Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Определение показателя адиабаты воздуха методом Клемана-Дезорма: Метод, указ. / Сост.: Е.А. Будовских, В.А. Петрунин, Н.Н. Назарова, В.Е. Громов: СибГИУ.- Новокузнецк, 2001.- 13 (4)
(Методические материалы)

Значок файла ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ ТЕПЛОЁМКОСТИ ГАЗА ПРИ ПОСТОЯННОМ ДАВЛЕНИИ К ТЕПЛОЁМКОСТИ ГАЗА ПРИ ПОСТОЯННОМ ОБЪЁМЕ (3)
(Методические материалы)

Значок файла Лабораторная работа 8. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДИСПЕРСИИ ПРИЗМЫ И ДИСПЕРСИИ ПОКАЗАТЕЛЯ ПРЕЛОМЛЕНИЯ СТЕКЛА (8)
(Методические материалы)

Значок файла ОПРЕДЕЛЕНИЕ УГЛА ПОГАСАНИЯ В КРИСТАЛЛЕ С ПО-МОЩЬЮ ПОЛЯРИЗАЦИОННОГО МИКРОСКОПА Лабораторный практикум по курсу "Общая физика" (5)
(Методические материалы)

Значок файла Лабораторная работа 7. ПОЛЯРИЗАЦИЯ СВЕТА. ПРОВЕРКА ЗАКОНА МАЛЮСА (9)
(Методические материалы)

Значок файла Лабораторная работа № 7. ИЗУЧЕНИЕ ВРАЩЕНИЯ ПЛОЩАДИ ПОЛЯРИЗАЦИИ С ПОМОЩЬЮ САХАРИМЕТРА (7)
(Методические материалы)

Значок файла Лабораторная работа 6. ДИФРАКЦИЯ ЛАЗЕРНОГО СВЕТА НА ЩЕЛИ (10)
(Методические материалы)


Заказ научной авторской работы

Превентивное регулирование деятельности коммерческих банков и оценка эффективности методов превентивного регулирования

Для развития национальной экономики любой страны жизненно важное значение
имеют текущее состояние и перспективы развития банковской системы, что объясняется ее
ключевым положением в экономической системе. Существует ряд причин, по которым
регулирующие органы «взвалили» на себя тяжкий груз банковского надзора и
регулирования, часть из которых имеет глубокие корни прошлого.
Под банковским регулированием понимают систему мер, с помощью которых
государство через центральный банк или другие специальные органы надзора занимается
обеспечением стабильного, безопасного функционирования всей системы с целью
предотвращения дестабилизирующих тенденций 85.
Под банковским надзором, как нам представляется, следует понимать комплекс
действий осуществляемых органом надзора в рамках предоставленных ему полномочий
85 Банковская система России. Настояльная книга банкира. Книга 1. ? М.:ТОО Инжиниринго-
консалтинговая компания «ДеКА», 1995. - с.440.
119
(процедурами и нормами), направленных на поддержание стабильности и целостности
системы, обеспечения непрерывного функционирования финансовых рынков, защите
интересов кредиторов и вкладчиков.
Важнейшей составляющей безопасности банковского бизнеса является, как нам
представляется, система мер экономического и правового характера, направленная на защиту
интересов клиентов банка и самих банков. Известно, что банки являются важнейшими
хранилищами общественных сбережений, прежде всего, сбережений частных вкладчиков.
Наивно предполагать, что эта наиболее значимая часть кредиторов имеет достаточно опыта и
информации для оценки степени надежности коммерческих банков. Другими словами,
кредиторы банка, не могут доверять банкам, так как не имеют возможности оценить риск
банкротства. Из этого следует, что мера ответственности за сохранность сбережений лежит
на плечах банкиров, с одной стороны, с другой ? подобного рода безопасность должна
обеспечиваться в отношении банковской системы в целом, так как банковский бизнес
подвержен риску неплатежеспособности клиентов и лежит на плечах центрального банка.
Безопасность функционирования банковской системы может быть обеспечена с
помощью мер превентивного86 и защитного характера. Превентивное регулирование
предполагает набор мер, принимаемых ответственным органом ? центральным банком, по
ограничению доступа к банковской деятельности на основе лицензирования, ограничения
сфер деятельности, в которых могут участвовать банки, выявлении банков с признаками
проблем с целью их оздоровления, реструктуризации или ликвидации. Указанные меры
позволяют реализовать принципы безопасного ведения бизнеса, способствуют
формированию стабильной банковской системы.
86 Превентивный ? предупреждающий что-нибудь, предохранительный. Ожегов С.И. Словарь
русского языка. ? М.: Рус. яз., 1983. -с. 512.
120
Одним из ключевых элементов системы мер превентивного характера является
лицензирование. Открытие банка в любой стране мира предполагает получение
специального разрешения. Контроль за регистрацией вновь создаваемых банков относится к
одному из основных этапов надзора и выполняет функцию входного контроля. Выдача
лицензий, как правило, предполагает соблюдение требований к минимальному размеру
первоначального капитала; квалификации и моральном облике высшего менеджмента;
выявление степени воздействия на уровень конкуренции в банковской сфере; национальная
принадлежность капитала, в случае, если в стране существует особый порядок рассмотрения
заявок от иностранных лиц. Порядок выдачи и аннулирования лицензий предусматривается
законом. В каждой стране действует свой порядок лицензирования банков. В приложении 1
приведена информация по ряду стран в данной области. Данные таблицы свидетельствуют о
том, что выдача лицензий производится не во всех странах центральным банком. В то же
время требования к высшему менеджменту с точки зрения его компетентности,
профессионализма и моральных качеств руководства присутствует почти во всех странах. К
числу существенных критериев можно отнести требование к минимальной величине
капитала, необходимого для регистрации, степени контроля за уровнем конкуренции в связи
с выходом новых банков на рынок.
Известно, что в связи с серьезными трудностями на международных рынках
управляющими центральными банками 10 промышленно развитых стран Европы в конце
1974 г. был создан Базельский комитет по банковскому надзору и регулированию.87 Одним
из направлений в поиске путей укрепления стабильности в мировом масштабе данным
органом изучались возможности укрепления пруденциальных норм банковского надзора. В
121
сентябре 1997 г. Базельский комитет опубликовал Принципы эффективного банковского
надзора в качестве официальных рекомендаций, а в октябре того же года они получили
одобрение международного финансового сообщества. В указанном документе содержится 25
базовых принципов эффективного надзора за банковской деятельностью88. Важнейшими
чертами выработанных принципов являются: во-первых, то, что они охватывают все фазы
жизни банка, начиная от получения лицензии, последующего надзора и заканчивая
заключительными процедурами закрытия. Во-вторых, они применимы как к отечественным,
так и к международным банкам. В-третьих, правила применимы к банкам,
функционирующим на развивающихся рынках, а также на рынках промышленно развитых
стран. В-четвертых, они являются всеохватывающими и легитимными в качестве основы
укрепления банковских систем во всем мире.
Четыре принципа из двадцати пяти посвящены лицензированию банковской
деятельности.
Указанные принципы рассматриваются как минимально необходимые условия
эффективного банковского надзора и должны способствовать налаживанию здоровой
банковской системы, точно определять совокупность учреждений, подлежащих надзору. С
этой целью органы надзора должны установить четкие процедуры по лицензированию и
сферу деятельности в соответствии с лицензией. Кроме того, особый акцент сделан на
необходимость и четкого определения и использования слова «банк» в названии организаций
87 В состав Комитета входят руководители банковского надзора и центральных банков Бельгии,
Канады, Франции, Германии, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Швеции, Швейцарии,
Великобритании и США. Его заседания обычно проходят в Банке международных расчетов в Базеле,
где расквартирован его Секретариат.
88 Банк России заявил о присоединении к Принципам в октябре 1998 г.
122
с тем, чтобы общественность не была заведена в заблуждение организациями, придающими
иное значение слова «банк» в своих названиях. 89
Система лицензирования банковской деятельности позволяет строго контролировать
вновь открываемые банки, а также располагать информацией о совокупности правовых
единиц, подлежащих надзору. В процессе лицензирования орган надзора устанавливает
степень финансовой устойчивости акционеров, правовую структуру организации и ее
соответствие производственной структуре, профессионализм, опыт и честность руководства
с тем, чтобы управление банком было надежным и осуществлялось пруденциальными
методами.
Особое внимание уделяется таким моментам как: структура отношений
собственности в банке; рабочий план, система контроля и внутренняя структура; назначение
и проверка профессионального соответствия директоров и старших менеджеров; финансовое
планирование, включая планирование капитала; предварительное разрешение органа надзора
страны принадлежности, если предполагаемым владельцем является иностранный банк;
передача акций или паев; основные капиталовложения или инвестиции банка.
Изучение структуры отношений собственности предполагает выявление прямых и
косвенных акционеров. Орган надзора внимательно рассматривает предыдущую банковскую
и небанковскую деятельность основных акционеров, их репутацию и финансовое положение,
происхождение капитала. Такой подход позволяет установить источник происхождения
капитала, его «чистоту», а также оценить способность основных акционеров предоставить
дополнительную финансовую поддержку в случае необходимости банку. Учитывая
тенденции концентрации капитала, в процессе лицензирования органы надзора должны
убедиться в том, что в случае вхождения банка в более крупную структуру, особенности
89 Базовые принципы эффективного надзора за банковской деятельностью. Документы Базельского
комитета. Принцип 2./Бизнес и банки, №21-22 (395-396), 1998.
123
отношений собственности не нанесут ущерб устойчивости банка и его вкладчикам, в связи с
влиянием деятельности других компаний данной группы на положение банка. Кроме того,
при оценке корпоративных связей должно быть установлено место банка в структуре
отношений собственности, ответственность конкретных участников за устойчивое
положение банка, прозрачность и доступность эффективному банковскому надзору.
В процессе лицензирования органы надзора особое уделяют внимание стратегии
предстоящей деятельности банка. Подробно рассматривается рабочий план, который
включает описание и анализ сектора экономики, который преимущественно будет
обслуживаться банком. Учитывая рисковый характер бизнеса, принципы лицензирования
включают оценку организации и внутреннего контроля, насколько подкреплены основные
положения стратегии развития банка адекватной организационной структурой и
внутренними процедурами; насколько обеспечивается доступ к информации, как на
индивидуальной, так и на консолидированной основе, включая получение информации от
офисов, находящихся за пределами страны.
Одним из ключевых вопросов лицензирования является оценка правомочности,
порядочности и профессионализма менеджмента, включая совет директоров. Жесткий
анализ и оценка перечисленных качеств проводится с учетом предыдущего опыта работы,
включая информацию от судебных органов, административную ответственность. Этот блок
вопросов находится под контролем и в будущем в процессе функционирования банка при
внесении изменений в состав руководства банка.
При рассмотрении заявки на получение лицензии заявитель представляет
финансовую отчетность, включая предполагаемые финансовые результаты деятельности на
ближайшую перспективу. При проверке данного пакета документов основополагающим
требованием является установление соответствия между объявленной стратегией развития
банка и реальным объемом активов, необходимым для ее реализации. Другими словами,
устанавливается степень потенциальной жизнеспособности банка. Во многих странах
124
устанавливается требование к минимальному размеру первоначального капитала, а также
проводится оценка крупных акционеров с позиции их устойчивости, обеспеченности
собственным капиталом и потенциальной способности оказать финансовую поддержку
банку в случае необходимости.
Особым пунктом лицензирования являются требования к иностранным банкам,
являющимся дочерней компанией иностранной банковской группы или небанковского
финансового учреждения. Принцип 3. указывает, что лицензирование в стране регистрации
не должно проводиться до получения соответствующего разрешения от надзорного органа
страны места расположения основного банка. При этом принимается во внимание
возможность осуществления надзора за вновь создаваемой банковской структурой на
консолидированной основе в стране, где расквартирован основной офис, и стране
нахождения филиала.
Принцип 4 гласит «Органы банковского надзора должны иметь право рассматривать
и в случае необходимости отклонять предложения о передаче значительных долей участия
или контроля в существующих банках третьими лицами». В соответствии с этим принципом
достигается контроль за соблюдением доли участия относительно их пороговой величины,
что позволяет препятствовать концентрации акций в руках одного акционера. Критическим
уровнем для одобрения значительных изменений в собственности может быть выше, чем
уровень уведомления.90 Изменение доли участия под давлением основного акционера может
привести к корректировке стратегии банка, способствовать удовлетворению интересов этого
участника и, в конечном счете, к нарушению устойчивости банка.
Принципы эффективного банковского надзора в области лицензирования
представляют последним полномочия по определению критериев для переоценки
приобретений и инвестиций с тем, чтобы ограничить объем рисков для банков. В некоторых
90 Эти значения обычно составляют от 5 до 10%.
125
случаях органы надзора требуют от банков уведомления или санкционирования того или
иного приобретения. Данное требование позволяет установить соответствие между
имеющимися ресурсами банка и потребностями в инвестировании средств. Поскольку
объект инвестирования влияет на уровень капитала банка, а его абсолютное и относительное
значение является предметом пристального надзора, постольку данная мера оправданна.
Существенный момент организации лицензирования банков - соответствие
критериев, устанавливаемых для выдачи лицензий, критериям, используемым при
постоянном надзоре. Такой подход создает правовую основу для аннулирования лицензии в
случае, если зарегистрированный банк не отвечает установленным критериям.91 Четкие и
объективные критерии снижают потенциал политического вмешательства и лицензионный
процесс, создают условия для тесного взаимодействия между лицензирующими и
надзорными органами в тех странах, где эти функции находятся в разных ведомствах.
В России процесс лицензирования банковской деятельности закреплен в статье 3
Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», в
которой определяющая роль отводится главному банку страны. Центральный банк разрешает
доступ новых банков на рынок, выдавая лицензии, «закрывает» банки, отзывая у них
лицензии на банковскую деятельность, санкционирует сделки по слияниям и
присоединениям, защищая банки от возможного банкротства. Правовые основы этих
процессов закреплены в законах и инструкциях. В частности, в главе II Закона «О банках и
банковской деятельности» излагается порядок регистрации кредитных организаций и их
лицензирование. В дополнение к законам Банк России издает инструкции и положения,
которые детализируют и дополняют порядок лицензирования, предусмотренный законом.
Анализ основных положений законов и инструктивных требований позволяет
констатировать, что в процессе организации процесса лицензирования и определении его
91 Там же, Принцип 3.
126
критериев Банк России приблизился к базовым принципам эффективного банковского
надзора в данной области, установленных Базельским комитетом. Однако можно выделить и
некоторые нерешенные вопросы в данной области. Например, законодательство
предоставляет органу надзора ограниченные возможности оценки корпоративной культуры
будущей кредитной организации, принятия решений в отношении учредителей, не
предусматривает отказа в согласовании претендентов на занятие руководящих должностей
по причине неудовлетворительной деловой репутации, не допускает возможности
требования к владельцам кредитной организации о ее поддержке в случае необходимости.
Имеются нерешенные проблемы в части существования нескольких разновидностей
лицензий, в то время, как универсальный статус банка предусмотрен Федеральным законом
«О банках и банковской деятельности», консолидированной отчетности.
На протяжении последнего времени Банк России ведет активную работу по
внедрению консолидированной отчетности с целью использования данного стандарта для
осуществления надзорной деятельности. В условиях слабой защиты прав инвесторов в
России использование данного инструмента для осуществления надзорных функций
является особо актуальным. К сожалению, реализовать в полном объеме данный стандарт не
удается. Это объясняется, в частности, тем , что вне рамок банковской системы такая работа
практически не ведется. Без введения консолидированной отчетности всех организаций,
включая холдинги, реально контролирующие кредитные организации, сохраняется
повышенный риск внезапных банкротств, сохраняются ограничения в сфере обеспечения
прозрачности структур. Например, в соответствии с существующим законодательством
головной банк должен предоставить в Банк России консолидированную отчетность только
по тем (дочерним) банкам, по которым он имеет в собственности более 50% голосующих
акций (долей). Для решения этой задачи потребуется внести изменения в действующее
законодательство, которое предоставило бы право Банку России требовать включения в
127
состав отчетных данных информации о банковских группах, включая информацию о
некредитных организациях.
Безусловно, процесс лицензирования не является гарантией того, что банк,
получивший право на осуществление банковский операций, будет нормально управляться,
сохранит свою устойчивость и надежность в будущем. Однако такой жесткий подход может
создать предпосылки для снижения риска возникновения нестабильных учреждений,
вступающих на путь банковского бизнеса. Введение и ужесточение правил лицензирования
могут ограничить число банковских банкротств и масштаб потерь вкладчиков за счет
блокирования возможности вступления в банковское сообщество заведомо ненадежных
организаций. Такой подход обеспечивает условия формирования стабильной банковской
системы, облаченной доверием общественности.
Динамика основных количественных параметров развития банковской системы
России свидетельствует о том, что основной пик создания кредитных организаций
приходился на начало и середину 90-х годов. Так, по состоянию на 01.01.96 г. было
зарегистрировано 2598, а на 01.01.97 г. 2601 коммерческий банк. Количество реально
действующих кредитных организаций на указанные даты составляло соответственно 2295 и
2029, при этом доля кредитных организаций с отозванной лицензией соответственно 13,2% и
28,1% (см. приложение № 2). Начиная с 1998 г. число зарегистрированных и действующих
банков стало сокращаться, а доля кредитных организаций с отозванной лицензией и
подлежащих ликвидации неуклонно возрастать вплоть до 01.01.2000 г. и лишь на 01.01 и
01.02. 2001 г. количество банков с отозванной лицензией и их доля стали снижаться, но, по-
прежнему, занимают значительный удельный вес, соответственно 63,3 % и 62,4%, т.е.
превышают две трети от числа действующих банков. Указанные тенденции являются
следствием кризиса 1998 г., с одной стороны, с другой ? обусловлены ужесточением мер по
лицензированию кредитных организаций, а также принятием Федерального закона «О
128
несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», который создал правовые основы
для очищения банковской системы от нежизнеспособных банков.
Вторая причина, обусловливающая потребность в проведении мер превентивного
характера ? обеспечение стабильности банковской системы. Как мы уже отмечали в первой
главе, стабильность банковской системы определяется в значительной мере стабильностью
экономики, т.е. формируется на макро-уровне. В то же время стабильное функционирование
банковской системы может поддерживаться на микро-уровне в процессе пруденциального
надзора. Основной задачей текущего надзора является выявление угроз финансовому
состоянию кредитных организаций, обусловленных менеджментом и неблагоприятным
влиянием окружающей среды. Указанная задача решается на основе контроля за
соблюдением установленных экономических параметров в процессе инспектирования
деятельности коммерческих банков. Определенную поддержку в данной сфере оказывает
внешний аудит.
Эффективность методов пруденциального надзора во многом связана со степенью
достоверности информации, в виде предоставляемой банками отчетности. Важной
составляющей транспарентной (прозрачной) отчетности является бухгалтерский учет. Не
случайно центральные банки устанавливают правила отражения в учете операций
кредитными организациями. Однако активы коммерческих банков традиционно
учитываются по балансовой стоимости и поскольку не существует рынка, который
актуализировал бы стоимостную оценку, всегда у банкиров существует соблазн сохранить
балансовую стоимость техническими способами в надежде на то, что все уладится. Другими
словами, менеджмент пытается воспринимать плохие активы как хорошие, оптимистически
отражая их в отчетности. Недостаточная транспаретность отчетности оказывает
дестабилизирующее воздействие на рынки, участниками которых являются банки, поскольку
участники сделок не в состоянии осязать или понимать характер деятельности кредитных
организаций. Например, банкротство одного японского банка, вызванное дефицитом,
129
равным 85% балансовой стоимости его кредитного портфеля, нельзя объяснить ничем иным,
как недостатками бухгалтерского учета.92
По мнению руководителя Банка международных расчетов Э. Крокетта, слабая
организация бухгалтерского учета может скрывать возникновение проблем системного
характера до тех пор, пока они не достигнут немыслимых пропорций.93
Указанная проблема не является исключением и для России, о чем свидетельствуют
уроки кризиса 1998 г. В значительной мере недостатки в области бухгалтерского учета были
выявлены во время этого кризиса. По оценкам центрального банка, из 10 проверенных
кредитных организаций 7-8 предоставляли недостоверную отчетность. Характер нарушений
был связан, в основном, с неправильными действиями главного бухгалтера и руководителя.
Критерий достоверности отчетности учитывается Банком России при классификации банков
по группам проблемности. В случае выявления признаков недостоверности банк относится к
четвертой группе, к таким банкам принимаются меры воздействия со стороны органа
надзора. Одной из основных проблем в данной области является неправильное
формирование резервов на возможные потери по ссудам или обесценение ценных бумаг. В
настоящее время кредитные организации должны создавать резервы на возможные потери по
ссудам в полном объеме, т.е. 100% от расчетного резерва, при этом формирование резерва
должно осуществляться с наихудших категорий качества ссуд. Достоверность
предоставленной информации в части формирования резервов при использовании методов
пруденциального надзора выявляется на основе оценки обеспеченности ссудной
задолженности вторичными источниками. В тех случаях, когда стоимость залога в несколько
раз превышает сумму предоставленных ссуд и при этом отражена в отчетности просроченная
92 Крокетт Э. Нуждаются ли рынки в управлении? Вестник ассоциации российских банков. М., 2000. -
.№4. -с.47.
130
задолженность, возникает необходимость в уточнении сложившейся ситуации. Причинами
таких тенденций могут быть несколько: завышена стоимость залога либо банк не проводит
на должном уровне претензионную работу в отношении своих заемщиков; либо вызывает
сомнение ликвидность залога. Существуют и другие приемы выявления признаков
недостоверности отчетности на уровне органов пруденциального надзора.
Подтверждение достоверности отчетности кредитных организаций осуществляется в
ходе инспекторских проверок центрального банка. Проведение таких проверок носит
предметный характер с определенной степенью периодичности. Предмет проверок и сроки
их проведения могут не совпадать с потребностью органов пруденциального надзора,
учитывая горизонт (количество банков), а также выборочный характер проверок. Другими
словами, результаты таких проверок могут оказаться запоздалыми и не могут использоваться
в оперативном порядке, а лишь последующем.
Определенную помощь органам надзора в данной области оказывают аудиторские
фирмы. К сожалению, качество и профессионализм фирм зависит от личности аудитора. Это
особенно актуально, когда речь идет о мошенничестве в банковской среде. Традиционно
аудиторы не считают себя «ищейками», в чьи обязанности входит разоблачение
мошенников, они лишь выражают свое мнение, основанное на обзоре данных внутреннего
контроля, качества и соответствия документации установленным требованиям. В условиях
высокого уровня компьютеризации, рыночных колебаний, которые могут молниеносно
отразится на состоянии активов и негативно сказаться на платежеспособности банка, можно
с определенной степенью скептицизма отнестись к такой помощи со стороны аудиторов.
Более того, гонорар аудиторской фирме выплачивается банком. Из этого можно
предположить, что размер вознаграждения ограничивает объем выполняемых работ, ставит
93 Э.Крокетт. Нуждаются ли рынки в управлении? Вестник ассоциации российских банков. М., 2000. -
№4. - с.47.
131
аудиторскую фирму в зависимость от менеджмента банка. Особое давление со стороны
менеджмента может оказываться на мелкие аудиторские фирмы, которые профессионально
хуже оснащены. Приведенные черты характерны не только для международной практики, но
и для России. По оценкам Банка России, аудиторы не подтверждают отчетность кредитных
организаций в 5-ти случаях из 10-ти, что ниже уровня оценки органов надзора. В дополнение
к выше сказанному можно добавить, что в условиях высокого уровня налогообложения,
банки используют изощренные схемы, тратят большие средства для поощрения владельцев
банка и менеджмента, добиваясь снижения налогового пресса. Такие операции приводят к
сокращению капитала, обостряют риск и снижают способность банка противостоять
неблагоприятным изменениям внешней среды. На основании высказанных нами замечаний,
нам представляется, что органы надзора должны формировать стандарты аудиторских
проверок с учетом особенностей российской практики, отличающейся высоким уровнем
налогообложения, вызывающим стремление банкиров минимизировать потоки денежных
средств в бюджет различными способами. Другими словами, при сохранении общих
направлений надзора аудиторские проверки, в первую очередь, должны быть направлены на
выявление финансовых схем, очищение от них балансового отчета, тщательный анализ
нетто-финансовой отчетности.
Тесно связанной с этой группой проблем является структура финансовой
отчетности. Даже поверхностный обзор существующих форм отчетности кредитных
организаций позволяет констатировать, что структура балансового отчета не имеет логики.
Актив и пассив оборотно-сальдовой ведомости (баланса) выстроен на основе разных
принципов. Актив ? по степени убывания ликвидности активов, а пассив ? начинается с
наиболее устойчивой части, собственных средств банка. Такая структура делает баланс
нечитаемым. Отчет о прибылях и убытках также недостаточно хорошо структурирован и не
аналитичен. Более того, он (отчет о прибылях и убытках) не раскрывает прибыли,
оставшейся в распоряжении банка, и заканчивается лишь бухгалтерской прибылью, которая
132
не является отражением реального финансового результата, особенно в условиях широкого
распространения финансовых схем. В настоящее время в обязательном порядке публикуется
только годовой баланс и отчет о прибылях и убытках, краткие аудиторские заключения.
Банкиры не обязаны, например, публиковать сведения о достаточности капитала, движении
денежных средств, состоянии активов, величине резервов под потери, консолидированную
отчетность. Нам представляется, что отчетность кредитных организаций станет более
прозрачной в случае, если будет публиковаться отчет о движении денежных средств.
Поскольку данный отчет по сути является балансом, который составлен относительно
изменения счетов денежных средств, постольку введение такой отчетности позволит достичь
транспарентности результатов деятельности банка за отчетный период и обозначить его
проблемы. Эти замечания, на наш взгляд, позволяют констатировать, что центральному
банку нужно активизировать работу по совершенствованию структуры финансовой
отчетности, приближения ее структуры к международным стандартам, расширению круга
информации для широкой общественности. Данная мера улучшит аналитичность отчетности
и сделает ее более понятной и прозрачной для пользователя, в том числе некомпетентного.
Таким образом после открытия банка на первый план выдвигаются проблемы
достоверности отчетности, которая служит основой пруденциального надзора. В этой сфере
центральный банк должен продолжить работу по совершенствованию стандартов
бухгалтерского учета и структуры финансовой отчетности, расширяя ее круг с учетом
международных стандартов, включив в состав обязательных для публикации форм
отчетности отчет о движении денежных средств, внедрить консолидированную отчетность,
способную охватить все виды взаимного участия банковских структур. Существенную
помощь в обеспечении прозрачности и достоверности информации, поступающей в органы
надзора, должны оказывать подразделения инспектирования деятельности кредитных
организаций и аудиторские фирмы. Поскольку лицензированием и определением стандартов
аудиторской деятельности занимается центральный банк, постольку следует, по нашему
133
мнению, стандарты аудита адаптировать к российской практике, отличающейся исторически
высоким налоговым бременем, что заставляет банки заниматься минимизацией налогов в
ущерб устойчивости и надежности. Более того, широко распространенная практика
внедрения финансовых схем препятствует получению достоверной информации, вводит в
заблуждение всех пользователей финансовой отчетности. Принцип, основанный на
обязательном очищении отчетности от финансовых схем, дополненный прозрачной
структурой финансовой отчетности, позволит экономическими методами достичь
транспарентности и повысит эффективность надзора за деятельностью коммерческих банков.
Стабильность банковской системы во многом определяется усилением надзора в сфере
управления банковскими рисками. Страны с развивающимися рынками имеют явно
выраженные слабости в сфере капитализации; несбалансированность активов и пассивов по
срокам и валютам; инсайдерское и связанное кредитование; недостаточную организацию и
эффективность надзорных функций. Например, долгосрочные обязательства банковской
системы (со сроком исполнения свыше 1 года) по состоянию на 1.11.2000 г. составляют
только 8% от суммы совокупных обязательств, а превышение активов на эту же дату со
сроком востребования свыше 1 года над собственными и привлеченными средствами свыше
1 года составляют около 12% объема привлеченных средств сроком менее 1 года.
Совокупные активы кредитных организаций, у которых значение этого показателя
характеризуется трансформацией краткосрочных привлеченных средств в долгосрочные
вложения, достаточно велики (более 30%) и составляют более 30% совокупных активов
банковской системы. Повышение уровня трансформации может создать системную угрозу
состоянию ликвидности банковской системы. Кроме того, отмечается значительная
концентрация рисков у ограниченного круга заемщиков (доля крупных кредитных рисков в
активах банковской системы составляет около 80%)94.
94 Деньги и кредит. М., 2001. - № 1. -с.5.
134
Из этого вытекает, что система установления экономических нормативов по
отдельным позициям и контроль за их соблюдением является оправданной мерой для стран с
нарождающимися рынками.
В соответствии с действующим в России законодательством Центральный банк
устанавливает для коммерческих банков обязательные нормативы деятельности, которые
изложены в инструкции ЦБ РФ №1 и строго следит за их соблюдением. Количество
показателей и их качественный состав менялся с течением времени в направлении
усовершенствования. В настоящее время действует около 20 нормативов. Одним из
ключевых является норматив достаточности собственных средств (капитала) банка,
норматив Н1. Традиционно норматив достаточности капитала банка считается показателем
надежности кредитной организации.

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров