Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Зимняя И.А. КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании (2)
(Статьи)

Значок файла Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: Учеб. пособие. – Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. – 175 с. (2)
(Книги)

Значок файла ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА: НОВЫЕ СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (2)
(Статьи)

Значок файла Клуб общения как форма развития коммуникативной компетенции в школе I вида (10)
(Рефераты)

Значок файла П.П. Гайденко. ИСТОРИЯ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ В ЕЕ СВЯЗИ С НАУКОЙ (10)
(Статьи)

Значок файла Второй Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурное многообразие: от прошлого к будущему»: Программа. Тезисы докладов и сообщений. — Санкт-Петербург: ЭЙДОС, АСТЕРИОН, 2008. — 560 с. (11)
(Статьи)

Значок файла М.В. СОКОЛОВА Историческая память в контексте междисциплинарных исследований (11)
(Статьи)


Заказ научной авторской работы

Проблемы малого предпринимательства в России

На пути перехода России к рыночной экономике возникает немало сложных проблем. Прежде всего, они обусловлены самой новизной рыночной экономики, особенностями возникающих новых хозяйственных структур.

Начиная с 1985 г. на территории бывшего СССР было предпринято несколько экономических программ перестройки экономики и перехода к рыночному хозяйству. Эти программы связаны либо с их авторами, либо с руководителями : программа Горбачева М.С. ( 1985-1989 гг.), программа Н.И. Рыжкова и Л.И. Абалкина ( 1989-1990 гг.), программа Г.А. Явлинского и С.С. Шаталина " 500 дней" ( неосуществленная 1990-1991 гг.), Е.Т.Гайдара. Несмотря на многие принципиальные различия, эти реформы имели общие узловые моменты.

Прежде всего, они были направлены на создание рыночной экономической среды, способствующей свободной конкуренции и препятствующей давлению монополизма. Последнее было особенно важно, так как экономика бывшего СССР отличалась высокой степенью монополизации и концентрации. Монополизация препятствовала проведению экономических реформ. В частности, в условиях освобождения цен предприятия-монополисты увеличивали прибыли не  за счет  наращивания производства и снижения его себестоимости, а за счет повышения цен. Для ограничения всевластия монополий было разработано антимонопольное законодательство, увеличено налогообложение сверхприбылей. Предусматривались мероприятия по стимулированию деятельности малого бизнеса, разгосударствлению и приватизации собственности. Предполагалось совершенствование финансово-кредитной системы, активизация противоинфляционного механизма, разработка бездефицитного бюджета; сокращение ассигнований  на поддержку неэффективных производств.

Разгосударствление и приватизация должны были способствовать преодолению государственного монополизма и стимулированию активности населения, ставшего собственниками средств производства. Первым этапом приватизации была так называемая " малая приватизация", передавшая в частную или коллективную собственность мелкие и средние предприятия в промышленности, на транспорте, в сфере торговли и услуг, в жилищном хозяйстве и др. отраслях. Для крупных предприятий предпочтение  было отдано акционированию с распределением акций между государством и трудовым коллективом. Второй этап приватизации – " большая приватизация". Она предусматривала продажу всем желающим по рыночным ценам части государственных акций. Разгосударствление и приватизация стали важным средством борьбы с государственным монополизмом. Появились мелкие и средние приватизированные предприятия, что способствовало некоторому развитию конкурентной среды. Следует также отметить , что был проведен комплекс мер по совершенствованию внешнеэкономической деятельности и привлечению зарубежного бизнеса на отечественный рынок.  Либерализация внешнеэкономической деятельности способствовала вхождению страны в мировую экономику. Большое значение имело формирование рыночной инфраструктуры, состоящей из системы коммерческих банков, бирж, сети предприятий оптовой торговли, коммерческих информационных центров и сетей связи, оргтехники.

Наиболее  сложным в проведении реформ стало формирование деловой этики и морально-психологической готовности к рыночным отношениям, так как в течение жизни нескольких поколений воспитывалось негативное отношение к рыночной экономике, были утеряны принципы деловой этики, умение идти на риск и ответственность в принятии  решений.

Несмотря на очевидную необходимость  реформ, процесс шел медленно и сложно, что негативно отразилось на характере и скорости формирования новых экономических структур.

 В 1991 г. СССР перестал существовать как государство, появилось Содружество независимых государств (СНГ). Однако появление СНГ  не привело к положительным сдвигам в реформировании экономики стран Содружества.

В 1992 г. в России была предпринята очередная попытка проведения экономической реформы. Однако, меры по стабилизации экономики, финансов, денежного обращения на макроуровне не подкреплялись адекватными мерами в сфере производства, что привело к его спаду и снижению экспортных возможностей. Затрудняла проведение экономической реформы и высокая степень монополизации экономики, доставшаяся в наследство от СССР. Однако в 1992 г. появились первые  признаки действия рыночного механизма : на динамику цен стал оказывать влияние спрос, наполнение рынка товарами., перевод экономических отношений на рыночные регуляторы.

Большое влияние на развитие малого предпринимательства  оказали Постановления Правительства Российской Федерации  от 1 апреля 1993г.№ 268 " О фонде развития малого предпринимательства и развития конкуренции"  от 11 мая 1993 г.  № 446 " О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", а также от 29 апреля 1994 г. " О мерах по государственной поддержке малого предпринимательства в Российсской Федерации на 1994-1995 гг.".

С 1993 г. государственная поддержка малого предпринимательства стала важнейшим направлением экономической реформы, что способствовало развитию конкуренции, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию дополнительных рабочих мест, формированию слоя собственников и предпринимателей. Большое значение имеет создание Государственного Комитета Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства.

В соответствии с Федеральным законом " О государственной поддержке малого  предпринимательства" субъекты Российской Федерации также создали фонды поддержки малого предпринимательства. Деятельность этих фондов достаточно многообразна. Образованы и целевые специализированные фонды, например, Фонд содействия  развитию малого предпринимательства в научно-технической сфере.

Наиболее важным результатом экономических реформ стало появление   новых экономических структур и, прежде всего, малых предприятий. 

Рассмотрим принципы отнесения предприятий к малым.

В законодательстве многих стран критерием отнесения предприятий к малым является среднесписочная численность персонала. В мировой практике этот критерий достаточно распространен.

Например,  Федеральное статистическое бюро США относит к малым предприятиям те, на которых численность работников не превышает 500 человек.

В Японии при отнесении предприятий к малым учитывают размер капитала, численность работающих и отраслевую принадлежность. Так, в добывающей и обрабатывающей промышленности, на транспорте и в связи к мелким и средним предприятиям относят предприятия с капиталом 100 млн. (660 тыс. долларов) иен и численностью персонала до 300 человек; в оптовой торговле- соответственно до 30 млн. иен ( 200 тыс. долларов) и до 100 работающих; в розничной торговле и сфере услуг- до 10 млн. иен ( 66 тыс. долларов) и до 50 работающих. Особого внимания в производственных отраслях заслуживает группа малых предприятий с численностью до 50 и  до 5 работающих. Важен именно принцип, в соответствии с которым выбраны именно эти размеры.

 Ведь  в отечественной литературе и практике до сих пор нет единого мнения о том , что считать  мелким предприятием. По-нашему мнению, важно не вообще говорить о размерах мелкого или среднего предприятия, а выделить те из них, для которых в условиях рыночной экономики нужна государственная поддержка. При этом поддержка  должна носить  не благотворительный характер, а опираться на результаты серьезного анализа. Следует исходить из того, что без небольших предприятий невозможно сбалансировать экономику, насытить рынок товарами и услугами, особенно новыми их видами, обеспечить эффективность новой техники и технологии, обезопасить инвестиции граждан в те или иные изделия. Государственная поддержка должна создать для малых предприятий равные с крупными фирмами условия хозяйствования. Конкуренция должна всячески поощряться, а крупный и мелкий бизнес – дополнять друг друга.

В Европе малыми считают фирмы с численностью работников до 200, а средними- с численностью от 200 до 500 человек.

В некоторых странах используется не только критерий численности персонала. Например, в Великобритании малое предпринимательство выделяется по трем основным признакам : сравнительно небольшой рынок сбыта, не позволяющий фирме оказывать серьезное влияние на цены и объемы товара, реализуемого на рынке; правовая независимость (собственник сам контролирует свой бизнес как юридическое или физическое лицо) , что позволяет исключить из числа малых предприятий филиалы крупных фирм; персонифицированное управление, т.е. собственник принимает активное участие в управлении и приятии решений.

В российской практике до 1994 года размерность предприятий оценивалась по трем основным признакам:  численность персонала, объем произведенной продукции и стоимость основных производственных фондов. Однако перечисленные показатели имеют некоторую условность. Так, по численности персонала предприятие может быть отнесено к малому, а по объему производства или по стоимости основных фондов- к среднему предприятию. Кроме того, в отраслях с высокой материалоемкостью продукции стоимость произведенной продукции не может согласовываться с численностью работников или объемом основных фондов. Поэтому предпочтение было отдано численности персонала. Именно на основе этого показателя возможны международные сравнения развития малого предпринимательства.

В настоящее время  Законом Российской Федерации от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ " О Государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации (дальнейшем – Закон о малом предпринимательстве) установлены следующие критерии отнесения предприятия к малому:

1.Малое предприятие является коммерческой организацией.

2.Доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном капитале не превышает 25%.

         3.Доля участия в уставном капитале, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 %.

         4.Средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней: в промышленности,  строительстве и на транспорте- 100 человек; в сельском хозяйстве-60 человек; в научно-технической сфере-60 человек; в оптовой торговле-50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности- 50 человек. Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Малые предприятия , осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

Субъект малого предпринимательства регистрируется и получает соответствующий статус в органах  исполнительной власти, уполномоченных действующим законодательством, с момента подачи заявления установленного Правительством Российской Федерации образца. Следует, однако, заметить, что до настоящего времени вид данного заявления не утвержден.

По сравнению со старыми критериями отнесения предприятий к малым, определенными в Постановлении Совета Министров РСФСР от 18 июня 1991 г. М 5406, новые являются более жесткими, поскольку в них присутствуют ограничения на участие в уставном капитале отдельных юридических лиц. Кроме того, в большинстве случаев уменьшена предельная численность работающих. Поэтому многие предприятия, которые подпадали  под определение " малое", теперь таковыми не считаются и, следовательно, не могут воспользоваться соответствующими их статусу льготами. Согласно новому  определению, даже при соответствии критерию численности работников, государственное или муниципальное предприятие не может быть отнесено к категории малого. Теряют статус малого дочерние компании крупных и средних предприятий, так как доля ма

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров