Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Заказ научной авторской работы

Совершенствование учета затрат на оказание образовательных услуг

Основная задача учета затрат на оказание образовательных услуг
состоит в том, чтобы после обработки данных первичного учета можно было
бы определить к какому объекту калькулирования относятся данные затраты с
тем, чтобы достоверно рассчитать его себестоимость. Достоверность
исчисления себестоимости обучения достигается при отказе от учета
совокупных затрат на одном синтетическом счете и ведении раздельного учета
затрат по курсам учащихся разной специальности, срока и формы обучения.
Такая себестоимость будет являться основой для установления
дифференцированных цен за обучение, позволит определить рентабельность
обучения по различным специальностям.
Для выполнения этих требований аналитический учет затрат
образовательных учреждений необходимо организовать таким образом, чтобы
прямые расходы можно было группировать по статьям затрат и объектам
калькулирования, а косвенные расходы отражать на счетах комплексно с
подразделением на косвенные расходы, связанные с учебным процессом и на
косвенные общехозяйственные расходы. При этом учет косвенных расходов
следует осуществлять по местам возникновения затрат, что, на наш взгляд,
будет способствовать рациональному планированию затрат и оперативному
контролю затрат.
В настоящее время для учета затрат в кооперативных образовательных
учреждениях используют счета:
29 «Обслуживающие производства и хозяйства» - для учета затрат на
обучение и на содержание общежития;
44 «Расходы на продажу» - для учета затрат пунктов питания.
Такая организация учета не способствует раздельному учету затрат по
объектам калькулирования.
В экономической литературе рассматриваются два направления
организации аналитического калькуляционного учета. Первое направление
предполагает организацию на калькуляционных синтетических счетах
аналитического учета по объектам калькулирования, при котором на каждый
калькуляционный объект открывается отдельный аналитический счет для всех
подразделений организации. Оборотная ведомость по аналитическим счетам
89
отражает сводные данные по каждому объекту калькулирования, поэтому для
калькуляционных расчетов никаких специальных сводов затрат не требуется.
Второе направление предполагает следующую организацию аналитического
учета. На калькуляционном синтетическом счете открываются аналитические
счета по объектам калькулирования и подразделениям организации. Такой
аналитический учет обеспечивает контроль за уровнем себестоимости
калькуляционных объектов в подразделениях организации, улучшает
распределение косвенных расходов, но создает трудности при обобщении
данных для составления калькуляции объекта по организации в целом. Для
этого необходимо вести специальный сводный учет затрат как дополнение к
бухгалтерскому аналитическому учету [99, с. 163]. По мнению автора, учет
затрат в образовательных учреждениях должен быть построен на основе
второго направления организации аналитического учета затрат.
Мы полагаем, что учет затрат в образовательных учреждениях должен
быть организован с использованием счетов 20 «Основное производство» – для
учета прямых расходов на обеспечение образовательного процесса, 25
«Общепроизводственные расходы» - для учета косвенных учебных расходов,
26 «Общехозяйственные расходы» – для учета прочих косвенных расходов
общехозяйственного назначения.
Учет прямых расходов в разрезе объектов калькулирования необходимо
осуществлять на отдельных субсчетах к счету 20 «Основное производство».
Субсчетов должно быть столько, сколько установлено объектов
калькулирования. Количество объектов калькулирования зависит от
количества специальностей, по которым осуществляется обучение в средних
образовательных учреждениях, курсов и форм обучения.
Образовательная деятельность в отличие от других видов деятельности
имеет определенные специфические особенности: обучение учащихся
различных курсов осуществляется, как правило, одними и теми же педагогами,
обслуживание лабораторных занятий - одними и теми же лаборантами,
организацию и контроль учебного процесса осуществляют цикловые комиссии,
которые курируют группу дисциплин т. д. В связи с этим расходы на оплату
труда преподавателей должны относиться в качестве прямых расходов на
90
соответствующий субсчет счета 20 «Основное производство»
следующим образом. Ежегодно для каждого преподавателя утверждается
учебная нагрузка, в которой указывается количество часов, курс и
специальность. Отработанные часы контролируются ежемесячно и итоговые
показатели сдаются в бухгалтерию для начисления заработной платы и
отчислений на социальные нужды. Следовательно, если в составе информации,
предоставляемой в бухгалтерию, предусмотреть данные о специальности,
курсе, форме обучения, то с использованием средств вычислительной техники
бухгалтер сможет разнести данные о начисленной зарплате по
соответствующим субсчетам.
Аналитический учет затрат на счете 20 «Основное производство»
должен быть организован в разрезе следующих калькуляционных статей
предложенной нами в параграфе 2.1 номенклатуры статей затрат: «Оплата
труда (основная и дополнительная) преподавательского персонала»,
"Отчисления на социальные нужды", «Материальные затраты».
По статье «Оплата труда (основная и дополнительная)
преподавательского персонала» отражают расходы на основную и
дополнительную заработную плату преподавательского состава (в штате и по
совместительству); расходы на выплату различного рода доплат и надбавок к
заработной плате преподавателей.
Доплаты осуществляют в случае привлечения работника к работе в
установленный ему графиком выходной день, а также в праздничный день.
Доплаты также включают выплаты за выполнение дополнительной работы, не
входящей в круг основных обязанностей работников. Перечень видов
дополнительно оплачиваемых работ может включать заведование учебно-
консультационными пунктами, кабинетами, отделами, учебными мастерскими,
лабораториями, учебно-опытными участками; руководство предметными,
цикловыми и методическими комиссиями; проведение работы по
дополнительным образовательным программам и т.д.
Преподавателям, выполняющим наряду со своей основной работой,
дополнительную работу по другой профессии (должности) или обязанности
временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной
91
работы, производится доплата за совмещение профессий (должностей)
или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника. При
выполнении наряду со своей основной работой дополнительного объема работ
по одной и той же профессии или должности производится доплата за
расширение зон обслуживания или увеличение объема выполняемых работ.
Надбавки к должностным окладам устанавливаются работникам,
имеющим ученую степень доктора или кандидата наук, а также почетные
звания; за должность доцента, профессора; а также за высокую
результативность работы, качество работы, напряженность, интенсивность
труда,
Дополнительная заработная плата преподавательского состава включает
выплаты, предусмотренные законодательством о труде за непроработанное
время (оплата очередных и дополнительных отпусков, компенсация за
неиспользованный отпуск, выплаты вознаграждений за выслугу лет и др.).
Заработная плата лаборантов и членов цикловых комиссий не является
прямыми затратами и поэтому учитывается на счете 25
«Общепроизводственные расходы».
По статье "Отчисления на социальные нужды" отражают сумму единого
социального налога, исчисленную по установленным ставкам в соответствии с
главой 24 "Единый социальный налог" Налогового Кодекса РФ от суммы
доходов, начисляемых в пользу преподавательского состава образовательных
учреждений по всем основаниям [3, ст. 236]. По этой же статье отражают
страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных
случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
По статье "Материальные затраты" отражают стоимость материалов,
израсходованных в учебном процессе, выданных дипломов, зачетных книжек,
похвальных листов и другие аналогичные затраты, связанные непосредственно
с осуществлением образовательного процесса. Учет материальных затрат
образовательные учреждения осуществляют в соответствии с Положением по
бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов"
(ПБУ 5/01).
92
Аналитический учет учебных расходов организуют на счете
25 «Общепроизводственные расходы» в разрезе соответствующих видов
расходов, примерная номенклатура которых представлена в таблице 1:
93
Таблица 1
Примерная номенклатура статей общепроизводственных (учебных)
расходов образовательных учреждений
Наименование статьи Характеристика расходов
Оплата труда
вспомогательного
персонала
Основная и дополнительная заработная плата
методистов, лаборантов, заведующих и
сотрудников кафедр, сотрудников деканата,
заведующих и членов предметных (цикловых)
комиссий, работников библиотеки и других
сотрудников, не участвующих в преподавании
дисциплин, но имеющих непосредственное
отношение к образовательному процессу.
Отчисления на
социальные нужды
Отчисления на социальные нужды от сумм
основной и дополнительной заработной платы
вспомогательного персонала.
Коммунальные расходы Расходы на отопление, освещение, водоснабжение
вспомогательных помещений.
Расходы по содержанию
и ремонту имущества
Стоимость запасных частей и расходных
материалов, используемых на содержание и ремонт
основных средств и инвентаря, оплата труда
работников, обслуживающих и ремонтирующих
основные средства и инвентарь, услуги сторонних
организаций.
Канцелярские расходы Стоимость бумаги, картриджей, письменных
принадлежностей, услуги по ксерокопированию и
др.
Прочие расходы Расходы на лицензирование, аттестацию и
аккредитацию учебных заведений, почтово-
телеграфные расходы, расходы по оплате услуг
связи, командировочные расходы, расходы по
охране труда, стоимость медикаментов, расходы,
связанные с проведением мероприятий по
образовательным и культурным связям с
зарубежными странами и др.
Общепроизводственные (учебные) расходы подлежат распределению
только между объектами калькулирования по образовательной деятельности, а
общехозяйственные расходы сначала распределяются между всеми видами
деятельности образовательного учреждения, а затем доля расходов,
94
относящаяся к образовательной деятельности, распределяется между
объектами калькулирования. Описанный вариант распределения
общехозяйственных расходов применяется при калькулировании полной
себестоимости. В случае калькулирования частичной себестоимости все
общехозяйственные (условно-постоянные) расходы без распределения
списываются сразу в дебет счета 90 «Продажи».
Аналитический учет управленческих и хозяйственных расходов, не
связанных непосредственно с образовательным процессом, ведется на счете
26 «Общехозяйственные расходы» в соответствии с примерной номенклатурой
статей расходов, приведенной в таблице 2 (см. с. 98).
Для учета затрат обслуживающих подразделений, таких как медпункт
или общежитие, следует применять счет 29 "Обслуживающие производства и
хозяйства", для учета затрат пункта общественного питания – счет 44 "Расходы
на продажу".
Затраты образовательных учреждений, собранные на счетах
20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы» (в случае
исчисления сокращенной себестоимости образовательных услуг),
29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 44 «Расходы на продажу», и
формирующие расходы отчетного периода, подлежат списанию на счет
90 «Продажи», субсчет 2 "Себестоимость продаж". На этом субсчете
учитывается себестоимость реализованных образовательных и других услуг,
по которым признана выручка.

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров