Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Методические указания к научно-исследовательской работе студентов по курсу “Социология”. Ч. 1/ Сост.: Е. А. Сафонова: СибГИУ. - Новокузнецк, 2003. – 45 (3)
(Методические материалы)

Значок файла Методические рекомендации для практических занятий по психологии: Метод. указ./ Сост.: С. Г. Колесов: СибГИУ. – Новокузнецк, 2002. – 29 (9)
(Методические материалы)

Значок файла Методические указания по проведению производственной практики (первой). Специальность «Промышленное и гражданское строительство» (290300) (4)
(Методические материалы)

Значок файла Контроль качества бетона. Определение прочности бетона неразру-шающими методами. Методические указания к выполнению лабора-торных работ по курсу «Технология строительных процессов». Специ-альность «Промышленное и гражданское строительство» (290300) (7)
(Методические материалы)

Значок файла Динамика. Тема 6. ПРИНЦИП ВОЗМОЖНЫХ ПЕРЕМЕЩЕНИЙ: Расч. прак./ Сост.: Г.Т. Баранова, Н.И. Михайленко: СибГИУ.-Новокузнецк, 2003.- с (3)
(Методические материалы)

Значок файла Семенихин А.Я. С 30 Технология подземных горных работ: Учебное пособие / А.Я. Семенихин, В.И. Любогощев, Ю.А. Златицкая. – Новокузнецк: СибГИУ, 2003. - 91 с (23)
(Методические материалы)

Значок файла Огнев С.П., Ляховец М.В. Основы теории управления: методические указания. – Новокузнецк: ГОУ ВПО «СибГИУ», 2004. – 45 с (21)
(Методические материалы)


Заказ научной авторской работы

Сущность, роль и объективная необходимость развития корпоративного управления

Одной из альтернативной форм организации бизнеса является
корпорация, или акционерное общество, регулируемое законодательством и
представляющая отдельное юридическое лицо.
Корпорация (англ. – corporation) – это совокупность лиц,
объединившихся для достижения какой-либо цели и образующих
самостоятельный субъект права – новое юридическое лицо [61].
Существуют различные взгляды на вопрос о времени возникновения
корпораций. Одни исследователи, как отмечают Я.И. Функ и В.А.
Михалеченко, берут за начало отсчета создание Голландской Ост-Индской
Компании в 1602 году [60]. Она возникла по инициативе государства путем
слияния торговых товариществ Голландских провинций с целью торговли с
Ост-Индией. По такому же принципу создавались и другие компании: в
Голландии (Вест–Индская компания), в Англии (Английская Ост-Индская
компания, компании по освоению Северной Америки). Во Франции
(Канадская, Сенегальская, Вест-Индская), в Пруссии и в Германии
(Азиатская торговая Компания, Африканская Бранденбургская компания),
также в Швеции, Дании и др.
По мнению Функа и Михальченка, колониальные компании были
акционерными компаниями лишь по названию. Первые акционерные
общества, по их мнению, были созданы в Англии в конце XVII века.
13
Возникновение и становление корпоративной формы управления
происходило в рамках эволюции форм предпринимательских объединений.
Элементы корпоративного управления появились уже в такой форме
предпринимательского объединения, как коммандитное товарищество без
образования юридического лица в XII веке [25]. Все черты корпоративного
управления воплотились в акционерном обществе, как в высшей форме
предпринимательских объединений. Первые акционерные общества
возникли в XVII веке, примерно в 20-ом году XIX веке акционерное
общество стало основной формой предпринимательских объединений США
и Англии.
На рис. 1.1 приведено древо развития элементов корпоративного
управления.
Рис. 1.1. Исторические этапы развития корпоративного управления
Широкое распространение понятия корпорация привело к тому, что в
настоящее время этот термин применим к множеству экономических
Простые и полные товарищества
Коммандитные товарищества
Полные товарищества (юридические
лица)
Коммандитные товарищества
(юридические лица)
Общество с ограниченной
ответственностью
Акционерные общества (корпорации)
14
явлений. Выражаясь языком физики, произошла диффузия этого понятия в
другие, смежные сферы. И различие в толковании понятия «корпоративное
управление» зависит от темы исследования того или иного автора.
Поэтому необходимо рассмотреть различные подходы к определению
корпоративного управления. Подход с точки зрения психологии
менеджмента определяет корпоративное управление как управление, которое
порождает корпоративную культуру, то есть комплекс общих традиций,
установок, принципов поведения. Подход с точки зрения теории фирмы
подразумевает совпадение понятий корпорация и организация. Например,
понятие корпоративной информационной системы. Подход с точки зрения
финансовой системы определяет корпоративное управление как
определенные институциональные соглашения, обеспечивающие
трансформацию сбережений в инвестиции и распределяющие ресурсы среди
альтернативных пользователей в индустриальном секторе. Эффективный
переток капитала между отраслями и сферами общества осуществляется в
рамках корпораций, построенных на основе объединения банковского и
промышленного капитала.
С юридической точки зрения корпоративное управление – это общее
название юридических концепций и процедур, лежащих в основе создания и
управления корпорацией, в частности, касающихся прав акционеров.
Однако наиболее распространенными и применяемыми подходами при
определении корпоративного управления являются следующие.
Первый из них – это подход к определению корпоративного
управления как управления интеграционным объединением.
Например, по мнению Храбровой И.А., корпоративное управление -
это управление организационно-правовым оформлением бизнеса,
оптимизацией организационных структур, построение внутри
межфирменных отношений компании в соответствии с принятыми целями1.
1 Храброва И.А. «Корпоративное управление: вопросы интеграции. Аффилированные лица,
организационное проектирование, интеграционная динамика» М., 2000 198 стр., стр64
15
С. Карнаухов определяет корпоративное управление как управление
определенным набором синергетических эффектов2.
Однако данные определения, по нашему мнению, касаются уже
результатов использования корпоративной формы бизнеса, а не сущности
проблемы.
Второй подход, наиболее ранний и наиболее часто употребляемый,
основывается на вытекающих последствиях из сущности корпоративной
формы бизнеса – разделения института собственников и института
управляющих – и заключается в защите интересов определенного круга
участников корпоративных отношений (инвесторов) от неэффективной
деятельности менеджеров.
Хотя и в этом случае определения корпоративного управления разнятся
в зависимости от количества учитываемых заинтересованных сторон в
корпоративных отношений. В наиболее узком понимании - это защита
интересов владельцев – акционеров. Другой подход включает сюда же и
кредиторов, которые вместе с акционерами составляют группу финансовых
инвесторов. В наиболее широком понимании корпоративное управление –
это защита интересов как финансовых (акционеры и кредиторы), так и не
финансовых (работники, государство, предприятия – партнеры и др.)
инвесторов.
Какие объяснения являются причинами включения тех или иных групп
в систему корпоративного управления?
Акционеры являются источником необходимой финансовой базы для
возникновения корпоративного управления. Их интересы в системе
корпоративного управления заключаются в получении определенной доли
прибыли посредством дивидендных выплат или роста цены их доли участия
в корпорации.
Кредиторы также являются финансовыми инвесторами, но в отличие от
акционеров, которые заинтересованы в росте прибыльности и стоимости
2 С. Карнаухов «Эффективность корпоративных структур» / РИСК №1-2, 2000, стр. 4
16
корпорации (для увеличения своего дохода), кредиторы заинтересованным в
стабильности положении корпорации (для получения гарантированного
дохода).
Однако в деятельности корпорации заинтересованы не только
финансовые инвесторы, но и нефинансовые. Среди нефинансовых
инвесторов большинство экономистов отмечают
- работников корпорации;
- партнеров корпорации;
- общество в целом (государство, потребители и пр.).
Обоснование включения партнеров корпорации в большинстве случаев
рассматривается на примере поставщиков для предприятий – производителей
конечной продукции. Если поставщик корпорации производит продукцию
используемую лишь данной корпорацией, то в данном случае финансовые
вложения партнера-поставщика можно рассматривать в качестве финансовых
вложений самой корпорации, т.к. эти вложения осуществляются для
обеспечении деятельности корпорации.
В настоящее время такие отношения, по нашему мнению, следует
включать не во внешние, а во внутренние связи корпорации, и интересы
партнера поставщика можно рассмотреть как интересы отдельного, но уже
подразделения корпорации (например, в Японии многие корпорации
существуют на основе долгосрочных двухсторонних контрактов).
Говоря о персонале корпорации необходимо отметить, что включение
его как составляющей корпоративных отношений стало возможным
благодаря развитию теории человеческого капитала предприятия. В
зависимости от моделей корпоративного управления участниками
корпоративных отношений рассматривается либо трудовой коллектив, либо
отдельные работники корпорации.
Помимо партнеров и персонала корпорации, в систему корпоративного
управления включается и общество в целом.
17
Интересы различных вышеперечисленных инвесторов корпорации не
совпадают и зачастую бывают прямо противоположными. Например,
перечисленные интересы собственников и кредиторов корпорации. Поэтому,
в рамках корпоративных отношений мы будем рассматривать
взаимоотношения менеджеров корпорации и её собственников.
Чтобы раскрыть сущность корпоративного управления, по нашему
мнению, необходимо рассмотреть отличие корпоративного управления от
некорпоративного.
Во-первых, если в некорпоратинвном управлении объединены функции
собственности и управления и управление осуществляют сами собственники,
то при корпоративном управлении, как правило, происходит разделение прав
собственности и полномочий управления.
Во-вторых, отсюда вытекает то, что возникновение корпоративного
управления привело к формированию нового, самостоятельного субъекта
хозяйственных отношений – института наемных управляющих.
В-третьих, из этого следует, что при корпоративном управлении вместе
с функциями управления собственники теряют и связь с бизнесом.
В-четвертых, если в системе некорпоративного управления
собственники связаны между собой отношениями по вопросам управления
(являются товарищами), то в системе корпоративного управления отношения
между собственниками отсутствуют и заменены на отношения
собственников и корпорации.
Данные отличия представляют следующие преимущества для
собственников корпорации: самостоятельность корпорации как
юридического лица, ограниченная ответственность собственников
корпорации и централизованное управление корпорацией.
Рассмотрим эти преимущества подробней.
Самостоятельность корпорации как отдельного юридического лица.
Согласно этому критерию корпорация как юридическое лицо обладает
правоспособностью, может приобретать имущественные и неимущественные
18
права, выступать в суде от своего имени и отвечает принадлежащим ему
имуществом по своим долгам.
Ограниченная ответственность индивидуальных инвесторов. Многие
экономисты именно этот критерий корпорации относят к причине широкого
распространения корпоративного управления и называют основополагающей
чертой корпорации. Даже в Федеральном законодательстве США для целей
налогообложения ограниченная ответственность выделена как основная
черта корпорации3.
Ограниченная ответственность означает, что инвесторы не несут
личной имущественной ответственности по обязательствам корпорации, в
которую они инвестируют средства и тем самым перекладывают ее на
корпорацию.
Максимальные потери, которые могут понести инвесторы – это
невозврат вложенных средств в корпорацию. Это в свою очередь порождает
стремление к диверсификации инвесторами своих вложений в различные
корпорации, позволяет получать значительные финансовые ресурсы
параллельно с принятием рисков, уровень которых отдельный инвестор
считает слишком высоким.
Два вышеперечисленных критерия проводят грань между имуществом
и ответственностью корпорации как отдельного юридического лица и
имуществом и ответственностью инвесторов.
Централизованное управление корпорацией. Данная характеристика
корпорации возникает вследствие передачи инвесторами дирекции
корпорации вместе с ответственностью за ее деятельность и полномочия
управления ею. То есть управление корпорацией осуществляют не
акционеры – собственники корпорации, а дирекция. Это позволяет путем
3 У.Э. Батнер “Основные черты российского акционерного общества и американской корпорации»/Гос и
Право 1998, №7, стр. 80
19
подбора высококвалифицированных специалистов добиться лучшей
эффективности управления корпорацией4.
Данный анализ различий между корпоративным и некорпоративным
управлением позволяет оценить степень соответствия того или иного вида
предпринимательского объединения форме корпоративного управления. То
есть мы подошли к важному выводу: если, например, в открытом
акционерном обществе, номинально признанном как корпорация5,
управление осуществляется не наемными управляющими, а собственниками,
то по содержанию, так как отсутствует предмет корпоративных отношений,
оно не является корпорацией. Напротив, в предпринимательских
объединениях, не являющихся корпорацией, при определенных условиях
можно наблюдать элементы корпоративного управления. Например, в
полном товариществе, если собственник передаёт полномочия управления
наемному управляющему.
В связи с вышеперечисленными доводами мы считаем целесообразным
ввести понятие «чистой корпорации». Чистая корпорация – это
предпринимательское объединение, по форме и по содержанию
соответствующая корпорации.
К сожалению, в настоящее время существует достаточно мало
систематизированных экономических исследований, касающихся вопроса,
какие формы предпринимательских объединений можно отнести к
корпорациям (понятие «корпорация» происходит от латинского «corporatio»,
что означает объединение»). Теоретический анализ используемой
литературы позволил нам выявить следующий результат относительно
данного вопроса.
Существуют различные точки зрения на вопрос о том, какие формы
предпринимательских объединений относятся к корпорациям. Это
4 Grimes u Donald, C.A. № 13358, slip ap. at 16-17 (Del.ch. Jan 11, 1995), aff `d №79, 1995 (Del. Apr 11,1996)]
5 Закон об акционерных обществах
20
объясняется различием в понимании учеными-экономистами характерных
черт, присущих корпорации.
Согласно одной из распространенных гипотез (соответствует
континентальной системе права) корпорация – это коллективное
образование, организация, признанная юридическим лицом, основанная на
объединенных капиталах (добровольных взносах) и осуществляющая какую
– либо социально-полезную деятельность6. То есть определении корпорации
фактически соответствует определению юридического лица. В этом случае
корпорации свойственны следующие черты7.
1. наличие юридического лица;
2. институциональное разделение функций управления и
собственности;
3. коллективное принятие решений собственниками и (или) наемными
управляющими.
Таким образом, в понятие корпорация помимо акционерных обществ
включаются многие другие юридические лица: различные виды товариществ
(полные, коммандитные), хозяйственные объединения (концерны,
ассоциации, холдинги и т.п.), производственные и потребительские
кооперативы, коллективные, арендные предприятия, а также
государственные предприятия и учреждения, имеющие своей целью
осуществление культурной, хозяйственной или иной социально-полезной
деятельности, не приносящие прибыль8.
Конкурирующая гипотеза (соответствует англосаксонской системе
права), ограничивающая круг предпринимательских объединений,
включаемых в понятие корпорация до открытых акционерных обществ,
6 В.И.Шеин, А.В.Жуплев, А.А. Володин «Корпоративный менеджмент: опыт России и США::
Москва, ОАО «Типография «Новости», 2000год, 280 стр., стр.41
7 Ю. Петров «Реформа корпоративных институтов и создание социального рыночного
хозяйства»/Российский экономический журнал №4 2000, стр.61
8 Петухов В.И. Корпорации в российской промышленности: законодательство и практика/ М 1999 с.
124
21
основывается на утверждении, что основными чертами корпорации является
следующие: самостоятельность корпорации как юридического лица,
ограниченная ответственность индивидуальных инвесторов,
централизованное управление, а также возможность передачи другим лицам
акций, принадлежащих индивидуальным инвесторам9. Первые три критерия
были рассмотрены выше.
Таким образом, камнем преткновения в диалоге различных ученых
является вопрос включать или не включать в свойства корпорации
возможности свободной передачи акций и, следовательно, ограничивать либо
не ограничивать понятие «корпорация» формой открытого акционерного
общества.
Наиболее показательным примером становления этой отличительной
черты корпорации является развитие законодательства в области рынка
ценных бумаг в США.
В США с давних пор действовала норма «общего права», согласно
которму акции не признавались имуществом в обычном смысле этого слова.
Суд отменил теорию Общего Права о нематериальном характере
акций, который исключает возможности их идентифицировать. По закону
штата Делавэра акции корпорации являются не только личным имуществом,
но и таким имуществом, которое может быть идентифицировано, арестовано
и реализовано для оплаты долгов собственника10.
Причиной существования в экономической литературе различных
точек зрения на значение свободной передачи акций как неотъемлемой черты
корпорации, по нашему мнению, является влияние тех или иных институтов
рыночной экономики, включая формы предпринимательских объединений,
на формирование и развитие народного хозяйства стран, на примере которых
изучается деятельность корпорации.
9 Robert C. Clarko. Corporate Low. Little, Brown&co 1986, Boston
10 Has Kelly Middle States Petroleum Corp. 35 DEI 380; 165 A.562
22
Это объясняет разницу в подходах к определению корпораций ученых,
изучающих англо-американскую модель корпоративного управления, и
ученых изучающих германскую и японскую модели корпоративного
управления. Действительно, англо-американская модель корпоративного
управления характеризуется наличием подавляющего числа акционерных
обществ как формы организации крупных компаний (в США 6000, в Англии
200011), во-вторых, сильным влиянием фондового рынка и рынка
корпоративного контроля на корпоративные отношения. Германская модель
корпоративного управления, напротив, характеризуется незначительным
количеством открытых акционерных обществ (их число 650), сильным
влиянием банковского финансирования вместо акционерного, контролем со
стороны Совета директоров, а не рынка корпоративного контроля за
эффективностью работы менеджеров.
Для достижения целей данного исследования наиболее приемлема, по
нашему мнению, гипотеза англо-американской системы корпоративного
управления вследствие ряда факторов:
? тенденция к увеличению влияния транснациональных
корпораций, формой которых является открытые акционерные общества, в
мировой экономике усиливается, что приводит сегодня к унификации
понятия корпорации в различных системах корпоративного управления;
? целью исследования является оценка эффективности
корпоративного управления в РФ, где именно открытые акционерные
общества стали основной формой постприватизационных предприятий.
По мнению экспертов, положительное влияние на качество
корпоративного управления российских компаний должна оказать также
новая редакция закона «О рынке ценных бумаг», вступившая в силу в январе
2003 года. Законом, в частности, устанавливаются новые требования к
составу раскрываемой эмитентами информации в форме ежеквартальных
11 Хессель, Мейер «Корпоративное управление. Владельцы, директора и наемные работники акционерного
общества», стр.43
23
отчетов. Теперь эмитенты должны раскрывать больше сведений о своей
финансово-хозяйственной деятельности, о лицах, входящих в состав органов
управления, об участниках эмитента и о сделках, в совершении которых
имелась заинтересованность.
В настоящее время ведущую роль в установлении стандартов
корпоративного управления играют регулирующие органы, которые в начали
вести обширную образовательную кампанию – внедрение культуры
надлежащего корпоративного управления посредством специально
разработанных принципов надлежащей практики корпоративного управления
для России. Однако, нет сомнения в том, что должно быть более очевидным
привлечение к этой работе представителей корпоративного сектора.
Корпоративное поведение и корпоративная культура российских
компаний можно кратко описать следующим образом:
В России в 2001 г. не существует независимых директоров в
«западном» понимании этого слова. Подход «Я проголосую за тебя, если ты
проголосуешь за меня» является общепринятым, когда встает вопрос о
принятии решений. Можно привести лишь несколько примеров, когда
директора голосовали в лучших интересах всех акционеров. Наиболее часто
встречаются примеры, когда директора лоббируют интересы тех групп
акционеров, которые голосовали за этих директоров. Наблюдается
недостаток понимания директорами своих фидуциарных обязанностей и
корпоративной этики. Даже в тех компаниях, в советах директоров которых
институциональные инвесторы имеют своих представителей, уровень
отчетности и раскрытия информации нельзя считать адекватным. Мы очень
часто слышим о торговых сделках с инсайдерами.
В сою очередь, советы директоров российских компаний достаточно
пассивны, и состоят в основном из инсайдеров. По результатам исследований
в совете директоров обычно представлены 4 группы: контролирующий
частный владелец, менеджмент и служащие, представители государственной
власти и мелкие акционеры-аутсайдеры. В последнее время наметилась
24
тенденция выдвижения независимых директоров, отстаивающих интересы
миноритарных акционеров. Эта редкая практика еще не получила широкого
распространения. В российских условиях, когда нередко имеет место
конфликт между различными группами акционеров, защита узкой группы
миноритарных акционеров может привести к негативным последствиям для
экономической деятельности акционерного общества. В будущем
представляется, что понятие «независимый директор» будет означать,
прежде всего, деятельность на профессиональной основе, с соблюдением
определенных правил и деловой этики.

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров