Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Зимняя И.А. КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании (3)
(Статьи)

Значок файла Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: Учеб. пособие. – Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. – 175 с. (4)
(Книги)

Значок файла ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА: НОВЫЕ СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (4)
(Статьи)

Значок файла Клуб общения как форма развития коммуникативной компетенции в школе I вида (10)
(Рефераты)

Значок файла П.П. Гайденко. ИСТОРИЯ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ В ЕЕ СВЯЗИ С НАУКОЙ (11)
(Статьи)

Значок файла Второй Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурное многообразие: от прошлого к будущему»: Программа. Тезисы докладов и сообщений. — Санкт-Петербург: ЭЙДОС, АСТЕРИОН, 2008. — 560 с. (13)
(Статьи)

Значок файла М.В. СОКОЛОВА Историческая память в контексте междисциплинарных исследований (14)
(Статьи)


Заказ научной авторской работы

Этапы формирования системы стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности в России

Как уже отмечалось в предыдущих главах исследования, в настоящее
время нормативная база по бухгалтерскому учету и финансовой отчетности в
Российской Федерации разрабатывается на основе классического индуктивно-
го подхода, подразумевающего переход от частного к общему. В качестве ча-
стного в данном случае выступают отдельные стандарты (ПБУ), а общего –
вся нормативная база, которую предполагается создать в процессе реформы.
Формирование системы при классическом подходе происходит путем слияния
ее компонентов (стандартов), разрабатываемых отдельно (см. рис. 3.1).
1 этап
2 этап 3 этап
Ца Иа1; Иа2; • • Иаj А
Цв Ив1; Ив2; • • Ивj В




Цi Иi1; Иi2; • • Иij I
Рис. 3.1 Последовательность формирования системы при
классическом (индуктивном) подходе
где:
Цi – цель функционирования отдельной, i-той подсистемы (ПБУ),
Иij – один из информационных материалов (j-тый информационный ма-
териал), который необходимо изучить для формирования i-той подсистемы
(ПБУ),
I – сформированная подсистема (разработанное ПБУ).
На первом этапе определяются цели функционирования отдельных под-
систем. Применительно к реформе бухгалтерского учета это означает поста-
новку цели создания того или иного ПБУ в соответствующем техническом за-
дании, представляемом разработчикам стандартов. На втором этапе анализи-
руется информация, необходимая для формирования отдельных подсистем
83
(ПБУ), т.е. рассматриваются и принимаются во внимание положения эквива-
лентных МСФО, не противоречащие российскому законодательству. И, нако-
нец, на третьем этапе формируются подсистемы/стандарты, которые в сово-
купности должны образовать российскую систему бухгалтерского учета и фи-
нансовой отчетности.
Недостаток индуктивного подхода заключается в том, что формируемая
на его основе система нормативного регулирования бухгалтерского учета и
финансовой отчетности носит фрагментированный характер ввиду отсутствия
единой методологической базы. Как известно, функционирование любой рабо-
тоспособной системы характеризуется наличием сложных связей как внутри
этой системы, так и в ее отношениях с внешней средой. В этих условиях раз-
работка и принятие отдельно взятых стандартов без учета общей цели функ-
ционирования создаваемой системы и предъявляемых к ней требований могут
приводить к ошибкам. В результате вновь разрабатываемые стандарты неред-
ко вступают в противоречие с уже действующими ПБУ. В этой связи прихо-
дится менять редакцию первоначально принятых стандартов. Например, за че-
тыре года осуществления Программы два раза полностью менялась редакция
трех ПБУ из принятых девятнадцати, а именно: стандартов по материально-
производственным запасам, основным средствам и условным фактам хозяйст-
венной деятельности. Другими словами, была проделана двойная работа по
16% принятых в ходе Программы нормативных актов. Кроме того, незначи-
тельные правки вносились и в другие ПБУ. Следовательно, можно сделать
вполне обоснованный вывод о неэффективности классического индуктивного
подхода к разработке новых стандартов с точки зрения как содержания норма-
тивных документов, так и связанных с индуктивным подходом высоких аль-
тернативных издержек.
На наш взгляд, в качестве методологической основы при разработке
нормативной базы по бухгалтерскому учету и финансовой отчетности следует
использовать системный подход. Системный подход означает, что каждая сис-
84
тема (в данном случае система стандартов по бухгалтерскому учету) является
интегрированным целым даже тогда, когда она состоит из отдельных, разоб-
щенных подсистем (стандартов). Данный подход позволяет увидеть изучае-
мый объект как комплекс взаимосвязанных подсистем, объединенных общей
целью, раскрыть его интегративные свойства, внутренние и внешние связи. В
результате удается избежать противоречий между отдельными подсистемами.
В отличие от классического системный подход предполагает последова-
тельный переход от общего к частному, когда в основе рассмотрения лежит
конечная цель, ради которой создается система (см. рис. 3.2).
1 этап 2 этап 3 этап 4 этап
Т1
Т2



••
Тi
Рис. 3.2 Последовательность формирования системы при системном
подходе
где:
Ц – совокупность целей функционирования системы,
Тi – одно из требований, которым должна удовлетворять система,
Пj – различные варианты подсистем
Последовательность формирования системы при системном подходе
включает в себя несколько этапов:
1) первый этап. Исходя из анализа ограничений внешней среды форму-
лируются цели функционирования создаваемой системы;
2) второй этап. На основании цели функционирования системы опре-
деляются требования, которым должна удовлетворять система;
3) третий этап. На базе этих требований формируются, ориентировоч-
но, некоторые подсистемы;
4) четвертый этап. Наиболее сложный этап синтеза системы: анализ
различных вариантов и выбор подсистем, организация их в единую систему.
Подсистема П1
Подсистема П2
Подсистема Пj
с
и
с
т
е
ма
Ц
85
Перед тем, как приступать к формулировке цели, необходимо обосно-
вать выбор одного из возможных вариантов формирования системы финансо-
вого учета, а именно:
• создание собственной системы национальных стандартов или
• переход на МСФО в неизменном варианте.
Первый вариант, т.е. создание собственной системы, предполагает со-
хранение континентальной модели бухгалтерского учета, что требует колос-
сальных трудозатрат в части согласования разрабатываемых стандартов с дей-
ствующим законодательством. В этом случае приходится либо менять само за-
конодательство (в частности, гражданское и другие отрасли права) в соответ-
ствии с принимаемыми стандартами, либо идти вразрез с требованиями
МСФО, как это происходит сейчас. В противном случае невозможен контроль
за соблюдением новых стандартов, который при континентальной системе
осуществляется, главным образом, государственными структурами (в частно-
сти, налоговыми инспекторами).
Аргументы в пользу разработки собственной системы часто сводятся к
доводу о том, что во всех странах мира действуют свои национальные стан-
дарты бухгалтерского учета [64; 69; 98]. Соответственно, по мнению сторон-
ников данной позиции, Российской Федерации для отражения своей специфи-
ки также имеет смысл вкладывать средства в создание национальной системы
стандартов. Однако, как уже отмечалось в первой главе, уникальность России
заключается в том, что ее система бухгалтерского учета и отчетности изна-
чально формировалась в условиях совершенно иной экономики. Поэтому в от-
личие от других стран России, государству с экономикой переходного перио-
да, приходится создавать систему финансовой отчетности практически с нуля.
Кроме того, обучение в области новых российских стандартов связано со
значительными трудностями ввиду постоянных изменений в законодательстве
по бухгалтерскому учету. В результате происходит быстрое устаревание зна-
86
ний обучающихся, а подготовка кадров не носит системного характера, так как
сама система стандартов еще окончательно не сформирована.
Еще один отрицательный аспект первого варианта заключается в том,
что организациям, использующим автоматизированные системы бухгалтер-
ского учета, приходится тратить существенные средства на обновление про-
граммного обеспечения каждый раз, когда принимается новое ПБУ.
С другой стороны, второй вариант, предусматривающий переход на
МСФО, позволяет решить данные проблемы, так как стандарты финансового
учета выводятся за рамки системы законодательства, а контроль за их соблю-
дением возлагается на профессиональные объединения бухгалтеров и аудито-
ров.
Второй вариант, так же как и первый, предполагает высокие затраты,
связанные с интенсивным обучением в области международных стандартов.
Однако следует отметить, что, в отличие от первого варианта, предметом обу-
чения становится уже сформированная система стандартов, которую не пред-
полагается кардинальным образом менять в ближайшее время. Соответствен-
но, обучение в области МСФО носит системный характер, а затраты на подго-
товку кадров становятся более обоснованными. Кроме того, компании с боль-
шей готовностью идут на инвестирование в программные продукты по бухгал-
терскому учету, если в их основе лежит целостная система международных
стандартов.
Как показал анализ внешней среды, проведенный в первой главе диссер-
тации, переход крупнейших компаний всего мира на англосаксонскую модель
бухгалтерского учета (МСФО и ГААП США) является неизбежным, при этом
международное инвестиционное сообщество все с большей нетерпимостью
относится к любым отступлениям от общепризнанных стандартов (МСФО и
ГААП США). В этой связи представляется нецелесообразным осуществлять
разработку собственных стандартов финансового учета, отражающих нацио-
нальную специфику, особенно в условиях страны, в которой до этого функ-
87
ционировала система бухгалтерского учета, ориентированная на потребности
совершенно иной общественно-экономической формации.
На первом этапе необходимо рассмотреть цель реформирования системы
бухгалтерского учета согласно Программе, утвержденной Постановлением
№283, а именно: «приведение национальной системы бухгалтерского учета в
соответствие с требованиями рыночной экономики и Международными стан-
дартами финансовой отчетности». На наш взгляд, данная цель не может быть
использована в рамках системного подхода ввиду отсутствия четкого указания
на объект реформы (круг организаций, обязанных перейти на новые стандар-
ты) и связь с внешней средой (т.е. мировой экономикой). Как уже отмечалось
во второй главе, неопределенность с объектом приводит к необоснованному
завышению затрат на проведение реформы и снижению мотивации у самих
предприятий как хозяйствующих субъектов, руководствующихся соображе-
ниями экономической целесообразности. Кроме того, из теории развития сис-
тем известно, что функционирование без учета факторов внешней среды при-
водит к дезорганизации всей системы в целом, поэтому цель реформирования,
сформулированная в отрыве от мировых интеграционных процессов, изна-
чально задает неверное направление формирования системы бухгалтерского
учета и отчетности.
Поэтому, по нашему мнению, конечную цель реформирования системы
бухгалтерского учета и финансовой отчетности необходимо сформулировать
следующим образом: повышение эффективности интеграции России в миро-
вую экономику через переход общественно значимых организаций, предпри-
ятий с котируемыми ценными бумагами и других заинтересованных хозяйст-
вующих субъектов на Международные стандарты финансовой отчетности. В
сформулированной таким образом цели четко очерчен круг объектов реформы
– общественно значимые организации (т.е. хозяйствующие субъекты, активно
привлекающие средства населения: кредитные организации, страховые компа-
нии и участники рынка ценных бумаг) и предприятия с котируемыми ценными
88
бумагами, а также точно определена система стандартов, на которую в конеч-
ном итоге они обязаны перейти, а именно: МСФО. Кроме того, подчеркивает-
ся связь с внешней средой (мировой экономикой), что является необходимым
условием работоспособности любой системы, учитываются требования эко-
номической целесообразности (повышение эффективности интеграции) и раз-
решается вести учет по международным стандартам предприятиям, не попа-
дающим в две вышеназванные категории и в то же время желающим состав-
лять отчетность по МСФО.
Подобная формулировка цели позволяет расширить базу для внедрения
МСФО и принять во внимание динамичный характер современной экономики,
для которой характерен переход организаций из одной группы предприятий в
другую (согласно классификации, приведенной в п. 2.2 настоящей диссерта-
ции). Что касается компаний, не заинтересованных в переходе на МСФО, им
следует разрешить вести учет только для целей налогообложения, т.е. в соот-
ветствии с требованиями налогового законодательства. С одной стороны, эти
предприятия при подобном подходе получают возможность сэкономить затра-
ты на ведение бухгалтерского учета. С другой стороны, данный подход позво-
ляет избежать ситуации, когда в стране появляются две параллельные системы
финансового учета, как это происходит сейчас.
На втором этапе, исходя из поставленной цели, можно подходить к оп-
ределению общих требований или принципов, соблюдение которых позволяет
определенным образом сориентировать конкретные исследования, т.е. разра-
ботку отдельных стандартов (ПБУ). В качестве примера практической реали-
зации системного подхода можно привести «Концептуальные принципы со-
ставления и представления финансовой отчетности»: именно на их основе
идет разработка МСФО. К сожалению, в процессе реформы так и не была
сформулирована единая концептуальная база для всех создаваемых стандартов
по бухгалтерскому учету, что привело к нарушению внутренних связей и даже
противоречиям между нормативными актами. В этой связи, по нашему мне-
89
нию, следует принять за основу вышеупомянутые «Концептуальные принци-
пы» и рассматривать их в качестве общих требований к разрабатываемым до-
кументам.
С другой стороны, анализ внутренних возможностей Российской Феде-
рации показывает, что применение МСФО в том виде, в каком они изданы
сейчас (т.е. в переводном сборнике), затруднено ввиду отсутствия у бухгалте-
ров соответствующего опыта работы с подобными документами. Основная
причина заключается в том, что российские бухгалтерские кадры привыкли к
более подробным инструкциям, детализирующим проводки по хозяйственным
операциям, а текст МСФО носит не столь регламентированный характер. Кро-
ме того, как справедливо заметил О.М. Островский, «для получения легитим-
ности использования в России перевода МСФО необходимо… согласовать его
с российской терминологией» [68, c. 6]. Поэтому на третьем этапе предлагает-
ся сосредоточить усилия на разработке методических рекомендаций по при-
менению МСФО, а также документов, расписывающих порядок пересчета
данных финансового учета в данные учета для целей налогообложения. По-
следние очень важны с точки зрения увязки реформы бухгалтерского учета с
требованиями российского налогового законодательства и, соответственно,
восприятия МСФО налоговыми инспекторами при осуществлении проверок на
предприятиях, составляющих финансовую отчетность по международным
стандартам.
На четвертом этапе происходит организация разрабатываемых мето-
дических рекомендаций в единую систему, при этом данные документы в от-
дельности не должны становиться обязательными к исполнению до того, как
будет завершено формирование всей системы бухгалтерского учета и финан-
совой отчетности. На наш взгляд, на этом этапе необходимо учитывать сле-
дующие принципы системного подхода:
1) определяющая роль внешней среды в эволюционном развитии и
функционировании системы;
90
2) согласование информационных, надежностных и ресурсных ха-
рактеристик формируемой системы;
3) отсутствие конфликтов между целями отдельных подсистем и це-
лями всей системы.
Соблюдение первого принципа означает, что система сначала должна
исследоваться на макроуровне, т.е. во взаимоотношении с окружающей сре-
дой, и только затем на микроуровне, т.е. внутри своей структуры. Другими
словами, при формировании новой системы бухгалтерского учета следует ис-
ходить из того, в какой степени составляемая на ее основе финансовая отчет-
ность будет востребована международным сообществом и другими заинтере-
сованными пользователями.
Второй принцип предполагает нахождение оптимального соотношения
между стоимостью инвестиций в систему (ресурсами) и ее надежностью. Дан-
ный принцип означает, что формирование любой системы информационного
обеспечения – это компромисс между затратами и выгодами от ее использова-
ния.
Согласно третьему принципу цели отдельно взятых стандартов финан-
совой отчетности не должны противоречить общей цели создаваемой системы
бухгалтерского учета и финансовой отчетности.
Выводы:
- необходимо перейти на системный подход при формировании норма-
тивной базы по бухгалтерскому учету и финансовой отчетности;
- исходя из принципа МСФО, предусматривающего приоритет эконо-
мического содержания над юридической формой, систему финансового учета
следует вывести за пределы нормативного законодательства;
- отсутствие привязки к действующему законодательству позволит с
меньшими юридическими «проволочками» приступить к практическому вне-
дрению МСФО на российских предприятиях;
91
- определение круга предприятий, для которых переход на МСФО явля-
ется обязательным, позволит обеспечить широкую базу для внедрения между-
народных стандартов, что будет способствовать более эффективной интегра-
ции России в мировую экономику;
- основные усилия и ресурсы следует сосредоточить на разработке ме-
тодических рекомендаций по применению МСФО, в которых детально
прописывается порядок учета хозяйственных операций согласно
международным стандартам, и нормативных документов, расписывающих
порядок пересчета данных финансового учета по МСФО в данные учета для
целей налогообложения.

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров