Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Основы микропроцессорной техники: Задания и методические указания к выполнению курсовой работы для студентов специальности 200400 «Промышленная электроника», обучающихся по сокращенной образовательной программе: Метод. указ./ Сост. Д.С. Лемешевский. – Новокузнецк: СибГИУ, 2003. – 22 с: ил. (4)
(Методические материалы)

Значок файла Организация подпрограмм и их применение для вычисления функций: Метод. указ./ Сост.: П.Н. Кунинин, А.К. Мурышкин, Д.С. Лемешевский: СибГИУ – Новокузнецк, 2003. – 15 с. (2)
(Методические материалы)

Значок файла Оптоэлектронные устройства отображения информации: Метод. указ. / Составители: Ю.А. Жаров, Н.И. Терехов: СибГИУ. –Новокузнецк, 2004. – 23 с. (2)
(Методические материалы)

Значок файла Определение частотных спектров и необходимой полосы частот видеосигналов: Метод указ./Сост.: Ю.А. Жаров: СибГИУ.- Новокузнецк, 2002.-19с., ил. (2)
(Методические материалы)

Значок файла Определение первичных и вторичных параметров кабелей связи: Метод. указ./ Сост.: Ю. А Жаров: СибГИУ. – Новокузнецк, 2002. – 18с., ил. (2)
(Методические материалы)

Значок файла Операционные усилители: Метод. указ. / Сост.: Ю. А. Жаров: СибГИУ. – Новокузнецк, 2002. – 23с., ил. (2)
(Методические материалы)

Значок файла Моделирование электротехнических устройств и систем с использованием языка Си: Метод указ. /Сост. Т.В. Богдановская, С.В. Сычев (7)
(Методические материалы)


Заказ научной авторской работы

Характеристика современных методов поддержания стабильности банковской системы

Банковская система оказывает существенное влияние на экономику страны.
Эффективная мобилизация внутренних денежных накоплений создает благоприятную
основу для размещения средств в экономике и способствует ее росту. Органы,
определяющие денежно-кредитную политику государства, оказывают позитивное влияние на
процесс накопления, снимая барьеры на пути перемещения капиталов, стимулируют
развитие банковской системы на основе развития финансовых инструментов и рынков.
Однако эти процессы могут одновременно стать причиной нестабильности экономики и
банковской системы. Для предотвращения дестабилизирующих тенденций орган надзора
располагает определенным набор методов72 воздействия на коммерческие банки.
Банковский бизнес относится к наиболее рисковым видам деятельности в силу того,
что банки формируют активы на основе постоянного расширения обязательств перед
различными кредиторами и вкладчиками. Управление активами на основе их
диверсификации позволяет снизить риск операций, но данное управление предполагает и
диверсификацию пассивов. При этом, чем выше риск активов, тем выше риск исполнения
обязательств банка, управление которыми имеет существенные ограничения. История
развития коммерческих банков показывает, что из-за чрезмерных спекуляций,
неблагоприятных изменений в экономике финансовая пирамида банковского бизнеса на
уровне конкретного банка может разрушиться. В среднем для коммерческого банка
72 Метод ? способ теоретического исследования или практического осуществления чего-нибудь.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: Рус. яз., 1983. - с.309.
101
характерно соотношение между собственными и заемными средствами на уровне 1:20.
Обеспеченность собственным капиталом в данной ситуации низка и соответствует 10% к
активами и забалансовым обязательствам, взвешенным по степени риска. Безусловно, такой
уровень защиты недостаточен, чтобы выстоять в периоды нарушения экономического
равновесия. Из этого положения следует, что ограничение роста и совершенствование
оценки надежности банка на основе показателя достаточности капитала относится к числу
наиболее актуальных и, одновременно, трудно решаемых задач. Для того, чтобы защитить
интересы субъектов экономики от подобного рода крушений общество учредило
центральный банк и наделило его правом регулировать, осуществлять надзор и
предотвращать банкротства кредитных организаций.
Потребность в регулировании и надзоре за деятельностью коммерческих банков с
целью поддержания стабильности банковской системы и ее благотворного влияния на
экономику обусловлена и другими причинами.
В предыдущей главе мы отмечали, что коммерческие банки создают платежные
средства. Посредством кредитования коммерческие банки расширяют денежную массу в
обращении. Предоставление займов различным субъектам экономики обусловлено, как
правило, обязательством вернуть ссуженную сумму средств, которая зачастую
гарантирована каким-либо реальным активом или другими деловыми обязательствами
(ценными бумагами), однако возврат заемных средств подвержен риску потери стоимости.
В упрощенном виде обязательства банковской системы должны формироваться в
тесной взаимосвязи с ростом реальной стоимости и риском активных операций. Такой
подход может способствовать сбалансированному соотношению между массой платежных
средств, созданных банковской системой и реальным их обеспечением в виде активов.
Учитывая, что деньги могут создаваться банковской системой (коммерческими банками)
достаточно легко посредством расширения кредитования, управлению денежными потоками
102
свойственна нестабильность, что вызывает потребность во введении определенных
ограничений со стороны органа надзора.
С другой стороны, увеличение капиталов и резервов в банковской системе
сокращает сумму денег, находящихся в обращении, что позитивно влияет на стабильность
банковской системы, однако не создает условий для развития экономики и, в конечном
счете, может привести к потере стабильности и устойчивости.
Посредством сети банковских учреждений формируются не только потоки
денежных средств, которые направляются на нужды экономики, осуществляется
сохранность денежных накоплений, но и осуществляются платежи. По степени воздействия
платежного механизма на своевременность расчетов во всех ячейках экономики банковскую
систему можно сравнить с энергосистемой. Стабильность и эффективность
функционирования банковской системы не менее важна, чем работа энергосистемы.
Частичная или полная «неисправность» в деятельности таких систем наносит огромный
ущерб развитию экономики страны.
Таким образом, потребность в регулировании банковской деятельности, надзоре и
контроле за кредитными организациями обусловлена, с одной стороны, необходимостью
ограничения чрезмерной эмиссии денег и инфляции, организации платежей и расчетов, с
другой стороны, потребностью поддержания доверия к банковской системе. На основе
использования инструментов денежно-кредитного регулирования, осуществления контроля
деятельности коммерческих банков, повышается позитивная составляющая влияния
денежно-кредитной политики на банковскую систему. Регулирование процессов выхода
новых банков на рынок через систему лицензирования банковской деятельности, в том числе
на основе ограничения открытия новых филиалов, центральный банк создает условия для
равной конкуренции, поскольку создание крупных банков замедляет развитие конкуренции,
приводит к росту стоимости банковских услуг при снижении их качества. Уровень
монополизации банковской системы России достаточно высок. Особенно ярко эта черта
103
проявилась в результате кризиса 1998 г. Например, на три крупнейших банка в конце 1999 г.
приходилось 30% корпоративной клиентуры, а Сбербанк РФ аккумулировал 86% рублевых и
валютных вкладов.73
Кроме того, расширение филиальной сети коммерческих банков, с одной стороны,
благотворно влияет на развитие и эффективность функционирования платежного механизма,
с другой - эффективность многофилиального банка во многом определяется возможностями
использования своего масштаба для сокращения издержек, а, следовательно, в конечном
счете влияет на надежность и устойчивость.
Другими словами, центральный банк должен создавать условия для осуществления
непрерывности функционирования платежного механизма и поддержания доверия к
банковской системе.
Как уже отмечалось, доверие к банковской системе определяется множеством
параметров. Подверженность элементов банковской системы ? коммерческих банков
крушениям обусловлена спецификой бизнеса. Можно выделить основные причины
банкротства коммерческих банков:
 высокая степень зависимости от заемных средств;
 недостаточная открытость системы;
 плохое качество активов;
 несбалансированность потоков денежных средств по активам и
обязательствам;
 недостаточный уровень контроля за рисками и обоснованностью их
ограничения;
73 Захаров В. Прежняя кредитно-денежная политика может привести к новому кризису./ Бюллетень
финансовой информации. - №11 (54), ноябрь 1999. - с. 9.
104
Высокий уровень левереджа при низком уровне капитала, неспособного поглотить
убытки, делает банковский сектор уязвимым, с одной стороны, с другой ? ограничивает
возможности в принятии инвестиционных решений и, как следствие, - возможности развития
хозяйствующих субъектов. Стремление банков пополнить капитал за счет проведения
активных операций, приносящих доход, приводит к несбалансированности активов и
обязательств и предъявляет высокие требования к ликвидности, обостряя процентный риск.
В этих условиях для поддержания стабильности, банковская система вынуждена содержать в
достаточно большом объеме ликвидные активы, чтобы удовлетворять потребности клиентов
в платежах и заимствованиях. При недостатке ликвидности отдельных элементов системы
центральный банк с целью сохранения ликвидности банковской системы выполняет
функции кредитора в последней инстанции, гарантируя, таким образом, платежеспособность
системы. Без подобной функции со стороны центрального банка банковская системы может
утратить стабильность.
Одной из существенных причин нестабильности является «закрытость» банковской
системы. Мы уже подчеркивали в предыдущих разделах, что «закрытость» не должна быть
абсолютной, более того, она становится препятствием на пути регулирования, надзора и
поддержания доверия к банковской системе. Недостаточная прозрачность отчетности
кредитных организаций, особенно в России, затрудняет проведение оценки реальной
стоимости активов и следовательно, не позволяет разграничить проблемы краткосрочной
платежеспособности и неплатежеспособности банка.
Другой составляющей стабильного развития банковской системы является качество
активов. Инвестиции в активные операции позволяют банкам получать доход и создавать
условия для развития субъектов экономики и собственного роста. В то же время реальная
стоимость активов банковской системы отличается от их учетной стоимости (стоимости
отражения в отчетности). Даже «застрахованные» от неожиданных изменений активы,
например, в виде государственных ценных бумаг могут нанести ущерб конкретному банку
105
вследствие резкого роста процентных ставок на рынке. Кризис 1998 г. в России показал, что
такие надежные активы, как обязательства государства, в случае дефолта могут привести к
разрушительным последствиям для банковской системы. В этих условиях активы,
размещенные в различных секторах экономики в виде кредитов, могут повлечь за собой
менее существенные последствия. Учитывая, что решения по размещению привлеченных
средств принимаются на уровне конкретного банка (его руководства), качество и оценка
стоимости активов определяется честностью и компетентностью менеджмента.
Недостаточная прозрачность отчетности, препятствующая эффективному надзору, может
привести к катастрофическому падению реальной стоимости активов и утрате устойчивости
банковской системы. Более того, эти проблемы зачастую обнаруживаются существенно
позже, когда ущерб очевиден и изменить положение уже нельзя. Подобная ситуация
возможна вследствие нагромождения одних требований на другие, т.е. быстрого роста
обязательств (разрастания пирамиды). Кредиторы такого банка могут лишь предполагать,
что опубликованная отчетность не отражает реального положения дел. В случае
возникновения лишь тени сомнения (слухи, краткосрочное невыполнение обязательств)
инвесторы начинают предъявлять свои требования, что приводит к массовому оттоку
средств. В отсутствие «кредитора в последней инстанции» выдержать такой «набег»
кредиторов и вкладчиков неспособен ни один банк. Банкротство одного банка ассоциируется
в обществе с банкротством банков и вызывает эффект домино. Если этот процесс не
приостановить, то может обрушиться вся банковская система, что приведет к прекращению
платежей, разрушит экономические связи и приведет к коллапсу экономики.
Все перечисленные причины доказывают необходимость существования
специального органа ? центрального банка, деятельность которого связана с организацией и
укреплением денежного обращения на основе управления предложением денег, защитой и
обеспечением устойчивости национальной денежной единицы, гармонизацией платежей в
экономике, развитием и укреплением доверия к банковской системе. Эта деятельность
106
реализуется на основе выполнения центральным банком основных задач. Традиционно
центральный банк призван быть:
 эмиссионным центром страны;
 банком банков;
 банкиром правительства;
 главным расчетным центром страны;
 органом регулирования экономики денежно-кредитными методами.
В ряде стран задачи центральных банков закреплены в законодательстве. Монополия
центрального банка на эмиссию национальной денежной единицы создает условия для ее
защиты от обесценения. Устойчивость национальной валюты является отражением
стабильности экономики в целом. Поскольку центральный банк управляет предложением
денег в экономике, постольку в его распоряжении должен находиться определенный набор
методов воздействия посредством банковской системы на экономику.
На основе использования инструментов денежно-кредитного регулирования
центральный банк может ограничить или расширить предложение денег в экономике,
управлять ликвидностью банковской системы. Выбор и набор инструментов денежно-
кредитного регулирования, применяемых центральными банками во всем мире, зависит от
направленности экономической политики страны, степени открытости экономики,
сложившихся традиций и конкретных условий.
Имеющиеся в распоряжении центрального банка инструменты денежно-кредитного
регулирования различаются по объектам воздействия (предложение денег и спрос на
деньги), по форме (прямые и косвенные), по характеру регулирования (количественные и
качественные), по срокам воздействия (краткосрочные и долгосрочные).
Наиболее часто используемыми центральными банками инструментами являются
установление минимальных резервных требований, рефинансирование коммерческих
банков, регулирование учетной ставки и операции на открытом рынке. В ряде стран
107
перечень мер не исчерпывается вышеназванными инструментами. Например, центральный
банк может устанавливать прямые ограничения в виде установления лимитов на уровень
процентных ставок по депозитам и кредитам коммерческих банков, портфельных
ограничений и др.
К числу наиболее активно применяемых инструментов денежно-кредитного
регулирования следует отнести резервные требования в отношении обязательств
коммерческих банков. Посредством изменения нормы минимальных резервных требований
центральные банки поддерживают объем денежной массы в заданных параметрах и
регулируют ликвидность банковской системы. На основе установления
дифференцированных требований к различным компонентам обязательств центральный банк
может оказывать стимулирующее воздействие на коммерческие банки в части формирования
структуры обязательств. Например, в России, более высокие нормы резервных требований
устанавливаются в отношений и депозитов физических лиц в иностранной валюте по
сравнению с привлечением депозитов в национальной валюте, что стимулирует привлечение
ресурсов в национальной валюте. В результате проведенных Банком России мероприятий по
изменению норм резервных требований сумма обязательных резервов увеличилась в 1999 г.
по сравнению с началом года в 2,7 раза, в том числе по привлеченным средствам в валюте
РФ ? в 2,5 раза, по привлеченным средствам в иностранной валюте ? в 2,9 раза. 74 По
состоянию на 10.01.2000 г., норма отчислений по привлеченным средствам юридических лиц
в рублях и иностранной валюте была вновь изменена и составила 10%, что на 1,5% выше,
чем во втором полугодии 1999 г. (норма ? 8,5%), а по привлеченным средствам физических
лиц в рублях 7%, а в иностранной валюте 10%.75 Под влиянием этих изменений за девять
74 Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2000 г. Деньги и
кредит, М. , 1999. -№ 12. - с. 10.
75 Бюллетень банковской статистики. М., 2000. - №2(81). -с. 29.
108
месяцев 2000 г. сумма депонированных кредитными организациями обязательных резервов в
Банке России увеличилась на 46,3 млрд. руб., или в 1,7 раза, в том числе по счетам в
национальной валюте ? 1,8 раза, по счетам в иностранной валюте ? в 1,6 раза.76 Однако
международная практика знает и иные примеры по установлению норм обязательного
резервирования.77
Действенность данного инструмента зависит в определенной мере от временного
интервала между расчетным периодом и периодом хранения. Как правило, нормы резервных
требований определяются на основании предыдущего расчетного периода, поэтому чем
больше интервал между расчетным периодом и периодом хранения, тем меньше связь
реальной величины резервов с состоянием в данный момент денежно-кредитной сферы,
ниже эффективность мер регулирования в краткосрочном аспекте. Следует отметить, что
использование данного инструмента денежно-кредитного регулирования в настоящее время
утратило былую значимость. В истекшем 2000 г. Банк России применял этот инструмент
исключительно в целях ослабления спекулятивного давления на валютный рынок и
обменный курс рубля. В 2001 г. орган надзора предполагает использовать обязательные
резервы в целях создания условий для снижения темпов инфляции и регулирования
денежной массы в обращении.
Все активнее используется в качестве инструмента денежно-кредитного
регулирования рефинансирование коммерческих банков. Основная цель - оказание
финансовой помощи коммерческим банкам. Однако, как мы уже отмечали в предыдущей
главе, предоставление таких кредитов связано с определенной опасностью, поскольку
возможно размещение денежных средств в проблемном банке, неспособном рассчитаться по
76 Деньги и кредит, М., 2000. - № 12. - с.9
77 Так в Великобритании, Италии, Южной Корее в настоящее время действуют единые нормы
минимальных резервных требований в отношении обязательств.
109
своим обязательствам с центральным банком. Основным ограничивающим условием таких
заимствований является финансовая устойчивость банка-дебитора. В то же время следует
подчеркнуть, что доступ к таким кредитам, как правило, ограничен и является привилегией.
Более того, стоимость таких заимствований достаточно высока. Рефинансирование
кредитных организаций в 2000 г. проводилось, в основном, в виде предоставления
внутридневных кредитов и кредитов «овернайт» на общую сумму 1,2 млрд. руб. Такую
возможность получили, примерно, тридцать коммерческих банков78. Общая сумма
задолженность по кредитам Банка России по состоянию на 1.11.2000 г. составила 12,9 млрд.
руб., что на 2,8 млрд. руб. меньше, чем на 1.01.2000 г. Этот инструмент позволил органу
надзора связать приблизительно 3% активов банковской системы79
В истекшем году Банк России продолжал объявлять дважды в неделю ломбардные
кредитные аукционы (под залог ценных бумаг) на срок до 7 календарных дней. Однако из-за
перенасыщения банковской системы деньгами и отсутствием спроса со стороны банков,
торги признавались несостоявшимися.
Другими словами, как свидетельствуют приведенные данные, этот инструмент
используется Центральным банком РФ недостаточно активно в силу объективных и
субъективных причин.
В целях сдерживания роста денежного предложения и изъятия излишка ликвидности
банковской системы Банк России стал активно использовать такой инструмент, как
депозитные операции. На основе этого инструмента центральный банк способен оперативно
привлекать временно свободные денежные средства банков с тем, чтобы нейтрализовать их
возможное давление на валютный рынок, с одной стороны, и более точно прогнозировать
ликвидность банковской системы. Из общего объема привлеченных Банком России средств
78 Аналитический банковский журнал, М., 2001. - № 3 (70). - с. 54.
79 Там же, - с. 54.
110
за период с января по сентябрь 1999 г. 58,6% средств привлечено на условиях «овернайт»,
10,8% на условиях «одна неделя» и 10,5% на условиях «1 месяц».80
Предоставление заемных средств центральным банком коммерческим банкам
осуществляется под определенные проценты. Дисконтная или учетная ставка процента - это
ставка, применяемая по учету краткосрочных государственных облигаций и переучету
коммерческих векселей. Другими словами, официальная учетная ставка представляет собой
плату, взимаемую с коммерческих банков при покупке у них ценных бумаг до наступления
сроков их погашения. Этот инструмент косвенного регулирования используется для
изменения параметров денежного рынка, поскольку учетная ставка является ориентиром
установления ставок по кредитам, влияет на стоимость привлечения кредитных ресурсов
коммерческими банками. Например, для сужения рынка кредитных ресурсов центральный
банк повышает учетную ставку, при проведении политики снижения ее уровня происходит
расширение возможностей коммерческих банков по обслуживанию потребностей
экономики. В то же время следует заметить, что ожидания по эффективности данного
инструмента регулирования не всегда достигаются. Например, повышение учетной ставки в
условиях существующих тенденций по снижению стоимости ресурсов не дает должного
результата, так как коммерческие банки отдадут предпочтение межбанковским кредитам, а
не кредитам центрального банка.
Ставка рефинансирования 81ЦБ РФ, начиная с всплеска в промежутке 27.05.1998 г.?
4.06.1998 г. до 150% против предыдущего уровня - 50%, в течение 1998?1999 гг. имела
тенденцию к снижению и находилась с 24.01.2000г. на уровне 45%.82 Затем, в течение п.г.
80 Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2000 г. Деньги и
кредит, №12, 1999. - с. 12.
81 Ставка рефинансирования ? процентная ставка, по которой центральный банк предоставляет
кредиты коммерческим банкам.
82 Бюллетень банковской статистики. №2(81), 2000. - с.29.
111
ставка рефинансирования была снижена до 25%(4.11.00г.) с учетом ситуации,
складывающейся на финансовом рынке. Средние ставки привлечения кредитов на рынке
межбанковских ресурсов в 1999 г. были ниже уровня ставки рефинансирования в 7-10 раз в
зависимости от срока привлечения средств, а в январе 2000 г. соответственно в 5,8 раза по
однодневным кредитам и в 2,3 раза по кредитам на срок 90 дней,83 в ноябре по однодневным
кредита в 10 раз и 3,3 раза соответственно. Из этого вытекает, что ожидаемый эффект от
воздействий данной меры не состоялся.
Изменение политики в области учетной ставки оказывает влияние не только на
денежный, но и на финансовый рынок. Повышение учетной ставки, как уже отмечалось,
влечет за собой повышение ставок на кредиты и депозиты, однако эта мера в
противоположном направлении воздействует на спрос и предложение ценных бумаг. Если
ставки на рынке растут, то доходность ценных бумаг снижается, что обусловливает
повышение спроса на ценные бумаги. Снижение официальной учетной ставки приводит к
противоположным последствиям. Из этого вытекает, что политика центрального банка в
данной области является механизмом воздействия на ликвидность кредитных организаций, а
значит и на их надежность и устойчивость, а также оказывает косвенное воздействие на
экономику.
Например, в промежутке 24.07.1998 г. ? 9.06.1999 г. ставка рефинансирования ЦБ
РФ находилась на уровне 60%, затем 10.06. по 23.01.2000 г. ставка была снижена до 55%, а
затем 45% и 25% с 14.11.00 г. В первом полугодии 2000 г. постоянное увеличение остатков
на счетах кредитных организаций в Банке России в совокупности с высокой доходностью к
погашению рынка ГКО-ОФЗ обусловило интерес к инвестициям в государственные
рублевые облигации. Наибольшая активность наблюдалась в июле, оборот рынка за месяц
составил 20,6 млрд. руб. Во втором полугодии п.г. наблюдалось снижение активности на
83 Бюллетень банковской статистики. М., 2000. - №2(81). -с.29.
112
рынке ГКО-ОФЗ, причинами которой стали снижение спроса из-за непривлекательности
доходности (21,4%) на фоне инфляции в 20,2%. Государственные облигации могут стать
привлекательными для инвестирования при доходности свыше 25% годовых. Другими
словами, влияние данного инструмента денежно-кредитного регулирования на финансовых
рынках незначительно.
Политика в области официальной учетной ставки активно используется в качестве
инструмента денежно-кредитного регулирования в развитых странах. В странах с
нарождающимися рынками, как правило, отдается предпочтение прямому регулированию
процентных ставок.
Наиболее гибким рыночным инструментом денежно-кредитного регулирования,
обеспечивающим эффективное воздействие на денежный рынок, изменение процентных
ставок являются операции на открытом рынке. Простота механизма проведения операций на
открытом рынке делает его привлекательным. Приобретение центральным банком ценных
бумаг на открытом рынке увеличивает объем резервов коммерческих банков и банковской
системы в целом. Продажа ценных бумаг соответственно сокращает резервы банков и
банковской системы. С помощью этого инструмента регулирования центральный банк
влияет на количественные параметры денежного рынка. На состояние ликвидности
банковской системы данный инструмент оказывает, в основном, не количественное, а
качественное воздействие. В течение 1999 г. Центральный банк РФ увеличивал вложения в
ценные бумаги Правительства Российской Федерации, объем вложений за период с 1.01.1999
г. по 1.12.1999 г. увеличился на 16,8%.84 Ликвидность банковской системы за этот период
возросла. Например, за ноябрь 1999 г. вложения в ценные бумаги правительства ЦБ РФ
выросли на 3%, ликвидность банковской системы (прирост остатков на счетах в Банке
России) возросла на 6,4%. В то же время следует отметить, что развитие операций на
84 Бюллетень банковской статистики, М., 2000. - №2(81). - с.28.
113
открытом рынке, по-прежнему, связано, с определенными ограничениями. Эти ограничения
обусловлены кризисом рынка государственных долговых обязательств в 1998 г. К
сожалению, кардинально переломить ситуацию в 1999 г. ЦБ РФ не удалось. Банк России
предпринимал определенные усилия по развитию операций на открытом рынке, в частности,
по введению междилерского РЕПО, однако активизировать операции на рынке не удалось. В
2000 г. Банк России для текущего регулирования практически не использовал такой
инструмент, как операции на открытом рынке. В 2001 г. предполагается, что с эмиссией и
обращением облигаций Банка России усилится влияние ЦБ на регулирование банковской
ликвидности (например, через операции РЕПО), что будет способствовать оптимизации
процентных ставок на денежном рынке.
Таким образом, эффективность воздействия методов денежно-кредитного
регулирования на стабильность банковской системы в России невысока, что объясняется, по
нашему мнению, с одной стороны, разрозненным, а не комплексным их использованием, с
другой ? отсутствием такого рыночного инструмента, как операции на открытом рынке, что
одновременно свидетельствует о степени зрелости рыночных отношений в России. В этой
связи мы считаем, что только при комплексном использовании всех инструментов в
регулировании могут быть созданы условия для эффективного их воздействия на
банковскую систему и расширены возможности управления спросом и предложением денег.
В экономической литературе высказывается критика в адрес Центрального Банка РФ
в части эффективности проводимой им денежно-кредитной политики. Эта критика ведется
по двум направлениям: эффективность монетарных методов, применяемых Банком России, и
степень его ответственности и независимости в проведении политики.
Международная практика демонстрирует различные модели разработки и
реализации денежно-кредитной политики. В одних странах это является исключительно
прерогативой правительства либо центрального банка, либо обоих институтов. В сочетании
полномочий важно четко разделять компетенцию правительства и ЦБ, установив, должен ли
114
ЦБ строго следовать указаниям правительства. В этой сфере наблюдаются существенные
различия между странами.
Например, в Германии, Бундесбанк обладает полной автономией при принятии
решений в области денежно-кредитной политики. В реализации главной цели ? обеспечения
стабильности национальной валюты, Бундесбанк не подчиняется ни правительству, ни
парламенту, а несет ответственность перед страной в целом.
Банк Англии имеет лишь консультативные функции, поскольку ответственность за
проведение этой политики несет Министерство финансов (Казначейство), подотчетное
парламенту.
В США существует нечто среднее между двумя вышеназванными моделями. ФРС
несет полную ответственность перед Конгрессом США за денежно-кредитную политику,
тогда как решения в данной области ФРС не ратифицируются ни президентом, ни
правительством. Процедурная (американская) модель предполагает, что ФРС сама
определяет цели и инструменты политики и несет ответственность за достижение
намеченных целей. При этом данная модель основана на совокупности процедур обсуждения
решений ФРС с участием разных сторон в средствах массовой информации. Благодаря СМИ
общественное мнение страны фактически принимает участие в формировании кредитно-
денежной политики. В соответствии с законом президент ФРС дважды в год докладывает
Конгрессу о последних тенденциях и краткосрочных перспективах развития экономики и
кредитно-денежной политики. Каждые шесть недель комитет по операциям на открытом
рынке собирается для обсуждения и выработки политики ФРС на денежном и валютном
рынках. Протоколы этих заседаний публикуются в открытой печати, что является
выражением гласности в области денежно-кредитной политики.
Для Европейского центрального банка (зоны евро), в которой отсутствует
действительная исполнительная власть, предполагается введение процедурной
ответственности по типу ФРС.
115
В России ст. 114 Конституции закреплено, что правительство РФ «обеспечивает
проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики».
В Федеральном законе «О Центральном банке РСФСР», ст. 4 указано, что Банк России «во
взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую
государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение
устойчивости рубля». На основании анализа содержания этих статей можно сказать, что
правительство РФ по существу сохраняет контроль над Центральным банком, который
проводит денежно-кредитную политику, согласованную с правительством страны. Неясным
остается вопрос об ответственности за результаты денежно-кредитной политики, что в
условиях отсутствия широкого обсуждения в обществе выдвигает эти проблемы на первый
план. Например, в соответствии с Законом «О Центральном банке РСФР» председатель
главного банка страны отчитывается в Государственной Думе два раза в год (при
предоставлении годового отчета и основных направлений денежно-кредитной политики).
Другими словами, гласности в обсуждения результатов и перспектив проведения денежно-
кредитной политики по итогам отчетных периодов (квартал, полугодие) не существует.
Следует отметить, что определенные проблемы здесь возникают. Достаточно заметить, что в
течение последних двух лет цели денежно-кредитной политики постоянно изменялись. В
1998 г. цель состояла в стабильности внутренней и внешней покупательной способности
национальной денежной единицы. Достижение данной цели рассматривалось на основе
соответствия динамики денежного предложения, денежного агрегата М2 и неинфляционного
роста ВВП. В 1999 г. произошла корректировка целей. Банк России должен уже учитывать
тенденции динамики ВВП, уровень безработицы и состояние платежного баланса. На 2000 г.
целью являлось снижение инфляции при сохранении и возможном ускорении темпов роста
ВВП при условии снижения безработицы и роста реальных доходов населения. В проекте
«Основных направлений денежно-кредитной политики на 2001 г.» отмечается, что ее целями
являются закрепление и развитие тенденций устойчивого роста экономики,
116
последовательное повышение жизненного уровня населения, снижение инфляции, развитие
институциональной инфраструктуры рыночной экономики. Следует подчеркнуть
превалирование более конструктивного подхода в формулировании цели на 2000 г. и 2001 г.
Складывается переход в приоритетах от лобовой атаки на инфляцию к стимулированию
потребительского спроса, роста ВВП, обеспечения роста занятости и увеличения доходов
населения. Это подчеркивает необходимость гласного подхода в обсуждении целей и задач
денежно-кредитной политики всеми заинтересованными органами, учеными и
специалистами.
Более того, может существовать определенная несогласованность в действиях
(правительства и центрального банка) либо несогласие одной из сторон в практических
аспектах проводимой политики с другой, что может приводить к конфликту. Подобного рода
конфликты возникают и в деятельности данных органов в других странах.
В ряде стран при разрешении конфликтов по поводу несогласия в методах
реализации политики центральным банком арбитром выступает парламент, либо
устанавливаются определенные законодательные процедуры в случае подчинения ЦБ
парламенту. В России подобного рода процедуры отсутствуют, это препятствует проведению
своевременных корректирующих мер и может негативно повлиять на экономическую
ситуацию и стабильность банковской системы.
В тесной взаимосвязи с данной группой проблем находится еще одна ?
независимость и ответственность Центрального банка, которая также широко обсуждается в
настоящее время учеными и практиками.
Как правило, в большинстве стран и России центральные банки получают
достаточную автономию для своих действий. Степень независимости определяется, в
определенной мере процедурами внесения изменений в закон о ЦБ. Чем сложнее процедура,
тем выше степень независимости. Например, в Германии для изменения статуса Бундесбанка
требуется внесение изменений в конституцию страны. Независимость главного банка также
117
завязана на механизмы рекомендаций, выдвижения и утверждения главного банкира. В ряде
стран глава центрального банка утверждается на срок, превышающий период нахождения у
власти президента и правительства, что позволяет достичь преемственности политики и
большей независимости. Немаловажное значение имеет и экономическая независимость,
которую обычно связывают с финансированием правительства. Американский экономист
А.Алесина, проанализировав связь между степенью независимости ЦБ 17 стран и уровнем
инфляции в них в 1973-1986 г.г., пришла к выводу, что наиболее низкие среднегодовые
темпы инфляции наблюдались в Германии и США, центральные банки которых пользуются
наибольшей независимостью, а наиболее высокие темпы инфляции были в странах, где
степень независимости сравнительно низкая. Существуют и другие критерии независимости
центрального банка, например, вопросы участия государства в капитале Банка и ряд других.
Исследования в данной области, в частности, в России, показали, что вопрос об участниках в
капитале банка не оказывает существенного влияния на степень независимости центрального
банка.
На основании вышеизложенного нам представляется, что Банк России должен быть
независим в части мер, принимаемых для реализации денежно-кредитной политики.
Содержание денежно-кредитной политики должно формироваться при активном участии
правительства и центрального банка и быть направлено на подъем экономики страны при
ограниченном уровне инфляции, росте доходов населения и обеспечении его занятости.
В то же время свобода действий центрального банка должна предполагать гласность
и прозрачность денежно-кредитной политики. Гласность и прозрачность могут
обеспечиваться постоянным обсуждением результатов деятельности центрального банка в
нижней и верхней палате парламента при активном обсуждении в средствах массовой
информации. Такой подход позволит сформировать общественное доверие к банку банков и
банковской системе в целом.
118
Таким образом, стабильное функционирование банковской системы определяется рядом
условий и факторов на макроуровне, при этом центральные банк, располагая определенным
набором методов регулирования банковской деятельности должен, как нам представляется,
использовать комплексный подход в сочетании с выбором приоритетов по применению
конкретных инструментов денежно-кредитного регулирования с учетом условий внешней
среды, что позволит органу надзора оказывать позитивное влияние на развитие банковской
системы.
Другой важной проблемой стабильности банковской системы наряду с методами
экономического

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров