Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Говорим по-английски: Учебно-методическая разработка. /Сост.: Та- расенко В.Е. и др. ГОУ ВПО «СибГИУ». – Новокузнецк, 2004. – 28с. (3)
(Методические материалы)

Значок файла Семина О.А. Учебное пособие «Неличные формы глагола» для студентов 1 и 2 курсов, изучающих английский язык (2)
(Методические материалы)

Значок файла Семина О.А. Компьютеры. Часть 1. Учебное пособие для студентов 1 и 2 курсов, изучающих английский язык. /О.А. Семина./ – ГОУ ВПО «СибГИУ». – Новокузнецк, 2005. – 166с. (2)
(Методические материалы)

Значок файла З. В. Егорычева. Инженерная геодезия: Методические указания для студентов специальности 170200 «Машины и оборудование нефтяных и газовых промыслов» дневной и заочной формы обучения. – Красноярск, изд-во КГТУ, 2002. – 60 с. (1)
(Методические материалы)

Значок файла СУЧАСНИЙ СТАН ДЕРЖАВНОЇ ПІДТРИМКИ РОЗВИТКУ АГРАРНОГО СЕКТОРА УКРАЇНИ (1)
(Статьи)

Значок файла ОРГАНІЗАЦІЙНО-ФУНКЦІОНАЛЬНІ ЗАСАДИ ДЕРЖАВНОГО ПРОТЕКЦІОНІЗМУ В АГРОПРОМИСЛОВОМУ КОМПЛЕКСІ УКРАЇНИ (3)
(Статьи)

Значок файла Характеристика контрольно-наглядових повноважень центральних банків романо-германської системи права (3)
(Рефераты)


Заказ научной авторской работы

Основы концепции разработки бюджета предприятия

Одной из главных функций управления промышленным предприятием
является планирование его деятельности с последующим контролем за
реализацией принятых планов. Следует отметить, что если в условиях
социалистической системы управления основой методологии планирования
являлась его централизация по принципу «сверху вниз», то для рыночных
отношений основным требованием эффективного управления выступает
планирование согласованной работы всех подразделений предприятия в целях
организации эффективного поступления и использования его активов,
обеспечивающее динамичное развитие бизнеса. Существенное возрастание
роли внутрифирменного планирования в условиях рыночных отношений
связано с тем, что потенциальные инвесторы решаются на финансирование
предприятия, только тщательно взвесив все возможные риски, и
останавливаются на предполагаемом варианте производства
конкурентоспособной продукции на основе поиска, оценки и отбора всех
возможных альтернатив оптимального использования ограниченного
количества ресурсов.
Оперативное планирование работы предприятия и последующий
контроль исполнения плановых заданий невозможны без формирования
бюджета, как основного инструмента гибкого управления, обеспечивающего
высшее руководство точной, полной и своевременной информацией о
реализации мероприятий по достижению целей развития хозяйствующего
субъекта. Несмотря на то, что термин «бюджет», происходящий от
французского слова «bougett», означающего «кожаная сумка», первоначально
употреблялся в Англии с 1870 года как название документа, заключавшего в
себе утвержденный парламентом план доходов и расходов государства [12.
С. 184 – 185], применительно к отдельному экономическому субъекту
«бюджет» рассматривается как метод учета, позволяющий сравнивать
фактические результаты с плановыми показателями, а также как эффективный
инструмент для принятия решений, с помощью которого высшие менеджеры
предприятия обеспечивают наиболее рациональное использование имущества
собственников.
По определению Института дипломированных управляющих бухгалтеров
по управленческому учету (США) бюджет – это «количественный план в
денежном выражении, подготовленный и принятый до определенного периода,
обычно показывающий планируемую величину дохода, которая должна быть
достигнута, и (или) расходы, которые должны быть понижены в течение этого
периода, и капитал, который необходимо привлечь для достижения данной
цели» [120. С. 86].
По мнению Р. Энтони (R. Anthony), «бюджет представляет собой план,
выраженный в количественных, обычно денежных, показателях, охватывающих
заданный период времени, как правило, год»* [144. С. 898]. Не менее точное
определение приводят английские экономисты Дж. К. Шим и Дж. Г. Сигел,
объясняя термин «бюджет» как «…количественный план деятельности
предприятия и выполнения программ, представляющий собой связанный набор
финансовых (активы, собственный капитал, доходы и расходы и т. д.) и (или)
натуральных (объем произведенной продукции и оказанных услуг и пр.)
экономических показателей деятельности компании…». По их мнению, бюджет
описывает «…цели компании в терминах выполнения конкретных финансовых
и операционных задач…» [138. С. 456] и представляет собой «…набор
финансовых прогнозов или финансовых планов…» [138. С. 459]. Аналогичной
точки зрения придерживаются Б. Нидлз (B. Needles), С. Миллз (S. Mills) и Г.
Андерсон (H. Anderson), определившие бюджет как «план действий, который
прогнозирует будущие экономические операции, хозяйственную деятельность
и результаты в финансовых или нефинансовых показателях»** [146. С. 264].
__________________________________
* - “A budget is a plan of action that forecasts future transactions, activities, and events in financial or nonfinancial terms.”
** - “A budget is a plan expressed in quantitative, usually monetary terms, covering a specified period of time, usually one year.”
Для современного промышленного предприятия бюджетирование – это
система согласованного управления отдельными его подразделениями на
основе систематической обработки экономической информации в условиях
динамично изменяющегося бизнеса. При этом основная задача
бюджетирования заключается в повышении эффективности работы
хозяйствующего субъекта на основании целевой ориентации и координации
всех событий, охватывающих изменение хозяйственных средств предприятия и
их источников, выявлении рисков и снижения их уровня, а также повышения
гибкости в функционировании экономического субъекта.
Термин «бюджет» в последние годы занял прочное место в работах
российских экономистов. Так, Е.С. Стоянова рассматривает бюджет
предприятия как «…количественное воплощение плана, характеризующее
доходы и расходы на определенный период, и капитал, который необходимо
привлечь для достижения заданных планом целей…» [126. С. 411], что
практически совпадает с мнением практикующих американских бухгалтеров.
Аналогичное определение встречается и у профессора И.А. Бланка,
который рассматривает бюджет как «…оперативный финансовый план,
разрабатываемый обычно в рамках до одного года, отражающий расходы и
поступления средств по отдельным направлениям хозяйственной деятельности,
отдельным видам операций, отдельным инвестиционным проектам ...» [20.
С. 490]
Следует отметить, что российские экономисты постоянно подчеркивают,
что бюджет как инструмент управления экономикой предприятия позволяет
научиться не только управлять финансами, но и регулировать отношения как
внутри хозяйствующего субъекта, так и с внешней средой. Согласно концепции
В.Н. Самочкина, бюджет «…представляет собой выраженные в конкретных
показателях цели, альтернативы достижения целей, последствия воздействия
альтернатив на цели, фактические результаты реализации управленческих
решений, отклонения от запланированных результатов…» [43. С. 200].
По определению В.В. Ковалева бюджет – это «…детализированный план
деятельности предприятия на ближайший период, который охватывает доход от
продаж, производственные и финансовые расходы, движение денежных
средств, формирование прибыли предприятия…» [72. С. 153]. Кроме того, он
выделяет ключевые различия понятий «план» и «бюджет» по трем признакам:
показатели, горизонт планирования, предназначение. Так, по мнению
В.В. Ковалева, для плана характерно использование любых, в том числе и
неколичественных, показателей и различный горизонт планирования, а при
формировании бюджета применяют в основном стоимостные показатели и
горизонт планирования устанавливают в пределах одного года [69. С. 295].
Предназначение плана – «…формулирование целей, которые нужно
достигнуть, и способов достижения», а предназначение бюджета –
«…детализация способов ресурсного обеспечения выбранного варианта
достижения целей» и быть средством «текущего контроля исполнения
плана…» [69. С. 295].
Согласны с приведенной точкой зрения А.М. Карминский [79. С. 78],
Н.Г. Данилочкина [80. С. 65] и др. авторы, которые рассматривают бюджет как
выраженный в экономических показателях результат оперативного
планирования, требующий от высшего руководства конкретных действий в
области управления предприятием. По их мнению бюджет – это
количественное выражение плана деятельности предприятия в целом или
отдельных его подразделений.
Некоторые известные экономисты, например А.Д. Шеремет [120. С. 84 –
85], определяют бюджет как «финансовый план действий» и отмечают
соответствие термина «бюджет» термину «смета», подчеркивая тем самым
связь процесса оперативного планирования как одной из функций управления с
управленческим учетом.
Проводит в своих работах данную мысль и И.А. Бланк, который
рассматривает широко используемый в настоящее время термин
«бюджетирование» как «…процесс разработки конкретных бюджетов в
соответствии с целями оперативного планирования…» [20. С. 490].
По мнению В.Н. Самочкина, «…бюджетирование – это система
согласованного управления подразделениями предприятия в условиях
динамично изменяющегося, диверсифицированного бизнеса…» [43. С. 200].
Не противоречит данным высказываниям и позиция Е.С. Стояновой, для
которой «…процесс бюджетирования является составной частью финансового
планирования, т. е. процесса определения будущих действий по формированию
и использованию финансовых ресурсов…» [126. С. 409].
Необходимо отметить, что помимо общепринятого термина
«бюджетирование» у Н.Н. Тренева [116. С. 108] встречается термин
«бюджетинг», что, однако, не изменяет общепринятого смысла и означает
составление бюджета, сметы и, в конечном итоге, равнозначно финансовому
планированию.
Роль и место бюджетирования в общей системе финансового
планирования достаточно полно характеризуются функциями бюджета. Так,
И.Т. Балабанов выделяет четыре функции бюджетирования: планирование,
координирование, стимулирование и контроль [12. С. 186 – 187]. А.Д. Шеремет
к вышеуказанным функциям бюджета добавляет еще две: оценка
эффективности работы предприятия и обучение менеджеров [120.С. 87 – 89].
Е.С. Стоянова рассматривает только пять функций бюджета: планирование,
коммуникация и координация, ориентация на достижение задач, контроль,
повышение профессионализма [126. С. 411 – 412], опуская оценку
экономической эффективности принимаемых решений и стимулирование
трудового коллектива.
Следует отметить, что отсутствие среди экономистов единогласия в части
определения функций бюджетирования определяется тем, что, как верно
подчеркивает В.Н. Самочкин, выделяя только две из них – планирование и
контроль, изменение функций бюджета находится в зависимости от фазы его
формирования и реализации [43. С. 202].
Практический опыт составления бюджетов на промышленных
предприятиях, обобщенный А.М. Карминским и др. авторами, позволяет
выделить пять основных принципов бюджетирования [79. С. 78 – 79].
1. Согласование целей, требующее, чтобы процесс бюджетирования начинался
«снизу вверх», т. к. нижестоящие руководители лучше владеют ситуацией
на рынке и со своей стороны обеспечат реализуемость бюджетных величин.
Далее, после согласования бюджетных планов с вышестоящими
руководителями, обеспечивающим соответствие целям предприятия,
процесс меняет направление и реализуется по схеме «сверху вниз».
2. Установление приоритета в отношении задачи координации
бюджетирования, что обеспечивает использование дефицитных ресурсов в
наиболее выгодном направлении.
3. Соподчиненность, предполагающая, что каждое подразделение предприятия
планирует и отвечает только за те экономические показатели, на которые
оно оказывает влияние.
4. Ответственность, предусматривающая передачу каждому подразделению
функции контроля за исполнением своей части бюджета вместе с
полномочиями осуществлять при необходимости координирующие
мероприятия.
5. Постоянство целей, предполагающее, что установленные базовые величины
принципиально не меняются в течение планируемого периода.
К указанным принципам, по нашему мнению, целесообразно добавить
еще несколько.
6. Последовательность, которая предполагает, что бюджет формируется в
соответствии с учетной политикой предприятия, применяемой
последовательно от одного отчетного периода к другому.
7. Соответствие финансовому (бухгалтерскому) учету, предусматривающее
формирование бюджетных таблиц таким образом, чтобы прогнозные
данные были идентичны сведениям, находящим отражение в бухгалтерских
проводках, что позволит не только значительно облегчить процесс
составления бюджета, но и достаточно оперативно осуществлять анализ его
выполнения, не создавая при этом дополнительных информационных
потоков.
8. Взаимосвязь различных технико-экономических показателей,
присутствующих в бюджетах различных уровней, что обеспечивает
согласованность и преемственность входных и выходных параметров
развития предприятия, обеспечивающих принятие действенных
управленческих решений, и позволяет моделировать последствия
осуществления последних.
Таким образом, современное внутрифирменное планирование и
управление, основанное на системе бюджетирования, представляет собой
целенаправленные, последовательные, а также ограниченные определенными
принципами действия, позволяющие разрабатывать сбалансированные и
оптимальные планы развития предприятия, увязанные на конечные цели его
существования. При этом необходимо обеспечить не только интересы
собственников хозяйствующего субъекта, но и государства, а также партнеров,
заинтересованных в долгосрочном сотрудничестве с предприятием.

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров