Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Определение показателя адиабаты воздуха методом Клемана-Дезорма: Метод, указ. / Сост.: Е.А. Будовских, В.А. Петрунин, Н.Н. Назарова, В.Е. Громов: СибГИУ.- Новокузнецк, 2001.- 13 (4)
(Методические материалы)

Значок файла ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ ТЕПЛОЁМКОСТИ ГАЗА ПРИ ПОСТОЯННОМ ДАВЛЕНИИ К ТЕПЛОЁМКОСТИ ГАЗА ПРИ ПОСТОЯННОМ ОБЪЁМЕ (3)
(Методические материалы)

Значок файла Лабораторная работа 8. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДИСПЕРСИИ ПРИЗМЫ И ДИСПЕРСИИ ПОКАЗАТЕЛЯ ПРЕЛОМЛЕНИЯ СТЕКЛА (6)
(Методические материалы)

Значок файла ОПРЕДЕЛЕНИЕ УГЛА ПОГАСАНИЯ В КРИСТАЛЛЕ С ПО-МОЩЬЮ ПОЛЯРИЗАЦИОННОГО МИКРОСКОПА Лабораторный практикум по курсу "Общая физика" (4)
(Методические материалы)

Значок файла Лабораторная работа 7. ПОЛЯРИЗАЦИЯ СВЕТА. ПРОВЕРКА ЗАКОНА МАЛЮСА (7)
(Методические материалы)

Значок файла Лабораторная работа № 7. ИЗУЧЕНИЕ ВРАЩЕНИЯ ПЛОЩАДИ ПОЛЯРИЗАЦИИ С ПОМОЩЬЮ САХАРИМЕТРА (5)
(Методические материалы)

Значок файла Лабораторная работа 6. ДИФРАКЦИЯ ЛАЗЕРНОГО СВЕТА НА ЩЕЛИ (8)
(Методические материалы)


Заказ научной авторской работы

Особенности бухгалтерского учета расходов и доходов кооперативных средних профессиональных учебных заведений и направления его совершенствования

Организация бухгалтерского учета в средних профессиональных
учебных заведениях осуществляется на основании единых методологических
основ бухгалтерского учета и отчетности, действующих на территории
Российской Федерации, которые определены Федеральным законом
"О бухгалтерском учете", Положением по ведению бухгалтерского учета и
бухгалтерской отчетности в Российской Федерации и принятых в соответствии
с ними положениях по бухгалтерскому учету отдельных объектов учета [6; 23-
28]. Необходимо особо отметить, что до недавнего времени нормативные
26
документы по бухгалтерскому учету совсем не учитывали специфику
деятельности некоммерческих организаций.
Осуществляя хозяйственную деятельность, негосударственные учебные
заведения руководствуются Планом счетов бухгалтерского учета финансово-
хозяйственной деятельности организаций и инструкцией по его применению
[15 – до 01.01.2001 г.; 16 – с. 01.01.2001 г.].
Следует обратить внимание на то, что не все из 15 принятых в
настоящее время положений по бухгалтерскому учету применяются
негосударственными образовательными учреждениями в силу того, что
учебные заведения относятся к некоммерческим организациям. К таким
положениям по бухгалтерскому учету относятся ПБУ 7/98 "События после
отчетной даты", ПБУ 8/01 "Условные факты хозяйственной деятельности»,
ПБУ 11/2000 "Информация об аффилированных лицах", ПБУ 12/2000
"Информация по сегментам", ПБУ 13/2000 "Учет государственной помощи",
ПБУ 14/2000 "Учет нематериальных активов".
Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" (ПБУ 9/99)
и "Расходы организации" (ПБУ 10/99) применяются некоммерческими
организациями при осуществлении предпринимательской и иной деятельности.
Порядок применения положений по бухгалтерскому учету в
негосударственных учебных заведениях наглядно представлен в Приложении 1.
Средние профессиональные учебные заведения осуществляют
оперативный и бухгалтерский учет результатов своей деятельности, составляют
статистическую и бухгалтерскую отчетность по установленным формам,
представляют учредителю ежегодный отчет о поступлении и расходовании
средств.
Учебные заведения среднего профессионального образования
учитывают на своем балансе различное имущество - основные средства,
нематериальные активы, финансовые вложения, учебный инвентарь,
лабораторное оборудование, расходные материалы и др. Существенная часть
27
учетной работы в учебных заведениях направлена на учет расчетов с
физическими и юридическими лицами за обучение, расчетов с
преподавателями и вспомогательным персоналом по оплате труда.
Бухгалтерский учет является неотъемлемой функцией управления.
Благодаря учету обеспечивается получение заинтересованными пользователями
необходимой информации для управления, анализа и контроля финансово-
хозяйственной деятельности кооперативных образовательных учреждений.
Целью бухгалтерского учета в негосударственных учебных заведениях
является не только достоверный учет доходов и расходов, имущества и
финансовых результатов деятельности, но, главным образом, формирование
полной и достоверной информации об использовании полученных средств
исключительно на образовательные цели. Эти особенности определяют
необходимость решения особых задач, стоящих перед бухгалтерским учетом в
негосударственных учебных заведениях среднего профессионального
образования:
- организация аналитического учета доходов в зависимости от
источников их поступления и направлений расходования;
- обеспечение информацией, необходимой внешним и внутренним
пользователям для организации контроля за целевым расходованием средств,
полученных на осуществление образовательного процесса, и своевременного
предотвращения нецелевого и сверхнормативного расходования средств
образовательного учреждения.
Решение задач, поставленных перед бухгалтерским учетом в
негосударственных учебных заведениях среднего профессионального
образования, возможно лишь на основе научного исследования и критического
анализа применяемых методов и способов учета расходов и доходов и
обоснования более совершенных методов и способов их учета.
Совершенствование бухгалтерского учета в кооперативных средних
профессиональных образовательных учреждениях требует приведения
28
методики учета расходов и доходов в соответствие с функциями и спецификой
работы учебных заведений в условиях самофинансирования.
До перехода кооперативных образовательных учреждений в режим
самофинансирования, они финансировались строго по смете и
контролировались ревизионными комиссиями учредителя. В настоящее время
учебные заведения самостоятельно зарабатывают средства на организацию и
осуществление образовательного процесса, а также на свое содержание и
обеспечение. Взаимосвязь учебного заведения с рыночной и нерыночной
сферой экономики приводит к выводу, что такие рыночные понятия, как
«цена», «доходы», «расходы», «прибыль», «товар» вошли в терминологию
экономики образования, заняв место понятий «ассигнования», «сметное
финансирование» и других.
Основную часть доходов кооперативные образовательные учреждения
получают от оказания платных образовательных услуг. Поэтому,
представляется логичным рассмотреть подробнее понятие «образовательная
услуга».
В экономической литературе дискуссионным является вопрос, что же
является «продуктом производства и реализации» учебных заведений – услуга,
специалист или совокупность знаний.
Услуга в широком понятии этого слова означает действие, приносящее
пользу, помощь другому. Образовательная услуга – это «продукт
производства» образования. Подобная точка зрения высказывалась такими
учеными как Щетинин В.П., Хроменков Н.А., Рябушкин Б.С. В частности, они
считают, что образовательные услуги представляют собой «систему знаний,
информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения
разнообразных потребностей личности, общества, государства» [130, с. 34].
Нельзя не согласиться с аргументацией ученых в пользу того, что именно
образовательные услуги, а не знания и умения учеников, являются продуктом
образовательных учреждений: «нельзя отождествлять комплекс
29
образовательных услуг, предоставленных обучающимся, с тем комплексом
знаний, умений и навыков, которые ими приобретены. Если первый – продукт
труда педагогов и обслуживающего персонала, то второй – продукт
интегрированного труда педагога и учащегося» [130, с. 35].
Несмотря на то, что ученые проводят косвенную параллель между
образованием и производством, они выделяют отличия образовательной услуги
от продукции материального производства. Эти отличия они видят в
следующем [130, с. 37-39]:
- образовательная услуга – это не материальная, а социальная ценность
(в отличии от материально-вещественного производства процесс создания
образовательных услуг преподавателем одновременно выступает начальным
моментом их потребления обучающимся);
- образовательные услуги неотделимы от педагогических работников;
- с неосязаемостью и неотделимостью образовательных услуг связана
невозможность их хранения, транспортировки, рассредоточенность и
локальность образовательных учреждений и рынка этих услуг;
- особенности образовательных услуг затрудняют оценку потребителем
потребительских свойств предоставляемых услуг.
По нашему мнению, в дополнение к этим отличиям следует добавить
еще одно принципиальное отличие – при оказании образовательных услуг не
происходит передачи права собственности, как это происходит при реализации
продукции материального производства. Отсутствие перехода права
собственности является существенной особенностью образовательной
деятельности и оказывает прямое влияние на организацию бухгалтерского
учета доходов в негосударственных образовательных учреждениях.
Доходы от реализации платных образовательных услуг поступают в
образовательные учреждения среднего профессионального образования от
физических и юридических лиц согласно договорам на оказание
образовательных услуг. Образовательные учреждения потребительской
30
кооперации могут заключать договора на оказание образовательных услуг с
организациями потребительской кооперации, другими организациями и
физическими лицами. Удельный вес этих поступлений в структуре доходов
образовательных учреждений составляет от 80 до 100 %.
Платная образовательная деятельность кооперативных учебных
заведений предъявляет новые требования к экономической информации,
носителями которой являются данные бухгалтерского учета. Все это вызывает
необходимость существенного изменения работы бухгалтерии учебного
заведения и организации бухгалтерского учета. Что касается первого условия,
то работа бухгалтерии кооперативного учебного заведения направлена в
настоящий момент на учет доходов от платной образовательной деятельности,
а не на учет исполнения сметы, на контроль своевременности поступления
платежей и правильности расчетов с учащимися за обучение, а не на расчет и
выплату им стипендий, как это было в условиях централизованного
финансирования и бесплатного обучения.
Помимо основной образовательной деятельности образовательные
учреждения вправе заниматься утвержденной уставом предпринимательской
деятельностью, а именно, организацией питания учащихся, предоставлением
мест в общежитии, реализацией и сдачей в аренду основных средств и прочего
имущества, торговлей покупными товарами и оборудованием, оказанием
посреднических услуг, приобретением и продажей акций, облигаций, иных
ценных бумаг, ведением внереализационных операций.
Предпринимательская деятельность занимает небольшой удельный вес в
составе доходов кооперативных средних профессиональных образовательных
учреждений (0 - 20 %). В то же время ограниченность финансовых ресурсов,
сложность получения целевых ассигнований, добровольных пожертвований
вынуждает учебные заведения увеличивать в общей сумме доходов долю
средств от платной реализации своих услуг.
31
Наличие пункта питания в учебном заведении обусловлено
обязательным требованием законодательства в области образования в России.
Образовательные учреждения всех форм собственности обязаны не только
повышать образовательный и культурный уровень учащихся, но и следить за их
здоровьем. Данное требование обусловливает необходимость ведения торговой
(в части реализации покупных товаров) и производственной (в части
изготовления готовых блюд) деятельности учебными заведениями.
В средних профессиональных учебных заведениях получают
образование иногородние учащиеся, так как месторасположение учебных
заведений потребительской кооперации не может охватить всех желающих
получить образование на местах. В связи с этим учебные заведения имеют в
своей структуре общежития и оказывают платные услуги по размещению в них
учащихся.
Каждое учебное заведение должно располагать достаточными
библиотечными фондами для обеспечения образовательного процесса. В
последнее время библиотечные фонды учебных учреждений имеют тенденцию
к увеличению в связи с появлением большого количества зарубежных и
отечественных трудов по рыночной экономике, менеджменту, бухгалтерскому
учету и юриспруденции. Библиотеки средних профессиональных учебных
заведений не имеют электронных версий бумажных документов.
Увеличивающиеся с каждым годом потоки учащихся нуждаются в
разнообразных литературных источниках. Все эти факты приводят к появлению
платных дополнительных услуг библиотек.
Образовательные учреждения сдают временно неиспользуемые площади
в аренду юридическим лицам. Поступления от сдачи имущества в аренду
являются наиболее привлекательным и доступным источником доходов для
учебных заведений.
Доходы от оказания образовательных услуг и предпринимательской
деятельности учебные заведения используют на различные цели.
32
Доходы, полученные от оказания образовательных услуг, направляются
прежде всего на покрытие расходов, связанных с осуществлением
образовательного процесса, т. е. на оплату труда преподавателей,
вспомогательного и обслуживающего персонала, отчислений единого
социального налога, оплату коммунальных услуг, услуг по аренде учебных и
вспомогательных помещений, стоимости учебных пособий и раздаточных
материалов, дипломов, расходов на оплату канцелярских принадлежностей,
услуг связи, в том числе Интернета, транспортных услуг, расходов, связанных с
проведением учебных практик и прочих расходов.
Доходы от предпринимательской деятельности направляются, в первую
очередь, на покрытие расходов, связанных с осуществлением такой
деятельности. Данные расходы образовательные учреждения формируют с
учетом Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации"
(ПБУ 10/99) [28].
Прибыль, полученную от предпринимательской деятельности,
образовательные учреждения направляют на финансирование расходов,
связанных с обеспечением, развитием и совершенствованием образовательного
процесса в учебном заведении.
Новые условия хозяйствования, сложность и неоднозначность
возникших при этом проблем, отсутствие внутрисистемных научных
разработок и методических рекомендаций по бухгалтерскому учету в сфере
образования вызвали существенные различия в подходе к вопросам постановки
учета доходов и расходов в кооперативных образовательных учреждениях.
Проведенное исследование показало, что в Московском кооперативном
техникуме Московского регионального союза потребительской кооперации,
Острогожском техникуме потребительской кооперации Воронежского
облпотребсоюза, Новгородском учетно-коммерческом техникуме
облпотребсоюза для отражения поступлений за обучение используют
рекомендованный Центросоюзом счет учета целевых поступлений, а в
33
техникуме экономики и права Московского регионального союза
потребительской кооперации – счет учета расчетов с разными дебиторами и
кредиторами.
Выявленные различия в методике отражения поступлений за обучение
снижают возможности проведения качественного финансового анализа в
образовательных учреждениях. Кроме того, по нашему мнению, отражение
кооперативными учебными заведениями сальдо целевых поступлений в пассиве
баланса в разделе «Капитал и резервы» не соответствует истинной сути
хозяйственных операций, приведших к образованию этого сальдо. Остаток так
называемых «целевых поступлений» на отчетную дату свидетельствует не о
наличии капитала образовательного учреждения, а о сумме обязательств перед
учащимися по неоказанным на отчетную дату услугам по обучению. Таким
образом, баланс образовательного учреждения, содержащий информацию о
задолженности перед учащимися в разделе «Капитал и резервы», не дает
достоверного представления о финансовом положении учебного заведения,
вводит в заблуждение пользователей такой отчетности, не соответствует
требованиям Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность
организации» (ПБУ 4/99), в частности пункту 6 данного ПБУ [25].
Таким образом, учет поступлений от физических и юридических лиц за
обучение в качестве целевых поступлений, на наш взгляд, в настоящее время не
отвечает современным условиям хозяйствования учебных заведений на основе
самофинансирования, не отражает принципиальной новизны возмездных
гражданско-правовых отношений между учреждением и учащимся (или
заказчиком). Данный порядок учета доходов не позволяет установить критерии
оценки и признания доходов в бухгалтерском учете, в результате чего
появляются расхождения в показателях доходов разных образовательных
учреждений потребительской кооперации. Так, например, проведенное
исследование выявило, что в техникуме экономики и права Московского
регионального союза потребительской кооперации признание доходов от
34
образовательной деятельности на счете учета расчетов с разными дебиторами и
кредиторами осуществляется по мере поступления денежных средств за
обучение от физических и юридических лиц (порядок оплаты – ежемесячный);
а в Московском кооперативном техникуме Московского регионального союза
потребительской кооперации в начале учебного года производится начисление
годовой стоимости обучения в качестве доходов будущих периодов, а затем
ежеквартально доходы будущих периодов в размере ? годовой суммы
списываются на счет учета целевых поступлений независимо от размера
фактических поступлений за обучение (порядок оплаты – единовременный до
начала учебного года). Необходимо отметить следующее, несмотря на то, что
оба техникума функционируют приблизительно в равных экономических и
географических условиях (схожие специальности и сроки обучения, контингент
учащихся, расположение – Московская область) и самостоятельны в
утверждении учетной политики и формировании порядка оплаты за обучение,
налицо существенные различия в классификации, порядке признания, оценки и
отражения на счетах бухгалтерского учета поступлений за обучение.
В Острогожском техникуме потребительской кооперации Воронежского
облпотребсоюза и Новгородском учетно-коммерческий техникум
облпотребсоюза счет доходов будущих периодов для учета поступлений за
обучение не используется. Стоимость обучения в размере ? годовой суммы
списывается ежеквартально на счет учета целевых поступлений.
Таким образом, все вышеизложенное позволило автору определить
основные направления исследования проблем оценки и признания в учете
поступлений за обучение и пути их совершенствования:
- уточнение применяемой терминологии и классификации поступлений
за обучение для целей бухгалтерского учета;
- исследование положительных и отрицательных сторон применяемых
способов оценки и признания на счетах бухгалтерского учета поступлений за
обучение;
35
- сравнение методов учета доходов от реализации образовательных
услуг в государственных и негосударственных учебных заведениях с целью
обоснования наиболее приемлемого метода учета доходов в кооперативных
образовательных учреждениях;
- научная разработка методики учета доходов от реализации
образовательных услуг.
Как показало проведенное исследование, в средних профессиональных
учебных заведениях потребительской кооперации учет расходов на оказание
образовательных услуг ведется без выделения в качестве объектов учета
направлений специализации, форм и сроков обучения. Нормативные
(плановые) и отчетные калькуляции себестоимости обучения одного учащегося
по специальностям, формам и срокам обучения составляются не во всех
исследуемых объектах. В связи с этим администрация учебных заведений не
имеет информации о расходах на обучение одного учащегося с целью принятия
эффективных решений в области ценообразования. Расходы учебных
заведений, являясь частью стоимости образовательной услуги, должны
достоверно определять расходы по каждой форме обучения и специальности,
так как, например, себестоимость обучения на очном или заочном отделении
различна в силу объективных причин.
Бухгалтерский учет расходов образовательных учреждений должен
способствовать научно обоснованному определению фактической
себестоимости обучения одного учащегося – как одного из важнейших
ценообразующих факторов. Располагая такими данными, негосударственные
образовательные учреждения системы потребительской кооперации могут
регулировать цены, и, соответственно, величину доходов.
При всем разнообразии практического решения описанных проблем
бухгалтерскому учета расходов в образовательных учреждениях системы
потребительской кооперации характерны следующие недостатки:
36
- в применяемой номенклатуре статей затрат еще не нашли своего
отражения произошедшие изменения в структуре и характере затрат, связанные
с платным обучением;
- не разработана методика учета затрат и калькулирования
себестоимости обучения по направлениям подготовки учащихся, отсутствует
типовая форма калькуляции.
Проведенное исследование позволило автору определить основные
направления совершенствования учета затрат в кооперативных
образовательных учреждениях:
- во-первых, необходимо разработать новую номенклатуру статей затрат
образовательных учреждений;
- во-вторых, следует определить объекты учета затрат и
калькулирования в кооперативных средних профессиональных учебных
заведениях;
- в-третьих, необходимо проанализировать применяемые в сфере
материального производства методы учета затрат с тем, чтобы на основе
синтеза практических и теоретических знаний обосновать возможности
применения одного из таких методов в образовательных учреждениях;
в-четвертых, следует определить способ калькулирования
себестоимости обучения одного учащегося и разработать типовую форму
калькуляции, необходимость которой обусловлена ее отсутствием, что
отрицательно сказывается на управленческой сфере деятельности учебных
заведений.
Положительный результат вышеуказанных разработок по
совершенствованию бухгалтерского учета доходов и расходов кооперативных
средних профессиональных учебных заведений должен найти свое отражение в
методических рекомендациях по бухгалтерскому учету доходов и расходов и
калькулированию себестоимости образовательных услуг.

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров