Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Неразрушающие методы контроля Ультразвуковая дефектоскопия отливок Методические указания к выполнению практических занятий по курсу «Метрология, стандартизация и сертификация» Специальность «Литейное производство черных и цветных металлов» (110400), специализации (110401) и (110403) (2)
(Методические материалы)

Значок файла Муфта включения с поворотной шпонкой кривошипного пресса: Метод. указ. / Сост. В.А. Воскресенский, СибГИУ. - Новокуз-нецк, 2004. - 4 с (3)
(Методические материалы)

Значок файла Материальный и тепловой баланс ваграночной плавки. Методические указания /Составители: Н. И. Таран, Н. И. Швидков. СибГИУ – Новокузнецк, 2004. – 30с (3)
(Методические материалы)

Значок файла Изучение конструкции и работы лабораторного прокатного стана дуо «200» :Метод. указ. / Сост.: В.А. Воскресенский, В.В. Почетуха: ГОУ ВПО «СибГИУ». - Новокузнецк, 2003. - 8 с (4)
(Методические материалы)

Значок файла Дипломное проектирование: Метод. указ. / Сост.: И.К.Коротких, А.А.Усольцев, А.И.Куценко: СибГИУ - Новокузнецк, 2004- 21 с (4)
(Методические материалы)

Значок файла Влияние времени перемешивания смеси на ее прочность в сыром состоянии и газопроницаемость: метод. указ./ Сост.: Климов В.Я. – СибГИУ: Новокузнецк, 2004. – 8 с. (4)
(Методические материалы)

Значок файла Вероятностно-статистический анализ эксперимента: Метод. указ. / Сост.: О.Г. Приходько: ГОУ ВПО «СибГИУ». – Новокузнецк. 2004. – 18 с., ил. (4)
(Методические материалы)


Заказ научной авторской работы

Система мер антикризисного управления как фактор восстановления стабильности кредитной организации

Для выживания в условиях постоянно изменяющейся среды отдаленного и ближнего
окружения, кредитные организации должны обладать адекватной стратегией развития,
направленной на достижение конкурентного преимущества. При этом, чем выше уровень
изменчивости среды, тем выше агрессивность поведения банков, стремящихся достичь
такого преимущества. Безусловно, не все банки в стратегии своего развития отдают
предпочтение агрессивности поведения, в связи с чем, они с опозданием реагируют на
внешние воздействия и корректируют свое поведение. Поскольку формулируют стратегию
люди (менеджмент банка, собственники), постольку к факторам, которые оказывают влияние
на поведение менеджмента можно отнести: историю развития, размер банка,
организационную структуру и ее инертность, соответствие навыков персонала
изменяющимся условиям среды, побудительные мотивы высшего менеджмента.
С проблемами финансового оздоровления отдельных элементов банковское
сообщество сталкивается и во времена относительно благоприятной конъюнктуры и,
безусловно, на более серьезном уровне, во времена кризисов. Учитывая, что Россия по
классификации международного сообщества относится к странам с нарождающимися
рыночными отношениями, вопросы финансового оздоровления кредитных организаций,
оказавшихся в сложном положении имеют особую актуальность.
Масштабные преобразования в экономике, начавшиеся в конце 80-х гг., при наличии
серьезных структурных диспропорций не могли пройти безболезненно и гладко.
Формирование ядра банковской системы и рост числа кредитных организаций проходил в
условиях роста дефицита государственного бюджета, стагнации производства, увеличения
числа убыточных предприятий, нарастания неплатежей, расширения бартерных и других
неденежных форм расчетов. Наряду с внешними по отношению к банковской системе
факторами существовали серьезные причины внутреннего характера, в частности
276
обусловленные ошибками в управлении. Среди них можно выделить: плохое качество
кредитного портфеля; проведение кредитной политики в интересах крупных клиентов без
учета интересов вкладчиков и других кредиторов; низкий уровень профессионализма
руководящего состава, в том числе наличие фактов личной заинтересованности банков и их
менеджеров в проведении операций, нарушающих интересы кредиторов и акционеров,
высокий уровень операционных расходов, скрытые убытки и др. Другими словами кризис
выявил серьезные проблемы в стратегическом менеджменте или свидетельствовал об
отсутствии такового. В результате событий августа 1998 г. значительная часть банков
понесла убытки и оказалась на грани банкротства, в частности ряд банков из числа
крупнейших, не внушавших ранее особых опасений. По состоянию на 1.01.2000 г. Банком
России отозваны лицензии на осуществление операций у 1297 кредитных организаций, в том
числе с начала 1999 года ? у 130 кредитных организаций 156. Возросла доля и число
проблемных кредитных организаций, каждый третий банк считался проблемным 157.
Перед Правительством РФ, Банком России и кредитными организациями остро
возникли проблемы реструктуризации банковской системы и отдельных ее элементов.
Возможность реструктуризации банковской системы, вывода с рынка банков, нарушающих
законодательство, а также санации кредитных организаций, имеющих неудовлетворительное
финансовое положение, стала реальной после принятия соответствующих законов158. С
принятием закона «О реструктуризации кредитных организаций» были созданы условия для
156 Из выступления Директора Департамента по организации банковского санирования Банка России
на научно-практическом семинаре «Реструктуризация кредитных организаций как фактор
стабильности банковской системы». Москва, Финансовая академия при Правительстве РФ, 24-25
февраля 2000 г.
157 Вестник АРБ, 2000. -№13. - с. 44.
158 Закон «О реструктуризации кредитных организаций», Закон «О несостоятельности (банкротстве)
кредитных организаций».Оба закона вступили в силу в феврале и апреле 1999 г.
277
более энергичной деятельности созданного ранее Агентства по реструктуризации кредитных
организаций (АРКО), целью которого стала стабилизация положения в банковской сфере.
Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» позволил
активизировать процессы финансового оздоровления банков под контролем Банка России, а
также отзыва лицензий у нежизнеспособных банков.
В результате предпринимаемых действий наметились некоторые позитивные
тенденции, заключающиеся в восстановлении масштабов банковской деятельности, по
восстановлению доверия к кредитным организациям со стороны клиентов, кредиторов,
постепенно улучшалось качество кредитного портфеля. По итогам I квартала 2000 г.
российские банки получили прибыль в размере 1,4 млрд. руб. (в целом за 1999 г. убытки
банковской системы составили около 4 млрд. руб.), снизилось число проблемных банков за
1999 г. и два месяца 2000 г. с 480 до 186, а их доля в совокупных активах сократилась с
45,5% до 13,3% 159. Однако, достигнутые положительные результаты не позволяют
утверждать о полном преодолении последствий финансового кризиса 1998 г. В частности, не
восстановлен в реальном выражении капитал банковской системы; сумма убытков
действующих банков остается значительной ? порядка 20 млрд. руб.; доля безнадежных ссуд
в банковском портфеле, хотя и сократилась с начала 1999 г. до марта 2000 г. с 11 до 8,8%, по-
прежнему существенно превышает соответствующий докризисный показатель (3,6%). По
некоторым оценкам число банков, испытывающих серьезные финансовые затруднения,
составляет порядка 500160, или свыше 35% от числа действующих. Все это доказывает
необходимость продолжения работы по восстановлению стабильности банковской системы в
рамках разработанной программы реструктуризации и финансового оздоровления кредитных
организаций под контролем Банка России.
159 Деньги и кредит. 2000г. - № 6. - с. 9.
160 Вестник АРБ, 2000. - №13. - с.46.
278
Трудно переоценить значение мер, направленных на предупреждение банкротства
кредитных организаций. Комплекс таких мероприятий является, безусловно,
предпочтительным по сравнению с ликвидаций коммерческих банков. В том случае, если
менеджмент и владельцы всерьез нацелены на преодоление кризисных явлений, а не на увод
и продажу активов, то существенно снижается давление на банк со стороны кредиторов, в
сравнении с процедурами ликвидации, при этом вероятность возврата средств кредиторам
существенно возрастает.
В настоящее время существуют два основных направления по восстановлению
финансового положения кредитных организаций. Первое связано с осуществлением мер по
предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций на ранних
стадиях возникновения проблем; второе ? с проведением реструктуризации определенного
круга коммерческих банков с целью восстановления их платежеспособности и нормализации
деятельности.
279
Меры по предупрежению
несостоятельности
(банкротства)
кредитных организаций
Временная
администрация
по управлению
кредитной
организацией
Финансовое
оздоровление
кредитной
организации
Реорганизация
кредитной
организацией
с ограничением
полномочий
исполнительного
органа
с приостановлением
полномочий
исполнительного
органа
в форме слияния
в форме
присоединения
оказание финансовой
помощи учредителями
и иными лицами
изменение структуры
активов и пассивов
изменения
организационной
структуры
иные меры в
соответствии с
федеральными законами
Рис. 7. Меры финансового оздоровления и предупреждения банкротства кредитных
организаций.
Формирование прогрессивной правовой среды, с принятием Федерального закона
«О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», позволило использовать ряд
мер по предупреждению банкротства. Законом предусмотрена возможность использования
трех форм:
 финансовое оздоровление кредитной организации;
 реорганизация в форме слияния или присоединения;
280
 введение временной администрации.
Схематично использование этих мер предупреждения банкротства можно
представить следующим образом (см. рис. 7). Из рисунка следует, что принятие мер,
предупреждающих несостоятельность (банкротство) кредитных организаций, может быть
инициировано банками, либо непосредственно органом надзора ? Центральным банком РФ
или его территориальными учреждениями. Как свидетельствует практика, механизм
реализации требований Закона оказался недостаточно эффективным по ряду причин
объективного и субъективного характера.
Среди субъективных причин можно выделить, прежде всего, причину
психологического характера. Менеджмент банка оказался не готов к инициированию
мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, поскольку
рассматривал ее как процедуру санации. Более того, обращение в Банк России с
предложением по осуществлению комплекса мер по финансовому оздоровлению банка на
ранних стадиях возникновения проблем означал для управляющих признание собственных
ошибок и негативную оценку профессиональной пригодности. По данной причине, в
соответствии с информацией Банка России, самостоятельно осуществляли меры по
предупреждению несостоятельности (банкротства) не более 10 - 15% банков161. Всего, по
состоянию на 01.01.2000 г. в 39 регионах России имели одно и более оснований для
осуществления мер по предупреждению банкротства, предусмотренных статьей 4
Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», 160
банков или 12% от общего числа действующих162.
161 Банковское дело в Москве. 2000. - № 9(57),с. 13.
162 Из выступления Директора Департамента по организации банковского санирования Банка России
на научно-практическом семинаре «Реструктуризация кредитных организаций как фактор
стабильности банковской системы». Москва, Финансовая академия при Правительстве РФ, 24-25
февраля 2000 г.
281
Существовали и другие причины, например, по которым территориальные
учреждения Банка России не предъявляли, со своей стороны, требований по проведению
соответствующих мероприятий. В частности, в соответствии с пунктом 1 статьи 11
Федерального закона обязанность предъявления требований к кредитной организации со
стороны органа надзора возникает в том случае, когда существующие основания не могли
быть устранены собственными силами. Таким образом, можно также говорить о
существовании причин субъективного характера по недостаточно активной работе со
стороны территориальных учреждений Банка России, которым «престижнее иметь как
можно больше банков на поднадзорной территории»163.
В то же время следует подчеркнуть, что названные проблемы не являются
основными в формировании действенного механизма предупреждения банкротства.
Основной, остается незавершенность формирования нормативно-правовой базы, адекватной
интересам субъектов отношений, возникающих по поводу разрешения кризисных ситуаций,
а также менеджмент кредитной организации, испытывающей финансовые трудности. В
направлении совершенствования правовой среды в настоящее время ведется активная работа
Банком России. Она, прежде всего, касается порядка составления планов мероприятий по
финансовому оздоровлению и оценки их реальности, регламентации объема
предоставляемой отчетности, степени раскрытия значимой информации для оценки
финансового состояния и перспектив деятельности банка, а также расширения полномочий
менеджмента.
При всей важности совершенствования методологического обеспечения для
проведения мероприятий по финансовому оздоровлению кредитных операций, следует
подчеркнуть существование еще одной, не менее серьезной проблемы ? антикризисного
управления. В этой части, на наш взгляд существует определенный пробел, который требует
163 Деньги и кредит.,1999. - №12. - с. 44.
282
немедленного устранения. Очевидно, что управление организацией, находящейся в
кризисной ситуации, должно быть принципиально иным, по сравнению с успешно
функционирующим банком. Более того, такой банк нуждается в выработке новой стратегии
и, как мы отмечали в первом параграфе настоящей главы - стратегии изменения. Цель
стратегии изменения заключается в восстановлении устойчивого финансового положения на
основе устранения причин, вызвавших кризисное состояние. Успех реализации стратегии
будет зависеть от глубоко анализа и понимания причин утраты банком значительной части
собственного капитала.
Как мы уже отмечали выше, существует ряд основных причин, вызывающих
финансовый кризис в банке. Среди них мы выделяем: плохое качество активов; большие
операционные расходы, неадекватные реальному состоянию бизнеса; наличие скрытых
убытков, которые по тем или иным причинам не нашли отражения в отчетности.
Все вышеназванные причины являются следствием плохого управления, именно
поэтому менеджмент банка, как правило, не стремится начинать осуществление мер по
предупреждению банкротства самостоятельно.
Некачественный портфель активов возникает, как правило, в результате
неоднократной пролонгации ссудной задолженности сомнительного качества и
несоблюдении принципа осторожности, т.е. по данной категории кредитов не создаются
адекватные резервы на возможные потери. Более того, зачастую причитающиеся кредитору
проценты, по предоставленным средствам также не возвращаются и рассматриваются
менеджментом как новые кредиты, хотя по экономическому содержанию это долги. Такой
порочный подход в управлении приводит к тому, что в соответствующих разделах «отчета о
прибылях и убытках» отражены не доходы, а реальные долги, в балансовом отчете
сомнительные кредиты соответственно не отражены на счетах по учету просроченных ссуд.
Такие методы «управления» сопровождаются снижением уровня корпоративной культуры.
Основными признаками падения культуры управления являются:
283
1. Изложение неверных фактов в отчетности;
2. Сокрытие реального финансового положения;
3. Поощрение спекулятивных операций;
4. Выдвижение на более высокие посты управления лояльных к руководству
сотрудников;
5. Повышение уровня заработной платы служащим;
6. Нарушение возвратности долгов кредиторам и вкладчикам.
Однако такие кредитные организации могут оставаться некоторое время
ликвидными, поскольку их официальная отчетность свидетельствует о прибыльной
деятельности, и они сохраняют возможность привлечения средств для поддержания
ликвидности на межбанковском рынке. В том случае, если объем привлечения средств для
рефинансирования неликвидной части активов достигнет широких масштабов, то
операционные расходы банка поглотят созданную искусственным путем прибыль, возникнут
затруднения в выполнении обязательств первой очереди и банк будет обладать всеми
признаками банкрота, утрата банком значительной части своего капитала станет очевидной.
Названные основные признаки неудовлетворительного управления свойственны
российским банкам. С одной стороны, это обусловлено, например, неурегулированными
отношениями в вопросах налогообложения. До настоящего времени значительная часть
резервов на возможные потери по ссудам не уменьшают налогооблагаемую базу кредитных
организаций, что стимулирует менеджмент относить ссудную задолженность сомнительного
характера в лучшие категории качества, по которым установлены минимальные требования
по созданию резервов. Неспособность значительной части банков увеличивать расходы по
созданию резервов за счет снижающихся доходов также можно отнести к числу таких
причин. Высокий уровень налогообложения кредитных организаций в сравнении с другими
хозяйствующими субъектами в условиях постоянного снижения уровня рентабельной
деятельности заставляет кредитные организации прибегать к использованию различных
284
финансовых схем для минимизации потока платежей в бюджет. Не случайно, все чаще
вносятся предложения, в том числе и со стороны Банка России, о снижении уровня
налогообложения банковского сектора экономики и корректировки налогооблагаемой базы
на размер создаваемых резервов на возможные потери по ссудам, выведения из под
налогообложения прироста курсовой стоимости иностранной валюты, внесенной в уставный
капитал164. Реализация таких предложений будет означать, не просто предоставление
налоговой льготы, а разумное распределение рисков, принимаемых банками в интересах
развития экономики, между кредитными организациями и государством.
Безусловно, существует и другая сторона неудовлетворительного менеджмента ?
использование собственного положения в банке для реализации личных или групповых
интересов. В этом случае справиться со сложными задачами управления по восстановлению
финансового положения банка старый управленческий состав неспособен.
В этой связи нам представляется, что стратегия изменения должна проводится в
жизнь с участием внешних консультантов и жесткого контроля со стороны органов надзора
при добровольных процедурах оздоровления, либо в условиях отстранения менеджмента
банка от управления, что реализуется при введении временной администрации, либо
проведении реструктуризации под эгидой АРКО.
В соответствии с методическими рекомендациями Банка России нуждаются в
процедурах антикризисного управления кредитные организации, классифицированные
органом надзора во II-IY группы проблемности165. К ним относятся кредитные организации,
имеющие отдельные недостатки в деятельности (II группа), кредитные организации,
испытывающие серьезные финансовые затруднения (Ш группа); кредитные организации,
164 Вестник АРБ., 2000. - № 13. - с.45, 47. Деньги и кредит., 2000. - № 6. - с.10
165 Указание ЦБ РФ от 31.03.2000 г. № 766-У «О критериях определения финансового состояния
кредитных организаций».
285
находящиеся в критическом финансовом положении (IY группа). В зависимости от степени
тяжести финансового положения коммерческих банков набор методов антикризисного
управления должен отличаться особенностями, хотя в своей основе этот набор методов
является стандартным. К числу таких мероприятий следует отнести:
 рекапитализацию банка;
 реструктуризацию активов и обязательств;
 реорганизацию системы управления.
Поскольку одним из признаков проблем в деятельности коммерческого банка
является снижение капитала банка, постольку главным направлением реабилитации
кредитной организации является комплекс мероприятий, направленных на восполнение
капитала. Источники рекапитализации можно разделить на внутренние и внешние. К
внутренним источникам рекапитализации можно отнести отказ от выплаты дивидендов
владельцам банка, сокращение операционных расходов и продажа неликвидных активов.
Известно, что даже в условиях ухудшающегося финансового положения банка, менеджмент
продолжает выплачивать дивиденды владельцам банка с целью предотвращения панических
настроений среди акционеров. При выработке стратегии изменения, основной целью
которой, как мы уже отмечали, является восстановление финансовой устойчивости банка, в
числе первоочередных мер следует предусматривать прекращение выплат собственникам
банка.
Другим источником является сокращение объема операционных расходов, в первую
очередь, за счет облегчения организационной структуры. К числу мероприятий,
направленных на решение данной задачи, можно отнести: сокращение персонала;
сокращение объема накладных расходов; отказ от инвестиций в новые технологии.
Третьей составляющей внутренних источников может стать такая, как реализация
активов, с целью снижения нагрузки на капитал банка и фокусирование внимания на тех
стратегических направлениях, которые способны быстро принести прибыль.
286
Однако вклад внутренних источников в решение данной глобальной проблемы
можно оценить как очень скромный. Это объясняется тем, что возможности действующих
собственников по увеличению вложений в проблемный банк, как правило, ограничены, либо
вообще отсутствуют. Действующая практика свидетельствует о том, что владельцы банка
обычно причастны к возникшим проблемам. Эта группа кредиторов, зачастую прибегает к
получению незаслуженных выгод по сравнению с другими дебиторами банка. Кредиты,
предоставляемые акционерам, как правило, возобновляются по первому требованию, т.е.
доступны в любое время и любом объеме, а менеджмент банка, в свою очередь, лояльно
подходит к классификации таких ссуд, поскольку они предоставлены «первым» людям в
банке. Все это способствует ухудшению управления на предприятиях акционеров, и означает
неспособность последних оказать помощь банку, оказавшемуся в трудной ситуации.
Реализация мероприятий, направленных на сокращение расходов, также имеет свои
ограничения. Ухудшение финансового состояния банка и возникновение первых признаков
серьезных проблем приводят к добровольному увольнению наиболее квалифицированной
части персонала, возникновению социальных проблем при сокращении персонала (выплата
пособий), росту расходов накладного характера в связи с затратами на обучение и
командировками сотрудников в многофилиальном банке. В конечном счете, достигнутые
успехи, в части экономии затрат, оказываются слишком незначительными на фоне
потребностей по наращиванию капитала банка.
Реализация части активов кредитной организации может снизить нагрузку на
капитал, однако, и этот источник имеет ограничения. Поскольку бременем для банка
становятся мало и/или неликвидные активы, постольку потребность участников рынка в
приобретении безнадежной задолженности весьма условна. Теоретически может
существовать определенная заинтересованность отдельных инвесторов в установлении
контроля над предприятиями-должниками или необходимость проведения зачета встречных
требований. Однако для практической реализации таких намерений должен существовать
287
рынок безнадежных долгов, а также методология оценки рыночной стоимости таких
активов.
Таким образом, мероприятия по рекапитализации банков за счет внутренних
источников требуют длительного времени, значит, успех возможен лишь при наличии
соответствующих защитных мер, например, введении системы гарантирования вкладов.
К внешним источникам рекапитализации можно отнести: предоставление Банком
России обеспеченного кредита на поддержание текущей ликвидности; привлечение новых
акционеров; смену собственности на основе национализации, поглощения или
реструктуризацию под контролем АРКО.
Потребность в предоставлении обеспеченных (стабилизационных) кредитов Банком
России кредитным организациям зародилась в период августовского кризиса 1998 г. Такие
кредиты предоставлялись ограниченному кругу банков, испытывающих временные
затруднения для преодоления текущих проблем с ликвидностью на основе планов
мероприятий по финансовому оздоровлению. Однако, такая практика носила ограниченный
характер и на то существуют вполне объективные причины. Как мы уже отмечали в
предыдущих разделах диссертации, центральный банк не должен брать на себя
ответственность за ошибки в управлении, допущенные менеджментом. Более того, при такой
практике на балансе центрального банка могут возникнуть безнадежные долги, что в свою
очередь потребует соответствующих источников для их фондирования и, может привести к
неудовлетворительному выполнению функций органом надзора.
Возможно, проводить рекапитализацию за счет привлечения новых акционеров,
например, из числа крупных кредиторов банка или других добровольных инвесторов.
Очевидно, что такое направление имеет право на существование, однако ограничено
инвестиционными интересами потенциальных, новых собственников. Длительное
размещение средств в кредитной организации, испытывающей серьезные проблемы может
привести к полной утрате средств потенциальными акционерами с одной стороны, с другой ?
288
рассчитывать на получение адекватного дохода от таких инвестиций не приходится, так как
доходность банковской деятельности имеет тенденцию к снижению.
Одним из вариантов решения проблемы рекапитализации может служить
национализация проблемных кредитных организаций или смена собственников под
контролем специально создаваемой организации. При этом по сценарию развития событий
потребуются инвестиции со стороны государства и, в частности, бюджетные ассигнования. В
условиях системного кризиса банковской системы такие расходы могут достичь очень
большого объема от 3-5% до 30% ВНП 166. Очевидно, что такие ресурсы в условиях кризиса
вряд ли могут быть изысканы, либо их объем ограничен.
На основании вышеизложенного мы считаем, что процесс финансового
оздоровления кредитных организаций является очень сложным, длительным и
дорогостоящим. Успех реализации планов оздоровления зависит от комплексного подхода к
тем ограничивающим условиям, на которых мы останавливались выше, а также
стратегического выбора менеджмента. В данном контексте мы имеем ввиду, видение
управляющих и собственников дальнейшей судьбы банка: будет ли он работать как
самостоятельный субъект, перейдет ли он под управление специально создаваемой
организации (АРКО), либо предпочитает быть поглощенным другим банком. Не случайно
среди трех форм финансового оздоровления, предусмотренных законом «О
несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», выделена реорганизация.
Процессы реорганизации кредитных организаций на основе присоединений существенно
активизировались. При выборе стратегии присоединения, безусловно, всю тяжесть проблем
присоединяемого банка будет решать присоединяющая кредитная организация. Главным
требованием органа надзора остается глубокий анализ финансовой состоятельности нового
образования и контроль его деятельности

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров