Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Заказ научной авторской работы

Последствия реформы бухгалтерского учета и финансовой отчетности для предприятий

На наш взгляд, провести оценку реформы бухгалтерского учета и основ-
ных проблем перехода на МСФО невозможно без анализа ее воздействия на
предприятие как обособленный хозяйствующий субъект. В этой связи пред-
приятие необходимо рассматривать не только в качестве объекта процесса ре-
формирования, но и его субъекта.
С самого начала реформы бухгалтерского учета предприятие рассматри-
валось лишь в качестве ее объекта, то есть как пассивный исполнитель, подчи-
няющийся процессу государственного регулирования. Неслучайно, как уже
4 Рекомендации по формированию эффективной СРО бухгалтеров и аудиторов см. в третьей главе настоящей
диссертации
70
отмечалось в предыдущей главе, ПБУ подлежат применению всеми предпри-
ятиями (за исключением кредитных организаций) независимо от степени их
заинтересованности в составлении финансовой отчетности для внешних поль-
зователей, финансовых и кадровых возможностей. Несмотря на декларирован-
ный переход к рыночным отношениям в области государственного управления
предприятиями, методы регулирования бухгалтерского учета остались такими
же, какими были во времена плановой экономики – административными. При
таком подходе Минфин России фактически взял на себя полную ответствен-
ность за результаты реформы, то есть подразумевается, что если предприятия
будут «послушными исполнителями», то их отчетность будет достоверной и
объективной. Таким образом, будет достигнута цель нормативного регулиро-
вания бухгалтерского учета – обеспечение доступа всем заинтересованным
пользователям к информации, представляющей объективную картину финан-
сового положения и результатов деятельности хозяйствующих субъектов. Но
достижение этой цели административными методами – задача неблагодарная и
нереальная потому, что Минфин России как государственный орган не сможет
оценить, насколько объективна картина финансового положения предприятия,
использующего принимаемые нормативные акты для составления своей от-
четности.
В условиях рыночной экономики предприятие выступает как активный
хозяйствующий субъект, и поэтому нельзя преуменьшать его роль в процессе
реформирования бухгалтерского учета. Применение или неприменение при-
нимаемых в ходе реформы нормативных актов будет зависеть только от само-
го предприятия. И, как уже говорилось выше, роль менеджмента в этом про-
цессе чрезвычайно велика. Если предприятие не будет заинтересовано в при-
менении результатов реформы, или же ее результаты будут противоречить ин-
тересам предприятий, то реформа бухгалтерского учета, несмотря на огром-
ный труд и средства, затраченные на ее проведение, останется только на бума-
ге.
71
Здесь важен принцип соотнесения затрат и результатов. В силу того, что
основной деятельностью предприятия является коммерческая деятельность,
предприятие никогда не будет делать то, что ему не выгодно. Изменение бух-
галтерского учета для любого предприятия всегда связано с затратами на об-
новление бухгалтерских программных продуктов. Данные затраты должны
быть компенсированы будущей прибылью от применения результатов рефор-
мы. МСФО могли бы помочь предприятиям приумножить источники капита-
ла, а также привлечь партнеров, которые помогли бы обеспечить их экономи-
ческий рост гораздо более эффективным образом. Таким образом, проведение
реформы для предприятий будет оправдано с экономической точки зрения
только, если в ее результате будет достигнута цель, на которую она направле-
на – привлечение инвестиций. В противном случае предприятия выступают в
качестве «тормоза» процесса реформирования, поскольку они стремятся к ми-
нимизации затрат, связанных с изменением бухгалтерского учета и финансо-
вой отчетности, в ущерб качеству представляемой информации. В этой связи
важно оценить готовность самих предприятий раскрывать о себе информацию,
а также их технологические возможности и ресурсное обеспечение.
С точки зрения заинтересованности в применении МСФО, предприятия
можно разделить на две группы:
1) предприятия, уже применяющие МСФО или планирующие их приме-
нение. К данной группе предприятий относятся те, которые в силу своего эко-
номического или общественного положения обязаны или будут обязаны со-
ставлять финансовую отчетность по международным стандартам. К ним мож-
но отнести:
- предприятия, выходящие на международные рынки ценных бумаг
(для допуска к торговле они обязаны составлять отчетность в соответствии с
требованиями тех стран, на биржах которых будут обращаться ценные бума-
ги);
72
- предприятия, привлекающие иностранных инвесторов или активно
работающие с зарубежными партнерами;
- филиалы и представительства иностранных организаций;
- общественно значимые хозяйствующие субъекты (кредитные ор-
ганизации, страховые компании и участники рынка ценных бумаг), привле-
кающие средства населения.
2) предприятия, не заинтересованные в переходе на МСФО. К ним от-
носятся организации, не заинтересованные в раскрытии какой-либо достовер-
ной информации о себе, а также большинство малых предприятий.
На наш взгляд, для целей составления финансовой отчетности нецелесо-
образно классифицировать предприятия с точки зрения размеров, как это
предлагает С.А. Николаева в [61]. В условиях динамично развивающейся эко-
номики, когда, с одной стороны, широкое распространение получили слияния
и поглощения предприятий, а, с другой стороны, практикуется выделение под-
разделений компаний в отдельный бизнес, организации могут быстро перехо-
дить из категории «средние предприятия» в категорию «крупные предпри-
ятия» и наоборот. Кроме того, критерии включения организации в ту или
иную категорию исходя из численности работников и совокупного размера ва-
ловой выручки (согласно федеральному законодательству о субъектах малого
предпринимательства) носят достаточно произвольный характер.
Для составления финансовой отчетности по МСФО предприятия, уже
применяющие МСФО или планирующие их применение, в настоящее время
либо ведут параллельно два учета, либо используют процедуру трансформа-
ции. Процедура трансформации российской финансовой отчетности в отчет-
ность по МСФО чаще всего осуществляется аудиторскими фирмами и заклю-
чается в пересчете данных финансовой отчетности. Однако, «трансформиро-
ванную» отчетность нельзя рассматривать как полностью соответствующую
МСФО по нескольким причинам.
73
Во-первых, невозможность использования детальной первичной бухгал-
терской информации накладывает существенные ограничения на процесс пре-
образования финансовых отчетов, какие бы алгоритмы преобразования ни
применялись. При использовании в качестве исходных данных только стан-
дартной отчетности предприятия можно говорить лишь о приближенном пере-
воде в форматы, соответствующие МСФО.
Во-вторых, стандартная финансовая отчетность претерпевала изменения
в различные периоды времени и для приведения ее к единому формату требу-
ется вносить корректировки в отчеты за разные периоды.
В-третьих, финансовые отчеты предприятий зачастую фальсифицирова-
ны. Например, счета к оплате могут на 90% состоять из безнадежных долгов, а
балансовая стоимость активов может быть далека от рыночной. Требуется не
просто первичная информация, а серьезная аналитическая работа с этой ин-
формацией прежде, чем баланс предприятия будет приведен к более реали-
стичному виду.
Безусловно, наиболее очевидным решением проблемы является обеспе-
чение возможности ведения параллельного учета в российских и международ-
ных стандартах. Сегодня это технически возможно и существует ряд компью-
терных систем, способных осуществлять такой учет. Однако пока лишь еди-
ницы предприятий располагают такими системами учета. Следует также учи-
тывать, что инвестора интересует не только текущая отчетность, но и финан-
совые результаты работы предприятия за последние 2-3 года. По меньшей ме-
ре, инвестор хотел бы видеть финансовые отчеты предприятия в едином фор-
мате и понятных для него терминах. Наиболее важным является то, что нали-
чие гармонизированных и нормализованных финансовых отчетов за несколько
периодов времени позволяет аналитику оценить не только результаты работы
предприятия в конкретный момент времени, но и определить тенденции изме-
нения финансового состояния в динамике.
74
Данная группа предприятий была бы весьма заинтересована в успешном
завершении реформы в случае, если российские стандарты бухгалтерского
учета либо полностью соответствовали МСФО, что было бы официально при-
знано КМСФО или иной авторитетной в этой области международной органи-
зацией, либо в случае, если бы в ходе реформы они получили возможность со-
ставлять только одну финансовую отчетность – по МСФО либо ГААП США.
В этой ситуации они могли бы значительно сократить средства на параллель-
ное ведение двух учетов или трансформацию финансовой отчетности при ус-
ловии возможного пересчета в инвалюту статей бухгалтерского баланса, вы-
раженных в рублях.
Но поскольку, как было указано выше, есть большая вероятность того,
что принимаемые российские стандарты бухгалтерского учета будут все-таки
далеки от МСФО, для этой группы предприятий в плане раскрытия информа-
ции ничего не изменится: они будут составлять отчетность в двух форматах.
При этом, естественно, качество отчетности по МСФО, составленной путем
трансформации, по указанным причинам будет ниже, чем если бы она состав-
лялась на основании соответствующих данных бухгалтерского учета по
МСФО.
К предприятиям, не заинтересованным в раскрытии какой-либо досто-
верной информации о себе, относятся как предприятия, у которых нет должно-
го пользователя финансовой отчетности, так и те, которые по тем или иным
причинам не имеют желания и/или возможностей представлять более-менее
объективные данные о своей финансово-хозяйственной деятельности. Эти
предприятия зачастую могут просто «игнорировать» принимаемые норматив-
ные акты в случае, если их невыполнение не оказывает непосредственного
влияния на налогообложение.
Однако управленческий аппарат этих предприятий может быть крайне
заинтересован в совершенствовании системы внутреннего учета и отчетности.
Иногда это, по сути, сводится к ведению специального внутреннего учета по
75
разработанным внутри предприятия правилам, на основании данных которого
составляется отчетность для менеджеров и, соответственно, принимаются
управленческие решения. Подобные системы учета «для внутреннего пользо-
вания» практикуются не только для учета всевозможных «черных» и «серых»
операций, но и для более-менее объективного учета уже упоминавшегося вы-
ше неденежного товарооборота, который по официально принятым Минфином
методикам учитывается неадекватно и, соответственно, так же неадекватно и
недостоверно затем представляется в отчетности.
При этом, как уже говорилось выше, действующие МСФО не преду-
сматривают детальных правил в отношении неденежных форм расчетов, что
снижает интерес к ним со стороны менеджмента тех предприятий, которые за-
интересованы в получении качественной финансовой информации при помо-
щи качественного бухгалтерского инструментария.
Малые предприятия также относятся к группе, которой реформа бухгал-
терского учета в ее нынешнем виде просто невыгодна. Специфика деятельно-
сти малых предприятий в основном связана с их структурой. Круг собственни-
ков таких предприятий, как правило, ограничен, так как по организационно-
правовой структуре – это общества с ограниченной ответственностью или за-
крытые акционерные общества. Собственники таких предприятий активно
участвуют в хозяйственной деятельности. В связи с малой численностью про-
цесс управления достаточно простой, поэтому затраты на менеджмент, вклю-
чая административный аппарат, невелики. Собственных источников финанси-
рования достаточно; в случае, когда привлекаются заемные средства, в основ-
ном, используются средства собственников или небольшие по объему креди-
ты. Иностранными рынками капитала для привлечения средств малые пред-
приятия не пользуются, при составлении финансовой отчетности они обычно
исходят из налоговых целей.
В ходе реформы были утверждены Типовые рекомендации по организа-
ции бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства (приказ
76
Минфина России от 21 декабря 1998 г. №64н), в которых нашли отражение
произошедшие в последние годы изменения в методологии организации и ве-
дения бухгалтерского учета и предусмотрена в соответствии с Законом «О
бухгалтерском учете» упрощенная система бухгалтерского учета. Но упроще-
ние порядка ведения бухгалтерского учета для малых предприятий заключает-
ся лишь в применении упрощенного плана счетов и регистров бухгалтерского
учета, то есть технического аспекта бухгалтерского учета. Вместе с тем, в Ти-
повых рекомендациях указывается, что малое предприятие ведет бухгалтер-
ский учет в соответствии с едиными методологическими основами и правила-
ми, установленными Федеральным законом «О бухгалтерском учете», Поло-
жением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, поло-
жениями (стандартами) по бухгалтерскому учету, Планом счетов бухгалтер-
ского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Как видно,
меры, предлагаемые в данном нормативном акте, носят половинчатый харак-
тер и не решают проблем малого предпринимательства по упрощению порядка
ведения бухгалтерского учета.
Реформа бухгалтерского учета требует от малых предприятий больших
затрат, связанных не только с обновлением программных продуктов, но и с
необходимостью повышения квалификации главных бухгалтеров. Следова-
тельно, у малых предприятий при относительно небольших объемах производ-
ства возникают непомерные затраты на оплату административных расходов.
Как видно из вышесказанного, среди российских предприятий по суще-
ству нет заинтересованных в проведении реформы бухгалтерского учета в ее
нынешней форме. Это связано во многом с тем обстоятельством, что при под-
готовке Программы реформирования отсутствовал какой-либо дифференциро-
ванный подход к ее проведению, за исключением небольшой части, связанной
с разработкой упрощенных схем учета и отчетности для малых предприятий.
Программа рассматривала все предприятия как некий единый объект рефор-
мирования без анализа интересов их отдельных групп.
77
В результате предприятия оказались незаинтересованными в примене-
нии новых нормативных актов и собственные проблемы, связанные с получе-
нием достоверной информации о своем финансово-хозяйственном положении,
пытаются решить путем создания систем учета и отчетности «для внутреннего
пользования».
Таким образом, Программа, не предусматривающая, что компании лю-
бых размеров и форм собственности смогут беспрепятственно получать ин-
формацию, необходимую для целей управления, непосредственно из системы
бухгалтерского учета (а именно на это нацелены МСФО) и без сложных тру-
доемких корректировок, не представляется реалистичной. Всем предприятиям
независимо от масштаба хозяйственной деятельности приходится заниматься
планированием производства, калькуляцией себестоимости продукции и опре-
делением цен продажи произведенной продукции. Следовательно, Программа
реформы, в соответствии с которой (1) крупнейшие компании сами по себе со-
ставляют отчетность в формате МСФО, а (2) остальные остаются наедине с
системой финансового учета, ориентированной на налогообложение, не смо-
жет своевременно и эффективно удовлетворить потребности ни первой, ни
второй группы предприятий. Поэтому реформа бухгалтерского учета оказа-
лась лишенной практической базы для своей реализации с точки зрения пред-
приятий.

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров