Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Пределы: Метод. указ./ Составители: С.Ф. Гаврикова, И.В. Касымова.–Новокузнецк: ГОУ ВПО «СибГИУ», 2003 (6)
(Методические материалы)

Значок файла Салихов В.А. Основы научных исследований в экономике минерального сырья: Учеб. пособие / СибГИУ. – Новокузнецк, 2004. – 124 с. (4)
(Методические материалы)

Значок файла Дмитрин В.П., Маринченко В.И. Механизированные комплексы для очистных работ. Учебное посо-бие/СибГИУ - Новокузнецк, 2003. – 112 с. (7)
(Методические материалы)

Значок файла Шпайхер Е. Д., Салихов В. А. Месторождения полезных ископаемых и их разведка: Учебное пособие. –2-е изд., перераб. и доп. / СибГИУ. - Новокузнецк, 2003. - 239 с. (6)
(Методические материалы)

Значок файла МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ДИПЛОМНЫХ ПРОЕКТОВ Для студентов специальности "Металлургия цветных металлов" (4)
(Методические материалы)

Значок файла Учебное пособие по выполнению курсовой работы по дисциплине «Управление производством» Специальность «Металлургия черных металлов» (110100), специализация «Электрометаллургия» (110103) (5)
(Методические материалы)

Значок файла Контрольные задания по математике для студентов заочного факультета. 1 семестр. Контрольные работы №1, №2, №3/Сост.: С.А.Лактионов, С.Ф.Гаврикова, М.С.Волошина, М.И.Журавлева, Н.Д.Калюкина : СибГИУ. –Новокузнецк, 2004.-31с. (8)
(Методические материалы)


Заказ научной авторской работы

Факторы роста кризисного потенциала территориальных бюджетов

Механизм роста кризисного потенциала территориального бюджета
схематично представлен на рисунке 3.
39
Рисунок 3
Механизм роста кризисного потенциала
территориального бюджета
Как выше было определено, кризисный потенциал территориаль-
ных бюджетов представляет собой объем неплатежей, состоящий из про-
сроченных долговых и бюджетных обязательств региональных (местных)
органов власти.
Рост кризисного потенциала бюджета
Рост объема расходных
обязательств
2 проблемная зона
1 проблемная зона
Снижение объема
бюджетных доходов
Рост объема долговых
обязательств
3 проблемная зона
Рост объема
бюджетных расходов
Рост бюджетного
дефицита
Рост объема просроченных
долговых обязательств
Рост объема просроченных
бюджетных обязательств
2 контур
1 контур
3 контур
40
На рост объема просроченных долговых обязательств прямое влия-
ние оказывает увеличение совокупного объема государственного (муници-
пального) долга. В случае если при наступлении момента платежа по дол-
говому обязательству перечисление средств кредитору не осуществляется,
то долговое обязательство переходит в категорию просроченных, что уве-
личивает объем кризисного потенциала территориального бюджета.
Рост объема просроченных бюджетных обязательств напрямую свя-
зан с увеличением объема расходных и бюджетных обязательств регио-
нальных (местных) органов власти.
Расходные обязательства бюджетов переходят в стадию просрочен-
ных, если в момент платежа они не входили в состав бюджетных обяза-
тельств и в принудительном порядке через судебную систему приписаны
органам власти к исполнению.
Бюджетные обязательства также переходят в категорию просрочен-
ных, если бюджетной росписью средства на эти расходы предусматрива-
лись, однако в силу ряда причин (например, банкротства кредитной орга-
низации, осуществляющей бюджетные платежи) не были вовремя профи-
нансированы, то это также приводит к росту кризисного потенциала тер-
риториального бюджета.
Как показано на рисунке 3, при рассмотрении факторов роста бюд-
жетного кризисного потенциала можно выделить три проблемные зоны и
три контура самовоспроизводства бюджетных неплатежей.
1 проблемная зона связана с возможным уменьшением объема
бюджетных доходов. Бюджетные доходы могут сократиться в результате
уменьшения налоговых и неналоговых доходов, а также безвозмездных
перечислений.
Универсальное уравнение налоговых доходов бюджета (НДБ) мож-
но представить в следующем виде:
НДБ = ? НБ * НС * СРНП * КСН, где
41
НБ – налоговая база, снижение которой может произойти в резуль-
тате:
• ухудшения экономической конъюнктуры внутренних и внеш-
них рынков существующих в регионе производств, снижения инвестици-
онной привлекательности региона, недоинвестирования производственных
мощностей в предыдущие периоды, недостатка необходимой рабочей силы
и, как следствие, снижения объемов валового регионального продукта;
• низкой диверсификации производства на территории и, как
следствие, зависимости бюджетных поступлений от ситуации в конкрет-
ных видах экономической деятельности или на отдельных предприятиях,
которые из политических соображений могут сменить место регистрации;
• снижения цен и, как следствие, потери поступлений от начис-
лений на имущество, а также уменьшения инфляционной прибыли пред-
приятий;
НС – налоговая ставка, уменьшение которой может быть произве-
дено на федеральном (региональном) уровне;
СРНП – ставка расщепления налоговых поступлений, которая так-
же может быть изменена в меньшую сторону вышестоящими органами
власти;
КСН – коэффициент собираемости налогов, уменьшение которого
может быть связано с:
• ростом неплатежей в экономике и повышением уровня ухода
от налогообложения в связи с появляющимися возможностями в законода-
тельстве, а также ослаблением налоговой дисциплины;
• увеличением количества предоставленных налоговых льгот и
налоговых кредитов вследствие проведения политики мягких бюджетных
ограничений;
• банкротством кредитных организаций, через которые проходят
налоговые платежи.
42
Неналоговые доходы бюджета (ННДБ) имеют следующую зависи-
мость:
ННДБ = ? ИРМОВ * КЭ, где
ИРМОВ – имущество региональных (местных) органов власти, со-
кращение совокупной стоимости которого может быть связано с его рас-
продажей или неэффективным управлением, его потерей в результате сти-
хийных бедствий, махинаций и т.д.;
КЭ – коэффициент эффективности использования имущества ре-
гиональных (местных) органов власти, снижение которого может произой-
ти в результате уменьшения рентабельности производства государствен-
ных (муниципальных) организаций , снижения ставок аренды государст-
венного (муниципального) имущества и т.д.
Перечисления из вышестоящих бюджетов в последнее время стали
одним из наиболее стабильных источников дохода территориальных бюд-
жетов. Так, в соответствии с последней редакцией «Методики распределе-
ния дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов
Российской Федерации» [18] объем выделяемых дотаций должен быть не
меньше прошлогоднего уровня. Вместе с тем, объем выделяемых средств
может быть неадекватен переданным сверху расходным полномочиям.
2 проблемная зона роста кризисного потенциала бюджета связана с
возможным увеличением объема его расходных обязательств. Фактором
уязвимости территориального бюджета является высокая доля текущих
расходов, не позволяющих лавировать региональным (местным) органам
власти в случае сокращения бюджетных доходов.
Рост бюджетных расходов может быть вызван увеличением расхо-
дов, связанных с оплатой труда бюджетных работников, приобретением
услуг, расходов на социальное обеспечение и безвозмездные перечисле-
ния, расходов на обслуживание долговых обязательств, приобретением
нефинансовых и финансовых активов.
43
Расходы на оплату труда бюджетных работников (РОТБР) зависят
от следующих факторов:
РОТБР = ? ЧБР * СЗПБР, где
ЧБР – численность бюджетных работников, увеличение которой
может быть связано с ростом количества полномочий, возлагаемых на ре-
гиональные (местные) органы власти и территориальные бюджетные орга-
низации;
СЗПБР – средняя заработная плата и начисления на заработную
плату одного бюджетного работника, увеличение которых может быть свя-
зано с политическим решением вышестоящих органов власти, с возрас-
тающей конкуренцией на рыке труда и необходимостью привлечения не-
достающих кадров.
Универсальным уравнением для расходов по приобретению услуг
(РПУ) будет являться следующее:
РПУ = ? ОПУ * СПУ, где
ОПУ – объем приобретаемых услуг (услуги связи, транспортные,
коммунальные, аренда имущества, содержание имущества и др.), увеличе-
ние которых может быть связано с расширением полномочий территори-
альных органов власти;
СПУ – стоимость приобретаемых услуг, рост которых может быть
связан с инфляционными процессами в экономике страны, а также с отсут-
ствием проведения открытого конкурса на осуществление бюджетных за-
купок.
Расходы на социальное обеспечение (РСО) зависят от следующих
факторов:
РСО = ? ЧСП * ССП, где
ЧСП – число жителей территории, получающих социальные посо-
бия. Увеличение численности данной категории населения может быть
связано с безработицей, демографическими процессами, экологической
обстановкой и климатической особенностью региона (например, в Туль-
44
ской и Рязанской областях наиболее высокий средний возраст населения,
что связано с предпочтениями работников с Крайнего Севера поселяться в
пенсионном возрасте именно в этих регионах);
ССП – средняя величина социального пособия на одного жителя,
получающего данный доход. Увеличение социального пособия в большин-
стве случаев происходит в результате политического решения вышестоя-
щих органов власти, что приводит к проблеме нефинансируемых мандатов,
которая рассмотрена во 2 главе диссертации.
Безвозмездные перечисления из регионального бюджета нижестоя-
щим органам власти могут увеличиться из-за снижения бюджетной обес-
печенности нижестоящего бюджета и зависят от используемой методики
распределения трансфертов.
Безвозмездные перечисления (БП) государственным и муници-
пальным организациям зависят от:
БП = ? ЧО * СОП, где
ЧО – число организаций, финансируемых из территориальных
бюджетов, увеличение количества которых может быть связано с переда-
чей коммерческими организациями своего социального фонда в государст-
венную (муниципальную) собственность;
СОП – средний объем перечислений на одну организацию, его рост
может быть связан с увеличением убыточности данных организаций, в то
числе с ростом компенсаций населению стоимости оказываемых ими ус-
луг, стихийными бедствиями на этих предприятиях, с компенсациями ка-
ких либо затрат, проведением интервенций на различных рынках и т.д.
Расходы на обслуживание долговых обязательств (РОДО) могут
быть связаны со следующими факторами:
РОДО = ? ОДО * СОДО + Ш, где
ОДО – объем долговых обязательств, увеличение которого может
быть связано с дефицитностью бюджета, а также с осуществлением инве-
стиционных проектов;
45
СОДО – ставка обслуживания долговых обязательств, которая мо-
жет увеличиться в результате дестабилизации финансовых и валютных
рынков, роста инфляционных процессов, а также снижения кредитоспо-
собности территориальных администраций;
Ш – штрафные санкции, начисленные за просроченные долговые
обязательства.
Расходы на приобретение нефинансовых активов (РПНА) могут
увеличиться в результате роста следующих факторов:
РПНА = ? КПНА * СНА, где
КПНА – количество приобретаемых нефинансовых активов (основ-
ных средств, нематериальных активов, материальных запасов), рост кото-
рых может произойти в результате увеличения полномочий территориаль-
ных органов власти, а также в результате техногенных катастроф, высоко-
го износа инфраструктуры и все возрастающих расходов на ее ремонт;
СНА – стоимость нефинансовых активов и их обслуживания, кото-
рая может увеличиться на фоне общего повышения уровня цен в экономи-
ке, а также в результате отсутствия открытого конкурса на осуществление
бюджетных закупок.
Расходы на приобретение финансовых активов (РПФА) зависят от:
РПФА = СПрФА – СпогФА, где
СПрФА – стоимость приобретенных финансовых активов (акций,
иных форм участия в капитале, задолженности по бюджетным кредитам),
которая может увеличиться в результате непредвиденного повышения объ-
ема средств, необходимых для финансирования инвестиционных про-
грамм;
СПогФА – стоимость погашенных финансовых активов, объем ко-
торой может уменьшиться в результате неудачных инвестиционных проек-
тов, невозврата предоставленных бюджетных кредитов и др.
Наложение факторов уменьшения объема бюджетных доходов и
факторов роста объема бюджетных расходов приводит к росту бюджетно-
го дефицита, и, как следствие, к росту объема долговых обязательств тер-
46
риториальных администраций. Помимо этого, долговые обязательства мо-
гут увеличиваться независимо от динамики сбалансированности регио-
нальных (муниципальных) бюджетов, образуя 3 проблемную зону роста
кризисного бюджетного потенциала.
На увеличение объема долговых обязательств оказывает влияние
рост курса иностранной валюты, если в структуре государственного (му-
ниципального) долга имеются обязательства, номинированные в ино-
странной валюте, а также предъявление неучтенной задолженности.
Невозможность рефинансирования долговых обязательств из-за
кризиса на финансовых рынках или потери кредитоспособности регио-
нальными (местными) органами власти не оказывает влияние на совокуп-
ный объем государственного и муниципального долга, но переводит за-
долженность в категорию просроченных, что увеличивает кризисный по-
тенциал территориального бюджета.
Особенностью гарантийных обязательств является то, что при на-
ступлении гарантийного случая объем государственного (муниципального)
долга также не изменяется. Если гарантийное обязательство не исполняет-
ся, то оно переводится в категорию просроченных и увеличивает кризис-
ный потенциал бюджета. Если принимается решение о погашении гаран-
тийного обязательства, то оно осуществляется за счет источников покры-
тия дефицита, в результате чего увеличивается дефицит бюджета, а в
структуре долга объем гарантии заменяется новым долговым обязательст-
вом на аналогичную сумму и объем кризисного потенциала территориаль-
ного бюджета сохраняется на прежнем уровне.
Помимо трех проблемных зон в механизме роста просроченных
обязательств территориальных органов власти можно выделить также три
контура самовоспроизводства кризисного потенциала бюджета [с учетом
43].
1 контур заключается в том, что рост объема долговых обяза-
тельств увеличивает объем расходов на обслуживание долга и, соответст-
венно, приводит к росту бюджетного дефицита, финансируемого за счет
47
новых долговых обязательств. Смягчением данного процесса может яв-
ляться финансирование бюджетного дефицита за счет продажи государст-
венного (муниципального) имущества, что, в свою очередь, снизит ненало-
говые доходы бюджета и приведет в перспективе к росту бюджетного де-
фицита. «Тормозить» нарастание объема государственного (муниципаль-
ного) долга может также привлечение заемных средств по более низкой
цене.
2 контур самовоспроизводства кризисного потенциала заключается
в том, что рост объема государственных (муниципальных) заимствований
приводит к оттоку ресурсов с финансовых рынков и, соответственно, не-
доинвестированию производственной сферы экономики. В последствии
снижение налоговых поступлений приводит к росту бюджетного дефицита
и необходимости осуществления новых заимствований. Смягчению данно-
го процесса будет способствовать осуществление заимствований для фи-
нансирования дефицита за пределами региона [70].
3 контур самовоспроизводства кризисного потенциала связан с
ростом самого бюджетного кризисного потенциала, вызывающего цепочку
неплатежей у хозяйствующих субъектов, связанных с поставками продук-
ции или оказанием услуг бюджетным организациям, и, как следствие,
снижение собираемости налогов в регионе. Данную проблему в 90-х годах
пытались смягчить использованием неденежных расчетов [65].
Помимо приведенных факторов роста кризисного потенциала тер-
риториальных бюджетов, к данному негативному явлению будут приво-
дить такие косвенные факторы бюджетного управления, как неправильно
расставленные приоритеты бюджетной политики, ошибки при прогнози-
ровании доходов и расходов бюджета, информационная непрозрачность
бюджетного процесса, отсутствие эффективных систем управления риска-
ми и организации конкурсов бюджетных закупок, осуществление нерента-
бельных проектов и др.

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров