Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Заказ научной авторской работы

Объективная предпочтительность в межрегиональном приграничном экономическом сотрудничестве

Сотрудничество между Россией и Финляндией в сопредельных регионах
осуществляется на основе межправительственного Соглашения от 20 января
1992 г., регулирующего развитие приграничного сотрудничества на территори-
ях по обеим сторонам российско-финляндской государственной границы. Со-
трудничество развивается на Северо-Западе России: в Мурманской области,
Республике Карелия, Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
Приграничное экономическое сотрудничество, обеспечивая непосредст-
венное участие средних и малых фирм-исполнителей обеих стран, закладывает
основы для их долговременной совместной работы. Интерес России состоит в
финансовом обеспечении стартового периода (исследования и ТЭО) для более
крупных проектов, налаживании прямых устойчивых связей приграничных
партнеров, использовании ноу-хау. Как показывает проведенный анализ, мно-
гие приграничные проекты после стартового этапа технического финансирова-
ния продолжаются, но уже на инвестиционной или коммерческой основе. Вы-
95
явленные в процессе диссертационного исследования резервы финляндско-
российского приграничного экономического сотрудничества позволят, на наш
взгляд, ускорить развитие торгово-экономических отношений между двумя
странами. Более того, сотрудничество Финляндии и России в сопредельных ре-
гионах является одним из приоритетных направлений двустороннего сотрудни-
чества, которое связано с торгово-экономическим, инвестиционным, гумани-
тарным и многосторонним в рамках ЕС региональным взаимодействием двух
стран.
Региональное сотрудничество и сотрудничество в приграничных регио-
нах, представляя собой уникальную форму сотрудничества между Россией и
Финляндией, а через нее и ЕС, имеет глубокие исторические корни. Цель со-
трудничества на уровне Финляндии и регионов России – взаимовыгодное раз-
витие таких форм взаимодействия, которые содействуют стабильному эконо-
мическому и социальному развитию этих регионов и расширению участия их в
международном разделении труда, услуг, капитала и товаров, что делает важ-
ным развитие региональных отношений в следующих направлениях:
o расширение сферы сотрудничества между органами управления и
деловыми кругами Финляндии и российских регионов;
o содействие торговле и экономической деятельности между Фин-
ляндией и регионами России как одно из важных и приоритетных направлений
в дву- и многосторонней торгово-экономической системе;
o совместная проработка приоритетных для регионов инвести-
ционных проектов с поиском источников их финансирования;
o поддержка проектов, содействующих развитию предпринима-
тельства, торговли, улучшению условий транспортировки пассажиров и грузов,
таможенного их оформления и улучшающих экономическую и социальную,
муниципальную инфраструктуру приграничных и других регионов;
96
o совместная целенаправленная работа с международными фи-
нансовыми институтами и инвесторами «третьих стран», в первую очередь с
европейскими финансовыми институтами и фондами;
o участие деловых структур в инвестировании проектов про-
мышленного назначения на региональном уровне и обеспечение условий для
возможного совместного их исполнения;
o содействие инвестициям, осуществляемым отдельными пред-
приятиями и фирмами стран в соответствии с прямыми договоренностями, не-
зависимо от их формы собственности, территориальной и ведомственной при-
надлежности и без какого-либо участия федеральных и региональных государ-
ственных организаций;
o способствование деятельности различных общественных ор-
ганизаций, в том числе по линии национальных и региональных торговых па-
лат, Финско-Российской торговой палаты, сотрудничества городов-побратимов;
o защита окружающей среды и снижение экологических рисков;
o развитие туризма и просветительно-культурных связей;
o совместные мероприятия в области здравоохранения, социального
обеспечения населения и обучения кадров.
Межправительственная Группа развития сотрудничества сопредельных
регионов, созданная в соответствии с Соглашением 1992 г., под руководством
министерств иностранных дел России и Финляндии осуществляет совместную
координацию приграничного сотрудничества. В качестве постоянных органов
Группы работают четыре региональные подгруппы: Мурманская область –
Финляндия, Республика Карелия – Финляндия, Санкт-Петербург – Финляндия
и Ленинградская область – Финляндия, а также рабочая группа по вопросам ус-
ловий реализации и финансирования совместных проектов.
Роль межправительственной Группы состоит в оптимальном сочетании
государственной координации и поддержки с региональными интересами и
инициативой, в создании благоприятных условий для осуществления согласо-
97
ванных проектов. На IX сессии Группы в Мурманске принята российско-
финляндская Комплексная программа на 2001 – 2003 гг. В ней обращается осо-
бое внимание на состыковку приграничного сотрудничества с программой ЕC
«Северное измерение» и другими международными программами и проектами
по Северо-Западу России. Общий объем международного финансирования про-
грамм и проектов, охватывающих, в том числе и российские регионы, состав-
лял в 2001 г. 670 млн. евро [25. С. 65; 26. С. 68]
В состав Группы с российской стороны входят руководители региональ-
ных подгрупп, а также с учетом тематики рассматриваемых вопросов пред-
ставители аппарата правительства Российской Федерации, конкретных
министерств и ведомств: Минэкономразвития, Минфина, Министерства
энергетики, Минатома, Минтранса, МВД, МПС, Минсельхозпрода, Минпром-
науки, Минкультуры, ФПС, Минприроды, ГТК, Минсвязи, Госатомнадзора,
российского Бюро ТАСИС.
С финской стороны в состав Группы входит руководство сопредельных
губерний – Лапландии, Центральной и Восточной Финляндии, местных комму-
нальных союзов, а также министерств – торговли и промышленности, финан-
сов, сельского и лесного хозяйства, внутренних дел, транспорта, экологии,
здравоохранения и социального обеспечения, просвещения.
Правительство Финляндии в мае 1998 г. одобрило национальную Страте-
гию приграничного сотрудничества. В ней упор делается на вопросы укрепле-
ния демократии и развитие демократических институтов, гуманитарные и при-
родоохранные аспекты сопредельного сотрудничества. Цель экономического
сотрудничества в сопредельных регионах – взаимовыгодное развитие таких
форм взаимодействия между Россией и Финляндией в предусмотренных в Со-
глашении 1992 г. регионах Российской Федерации, которые содействуют ста-
бильному экономическому и социальному развитию этих регионов, их подклю-
чению к новым формам региональных связей.
98
Программа определяет долговременные приоритетные направления
приграничного сотрудничества, которыми являются охрана окружающей сре-
ды, развитие сельского и лесного хозяйства, а также пищевой промышленно-
сти, радиационная и ядерная безопасность, улучшение инфраструктуры и
развитие пунктов перехода границы, транспортного сообщения и телекоммуни-
каций, здравоохранение и социальное обеспечение, развитие управления,
улучшение предпосылок торгово-экономического сотрудничества. Приори-
тетные направления и цели совместной работы по отдельным регионам опреде-
ляются в рамках региональных подгрупп.
Совместные проекты в соответствии с упомянутой программой реализу-
ются во взаимно согласованных приоритетных областях. За подготовку проек-
тов с российской стороны отвечают местные и региональные власти совместно
с органами государственной власти Российской Федерации, а с финляндской –
отраслевые министерства совместно с органами власти регионального и мест-
ного уровней. Определение приоритетов и отбор проектов происходят в регио-
нальных подгруппах. Межправительственная Группа рассматривает и утвер-
ждает на ежегодных сессиях сводные перечни совместных проектов, реализуе-
мых в российских сопредельных регионах в соответствии с Соглашением.
Группа в рамках своей компетенции может вносить на рассмотрение прави-
тельств обеих стран рекомендации и предложения по развитию приграничного
сотрудничества.
Регулярное утверждение Группой приграничных проектов с указанием
конкретных исполнителей, источников и объемов финансирования позволяет
сторонам вести перспективное планирование, рассчитывать экономический
эффект и целесообразность предлагаемых проектов, увязку с соответствующи-
ми отраслевыми и региональными программами. Эти критерии ставятся сторо-
нами во главу угла при осуществлении работы по отбору и согласованию теку-
щих и перспективных проектов.
99
Финансирование совместных проектов может обеспечиваться привлече-
нием средств из различных источников. С российской стороны проекты фи-
нансируются за счёт средств, выделяемых из бюджета Федерации и бюджетов
регионов и/или за счёт собственных средств организаций и фирм, участвующих
в реализации проектов.
Финляндия участвует в финансировании совместных проектов за счёт
средств, предусмотренных в госбюджете для финансирования приграничного
сотрудничества в соответствии со Стратегией сотрудничества сопредельных
регионов, утвержденной правительством Финляндии. Средства, выделяемые из
госбюджета Финляндии, направляются прежде всего на предоставление фин-
ского ноу-хау и организацию обучения. Поддержка может быть оказана также
разработке различных обоснований и отчётов, связанных с инвестиционными
проектами в сфере инфраструктуры.
Рабочая группа по вопросам условий реализации и финансирования со-
вместных проектов осуществляет подготовку предложений по улучшению ус-
ловий выполнения совместных проектов, изучает возможности привлечения
дополнительных средств для их финансирования, проводит отбор имеющих для
обеих сторон государственное и межрегиональное значение приоритетных про-
ектов для организации софинансирования из различных источников. Для софи-
нансирования инвестиционных проектов на территории Российской Федерации
указанные средства госбюджета Финляндии могут использоваться лишь в спе-
циальных случаях – прежде всего это проекты в области охраны окружающей
среды и ядерной безопасности. При этом основная часть финансирования
должна обеспечиваться российской стороной и/или международными финансо-
выми институтами.
Из наиболее крупных проектов, рассматривавшихся в последнее время в
рамках Группы и ее органов, можно назвать российско-финляндский индустри-
альный комплекс (РФИК) в г. Светогорске (Ленинградская область). Прави-
тельство Российской Федерации дало ряд поручений по его созданию. Одним
100
из них является составляющих - возможность введения льготного режима для
международных инвесторов путем заключения межправительственного согла-
шения с Финляндией. Поддержав идею РФИК, финны изучают концепцию его
создания.
В рамках программы ЕС «Северное Измерение» существует проект «Ев-
роРоссия», продвигаемый финской стороной и нацеленный на увеличение объ-
емов иностранных инвестиций в российскую промышленность. Его цель – соз-
дание в Санкт-Петербурге бизнес-парка с льготным режимом для ряда финских
инвесторов на основе принятия у нас директивного решения о создании сво-
бодного склада производственного типа. В основу проекта положена следую-
щая идея: компании совместными усилиями могут достигнуть гораздо больших
результатов, чем одна фирма. Проект «ЕвроРоссия» является также составной
частью многонациональной программы ТЕДИМ, цель которой – создание усло-
вий для производства западными компаниями в России конкурентоспособной
продукции, а также ее продвижения на российский рынок.
В качестве экспериментальной территории для реализации проекта в Рос-
сии выбраны Санкт-Петербург и Ленинградская область.
В настоящий момент в проекте участвуют компании «Елкотек Нетвёрк»,
«Ифоре» (электронная промышленность), «Электорлюкс» (бытовая техника),
«Фацер» (пищевая промышленность), «Рауторуукки» (металлообрабатывающая
промышленность) и «Сонера» (телекоммуникации). Со стороны России в про-
грамме участвуют пока несколько компаний: ОАО «Пирометр», ОАО «Мори-
он» и АООТ «Сервис-фирма «Ардис»».
Проект «ЕвроРоссия» состоит из ряда программ развития.
Программа по вопросам таможенной очистки будет способствовать раз-
витию логистики от границы прямо до заводов, созданию свободных складов,
снижению высоких таможенных пошлин на различные компоненты.
101
Программа инноваций направлена на развитие сети субпоставщиков, кон-
тактов между финскими и российскими инновационными и технологическими
центрами (сейчас в сеть входит более 20 центров).
Каждый проект имеет финского и российского председателя. Во всех
проектах развития участвуют высокопоставленные представители официаль-
ных органов и представители фирм.
Проект «ЕвроРоссия» должен оказать значительное влияние на развитие
промышленности в России (в частности, в Санкт-Петербурге и Ленинградской
области) и способствовать созданию новых рабочих мест и развитию фирм-
субпоставщиков.
Проект «Еврорегион Карелия» направлен на создание общих с финнами
органов координации приоритетных направлений с подключением финансиро-
вания Евросоюза. В Мурманской области наряду с масштабной модернизацией
Кольской АЭС реальную отдачу приносят проекты по оленеводству и развитию
природоохранных зон, картофелеводству и обучению. В Республике Карелия
действуют программы сотрудничества по предотвращению чрезвычайных си-
туаций, лесопользованию и лесовосстановлению, овощеводству; в Санкт-
Петербурге – программы реконструкции исторического центра города, сотруд-
ничества в области социальных дел и здравоохранения, строительства кольце-
вой автодороги, модернизации юго-западных очистных сооружений (ЮЗОС); в
Ленинградской области – это проекты по передаче технологий в области сель-
ского хозяйства, совершенствованию системы жилищно-коммунального хозяй-
ства, выпуску первого тома Красной книги, сохранению биоразнообразия Севе-
ро-Западного региона.
Суть российских обязательств по ст. 6 Соглашения 1992 г. состоит в том,
что «совместные проекты, полностью финансируемые финской стороной на
безвозмездной основе, квалифицируются как предоставление технической по-
мощи и освобождаются от уплаты таможенных пошлин по российскому зако-
нодательству. В отношении проектов, финансируемых частично за счет фин-
102
ских безвозмездных средств, предусматривается освобождение поставок от та-
моженных пошлин лишь в пропорциональном этому вкладу размере. Льготы по
местному налогообложению применительно к совместным проектам могут
предоставляться администрациями регионов, где они реализуются. За 10 лет
стороны достигли понимания, что преференции касаются не всех российско-
финляндских приграничных проектов, а только тех из них, получивших назва-
ние «совместный проект», которые осуществляются полностью или частично
на бюджетные средства финской технической помощи» [53. С. 14].
В мае 1999 г. вступил в силу федеральный закон «О внесении изменений
и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о на-
логах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные
фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Россий-
ской Федерации», судьба которого давно волновала финскую сторону. Вступ-
ление в силу закона и постановления Правительства Российской Федерации №
1046 от 17 сентября 1999 г. «Об утверждении порядка регистрации проектов и
программ технической помощи (содействия), выдачи удостоверений, под-
тверждающих принадлежность средств, товаров и услуг к технической помощи
(содействию)» позволяет обеспечить полное выполнение российской стороной
обязательств по предоставлению не только таможенных, но и федеральных на-
логовых льгот в соответствии со ст. 6 Соглашения. Эта практика распространя-
ется на все страны, предоставляющие техническую помощь России.
Вопросы отнесения поставляемых грузов к технической помощи куриру-
ет Комиссия по вопросам международной технической помощи при Правитель-
стве России (под эгидой Минэкономразвития). В соответствии с установлен-
ным порядком проекты технического содействия с Финляндией в области при-
граничного сотрудничества, утвержденные VII сессией Группы, зарегистриро-
ваны в Минэкономразвития России (протокол № 7 от 9 декабря 1999 г.) [49 С.
23].
103
Предоставляя средства, финская сторона на уровне региональных под-
групп вносит собственные предложения по новым проектам и фирмам-
исполнителям. Регламент Группы позволяет обеспечивать паритетное со-
гласование. Российские региональные администрации по линии действующих
экспертных советов оценивают предложения финнов и рекомендуют соответ-
ствующим подгруппам принять нужные региону проекты, а также направляют
МИД Финляндии собственные предложения по проектам. В итоге проекты
предварительно согласовываются с финской стороной на заседаниях регио-
нальных подгрупп и представляются на утверждение ежегодных сессий Груп-
пы.
Возросла значимость использования ведомственного экспертного потен-
циала для оценки качества предлагаемых и реализуемых проектов. В ходе сес-
сий ведомства не только комментируют итоги работы региональных подгрупп,
но могут вносить и собственные предложения по новым проектам.
Учитывая ограниченность финских бюджетных, а также российских фи-
нансовых средств и готовность ряда международных институтов финансиро-
вать хорошо проработанные и согласованные проекты в России, стороны отра-
батывают варианты софинансирования совместных проектов из различных ис-
точников по линии программ Евросоюза ТАСИС и ИНТЕРРЕГ.
По новому регламенту ТАСИС существенная доля средств (до 20%) мо-
жет идти на инфраструктурные проекты, создание производственной базы,
включая вклады в уставный фонд СП в сопредельных российских территориях.
В рамках ТАСИС действует специальная подпрограмма по трансграничному
сотрудничеству (ТАСИС/трансграничное сотрудничество). Совместно с Бюро
ТАСИС в Москве налажена работа по координации выполнения проектов в це-
лях недопущения параллелизма и распыления средств российских финансовых
источников. Предоставление заявок по программе ТАСИС/трансграничное
сотрудничество осуществляется местными органами власти российской сторо-
104
ны совместно с партнерами ЕС. Данные проекты могут выполняться только в
России.
Программа ИНТЕРРЕГ рассчитана для местных проектов, осуществ-
ляемых в финляндских приграничных регионах и содействующих сопредель-
ному сотрудничеству.
Учитывая, что ряд проектов ТАСИС и ИНТЕРРЕГ выполняется «на сты-
ке» (автомобильные и железные дороги, обустройство КПП, телекоммуника-
ции, экологический мониторинг и т.п.), решено активизировать работу по их
состыковке, в том числе в рамках Комиссии европейского сообщества (КЕС). С
финской стороны ее осуществляют три административных комитета ИНТЕР-
РЕГ (Баренцев, Карелия и Юго-Восточная Финляндия), в работе которых при-
нимают участие российские представители.
Мандат рабочей группы по вопросам условий реализации и финансиро-
вания совместных проектов включает как определение возможных источников
дополнительного финансирования, так и отбор имеющих государственное и
межрегиональное значение проектов для организации софинансирования из
различных источников.
Наряду с указанными регионами финны наращивают взаимодейст-
вие и с другими субъектами Федерации. Соглашения по развитию торговли и
инвестиционной деятельности заключены между Министерством торговли и
промышленности Финляндии и администрациями следующих российских ре-
гионов: Республик Башкортостан, Коми, Саха, Татарстан, Нижегородской, Тю-
менской, Свердловской, Самарской областей и Ненецкого автономного округа.
Финны явились инициаторами налаживания трехстороннего диалога с эконо-
мическими кругами США, Канады и отдельных стран ЕС по подключению их
инвестиционного потенциала к проектам двустороннего сотрудничества как на
Северо-Западе России, так и в рамках нового многостороннего проекта «биз-
нес-парка», простирающегося вдоль магистрали Санкт-Петербург – Москва.
105
В 2000 г. на содействие сотрудничеству в сопредельных российских ре-
гионах в бюджете Финляндии была предусмотрена сумма в размере около 60
млн. фин. марок из 231 млн. фин. марок, выделенных для стран, представ-
ляющих интерес для Финляндии, включая Россию, государства Балтии и Вос-
точной Европы, из которых 181 млн. фин. марок направлено на указанные цели
по линии МИД и около 50 млн. фин. марок – по линии других министерств и
ведомств [53. С. 15].
В рамках сопредельного сотрудничества между двумя странами уже реа-
лизовано свыше 400 проектов, в стадии реализации находятся еще около 200.
Наиболее важными из них являются проекты, обеспечивающие значительное
снижение сбросов загрязненных вод в Балтийское море в районе Санкт-
Петербурга. По оценке, общая сумма, необходимая для реализации указанных
проектов, составляет около 250 млн. долл. [53. С. 14].
Кроме Финляндии в реализации проектов принимают участие Швеция,
Дания, Германия, Великобритания и Франция. Вместе с ЕБРР в их инвестици-
онной поддержке участвуют Северный инвестиционный банк (СИБ) и Северная
экологическая финансовая корпорация (НЕФКО).
Оценивая в целом текущее состояние развития сотрудничества рос-
сийских регионов и Финляндии, можно предположить, что тенденция развития
сотрудничества на региональном уровне сохранится и в дальнейшем как весо-
мая составная часть двусторонних торгово-экономических отношений. Вместе
с тем, несмотря на позитивный характер развивающегося российско-
финляндского регионального сотрудничества, актуальными остаются вопросы
по привлечению иностранных инвесторов в экономику российских регионов,
оптимизации систем таможенного и налогового обложения, которые в сущест-
вующем виде не в полной мере способствуют реализации совместных проектов,
осуществлению технической и гуманитарной помощи.
Сотрудничество в сопредельных регионах формирует позитивный климат
для развития российско-финляндских отношений в целом, наращивания торго-
106
во-экономических связей обеих стран, поддержания устойчивого взаимодейст-
вия органов регионального управления, конструктивной работы вовлеченных в
реализацию проектов деловых кругов и организаций, выполнения смежных
двусторонних соглашений, вносит реальный вклад в создание условий для бес-
препятственных обменов, развития делового партнерства, контактов между
людьми.
Сотрудничество России и Финляндии в сопредельных регионах – одно из
приоритетных направлений двустороннего партнерства. Оно напрямую состы-
ковывается с торгово-экономическим, инвестиционным и многосторон-
ним региональным взаимодействием, а также с одобренной Европейским сою-
зом финской идеей концепции «Северное измерение ЕС».
Необходимо отметить, что правительствам двух стран необходимо всяче-
ски содействовать развитию и углублению делового сотрудничества между
Финляндией и субъектами РФ в рамках межправительственного соглашения о
сотрудничестве сопредельных регионов, осуществляемого внешнеполитиче-
скими ведомствами стран и действующими соглашениями (протоколами) меж-
ведомственного значения между Министерством торговли и промышленности
Финляндии и администрациями соответствующих субъектов РФ о содействии
развитию торговли и экономического сотрудничества. С другой стороны, необ-
ходимо продолжать работу по возможному расширению географии вовлекае-
мых в международное разделение труда, капитала и товаров российских регио-
нов, проведению более целенаправленного и крупномасштабного сотрудниче-
ства с обеспечением конкретных результатов, представляющих взаимный инте-
рес для обеих стран.

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров