Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Заказ научной авторской работы

Специфика финансовых отношений ФПГ

В предыдущем параграфе мы рассматривали в основном общеэкономические предпосылки создания ФПГ, их организационные и правовые аспекты. На наш взгляд, в современной литературе практически не освещаются финансовые вопросы создания ФПГ. К сожалению, в данной работе мы не можем останавливаться на всех сторонах указанной проблемы, так как комплексное исследование только этой составляющей охватывает достаточно широкий спектр вопросов: теории снижения рисков, налогообложения, ликвидации и слияния предприятий, банкротства.

Непосредственно с точки зрения финансовой составляющей необходимо вести речь прежде всего об оптимизации уровня издержек, повышения рентабельности, рационализации структуры капитала, обеспечивающей как повышение показателя ликвидности предприятий, так и обеспечение их финансовой независимости в целях повышения эффективности в целом в рамках ФПГ. Рассмотрение специфики финансовых отношений ФПГ необходимо начать с финансовых отношений хозяйствующего субъекта, с тем, чтобы дополнить это анализом специфических форм, присущих ФПГ как группе хозяйствующих субъектов, охватывающей отдельные предприятия и организации, методы формирования и использования фондов и доходов которых существенно отличаются.

Следует отметить, что понятие содержания финансов предприятий является и в настоящее время дискуссионным. В специальной литературе имеются десятки определений, которые зачастую не выражают специфику данной категории, а отражают лишь интуитивную позицию того или иного автора.

Изучение финансов имеет исторический характер. Анализ различных точек зрения на содержание финансов в трактовке зарубежных авторов достаточно полно изложен в работе профессора Сабанти Б.М. "Теория финансов"[1].

В. Даль в своем знаменитом "Толковом словаре живого великорусского языка" дает такое определение: "Финансы – государственная казна и счеты ее; все, что относится до прихода и расхода государства"[2]. Таким образом, для Даля не существует финансов кроме государственных. С точки зрения "классиков" социалистического периода таких как Дьяченко В.П., Александров А.М., Алахвердян Д.А., Вознесенский Э.А., Сабанти Б,М., следует отметить, что при наличии общегосударственной собственности на средства производства (а именно так можно охарактеризовать ситуацию в период осуществления административно-плановой экономики) финансы предприятий не были отделены от финансов государства.

Но в условиях рынка финансы предприятий существенно отличаются от общегосударственных. Рынок предполагает более широкий спектр инструментов формирования доходов и их перераспределения. И финансы, как категория, в настоящее время являются наиболее широким понятием. Существенный вклад в развитие науки о финансах предприятия в свое время внес А.М. Бирман. Для него было совершенно очевидно, что финансовый механизм должен быть неизмеримо гибче, оперативнее"[3].

В современных определениях Балабанова И.Т., Ковалева В.В., Шеремета А.К. финансы предприятий представляются и отождествляются как совокупность денежных отношений, связанных с формированием и распределением финансовых ресурсов. В качестве специфической определяющей ученые выделяют их индивидуальный оборот.

Рассматривая процесс общественного воспроизводства, выделяют три его стадии: производство, распределение и потребление. Финансовые отношения, связанные с формированием денежных доходов и накоплений, в специфической форме финансовых ресурсов, реально формируются на второй стадии, хотя потенциально образуются на стадии производства.

Относительная самостоятельность сферы финансовых отношений хозяйствующих субъектов определяется изменением во взаимоотношениях государства и предприятия. Если раньше государство в значительной степени регламентировало распределение совокупного общественного продукта на первичной стадии посредством централизованного нормирования и распределения, установления жестких норм амортизационных отчислений, тарифов оплаты труда, пропорций распределения прибыли внутри предприятия и в бюджет (что, собственно, и позволяло включать финансы предприятий в общую систему государственных финансов), то в современных условиях рамки государственного регулирования несколько сузились. В компетенции государства осталось установление минимальных величин норм отчислений в фонды социальной сферы, объекты и ставки налогообложения, минимальный уровень оплаты труда, уровень норм амортизационных отчислений, состав затрат, относимых на себестоимость продукции, товаров и услуг.

Некоторая часть финансовых отношений предприятий определяется гражданским законодательством. Выделение финансов хозяйствующего субъекта определяется также разнообразием и спецификой формирования и использования децентрализованных фондов - уставный капитал, резервный капитал, нераспределенная прибыль, а также денежного потока в форме амортизационных прибыли и отчислений. Другая причина - расширение спектра финансовых отношений предприятий: кроме отношений с государством (налоги и платежи во внебюджетные фонды), с работниками (заработная плата и удержания из неё), поставщиками и покупателями (формы способов и сроки оплаты), существует связь с финансовыми посредниками (привлечение и размещение денежных средств), инвесторами (в части формирования и использования капитала, выплаты дивидендов), другими предприятиями (например, внутрикорпоративное перераспределение средств). И все это опосредуется индивидуальным кругооборотом средств предприятия в денежной форме.

Специфика финансов определяется многообразием форм финансовых ресурсов. Поэтому, целесообразно будет дополнить приведенные выше определения. На наш взгляд, финансы предприятий представляют собой систему денежных отношений, связанных с реальным оборотом средств предприятий (денежными потоками), формированием капитала и его эффективным использованием в целях максимизации стоимости фирмы и прибыли. Средства предприятия сегодня имеют множество форм: это и акционерный капитал, и прибыль, доходы от операций с ценными бумагами, это и субвенции, и страховое возмещение.

Подведем некоторые итоги сказанному. В условиях рынка предприятие практически полностью обособлено от государства (лишь с некоторыми ограничениями): самостоятельно решает вопросы использования собственных и привлеченных средств и размещения их в активы (что раньше осуществлялось по нормативам), полностью использует в своем обороте средства амортизационных отчислений (значительная часть которых, а также собственных средств могли быть перераспределены вышестоящей организацией), самостоятельно выбирает формы расчетов с поставщиками и покупателями, включая различные формы зачетов и используя векселя; имеет возможность привлечения средств на финансовом рынке; получает не только кредиты банков, но и средства инвесторов; держит средства на счетах в разных банках; полностью распоряжается прибылью, оставшейся после уплаты налогов. Регламентация, как уже отмечалось, осуществляется в установлении величин норм отчислений в фонды социальной сферы, ставок налогообложения, минимального уровня оплаты труда.

Финансовые отношения в интегрированных структурах в России практически не изучались, хотя в 60-70-е годы активно создавались и функционировали производственные объединения (ПО) (см. прил.7).

Для производственных объединений того периода не всегда остро стоял вопрос об источниках финансирования, так как текущее финансирование было обеспечено увеличением удельного веса в составе оборотных средств кредитов, которые давали банки. В качестве форм кредитования выступало и кредитование по обороту, а затем по совокупному обороту. Кредит предоставлялся автоматически на оплату дебетового сальдо по ставке 1-2% при ставке платы за фонды - 6%. Кроме того, в конце декабря каждого года проводился межотраслевой зачет. Производственные объединения имели достаточно простой доступ к кредитным ресурсам, позволяющим решать проблему неплатежей, которые тогда не носили столь глобального характера. Наличие государственной системы банков, сравнительно легкий доступ к краткосрочным и долгосрочным кредитам, отсутствие высоких темпов инфляции не ставили вопроса о неплатежеспособности и банкротстве предприятий.

В результате недостаточно продуманной приватизации в 1991-1992 годы из бывших ПО создавались отдельные предприятия при единой технологической цепочке (часто на базе отдельных цехов), что повлекло увеличение себестоимости конечной продукции, и даже при низком уровне заработной платы значительная часть продукции потеряла конкурентоспособность. Увеличилось число убыточных предприятий.



[1] Сабанти Б.М. Теория финансов: Учебное пособие. - М.: Менеджер, 1998.

[2] Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка" в 4 т Т.4. М.:Универс, 1994. C.I 142,

[3] Бирман А.М. Экономические рычаги повышения эффективности производства. -М.: Мысль, 198 .С. 70

 

 

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров