Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Заказ научной авторской работы

Реализация кризисного потенциала территориальных бюджетов

В мировой практике можно выделить две основные модели реали-
зации кризисного потенциала территориальных бюджетов.
В соответствии с первой моделью, условно называемой «герман-
ской» или моделью «кооперативного федерализма», кризисным регионам
оказывается помощь из вышестоящих уровней бюджетной системы. Эта
модель свойственна также таким странам как Франция, Испания, Польша,
Индия, Аргентина, Мексика, Австралия и др.
Вторая модель, называемая «американской» или моделью «конку-
рентного федерализма», подразумевает процедуру банкротства муниципа-
литетов. Например, в Венгрии механизм банкротства предполагает прямую
распродажу имущества муниципалитета. Эта модель встречается также в
Италии и Бразилии.
Возможность применения процедуры банкротства региональных
(муниципальных) органов власти в России появилась с принятием в 1998
году БК РФ, а также в 2003 году Федеральных законов №95-ФЗ «О внесе-
нии изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах
организации законодательных (представительных) и исполнительных ор-
ганов государственной власти субъектов Российской Федерации» [9] и
№131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации» [29].
В соответствии с п. 2 ст. 112 БК РФ «Если при исполнении бюджета
субъекта Российской Федерации нарушается хотя бы один из параметров,
указанных в статье 111 настоящего Кодекса, и при этом субъект Россий-
ской Федерации не в состоянии обеспечить обслуживание и погашение
своих долговых обязательств, уполномоченный на то орган государствен-
ной власти Российской Федерации может … передать исполнение бюджета
субъекта Российской Федерации под контроль Министерства финансов
27
Российской Федерации…»; с п. 4 ст. 112 БК РФ «Если при исполнении ме-
стного бюджета нарушается хотя бы один из параметров, указанных в ста-
тье 111 настоящего Кодекса, и при этом муниципальное образование не в
состоянии обеспечить обслуживание и погашение своих долговых обяза-
тельств, уполномоченный на то орган государственной власти субъекта
Российской Федерации может … передать исполнение местного бюджета
под контроль органа, исполняющего бюджет субъекта Российской Феде-
рации…».
Далее устанавливается ряд требований и критериев БК РФ к госу-
дарственному долгу субъекта РФ или муниципальному долгу. В соответст-
вии со ст. 111 БК РФ «…предельный объем расходов на обслуживание го-
сударственного долга субъекта Российской Федерации или муниципально-
го долга, утвержденный законом (решением) о бюджете соответствующего
уровня, не должен превышать 15 процентов объема расходов бюджета со-
ответствующего уровня». В этой же статье устанавливаются ссылки на ст.
92 и 107 БК РФ, содержащие другие требования и критерии.
В соответствии с п. 4 ст. 92 БК РФ «Размер дефицита бюджета
субъекта Российской Федерации, утвержденный законом субъекта Россий-
ской Федерации о бюджете на соответствующий год, не может превышать
15 процентов объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации
без учета финансовой помощи из федерального бюджета»; с п. 5. ст. 92 БК
РФ «Размер дефицита местного бюджета, утвержденный нормативным ак-
том представительного органа местного самоуправления о бюджете на со-
ответствующий год, не может превышать 10 процентов объема доходов
местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюдже-
та и бюджета субъекта Российской Федерации».
Согласно п. 2 ст. 107 БК РФ «Предельный объем государственного
долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга не должен
превышать объем доходов соответствующего бюджета без учета финансо-
28
вой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской
Федерации».
По нашему мнению, нарушение требований и критериев БК РФ яв-
ляется предпосылкой, но недостаточным условием введения временной
финансовой администрации, так как не определено понятие ст. 112 БК РФ
«…субъект Российской Федерации (муниципальное образование) не в со-
стоянии обеспечить обслуживание и погашение своих долговых обяза-
тельств…». С принятием Федеральных законов №95-ФЗ (вносящим изме-
нения в Федеральный закон №184-ФЗ [28]) и №131-ФЗ эта неопределен-
ность устранена.
В соответствии со статьей 26.9 закона №184-ФЗ, «…если возник-
шая вследствие решений, действий или бездействия органов государствен-
ной власти субъекта Российской Федерации просроченная задолженность
субъекта Российской Федерации по исполнению долговых и (или) бюд-
жетных обязательств, определенная в порядке, установленном Бюджетным
кодексом Российской Федерации, превышает 30 процентов собственных
доходов бюджета субъекта Российской Федерации в последнем отчетном
году…», то «…отдельные полномочия органов государственной власти
субъекта Российской Федерации могут быть временно возложены на феде-
ральные органы государственной власти и (или) должностных лиц, назна-
чаемых федеральными органами государственной власти…». В случае
достижения указанного критерия «…в субъекте Российской Федерации на
срок до одного года по ходатайству Правительства Российской Федерации
решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в соответ-
ствии с федеральным законом вводится временная финансовая админист-
рация».
В соответствии со статьей 75 закона №131-ФЗ, «…если вследствие
решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления воз-
никает просроченная задолженность муниципальных образований по ис-
полнению своих долговых и (или) бюджетных обязательств, определенная
29
в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации,
превышающая 30 процентов собственных доходов бюджетов муниципаль-
ных образований в отчетном финансовом году, и (или) просроченная за-
долженность муниципальных образований по исполнению своих бюджет-
ных обязательств, превышающая 40 процентов бюджетных ассигнований в
отчетном финансовом году, при условии выполнения бюджетных обяза-
тельств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Феде-
рации в отношении бюджетов указанных муниципальных образований».
По оценке Глазкова С.Л. [46] второй критерий платежеспособности
органов власти муниципальных образований является менее строгим и по-
этому не понадобиться. В случае нарушения вышеуказанных критериев,
«…в соответствующем муниципальном образовании по ходатайству выс-
шего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя
высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Рос-
сийской Федерации) и (или) представительного органа муниципального
образования, главы муниципального образования решением арбитражного
суда субъекта Российской Федерации вводится временная финансовая ад-
министрация на срок до одного года».
В 2004 году эти положения нашли отражение и в БК РФ в результа-
те принятия Федерального закона 120-ФЗ [6]. В соответствии с п. 3 ст.
168.2 БК РФ:
«Решение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации о
введении в субъекте Российской Федерации временной финансовой адми-
нистрации принимается в случае, если на момент принятия данного реше-
ния возникшая в результате решений, действий или бездействия органов
государственной власти субъекта Российской Федерации просроченная за-
долженность по исполнению долговых и (или) бюджетных обязательств
субъекта Российской Федерации превышает 30 процентов объема собст-
венных доходов бюджета субъекта Российской Федерации в последнем от-
30
четном году при условии выполнения бюджетных обязательств федераль-
ного бюджета перед бюджетом субъекта Российской Федерации».
«Решение Арбитражного суда субъекта Российской Федерации о
введении в муниципальном образовании временной финансовой админи-
страции принимается в случае, если на момент принятия данного решения
возникшая в результате решений, действий или бездействия органов мест-
ного самоуправления просроченная задолженность по исполнению долго-
вых и (или) бюджетных обязательств муниципального образования пре-
вышает 30 процентов объема собственных доходов местного бюджета в
последнем отчетном году при условии выполнения бюджетных обяза-
тельств федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федера-
ции перед бюджетом муниципального образования».
В соответствии со ст. 168.1 БК РФ под временной финансовой ад-
министрацией понимается «федеральный орган исполнительной власти
(исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Фе-
дерации), уполномоченный Правительством Российской Федерации (выс-
шим исполнительным органом государственной власти субъекта Россий-
ской Федерации) подготавливать и осуществлять меры по восстановлению
платежеспособности субъекта Российской Федерации (муниципального
образования), оказывать содействие федеральным органам государствен-
ной власти (органам государственной власти субъектов Российской Феде-
рации) в осуществлении отдельных бюджетных полномочий органов госу-
дарственной власти субъектов Российской Федерации (органов местного
самоуправления), осуществлять и (или) контролировать осуществление от-
дельных бюджетных полномочий исполнительных органов государствен-
ной власти субъектов Российской Федерации (местной администрации)».
Согласно ст. 168.2 БК РФ «временная финансовая администрация в
субъекте Российской Федерации (муниципальном образовании) вводится
на срок до одного года решением арбитражного суда при осуществлении
производства по делу о восстановлении платежеспособности субъекта Рос-
31
сийской Федерации (муниципального образования) в порядке, установлен-
ном федеральным законом».
Ходатайство о введении временной финансовой администрации в
субъекте Российской Федерации подается в Высший Арбитражный Суд
Российской Федерации Правительством Российской Федерации. Ходатай-
ство о введении временной финансовой администрации в муниципальном
образовании подается в арбитражный суд субъекта Российской Федерации
высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководи-
телем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта
Российской Федерации) и (или) представительным органом муниципаль-
ного образования, главой муниципального образования.
Временная финансовая администрация в субъекте Российской Фе-
дерации (муниципальном образовании) не может быть введена в течение
одного года со дня начала срока полномочий законодательного (предста-
вительного) органа государственной власти субъекта Российской Федера-
ции (представительного органа муниципального образования).
Порядок назначения (освобождения от должности) главы времен-
ной финансовой администрации, вводимой в субъектах Российской Феде-
рации, утверждения структуры и штатного расписания, а также финансо-
вого обеспечения деятельности указанной временной финансовой админи-
страции устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок назначения (освобождения от должности) главы времен-
ной финансовой администрации, вводимой в муниципальных образовани-
ях, утверждения структуры и штатного расписания указанной временной
финансовой администрации устанавливается высшим исполнительным ор-
ганом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Ст. 168.3 БК РФ устанавливает полномочия временной финансовой
администрации и главы временной финансовой администрации. Ст. 168.4
БК РФ регламентирует разработку плана восстановления платежеспособ-
ности субъекта Российской Федерации (муниципального образования). Ст.
32
168.5 БК РФ устанавливает порядок составления и утверждения бюджета
субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в услови-
ях введения временной финансовой администрации. Ст. 168.6 БК РФ пре-
дусматривает порядок исполнения бюджета субъекта Российской Федера-
ции (местного бюджета) и осуществления контроля за его исполнением
при введении временной финансовой администрации.
Рассмотрим достоинства и недостатки новых норм, регулирующих
процедуру банкротства региональных (местных) органов власти, с точки
зрения инвесторов и внешних наблюдателей за территориальными бюдже-
тами [с учетом предложений из 46, 49].
В качестве достоинств новых нормативных актов можно выделить:
1. установление четкого критерия введения процедуры банкротства
региональных (муниципальных) органов власти;
2. возможность устранения от руководства территорией текущих
администраций и введения новой временной администрации, в отличие от
ранее устанавливаемых ограничений;
3. возможность допущения к управлению территориальными обще-
ственными финансами менеджеров более высокого класса, специализи-
рующихся на антикризисном управлении;
4. создание плана восстановления платежеспособности регионов,
дающего инвесторам определенную гарантию возврата средств;
5. выделение фиксированной доли расходов, направляемой на по-
гашение просроченных обязательств;
6. возобновляемость процедуры банкротства региональных и муни-
ципальных органов власти после ее завершения при повторном достиже-
нии критерия введения временной финансовой администрации.
К недостаткам нововведений в законодательство, регулирующее
восстановление платежеспособности территориальных финансов, можно
отнести:
33
1. возможность преднамеренного банкротства региональных (муни-
ципальных) органов власти в политических целях [70];
2. передача управления территориальных бюджетов на вышестоя-
щий уровень может порождать иждивенческие настроения в более низких
уровнях бюджетной системы с надеждой на погашение просроченных обя-
зательств вышестоящими органами власти;
3. наличие просроченных обязательств в пределах установленного
критерия, например на уровне 29% от собственных доходов, может оста-
ваться безнаказанным на протяжении достаточно долгового периода вре-
мени;
4. процедура банкротства территориальных органов власти может
инициироваться только вышестоящими органами, которые могут быть не
заинтересованы в этом в ущерб правам инвесторов; при оценке критерия
банкротства региональных (местных) органов власти учитывается просро-
ченная задолженность вышестоящего бюджета перед рассматриваемым
уровнем власти, поэтому вышестоящие органы власти могут быть не заин-
тересованы в банкротстве нижестоящих;
5. при досрочной смене территориальных органов власти процеду-
ра банкротства откладывается на год, этот момент может использоваться
для затягивания процедуры введения временной финансовой администра-
ции на неопределенное время;
6. положения этих нормативных актов противоречат Конституции
Российской Федерации, поэтому могут быть оспорены в суде и не испол-
няться нижестоящими органами власти.
Обобщая все вышеперечисленные достоинства и недостатки ново-
введений в части урегулирования просроченной задолженности регио-
нальных и муниципальных органов власти следует констатировать, что
они направлены в первую очередь на оздоровление платежеспособности
территориальных органов власти в интересах вышестоящих органов власти
и практически бесполезны для внешних кредиторов и инвесторов, по-
34
скольку их права остались не защищенными, а, следовательно, долговое
финансирование региональных (местных) органов власти будет осуществ-
ляться только на доверии к последним, что сдерживает активность креди-
тования территориальных общественных финансов на продолжительные
сроки.
Практической реализации нормативных положений, касающихся
инициирования процедуры банкротства региональных (местных) органов
власти, в России пока не осуществлялась в связи с тем, что подпункт «б»
пункта 1 статьи 26.9 Федерального закона №184-ФЗ в соответствии со
статьей 2 Федерального закона №95-ФЗ (ст. 168.2 БК РФ в части, касаю-
щейся субъектов Российской Федерации, в соответствии с п. 7 ст. 2 Феде-
рального закона 120-ФЗ) вступает в силу с 1 января 2007 года, а положения
подпункта 2 части 1 статьи 75 Федерального закона 131-ФЗ в соответствии
со статьей 83 данного закона (ст. 168.2 БК РФ в части, касающейся муни-
ципальных образований, в соответствии с п. 7 ст. 2 Федерального закона
120-ФЗ) вступает в силу с 1 января 2008 года.
Несмотря на это, по нашей оценке, произведенной на основании
имеющихся данных (приложение 1), на протяжении последних лет име-
лись регионы, к которым могли бы применяться положения Федерального
закона №184-ФЗ и БК РФ (таблица 1).

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров