Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Выемочно-погрузочные работы и транспортирование горной массы карьеров: Лабораторный практикум / Сост. Б.П. Караваев; ГОУ ВПО «СибГИУ». – 2003 (7)
(Методические материалы)

Значок файла Проект кислородно-конвертерного цеха. Метод. указ. / Сост.: И.П. Герасименко, В.А. Дорошенко: ГОУ ВПО «СибГИУ». – Новокузнецк, 2004. – 25 с. (7)
(Методические материалы)

Значок файла Веревкин Г.И. Программа и методические указания по преддипломной практике. Методические указания. СибГИУ. – Новокузнецк, 2002. – 14 с. (4)
(Методические материалы)

Значок файла Программа и методические указания по производственной специальной практике / Сост.: И.П. Герасименко, В.А. Дорошенко: СибГИУ. – Новокузнецк, 2004. – 19 с. (5)
(Методические материалы)

Значок файла Определение величины опрокидывающего момента кон-вертера (5)
(Методические материалы)

Значок файла Обработка экспериментальных данных при многократном измерении с обеспечением требуемой точности. Метод. указ. к лабораторной работе по дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация» / Сост.: В.А. Дорошенко, И.П. Герасименко: ГОУ ВПО «СибГИУ». – Новокузнецк, 2004. – 20 с. (9)
(Методические материалы)

Значок файла Методические указания по дипломному и курсовому проектированию к расчету материального баланса кислородно-конвертерной плавки при переделе фосфористого чугуна с промежуточным удалением шлака / Сост.: В.А._Дорошенко, И.П _Герасименко: ГОУ ВПО «СибГИУ». – Новокузнецк, 2003. – с. (10)
(Методические материалы)


Заказ научной авторской работы

Глобальная конкурентоспособность страны: концептуальные основы

Теперь, поняв сущность процесса глобализации, можно задаться вопросом: меняются ли на этапе глобализации условия доступа к мировому доходу? Другими словами: можно ли какие-либо из факторов, определяющих место страны в мировой торговле, мировом движении капитала и рабочей силы, перечисленные в п. 1.1, назвать факторами глобальной конкурентоспособности либо существуют другие факторы, значение которых для стран более весомо? Обратимся вначале к современным трактовкам понятия «конкурентоспособность стран».

Существует официальная точка зрения по этому поводу: «Конкурентоспособность страны – это, прежде всего, способность национальных производителей продавать свои товары. Способность увеличивать или, по крайней мере, удерживать за собой доли рынков, достаточных для расширения и совершенствования производства, для роста уровня жизни, для поддержания сильного и эффективного государства»[1].

По существу, это определение немногим отличается от понимания сущности конкуренции стран уже упоминавшимся М. Интрилигейтором: «…государства стремятся присоединиться к клубу богатых стран и готовы бороться с ними за свою долю в мировом производстве»[2].

Трактовать страну не как фирму больше возможностей дает определение Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР): «…способность компаний, отраслей, регионов и наций обеспечить сравнительно высокий уровень дохода и заработной платы, оставаясь открытыми для международной конкуренции»[3].

Здесь упомянуто понятие дохода, за которым могут стоять, во-первых, нематериальные блага, во-вторых, общественные блага. Т.е. доходом может быть и социальная рента, упоминавшаяся в предыдущем параграфе. «Рост уровня жизни», выдвигаемый в качестве одного из критериев конкурентоспособности – более узкое понятие, чем «уровень дохода», поскольку обязательно предполагает, во-первых, некий набор материальных благ (именно с потребительскими корзинами разного рода обычно ассоциируется это понятие), а во-вторых, потому что упоминается слово «рост».

Всякий ли рост утилитарно понимаемого уровня жизни означает получение полноценной социальной ренты? Конечно, нет. Побочными эффектами роста материального потребления могут быть экологические и социальные проблемы – это общеизвестно, и на это тоже обращалось внимание в параграфе «Глобализация мировой экономики: сущность и основные тенденции».

Определение, даваемое М.И. Гельвановским,- более адекватно пониманию страны как сложной системы, для которой неприменимы утилитарные частные критерии эффективности: «…конкурентоспособность в самом общем смысле – обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования»[4].

Возникает вопрос, каким образом страна может участвовать в экономическом соревновании и что за свойства и преимущества она может для этого приобретать? И самое главное, – за что она должна бороться в этом экономическом соревновании? Вот один из взглядов на проблему: Когда я отправляюсь за границу, то я не испытываю никаких комплексов. Я иду туда, чтобы продать французские товары." (Жак Ширак. Президент Франции). "Продавать Францию - это значит устанавливать международные контакты на всех уровнях, принимать деловые круги в
Париже, знакомить французских предпринимателей с членами
иностранных правительств, деловыми кругами, ориентировать
послов, щедро награждать эффективных посредников и
друзей" (Газета "Фигаро")»[5].

Имеет ли право на жизнь такое понимание конкурентоспособности страны? Безусловно. Но с одной оговоркой. В принципе, любой стране нужны деньги, но не любая страна точно знает, зачем ей деньги. Так, российская политика наращивания внешнего долга (а она тоже сопровождалась, да и сейчас сопровождается экономической дипломатией, приносящей плоды) сводилась до сих пор только к латанию дыр в бюджете и сомнительному по макроэкономическим последствиям поддержанию валютного курса[6]. Поэтому за искусством доставать и привлекать деньги должно стоять искусство точно определить:

§  зачем (на какие цели) нужны деньги стране;

§  только ли и столько ли деньги ей нужны;

§  только ли за границей страна может найти то, что ищет;

§  наконец, что и в какой форме ей нужно за границей.

Кроме того, страна – не фирма. И ее цели в принципе должны отличаться от целей любой фирмы тем, что страна – это место жизни и образ жизни, все остальное – вторично. А фирма – это организованное людьми, а не исторически сложившееся сообщество. Впрочем, и многие фирмы имеют свою долгую историю, а во второй половине ХХ века даже фирмы без истории перестали быть узко ориентированными на прибыль. Для стран денежный критерий конкурентоспособности выглядит тем более сомнительно.

Другой вопрос, значимо ли вообще понятие конкурентоспособности страны, отличное от понятия конкурентоспособности фирм, находящихся на ее экономической территории. М. Портер отвечает на этот вопрос отрицательно: «Страна добивается успеха тогда, когда условия…благоприятствуют проведению наилучшей стратегии фирмами какой-либо отрасли или ее сегмента…Многие из особенностей страны облегчают или, наоборот, затрудняют проведение той или иной стратегии»[7].

С точки зрения М.И. Гельвановского, «…связав … в своей теории конкурентных преимуществ страны микро-, мезо- и макроуровень, он [Портер.-К.Р.] как бы ушел от проблемы макроконкурентоспособности, по существу переведя ее на мезоуровень. Это позволило избежать трудных проблем, не относящихся непосредственно к экономике, и сконцентрировать внимание на прагматичных вопросах уровня отдельных фирм или их отраслевых объединений»[8].

Вот вопрос вопросов: действительно ли понятие макроконкурентоспособности значимо для анализа позиции страны в мирохозяйственных связях? Попробуем ответить на него, проанализировав изменения в факторах, определяющих место страны в мировом хозяйстве, произошедшие на этапе глобализации.

Значительную часть конкурентных преимуществ страны по-прежнему составляет наличие в ней тех или иных ресурсов (у Портера эти преимущества названы движением факторов). Если есть что-то в недрах, то надо продавать, если есть не очень притязательная рабочая сила, то она может работать на иностранных предприятиях как внутри страны, так и за границей. Дешевизна и доступность ресурсов — по-прежнему один из факторов конкретных преимуществ. Распределение стран в мировой торговле во многом до сих пор описывается теорией сравнительных и абсолютных преимуществ. Не зря США выставляют торговые барьеры для входа на свой внутренний рынок – к ним рвутся и россияне с дешевой сталью, и китайцы с дешевыми ширпотребом, наконец, японцы с дешевыми автомобилями (хотя в этом случае имеет место не движение факторов, а скорее движение инвестиций).

Для каких стра

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров