Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Зимняя И.А. КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании (4)
(Статьи)

Значок файла Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: Учеб. пособие. – Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. – 175 с. (5)
(Книги)

Значок файла ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА: НОВЫЕ СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (5)
(Статьи)

Значок файла Клуб общения как форма развития коммуникативной компетенции в школе I вида (11)
(Рефераты)

Значок файла П.П. Гайденко. ИСТОРИЯ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ В ЕЕ СВЯЗИ С НАУКОЙ (12)
(Статьи)

Значок файла Второй Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурное многообразие: от прошлого к будущему»: Программа. Тезисы докладов и сообщений. — Санкт-Петербург: ЭЙДОС, АСТЕРИОН, 2008. — 560 с. (15)
(Статьи)

Значок файла М.В. СОКОЛОВА Историческая память в контексте междисциплинарных исследований (15)
(Статьи)


Заказ научной авторской работы

Глобальные аспекты деятельности международных финансовых организаций

Мировые финансовые отношения оформлены и более жесткими, чем финансовые рынки, структурами. Самой распространенной провозглашаемой целью международных финансовых организаций является финансовая помощь странам, нуждающимся во внешних источниках финансирования. Рассмотрим глобальную деятельность двух из них.

Официальные цели Международного банка реконструкции и развития (МБРР) – оказание финансового содействия и технической помощи его участникам в реконструкции и развитии экономики, создание благоприятного климата для деятельности ТНК. МБРР действует главным образом в интересах США и сравнительно небольшого числа государств Западной Европы – основных вкладчиков капитала. Банк содействует тому, чтобы кредиты, предоставляемые освободившимся странам, использовались для закупок товаров и услуг у корпораций развитых капиталистических государств. Как правило, доля займов банка, расходуемая на закупку товаров в странах Запада, превосходит ежегодные размеры их взносов в эту организацию.МБРР не финансирует полностью не одного проекта, ни одной программы, а привлекает к участию в займах частные банки развитых капиталистических государств. Тем самым он способствует их проникновению в развивающиеся страны и гарантирует им участие в прибылях.

Иные уставные задачи имеет МВФ. Международный валютный фонд — межправительственная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами–членами и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко– и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд — специализированное учреждение ООН практически служит институциональной основой мировой валютной системы. Каждый член МВФ имеет свою квоту (долю), выраженную в СДР, которая равна участию страны - члена в МВФ. Квота, которая была придумана для отражения отношения размеров экономики стран-членов, является базовым элементом во взаимоотношениях финансового и организационного характера стран-членов и Фондом. Она определяет количество голосов, имеющихся у страны-члена МВФ, и равна 250 “базисных” голосов, которые предоставляются каждой стране, участвующей в Фонде плюс 1 голос за каждые 1000,000 СДР. Квота также определяет сумму подписки страны на капитал МВФ и возможность использования ресурсов Фонда. Страна-участница обязана оплатить 25% от величины своей подписки в СДР или в валюте других стран-участниц, определяемой МВФ, согласно уставу; остаток страна оплачивает в своей валюте.

Хотя МВФ специализированное учреждение ООН, т.е. должен реализовывать общие цели мирового сообщества, существует ряд соображений, по которым МВФ, так же, как МБРР, является союзом вкладчиков, действующим в их интересах, и поэтому может быть отнесен к институтам глобальной экспансии. Логика наших рассуждений такова.

Формально МВФ оказывает помощь всем странам-участницам. Основанием для обращения страны к МВФ с просьбой о предоставлении кредита в рамках системы расширенного кредитования может быть серьезное нарушение равновесия платежного баланса, вызванное структурными расстройствами в области производства, торговли или ценового механизма. При разработке процедур деятельности МВФ предполагалось, что страны-члены будут предъявлять равномерный спрос на валюты, а поэтому их национальные валюты, поступающие в Фонд, станут переходить от одной страны к другой.

Страна, нуждающаяся в иностранной валюте, производит покупку или иначе, заимствование иностранной валюты либо СДР в обмен на эквивалентное количество своей национальной валюты, которое зачисляется на счет МВФ в центральном банке данной страны. Вследствие этого МВФ, как правило, предоставляет валютные кредиты государствам-членам как бы “под залог” соответствующих сумм неконвертируемых национальных валют. Поскольку на них нет спроса, они остаются в Фонде до выкупа их странами - эмитентами этих валют.

Таким образом, эти операции не должны были являться кредитными в строгом смысле слова. Однако фактически МВФ стал банком, учредителями которого являются чистые кредиторы. На практике в Фонд обращаются с просьбами о предоставлении кредита главным образом страны с неконвертируемыми валютами, причем наличие такой тенденции свидетельствует лишний раз о том, что МВФ за время существования не способствовал изменению структуры мирового хозяйства в смысле перехода от отношений “центр-периферия” к однородному экономическому пространству.

Теоретически можно было бы ожидать от чистых кредиторов ориентации на эти цели. Практически – и это подтвердила деятельность фонда – никакой кредитор не станет отдавать свои деньги без специальных выгодных для него условий.

Если Фонд сочтет, что страна использует кредит “в противоречии с целями Фонда” или не выполняет его предписаний, он может ограничить или полностью прекратить кредитование страны. Это вполне можно проиллюстрировать нынешней ситуацией с предоставлением очередных траншей России.

Что это за предписания? Они, в первую очередь, касаются соблюдения системы макроэкономических параметров, которые отличают свободную (либерализованную) экономику от нерыночной: снижение государственного участия в экономике (доли государственной собственности и расходов государственного бюджета), отказ от эмиссии как основного способа финансирования бюджетного дефицита, либерализация внешнеэкономической деятельности, в том числе снижение таможенных барьеров и переход к плавающему валютному курсу и др. И именно эти параметры всегда интересуют эмиссаров МВФ, инспектирующих страны-заемщицы.

Либерализация – это навязывание разным игрокам (а может быть, вообще не игрокам) одних и тех же правил игры. Это все равно, что взрослому заставлять играть в преферанс ребенка, который умеет играть только в подкидного дурака и, естественно, постоянно его обыгрывать.

Можно также утверждать и то, что требование либерализации к заемщикам – ширма для усиления регулирования в кредиторах. Зачастую к ним действительно предъявляются более жесткие требования, чем соблюдаются в самих странах-кредиторах. Уже ни для кого не секрет, как яростно США (основной кредитор МВФ) защищают свой внутренний рынок от любого проникновения извне, которое могло бы составить конкуренцию американским производителям. Так, в 1999 г. жертвой американского антидемпингового законодательства (плод “либерализации” внешней торговли США) стал российский металлургический экспорт.

События мирового финансового кризиса 1997-1998 гг. наводят на предположения о том, что МВФ при определенных обстоятельствах вольно или невольно становится изощренным механизмом получения развитыми странами доходов на чужой капитал. Поэтому увязка притока финансового капитала в страну-реципиент с адекватностью финансовых параметров неким нормативам - это лишь внешняя сторона дела. За этими нормативами вроде бы стоит требование к государству-получателю побуждать к активной коммерческой деятельности (т.е. созданию национального капитала) своих граждан - и только, без детальных механизмов. Однако без передачи (не обязательно безвозмездной) вместе с деньгами (или вместо денег) полноценного воспроизводственного цикла перед нами, в лучшем случае, безразличный к сути процесса вариант холдингового управления.

Неинфляционное расширение денежной базы, низкая инфляция и низкий (относительно, конечно) дефицит бюджета могут быть достигнуты за счет повальных неплатежей, бартера и долларизации экономики (на которых, как на дрожжах, вырастает теневая экономика), а отнюдь не за счет роста производства, доходов, налоговых поступлений. При этом основные формальные требования действительно могут быть соблюдены. Поэтому предположение о том, что деятельность международных финансовых организаций фактически направлена на сохранение статус-кво, не лишено справедливости.

Безусловно небезосновательна следующая оценка: “Стерилизация долларов [закрепление их в качестве международного платежного средства и средства резервирования. - Г.Ф.] путем дезорганизации национальных экономик - не решение проблемы, пусть даже и излишне дорогим для человечества образом, но лишь способ отсрочить это решение” [ 35].

Неоднозначная, мягко говоря, политика международных финансовых организаций вызывает неоднозначную же реакцию мировой общественности.

Вот одна позиция, воспроизведенная в Интернете: “За время своего существования МВФ превратился в подлинно универсальную организацию, добился широкого признания в качестве главного наднационального органа регулирования международных валютно-кредитных отношений, авторитетного центра международного кредитования, координатора межгосударственных кредитных потоков и гаранта платежеспособности стран-заемщиц. Одновременно он начинает играть важную роль в реализации решений “семерки” ведущих государств Запада, становится ключевым звеном формирующейся системы регулирования мировой экономики, международной координации, согласования национальных макроэкономических политик” [40].

А вот совершенно противоположная позиция, излагаемая в печатной российской публикации: “Новые международные финансовые структуры, такие как МВФ, Всемирный банк или Банк международного сотрудничества, основываются для того, чтобы взять в свои руки всю экономику в масштабах целой планеты. Невероятно большие ежегодные членские взносы отдельных государств достигают миллиардных сумм. Если у какого-либо государства появляются проблемы с выплатой членских взносов, это немедленно начинают чувствовать работающие люди и беднейшее население этой страны… В 1982 г. ведущие банковские дома Уолл-стрит и правительство США пришли к совместному заключению для каждой страны-должника по отдельности создать условия крайнего давления для извлечения задолженностей по выплатам, что должно было на практике осуществляться “Киссинджер ассошиэйтс ИНК”…Средства Фонда предлагаются различным государствам как своего рода приманка. После того, как рассматривается ситуация в какой-либо стране и производится оценка ее трудностей, издаются рекомендации, что должно быть безусловно изменено. Страна—должник, таким образом, вынуждается, в случае если она хочет получить снова хоть один пфенниг кредита от иностранного банка, ограничить свой импорт до абсолютно необходимого минимума, резко сократить государственные расходы, а прежде всего, все субсидии на основные продовольственные товары и прочие поддерживающие средства; это делается с целью установления в стране состояния социальной слабости. Самым важным требованием неизменно является девальвация местной валюты. Вследствие этого предполагается, что собственный экспорт на мировые рынки будет более ценен и привлекателен. На самом же деле импортные товары дорожают, и вследствие этого задолженность увеличивается. Это было первым шагом. Второй шаг состоял в вовлечении данной страны во всемирную программу задолженности. Для этого банки-кредиторы обеспечивают за собой самые широкие права на перспективу в данной стране. Одновременно с этим подсчитываются все возрастающие проценты и амортизация. МВФ превратился в международную экономическую полицию на службе у крупнейших частных банков…” [18].

Выводы, которые из этого следуют, важны не столько для международных финансовых организаций, сколько для каждой страны-реципиента: для того, чтобы быть достойно представленной в мирохозяйственных связях и рассчитывать на приток капитала извне, необходимо начать внутреннее движение к глобализации, т.е. строить, а не разрушать здоровую национальную хозяйственную систему. Как она будет при этом названа - рыночной, полурыночной или нерыночной - не суть важно. Как мы увидели выше, самые продвинутые рыночные экономики напичканы нерыночными элементами и символами. Главное - чтобы в этой национальной хозяйственной системе нашли отражение логические аспекты глобализации, чтобы она представляла собой совокупность устойчивых стимулов и организационных форм, вовлекающих целостного, а не частичного человека, воспроизводящих, а не уродующих природу, сохраняющих, а не угнетающих человеческое общение.

 

 

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров