Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Обработка экспериментальных данных при многократном измерении с обеспечением требуемой точности. Метод. указ. к лабораторной работе по дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация» / Сост.: В.А. Дорошенко, И.П. Герасименко: ГОУ ВПО «СибГИУ». – Новокузнецк, 2004. – 20 с. (8)
(Методические материалы)

Значок файла Методические указания по дипломному и курсовому проектированию к расчету материального баланса кислородно-конвертерной плавки при переделе фосфористого чугуна с промежуточным удалением шлака / Сост.: В.А._Дорошенко, И.П _Герасименко: ГОУ ВПО «СибГИУ». – Новокузнецк, 2003. – с. (8)
(Методические материалы)

Значок файла Методические указания по дипломному проектированию к расчету оборудования кислородно-конвертерного цеха / Сост.: И.П. Герасименко, В.А. Дорошенко: ГОУ ВПО «СибГИУ». – Новокузнецк, 2003. – 14 с. (9)
(Методические материалы)

Значок файла Исследование особенностей гидродинамики конвертерной ванны: Метод. указ. / Сост. Е.В. Протопопов, Н.А. Чернышева: СибГИУ. – Новокузнецк, 2003. – 16 с., 4 ил (9)
(Методические материалы)

Значок файла Изучение особенностей прокатки сортовых профилей. Метод. указ. / Сост.: А.Р. Фастыковский, В.Н. Кадыков, В.М. Нефедов: СибГИУ. – Новокузнецк, 2004. – 18 с (7)
(Методические материалы)

Значок файла ХИМИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ФАКУЛЬТЕТА Методические рекомендации, программа и контрольные задания для студентов заочного факультета (8)
(Методические материалы)

Значок файла Задания для пятнадцатиминутных опросов на практических и лабораторных работах: /Сост.: Ж.М.Шулина, О.Р.Глухова: ГОУ ВПО «СибГИУ».-Новокузнецк, 2003 (8)
(Методические материалы)


Заказ научной авторской работы

Состояние и перспективы развития среднего профессионального образования в системе потребительской кооперации

В современных условиях информатизации общества усиливается
понимание социальной значимости образования для каждого человека. Чем
выше уровень образования и квалификации людей, тем больше шансов найти
высокооплачиваемую и престижную работу, тем выше социальная и
профессиональная мобильность людей. Вложения в образование
рассматриваются многими гражданами как надежная гарантия от жизненных
рисков, как самострахование. Поэтому не случайным является тот факт, что
они, как правило, отдают приоритет расходам на образовательные услуги по
сравнению с другими расходами семейного бюджета.
За последние десять лет в российском обществе произошли масштабные
изменения, серьезно повлиявшие на социальную активность людей, их
требования к реализации личностного потенциала, определение жизненных
позиций, роли человека в окружающей среде. Система образования достаточно
мобильно реагировала на задачи, поставленные новым этапом исторического
развития России. Привычная для недавнего прошлого унификация
образовательных учреждений сменилась разнообразием их видов, учебных
планов и программ, внедрением новых методик образования и воспитания,
основу которых составляют проблемы развития личности, более глубокого
учета познавательных интересов и способностей молодежи.
Негосударственные образовательные учреждения по своему
юридическому статусу относятся к некоммерческим организациям и являются
составной частью некоммерческого сектора экономики, который играет
существенную роль в социально-экономическом развитии России.
Некоммерческие организации действуют в интересах общества и
обеспечивают доступ индивидуума к общечеловеческим ценностям. Основным
15
отличием некоммерческих организаций от коммерческих является то, что
извлечение прибыли не является основной целью их деятельности;
предпринимательская деятельность некоммерческих организаций имеет
ограничения; полученная прибыль не распределяется между участниками.
Некоммерческие организации могут привлекать дополнительные источники
финансирования своей деятельности (целевые взносы, добровольные
пожертвования и т. п.), что в отдельных случаях позволяет им снизить плату за
свои продукцию и услуги.
Отдельные авторы подразделяют некоммерческие организации в
зависимости от целей их функционирования, особенностей финансирования и
затрат и различают рыночных и нерыночных производителей. К рыночным
производителям они относят организации, реализующие свою продукцию по
рыночным ценам, уровень которых может оказывать значительное влияние как
на предложение, так и на спрос реализуемых некоммерческими организациями
благ. Нерыночными производителями считают организации, предоставляющие
продукцию другим институционным единицам бесплатно или по ценам,
которые не являются экономически важными. Такого рода организации не в
состоянии получать выручку, и поэтому основным источником их
финансирования являются регулярные взносы учредителей, пожертвования и
пр. [132, с.174-176].
Некоммерческие организации рыночного типа не являются
благотворительными организациями, так как их основной целью является
предоставление экономических благ высокого качества в области образования,
здравоохранения, социального обеспечения и др. [132, с. 175].
Такая классификация некоммерческих организаций позволяет понять
финансовые механизмы деятельности образовательных учреждений, которые,
несомненно, относятся к группе рыночных производителей. Однако при этом
возникает закономерный вопрос, а что же они производят?
16
Негосударственные образовательные учреждения осуществляют свою
деятельность в соответствии с Федеральным законом "Об образовании", в
котором под образованием понимают целенаправленный процесс воспитания и
обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся
констатацией достижения обучающимся установленных государством
образовательных уровней. Получение обучающимся образования заключается в
достижении и подтверждении им определенного образовательного уровня,
который удостоверяется соответствующим документом [5].
Право на образование является одним из основных и неотъемлемых
конституционных прав граждан Российской Федерации. В России государством
гарантированы общедоступность и бесплатность дошкольного, основного
общего и среднего профессионального образования в государственных или
муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях [1].
Образовательным является учреждение, осуществляющее
образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько
образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание
обучающихся, воспитанников. Образовательное учреждение является
юридическим лицом [5, ст. 12].
Порядок организации среднего профессионального образования
изложен в Типовом положении об образовательном учреждении среднего
профессионального образования и Государственном образовательном
стандарте среднего профессионального образования [12, 13].
Государственный образовательный стандарт среднего
профессионального образования устанавливает структуру среднего
профессионального образования, документы государственного образца о
среднем профессиональном образовании, требования к основным
профессиональным образовательным программам, предусматривает нормативы
учебной нагрузки обучающихся и требования к перечню специальностей
среднего профессионального образования. Стандарт содержит порядок
17
разработки и утверждения государственных требований к минимуму
содержания и уровню подготовки выпускников по конкретным специальностям
среднего профессионального образования в качестве федерального компонента,
а также правила государственного контроля за соблюдением требований
стандарта.
Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку
специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в
углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего
(полного) общего или начального профессионального образования. Оно может
быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального
образования (средних профессиональных учебных заведениях, далее
образовательные учреждения, учебные заведения) или на первой ступени
образовательных учреждений высшего профессионального образования.
Среднее профессиональное образование может осуществляться на двух
образовательных уровнях: базовом и повышенном.
Базовое среднее профессиональное образование осуществляется
имеющим соответствующую лицензию образовательным учреждением
среднего профессионального образования по основной профессиональной
образовательной программе, обеспечивающей подготовку специалистов
среднего звена.
Средним профессиональным образованием повышенного уровня
является образование, которое осуществляется имеющим соответствующую
лицензию образовательным учреждением среднего профессионального
образования по основной профессиональной образовательной программе,
обеспечивающей подготовку специалистов среднего звена повышенного уровня
квалификации.
Среднее профессиональное учебное заведение, включая его структурные
подразделения, является единым учебно-производственным комплексом:
осуществляет образовательную деятельность, оказывает услуги общественного
18
питания и услуги жилищно-коммунального хозяйства, занимается
производством и реализацией товаров народного потребления и т. п. Такое
количество видов деятельности порождает особенности ведения
бухгалтерского учета в образовательном учреждении.
Учебные заведения среднего профессионального образования всех форм
собственности создаются, функционируют, реорганизуются и ликвидируются в
соответствии с нормами Федерального закона Российской Федерации
"Об образовании" и своим уставом.
Содержание образовательного процесса по специальности определяется
средним профессиональным учебным заведением на основе соответствующего
государственного образовательного стандарта и утверждаемых федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим управление средним
профессиональным образованием, примерных образовательных программ и
примерных учебных планов.
Сохраняя и расширяя объем подготовки специалистов со средним
образованием, учебные заведения во многом способствуют снижению уровня
социальной напряженности в обществе и уменьшению безработицы, в первую
очередь среди молодежи.
В настоящее время осуществляется внедрение новых образовательных
программ профессионального образования в целях создания большего
разнообразия и расширения ассортимента предлагаемых образовательных
услуг.
Большая часть трудоспособной молодежи не обучается в учреждениях
профессионального образования, что ведет к снижению профессионального
уровня трудовых ресурсов. По общим показателям доступа молодежи к
профессиональному образованию и получению такого образования Россия
существенно отстает от многих стран мира. Более того, в последние годы
обозначилась тенденция снижения уровня образования всего населения [7].
19
Как было отмечено Правительством РФ в распоряжении от 10 июля
2001 г. № 910-р «О программе социально-экономического развития Российской
Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы)», «на современном
этапе увеличивается потребность в специалистах с начальным и средним
профессиональным образованием для обеспечения технологической культуры
производства, административно-технической поддержки процессов
управления, развития рыночной инфраструктуры, технического,
информационного и социального сервиса». Кооперативное образование должно
сыграть немаловажную роль в выполнении указанной программы.
Большинство средних профессиональных учебных заведений РФ
являются государственными и муниципальными учреждениями и
финансируются в основном за счет бюджетных средств. Наряду с ними в
России существуют негосударственные образовательные учреждения, к
которым относятся образовательные учреждения системы потребительской
кооперации РФ.
Потребительская кооперация России представляет собой
многоотраслевую хозяйственную систему, деятельность которой нуждается в
постоянном эффективном управлении, направленном на достижение целей
системы. Достижение эффективного управления в системе потребительской
кооперации в условиях рынка возможно при реализации кадровой политики,
направленной на сохранение и развитие кадрового потенциала, обеспечение
высокого качества подготовки, переподготовки и повышения квалификации
специалистов.
Многофункциональная направленность потребительской кооперации,
смещение акцентов в ее деятельности на решение социальных проблем, а также
неразрывность активной работы в социальной сфере с ее хозяйственной
деятельностью, предъявляют совершенно иные, новые требования к кадрам для
системы потребительской кооперации, подготовка которых является также
одним из направлений реализации ее социальной миссии [109, с. 8].
20
В настоящее время в системе потребительской кооперации трудится
более полумиллиона человек, каждый третий из которых имеет высшее или
среднее профессиональное образование. Для выполнения задач, поставленных
перед системой потребительской кооперации, требуются хорошо
подготовленные работники - профессиональные, высококвалифицированные
кадры.
Для подготовки таких кадров в системе потребительской кооперации
функционирует система кооперативного образования, которая включает
81 образовательное учреждение с контингентом учащихся свыше 150 тыс. чел.,
из которых около 90 тыс. чел. приходится на среднее профессиональное
образование [108, с. 36].
Пайщики имеют некоторые преимущества при зачислении в учебное
заведение, пользовании библиотечным фондом, спортивным комплексом,
общежитием и др. Кроме того, организации системы потребительской
кооперации могут оплачивать обучение пайщиков в учебных заведениях на
основании заключенных между организациями и учащимися договоров,
предусматривающих последующую отработку в течение определенного срока в
данной организации.
Средние профессиональные учебные заведения потребительской
кооперации реализуют основные образовательные программы среднего и
дополнительного профессионального образования. Основные формы обучения
– очная и заочная. Около 2/3 всего контингента обучающихся средних
профессиональных учебных заведений приходится на очную форму обучения.
Динамика подготовки специалистов, способных решать задачи
экономического развития потребительской кооперации, в целом имеет
положительную тенденцию, однако объемы подготовки специалистов явно
недостаточны (и, прежде всего, недостаточны для потребительской
кооперации) [63, с. 11].
21
Деятельность кооперативных образовательных учреждений, прежде
всего, направлена на обучение сельского населения. В связи с ожидаемым
сокращением численности абитуриентов из сельской местности
профессиональные средние учебные заведения должны будут предпринять
определенные меры для сохранения своей стабильной деятельности.
В Концепции развития потребительской кооперации решение данной проблемы
заключается в приближении образования к местам проживания потенциальных
учащихся путем создания сети филиалов образовательных учреждений [108,
с. 36].
Кооперативное образование формировалось в течение нескольких
десятилетий. В настоящее время оно занимает достойное место на рынке
образовательных услуг. Следует согласиться с точкой зрения Швецовой Г.В.,
которая рассматривает образование в условиях рыночной экономики как
отрасль деятельности потребительской кооперации, удовлетворяющую
потребности населения в образовательных и дополнительных услугах. При
этом она отмечает, что кооперативное образование представляет собой
источник дохода для учредителя, выражающийся в сумме материальных затрат,
направленных на укрепление переданного в оперативное управление
имущества [127, с. 47].
Профессор Капица Г.П. видит исключительность кооперативного
образования в следующем [63, с. 11]:
- это единственная в России система образовательных учреждений,
предоставляющих молодежи возможность получить многоступенчатое
профессиональное образование: начальное, среднее и высшее;
- эта система, как в никакой другой отрасли, состоит из очень большого
количества учебных заведений;
- система кооперативного образования имеет широкую географию своих
учебных заведений, которые расположены более чем в 60 регионах России;
- образовательные услуги учебных заведений ориентированы:
22
во-первых, на удовлетворение потребности предприятий, организаций
потребительской кооперации в специалистах со средним и высшим
образованием;
во-вторых, на удовлетворение потребности сельской молодежи в
профессиональном образовании, т. е. на реализацию социальной миссии
потребительской кооперации;
в-третьих, на экономическое развитие страны в целом и, в том числе,
потребительской кооперации через диверсификацию образовательных услуг.
Главными задачами среднего профессионального учебного заведения
системы потребительской кооперации являются:
удовлетворение потребностей граждан в получении среднего
профессионального образования в избранной области профессиональной
деятельности, интеллектуальном, культурном и нравственном развитии;
удовлетворение потребностей общества в целом и системы
потребительской кооперации в частности в квалифицированных специалистах
со средним профессиональным образованием;
организация и проведение методических, научно-методических, а также
творческих работ и исследований при наличии соответствующего материально-
технического и кадрового обеспечения;
переподготовка и повышение квалификации специалистов среднего
звена и рабочих кадров;
распространение знаний среди населения, повышение его
общеобразовательного и культурного уровня;
повышение качества подготовки специалистов.
Среднее профессиональное кооперативное образование осуществляют
60 техникумов, 5 колледжей, 58 филиалов средних учебных заведений,
5 профессиональных училищ [108, с. 36].
Структура средних профессиональных учебных заведений системы
потребительской кооперации представлена в основном техникумами,
23
т. е. учебными заведениями, реализующими профессиональные
образовательные программы среднего профессионального образования.
Отличие колледжа от техникума заключается в реализации углубленных
профессиональных образовательных программ среднего профессионального
образования по индивидуальным учебным планам продленной подготовки
кадров, что обеспечивает обучающимся повышенный уровень квалификации.
Колледж может быть самостоятельным образовательным учреждением или
структурным подразделением университета системы потребительской
кооперации.
В учебных заведениях среднего профессионального образования
осуществляют подготовку специалистов средней квалификации по
17 специальностям. Наибольший контингент учащихся средних
профессиональных учебных заведений обучается на специальностях
«Экономика, бухгалтерский учет и контроль» (по состоянию на 01.01.99 г. –
48,9 %), «Правоведение» (24,4 %) [127, с. 31].
Средние профессиональные учебные заведения системы
потребительской кооперации имеют в своей структуре подготовительные
курсы, учебные кабинеты, лаборатории, учебные хозяйства, учебно-
производственные мастерские, столовые, общежития.
Особенности организационной структуры учебного заведения, формы
обучения, порядок осуществления образовательного процесса и источники
финансирования образовательных учреждений оказывают непосредственное
влияние на организацию бухгалтерского учета доходов и расходов учреждений
среднего профессионального образования потребительской кооперации.
Образовательные учреждения потребительской кооперации, в том числе
и средние профессиональные учебные заведения, финансируются в основном за
счет средств, полученных от физических и юридических лиц за оказанные им
образовательные услуги.
24
До января 2002 года одним из источников финансирования обучения
учащихся, направляемых в средние профессиональные учебные заведения
потребительскими обществами и потребсоюзами, являлся фонд подготовки
кадров. Фонд подготовки кадров создавался только в потребительской
кооперации с целью удовлетворения потребностей пайщиков в образовании, а
кооперативных организаций – в квалифицированных кадрах. Источниками его
формирования являлись отчисления от фактических объемов розничного и
оптового товарооборота, услуг общественного питания, заготовительного
оборота, относимые на издержки обращения и производства предприятий и
организаций потребительской кооперации. Организации и предприятия
потребительских обществ и их союзов оставляли в своем распоряжении часть
произведенных отчислений в пределах утвержденной сметы на покрытие
расходов по подготовке кадров. Фонд подготовки кадров Центросоюза РФ
создавался для финансирования расходов учебных заведений, находящихся в
полном хозяйственном ведении Центросоюза.
В настоящее время в связи с принятием главы 25 «Налог на прибыль
организаций» Налогового кодекса РФ отчисления в фонд подготовки кадров
возможны только за счет средств, оставшихся в распоряжении организаций
после уплаты налога на прибыль [3, ст. 297]. Поэтому целесообразность
создания такого фонда в кооперативных организациях резко снизится, что
повлечет за собой изменения в структуре доходов кооперативных учебных
заведений и отрицательно повлияет на качество и количество
квалифицированных кадров в системе.
Некоторые кооперативные учебные заведения получают бюджетное
финансирование на подготовку специалистов и переподготовку кадров на
основании договоров с администрацией области или республики. Такие
отношения существуют между райпотребсоюзами и правительствами
Республики Саха (Якутия) и Республики Тува [127, с. 67].
25
Основные перспективы развития кооперативного образования
Центросоюз России и его Межвузовский ученый совет видят в следующем. Во-
первых, необходимо укрепление учебно-материальной базы образовательных
учреждений, что приведет к повышению востребованности учебных заведений
не только в целях получения образования, но и как культурно-массовых
центров поселка, района, города. Во-вторых, объединение кооперативных
учебных заведений региона в единый образовательный комплекс будет
способствовать более эффективной реализации многоуровневой системы
кооперативного образования [108, с. 37].
Разработка новых механизмов повышения уровня кооперативного
образования должна строиться с учетом законодательства РФ в сфере
образования, в том числе и по вопросам бухгалтерского учета. Но далеко не все
положения законодательства в области образования нашли свое отражение в
соответствующих нормативных актах органов исполнительной власти, что
создает сложности в исполнении указанных положений. Особой проблемой
является создание действенных механизмов контроля исполнения норм
законодательства, защиты прав субъектов образовательной деятельности,
соблюдения гарантий государства в области образования.

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров