Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Определение показателя адиабаты воздуха методом Клемана-Дезорма: Метод, указ. / Сост.: Е.А. Будовских, В.А. Петрунин, Н.Н. Назарова, В.Е. Громов: СибГИУ.- Новокузнецк, 2001.- 13 (4)
(Методические материалы)

Значок файла ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ ТЕПЛОЁМКОСТИ ГАЗА ПРИ ПОСТОЯННОМ ДАВЛЕНИИ К ТЕПЛОЁМКОСТИ ГАЗА ПРИ ПОСТОЯННОМ ОБЪЁМЕ (3)
(Методические материалы)

Значок файла Лабораторная работа 8. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДИСПЕРСИИ ПРИЗМЫ И ДИСПЕРСИИ ПОКАЗАТЕЛЯ ПРЕЛОМЛЕНИЯ СТЕКЛА (6)
(Методические материалы)

Значок файла ОПРЕДЕЛЕНИЕ УГЛА ПОГАСАНИЯ В КРИСТАЛЛЕ С ПО-МОЩЬЮ ПОЛЯРИЗАЦИОННОГО МИКРОСКОПА Лабораторный практикум по курсу "Общая физика" (4)
(Методические материалы)

Значок файла Лабораторная работа 7. ПОЛЯРИЗАЦИЯ СВЕТА. ПРОВЕРКА ЗАКОНА МАЛЮСА (7)
(Методические материалы)

Значок файла Лабораторная работа № 7. ИЗУЧЕНИЕ ВРАЩЕНИЯ ПЛОЩАДИ ПОЛЯРИЗАЦИИ С ПОМОЩЬЮ САХАРИМЕТРА (6)
(Методические материалы)

Значок файла Лабораторная работа 6. ДИФРАКЦИЯ ЛАЗЕРНОГО СВЕТА НА ЩЕЛИ (8)
(Методические материалы)


Заказ научной авторской работы

Методика учета доходов от реализации образовательных услуг

Осуществляющееся в течение последних 10 лет совершенствование
методов учета доходов в сфере образования позволяет обобщить накопленный
опыт в этой области и обеспечить возможность разработки и научного
обоснования метода учета доходов от образовательной деятельности в
кооперативных средних профессиональных учебных заведениях.
В нормативных документах по бухгалтерскому учету и экономической
литературе, как правило, раскрывают три метода учета доходов и расходов для
целей бухгалтерского учета:
1) метод начислений;
2) кассовый метод;
3) смешанный метод.
Проведенное нами исследование выявило использование двух
различных методов бухгалтерского учета доходов и расходов в кооперативных
образовательных учреждениях:
смешанный метод;
метод начислений.
Смешанный метод применяется в техникуме экономики и права
Московского регионального союза потребительской кооперации. Данный метод
означает, что доходы от реализации образовательных услуг отражаются
ежемесячно на основании ведомости учета расчетов с учащимися в размере
1/12 годовой стоимости обучения. Расходы отражаются на счетах
бухгалтерского учета на основании первичных документов (ведомостей расчета
119
заработной платы, авансовых отчетов, ведомостей начисления амортизации,
актов выполненных работ, оказанных услуг т. д.) независимо от факта оплаты.
Резервы предстоящих платежей не создаются.
Метод начислений, применяемый, в частности в Московском
кооперативном техникуме Московского регионального союза потребительской
кооперации, Острогожском техникуме потребительской кооперации
Воронежского облпотребсоюза, Новгородском учетно-коммерческом
техникуме облпотребсоюза, подразумевает начисление доходов будущих
периодов в размере годовой стоимости обучения в начале учебного года и
ежеквартальное признание в размере ? от начисленной суммы в качестве
доходов текущего периода. Учет расходов осуществляется в независимо от
факта оплаты.
Прежде чем перейти к анализу положительных и отрицательных сторон
каждого метода, считаем необходимым, дать характеристику всем
существующим методам учета доходов и расходов в соответствии с
действующим законодательством.
Метод начислений, или накопительный метод, является наиболее
распространенным. Его используют большинство коммерческих и
некоммерческих организаций. Он основан на принципе допущения временной
определенности фактов хозяйственной деятельности, которое подразумевает,
что факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому
отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического
времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими
фактами.
Положительными моментами при использовании данного метода
являются следующие:
- в учете достигается максимальное соответствие по времени доходов и
расходов, что позволяет наиболее достоверно по сравнению с другими
120
методами определять финансовый результат от реализации образовательных
услуг;
- бухгалтерская отчетность, включающая информацию о начисленных
обязательствах образовательного учреждения в части неоказанных услуг,
содержит полезную и достоверную информацию для пользователей;
- информация о возникших обязательствах образовательного
учреждения расширяет возможности прогнозирования финансового положения
организации в будущем.
Отрицательные стороны использования метода начисления, как правило,
связаны с отвлечением собственных оборотных средств на уплату
причитающихся налогов, в частности, налога на добавленную стоимость. Этот
недостаток метода начислений не распространяется на образовательные
учреждения, которые освобождены от уплаты этого налога [3, ст. 149]. Кроме
того, согласно типовым договорам предусмотрена предварительная оплата
обучения в учебном заведении, поэтому такой негативный фактор данного
метода, как возникновение выручки в целях налогообложения до того как
поступит оплата, сводится к минимуму.
Кассовый метод учета доходов и расходов предусмотрен Типовыми
рекомендациями по организации бухгалтерского учета для субъектов малого
предпринимательства [30]. Несмотря на то, что названный метод в настоящее
время применяется для целей бухгалтерского учета только малыми
предприятиями, его содержание и принципиальные отличия от других методов
представляют научный и практический интерес для возможного применения
кассового метода в образовательных учреждениях.
Данный метод основан на движении денежных средств и неприменении
допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности.
Таким образом, кассовый метод учитывает момент получения средств и
осуществления выплат в натуре. В соответствии с этим методом доходом
121
считаются все суммы, действительно полученные организацией в конкретном
периоде, а расходами - реально выплаченные суммы.
Расходы, связанные с производством и реализацией продукции, работ,
услуг, отражаются на счетах учета затрат только в части оплаченных
материальных ценностей, услуг, выплаченной оплаты труда, начисленных
амортизационных отчислений и других оплаченных затрат. Доходы при
кассовом методе отражаются в бухгалтерском учете по факту оплаты.
В отличие от метода начислений, согласно которому доходами
признаются все суммы, право на получение которых, возникло у организации в
данном отчетном периоде вне зависимости от оплаты, кассовый метод
учитывает только те активы, которые присвоены организацией в определенной
юридической форме, например, получены в кассе наличными, переданы в
собственность посредством оформления определенных документов и т.п.
К достоинствам этого метода, на наш взгляд, следует отнести только
прямую выгоду налогоплательщика при исчислении налогов. Как мы уже
отмечали, образовательным учреждениям предоставлены существенные льготы
по налогообложению, поэтому для них указанное преимущество кассового
метода не имеет принципиального значения.
Проведенный нами анализ позволил выявить следующие недостатки
данного метода:
- ограниченность использования кассового метода;
- отсутствие взаимосвязи между оплаченными доходами и расходами,
так как оплаченные в отчетном периоде расходы не всегда обусловлены
получением оплаченных в этом же периоде доходов;
- невозможность получения заинтересованными пользователями
бухгалтерской отчетности достоверной информации об активах и
обязательствах организации, применяющей данный метод.
Смешанный метод предусмотрен Инструкцией по бухгалтерскому учету
в бюджетных учреждениях [20]. Суть этого метода заключается в следующем.
122
Доходы отражаются в бухгалтерском учете по факту оплаты, а расходы – по
факту возникновения, независимо от оплаты, т.е. при отражении расходов
применяется принцип допущения временной определенности фактов
хозяйственной деятельности, а при отражении доходов – нет.
При этом выручкой является не вся сумма поступивших денежных
средств, а только часть, относящаяся к данному отчетному периоду. Остальная
сумма поступивших в отчетном периоде средств является полученными
авансами.
Таким образом, смешанный метод представляет собой синтез метода
начислений и кассового метода.
Аналогичный метод применяется в техникуме экономики и права
Московского регионального союза потребительской кооперации.
По нашему мнению, при таком учете нарушаются принцип временной
определенности фактов хозяйственной деятельности и принцип соответствия
доходов и расходов, порядок признания доходов противоречит норме п. 12
Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" (ПБУ 9/99) [27].
Подводя итоги анализа использования различных методов учета доходов
и расходов, нам представляется, что преимущества метода начислений при
учете доходов от реализации образовательных услуг очевидны:
- соблюдается принцип временной определенности фактов
хозяйственной деятельности образовательного учреждения;
- достигается соответствие доходов и расходов;
- момент определения выручки от реализации в целях ведения
бухгалтерского и налогового учета будут совпадать;
- бухгалтерская отчетность содержит полную и полезную информацию
об активах и обязательствах образовательного учреждения.
Таким образом, все вышеизложенное позволило автору сделать вывод о
том, что доход от реализации образовательных услуг должен учитываться
методом начислений.
123
Исследование практики бухгалтерского учета доходов в
образовательных учреждениях среднего профессионального образования
показало, что порядок признания и отражения на счетах бухгалтерского учета
доходов в средних кооперативных образовательных учреждениях не одинаков и
не отвечает современным требованиям контроля и анализа.
На сегодняшний день одной из проблем бухгалтерского учета доходов в
учебных заведениях является определение момента реализации
образовательных услуг и признания в бухгалтерском учете выручки от
оказания образовательных услуг.
Некоторые попытки определить момент реализации услуги были
предприняты в отмененном в настоящий момент Указе Президента РФ от 8 мая
1996 г. № 685 "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской
Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины" [9].
Согласно п. 6 этого указа датой оказания услуг считался день, когда оказание
услуг было фактически завершено. По нашему мнению, такое признание
доходов от оказания образовательных услуг и формирование финансовых
результатов на момент завершения обучения нецелесообразно, так как срок
получения среднего профессионального образования может достигать четырех
лет, а окончание обучения не всегда является результатом оказанной услуги.
Спецификой образования является то, что слушатель получает знания
постоянно путем посещения занятий. Кроме того, неоконченное образование
также, в своем роде, является частичным результатом оказания
образовательных услуг.
В настоящее время ни положения по бухгалтерскому учету, ни нормы
гражданского законодательства не содержат определения момента реализации
услуги. Для сферы образования это очень важный вопрос, так как процесс
обучения носит длительный характер.
В соответствие с Гражданским кодексом РФ образовательные услуги
оказываются в рамках договора о возмездном оказании услуг [2, гл. 39],
124
согласно которому исполнитель обязуется оказать заказчику услуги,
т. е. осуществить определенную деятельность, а заказчик обязуется оплатить
эти услуги. Однако, данный документ не разъясняет, что является моментом
оказания услуги.
Определенную долю ясности в обозначенную проблему внесло
Положение по бухгалтерскому учету "Доходы организации" (ПБУ 9/99) [27],
согласно которому выручка признается в бухгалтерском учете при наличии
следующих условий:
а) организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из
конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;
б) сумма выручки может быть определена;
в) имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции
произойдет увеличение экономических выгод организации (такая уверенность у
организации имеется, когда она получила в оплату актив, либо отсутствует
неопределенность в отношении получения актива);
г) право собственности (владения, пользования и распоряжения) на
продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята
заказчиком (услуга оказана);
д) расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой
операцией, могут быть определены.
Рассмотрим практическое применение перечисленных условий в
деятельности образовательных учреждений.
Образовательное учреждение заключает с каждым юридическим или
физическим лицом договор на обучение, в котором указывается стоимость
обучения (п.п. «а-б»).
Как показывает практика, кооперативные образовательные учреждения
предусматривают в договорах на обучение 100-процентную предоплату или
ежемесячную (реже один раз в полгода) оплату своих услуг (п. «в»).
125
Выполнение пункта «г» требует научного изучения факта реализации
образовательных услуг, потому как получение образования – длительный
процесс.
Расходы образовательного учреждения, связанные с процессом
обучения, определяются ежемесячно (п. «д»).
Таким образом, для признания выручки от реализации образовательных
услуг соблюдаются все условия, и только в отношении пункта «г» необходимо
обозначить проблему - что считать моментом оказания образовательных услуг -
окончание месяца, квартала, полугодия, года или всего курса обучения
(несколько лет)? Решение проблемы содержит п. 13 ПБУ 9/99 «Доходы
организации», в соответствии с которым образовательное учреждение может
признавать в бухгалтерском учете выручку от оказания услуг по мере их
готовности. В связи с тем, что средние профессиональные учебные заведения
на основе учебных планов самостоятельно выбирают формы, порядок и
периодичность промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости
учащихся, то, на наш взгляд, бухгалтерской службе образовательного
учреждения следует признавать выручку от реализации образовательных услуг
поэтапно. При этом в качестве самостоятельного этапа следует рассматривать
либо отчетный месяц, либо учебное полугодие. Продолжительность
промежуточного этапа должна быть в обязательном порядке указана в учетной
политике образовательного учреждения. В договоре на обучение между
учебным заведением и физическим или юридическим лицом должно быть
предусмотрено документальное оформление закрытия промежуточных этапов.
Если договором на обучение предусматривается предоставление
учащемуся дополнительных образовательных услуг, не предусмотренных
учебным планом (пересдача экзаменов и зачетов, повторное обучение на том
же курсе и т.п.), то в бухгалтерском учете выручка от реализации
дополнительных образовательных услуг отражается по факту оказания
126
перечисленных услуг, что должно также подтверждаться соответствующими
документами.
Для отражения выручки от оказания образовательных услуг на счетах
бухгалтерского учета по мере завершения очередного этапа необходимо
определить ее размер. Плата за обучение должна распределяться равномерно в
течение всего периода обучения, за который она внесена. Сумма выручки в
данном отчетном периоде должна определяться как соответствующая ему доля
стоимости всего срока обучения или стоимости одного учебного года в
зависимости от ценовой политики учебного заведения. Поступившие в качестве
предоплаты средства не являются выручкой от оказания образовательных
услуг, поскольку они, не отражают фактического объема оказанных услуг.
При отсутствии предварительной оплаты выручка признается в
бухгалтерском учете по методу начисления. Недопустимо отражать в
бухгалтерском учете только фактически полученные средства за обучение, так
как это ведет к искажению показателей отчетности, вводит внешних и
внутренних пользователей такой информации в заблуждение.
С решением проблемы признания выручки от реализации
образовательных услуг по окончании очередного этапа перед практическими
работниками возникает вопрос: На каком счете – счете учета целевых
поступлений или счете учета доходов от обычных видов деятельности, следует
учитывать выручку от оказания платных образовательных услуг?
В экономической литературе и на страницах периодической печати в
последние пять лет предлагались несколько различных, а порой и
взаимоисключающих предложений по совершенствованию бухгалтерского
учета в некоммерческих образовательных учреждениях. Часть из них уже
апробированы на практике. В настоящее время имеется ряд вопросов, которые
требуют решения. К числу таких вопросов относится дискуссия о порядке
отражения на счетах бухгалтерского учета доходов от реализации
образовательных услуг.
127
Можно выделить следующие подходы к отражению на счетах
бухгалтерского учета доходов от реализации образовательных услуг.
1) средства за обучение являются целевыми и поэтому должны
учитываться по кредиту счета учета целевого финансирования [82, 112];
2) средства за обучение являются одновременно целевым
финансированием и выручкой от оказания образовательных услуг, поэтому
средства за обучение, первоначально учтенные по кредиту счета учета целевого
финансирования, затем подлежат списанию на счет учета реализации
образовательных услуг [76, 84];
3) средства за обучение являются выручкой от реализации
образовательных услуг [32, 50, 58, 83, 119, 120].
Нам представляется очевидным, что отражение выручки от реализации
образовательных услуг с применением счета учета расчетов с разными
дебиторами и кредиторами или счета учета целевых поступлений, как это
осуществляется в учете исследуемых объектов, является нарушением
методологии бухгалтерского учета, предусмотренной в Инструкции по
применению плана счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций
[15], и приводит к искажению показателей бухгалтерской отчетности данных
образовательных учреждений.
По нашему мнению, счет для учета целевого финансирования
неприменим для учета средств за обучение по следующим причинам:
Во-первых, заказчик по договору с образовательным учреждением
перечисляет последнему денежные средства за обучение. Возникает
закономерный вопрос, можно ли в этом случае говорить о целевом назначении
средств? Да, можно, но только для учащегося. Можно ли в данной ситуации
говорить о средствах, предназначенных для осуществления мероприятий
целевого назначения? Нет. Целевое назначение средств – обучение конкретного
учащегося в соответствии с утвержденной сметой расходов. Фактически
средства расходуются не только на обучение конкретного учащегося, но и на
128
приобретение внеоборотных активов с целью развития образовательного
процесса, культурные мероприятия, воспитательные мероприятия и пр., т. е.
мероприятия хозяйственного и общеучрежденческого характера, в которых
конкретный учащийся может быть и не задействован. Кроме того, как уже
упоминалось, образовательное учреждение заключает договора возмездного
оказания услуг, которые предполагают именно возмездный характер
отношений между исполнителем и заказчиком. Поступление денежных средств
на определенные цели или мероприятия предполагают безвозмездный характер
отношений между получателем средств и перевододателем (спонсором).
Во-вторых, специалисты департамента налоговой политики Минфина
РФ в ответах на частные вопросы организаций придерживаются мнения, что
счет учета целевого финансирования используется только в случаях
направления указанных средств на осуществление мероприятий целевого
назначения, таких как, погашение задолженности по заработной плате,
покрытие убытков отчетного года, осуществление капитальных вложений и т.п.
Кроме того, те же специалисты считают, что негосударственные
образовательные учреждения, оказывающие платные услуги, должны
признавать доходы и расходы от этой деятельности и выявлять финансовый
результат. Признанные в бухгалтерском учете доходы и расходы подлежат
отражению в Отчете о прибылях и убытках (форма № 2) как доходы от
обычных видов деятельности (Письмо Департамента налоговой политики
Минфина РФ от 1 ноября 2000 г. № 04-02-05/4).
В-третьих, в соответствии с инструкцией по применению Плана счетов
бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций [15]
использование средств целевого финансирования отражается по дебету счета
86 «Целевое финансирование» в корреспонденции со счетами 20 «Основное
производство» или 26 «Общехозяйственные расходы» при направлении средств
целевого финансирования на содержание некоммерческой организации. Таким
образом, по кредиту счета 86 «Целевое финансирование» могут быть отражены
129
только целевые средства на содержание среднего профессионального
образовательного учреждения (расходы на содержание администрации,
коммунальные платежи), к которым плата за обучение не относится.
Следует отметить нечеткий характер критериев, установленных
инструкцией для признания полученных средств целевыми поступлениями.
Считаем важным, выяснить суть объектов, учитываемых в качестве целевого
финансирования. По мнению отдельных специалистов в области
бухгалтерского учета природа объектов, учитываемых на счете 86 «Целевое
финансирование», такова, что они одновременно обладают чертами как
обязательств, так и капитала. С одной стороны, указанные объекты
представляют собой обязательства, поскольку целевое финансирование в
отличие от дарения и других подобных операций по безвозмездной передаче
предполагает выполнение субъектом учета некоторых условий, которые ставит
перед ним финансирующий орган. С другой стороны, полученные в рамках
целевого финансирования средства могут предназначаться для собственных,
производственных или непроизводственных, нужд субъекта учета; в этом
смысле объекты, отражаемые на счете 86 "Целевое финансирование",
представляют собой собственный капитал [86]. На наш взгляд, именно эта
двойственность является отличительным признаком целевого финансирования
от выручки, так как последняя не отвечает признакам капитала.
В-четвертых, при использовании счета целевого финансирования
нарушается принцип временной определенности фактов хозяйственной
деятельности, так как по кредиту этого счета отражаются только полученные в
качестве источников финансирования тех или иных мероприятий средства [15].
В-пятых, приведем сравнительную характеристику методов учета
доходов от реализации образовательных услуг государственными и
негосударственными образовательными учреждениями. Приказом Минфина
РФ от 10 июля 2000 г. № 65н "О внесении изменений и дополнений в
Инструкцию по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях» № 107н,
130
утвержденную Приказом Минфина РФ от 30 декабря 1999 г., изменен порядок
отражения в бухгалтерском учете бюджетных учреждений доходов от
реализации образовательных услуг. Указанные доходы начисляются уже не в
составе целевых средств, а отражаются по кредиту счета "Доходы будущих
периодов".
Учет выручки от реализации образовательных услуг
негосударственными (кроме кооперативных) учебными заведениями ведется с
применением счетов реализации (продаж).
На наш взгляд, подход Минфина РФ к порядку отражения в
бухгалтерском учете поступлений по договорам на обучение должен быть
одинаковым для всех организаций, так как суть экономических и правовых
отношений в сфере платного образования не зависит от формы собственности
учебных заведений. Следовательно, использование счета целевого
финансирования кооперативными образовательными учреждениями не
отвечает современной методике учета доходов учебных заведений.
В-шестых, использование счета учета целевого финансирования для
отражения средств, связанных с расчетами за обучение, не освобождает
кооперативные образовательные учреждения от уплаты установленных налогов
в случае, если на конец отчетного периода данный счет имеет кредитовое
сальдо, подтверждающее неполное реинвестирование доходов на нужды
обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса в
данном учебном заведении.
Таким образом, все вышеизложенное позволило автору сделать вывод о
том, что средства, поступающие в негосударственные учебные заведения от
физических и юридических лиц на основании заключенных гражданско-
правовых договоров возмездного оказания услуг являются не целевыми
поступлениями, а выручкой от оказания платных образовательных услуг,
которую необходимо учитывать с использованием счета 90 «Продажи», субсчет
«Выручка». Целевыми же поступлениями в образовательных учреждениях
131
следует считать средства, поступившие от учредителей, гранты, бюджетное
финансирование, а учитывать их следует на счете 86 «Целевое
финансирование».

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров