Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Заказ научной авторской работы

Оценка предпосылок формирования системы проектного финансирования и интеграционных возможностей коммерческих банков

Длительный спад в экономике привёл к возникновению огромного
спроса на инвестиционные ресурсы, который не может быть удовлетворён
только за счёт традиционного способа кредитования инвестиционных
проектов отдельными крупными банками.
Попытка же удовлетворить возникший инвестиционный спрос только
через создание ФПГ, чтобы консолидировать финансовые ресурсы всей
группы для решения своих инвестиционных задач или за счёт вовлечения
финансовых ресурсов международных финансовых институтов, не совсем
адекватна сложности стоящих перед экономикой России проблем.
Немаловажное значение в решении этих проблем отводится
иностранному капиталу. В глазах зарубежных инвесторов Россия добилась
значительного прогресса в реформировании и укреплении своей экономики:
повысилась её прозрачность, улучшилось корпоративное управление,
сохранилась тенденция к сокращению оттока капитала, что позволяет России
спокойно принимать новые правила по валютному регулированию и
валютному контролю.
Также стоит отметить, что согласно рейтингу, составленному
консалтинговой фирмой А.Т. Kearney, ещё в 2002 г. Китай и Россия стали
одними из самых привлекательных для иностранных инвестиций стран мира.
При этом Китай возглавил рейтинг, впервые опередив США, а Россия
совершила самый заметный прорыв, войдя в двадцатку лучших в этом
отношении стран [125].
119
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» проранжировало инвестиционную
привлекательность регионов России. При этом они определяли
инвестиционную привлекательность регионов по двум основным
характеристикам: инвестиционному риску и инвестиционному потенциалу.
Первая показывает вероятность потери инвестиций и дохода от них на
основании общей оценки семи видов опасностей: законодательной,
политической, социальной, экономической, финансовой, криминальной и
экологической относительно среднероссийского уровня риска, принятого за
единицу. Инвестиционный потенциал определялся на основании
макроэкономических характеристик, таких, как насыщенность территории
факторами производства, потребительский спрос населения и других.
Совокупный инвестиционный потенциал региона вычислялся из восьми
частных потенциалов: трудового, потребительского, инфраструктурного,
производственного, инновационного, финансового, институционального и
природно-ресурсного. Общий показатель потенциала и риска рассчитывался
как взвешенная сумма частных видов потенциала или риска. И показатели
суммировались, каждый со своим весовым коэффициентом. Итоговый ранг
региона рассчитывался по величине взвешенной суммы частных показателей.
В результате каждый регион, помимо его ранга, характеризуется
количественной оценкой: насколько велик его потенциал как объекта
инвестиций и до какой степени велик риск инвестирования в данный регион.
В рейтинге «Эксперта РА» первая пятёрка крупнейших по потенциалу
регионов сохранила лидерство в неизменном порядке (Москва, Санкт–
Петербург, Московская область, Ханты–Мансийский АО, Свердловская
область), а первая десятка не изменила состава (Москва, Санкт–Петербург,
Московская область, Ханты–Мансийский АО, Свердловская область,
Самарская область, Красноярский край, Нижегородская область, Республика
Татарстан, Краснодарский край). Вперёд продвинулись только Самарская (с
8-го на 6-е место) и Нижегородская (с 9-го на 8-е место) области.
Наибольшие передвижки в ранге регионов по инвестиционному потенциалу,
120
как и прежде, отмечаются среди регионов, находящихся в середине таблицы,
где они незначительно различаются по значению совокупного
инвестиционного потенциала [80].
Что же касается рисков, то лидирующая десятка регионов
незначительно, но симптоматично изменила свой состав (Новгородская
область, Москва, Московская область, Ярославская область, Белгородская
область, Орловская область, Ненецкий АО, Санкт–Петербург, Республика
Татарстан, Ленинградская область). Новгородская область сумела вновь
отстоять первенство в России по инвестиционному риску, хотя Москва,
идущая на втором месте, существенно сократила своё отставание. Также в
лидеры пробился Ненецкий автономный округ. А вот покинули десятку
лидеров по инвестиционному риску Калининградская область и
Краснодарский край. Ухудшили свои позиции среди лидеров Белгородская
область и Санкт-Петербург, улучшили Ярославская и Московская области.
Кстати, разрыв в уровне риска между этими областями минимален – сотые
доли процента. Среди крупных регионов наибольший успехов в снижении
инвестиционного риска добились Московская, Самарская, Свердловская и
Иркутская области. Однако наиболее динамичны регионы с небольшим
инвестиционным потенциалом. Если их власти предпринимают
целенаправленные и комплексные усилия для улучшения инвестиционного
климата, то результаты сказываются наиболее быстро и проявляются в
снижении уровня риска. Продвижение «наверх» Ивановской, Владимирской,
Рязанской областей и особенно Ненецкого автономного округа, в котором
улучшились все показатели рисков, подтверждают это. Вместе с тем
инвестиционный риск в небольших регионах подвержен воздействию
различных факторов, которые в более крупных регионах малоощутимы.
Например, значительно увеличился инвестиционный риск в небольших
приграничных регионах [80].
Следует также отметить, что в России немаловажную роль помимо
отечественных рейтинговых агентств также играют несколько официально
121
признанных зарубежных рейтинговых агентств: международные рейтинговые
агентства Fitch, Moody’s Investors Service и конкурирующее с ними Standard
& Poor’s.
Международное рейтинговое агентство Moody’s Investors Service
повысило кредитный рейтинг России в иностранной валюте. По оценкам
экспертов международного рейтингового агентства Fitch Россия является
одной из наиболее успешно развивающихся стран по макроэкономическим
показателям. Прогноз долгосрочных рейтингов был повышен до
«позитивного» со «стабильного». По словам управляющего директора
департамента по страновым рейтингам Fitch Д. Райли, «прогноз по рейтингу
России хороший, и есть достаточно оснований для изменений рейтинга» [97].
С нашей точки зрения, целесообразно разделять инвестиции на прямые и
косвенные: на те, которые идут через покупку на организованных рынках
ценных бумаг, и те, которые идут целевым образом под какие–то проекты
предприятиям. В этой связи очень важен тот факт, что инвестиционный
рейтинг оказывает положительное влияние на увеличение инвестиций,
идущих через системы организованной торговли. Прямые инвестиции
обусловлены чётким расчётом, хорошим бизнес-планом. В настоящее время
при отсутствии хороших рейтингов отечественные хозяйствующие субъекты
могут привлекать денежные средства под конкретные проекты. Мы полагаем,
что после получения Россией инвестиционного рейтинга делать это будет
проще.
При присвоении инвестиционного рейтинга у государства появляется
возможность более дешёвого заимствования средств, прежде всего на
зарубежных рынках. Кроме того, получение инвестиционного рейтинга
повлечёт за собой повышение рейтинга наших хозяйствующих субъектов.
Поэтому можно надеяться, что инвестиции в отрасли и предприятия тоже
возрастут, в результате может получиться кумулятивный эффект для страны
в целом.
На настоящий момент времени Россия относится к так называемой
122
«спекулятивной» категории. Спекулятивный рейтинг означает неустойчивое
финансовое положение эмитента и низкие гарантии выплат по долговым
обязательствам. Агентство такой оценкой предупреждает владельцев
капитала: вы можете покупать бумаги этой страны, но в итоге либо получите
хороший доход, либо всё потеряете. Уставы большинства американских
инвестиционных фондов запрещают вкладывать деньги в странах со
спекулятивным рейтингом. С появлением инвестиционного рейтинга
стоимость заимствований резко падает, а круг инвесторов расширяется.
Рейтинговые агентства понимают, что переход в инвестиционную
категорию – огромное событие для страны и должно быть подкреплено
«фундаментальными преобразованиями». Moody’s в 2002 году объявило, что
ожидает достижения Россией инвестиционного рейтинга через 4–5 лет [97].
Эксперты S & P, объясняя, почему Россия может получить инвестиционный
рейтинг только «через некоторое время», ссылаются на «недостаточный
прогресс в области структурных реформ» [125]. Представитель Fitch,
несмотря на массу лестных слов в адрес нашей экономики, выразил
обеспокоенность замедлением реформ электроэнергетики и газового сектора,
а также затянувшимися переговорами по вступлению страны в ВТО [97].
Тем не менее, большинство аналитиков согласны с прогнозом
специалистов Citigroup и называют датой получения инвестиционного
статуса середину 2004 года, когда в России пройдут выборы президента.
Особо важно подчеркнуть, что Россия привлекает инвесторов, которых
интересуют разные аспекты инвестиционного климата в России. Тем, кто
занимается финансовыми спекуляциями в прямом профессиональном смысле
этого слова, Россия казалась привлекательной даже после 1998 года. Для тех
же, кого интересуют долгосрочные инвестиции в экономику России, по всей
видимости, время ещё не пришло, поскольку российский кредитный рейтинг
ещё не достиг уровня «инвестиционного» (категории ВВВ).
Вместе с тем движение к этому рейтингу очевидно. Ещё в 1996 году S &
P впервые присвоило России кредитный рейтинг на уровне «ВВ-». Затем
123
рейтинг только понижался, но с 1999 года начал восстанавливать позиции и в
начале 2003 года вернулся на первоначальный уровень. Впрочем, до
инвестиционного уровня по шкале S & P России ещё далеко: один шаг по
внутренним займам, два – по внешним.
В ближайшее время пересмотреть российский рейтинг должно и
конкурирующее агентство Moody’s. Аналитики ждут, что оно повысит
рейтинг на две ступени, и отставать от инвестиционного уровня по его шкале
Россия будет всего на одну позицию.
Таким образом, в России складываются положительные предпосылки
для привлечения иностранного капитала в экономику страны, в частности для
привлечения средств зарубежных банков, и как следствие этого – бурного
развития проектного кредитования с участием интеграционных инвестиций.
Зарубежные банки, обладающие огромной ресурсной базой, несомненно,
проявляют всё больший интерес к осуществлению кредитных операций в
Российской Федерации.
Примеров такой деятельности можно найти достаточно много. Это и
предоставление финансирования для реализации крупных инвестиционных
проектов известными производственно–финансовыми корпорациями, и
программы кредитования малого и среднего бизнеса, и программы
кредитования населения.
Между тем необходимо констатировать, что процесс становления
системы прямого финансирования российского клиента зарубежным банком
постоянно сдерживается рядом объективных факторов. К ним необходимо
отнести:
- затраты рабочего времени персонала и расходы на проведение
международного аудита российской компании (которые зачастую
сопоставимы с размерами самого займа);
- депонирование денежных средств компании в зарубежном банке, в
124
качестве обеспечения кредита, под мизерные проценты, обычно не
вызывающие энтузиазма у российского заёмщика;
- получение крупного кредита зарубежного банка связано с подготовкой
пакета документации западного формата и проведением ряда не
свойственных российским банкам и непривычных для российского заёмщика
кредитных процедур;
- реальное получение кредита зарубежного банка зачастую имеет
призрачные перспективы и не определено во времени.
Разумеется, зарубежные банки, планирующие осуществление
широкомасштабной экспансии на российском рынке в области
предоставления крупных кредитов российским предприятиям, проявляют всё
большую гибкость в процессе принятия решения. Но в обозримой
перспективе коренного изменения зарубежного менталитета и приобретения
опыта российских банков по предоставлению и мониторингу крупных
кредитов вряд ли следует ожидать.
Также стоит отметить, что «заявитель проекта может оказаться одним из
муниципальных или федеральных предприятий, которое в ближайшее время
по программе приватизации сменит собственника, или его руководитель будет
просто снят с должности. Но даже если отбросить эти реальные угрозы, то
любое российское предприятие имеет какие–то обязательства. Не исключено,
что у него запутанная структура собственности, или оно имеет не до конца
оформленную собственность. Разобраться в этом не так–то просто и
российскому аудитору, не говоря уже об иностранном инвесторе. Так что,
когда последний рассматривает проект российского бизнесмена, для него
фактором риска уже является само это предприятие. Согласимся, уже завтра
туда придет налоговая инспекция и спишет в бесспорном порядке прошлые
недоимки, выявит какие-то прошлые векселя, которые не были отражены в
балансе, наложит штраф, и капиталы инвестора растают на счету, как
125
мартовский снег» [85]. Именно поэтому для России важно применять
эксклюзивный принцип – отделение проекта от заявителя, то есть реализация
дорогостоящих инвестиционных проектов через осуществление схем
проектного кредитования.
Существует также группа факторов связанных с проблемами
привлечения кредитов малыми и средними предприятиями реального сектора
экономики, а именно:
- предприятие заинтересовано не только в привлечении кредитных
ресурсов для реализации одного–двух проектов, но и в получении
комплексного банковского обслуживания, основанного на обеспечении
каждодневных потребностей российских предприятий в проведении текущих
расчётных и конверсионных операций;
- российское предприятие зачастую нуждается в поддержке финансовой
организации, хорошо знающей реалии российского рынка, способной
оценить риски и оперативно принимать решения в нестандартных ситуациях,
исходя из текущих потребностей бизнеса клиента;
- российской компании требуется методическое содействие и
организационно-правовое сопровождение текущих операций,
консультационная поддержка при организации финансирования и
структурирования внешнеторговых сделок.
Как правило, реализуя масштабный инвестиционный проект, российское
предприятие сталкивается с необходимостью закупок зарубежного
оборудования, сырья и материалов. Это само по себе подразумевает
заключение внешнеэкономических контрактов с зарубежными
поставщиками, что, соответственно, влечёт возникновение дополнительных
внешнеэкономических рисков в ходе реализации проекта. К сожалению,
далеко не все предприятия имеют квалифицированный кадровый состав, что
сказывается (на первых этапах) на качестве внешнеторговой документации, а
126
затем и на качестве обеспечения законных интересов российских
импортёров. Решить эту проблему можно при осуществлении схем
проектного кредитования.
Вступая в отношения с российской кредитной организацией, заёмщик
вправе рассчитывать на квалифицированную поддержку в области
внешнеторгового консалтинга. Тщательная подготовка контрактовой
документации, вкупе с оптимальным подбором документарных кредитных
инструментов, которую обеспечивают опытные специалисты банка,
многократно повышает устойчивость долгосрочной кредитной сделки, в
полной мере защищает интересы, как инициатора проекта, так и российского
банка. Но, российские коммерческие банки (не относящиеся к группе
крупнейших), как правило, не обладают долгосрочной ресурсной базой для
кредитования инвестиционных проектов из собственных средств.
По нашему мнению, одним из новых и перспективных направлений
деятельности в этой сфере может стать проектное кредитование с участием
интеграционных инвестиций.
На основе анализа проведённого в п. 1.3 диссертационной работы, мы
пришли к выводу, что на настоящем этапе развития банковской системы
России значительное число отечественных коммерческих банков ещё не
может взять на себя высокие риски, которые характерны для реализации
дорогостоящих инвестиционных проектов. Но, они могут быть привлечены в
качестве кредиторов–участников проектного кредитования, организатором
которого должен выступать крупный отечественный или иностранный банк.
Организатор–банк является в своём роде гарантом привлекательности
заёмщика для остальных банков–потенциальных участников проектного
кредитования, и повышает их заинтересованность в участии в сделке.
Российские коммерческие банки при такой схеме проектного кредитования
выступают в роли банка–менеджера, банка–агента, банка–консультанта и так
127
далее.
В п. 2.1 диссертационной работы мы рассмотрели, что суть проектного
кредитования заключается в том, что объектом вложения средств банка
является конкретный инвестиционный проект; источником возврата
вложенных средств и выплаты дохода являются денежные потоки,
генерируемые в результате реализации инвестиционного проекта.
Отличительной особенностью проектного кредитования является
многообразие источников и форм финансирования (кредит, финансовый
лизинг, приобретение банком доли в уставном капитале инициатора проекта),
а также учреждение специальной новой компании (Проектного объединения)
с долевым участием инициатора проекта, банка и привлечённых
соинвесторов и так далее, то есть использование интеграционных инвестиций
и реализация принципа интегрированности. При этом банк может выступать
как кредитор, финансовый консультант и соинвестор.
Проектное кредитование с участием интеграционных инвестиций,
становится для коммерческих банков России одним из стратегических
направлений работы. И эта сфера деятельности требует не только разработки
и принятия необходимых законодательных актов, но и поддержки со стороны
Правительства. В то время как 11 февраля 2003 года Президент В.В. Путин
подписал указ о ликвидации «Государственной инвестиционной корпорации»
(Госинкор). А ведь Госинкор осуществляла следующие виды деятельности:
- привлечение иностранных и отечественных инвестиций для реализации
федеральных и региональных программ социального и экономического
развития;
- организация финансирования инвестиционных проектов, поиск
отечественных и иностранных инвесторов;
- реализация инвестиционных проектов под «заказ»;
- экспертиза инвестиционных проектов;
- стратегический и финансовый консалтинг, комплексное юридическое,
128
аудиторское и экономическое обслуживание инвесторов;
- предоставление информации по источникам заёмных и
инвестиционных средств – кредитов, венчурного капитала и других, включая
данные о специализированных фирмах, фондах, агентствах, банках,
индивидуальных инвесторах и других, предоставляющих клиентам заёмные
средства или заинтересованных в инвестициях в различные проекты
развития;
- разработка бизнес-планов и всей необходимой документации по
международным стандартам, перевод на требуемые языки, оформление по
стандартным формам представления запроса на кредиты или инвестиции;
- управленческий консалтинг, кризис–менеджмент, предоставление
высококвалифицированных управленцев;
- подготовка специалистов для инвестиционной деятельности.
Необходимо отметить, что Постановлением Правительства Российской
Федерации № 545 от 2 июня 1995 года (последние изменения от 30 августа
2001 года) создан «Федеральный центр проектного финансирования» (ОАО
ФЦПФ) для проведения работ по подготовке и реализации проектов,
предусмотренных соглашением между Российской Федерацией и
международными финансовыми организациями. Осуществляя эти работы
ОАО ФЦПФ:
1. Проводит мониторинг реализации портфеля проектов,
осуществляемых за счёт займов международных финансовых организаций.
Готовит для Правительства Российской Федерации, Минфина России,
Минэкономразвития России, российской дирекции Международного банка
реконструкции и развития (МБРР) обзорные и обобщающие материалы по
портфелю проектов. Выполняет мероприятия, повышающие эффективность
реализации действующих проектов, готовит материалы по вопросам
реализации проектов к заседаниям Межведомственной комиссии (МВК) по
сотрудничеству с международными финансово-экономическими
организациями.
129
2. Выступает представителем Правительства Российской Федерации в
совместных гарантийных операциях от некоммерческих (политических)
рисков Правительства Российской Федерации и МБРР. В качестве
представителя Правительства ФЦПФ подписывает гарантийные контракты,
управляет гарантийной программой, урегулирует потенциальные
гарантийные события до того, как они приведут к наступлению
ответственности по гарантийному контракту, взаимодействует с МБРР и
выполняет функции по проведению оценки проектов и мониторингу рисков.
3. Проводит экспертизы и предварительный отбор проектов для
включения их в проект программы заимствований Российской Федерации у
МБРР. Осуществляет мониторинг и финансирование подготовки проектов,
включённых в программу заимствований. Готовит для Правительства
Российской Федерации и ключевых министерств обзорные материалы по
портфелю проектов МБРР, находящихся в стадии подготовки. Финансирует
прединвестиционные исследования, разработку ТЭО, проектно-
изыскательные работы по проектам, одобренным постоянной рабочей
группой МВК.
4. Содействует повышению эффективности работы структурных
подразделений министерств Российской Федерации, непосредственно
участвующих в процессе формирования программы внешних заимствований
России.
5. Осуществляет информационную, консультационную и
методологическую поддержку российских предприятий с целью обеспечить
их активное и успешное участие в национальных и международных
конкурсах на поставку товаров, работ и услуг. Оказывает всестороннее
содействие развитию системы конкурсных закупок товаров, работ и услуг на
федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Проводит работы по
повышению эффективности конкурсных закупок.
По нашему мнению, в масштабах Российской Федерации, а также в
условиях сложившейся экономической ситуации работы одного ОАО ФЦПФ
130
явно недостаточно. Мы считаем, что необходимо создать несколько
аналогичных центров (в том числе и на региональном уровне, например, так
называемый Центр Проектного Кредитования Дальневосточного региона
(ЦПКДВ) и так далее.
Целями и задачами деятельности ЦПКДВ являются содействие в
осуществлении деятельности, направленной на развитие инвестиционной
активности путём организации инвестиционных формирований, а также:
-формирование инвестиционного комплекса поддерживающего полный
экономический цикл от разработки и кредитования инвестиционных
проектов до их реализации и возврата заёмных средств;
- выступление арбитром в разрешении споров между членами
инвестиционного комплекса и третьими лицами;
- помощь в поиске отечественных и иностранных инвесторов;
- разработка бизнес-планов и всей необходимой документации по
международным стандартам, перевод на требуемые языки, оформление по
стандартным формам представления запроса на кредиты или инвестиции;
- управленческий консалтинг, кризис–менеджмент, предоставление
высококвалифицированных управленцев;
- подготовка специалистов для инвестиционной деятельности.
Характерной особенностью проектного кредитования является создание
проектного объединения (реализуется принцип интегрированности, см. п. 2.1
и 1.2 диссертационной работы), осуществляющего непосредственную
реализацию проекта, то есть для реализации конкретного инвестиционного
проекта создаётся Проектное Объединение (ПО) – юридическое лицо,
зарегистрированное в соответствии с действующим законодательством
соответствующего территориального образования. ПО имеет
самостоятельный баланс, не несёт ответственности по долгам и
обязательствам ЦПКДВ, так же как и ЦПКДВ не несёт ответственности по их
долгам и обязательствам.
Проектное объединение проводит тендеры для генеральных и
131
субподрядчиков в рамках определённого проекта, а также осуществляет
полный контроль за всеми этапами осуществления инвестиционного проекта.
Собственный капитал проектного объединения (или собственный
капитал проекта) образует основу структуры кредитования. Собственный
капитал имеет особое значение до момента сдачи проекта в эксплуатацию,
поскольку он представляет собой резерв для компенсации потерь и
преодоления финансовых трудностей. Важнейший источник для внесения
собственного капитала - сам инициатор (заявитель) проекта. Размер
собственного капитала проекта в общем финансировании является для
займодателей показателем их заинтересованности и одновременно служит
важным критерием для предоставления кредитов.
Инициатор (заявитель) проекта участвуют в капитале проекта только в
размере своего собственного вклада. Обычно в качестве вкладчиков в
собственный капитал проекта выступают также стороны, которые получают
непосредственную выгоду от данного проекта, а именно – поставщики,
закупщики, генеральные подрядчики и государственные организации.
Участниками формирования собственного капитала ПО могут быть также
коммерческие банки, страховые организации, инвестиционные фонды и так
далее (следовательно, формируются интеграционные инвестиции), то есть
любой участник реализации инвестиционного проекта. Международные
финансовые организации, как, например, Европейский банк реконструкции и
развития, могут также являться потенциальными вкладчиками в собственный
капитал проекта. Таким образом, при формировании собственного капитала
проекта находит практическое выражение принцип интегрированности.
Определяющие факторы для установления доли собственного капитала в
общем финансировании проекта: риски проекта, прибыль на
инвестированный капитал, то есть потоки денежных средств. Другими
словами, чем выше риски, связанные с реализацией инвестиционного
132
проекта, чем ниже чистая текущая стоимость, тем больше должна быть доля
собственного капитала проекта. В зарубежной практике доля собственного
капитала составляет от 30% до 50% [77]. С точки зрения учредителей
собственного капитала проекта его доля в общем финансировании должна
быть как можно большей, поскольку общий годовой доход с собственного
капитала представляет собой важную конечную величину, которая
уменьшается с увеличением степени задолженности.
Необходимые заёмные средства проекта направляются непосредственно
на адрес данного проектного объединения, а не инициаторам (заявителям)
проекта. Полученные кредиты отмечаются в балансе проектного
объединения, именно поэтому можно говорить о внебалансовом
кредитовании. То есть проект исключается из активов предприятий его
инициаторов (заявителей) для того, чтобы избежать ухудшения показателей
структуры капитала и платёжеспособности в отдельных балансах
предприятий инициаторов (заявителей). Благодаря этому проект не оказывает
негативного воздействия на материнские компании инициаторов
(заявителей). Таким образом, инициаторы проекта могут одновременно
участвовать в реализации сразу нескольких инвестиционных проектов.
Проектное кредитование может применяться только для проектов,
прогнозируемые потоки денежных средств которых обеспечивают полную
выплату процентов и погашение инвестированного капитала. Именно
поэтому в ходе дорогостоящих и всесторонних исследований, призванных
дать ответ на вопрос об осуществимости и рентабельности проекта, его
участники или независимые аудиторы проводят анализ проекта. Например,
данная работа производится проектным объединением по методике ЦПКДВ,
и её стоимость не перекладывается на заявителя проекта в виде предоплаты, а
включается в себестоимость инвестиционного проекта.

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров