Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Заказ научной авторской работы

Факторы роста кризисного потенциала территориальных бюджетов

Механизм роста кризисного потенциала территориального бюджета
схематично представлен на рисунке 3.
39
Рисунок 3
Механизм роста кризисного потенциала
территориального бюджета
Как выше было определено, кризисный потенциал территориаль-
ных бюджетов представляет собой объем неплатежей, состоящий из про-
сроченных долговых и бюджетных обязательств региональных (местных)
органов власти.
Рост кризисного потенциала бюджета
Рост объема расходных
обязательств
2 проблемная зона
1 проблемная зона
Снижение объема
бюджетных доходов
Рост объема долговых
обязательств
3 проблемная зона
Рост объема
бюджетных расходов
Рост бюджетного
дефицита
Рост объема просроченных
долговых обязательств
Рост объема просроченных
бюджетных обязательств
2 контур
1 контур
3 контур
40
На рост объема просроченных долговых обязательств прямое влия-
ние оказывает увеличение совокупного объема государственного (муници-
пального) долга. В случае если при наступлении момента платежа по дол-
говому обязательству перечисление средств кредитору не осуществляется,
то долговое обязательство переходит в категорию просроченных, что уве-
личивает объем кризисного потенциала территориального бюджета.
Рост объема просроченных бюджетных обязательств напрямую свя-
зан с увеличением объема расходных и бюджетных обязательств регио-
нальных (местных) органов власти.
Расходные обязательства бюджетов переходят в стадию просрочен-
ных, если в момент платежа они не входили в состав бюджетных обяза-
тельств и в принудительном порядке через судебную систему приписаны
органам власти к исполнению.
Бюджетные обязательства также переходят в категорию просрочен-
ных, если бюджетной росписью средства на эти расходы предусматрива-
лись, однако в силу ряда причин (например, банкротства кредитной орга-
низации, осуществляющей бюджетные платежи) не были вовремя профи-
нансированы, то это также приводит к росту кризисного потенциала тер-
риториального бюджета.
Как показано на рисунке 3, при рассмотрении факторов роста бюд-
жетного кризисного потенциала можно выделить три проблемные зоны и
три контура самовоспроизводства бюджетных неплатежей.
1 проблемная зона связана с возможным уменьшением объема
бюджетных доходов. Бюджетные доходы могут сократиться в результате
уменьшения налоговых и неналоговых доходов, а также безвозмездных
перечислений.
Универсальное уравнение налоговых доходов бюджета (НДБ) мож-
но представить в следующем виде:
НДБ = ? НБ * НС * СРНП * КСН, где
41
НБ – налоговая база, снижение которой может произойти в резуль-
тате:
• ухудшения экономической конъюнктуры внутренних и внеш-
них рынков существующих в регионе производств, снижения инвестици-
онной привлекательности региона, недоинвестирования производственных
мощностей в предыдущие периоды, недостатка необходимой рабочей силы
и, как следствие, снижения объемов валового регионального продукта;
• низкой диверсификации производства на территории и, как
следствие, зависимости бюджетных поступлений от ситуации в конкрет-
ных видах экономической деятельности или на отдельных предприятиях,
которые из политических соображений могут сменить место регистрации;
• снижения цен и, как следствие, потери поступлений от начис-
лений на имущество, а также уменьшения инфляционной прибыли пред-
приятий;
НС – налоговая ставка, уменьшение которой может быть произве-
дено на федеральном (региональном) уровне;
СРНП – ставка расщепления налоговых поступлений, которая так-
же может быть изменена в меньшую сторону вышестоящими органами
власти;
КСН – коэффициент собираемости налогов, уменьшение которого
может быть связано с:
• ростом неплатежей в экономике и повышением уровня ухода
от налогообложения в связи с появляющимися возможностями в законода-
тельстве, а также ослаблением налоговой дисциплины;
• увеличением количества предоставленных налоговых льгот и
налоговых кредитов вследствие проведения политики мягких бюджетных
ограничений;
• банкротством кредитных организаций, через которые проходят
налоговые платежи.
42
Неналоговые доходы бюджета (ННДБ) имеют следующую зависи-
мость:
ННДБ = ? ИРМОВ * КЭ, где
ИРМОВ – имущество региональных (местных) органов власти, со-
кращение совокупной стоимости которого может быть связано с его рас-
продажей или неэффективным управлением, его потерей в результате сти-
хийных бедствий, махинаций и т.д.;
КЭ – коэффициент эффективности использования имущества ре-
гиональных (местных) органов власти, снижение которого может произой-
ти в результате уменьшения рентабельности производства государствен-
ных (муниципальных) организаций , снижения ставок аренды государст-
венного (муниципального) имущества и т.д.
Перечисления из вышестоящих бюджетов в последнее время стали
одним из наиболее стабильных источников дохода территориальных бюд-
жетов. Так, в соответствии с последней редакцией «Методики распределе-
ния дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов
Российской Федерации» [18] объем выделяемых дотаций должен быть не
меньше прошлогоднего уровня. Вместе с тем, объем выделяемых средств
может быть неадекватен переданным сверху расходным полномочиям.
2 проблемная зона роста кризисного потенциала бюджета связана с
возможным увеличением объема его расходных обязательств. Фактором
уязвимости территориального бюджета является высокая доля текущих
расходов, не позволяющих лавировать региональным (местным) органам
власти в случае сокращения бюджетных доходов.
Рост бюджетных расходов может быть вызван увеличением расхо-
дов, связанных с оплатой труда бюджетных работников, приобретением
услуг, расходов на социальное обеспечение и безвозмездные перечисле-
ния, расходов на обслуживание долговых обязательств, приобретением
нефинансовых и финансовых активов.
43
Расходы на оплату труда бюджетных работников (РОТБР) зависят
от следующих факторов:
РОТБР = ? ЧБР * СЗПБР, где
ЧБР – численность бюджетных работников, увеличение которой
может быть связано с ростом количества полномочий, возлагаемых на ре-
гиональные (местные) органы власти и территориальные бюджетные орга-
низации;
СЗПБР – средняя заработная плата и начисления на заработную
плату одного бюджетного работника, увеличение которых может быть свя-
зано с политическим решением вышестоящих органов власти, с возрас-
тающей конкуренцией на рыке труда и необходимостью привлечения не-
достающих кадров.
Универсальным уравнением для расходов по приобретению услуг
(РПУ) будет являться следующее:
РПУ = ? ОПУ * СПУ, где
ОПУ – объем приобретаемых услуг (услуги связи, транспортные,
коммунальные, аренда имущества, содержание имущества и др.), увеличе-
ние которых может быть связано с расширением полномочий территори-
альных органов власти;
СПУ – стоимость приобретаемых услуг, рост которых может быть
связан с инфляционными процессами в экономике страны, а также с отсут-
ствием проведения открытого конкурса на осуществление бюджетных за-
купок.
Расходы на социальное обеспечение (РСО) зависят от следующих
факторов:
РСО = ? ЧСП * ССП, где
ЧСП – число жителей территории, получающих социальные посо-
бия. Увеличение численности данной категории населения может быть
связано с безработицей, демографическими процессами, экологической
обстановкой и климатической особенностью региона (например, в Туль-
44
ской и Рязанской областях наиболее высокий средний возраст населения,
что связано с предпочтениями работников с Крайнего Севера поселяться в
пенсионном возрасте именно в этих регионах);
ССП – средняя величина социального пособия на одного жителя,
получающего данный доход. Увеличение социального пособия в большин-
стве случаев происходит в результате политического решения вышестоя-
щих органов власти, что приводит к проблеме нефинансируемых мандатов,
которая рассмотрена во 2 главе диссертации.
Безвозмездные перечисления из регионального бюджета нижестоя-
щим органам власти могут увеличиться из-за снижения бюджетной обес-
печенности нижестоящего бюджета и зависят от используемой методики
распределения трансфертов.
Безвозмездные перечисления (БП) государственным и муници-
пальным организациям зависят от:
БП = ? ЧО * СОП, где
ЧО – число организаций, финансируемых из территориальных
бюджетов, увеличение количества которых может быть связано с переда-
чей коммерческими организациями своего социального фонда в государст-
венную (муниципальную) собственность;
СОП – средний объем перечислений на одну организацию, его рост
может быть связан с увеличением убыточности данных организаций, в то
числе с ростом компенсаций населению стоимости оказываемых ими ус-
луг, стихийными бедствиями на этих предприятиях, с компенсациями ка-
ких либо затрат, проведением интервенций на различных рынках и т.д.
Расходы на обслуживание долговых обязательств (РОДО) могут
быть связаны со следующими факторами:
РОДО = ? ОДО * СОДО + Ш, где
ОДО – объем долговых обязательств, увеличение которого может
быть связано с дефицитностью бюджета, а также с осуществлением инве-
стиционных проектов;
45
СОДО – ставка обслуживания долговых обязательств, которая мо-
жет увеличиться в результате дестабилизации финансовых и валютных
рынков, роста инфляционных процессов, а также снижения кредитоспо-
собности территориальных администраций;
Ш – штрафные санкции, начисленные за просроченные долговые
обязательства.
Расходы на приобретение нефинансовых активов (РПНА) могут
увеличиться в результате роста следующих факторов:
РПНА = ? КПНА * СНА, где
КПНА – количество приобретаемых нефинансовых активов (основ-
ных средств, нематериальных активов, материальных запасов), рост кото-
рых может произойти в результате увеличения полномочий территориаль-
ных органов власти, а также в результате техногенных катастроф, высоко-
го износа инфраструктуры и все возрастающих расходов на ее ремонт;
СНА – стоимость нефинансовых активов и их обслуживания, кото-
рая может увеличиться на фоне общего повышения уровня цен в экономи-
ке, а также в результате отсутствия открытого конкурса на осуществление
бюджетных закупок.
Расходы на приобретение финансовых активов (РПФА) зависят от:
РПФА = СПрФА – СпогФА, где
СПрФА – стоимость приобретенных финансовых активов (акций,
иных форм участия в капитале, задолженности по бюджетным кредитам),
которая может увеличиться в результате непредвиденного повышения объ-
ема средств, необходимых для финансирования инвестиционных про-
грамм;
СПогФА – стоимость погашенных финансовых активов, объем ко-
торой может уменьшиться в результате неудачных инвестиционных проек-
тов, невозврата предоставленных бюджетных кредитов и др.
Наложение факторов уменьшения объема бюджетных доходов и
факторов роста объема бюджетных расходов приводит к росту бюджетно-
го дефицита, и, как следствие, к росту объема долговых обязательств тер-
46
риториальных администраций. Помимо этого, долговые обязательства мо-
гут увеличиваться независимо от динамики сбалансированности регио-
нальных (муниципальных) бюджетов, образуя 3 проблемную зону роста
кризисного бюджетного потенциала.
На увеличение объема долговых обязательств оказывает влияние
рост курса иностранной валюты, если в структуре государственного (му-
ниципального) долга имеются обязательства, номинированные в ино-
странной валюте, а также предъявление неучтенной задолженности.
Невозможность рефинансирования долговых обязательств из-за
кризиса на финансовых рынках или потери кредитоспособности регио-
нальными (местными) органами власти не оказывает влияние на совокуп-
ный объем государственного и муниципального долга, но переводит за-
долженность в категорию просроченных, что увеличивает кризисный по-
тенциал территориального бюджета.
Особенностью гарантийных обязательств является то, что при на-
ступлении гарантийного случая объем государственного (муниципального)
долга также не изменяется. Если гарантийное обязательство не исполняет-
ся, то оно переводится в категорию просроченных и увеличивает кризис-
ный потенциал бюджета. Если принимается решение о погашении гаран-
тийного обязательства, то оно осуществляется за счет источников покры-
тия дефицита, в результате чего увеличивается дефицит бюджета, а в
структуре долга объем гарантии заменяется новым долговым обязательст-
вом на аналогичную сумму и объем кризисного потенциала территориаль-
ного бюджета сохраняется на прежнем уровне.
Помимо трех проблемных зон в механизме роста просроченных
обязательств территориальных органов власти можно выделить также три
контура самовоспроизводства кризисного потенциала бюджета [с учетом
43].
1 контур заключается в том, что рост объема долговых обяза-
тельств увеличивает объем расходов на обслуживание долга и, соответст-
венно, приводит к росту бюджетного дефицита, финансируемого за счет
47
новых долговых обязательств. Смягчением данного процесса может яв-
ляться финансирование бюджетного дефицита за счет продажи государст-
венного (муниципального) имущества, что, в свою очередь, снизит ненало-
говые доходы бюджета и приведет в перспективе к росту бюджетного де-
фицита. «Тормозить» нарастание объема государственного (муниципаль-
ного) долга может также привлечение заемных средств по более низкой
цене.
2 контур самовоспроизводства кризисного потенциала заключается
в том, что рост объема государственных (муниципальных) заимствований
приводит к оттоку ресурсов с финансовых рынков и, соответственно, не-
доинвестированию производственной сферы экономики. В последствии
снижение налоговых поступлений приводит к росту бюджетного дефицита
и необходимости осуществления новых заимствований. Смягчению данно-
го процесса будет способствовать осуществление заимствований для фи-
нансирования дефицита за пределами региона [70].
3 контур самовоспроизводства кризисного потенциала связан с
ростом самого бюджетного кризисного потенциала, вызывающего цепочку
неплатежей у хозяйствующих субъектов, связанных с поставками продук-
ции или оказанием услуг бюджетным организациям, и, как следствие,
снижение собираемости налогов в регионе. Данную проблему в 90-х годах
пытались смягчить использованием неденежных расчетов [65].
Помимо приведенных факторов роста кризисного потенциала тер-
риториальных бюджетов, к данному негативному явлению будут приво-
дить такие косвенные факторы бюджетного управления, как неправильно
расставленные приоритеты бюджетной политики, ошибки при прогнози-
ровании доходов и расходов бюджета, информационная непрозрачность
бюджетного процесса, отсутствие эффективных систем управления риска-
ми и организации конкурсов бюджетных закупок, осуществление нерента-
бельных проектов и др.

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров