Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Заказ научной авторской работы

Содержание стратегии и тактики управления банком

Стабильность банковской системы определяется в значительной мере
стабильностью ее элементов ? коммерческих банков. Условия стабильного развития
банковского сектора экономики, как мы уже отмечали, лежат в двух плоскостях: на
макроуровне и микроуровне. Одно из центральных мест в системе методов поддержания
стабильности банковской системы и ее целостности на макроуровне принадлежит надзору за
деятельностью кредитных организаций со стороны центрального банка. В то же время
следует заметить, что надзор не должен ущемлять степень свободы функционирования
элементов банковской системы. Более того, даже при условии избрания органами надзора
политики чрезмерной регламентации банковской деятельности рассчитывать на то, что такой
подход способен обеспечить абсолютную безопасность и стабильность банковской системы,
по меньшей мере, наивно. Не случайно, в последнее время все большее предпочтение в
системе мер банковского надзора отдается оценке качества управления кредитными
организациями. На это имеется достаточно оснований. В частности, управление рисками, с
которыми сталкиваются банки на постоянной основе, является прерогативой менеджмента. В
этой ситуации ни одна, даже очень совершенная, система оценочных показателей и
механизмов контроля, избранная органами надзора для выполнения своих функций не может
и не должна заменить менеджмент коммерческого банка и не в состоянии обеспечить
максимальную безопасность функционирования банковской системы. Из этого, по нашему
мнению, следует, что устойчивость и надежность отдельных кредитных организаций
вследствие неэффективного менеджмента может оказаться сомнительной.
192
Другими словами, даже при наличии всех составляющих условий стабильности
банковской системы отдельные кредитные организации оказываются, время от времени,
неспособными продолжать свой бизнес, что на наш взгляд, является подтверждением того,
что существует еще одна группа проблем в области стабильности банковской системы. К
числу таких проблем относится, прежде всего, менеджмент. Одной из составляющих
эффективного менеджмента в кредитных организациях является, на наш взгляд, правильно
выбранная стратегия поведения в постоянно изменяющейся конкурентной среде.
В эпоху, предшествующей дерегулированию финансовой сферы, проблемам
стратегии, целям и задачам управления банком, особенно на национальных рынках, не
уделялось должного внимания. Считалось, что банки действуют, как правило, одинаково и
однообразно. Клиенты, потребители банковских продуктов и услуг, выбирали банк,
преимущественно основываясь на собственных потребностях или исторических традициях и
связях. Стратегия развития банка была ориентирована на внутренние нужды, а не на рынок.
С развитием конкуренции и дерегулированием резко возросла потребность в
формулировании стратегии развития, ориентированной на рыночные условия
хозяйствования.
Термин «стратегия» с античных времен применялся в военном искусстве, в его
содержание включались: разработка плана победы над противником посредством
эффективного использования материальных и людских ресурсов, с учетом географических и
природных условий. Слово стратегия происходит от греческого «стратегос», что в переводе
означает генерал. Современное понятие стратегии применительно к бизнесу появилось в XX
веке и впервые было упомянуто в работе Дж. Фон Неймана и О. Моргенштерна. Эти авторы
сформулировали понятие стратегии как комплекс действий компании, сформированный в
193
соответствии с характером определенной ситуации.118 Другие авторы связывают понятие
стратегии с ресурсами компании.119 Более поздние исследования понятия стратегии бизнеса
сформулированы более конкретно, поскольку авторы, современных суждений опирались, как
правило, на собственный многолетний практический опыт работы в крупнейших компаниях
мира. Среди таких авторов можно назвать А. Чендлера, И. Ансоффа, К.Эндрюса. По сути,
указанной группой авторов было сформулировано классическое определение стратегии.
Стратегия ? это модель возможностей, целей, задач, политики и планов компании по
достижению этих целей, которые определяют, что компания есть на самом деле и чем она
хочет быть в будущем120. Нам представляется оправданным определение стратегии как
процесса формирования долгосрочных целей с учетом имеющихся возможностей и
определения направлений достижения этих целей.
Применительно к банку, по нашему мнению, стратегия ? это концепция
долгосрочного развития, определяющая сферу, средства и формы деятельности, систему
взаимоотношений внутри организации, основанные на позиции банка на рынке, и
направленная на достижение конкурентного преимущества.
В основе концепции долгосрочного развития лежит цель деятельности кредитной
организации. Исторически целью любой коммерческой фирмы как субъекта экономической
деятельности является прибыль121. В соответствии с законодательством, это относится к
118 Von Neumann J. and Morgenstern O. Theory of Games and Economic Behavior, 2nd ed. Princeton
Univercity Press, 1947. -p.79-84.
119 Drucker Peter. The Practice of Management. - New York: Harper & Brothers, 1954.
120 Learned E., Christensen Andrews R.C. and Guth W.D. Business Policy: Test and Cases. Homewood, III.:
Richard D. Irwin, 1969.P.15; Andrews K. The Concept of Corporate Strategy. 3 rd ed. Homewood, III.:
Richard D.Irwin. 1987.
121 Указанной точки зрения придерживаются и российские экономисты. (см. «Основы банковского
менеджмента».- М.: Инфра-М, 1995. -с.30.
194
деятельности коммерческих банков в России. Как мы отмечали в предыдущей главе,
формулирование цели коммерческой деятельности ? один из наиболее противоречивых
аспектов бизнеса.
В течение последних веков отношение к прибыли, как цели коммерческой
деятельности менялось. Так, например, в XYIII-XIX вв. использование показателя прибыли
для оценки эффективности развития компаний не подвергалось сомнению. Однако уже в XX
в., особенно после второй мировой войны, с бурным развитием технологий возникла
потребность в долгосрочных вложениях капитала. Такой подход потребовал концентрации
внимания на долгосрочных целях развития. Поскольку финансирование долгосрочных
проектов оказалось не выгодным с точки зрения прибыли, однако потребность в их
осуществлении была жизненно необходимой, постольку появилась необходимость в поиске
и формулировании иных целей развития. В этой связи в качестве альтернативы
максимизации прибыли предлагалось использовать чистую текущую стоимость компании,
максимизацию рыночной стоимости фирмы, максимизацию роста, ограниченного прибылью.
П. Драккер разрушил традиционную трактовку цели ? максимизация прибыли,
предложив в качестве альтернативы «выживание» компании, основанной на «функциях
выживания». Прибыль, по мнению этого автора, остается в системе целей, однако не
является основной.
В теории менеджмента высказывались и другие точки зрения, основанные на
чувстве ответственности перед обществом, работниками, акционерами. Так, например,
Ф. Абрамс утверждал, что фирма обязана «поддерживать справедливый баланс между
требованиями различных прямо заинтересованных групп ? держателей акций, работников,
покупателей и публики вообще».122 Другими словами данная точка зрения исходит из того,
что цели развития бизнеса должны вытекать из несовместимых целей «заинтересованных
122 И. Ансофф И. Стратегическое управление: Пер. с англ., М.: Прогресс, 1989. -с.75.
195
групп»: менеджеров, служащих и рабочих, акционеров, поставщиков, покупателей. При
такой постановке задачи прибыль, как результат деятельности менеджеров, показатель
эффективности инвестиций акционеров, отодвигалась на второй план и становилась лишь
одной из составляющих системы целей компании. Более того, цели менеджмента зачастую
могут не совпадать с целями акционеров банка. Менеджмент, как наемный персонал,
заинтересован в долгосрочной перспективе развития бизнеса, что заставляет его принимать
зачастую консервативные и осторожные решения в то время, когда выживание компании
может зависеть от радикальных стратегических мер, таких, например, как отход от основной
деятельности и диверсификация. Владельцы компании напротив, заинтересованы в
повышении рентабельности собственных инвестиций, т.е. наращивании прибыли.
Несовпадение интересов различных групп приводит к возникновению конфликта.
Неслучайно возникли и другие представления о целях деятельности компаний. Так,
например, Р.Сайрт и Дж. Марч выдвинули тезис о том, что «организации не имеют целей,
цели имеют только люди»123. Данная точка зрения исходит их того, что цель компании
формируется в результате переговорного процесса между всеми заинтересованными
группами участников. В данной теории впервые были объединены основы экономической и
управленческой теорий на основе включения в процесс формулирования стратегии
экономических и социальных интересов.
Разумное сочетание экономических и социальных интересов различных групп,
безусловно, являются важными составляющими стратегии устойчивого развития.
Существует, по нашему мнению, многосторонняя заинтересованность в пополнении
банковского сообщества финансово устойчивыми кредитными организациями, что отвечает
интересам всех сторон. Так, например, создание коммерческих банков группой владельцев и
санкционирование их деятельности органами надзора преследует две основополагающие
123 Там же, - с. 77.
196
цели: удовлетворение потребностей экономических субъектов в банковских продуктах и
услугах, что является отражением их общественного предназначения; соблюдение интересов
владельцев по получению дохода. При этом органы надзора тщательно изучают потребность
в появлении новых банковских структур, а также строго следят за тем, чтобы на рынок
вышли потенциально финансово устойчивые и надежные кредитные организации. Такой
интерес преследуют, прежде всего, центральный банк - ответственный за стабильное
развитие банковской системы; акционеры и менеджмент банка, имеющие конкретный
экономический интерес ? получение прибыли, а значит, рассчитывающие на долговременное
развитие; потребители банковских продуктов ? клиенты, заинтересованные в получении
дешевых и высококачественных услуг для развития своего бизнеса; общество в целом,
поскольку его благосостояние в определенной мере зависит от надежности и финансовой
устойчивости коммерческих банков, способных обсуживать потребности экономики.
Конкретным воплощением этого интереса на различных уровнях является прибыльная
деятельность.
При обобщении приведенных точек зрения на цели развития любого бизнеса в
теории менеджмента, можно заметить, что ни одна из них не отвергает полностью прибыль,
как позитивный результат коммерческой деятельности. Прибыли уделяется лишь более или
менее значимое место в системе целей, которые определяют стратегию развития компаний.
По нашему мнению, при формулировании стратегии, следует уточнить данное
представление о цели, отдав предпочтение увеличению стоимости банка в долгосрочной
перспективе. Стоимость банка определяется способностью его активов проносить доход в
условиях постоянных изменений окружающей среды. Поскольку активы и обязательства
банка генерируют потоки денежных средств, постольку стоимость банка зависит от текущей
стоимости будущих потоков наличности, дисконтированных по ставке процента,
отражающей рискованность этих потоков. Стоимость (дисконтированный денежный поток)
относится к числу комплексных показателей эффективности, учитывающих наибольшее
197
количество факторов. Так, например, исследование, проведенное фирмой Прайс Уотерхауз,
показало, что 94% опрошенных на немецком рынке инвесторов придают стоимости очень
большое значение. Главным его достоинством является то, что это не краткосрочный
показатель результатов деятельности, а долгосрочный. Ориентация на максимизацию
стоимости позволяет менеджменту сделать более точный выбор, так как любые интересы
участвующих сторон могут быть оценены, а значит, возможно, достичь компромисса
интересов. Такой подход позволяет учесть краткосрочные и долгосрочные перспективы
развития и избежать недостатков, которые содержаться в показателе прибыли, добиться
относительной гармонии интересов. В таблице 6 приведена схема требований различных
заинтересованных групп.

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров