным законом «О
реструктуризации кредитных организаций» в его компетенцию входит также участие в
ликвидационных процедурах, которые напрямую связаны с выплатой компенсаций
вкладчикам обанкротившихся банков. Для усиления этой функции потребуется внести
соответствующие коррективы в Федеральный закон. В частности, эта идея нашла поддержку
в АРКО. Совет директоров агентства поддержал идею передачи функций «корпоративного
ликвидатора» кредитных организаций и в этом направлении ведется уже работа. Выделение
отдельной структуры в виде корпорации по гарантированию вкладов, как нам
представляется, нецелесообразно по ряду причин. Во-первых, потому, что ее создание
потребует дополнительных и немалых средств. Во-вторых, персонал корпорации по
страхованию депозитов будет дублировать ряд функций, которыми в настоящее время
наделено АРКО. В частности, по проведению постоянных обследований кредитных
организаций, в том числе для определения уровня страховой премии в зависимости от риска
деятельности банка. Корпорации по страхованию депозитов проводят ряд операций, которые
свойственны АРКО. Среди них такие, как продажа активов и принятие ответственности,
продажа банка как бизнеса, инициирование сделок по слияниям и присоединениям, создание
мост-банков, ликвидация кредитных организаций и др. Необходимость и целесообразность
наделения агентства уже сейчас функциями корпорации по страхованию депозитов
обусловлена жизненно важной потребностью. Внедрение системы страхования депозитов в
отношении кредитных организаций, которые находятся под управлением АРКО, позволит
восстановить доверие к данной категории банков. Такие функции в отсутствие закона о
гарантировании вкладов граждан позволили бы ускорить процесс восстановления
стабильности банковской системы.

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров