Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Неразрушающие методы контроля Ультразвуковая дефектоскопия отливок Методические указания к выполнению практических занятий по курсу «Метрология, стандартизация и сертификация» Специальность «Литейное производство черных и цветных металлов» (110400), специализации (110401) и (110403) (6)
(Методические материалы)

Значок файла Муфта включения с поворотной шпонкой кривошипного пресса: Метод. указ. / Сост. В.А. Воскресенский, СибГИУ. - Новокуз-нецк, 2004. - 4 с (7)
(Методические материалы)

Значок файла Материальный и тепловой баланс ваграночной плавки. Методические указания /Составители: Н. И. Таран, Н. И. Швидков. СибГИУ – Новокузнецк, 2004. – 30с (9)
(Методические материалы)

Значок файла Изучение конструкции и работы лабораторного прокатного стана дуо «200» :Метод. указ. / Сост.: В.А. Воскресенский, В.В. Почетуха: ГОУ ВПО «СибГИУ». - Новокузнецк, 2003. - 8 с (10)
(Методические материалы)

Значок файла Дипломное проектирование: Метод. указ. / Сост.: И.К.Коротких, А.А.Усольцев, А.И.Куценко: СибГИУ - Новокузнецк, 2004- 21 с (8)
(Методические материалы)

Значок файла Влияние времени перемешивания смеси на ее прочность в сыром состоянии и газопроницаемость: метод. указ./ Сост.: Климов В.Я. – СибГИУ: Новокузнецк, 2004. – 8 с. (8)
(Методические материалы)

Значок файла Вероятностно-статистический анализ эксперимента: Метод. указ. / Сост.: О.Г. Приходько: ГОУ ВПО «СибГИУ». – Новокузнецк. 2004. – 18 с., ил. (8)
(Методические материалы)


Заказ научной авторской работы

Транснациональные корпорации как институт глобализации международных экономических отношений

Не секрет, что “несущей конструкцией [читай: основой иерархической системы управления мировым хозяйством.– Г.Ф.] всей современной международной экономики являются транснациональные корпорации, для которых заграничная деятельность имеет не менее, а все чаще и более важное значение, чем внутренние операции” [6, с.42].

ТНК сегодня — это примерно 45 тыс. основных (материнских) компаний и 280 тыс. их зарубежных филиалов [10, с.7], оказывающих все большее влияние на всю систему международных экономических отношений и мировую экономику в целом. Общий объем накопленных прямых иностранных инвестиций составляет 3,2 трлн. долл. (1996 г.), а объем продаж заграничными филиалами ТНК — 6,4 трлн. долл. (1996 г.) [6], это больше, чем весь мировой экспорт (6,1 трлн. долл. в 1996 г.). Продажи зарубежных филиалов растут на 20-30% быстрее, чем прямой экспорт ТНК.

Разговор о принципиальных моментах в хозяйственной деятельности ТНК шел в разделе 2.2, где рассматривались глобальные аспекты экспорта капитала. Сейчас, чтобы не повторяться, вкратце рассмотрим организационное оформление этой деятельности.

На наш взгляд, имеет важное значение классификация ТНК. Известный российский исследователь С.И. Долгов в упоминавшейся монографии “Глобализация: новое слово или новое явление?” указывает: “Иногда различают ТНК и МНК (т.е. транснациональные и многонациональные компании), причем последний термин используется для того, чтобы обозначить преобладающую привязанность компании к стране своего происхождения (по объему деятельности, связям с деловыми и политическими кругами, сосредоточению научных исследований и т.п.), тогда как сфера действий и “адрес” ТНК - весь мир Это действительно глобальные, космополитические компании.

В других случаях под многонациональными все чаще подразумевают в виду такие компании, ядро которых образует капитал двух или трех стран, в отличие от обычных ТНК с контролирующим капиталом однонационального происхождения” [6, с.56].

Какой же признак деления более значим для анализа глобализации в нашем понимании? Вернемся еще раз к феномену эффекта масштаба, возникающему в деятельности фирм, вывозящих свой капитал в другие страны (см. п.2.2). Что позволяет добиться этого эффекта?

По мнению Портера, использование единообразного подхода к управлению зарубежными отделениями позволяет добиться так называемой управленческой синергии (результата совместного использования некоторых видов ресурсов, в данном случае - управленческих) и тем самым сэкономить средства на затратах на маркетинг, НИОКР, персонал в процессе территориального распространения деятельности ТНК и т.п. Таким образом, глобальная стратегия и глобальное управление - “прокат” по всему миру одних и тех же решений, принятых в стране базирования ТНК.

Это значит, что центральная компания представляет собой управленческое ядро всей ТНК, а зарубежным отделениям отводится роль подразделений центральной компании (филиалов), но не самостоятельных предприятий.

Напротив, если хозяйственные решения дифференцируются по странам-реципиентам, то зарубежные отделения (в этом случае чаще приобретающие более самостоятельный статус дочерних предприятий как с участием, так и без участия в капитале) получают возможность самостоятельно принимать решения в стратегически важных областях: “При многонациональной конкуренции ТНК имеют автономные филиалы в каждой стране и управляют ими примерно так же, как банки распоряжаются ценными бумагами. При глобальной же конкуренции фирмы стараются получить гораздо большее преимущество от своего присутствия в разных странах, размещая свою деятельность в разных странах и четко согласовывая ее” [81, с. 75].

Если рассматривать проблему глобализации в предлагаемом нами ключе, классификация Портера является наиболее подходящей. Стоит также подчеркнуть его утверждение, что многонациональной компания будет даже в том случае, если центральная компания сохраняет полный контроль за капиталом за рубежом. Основным признаком является территориальное расположение управленческого ядра предприятия.

М. Портеру можно возразить лишь в части термина. Если понимать под глобализацией и глобальную экспансию, и глобальное взаимопроникновение, определение “глобальный” к характеристике предприятий, экспортирующих систему управления, подходит не совсем. “Глобальность” стратегий Портера портит их изначальная ориентация на денежный аспект процесса – количественное масштабирование деятельности во имя экономии затрат на международную деятельность. Противоречия экстенсивного и интенсивного направлений глобализации, возникающие в этом случае, вообще говоря, ставят предел применению подобных глобальных стратегий. Если разрушению своей природной среды страны-импортеры противостоять чаще всего не в силе - слишком остра проблема нехватки капитала, - то могут создать проблемы со сбытом глобальной продукции: как мы выяснили, образ жизни экспорту не поддается. Поэтому корпорации такого рода следовало бы назвать корпорациями глобальной экспансии.

 Типичная форма глобальной экспансии ТНК - использование преимуществ над национальными компаниями азиатских стран в области технологии, маркетинга, рекламно-сбытовой деятельности - тех сфер, которые традиционно относятся к стратегическому управлению.

Например, японский автомобильный концерн господствует на рынке сбыта этой продукции в Таиланде и др. развивающихся странах Юго-Восточной Азии. Более 75% парка автомобилей в этих государствах - японского производства, а большинство автосборочных предприятий целиком зависят от поставок узлов и деталей из Японии.

В Индии фармацевтическая международная монополия пыталась сорвать государственную программу развития национальной промышленности по производству лекарств с помощью существенного превышения установленных квот выпуска продукции. ТНК "Барроу Уэлком" выпустила 823 млн. шт. таблеток вместо положенных 227 млн. "Парк Дэвис" - 6745 вместо установленных ей 2880 кг медицинских препаратов, "Ричард Хиндустан" произвела 783 т лечебных кремов и мазей, в то время как правительство определило ей квоту в 246 т, В результате местные компании работают с недогрузкой.

Ориентация монополий на освоение внутренних рынков с последующим расширением экспортных поставок, в т.ч. в третьи страны. Автомобилестроение стран Латинской Америки начало сразу формироваться как практически полностью иностранное производство. В Бразилии филиал западногерманской компании "Даймлер-Бенц" контролирует 95% рынка автобусов и 45% рынка грузовиков грузоподъемностью свыше 3 тонн.

Финансовая зависимость страны также используется иностранными монополиями в качестве эффективного рычага управления. Международные монополии проникают в ассоциации с государственным и частным национальным капиталом - таким образом монополии проникают в отрасли, контролируемые государством. Например, иностранный капитал имеет свою долю участия в 11 из 17 компаний, контролируемых государственной организацией "Корпорасьон венесолана де Гуаяна" (Венесуэла) - железорудная промышленность. Японские монополии представлены в государственной компании "Веналум" и др.

Глобальная экспансия имеет достаточно прозрачную статистику: штаб-квартиры (т.е. центры стратегического управления) 33 из 50 крупнейших компаний мира находятся в США.

На формирование глобального центра экономического управления мировым хозяйством работают и то и дело происходящие слияния крупных монополий. Так, в авиационной промышленности ФРГ были объединены монополии МББ и "ФФВ-Фоккер". Совместное предприятие концернов "Сименс" и "АЭГ телефункен" - "Электроникс систем ГмбХ" было создано с целью вынудить американские монополии оставить главенствующие позиции на рынке авиационной электроники ФРГ (главным образом, ИБМ).

Соглашения о сотрудничестве французской "Пежо-Ситроен" и американского "Крайслера" на 1980-85 гг., предусматривавшие увеличение продаж французских автомобилей в США через коммерческую сеть американского партнера; поставки "Крайслеру" двигателей и комплектующих узлов; разработку и совместное производство новой модели автомобиля для сбыта на североамериканском континенте.

Да и совсем недавние слияния "Фиата" и "Дженерал Моторз", японских банков подтверждают тенденцию. Самые последние примеры - приобретение крупного пакета акций шведского «Волво» концерном «Рено», слияния Лондонской и Франкфуртской фондовых бирж.

Весьма показательными с точки зрения глобализации являются изменения в организационной структуре транснациональных корпораций.

Новые концепции международных корпораций, предлагаемые сегодня рядом консультационных фирм и исследователей бизнеса, сводятся к одной основной идее - чтобы успешно существовать в новых условиях, корпорации должны становится более "плоскими". [34] Например, модель современной корпорации, предложенная исследователями из "Буз-Аллен энд Хэмильтон", отражает новую концепцию "конструирования" корпорации. Основной чертой этой модели является ее направленность на развитие способностей корпорации гибко реагировать, быстро "захватывать" и с выгодой использовать новые возможности роста и развития. Это позволит компаниям выигрывать конкуренцию, управляя знаниями и самым главным ресурсом корпораций - персоналом.

Транснациональные корпорации совмещают выгоды крупномасштабного производства с необходимостью очень внимательно относиться к различиям в спросе на различных рынках, пытаются использовать свои преимущества, связанные с опытом в производственных, исследовательских и торговых операциях транснациональных масштабов. Наиболее важным изменением является переоценка руководством корпораций значимости ресурсов, обеспечивающих международным корпорациям конкурентные преимущества. Если раньше основным и самым главным ресурсом считался капитал, и его наиболее эффективное размещение считалось задачей номер один, то сегодня корпорации убедились, что самым ценным ресурсом являются знания, и что основной задачей менеджмента является обеспечение процесса создания этих знаний, и их максимально эффективного использования.

Обзор современных ТНК, опубликованный в "Экономисте" показывает также, что в деятельности передовых международных корпораций наметились определенные изменения. Они выражаются в сокращении размеров штаб-квартир, сокращении уровней управления, реорганизации корпораций в "созвездия центров прибыли"[83]. Крупные ТНК, например "Дженерал Электрик", создают структуру, сокращающую время прохождения информации с верхних уровней "управленческой лестницы" до многочисленных продуктовых отделов компании.

Обращает на себя внимание тот факт, что по мере формирования глобальных отраслей и обострения международной конкуренции значительно повышается роль объединения ресурсов компаний - потенциальных или действительных конкурентов - осуществляемых с целью обоюдного повышения конкурентоспособности. Необходимо отметить, что это не противоречит тенденциям развития компаний в направлении создания более плоских организационных структур, хотя является примером горизонтальной интеграции. Корпорации, фокусируя усилия на развитии своих ключевых компетенций, выступают в роли продуктовых подразделений, объединенных в т.н. "виртуальные корпорации", и одновременно стремятся приобрести знания и опыт, которым обладает партнер [63,64].

Процессы консолидации корпораций могут принимать различные формы. Это могут быть слияния и поглощения (например, таким способом в середине апреля 1998 года была создана корпорация "Даймлер-Крайслер"), координация деятельности в совместных проектах или освоении сетей сбыта (например, союз российской группы "Инт

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров