Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Неразрушающие методы контроля Ультразвуковая дефектоскопия отливок Методические указания к выполнению практических занятий по курсу «Метрология, стандартизация и сертификация» Специальность «Литейное производство черных и цветных металлов» (110400), специализации (110401) и (110403) (6)
(Методические материалы)

Значок файла Муфта включения с поворотной шпонкой кривошипного пресса: Метод. указ. / Сост. В.А. Воскресенский, СибГИУ. - Новокуз-нецк, 2004. - 4 с (7)
(Методические материалы)

Значок файла Материальный и тепловой баланс ваграночной плавки. Методические указания /Составители: Н. И. Таран, Н. И. Швидков. СибГИУ – Новокузнецк, 2004. – 30с (9)
(Методические материалы)

Значок файла Изучение конструкции и работы лабораторного прокатного стана дуо «200» :Метод. указ. / Сост.: В.А. Воскресенский, В.В. Почетуха: ГОУ ВПО «СибГИУ». - Новокузнецк, 2003. - 8 с (8)
(Методические материалы)

Значок файла Дипломное проектирование: Метод. указ. / Сост.: И.К.Коротких, А.А.Усольцев, А.И.Куценко: СибГИУ - Новокузнецк, 2004- 21 с (8)
(Методические материалы)

Значок файла Влияние времени перемешивания смеси на ее прочность в сыром состоянии и газопроницаемость: метод. указ./ Сост.: Климов В.Я. – СибГИУ: Новокузнецк, 2004. – 8 с. (8)
(Методические материалы)

Значок файла Вероятностно-статистический анализ эксперимента: Метод. указ. / Сост.: О.Г. Приходько: ГОУ ВПО «СибГИУ». – Новокузнецк. 2004. – 18 с., ил. (8)
(Методические материалы)


Заказ научной авторской работы

Стратегия управления активами и пассивами как фактор финансовой устойчивости кредитной организации

В условиях постоянно изменяющейся окружающей среды стратегия развития банка
становится важным и чрезвычайно необходимым инструментом управления. Поскольку в
основе стратегии лежит система целей, а среди них, по нашему мнению, основной является
увеличение стоимости банка в долгосрочной перспективе, постольку ключевой
составляющей стратегии развития должна стать финансовая стратегия.
В российской и зарубежной экономической литературе проблемам финансовой
стратегии не уделяется должного внимания, что, на наш взгляд представляет определенной
пробел в теории менеджмента. Упоминание о финансовой стратегии встречается в работах
отечественных ученых в связи с рассмотрением отдельных, близких к этому блоку вопросов.
Так, Г.Б. Клейнер пишет об инвестиционно-финансовой стратегии 132, а А.Г. Мовсесян ? об
132 Клейнер Г.Б. и др. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии,
безопасность. - М.: Экономика, 1997. ? с.143
219
интеграционно-финансовой стратегии 133 при исследовании современного состояния
процессов инвестиций и интеграции. Обзор существующих представлений по данной
проблеме позволил выявить, по крайней мере, одну точку зрения, в которой наиболее полно
рассматривается финансовая стратегия в обобщенном виде. И.П. Хоминич в научном
издании «Финансовая стратегия компаний» делает попытку более серьезного исследования.
В указанной книге она пишет, что «финансовая стратегия компании выступает как
экономическая категория, характеризующая различные отношения между субъектами рынка
в финансовой сфере» 134. Нам представляется, что автор преувеличивает значение
финансовой стратегии, возводя ее в ранг экономической категории, что, по нашему мнению,
неоправданно по нескольким причинам.
Во-первых, исходя из классического определения стратегии, приведенного в
предыдущем параграфе, последняя представляет собой модель возможностей, целей, задач,
политики и планов, что не позволяет ее рассматривать как отношение.
Во-вторых, не любое понятие может претендовать на статус, в частности,
экономической категории, поскольку не любое из них выражает конкретные экономические
отношения в их специфике, обособленности и определенности. Вывод автора о том, что
финансовая стратегия является экономической категорией, обосновывается сущностной
природой основных экономических категорий, на которых базируется финансовая стратегия
? финансов, денег и кредита. Такой подход, нам представляется, надуманным. Финансовая
стратегия представляет собой концепцию долгосрочного развития, основными целями
которой являются ? максимизация доходности при допустимом уровне риска при
достижении целей базовой стратегии, и представляет собой видение менеджмента о
133 Мовсесян А.Г. Интеграция банковского и промышленного капитала: современные мировые
тенденции и проблемы развития России. - М.: Финансы и статистика, 1997. - с.157.
134 Хоминич И.П. Финансовая стратегия компаний. - М.: Рос. экон. акад., 1997. - с.15.
220
перспективах развития компании (банка) с учетом ожиданий возможных изменений
окружающей среды.
В-третьих, аргументы автора по приданию финансовой стратегии категориального
статуса, основанные на природе экономических отношений между субъектами рынка,
включая государство по поводу формирования и использования финансовых ресурсов,
являются, на наш взгляд, недостаточными для обоснования этой точки зрения.
Действительно, при формулировании финансовой стратегии менеджмент кредитной
организации учитывает сущностные характеристики экономических категорий и влияние
отдаленной и среды ближайшего окружения, однако, самая финансовая стратегия есть лишь
продукт внешних рыночных альтернатив и внутренних факторов по достижению
поставленных целей и, поэтому не может претендовать на обособленность и определенность.
Более того, разработка стратегии в целом и финансовой стратегии, в частности, неминуемо
происходит в условиях неполноты информации и ее неопределенности.
В-четвертых, формулирование финансовой стратегии как «отношения между
субъектами рынка в финансовой сфере» также, по нашему мнению, не лишено
односторонности. Финансовая стратегия при ее формировании учитывает факторы внешнего
и внутреннего характера и, это не только «отношения между субъектами рынка в
финансовой сфере», но и взаимоотношения внутри подразделений банка.
В-пятых, автор пишет в своей работе о том, что «финансовая стратегия представляет
собой обобщающую модель действий, необходимых для достижения поставленных
целей?»135. Другими словами И.П.Хоминич трактует стратегию с практической точки
зрения и, по нашему мнению, отходит от категориального подхода.
В то же время выделение в стратегии развития бизнеса финансовой стратегии, нам
представляется, обоснованным. Успех реализации разработанной менеджментом общей
135 Там же, - с. 21.
221
стратегии во многом зависит от взвешенной финансовой стратегии. Такое видение проблемы
имеет особую актуальность для банковского бизнеса, поскольку более 90% активов
коммерческих банков формируется на различных финансовых рынках, а обязательства, как
правило, существуют в виде требований кредиторов и без соответствующей стратегии в
данной сфере рассчитывать на достижение системы целей достаточно сложно.
Нам представляется обоснованным выделение двух уровней в финансовой
стратегии: собственно стратегического и тактического или оперативного. Стратегический
уровень включает в себя, по нашему мнению, следующие блоки:
1. Выбор приоритетных направлений развития операций на финансовых рынках,
либо фокусирование внимания на определенном сегменте рынка или группе
сегментов;
2. Определение размера, структуры собственных и заемных средств для
продвижения продуктов и услуг на эти рынки;
3. Формулирование понятия «ценности» активов кредитной организации и
определение организационных единиц или подразделений, которые будут ее
создавать.
4. Выявление возможностей наращивания ценности активов с концентрацией
внимания на основных направлениях реализации этих возможностей. Выделение
существующих угроз по снижению ценности активов в комплексе с системой
мер, позволяющих избежать потерю их стоимости.
5. Оценка стратегического выбора, сделанного менеджментом на предыдущих
стадиях с точки зрения максимизации стоимости банка.
Совокупность целей базовой стратегии должна найти конкретное воплощение в
моделировании направлений их реализации на различных сегментах рынка. Такой подход
позволяет закрепить в финансовой стратегии видение менеджмента по набору банковских
продуктов и услуг, предоставляемых их покупателям. При этом предполагаемый
222
продуктовый ряд должен обладать конкурентными качествами. В финансовой стратегии
следует учитывать высокий уровень конкуренции не только со стороны других банковских
учреждений, но и финансовых посредников, способных предлагать альтернативные
продукты. Фокусирование деятельности на отдельных сегментах ранка или группе сегментов
и удовлетворение потребностей покупателей банковских продуктов и услуг с большей
эффективностью по сравнению с конкурентами позволит устанавливать более высокие цены,
а значит получать более высокий уровень дохода и прибыли.
Возможности реализации данного стратегического видения зависят от структуры
ресурсов кредитной организации. В силу того, что особенность банковского бизнеса
определяется высокой долей привлеченных средств, а по показателю достаточности капитала
устанавливается жесткий критерий оценки со стороны органа надзора, вопросы структуры и
источников привлеченных средств относятся к ключевым компонентам финансовой
стратегии. Поскольку ресурсная часть кредитной организации сопряжена с затратами,
постольку для реализации одной из ключевых позиций системы целей ? увеличения
стоимости банка в долгосрочной перспективе, в финансовой стратегии должно быть
определено какие активы, в соответствии со стратегией проникновения или закрепления на
конкретных сегментах рынка, должны проносить доход адекватный и превышающий
предполагаемые затраты как по привлечению средств, так и обслуживанию инвестиций
владельцев банка, по покрытию затрат, обеспечивающих функционирование банка, а также
возможных убытков. Немаловажным моментом такого подхода является оценка стоимости
предполагаемого для реализации продуктового ряда (по привлечению и размещению
средств) со стороны участников рынка. Способность кредитной организации выжить и
достичь поставленных целей в условиях постоянно изменяющей среды реализуется в
финансовой стратегии на основе достижения конкурентного преимущества, способностью
конкурировать по ценам, технологиям, качеству и диверсификации услуг и уровню
квалификации персонала. Ключом к успеху диверсификации услуг должна стать их
223
уникальность, которая будет оценена покупателями. Если дебиторы будут согласны
заплатить за уникальные услуги большую цену, при контроле над затратами по
предоставлению этих услуг, то надбавка к цене приведет к получению прибыли в большем
объеме. При этом банки могут и должны рассматривать возможности предоставления
продуктов и услуг небанковского характера в рамках разрешенных законом. Достичь
конкурентного преимущества возможно при наличии адекватных технологий и высоком
уровне квалификации персонала. Как мы уже отмечали в предыдущем параграфе, одной из
возможных альтернатив финансовой стратегии может стать стратегия интеграции на основе
слияний или присоединений, включая вертикальную интеграцию.
Тактический или оперативный уровень финансовой стратегии предполагает набор
конкретных действий, направленных на реализацию финансовой стратегии. Этот уровень
финансовой стратегии, по нашему мнению, включает:
 установление промежуточных целей;
 выбор средств для достижения этих целей;
 определение временной последовательности по проведению операций;
 выбор момента выхода и ухода с рынка;
 распределение обязанностей и ответственности между участниками процесса
на каждом этапе;
 оптимизация затрат по реализации стратегии;
 соблюдение баланса между риском и доходом.
Такая тактика направлена на достижение устойчивого уровня прибыльности банка,
активное поведение на рынке банковских и небанковских продуктов и услуг, оперативное
реагирование на изменяющиеся условия конкурентной среды, принятие ответных мер на
поведение конкурентов, корректировку действий с учетом потребностей клиентов. Одним из
инструментов практической реализации финансовой стратегии является управление
активами и пассивами.
224
Появившееся в начале 80- годов в Соединенных Штатах управление активами и
пассива стало одним из приоритетных направлений во всех финансовых учреждениях.
Возрастающий интерес к данной проблеме объясняется факторами внешнего и внутреннего
характера. К внешним факторам можно отнести финансовую и экономическую
нестабильность, отмечаемую на национальном и международном рынках; ослабление
регулирования банковской сферы в большинстве промышленно развитых стран
(дерегулирование), которое создает почву для обострения конкуренции. Подобного рода
изменения во внешней среде приводят к колебаниям валютных курсов, процентных ставок
оказывают негативное влияние на маржу кредитных организаций. Общемировые тенденции
свидетельствуют о том, что маржа приобрела понижающую динамику за счет снижения
уровня доходов по активам, и роста расходов по привлечению средств. Кроме того,
озабоченность финансовой стабильностью функционирования банковской системы со
стороны национальных и международных органов надзора привели к ужесточению
требований по ключевым показателям, в частности, по показателю достаточности капитала и
вызвало необходимость более жесткого управления на уровне каждого коммерческого банка.
Все вышеназванные изменения требуют координации всех направлений
деятельности внутри банка. Поскольку, управление активами и пассивами находится на
стыке четырех ключевых направлений деятельности: кредитной, депозитной,
инвестиционной и торговой, постольку каждое из них отражается на структуре баланса и
потенциале доходности активов. Более того, основные направления деятельности могут
находится в противоречии, что обусловливает необходимость их координации. Такая
координация проводится на основе управления активами и пассивами. Таким образом,
управление активами и пассивами представляет собой скоординированный процесс
управления портфелем (балансом банка) и доходностью для достижения стратегических
целей банка.
225
В зависимости от временного горизонта можно выделить краткосрочный и
долгосрочный аспекты в управлении активами и пассивами. В краткосрочном аспекте (от 3-
х до12-ти месяцев) основное внимание уделяется текущим изменениям во внешней и
внутренней среде. Другими словами, основная задача управления ? сохранение заданных
количественных параметров в условиях постоянных колебаний стоимости активов,
обязательств, изменения затрат банка. К числу таких показателей относят, например, чистый
процентный доход, чистую процентную маржу, доход на акцию. Цель управления активами
пассивами состоит в максимизации чистого процентного дохода при заданном уровне риска
или, наоборот, минимизация риска при заданном уровне чистого процентного дохода.
Равновесие между риском и доходом должно быть достигнуто посредством установления
нейтральности по отношению к изменениям процентных ставок, рыночным колебаниям,
операционным и коммерческим рискам. Основное внимание при управлении на
краткосрочную перспективу уделяется показателям, полученным на основе балансовых
данных.
В долгосрочном аспекте акцент переносится на максимизацию рыночной стоимости
капитала. Функция управления активами и пассивами на этом направлении основана на
экономической модели. Суть ее заключается в том, чтобы определить рыночную стоимость
активов и обязательств, учитываемых как на балансе, так и за балансом на основе будущих
денежных потоков, дисконтированных по ставке процента, отражающей их рискованность.
Как мы отмечали в предыдущем параграфе, компонентами системы целей являются наряду с
максимизацией стоимости банка также соблюдение баланса требований различных
заинтересованных групп и «выживание» в постоянно изменяющейся окружающей среде. В
этой связи долгосрочный аспект управления активами и пассивами отвечает всем
вышеперечисленным целям. Увеличение и поддержание рыночной стоимости капитала в
долгосрочной перспективе позволяет банку развиваться и удовлетворять все возрастающим
требованиям органа надзора. Поскольку наращивание стоимости активов предполагает
226
получение стабильного дохода в долгосрочной перспективе независимо от негативных
изменений окружающей среды, постольку создаются условия для выполнения требований
всех заинтересованных групп и устойчивого развития кредитной организации.
Управление активами и пассивами включает:
 управление структурой баланса банка;
 оперативное изменение структуры баланса в зависимости от параметров
окружающей среды;
 максимизацию прибыли в пределах заданных величин риска, установленных в
финансовой стратегии.
В методологическом плане можно рассматривать управление активами и пассивами
как базовое и усложненное. При базовом управлении основными ориентирами являются
требования органов надзора в части соблюдения показателя достаточности капитала, уровня
ликвидности, процентного и других рыночных рисков. При таком подходе внимание
концентрируется на идентификации, количественном измерении и анализе рисков с целью
недопущения возникновения иных рисков. Другими словами, ориентиром управления
становится поддержание позиций нейтральных к риску, что приводит к ограничению
деятельности на финансовых рынках с целью минимизации влияния процентного и
валютного рисков, все усилия менеджмента направлены на снижение рисков, а не на
активное управление ими.
Усложненное управление предполагает определение размера и структуры баланса,
устанавливает скорректированные по риску ориентиры доходности по всем направлениям
деятельности, при этом ключевые требования регулирующего органа рассматриваются как
«минимальные», а весь спектр рисков отслеживается на постоянной основе по банку в
целом, что позволяет предотвратить снижение капитала, снимать барьеры на пути к
получению займов на рынке и минимизировать затраты на фондирование активов.
227
Другими словами, базовое управление активами и пассивами, по нашему мнению, не
отвечает требованиям конкурентной стратегии и свойственно банкам, которые следуют за
изменениями окружающей среды и их стратегию можно выразить следующим
словосочетанием: «соответствовать» и «реагировать». В свою очередь усложненное
управление активами и пассивами предполагает способность банка «инициировать» и
«влиять».
Функция управление активами и пассивами должна подкрепляться соответствующей
структурой. Данная структура обычно представлена одноименным комитетом, который
принимает решения на основе подготовительной работы, проведенной вспомогательным
отделом, а также другими подразделениями банка, которые отвечают за развитие ключевых
направлений банковской деятельности. В состав комитета должны входить разработчики
стратегии и политики банка, т.е. высший менеджмент банка. Поскольку в краткосрочном
плане управление активами и пассивами происходит на непрерывной основе, постольку
необходимость принятия новых решений может возникать ежедневно, ежемесячно или
ежеквартально. Ежедневные решения могут приниматься в рамках полномочий,
делегированных комитету, либо принимать форму распоряжений, которые доводятся до
соответствующих подразделений банка, либо подкомитетов. Принимаемые решения должны
находиться в русле стратегии развития банка.
Комитет по управлению активами и пассивами является, как нам представляется,
ключевым по управлению рисками и должен быть наделен широкими полномочиями и
ответственностью. Значимость указанной структурной единицы для управления поднимает
ее на самый высокий уровень в иерархии банка. Комитет по управлению активами пассивами
должен подчиняться высшему исполнительному органу. Ему (комитету по управлению
активами и пассивами) в свою очередь целесообразно подчинить кредитный комитет и
комитет по управлению рыночными рисками. Каждому из вышеназванных комитетов в свою
очередь подчиняются соответствующие отделы. Подобная иерархия подчиненности
228
обусловлена функциями, которыми наделены указанные структурные единицы. В силу того,
что комитет по управлению активами и пассивами управляет всем спектром рисков,
подобная структура, на наш взгляд, позволит координировать управление и создаст условия
для эффективного менеджмента.
Очевидно, что функционирование комитета по управлению активами и пассивами
может быть обеспечена лишь на основе соответствующих потоков информации, полученной
из внешних и внутренних источников. Внешняя информация используется для
прогнозирования основных параметров развития с учетом стратегических целей развития
банка. Внутренняя информация необходима для отслеживания установленных норм,
содержащихся в банковской политике и, при необходимости используется для внесения
соответствующих корректировок с учетом внешних источников. Вся информация,
поступающая в распоряжение подразделений должная быть значимой, своевременной и
точной. Значимость поступающей информации предполагает ее существенность для
принятия решений с точки зрения дополнительных возможностей или угроз.
Своевременность означает быстроту ее получения, а точность обусловлена технологиями ее
оценки и анализа. Запоздалая и неточная оценка поступающей информации может нанести
ущерб предпринимаемым действиям, поскольку стоимость активов и обязательств, как
правило, изменяется очень быстро, требует своевременного анализа и обоснованной оценки.
Структура информации, используемая для принятия решений по управлению активами и
пассивами приведена в таблице 10. Данные таблицы свидетельствуют об основные видах
информации, которая необходима для принятия решений с учетом ожиданий в изменении
макроэкономической среды, на финансовых рынках и оценки степени влияния
предполагаемых изменений на основные позиции кредитной организации сложившиеся в
результате ранее принятых решений. На основе источников внутренней информации
проводится подробный анализ текущих позиций, степени влияния ожидаемых изменений, а
229
также оценка предполагаемых мер по приведению фактических данных в соответствие с
внутренними и внешними нормами.

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров