Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Заказ научной авторской работы

Факторы влияния на предпринимательство

Рассмотрим теперь факторы, влияющие на предпринимательство. Их можно разделить на экономические, технологические, политико-правовые, институциональные, социо-культурные, демографические и природные факторы. Каждый из них влияет на распространенность всевозможных ресурсов и определенных качеств индивидов и общества в целом, которые важны для реализации предпринимательской деятельности.

К многочисленным экономическим факторам относятся: масштаб рынков и уровень их развития, величина и распределение доходов населения, уровень платежеспособного спроса и интенсивность конкуренции в отраслях, устойчивость национальной валюты, делающая возможными перспективные проекты с большими горизонтами реализации, наличие сбережений у населения и его готовность вкладывать их в национальную экономику, доступность кредитов для реального сектора экономики, состояние основных фондов и многое другое, что влияет на входные барьеры в отраслевой бизнес и деловые риски, а  в конечном итоге на предпринимательскую инициативу.

Говоря об общих экономических итогах последних лет (после финансового кризиса 1998 г.), следует отметить, что в целом они обусловлены пролонгированным эффектом девальвации рубля и высокой ценой на нефть на мировом рынке. За самый успешный 2000 г. производство промышленной продукции увеличилось более чем на 9%, а инвестиции в реальный сектор выросли на 18% – рекордный показатель за все годы реформ. В том же году, впервые после 1998 г., был отмечен рост реальных доходов населения, которые достигли 80% от уровня доходов в 1997 г.  и составил приблизительно 100 долл. в месяц. Однако уже с начала 2001 г. темпы роста стали снижаться,  дав в среднем за этот год темп роста в 5%.  На 2002 г. экономический рост запланирован правительством в размере всего  3,5%.  Реальный сектор, особенно машиностроение, сельское хозяйство, транспорт и др., продолжает сидеть на голодном пайке: несмотря на низкие банковские ставки, перераспределения капитала между отраслями не происходит – капитал либо остается за границей (общепризнанная оценка – свыше 200 млрд. долл.), либо направляется в ту же сферу, где он был заработан (т.е. в добывающий сектор, тем самым наращивая структурные диспропорции между добывающим и перерабатывающим секторами экономики).

Емкость внутренних рынков, особенно по товарам высокого уровня переработки, продолжает оставаться недостаточной из-за низкого платежеспособного спроса населения. Кризис 1998 г. резко сократил численность российского среднего слоя, являвшегося основным потребителем отечественной продукции высоких технологий, а слои с высоким уровнем доходов традиционно являются потребителями дорогих импортных товаров.

Внешние рынки для большинства российских производителей все еще трудны для работы из-за низкого качества товаров, обусловленного морально устаревшими технологиями, все еще применяемыми для их производства, слабости применяемых ими маркетинговых технологий (продвижения своих товаров и услуг), сопротивления фирм, традиционно выступающих на этих рынках (последний пример – весна 2002 г. – повышение импортных пошлин на российскую сталь в США) и т.п. Представляется, что укрепление российской экономики должно проходить по обоим направлениям – как увеличения емкости внутреннего рынка, так и энергичного проникновения на внешний рынок, поскольку без развития рынков никакое развитие промышленного производства невозможно.

Что касается устойчивости национальной валюты, то, согласно докладу "Реформирование российской экономики: основные задачи и проблемы", представленному съезду промышленников и предпринимателей  и работодателей в июне 2001 г., "экономика страны не защищена от резкой девальвации рубля (по образцу 1998 г.) и больших темпов инфляции (по образцу 1992 г.). В случае подобного разворота событий последствия будут значительно более трагичными, чем инфляционные потери населения в 1992 г. и в 1998 г.".  Никак не комментируя этот доклад и не определяя своего отношения к приведенной оценке (потому что обстоятельный анализ этого важного макроэкономического фактора лежит за пределами нашей темы),  мы приводим ее как одно из существующих авторитетных мнений, не замечать которое просто нельзя.

Основные фонды в экономике изношены до чрезвычайности: с учетом только физического износа (оставляя в стороне износ моральный – использование устаревших технологий) на замену накопленной в экономике устаревшей активной части основного капитала сегодня требуется  300-350 млрд. долл., а собственно машин и оборудования – 150-200 млрд. долл. Очевидно, что такая потребность в инвестициях значительно превышает реальные возможности экономики, и при существующем положении вещей ситуация в производственном секторе может все более и более обостряться. Поэтому необходимо срочно разработать государственную политику целенаправленного, системного противодействия этим опасным тенденциям.

Технологические факторы включают уровень развития национальной науки, техники и технологий. Вместе с социо-культурными факторами (уровнем образования в стране, социальным и психологическим климатом предпринимательства) они определяют возможности реализации предпринимательской инициативы на мировом уровне (мировой уровень новизны и качества исполнения), выхода предпринимательства за пределы национальных границ и, в конечном итоге, превращения национальной экономики в равноправного субъекта  мировой хозяйственной системы.

Оценки наличия в разных странах прорывных технологий будущего показали, что мировое разделение труда продолжает концентрироваться в 5-6 странах. Специалисты по-разному определяют эти технологии, и, по разным оценкам, их число составляет 50-60 технологий во всем мире. В России имеется 7-8 технологий, способных вывести ее в разряд передовых стран на мировом рынке. Среди них разработки в области атомной энергетики, композитных материалов, биотехнологий и ряд других. Естественно, что эти направления должны получать всемерную поддержку со стороны государства. Однако экономическую модель такой поддержки еще предстоит разрабатывать.

Политические и правовые факторы определяют стабильность отношения общества и государства, механизмы государственного управления и процедуры принятия общественно значимых решений, развитость отношений собственности, уровень развития гражданского права и правосознания в стране, механизмы взаимодействия хозяйствующих субъектов и их арбитраж и т.п. Все это обеспечивает надежность правовой среды предпринимательства на длительную перспективу, что позволяет накапливать сбережения, привлекать кредиты для обеспечения потребностей предпринимательского проекта в ресурсах, а также гарантирует справедливое распределение дивидендов от реализованного проекта.

Вообще проблема установления форм и меры влияния государства на рыночные процессы чрезвычайно важна для создания и поддержания благоприятной среды предпринимательства. Излишнее вмешательство государства в рыночные процессы ограничивает свободу предпринимательства, повышает барьеры вхождения в бизнес через затраты на преодоление сопротивления чиновничества деловой инициативе, что, увеличивая риски проекта, снижает перспективы его успешной реализации. С другой стороны, государство является важным посредником между хозяйствующими субъектами, обеспечивая им столь необходимую рыночную политико-правовую среду. Устранение государства из сферы регулирования рыночных процессов (крайний либерализм) ведет к высоким социальным издержкам, обусловленным рядом принципиальных несовершенств рынка[1]. Таким образом, должны быть установлены определенные формы и мера участия государства в рыночных процессах, которые определяются по критерию социальной и экономической эффективности рыночного механизма в стране и, в частности, эффективности предпринимательства. Невозможность применения простых и наглядных подходов к оценке адекватности конкретных форм и меры вмешательства государства в рыночные процессы, а также значительный лаг между принятым и осуществленным актом регулирования и его последствиями при существенно нестационарных условиях мировой экономики, делает задачу эффективного государственного регулирования чрезвычайно сложной экономико-политической проблемой. Эта проблема еще более усложняется наличием большого числа посторонних сигналов, возмущающих и затемняющих отклик рынка на конкретный акт регулирования, и, наконец, множеством субъективных подходов к оценке результатов регулирования, отражающих социально-экономические интересы различных социальных групп.

Для иллюстрации последствий непрозрачности процессов государственного регулирования экономики приведем следующий пример. Компанией "Pricewaterhouse & Cuppers"  в 2000 году было проведено исследование по оценке прозрачности экономик разных стран. Непрозрачность оценивалась по пяти позициям: влияние коррупции, экономико-политической непрозрачности, непрозрачности бухгалтерского учета и корпоративного управления, непрозрачности в регулировании экономики. Совокупный фактор рассчитывался по экспертным оценкам и переводился в налоговый эквивалент на доход. Россия в данном рейтинге получила совокупный фактор 84 балла с налоговым эквивалентом в 43%. Другими словами, непрозрачность экономики России равносильна взиманию дополнительного налога в 43% на доходы корпораций[2].

Институциональные факторы характеризуют степень развитости инфраструктуры рынка – банковской системы, системы страхования, распределительн

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров