Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Заказ научной авторской работы

Долговые обязательства территориальных органов власти

В качестве первой составляющей кризисного потенциала террито-
риального бюджета выступает просроченная задолженность по государст-
венному долгу субъекта Российской Федерации (муниципальному долгу).
В соответствии со ст. 99 БК РФ [1]: «в объем государственного дол-
га субъектов Российской Федерации включаются:
- основная номинальная сумма долга по государственным ценным
бумагам субъектов Российской Федерации;
- объем основного долга по кредитам, полученным субъектом Рос-
сийской Федерации;
- объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным
субъектом Российской Федерации от бюджетов других уровней;
- объем обязательств по государственным гарантиям, предостав-
ленным субъектом Российской Федерации».
Срок долговых обязательств субъекта РФ не может превышать 30
лет.
Согласно ст. 100 БК РФ «в объем муниципального долга включают-
ся:
- основная номинальная сумма долга по муниципальным ценным
бумагам;
- объем основного долга по кредитам, полученным муниципальным
образованием;
- объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным му-
ниципальным образованием от бюджетов других уровней;
- объем обязательств по муниципальным гарантиям, предоставлен-
ным муниципальным образованием».
Срок долговых обязательств муниципального образования не может
превышать 10 лет.
50
В соответствии со ст. 104 БК РФ субъекты РФ (муниципальные об-
разования) имеют право только на внутренние заимствования «для покры-
тия дефицитов соответствующих бюджетов, а также для финансирования
расходов соответствующих бюджетов в пределах расходов на погашение
государственных и муниципальных долговых обязательств».
Внешние заимствования могут осуществлять только субъекты РФ в
целях «пролонгации и реструктуризации долговых обязательств субъектов
Российской Федерации прошлых лет».
Государственные и муниципальные ценные бумаги. Помимо про-
писанных в БК РФ бюджетных целей выпуск региональных (муниципаль-
ных) займов до введения в действие БК РФ в 2000 году официально мог
осуществляться для решения инвестиционных и социальных задач. Ин-
вестиционные займы выпускались для финансирования социально-
экономических проектов, жилищного строительства, развития местной
инфраструктуры, приоритетных видов экономической деятельности. Со-
циальные займы имели своей целью защиту сбережений населения от ин-
фляции, финансирования социальных программ, создания новых рабочих
мест, решения экологических проблем [50].
Анализ, проведенный Чекановой Е.Н. [76], показал, что в 1999-2001
годах из 60 зарегистрированных Минфином России эмиссий ценных бумаг
22 субъектов РФ бюджетные цели преследовали 95% выпусков и лишь 3
займа в 1999 году имели инвестиционную направленность: 1 - в Чуваш-
ской Республике на финансирование жилищного строительства, 2 - в Мо-
скве на финансирование городской инвестиционной программы.
Согласно ст. 3 Федерального закона №136-ФЗ «Об особенностях
эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг»
[30]: «Государственные и муниципальные ценные бумаги могут быть вы-
пущены в виде облигаций или иных ценных бумаг, относящихся к эмисси-
онным ценным бумагам в соответствии с Федеральным законом "О рынке
ценных бумаг", удостоверяющих право их владельца на получение от эми-
51
тента указанных ценных бумаг денежных средств или в зависимости от
условий эмиссии этих ценных бумаг иного имущества, установленных
процентов от номинальной стоимости либо иных имущественных прав в
сроки, предусмотренные условиями указанной эмиссии».
В приказе Минфина России №2н «О порядке формирования госу-
дарственного регистрационного номера, присваиваемого выпускам госу-
дарственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муници-
пальных ценных бумаг» [16] выделено 15 типов ценных бумаг, различаю-
щихся сроком обращения (менее 1 года, от 1 года до 5 лет, более 5 лет),
способом выплаты дохода (бескупонные «дисконтные», с переменным, по-
стоянным или фиксированным купонным доходом), формой (денежными
или неденежными средствами) и способом погашения (с амортизацией
долга или единовременной его выплатой).
В подавляющем большинстве случаев субфедеральные займы пред-
ставлены кратко - (до 1 года) и среднесрочными (от 1 года до 5 лет) выпус-
ками; долгосрочные займы не получили заметного распространения [76].
Преобладание кратко- и среднесрочных займов обусловлено привлечением
средств, в основном, для финансирования дефицита бюджета и покрытия
кассовых разрывов.
По видам выпускаемые регионами долговые обязательства можно
подразделить на следующие:
• обязательства по типу ГКО и ОФЗ;
• «сельские» и «энергетические» облигации;
• жилищные и сберегательные облигации;
• еврооблигации и прочие.
Некоторые регионы успешно реализовали диверсифицированные
программы выпуска различных по характеру займов.
Краткосрочные (до 1 года) долговые обязательства по типу феде-
ральных ГКО и ОФЗ достаточно активно выпускались в 1997-1998 годах
несколькими наиболее финансово-состоятельными субъектами РФ – горо-
52
дами Москва и Санкт-Петербург, Республикой Татарстан, Свердловской,
Челябинской, Новосибирской, Иркутской, Волгоградской, Пермской, Мос-
ковской областями и другими регионами. Эмиссия этих бумаг служила для
покрытия кассовых разрывов при исполнении бюджета в течение года и
финансирования дефицита региональных бюджетов. На начало 1998 года
объем выпуска таких краткосрочных обязательств составлял около 70%
всех региональных и муниципальных займов.
Достаточно распространены были жилищные займы. Жилищные
облигации выпускались в небольших объемах и удостоверяли внесение их
владельцами средств на строительство определенной площади жилья. Жи-
лищные займы выпускались правительством Чувашской республики, ад-
министрациями Нижегородской области, Краснодарского края и ряда дру-
гих областей и регионов. С введением жилищных сертификатов выпуск
жилищных облигаций практически прекратился.
Есть примеры выпуска облигаций администрациями субъектов РФ
для реализации конкретных инвестиционных проектов на основных про-
мышленных предприятиях региона, а также для осуществления социаль-
ных программ, например, телефонные займы в Нижегородской области.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ №224 «Об
экономических условиях функционирования агропромышленного ком-
плекса Российской Федерации в 1997 году» [37] 70 субъектов РФ выпусти-
ли в 1997-1998 годах облигации для погашения задолженности федераль-
ному бюджету по товарному кредиту на поставку горюче-смазочных мате-
риалов и кормов 1996 года. Данные облигации получили неофициальное
наименование «сельских» или «агрооблигаций». Общий объем выпуска аг-
рооблигаций составил 8 млрд. рублей. Агрооблигации были переданы
субъектами РФ Минфину России в счет погашения задолженности по то-
варному кредиту 1996 года. Более половины (не менее 4,7 млрд. рублей)
суммарной эмиссии агрооблигаций было размещено Минфином России на
аукционах среди частных инвесторов. Оставшаяся неразмещенной часть
53
агрооблигаций составила задолженность субъектов РФ перед федеральным
бюджетом [56]. По состоянию на 1 августа 2005 года просроченную за-
долженность по агрооблигациям имели 22 субъекта РФ [84].
Аналогично выглядела схема эмиссии и размещения «энергетиче-
ских» облигаций двух субъектов РФ - Приморского и Хабаровского краев.
Эти ценные бумаги являлись инструментом реструктуризации задолжен-
ности перед федеральным бюджетом предприятий ТЭК по кредитам, га-
рантированным региональными бюджетами. Общий объем выпуска «энер-
гетических» облигаций в 1997 году составил 795,2 млн. рублей [56].
Сберегательные облигации были ориентированы на определенную
категорию инвесторов - население региона-эмитента. Эти ценные бумаги
выпускались в документарной форме и имели отрывные купоны. Доход по
ним выплачивался ежегодно или даже поквартально. Сберегательные об-
лигации выпускались и успешно размещались городами Москва и Санкт-
Петербург, Астраханской областью и некоторыми другими регионами, од-
нако широкого распространения они не получили.
Международные рынки привлекали субъектов РФ значительными
объемами спроса, более длительными сроками инвестиций, а также отно-
сительной дешевизной ресурсов по сравнению с российским рынком. Еще
одним важным мотивом выхода на внешний рынок являлось создание ин-
вестиционного имиджа региона, в том числе получение рейтинга между-
народных рейтинговых агентств. Так называемые «евробонды» удалось
разместить только трем субъектам РФ – городам Москва, Санкт-Петербург
и Нижегородской области [75]. Учитывая, что в 2005 году Нижегородской
областью полностью погашен внешний долг по еврооблигациям [92], то
города Москва и Санкт-Петербург остаются единственными субъектами
РФ, имеющими право на внешние займы.
Кредиты коммерческих банков и международных организаций. В
соответствии с бюджетной классификацией РФ (115-ФЗ [4]) бюджетами
субъектов РФ могут быть привлечены кредиты в российских рублях от
54
кредитных организаций, в иностранной валюте от международных финан-
совых организаций (МФО), правительств иностранных государств, ино-
странных коммерческих банков и фирм. Местными бюджетами могут быть
привлечены только кредиты в валюте РФ от российских кредитных орга-
низаций.
До кризиса 1998 года кредиты коммерческих банков привлекались
для финансирования текущих расходов сезонного характера, в основном,
на поддержку сельского и жилищно-коммунального хозяйств, выплату от-
пускных работникам образования, сокращения задолженности по заработ-
ной плате, реализации инвестиционных проектов, реже - для покрытия
кассовых разрывов. В посткризисный период банковские кредиты явля-
лись наиболее доступными источниками финансирования и использова-
лись, прежде всего, для покрытия бюджетного дефицита, сокращения за-
долженности по заработной плате и социальным пособиям, реструктуриза-
ции и погашения долга [51].
Обязательства субъектов РФ по действующим проектам (займам)
международных финансовых организаций представляли собой кредиты,
привлеченные непосредственно субъектами Российской Федерации на
реализацию проектов МФО, т.е. в рамках этих проектов субъект РФ являл-
ся конечным получателем такого кредита. Среди них такие проекты Все-
мирного банка, как «Поддержка реформ в сельском хозяйстве», «Под-
держка региональной социальной инфраструктуры», «Жилищный проект»,
«Лесопользование» и другие. Всего в соответствии с бюджетной отчетно-
стью [11] учитывалось 14 таких проектов. Данные кредиты были получены
субъектами РФ в основном в 1996-1997 годах [55].
Бюджетные кредиты и ссуды. Согласно ст. 6 БК РФ «бюджетный
кредит - форма финансирования бюджетных расходов, которая предусмат-
ривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету
на возвратной и возмездной основах». Бюджетной классификацией РФ
55
предусмотрено предоставление бюджетных кредитов только в российских
рублях.
Большинство существующих обязательств по бюджетным кредитам
возникло в 1992-1998 годах. Предоставление заемных средств в форме
бюджетных кредитов и ссуд носило целевой характер. Бюджетные креди-
ты, выданные предприятиям под гарантии субъектов РФ, а также бюджет-
ные ссуды, выданные непосредственно субъектам РФ, направлялись для
финансирования различных мероприятий (в соответствии с бюджетной от-
четностью [11]):
- централизованные, в том числе товарные, кредиты агропромыш-
ленному, топливно-энергетическому и лесному комплексам, текстильной и
легкой промышленности;
- централизованный завоз в районы Крайнего Севера;
- инвестиционные проекты на конкурсной основе;
- инвестиционные программы конверсии в оборонной промышлен-
ности;
- финансовое оздоровление и перепрофилирование убыточных и
неперспективных производств;
- подготовка объектов жилищно-коммунального хозяйства к осен-
не-зимнему периоду.
Централизованные кредиты, полученные предприятиями и органи-
зациями АПК в 1992-1994 годах, были выданы Банком России коммерче-
ским банкам, которые, в свою очередь, кредитовали сельхозпредприятия,
большая часть которых впоследствии была признана неплатежеспособной
и (или) ликвидирована. В 1994-1995 годах данная задолженность была пе-
реоформлена как задолженность Минфину России. Субъекты РФ либо
полностью взяли на себя обязательства по этим кредитам, либо выдали по
ним гарантии (в соответствии с Указом Президента РФ №2218 [15] и По-
становлением Правительства РФ №1220 [13]).
56
Задолженность по инвестиционным налоговым кредитам возникла
в 1994-1996 годах в основном в результате того, что субъекты РФ предос-
тавляли гарантии и поручительства по этим кредитам, выданным Минфи-
ном России предприятиям и организациям, зарегистрированным на терри-
тории соответствующих субъектов РФ (например, в Краснодарском крае,
Свердловской и Нижегородской областях [55]).
Государственные кредиты, полученные в 1993-1998 годах субъек-
тами РФ и организациями в результате отпуска драгоценных металлов из
Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ
по решениям Президента РФ, постановлениям и распоряжениям Прави-
тельства РФ и предоставленные субъектам РФ и организациям под гаран-
тии субъектов РФ в форме государственных кредитов, получили неофици-
альное наименование «золотых». Данные кредиты выделялись в первую
очередь субъектам РФ, на территории которых ведется золотодобыча, и
золотодобывающим предприятиям (Республика Якутия, Красноярский
край, Свердловская и Магаданская области, Чукотский автономный округ
[55]) для финансирования ускоренного освоения месторождений и увели-
чения добычи золота, а также решения социально-экономических проблем
в золотодобывающих регионах.
Бюджетные ссуды на покрытие временных кассовых разрывов
представляют собой краткосрочное и нецелевое кредитование бюджетов
субъектов РФ. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от
28.03.2005 №160 [33] «временный кассовый разрыв, возникающий при ис-
полнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации,
определяется как недопоступление в определенный период финансового
года доходов для осуществления расходов, предусмотренных консолиди-
рованным бюджетом субъекта Российской Федерации, с учетом источни-
ков финансирования дефицита бюджета», в этом же Постановлении указа-
ны условия предоставления данного вида бюджетных ссуд. Существую-
щие обязательства субъектов РФ по бюджетным ссудам на покрытие вре-
57
менных кассовых разрывов возникли после введения в действие в 2000 го-
ду БК РФ [56].
Обязательства по государственным и муниципальным гаранти-
ям. В соответствии со ст. 115 БК РФ под государственной (муниципаль-
ной) гарантией «…признается способ обеспечения гражданско-правовых
обязательств, в силу которого … субъект Российской Федерации или му-
ниципальное образование - гарант дает письменное обязательство отвечать
за исполнение лицом, которому дается государственная или муниципаль-
ная гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или час-
тично». Согласно бюджетной классификации РФ [4] государственные га-
рантии субъектов РФ могут номинироваться в российских рублях и ино-
странной валюте; муниципальные гарантии - только в валюте РФ.
Если конечным получателем средств бюджетного или иностранного
кредита является не субъект РФ, а муниципальное образование или сто-
ронняя организация, необходимое условие выдачи - предоставление гаран-
тии субъекта РФ, на территории которого расположено соответствующее
муниципальное образование или зарегистрирована организация. Примера-
ми проектов, по которым субъект РФ выступал не как конечный получа-
тель кредита, но как гарант по обязательствам третьих лиц, могут служить
такие проекты Всемирного банка, как «Городской общественный транс-
порт», «Ведомственное жилье», «Реконструкция систем городского тепло-
снабжения», «Управление окружающей средой» и другие. Такого рода
обязательства возникали, в основном, в 1996-1998 годах [55].
В докризисный период в качестве инструмента заимствований суб-
федеральными органами власти активно использовались также векселя.
Вместе с тем, принятие и введение в действие Федерального закона №48-
ФЗ «О простом и переводном векселе» [17] запретило субъектам РФ и му-
ниципальным образованиям обязываться по векселям.

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров