Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Заказ научной авторской работы

Налоговая политика – важный фактор устойчивого и гармоничного функционирования предпринимательских структур

В создании условий для предпринимательской деятельности одна из ключевых ролей принадлежит налоговому регулированию. Налоговая составляющая проблем становления и функционирования российского предпринимательства выступает сегодня на первый план в связи с многочисленными кардинальными изменениями в российском налоговом законодательстве последнего десятилетия.  О том, что  налоги занимают не последнее место в развитии отечественного предпринимательства, свидетельствует, в частности тот факт, что 70% представителей теневого бизнеса, опрошенных  "Финансовыми Известиями", назвали причиной своей нелегальной деятельности именно неуверенность в стабильности российской налоговой системы и высокие налоги[1].

Общеизвестно, что главными отличительными особенностями рациональной системы налогообложения является ее тесная взаимосвязь со структурой экономики, реально складывающимися экономическими пропорциями, а также ориентация на цели экономического развития, прежде всего, на рост производства. Поэтому при разработке налоговой политики необходимо прежде всего четко определить ее целевую направленность и социально-экономические последствия ее реализации. При этом взаимоотношения государства и товаропроизводителей, складывающиеся в процессе налогообложения, должны строится на основе определенных принципов. Впервые эти принципы были сформулированы Адамом Смитом в работе "Исследования о природе и причинах богатства народов" (1776 г.):

"1. Подданные государства должны по возможности, соответственно своим способностям и силам участвовать в содержании правительства, то есть соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства. Всякий налог, заметим это раз навсегда, который в конечном счете падает только на один из трех вышеупомянутых видов дохода (рента, прибыль, заработная плата), является обязательно неравным, поскольку он не затрагивает двух остальных.

2. Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быль точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа - все это должно быть ясно и определенно для плательщика и всякого другого лица.

3. Каждый налог должен взиматься в то время или тем способом, когда и как плательщику должно быть удобней всего платить его.

4. Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из кармана народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства"[2].

Как видно из приведенного текста, А. Смит исходил из следующих принципов налогообложения:

- равномерность, то есть равнонапряженность налоговых изъятий, единство требований государства к налогоплательщикам, всеобщность налоговых правил;

- определенность, означающая четкость, ясность, стабильность основополагающих характеристик налоговой системы, их неизменность в течение длительного периода времени (это касается в первую очередь перечня взимаемых налогов, уровня налогового изъятия);

- простота и удобство, понимаемые в прямом смысле этих слов;

- умеренность налогов, уплата которых не ложится тяжким бременем на налогоплательщика.

Очевидно, что рационально построенная система налогообложения предполагает соблюдение этих принципов. Однако, как будет показано ниже, в российской практике они реализуются далеко не всегда. Для целей настоящего исследования интерес представляет анализ существующей налоговой системы с точки зрения ее влияния на предпринимательскую деятельность и становление цивилизованного предпринимательства.

По мнению некоторых экономистов, и особенно специалистов налоговой службы, сложившаяся к настоящему времени налоговая система России в целом отвечает требованиям рыночных отношений[3]. Более того, представители налоговых служб называют ее стабильной (например, директор Государственного научно-исследовательского института развития налоговой системы Д.Г. Черник считает, что одна из основных проблем налогообложения – стабилизация налоговой системы – решена с принятием Налогового Кодекса РФ[4]) и "положительно влияющей на экономическую политику хозяйствующих субъектов" (зам. руководителя Департамента налоговой политики и совершенствования налогового законодательства  МНС РФ Н.Н. Наумова)[5].

Действительно, на Налоговый Кодекс возлагались большие надежды в деле реформирования налоговой системы, направленного на снижение налоговой нагрузки на налогоплательщиков путем сокращения количества налогов и сборов и снижения ставок налогов. Формально эти вопросы в принятом Кодексе решены.

Однако более глубокий анализ налогового законодательства, а также механизма реализации налогообложения на практике свидетельствует о том, что о стабильности налоговой системы и ее адекватности существующим условиям хозяйствования говорить пока рано, а проводимые в области налогов реформы делают налоговый климат для российского предпринимателя все более тяжелым.

Об этом, в частности, говорят следующие данные. На 01.01.2002 г. в России зарегистрировано более 2,5 млн. предприятий и организаций-налогоплательщиков, треть из которых не представляет отчетность и не платит налоги; около 1,5 тысяч должны государству свыше 3 млн. рублей каждое; около 70 предприятий имеют индивидуальную задолженность более 100 млн. рублей (40% всей задолженности в бюджет); из 89 субъектов РФ не более десятка полностью выполняют свои налоговые обязательства[6].

Как известно, налогообложение, представляющее собой изъятие в пользу государства заранее фиксированной части дохода самостоятельно хозяйствующих субъектов, призвано выполнять две основные функции - фискальную и стимулирующую. В последнем случае государство путем изменения налоговых ставок и предоставления (отмены) налоговых льгот создает благоприятные либо неблагоприятные условия для товаропроизводителей, стимулируя или ограничивая их деятельность. Согласно теории оптимального управления экономикой, налоговая система выполняет стимулирующую функцию лишь в том случае, если общая сумма всех налоговых платежей не превышает порогового значения  изъятия прибыли предприятий и организаций, равного 35%.

В России существующая налоговая система стала не только еще более громоздкой по сравнению с дореформенной, но и гипертрофированной в сторону выполнения фискальной функции, суть которой заключается в формировании доходной части государственного бюджета на всех уровнях. О том, что именно на реализацию фискальной функции налогов направлена налоговая политика государства, свидетельствуют следующие данные. В структуре доходов федерального бюджета 2001 года неуклонно росла доля налоговых поступлений (см. табл. 16).

В январе-апреле 2001 года (то есть с принятием Налогового Кодекса РФ) налогоплательщики внесли в государственную казну в 1,6 раза больше налогов, чем за те же месяцы предыдущего года, при этом задание МНС РФ по сбору налогов за этот период было перевыполнено более чем на 30 млрд. руб. По итогам же 2001 года в бюджеты всех уровней поступило 1 трлн. 955,8 млрд. рублей налогов и сборов, что на 32% превышает аналогичный показатель 2000 года[7].

Как отмечалось выше, стимулирующее воздействие на материальное производство налоговая система оказывает через предоставление налоговых льгот и дифференцирование налоговых ставок. Следует заметить при этом, что некоторые современные американские исследователи пришли к выводу о неэффективности налоговых льгот, предлагая совместить полную их отмену со значительным общим снижением ставок налогообложения. Думается, разработчики Налогового Кодекса РФ решили пойти именно этим путем. Однако, по нашему мнению, в условиях еще не сформировавшихся подлинно рыночных отношений и низкой конкурентоспособности предприятий стимулирование деятельности определенных категорий предприятий через систему льгот представляется более целесообразным.



[1] Финансовые Известия, 2002, 12 марта.

[2] Смит А. Исследования о природе и причинах богатства народов. В кн.: Петти В., Смит А., Рикардо Д., Кейнс Дж., Фридмен М. Классика экономической мысли: Сочинения. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000, с. 78.

[3] См., например, Предпринимательство. Учебник под редакцией проф. В.Я.Горфинкеля, академика Г.Б.Поляка, профессора В.А.Швандара. - М., 2001, с. 521.

[4] Черник Д.Г. Налоговая реформа в посткризисный период // Налоговый вестник, 2001, № 7.

[5] Бухгалтерский учет, 2000, № 18.

[6] Экономика и жизнь, 2002, № 2, с. 30.

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров