Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Заказ научной авторской работы

Бухгалтерский учет доходов и расходов в негосударственных образовательных учреждениях

Введение……………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. Среднее профессиональное образование и особенности его
организации в системе потребительской кооперации……… 14
1.1. Состояние и перспективы развития среднего
профессионального образования в системе
потребительской кооперации………………………………… 14
1.2. Особенности бухгалтерского учета расходов и доходов
кооперативных средних профессиональных учебных
заведений и направления его совершенствования…………. 25
ГЛАВА 2. Методы учета затрат и калькулирование себестоимости
образовательных услуг……………………………………….. 37
2.1. Классификация расходов…………………………………….. 37
2.2. Методы учета затрат и предпосылки внедрения
управленческого учета………………………………………... 66
2.3. Способы калькулирования образовательных услуг………... 81
2.4. Совершенствование учета затрат на оказание
образовательных услуг………….……………………………. 91
ГЛАВА 3. Методика бухгалтерского учета доходов…………………… 102
3.1. Классификация доходов……………………………………… 102
3.2. Методика учета доходов от реализации образовательных
услуг………………………………………………………….... 118
3.3. Совершенствование учета доходов………………………….. 131
Заключение……………………………………………………. 141
Список использованной литературы………………………… 151
Приложения…………………………………………………… 163
3
Введение
Актуальность темы. Образование с давних пор относится к одной из
важных сфер человеческой жизнедеятельности, обеспечивающей социальный
прогресс. Высокий уровень образования граждан способствует
качественному и интенсивному развитию государства и нации.
"В свете нового видения развития мира, которое начинает зарождаться
в 90-х годах, в конечном счете единственными значительными ресурсами
являются лишь знания, изобретательность людей и добрая воля. Становится
ясным, что без них невозможен какой-либо устойчивый прогресс в
отношении мира, уважения прав человека и основных свобод. Решающую
роль в развитии этих качеств играет образование" (из доклада ЮНЕСКО о
положении в области образования в мире за 1993 г.) [131, с. 3].
Система образования в Российской Федерации представляет собой
совокупность взаимодействующих преемственных образовательных
программ и государственных образовательных стандартов различного уровня
и направленности; реализующих их образовательных учреждений независимо
от их организационно-правовой формы, типа и вида; органов управления
образованием и подведомственных им учреждений и организаций.
Содержание образования конкретного уровня и направленности
определяется образовательной программой. В России реализуются
общеобразовательные и профессиональные образовательные программы.
Общеобразовательные программы направлены на решение задач
формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в
обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения
профессиональных образовательных программ. К ним относятся программы
дошкольного образования, начального общего образования, основного
общего образования и среднего (полного) общего образования.
4
Профессиональные образовательные программы направлены на
решение задач последовательного повышения профессионального и
общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей
квалификации. К ним относятся программы начального профессионального
образования, среднего профессионального образования, высшего
профессионального образования и послевузовского профессионального
образования.
В связи с переходом России к рыночной экономике произошли
определенные перемены в сфере образования. Существенные изменения
затронули финансовую сторону системы образования: произошел сдвиг в
структуре источников финансирования образования. Если раньше все уровни
образования были бесплатными для граждан страны, а система образования
финансировалась в основном за счет средств государственного бюджета, то в
настоящее время государство гарантирует гражданам общедоступность и
бесплатность лишь начального, основного, среднего (полного) общего
образования и начального профессионального образования, а также на
конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего и
послевузовского профессионального образования в государственных и
муниципальных образовательных учреждениях, если образование данного
уровня гражданин получает впервые. Во всех остальных случаях получение
образования является платным.
Развитие образования происходит в сложной ситуации. На
деятельность образовательных учреждений негативное воздействие
оказывают такие факторы, как социальная и экономическая нестабильность в
обществе, а также неполнота нормативно - правовой базы в области
образования.
Общие тенденции развития российского общества и экономики не
могли не сказаться на развитии потребительской кооперации в целом, и
5
системе кооперативного образования в частности. Порядок финансирования
кооперативного образования всегда отличался от государственного тем, что
источником финансирования кооперативных образовательных учреждений
выступали собственные средства организаций потребительской кооперации, а
не бюджетные. В настоящее время доля этого источника в финансировании
образовательных учреждений резко снизилась, уступив место поступлениям
средств от физических и юридических лиц за обучение.
Сложившаяся практика позволяет сделать вывод о необходимости
перехода кооперативных образовательных учреждений на
самофинансирование за счет средств, получаемых от оказания
образовательных услуг.
Переход образовательных учреждений к самофинансированию
обуславливает изменения в порядке расходования трудовых, материальных и
финансовых ресурсов. Учебные заведения заинтересованы в экономном
расходовании своих ресурсов, своевременном выявлении и рациональном
использовании внутренних резервов учреждения. Современная организация
бухгалтерского учета расходов и доходов играет важную роль в решении
вопросов эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности
образовательных учреждений.
Специфика деятельности учебных заведений системы
потребительской кооперации обусловливает особенности организации
бухгалтерского учета и контроля этих экономических субъектов. Если
бюджетные образовательные учреждения финансируются в основном за счет
средств федерального, регионального и местного бюджетов по утвержденной
смете доходов и расходов, то средние профессиональные учебные заведения
потребительской кооперации финансируются за счет поступлений от
физических и юридических лиц за обучение. Положения действующего
законодательства не позволяют однозначно классифицировать деятельность
6
негосударственных образовательных учреждений в сфере платного обучения
как предпринимательскую или непредпринимательскую, что, в свою очередь,
порождает проблемы отражения доходов и расходов на счетах
бухгалтерского учета.
Существующая организация бухгалтерского учета доходов и расходов
в кооперативных образовательных учреждениях не в полной мере отвечает
современным требованиям управления и внутреннего контроля и, не
позволяет формировать полную и достоверную информацию о деятельности
учреждения. До настоящего времени отсутствует единая точка зрения на
определение сущности поступлений за обучение, т. е. являются они целевыми
поступлениями или доходом от обычного вида деятельности
образовательного учреждения, поэтому методика учета доходов в
негосударственных, тем более в кооперативных образовательных
учреждениях еще недостаточно разработана и экономически обоснована.
Имеются недостатки в организации и документальном оформлении учета
расчетов с физическими и юридическими лицами за обучение. Кроме того, не
налажен раздельный учет доходов и расходов от различных видов
деятельности образовательного учреждения, не определены метод учета
затрат, объекты калькуляции, калькуляционная единица и калькуляционный
период, и, как следствие, не составляются нормативные (плановые) и
отчетные калькуляции себестоимости образовательных услуг, отсутствует
системный подход в классификации затрат по статьям калькуляции.
Сложившаяся ситуация ослабляет контроль расходов средних
профессиональных учебных заведений потребительской кооперации и не
позволяет внутренним пользователям получать полезную информацию,
необходимую для осуществления оперативного и стратегического управления
образовательным учреждением.
7
Причина такого состояния бухгалтерского учета, на наш взгляд,
заключается в недостаточной разработке теоретических и методических
вопросов учета доходов и расходов в учебных заведениях, как в нормативных
актах, так и в специальных литературных источниках.
Отечественными и зарубежными учеными создан ряд трудов по
проблемам учета затрат и калькуляции себестоимости продукции, но все они
посвящены в основном предприятиям сферы материального производства.
Так, методологические вопросы учета затрат и калькуляции себестоимости
продукции рассмотрены в работах Аксененко А.Ф., Андерсон Х., Безруких
П.С., Вахрушиной М.А., Друри К., Ивашкевича В.Б., Карповой Т.П., Кашаева
А.Н., Керимова В.Э., Колдуэлл Д., Крятовой Л.А., Ламыкина И.А.,
Ластовецкого В.Е., Маргулиса А.Ш., Нидлз Б., Николаевой С.А., Новиченко
П.П., Палия В.Ф., Пизенгольца М.З., Рендухова И.М., Сидельниковой Л.Б.,
Стукова С.А., Хозяевой С.Г., Чумаченко Н.Г., Шеремета А.Д., Яруговой А. и
др. В то же время аналогичные по характеру работы в сфере образования
отсутствуют.
Проблемы оценки и признания на счетах бухгалтерского учета
доходов организаций от реализации продукции (работ, услуг)
рассматриваются в работах Безруких П.С., Калининой Е.М., Колесенковой Л.,
Николаевой С.А., Патрова В.В., Сотниковой Л.В. и др.
Не умаляя решаемых авторами проблем, следует указать на
специфические особенности, присущие образованию и не получившие
должного внимания в этих работах. Первая особенность заключается в
определении объекта реализации в образовательной отрасли: по мнению
одной группы ученых, учебные заведения реализуют образовательные
услуги; по мнению других, - совокупность знаний, полученных
подготовленными специалистами. Вторая особенность - это длительность
8
процесса обучения, которая оказывает непосредственное влияние на
определение момента признания дохода в бухгалтерском учете.
Значительные исследования в области экономики образования
проведены Бадалиным Б.В., Дайновским А.Б., Жаминым В.А., Жильцовым
Е.Н., Ременниковым Б.М., Токаевым Н.Х., Тульчинским А.И. и др.
Экономические особенности деятельности образовательных учреждений в
рыночных условиях раскрываются в диссертациях Балашова Г.В., Ващенко
А.Н., Макарчевой О.А., Швецовой Г.В., Дубравы Т.Г., а также в учебниках
Глухова В.В., Рябушкина Б.С., Щетинина В.П., Хроменкова Н.А., Юрьевой
Т.В. Вопросы финансирования учебных заведений, исчисления стоимости
обучения одного специалиста, определения эффективности затрат на
обучение и другие экономические вопросы нашли свое отражение в трудах
вышеуказанных ученых и исследователей. Однако проблемы организации
бухгалтерского учета доходов и расходов учебных заведений, применения тех
или иных методов учета затрат и способов калькулирования себестоимости
образовательных услуг в данных работах не затронуты.
Особенности бухгалтерского учета в некоммерческих организациях, в
частности в негосударственных образовательных учреждениях,
рассматриваются в работах Бровкиной Н., Бахмариной Е., Гамольского П.Ю.,
Евстигнеевой Т.А., Земляченко С.В., Макальской М.Л., Пирожковой Н.А.,
Попова Е.Н., Слабинского В.Т., Токарева И.Н. и др. Несмотря на
практическую значимость для образовательных учреждений указанных работ,
ощущается недостаточность этих разработок и появляется необходимость
проведения дальнейших теоретических и практических исследований
проблем бухгалтерского учета расходов и доходов в негосударственных
образовательных учреждениях.
Отдельным проблемам бухгалтерского учета в высших учебных
заведениях потребительской кооперации посвящены диссертации
9
Кондрашиной В.В. и Зотовой А.И. Научная новизна этих работ заключается в
совершенствовании бухгалтерского учета имущества вузов и расчетов с
персоналом по оплате труда, в обосновании возможности применения
нормативного метода учета затрат в вузах.
Однако теоретические и практические вопросы организации
бухгалтерского учета и внутреннего контроля доходов и расходов средних
профессиональных учебных заведений потребительской кооперации в
условиях рыночной экономики до настоящего времени не исследовались.
Организация учета расходов и доходов в указанных образовательных
учреждениях требует научного исследования и обоснования, что
подчеркивает актуальность выбранной автором темы диссертационного
исследования.
Цель и задачи исследования. Цель диссертационного исследования
заключается в разработке методики бухгалтерского учета доходов и расходов
и калькулирования себестоимости образовательных услуг в средних
профессиональных учебных заведениях потребительской кооперации.
В соответствии с целью исследования в работе ставились следующие
задачи:
- проанализировать особенности финансово-хозяйственной
деятельности средних профессиональных учебных заведений
потребительской кооперации и определить их влияние на организацию
бухгалтерского учета расходов и доходов в этих учебных заведениях;
- обосновать предложения по совершенствованию классификации
расходов и доходов кооперативных средних профессиональных учебных
заведений;
- провести сравнительную характеристику применяемых методов
учета доходов от реализации образовательных услуг в государственных и
негосударственных учебных заведениях для обоснования использования
10
конкретного метода в кооперативных средних профессиональных учебных
заведениях;
- дать критическую оценку существующей организации
бухгалтерского учета расходов и доходов в средних профессиональных
учебных заведениях с позиций современных требований управления и
определить направления ее совершенствования;
- исследовать возможности использования образовательными
учреждениями методов учета затрат и способов калькулирования
себестоимости продукции (работ, услуг), применяемых в отраслях
материального производства;
- выявить особенности учета затрат и калькулирования себестоимости
образовательных услуг, обосновать порядок распределения косвенных затрат
между объектами калькулирования и разработать рекомендации по
совершенствованию учета затрат и калькулированию себестоимости
образовательных услуг.
Область исследования. Исследование проведено в рамках
п. 1.8 «Бухгалтерский учет в организациях различных организационно-
правовых форм, всех сфер и отраслей» специальности 08 00 12
«Бухгалтерский учет, статистика» паспорта специальностей ВАК.
Предмет и объект исследования. Предметом исследования явились
методика и практика бухгалтерского учета доходов и расходов в
негосударственных образовательных учреждениях среднего
профессионального образования; объектом исследования – средние
профессиональные учебные заведения потребительской кооперации, в
частности, техникум экономики и права Московского регионального союза
потребительской кооперации, Московский кооперативный техникум
Московского регионального союза потребительской кооперации,
Острогожский техникум потребительской кооперации Воронежского
11
облпотребсоюза, Новгородский учетно-коммерческий техникум
облпотребсоюза.
Методология и методы исследования. Методологической и
теоретической основой исследования послужили труды отечественных
ученых в области экономики общественного сектора, научные труды
зарубежных и отечественных ученых по проблемам бухгалтерского учета и
контроля, рекомендации практических семинаров по исследуемой проблеме,
а также материалы периодической печати.
В качестве информационной базы диссертационного исследования
были использованы Федеральные законы Российской Федерации, Указы
Президента РФ, Постановления Правительства РФ, приказы министерств и
ведомств, Постановления Совета и Правления Центросоюза РФ по проблемам
образовательной деятельности и бухгалтерского учета, результаты
обследований образовательных учреждений, проведенных автором.
В ходе исследования использовались различные методы научного
познания: выборочное наблюдение, обследование, группировка, сравнение,
анализ и обобщение, систематизация теоретического и практического
материала, системный и комплексный подходы.
Научная новизна проведенного исследования заключается в том, что в
настоящей диссертационной работе впервые осуществлено комплексное
изучение теоретических и практических аспектов бухгалтерского учета
доходов и расходов в средних профессиональных учебных заведениях
потребительской кооперации с учетом особенностей их функционирования в
условиях рыночной экономики.
Научную новизну содержат следующие положения диссертации:
- уточнена номенклатура статей затрат, используемая при
формировании себестоимости и составлении калькуляции образовательных
услуг;
12
- обоснована целесообразность и возможность применения
позаказного метода учета затрат;
- разработана методика калькулирования себестоимости
образовательных услуг и рекомендована к использованию форма отчетной
калькуляции;
- разработаны методические рекомендации по бухгалтерскому учету
расходов и доходов образовательных учреждений потребительской
кооперации;
- доказана целесообразность признания поступлений, связанных с
оказанием образовательных услуг, в качестве выручки от реализации этих
услуг;
- рекомендованы к использованию формы бухгалтерских регистров
для учета затрат и расчетов за обучение.
Практическая значимость работы заключается в том, что внедрение
разработанных предложений по совершенствованию методики
бухгалтерского учета расходов и доходов средних профессиональных
учебных заведений потребительской кооперации, а также Методических
рекомендаций по бухгалтерскому учету доходов и расходов в кооперативных
образовательных учреждениях позволит повысить достоверность учетной
информации, оперативность учета, его контрольно-аналитические функции.
Практическая реализация сформулированных в работе выводов будет
способствовать повышению эффективности деятельности данных учебных
заведений.
Предложения и рекомендации по совершенствованию бухгалтерского
учета расходов и доходов, разработанные для кооперативных средних
профессиональных образовательных учреждений, могут быть использованы и
другими образовательными учреждениями.
13
Апробация и реализация результатов исследования. Ряд предложений
по совершенствованию бухгалтерского учета доходов и расходов средних
профессиональных учебных заведений внедрен в практику учета отдельных
образовательных учреждений (Московский кооперативный техникум
Московского регионального союза потребительской кооперации,
Острогожский техникум потребительской кооперации Воронежского
облпотребсоюза, Новгородский учетно-коммерческий техникум
облпотребсоюза). По результатам исследования совместно с Управлением
методологии бухгалтерского учета и отчетности Центросоюза РФ
подготовлены «Методические рекомендации по бухгалтерскому учету
доходов и расходов в образовательных учреждениях потребительской
кооперации», которые рекомендованы Межвузовским ученым советом к
практическому применению в образовательных учреждениях
потребительской кооперации.
Основные положения, выводы и предложения по результатам
исследования докладывались на научно-практических конференциях в
Московском университете потребительской кооперации (2001 г., 2002 г.),
Орловском государственном техническом университете (2001 г.).
Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения,
трех глав, заключения, списка использованной литературы, включающего
133 наименования. Работа изложена на 176 страницах машинописного текста,
содержит 2 рисунка, 4 таблицы, 6 приложений.
Публикации. Основные положения, изложенные в диссертации,
опубликованы в 6 работах общим объемом 8,15 п.л. (авторских 8,15 п.л.).
 

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров