Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Заказ научной авторской работы

РАЗРАБОТКА КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ТЕКСТИЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

В работе [97, c. 264] подчеркивается, что «дефицит денежных средств в экономике и неплатежеспособность многих предприятий, несовершенство нормативной и законодательной базы в области востребования задолженности привели к иному восприятию сути управления дебиторской задолженностью в России по сравнению со странами со стабильной рыночной экономикой: оно сведено у нас к поиску цепочки взаимозачетов, к оценке возможностей бартера и иных суррогатных платежей».

Исходя из опыта практической работы автора с текстильными предприятиями РФ и стран  СНГ, необходимо отметить, что подобная ситуация усугубляется тем, что применение бартерных и взаимозачетных схем) заранее не планируется, а проводятся исходя из поступающих предложений контрагентов. Как правило, это приводит к излишней доле повторного бартера в расчетах, задержках в расчетах по времени и общему недостатку денежных средств. Ситуация осложняется еще и тем, что на обследованных нами текстильных предприятиях практически полностью отсутствует финансовое планирование. Финансовые отделы либо полностью отсутствуют, либо занимаются решением проблем, связанных с получением банковских кредитов, проведением оперативных платежей и операций с ценными бумагами (векселями). Принятие решений по предоставлению отсрочек платежа  и способам расчетов осуществляется либо генеральным директором единолично, либо отделом (службой) сбыта (маркетинга). Такая ситуация связана с общей ориентацией предприятий на «выживание» (в отличие от ситуации, когда предприятие имеет четкие перспективы развития) и с недостаточным уровнем экономических знаний у персонала.

В ходе практической работы автора по проблеме управления процессом расчетов с покупателями продукции было выяснено следующее:

- поступление средств от покупателей продукции на текстильных предприятиях  не планируется (в большинстве случаев);

- бартерные поставки контролируются отделами сбыта и снабжения, финансовые и планово-экономические отделы не проводят анализа эффективности таких контрактов;

 -  не ведется раздельно учет «денежных» и «бартерных» должников;

- руководство предприятия не имеет достаточной информации о сроках поступления средств от дебиторов на предприятие и о эффективности представления отсрочек покупателям и применения  неденежных форм расчетов;

- руководство предприятия не считает сам факт отсутствия у предприятия денег (на счетах или в наличной форме) тревожным симптомом;

- долги дебиторов оцениваются как потенциальные денежные средства, которые   будут получены с очень высокой долей вероятности;

- не ведется какой-либо работы по статистическому анализу объема  безнадежных долгов.

Основными проблемами, по нашему мнению, являются:

-         отсутствие четких критериев оценки выгодности того или иного решения по предоставлению отсрочки платежей различным контрагентам;

-         принятие решений по кредитной политике отделом сбыта или единолично генеральным директором, которые зачастую принимают неоправданные с финансовой точки зрения решения, стремясь «не потерять клиента» [17, c. 39-40].

В  связи с этим вопрос планирования условий реализации продукции и математического моделирования данного процесса является весьма важным. О недостатке методик планирования реализации продукции свидетельствуют руководители текстильных предприятий, например, генеральный директор Тейковского ХБК В.П. Денисенко [98].

Рассмотрим вопрос о разработке политики предприятия в области расчетов с покупателями. Прежде всего необходимо определить используемую терминологию. Под кредитной политикой понимается  «выработка комплекса решений по продаже продукции в кредит, то есть с отсрочкой платежа» [90, c. 202]. 

При использовании неденежных форм расчетов возникает необходимость помимо принятия решений о предоставлении отсрочек платежа, определять и структуру расчетов. Таким образом, предмет нашего рассмотрения несколько шире и не исчерпывается вопросами кредитной политики в ее традиционном  (западном) понимании.       Но первоначально представляется более правильным рассмотреть принятие решений по процессу расчетов с покупателями при использовании исключительно денежных средств.

Предприятие вынуждено использовать предоставление отсрочек платежа своим покупателям лишь в том случае, когда спрос на данную продукцию по предоплате и на условиях авансового финансирования меньше, чем планируемые объемы выпуска. В этих условиях предприятие может, используя механизм коммерческого кредита, продать весь объем выпуска, при этом получив дополнительную прибыль по сравнению с ситуацией, когда продукция продается полностью по предоплате. Но дополнительная прибыль, возникающая при продаже продукции с отсрочкой платежа, сопровождается и дополнительными рисками, связанными с возможной задержкой платежей и возникновением безнадежных долгов. В  связи с этим общепринятым является использование подхода, при котором возможная дополнительная прибыль сопоставляется с возможными расходами.

В работе [30] возможные расходы определяются следующим образом:

1)    Потери процентного дохода, возникающие из-за того, что предприятие не имеет средств на счете из-за задержки поступления средств от дебиторов (или проценты, уплачиваемые по привлеченному банковскому кредиту);

2)    Прямые потери от безнадежных долгов;

3)    Затраты на «ведение дел по кредитам» (выписка счетов, зарплата сотрудников финансового отдела, занимающихся возвратом долгов и прочие расходы).

Данные затраты зависят от объема предоставляемого коммерческого кредита и могут быть подсчитаны в процентном отношении к последнему на основании статистических данных прошлых периодов. Величина потерянного или уплаченного процентного дохода может быть подсчитана исходя из данных о среднем сроке погашения долгов дебиторами предприятия в прошлых периодах и существующих процентных ставках.

Отметим, что расчетная величина «стоимости коммерческого кредита» на единицу стоимости продукции различается при предоставлении отсрочек платежа на разные сроки. Нам представляется допустимым считать, что изменяемым параметром является только величина потерянного или уплаченного процентного дохода, а остальные параметры в расчете на единицу стоимости реализуемой продукции принять неизменными.

При разработке кредитной политики необходимо иметь ввиду, что предприятие может реализовывать продукцию с применением разных форм расчетов.

Отсрочка платежа может предоставляться двумя способами:

1)    предоставление товарных кредитов с определенным сроком погашения;

2)     передача продукции на реализацию (консигнация).

Последний способ, как отмечается в работе [59, c. 78] «обычно применяется при реализации новых, нети­пичных товаров, спрос на которые трудно предположить". Однако в настоящее время в РФ сложилась ситуация, при которой розничная сеть и оптовики вынуждают ряд текстильных предприятий (особенно крупных) поставлять продукцию посредникам на условиях консигнации. Данная ситуация складывается из-за неразвитости сбытовых сетей, в результате чего посредники имеют возможность диктовать свои условия предприятиям.

Невыгодность консигнации состоит в том, что посредник не берет на себя никаких обязательств по сроку возврата средств за поставленную ему продукцию. Предложенное Ю.В. Кузнецовым для обеспечения гарантий оплаты поставщику при передаче текстильной продукции на реализацию использование аккредитивных форм расчетов (безотзывного документарного аккредитива с отсрочкой платежа) [54, c. 134], на наш взгляд, вряд ли возможно, учитывая  сохраняющиеся при использовании этой схемы высокие риски для банков и предприятия-поставщика, а также преобладание наличного (и находящегося вне контроля со стороны банка) оборота в розничной торговле.

         Алгоритм выработки решений по планированию процесса реализации продукции можно определить следующим образом:

Шаг 1.

Определение объема и ассортимента продукции, подлежащей реализации в данном месяце.

Шаг 2.

Прогнозирование возможного спроса на различные позиции ассортимента со стороны различных групп потребителей при применении различных форм расчетов.

Шаг 3.

Определение объема и ассортимента продукции, отгружаемой по обязательствам предприятия. Под обязательствами понимаются следующие ситуации:

- Отгрузка продукции по договорам давальческой переработки сырья;

-  Отгрузка продукции, оплаченной ранее авансом;

-  Отгрузка продукции по предоплате.

Шаг 4.

Определение объема и ассортимента продукции, которую можно реализовать через собственную сеть розничных магазинов. Методика определения предельного объема реализации продукции через данную торговую сеть (магазины) предложена В.В. Тарасовой в диссертационной работе [89].

Шаг 5.

Определение объема и ассортимента продукции, которую можно реализовать с отсрочкой платежа.

Шаг 6.

Определение объема и ассортимента продукции, которую можно реализовать на условиях консигнации.

На каждом шаге выполнения алгоритма проводится вычитание определенного на данном этапе объема продукции с учетом наличия продукции по данным ассортиментным позициям.

Данный алгоритм позволяет формализовать принимаемые решения по кредитной политике в самом общем случае (без учета разницы в ценах при реализации аналогичной продукции разным группам потребителей с применением различных форм расчетов).

 

 

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров