Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Зимняя И.А. КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании (4)
(Статьи)

Значок файла Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: Учеб. пособие. – Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. – 175 с. (5)
(Книги)

Значок файла ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА: НОВЫЕ СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (6)
(Статьи)

Значок файла Клуб общения как форма развития коммуникативной компетенции в школе I вида (11)
(Рефераты)

Значок файла П.П. Гайденко. ИСТОРИЯ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ В ЕЕ СВЯЗИ С НАУКОЙ (12)
(Статьи)

Значок файла Второй Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурное многообразие: от прошлого к будущему»: Программа. Тезисы докладов и сообщений. — Санкт-Петербург: ЭЙДОС, АСТЕРИОН, 2008. — 560 с. (16)
(Статьи)

Значок файла М.В. СОКОЛОВА Историческая память в контексте междисциплинарных исследований (15)
(Статьи)


Заказ научной авторской работы

Внешнеэкономическая политика Финляндии

Основополагающими документами, составляющими нормативно-
правовую базу внешнеторговой политики Финляндии, являются [53. С. 10]:
1. Национальные нормативные акты Финляндии.
2. Соглашение с Всемирной торговой организацией (ВТО, 1995)
3. Договор о создании Европейского союза (1993).
На национальном уровне основная координационная деятельность по
формированию внешнеторговой политики Финляндии поручена МИД страны.
При этом большую роль играет межведомственное сотрудничество, особенно
взаимодействие МИДа, Министерства торговли и промышленности и Главного
таможенного управления Финляндии. Другим важным органом в этой сфере
является национальный Комитет 133 при Комиссии министров по вопросам ЕС.
Комитет 133 сформирован по двухуровневой схеме [53. С. 11]:
o первый уровень – органы государственной власти (узкий состав);
o второй уровень – группы, представляющие различные заинтересованные
стороны: промышленность, сферу услуг, банковскую сферу и др. (широкий со-
став).
56
В основе деятельности Комитета 133 лежат тесное взаимодействие с де-
ловыми кругами страны, обмен информацией и консультации.
К основным нормативным актам Финляндии, регулирующим внешнюю
торговлю, относятся:
o Закон об обеспечении внешней торговли и экономического роста страны
от 15.02.74 г. (с поправками от 02.06.92 г.);
o Закон о безопасности товара от 12.12.86 г.;
o Закон о торговле от 27.03.87 г.;
o Закон об ответственности за товар от 01.09.91 г.;
o Закон о сокращении ограничения конкуренции от 27.05.92 г.;
o Закон о НДС от 30.12.93 г. и др.
Соглашение с ВТО обеспечивает нормативно-правовое регулирование
международной торговли, в частности в отношении применения льготных по-
шлин и обеспечения доступа к рынкам, определяет понятие режима наибольше-
го благоприятствования и механизм разрешения торговых споров.
Договор о создании Европейского союза предусматривает для Финлян-
дии, как и для других стран-членов, свободное перемещение капиталов, това-
ров, услуг и рабочей силы. Он определяет вопросы исключительной компетен-
ции Евросоюза в осуществлении торговой политики (вопросы торговли товара-
ми) и вопросы смешанной компетенции ЕС и страны-члена (вопросы торговли
услугами, инвестиционной деятельности и др.). В частности, в параграфе 133
Договора (номер которого дал название Комитету постоянных представителей
по вопросам торговли Совета ЕС) говорится [53. С. 11]:
o общая торговая политика ЕС основывается на единых принципах, осо-
бенно в том, что касается изменения тарифных ставок, заключения тарифных и
торговых соглашений, унификации мер по либерализации экспортной полити-
ки, а также мер по защите торговли, в частности таких, которые применяются в
случаях демпинга или субсидирования;
57
o Комиссия представляет Совету предложения по поводу осуществления
общей торговой политики;
o в том случае, когда возникает необходимость в проведении переговоров
для заключения соглашений с третьими странами, Комиссия вырабатывает ре-
комендации Совету, который поручает ей начать необходимые переговоры.
Комиссия ведет эти переговоры, консультируясь со специальным Комитетом,
назначенным Советом для оказания помощи Комиссии в выполнении этой за-
дачи и в рамках директив, которые Совет может дать ей;
o при осуществлении полномочий, которые определены для него в данном
параграфе, Совет принимает решения квалифицированным большинством.
В своей торговой политике ЕС применяет следующие инструменты:
1. Механизмы свободной торговли, цель которых – максимальное рас-
ширение географического охвата торговли:
o различные соглашения о свободной торговле;
o систему Ломейских конвенций;
o инструменты ВТО, в том числе режим наибольшего благоприятст-
вования.
2. Традиционные инструменты:
o тарифные ограничения (таможенные пошлины);
o нетарифные ограничения (антидемпинговые меры, специальные и
компенсационные пошлины и квоты на товары, поставляемые сверх оп-
ределенного объема, различные технические барьеры, например, сертификаты
соответствия национальным и общеевропейским стандартам качества);
? преференциальный режим (GSP – Общая система преференций).
3. Барьеры в торговле. В случае возникновения барьеров в торговле с
«третьими странами» конкретные случаи регистрируются в торговом регистре
ЕС, и против них применяются меры на уровне Комиссии ЕС, специальных ко-
митетов (например СПС) или стороны решают споры на основе механизма
ВТО.
58
На уровне Евросоюза страны-члены участвуют в формировании торговой
политики следующим образом. В сфере торговли, вопросы которой относятся к
исключительной компетенции Евросоюза, наиболее значительными полномо-
чиями располагает Комиссия ЕС: ей принадлежит право инициативы, она про-
водит переговоры с «третьими странами» и представляет ЕС в международных
организациях. В вопросах смешанной компетенции полномочия Комиссии ЕС
ограничены. Государства – члены ЕС руководят работой Комиссии с помощью
рабочих групп Совета ЕС или самого Совета. В свою очередь, Комиссия под-
держивает прямые связи с предприятиями стран-членов. Европарламент вы-
полняет функции контроля, дает заключения. Финляндия всецело следует
принципу приоритетности международного договора по отношению к нормам
национального законодательного регулирования.
В соответствии с валютным законодательством страны движение капита-
лов между Финляндией и другими странами продолжительное время осуще-
ствлялось на основании системы разрешений. Отмена валютного регулирова-
ния проходила в Финляндии поэтапно, с тем чтобы дать возможность отечест-
венному денежному рынку приспособиться к условиям международной конку-
ренции. С начала 1990 г. была отменена система разрешений на движение ка-
питалов, за исключением случаев взятия иностранных кредитов частными ли-
цами. Однако с 1 октября 1991 г. были отменены и эти ограничения, и, таким
образом, валютный контроль был полностью отменен.
В Финляндии не существует государственной монополии на экспорт или
импорт каких-либо товаров, а также нет государственной или какой-либо иной
организации, регистрирующей фирмы-экспортеры или выдающей лицензии на
право осуществления внешнеэкономической деятельности. Все юридические
лица, независимо от рода деятельности (отечественные и иностранные), дейст-
вующие на территории Финляндии, обязаны зарегистрироваться в Управлении
патентов и регистрации Министерства торговли и промышленности [53. С. 11].
59
Тарифное регулирование ВЭД. Номенклатура таможенного тарифа Фин-
ляндии с 1 января 1988 по 1 января 1995 г. основывалась на Гармонизирован-
ной системе описания и кодирования товаров. С 1995 г. Финляндия начала
применять таможенный тариф ЕС, согласно которому размер пошлины опре-
деляется в процентах от таможенной стоимости товара, а в некоторых случаях –
в виде фиксированной суммы исходя из количества товара или комбинации
вышеуказанных способов. Размеры пошлин соответствуют требованиям ВТО.
Известно, что их средневзвешенный уровень не превышает 3–5%, исключением
являются пищевые продукты, текстиль и некоторые другие товары.
При ввозе товара помимо таможенной пошлины и других таможенных
сборов взимается НДС в размере 22% от цены таможенной стоимости товара.
Также взимается уравнительный налог, размер которого соответствует средне-
му размеру косвенных налогов на товары отечественного производства. Размер
уравнительного налога колеблется в пределах 1,0–4,5% и в среднем составляет
2,1% таможенной стоимости товара. Например, для автомобилей он составляет
1% закупочной стоимости [70. С. 256].
Взимание акцизов в Финляндии связано с исторически сложившейся мо-
нополией государства на некоторые товары (алкогольные напитки, табак) и с
проведением определенной торговой политики в отношении ряда товаров (бен-
зин, легковые автомобили).
Акцизный налог взимается с табачных изделий, сладостей, пива, спирт-
ных и прохладительных напитков, продовольственных товаров, моторного топ-
лива, пищевых жиров, сахара, кормов в виде отходов маслобойной промыш-
ленности, удобрений, комбикорма, белкового корма. Размеры акцизных сборов
предусмотрены в законах об акцизе. С ввозимых в Финляндию легковых авто-
мобилей взимается налог не менее 50% облагаемой налогом стоимости, с мото-
циклов – 20–70%, в зависимости от рабочего объема цилиндров. Так, в резуль-
тате взимания акциза стоимость импортируемых легковых автомашин повыша-
ется в среднем на 115% [85. С. 21].
60
После создания единой налоговой системы ЕС, в рамках которой взимае-
мые при импорте налог на добавленную стоимость и акцизы будут зачисляться
в общий бюджет Евросоюза, Финляндия будет вынуждена присоединиться к
ней. Это приведет к значительным потерям бюджетных поступлений, так как,
например, только торговля алкогольными напитками обеспечивает от 6,0 до
6,5% поступлений в госбюджет страны. Финляндия смогла договориться с Ко-
миссией ЕС о пролонгации действия национального закона об акцизах на им-
портные алкогольные напитки до 2004 г.
К товарам, которые охватывают до 97% российского экспорта в Финлян-
дию, применяются таможенные тарифы, определенные Финляндией в соответ-
ствии с таможенной номенклатурой ЕС. К большинству российских товаров до
вступления Финляндии в ЕС таможенный тариф не применялся.
Нетарифные методы регулирования ВЭД. Финляндия, являясь членом
ВТО и полноправным членом Евросоюза, строит свои экономические отноше-
ния на принципах свободной торговли. Однако, существуют некоторые ограни-
чения ввоза товаров в Финляндию, обусловленные санитарными, экологиче-
скими и социальными причинами, требованиями безопасности. К ним относят-
ся некоторые виды пищевых продуктов и товаров широкого потребления, корм
для скота, удобрения, спиртные напитки, радиоактивные вещества, яды, нарко-
тики, взрывчатые вещества, оружие и снаряды, порнографические печатные из-
дания, некоторые сосуды, работающие под давлением, и др. Ввоз этих товаров
допускается только с разрешения соответствующего министерства или ведом-
ства.
Финляндия как член ЕС строго придерживается практики и директив Ев-
росоюза в отношении торговли с «третьими странами», в том числе и с Росси-
ей, и последовательно проводит линию на развитие отношений с Россией
посредством и в рамках ЕС, в том числе на основе положений вступившего в
силу 1 декабря 1997 г. Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между
Россией и ЕС (СПС) и Общей стратегии ЕС по отношению к России, принятой
61
ЕС (СПС) и Общей стратегии ЕС по отношению к России, принятой на Кельн-
ском саммите ЕС в июне 1999 г. [14. С. 128].
Присоединившись к ЕС, который является также Таможенным союзом,
Финляндия потеряла свою независимость в таможенной политике и начала
применять в полном объеме торгово-политические инструменты ЕС. В первую
очередь это касается ставок ввозных пошлин таможенного тарифа ЕС в отно-
шении «третьих стран». Сравнение ставок ввозных пошлин по основным стать-
ям российского экспорта в Финляндию (нефть сырая, дизельное топливо и лег-
кий мазут, тяжелый мазут, природный газ, березовые балансы, электроэнергия,
сырье для химической промышленности, уголь коксующийся, сырье и полу-
фабрикаты для металлургической промышленности), по которым ЕС применяет
так называемую общую пошлину в торговле с «третьими странами», показыва-
ет, что в целом произошло некоторое ухудшение условий доступа российских
товаров на финский рынок и снижение их конкурентоспособности.
Первые годы членства в ЕС отчетливо показали, что произошло измене-
ние базовой идеологии Финляндии по отношению к России, выражающееся в
последовательно проводимой линии на развитие отношений с РФ в рамках ЕС,
а не напрямую.
На практике это означает, что при невысоком средневзвешенном уровне
таможенных импортных пошлин (3–5%) главными методами регулирования
внешнеэкономической деятельности в странах – членах ЕС, в том числе и в
Финляндии, являются нетарифные методы, такие, как антидемпинговые, специ-
альные и компенсационные пошлины и квоты на товары, поставляемые сверх
определенного объема, а также различные технические барьеры, в том числе
многочисленные сертификаты соответствия национальным и общеевропейским
стандартам качества.
С 1995 по 1998 г. условия торговли между Россией и Финляндией про-
должали ухудшаться, что было связано с поэтапной (до конца 1998 г.) отменой
Общей системы преференций (ОСП) ЕС, введенной для Финляндии на время
62
переходного периода, хотя это не отвечало интересам как России, так, в ряде
случаев, и Финляндии. Например, поэтапная отмена ОСП ЕС (градуация) по
нефтехимическим товарам в 1997–1998 гг., по предварительным оценкам, по-
высила таможенные сборы при экспорте России в Финляндию до 57 млн. фин.
марок в 1997 г. а в 1998 г. – до 75 млн. фин. марок [85. С. 22]. Беспошлинно в
ЕС импортируются только сырьевые товары. К товарам, входящим в одну то-
варную группу с сырьевыми товарами, но даже с небольшой степенью перера-
ботки, применяются таможенные пошлины. Поэтому на деле рынки ЕС широко
открыты для российского экспорта лишь при его современной сырьевой струк-
туре. Меры российской стороны по ее облагораживанию (индустриализации)
продолжают наталкиваться на ограничения. В 1999 г. странами ЕС применя-
лись антидемпинговые меры в отношении 13 видов российских товаров. По
уровню дискриминации экспорта Россия занимает в ЕС второе место после Ки-
тая. Следование этой линии приводит к возникновению ситуации, парадоксаль-
ность которой заключается в том, что те же страны, которые, с одной стороны,
предоставляют России разного рода содействие, с другой – фактически ограни-
чивают с помощью нетарифных методов регулирования ВЭД ее экспортные по-
ступления и возможность погашения внешней задолженности (в том числе
бывшего СССР). При этом Финляндия, поддерживая решения ЕС, оказывается
в невыгодном для себя положении, ограничивая импорт традиционных рос-
сийских товаров. Например, Россия традиционно поставляет в Финляндию хло-
ристый калий, основным потребителем которого в Финляндии является госу-
дарственная фирма «Кемира». В случае прекращения его импорта из России
(что весьма вероятно из-за антидемпинговых процедур), по мнению специали-
стов фирмы, импорт из других стран вызовет дополнительные издержки, как по
ценам, так и по транспортным расходам и складированию в зимнее время. Рост
цен на удобрения скажется на конечных ценах на финскую сельхозпродукцию,
которая и сейчас неконкурентоспособна на европейском рынке. Комиссия ЕС
уже более четырех лет ведет пересмотр антидемпинговой процедуры в отноше-
63
нии хлористого калия из России и Белоруссии. При этом все конструктивные
предложения российской стороны по решению указанной проблемы отклоня-
ются, что противоречит условиям Соглашения о партнерстве и сотрудничестве
между РФ и ЕС. Сравнение статистических данных с 1995 по 1999 г. показыва-
ет, что за этот период импорт из России в Финляндию хлористого калия со-
кратился в 2,5 раза (с 250 тыс. т в 1995 г. до 100 тыс. т в 1999 г.) [44. С. 62].
В конце декабря 1995 г. Комиссия ЕС приняла решение о введении пред-
варительной антидемпинговой пошлины на импорт магния из России. Единст-
венным производителем магния в ЕС является фирма «Пешине» (Франция). В
Северной Европе производителем магния является фирма «Норск Гидро» (Нор-
вегия). Основные потребители магния – автомобильная и металлургическая
промышленность, строительство. Опрос стран – членов ЕС в отношении целе-
сообразности введения антидемпинговых пошлин на российский магний дал
следующий результат: 8 – «за» и 7 – «против». Причем среди голосовавших
«за» была и Финляндия, хотя она является потребителем российского магния.
Кроме того, основные российские импортные поставки идут транзитом через
Ловизу, что выгодно финским транспортным компаниям. Однако ограничи-
тельные меры в отношении российских производителей, в пользу которых вы-
сказываются «Пешине» и «Норск Гидро», вряд ли способны остановить сниже-
ние цен на магний вследствие крупных поставок из Китая. В то же время эти
меры создают серьезный прецедент для дальнейшего развития отношений Рос-
сия – ЕС, российскому экспорту и двусторонним российско-финляндским от-
ношениям и сотрудничеству. По предварительным оценкам, эффект от анти-
демпинговых процедур, с точки зрения ежегодных потерь России от сокраще-
ния экспорта в Финляндию, составляет 16 млн. евро [83. С. 217].
Положительным шагом в направлении изменения этой ситуации мог бы
стать представленный в начале апреля 1997 г. к рассмотрению Европарламен-
том Договор между Комиссией ЕС и Россией о поэтапной отмене к 2001 г. всех
квотных ограничений на импорт российской стали в ЕС и об отмене ограниче-
64
ний на импорт в ЕС российского текстиля и швейных изделий с 1 мая 1998 г. В
частности, в соответствии с Договором ЕС увеличил квоты России на листовой
прокат в 1997 г. на 10%, в 1998 г. – на 5% и далее по 2,5% ежегодно до 2001 г. В
обмен на это Россия должна была отказаться от господдержки своей сталели-
тейной промышленности, создать условия для свободной конкуренции и при-
нять меры по недопущению экспорта по демпинговым ценам листового прока-
та. Однако уже в ноябре 1998 г. Финляндия по указанию Комиссии ЕС вновь
поставила вопрос об ограничении импорта в страну российского стального
проката, что противоречит вышеуказанному Договору [48. С. 80].
В декабре 1998 г. на саммите стран – членов ЕС в Вене принята в каче-
стве официальной концепции внешней политики и сотрудничества ЕС на Севе-
ре Европы выдвинутая и разработанная Финляндией инициатива «Северное из-
мерение» (приложение 2). Финляндия пыталась активно использовать период
председательства в ЕС во второй половине 1999 г. для продвижения своих ин-
тересов в Северном регионе ЕС. В отношениях с Россией Финляндия исходит
из того, что укреплению ее позиций в Евросоюзе будет способствовать актив-
ность на российском направлении. И наоборот, авторитет в Евросоюзе даст ей
больше возможности для маневров в строительстве отношений с Россией, а
также позволит реализовать на российском направлении более масштабные ме-
ждународные проекты. Финляндия добивается ускорения взаимной интеграции
России и ЕС, усиления на Европейском Севере экономической взаимозависи-
мости с целью не допустить раскола Европы по уровню благосостояния, прохо-
дящего по линии российско-финской границы. Отсюда – инициирование Фин-
ляндией политики «Северного измерения» ЕС, предусматривающей развитие
международного сотрудничества с упором на российский Северо-Запад.
Перевод концепции «Северное измерение» из политической плоскости в
сферу конкретной программы действий дает возможность привлечь дополни-
тельные средства международных финансовых институтов к развитию инфра-
структуры финляндско-российских экономических связей – транспортных
65
коммуникаций, систем связи, системы трубопроводов. В связи с пересмотром
регламента ТАСИС имеются хорошие перспективы дальнейшего получения
финансовых средств для реализации конкретных проектов в рамках сопредель-
ного сотрудничества (Карелия, Санкт-Петербург, Мурманская и Ленинградская
области).
Опыт по поддержке отечественных экспортеров. Помимо финансирова-
ния экспорта, основанного на возвратности полученных средств, и страхования,
осуществляющегося также на коммерческой основе, большое распространение
в Финляндии получила такая форма государственного стимулирования, как
субсидирование экспорта, которое предполагает оказание помощи со стороны
государства на безвозмездной основе. К основным мероприятиям по субсиди-
рованию экспорта можно отнести:
o налоговые льготы, предоставляемые для содействия строительной ин-
дустрии и металлопромышленности;
o налоговые льготы судовладельцам;
o возврат импортной пошлины (в случае, если импортированные товары
используются в производстве экспортных);
o освобождение от внесения уравнительных платежей;
o освобождение от уплаты НДС по экспорту (это положение распростра-
няется и на импорт товаров, используемых в производстве экспортной продук-
ции);
o систему выравнивания цен на сырье для пищевой промышленности;
o дотации отечественным экспортерам сельскохозяйственной продукции;
o снижение транспортных тарифов;
o выравнивание фрахтовых ставок;
o региональные транспортные субсидии (предназначены для стиму-
лирования перевозок через порты Северной Финляндии и Сайменского канала);
o государственные субсидии, направляемые на развитие экспорта товаров
(предназначены в основном для фирм, стремящихся выйти на новые рынки);
66
o содействие маркетингу и сбыту экспортных товаров (Министерство тор-
говли и промышленности);
o субсидирование участия в выставках (Министерство торговли и про-
мышленности, «Финпро» – бывший Союз внешней торговли);
o субсидирование проведения экспортных компаний (Министерство тор-
говли и промышленности);
o сбор и распространение информации («Финпро» и региональные торго-
вые палаты);
o обучение персонала для осуществления экспорта («Финтра» – бывший
Фонд экспортного обучения).
Возможны и некоторые другие формы субсидирования. Заявление на по-
лучение дотации могут подавать все зарегистрированные в Финляндии фирмы
и объединения экспортных фирм. Помимо экспорта товаров дотации могут вы-
плачиваться для экспорта технологий, лицензий, ноу-хау и услуг, при этом они
могут покрывать не более 50% от общих расходов в течение двух лет.
Таким образом, нами выявлены основные факторы, определяющие внеш-
неэкономическую политику Финляндии, механизмы регулирования которой
далеко не в полном объеме подконтрольны правительству страны. В их основе
лежит общая торговая политика ЕС, определенная едиными принципами в том,
что касается изменения тарифных ставок, заключения тарифных и торговых со-
глашений, унификации мер по либерализации экспортной политики, а также
мер по защите торговли, которые применяются в случае демпинга или субсиди-
рования. Проделанный анализ помог определить особенности их влияния на
финляндско-российское экономическое сотрудничество.

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров