Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Заказ научной авторской работы

Совершенствование институциональной системы государственной поддержки инвестиционной деятельности сельхозтоваропроизводителей

СОДЕРЖАНИЕ
Введение..........................................................................................................3
1. Теоретические и организационно-экономические аспекты институциональной
инфраструктуры государственной поддержки в сельском хозяйстве .......................13
1.1. Мировой опыт государственной поддержки сельского хозяйства ................13
1.2. Генезис принципа льготности поддержки аграрного сектора в России ...............25
1.3. Институциональная система государственной поддержки аграрного сектора...41
2. Состояние и тенденции развития государственной поддержки инвестиционной
деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей в
Ставропольском крае………………………………….........................................49
2.1. Экономическое положение сельхозтоваропроизводителей в
Ставропольском крае…...…………………………..............................................49
2.2. Анализ организационно-экономических инструментов государственной
поддержки аграрной сферы региона...............................................................61
2.3. Процессы инвестиционной деятельности АПК в региональном аспекте..…90
3. Совершенствование механизма государственной поддержки инвестиций в аграрном
секторе, направленное на воспроизводство отрасли …........................................96
3.1. Проектирование механизма обеспечения сельского
хозяйства ресурсами как фактор государственного управления .............................96
3.2. Финансовые технологии совершенствования механизма поддержки
сельхозтоваропроизводителей..............................................................................................102
3.3. Прогноз баланса интересов сторон при совершенствовании
механизма государственной поддержки сельского хозяйства ................................111
Заключение ..............................................................................................121
Список использованных источников ...............................................................128
Приложения………………………………………………………………………………..138
3
В В Е Д Е Н И Е
В настоящее время положение в отечественном аграрном секторе далеко
от стабилизации. Дотации и компенсации носят скорее символический харак-
тер, не обеспечивая его нормальное функционирование, при том, что доля расхо-
дов на отрасль в федеральном бюджете из года в год сокращается.
За счет высокой степени монополизации поставщиков средств производства
и сферы сбыта продукции критически обострились меж- и внутриотраслевые дис-
пропорции, в силу чего происходит усугубление ценового диспаритета, ощущается
острейший дефицит финансовых ресурсов, а банковский кредит из-за непомер-
ной величины процентов перестал быть для сельских товаропроизводителей ос-
новным источником покрытия недостатка оборотных средств.
К основным проблемам отрасли также можно отнести снижение ресурсно-
го потенциала и утрату большинством хозяйств собственных оборотных
средств: если на 01.01.98 г. 15% их общего количества находилось в денежной
форме, то на 01.01.2003 г. - лишь 1%.
Тенденция снижения уровня доходности отрасли привела к невозможно-
сти ведения не только расширенного, но и простого воспроизводства многими аг-
рарными предприятиями: для повышения результативности требуются допол-
нительные финансовые ресурсы, а их отсутствие не позволяет осуществить необ-
ходимые мероприятия.
Нужно отметить, что в Ставропольском крае аграрный сектор занимает осо-
бое положение, давая ежегодно более половины объема товарного производства,
задействовав при этом до 48 % трудоспособного населения края[37, С.1]. Сле-
дует также учитывать, что сельскохозяйственное производство края размещено
в зоне рискового земледелия и требует более высоких затрат относительно соседей
по Южному Федеральному Округу. Все эти обстоятельства объясняют необходи-
мость проведения здесь особой бюджетной поддержки отрасли.
Как и в других регионах России, в Ставропольском крае сложное положение
аграрного сектора, сложившееся ныне, объясняется всеобщим спадом производст-
ва, разрывом хозяйственных связей, отсутствием научно-обоснованной концепции и
правовой базы при осуществлении рыночных реформ, а также финансово-
кредитного механизма, создающего экономические условия для расширенного вос-
4
производства, что и привело к деконструкции всей существующей системы.
Возникающие противоречия рынок преодолеть практически не может, так
как в аграрной сфере весьма ограничены его возможности по саморегулирова-
нию, тем более, что в нашей стране АПК всегда был дотационным. Поэтому сей-
час необходимость его государственного регулирования уже мало у кого вызывает
сомнения.
Существующий в настоящее время порядок решения этой проблемы субъек-
тивен и крайне неэффективен. При этом речь должна идти не столько об объе-
мах и сроках выделения средств, сколько о создании целостной системы и меха-
низма осуществления государственной аграрной политики, включающих госу-
дарственное вмешательство по линии привлечения ресурсов в аграрный сектор.
Вопросы государственной поддержки АПК становятся сегодня разменной по-
литической монетой, причем как с объективных, так и с субъективных позиций,
провоцируя непредсказуемость и сепаратизм. Избежать такой тенденции воз-
можно заранее определив его значимость на государственном уровне и сформиро-
вав сообразно с этим принципы взаимодействия государства, субъектов сельско-
хозяйственного производства и их контрагентов, что, сделав "правила игры" неиз-
менными, преобразует политическую систему государства из постмодернистской
в демократическую и переведет хозяйственные действия в экономическую плос-
кость.
Сообразно с этим, государственное регулирование экономики осуществляет-
ся в законодательной, налоговой, кредитной и субвенционной формах. Нужно от-
метить, что в настоящее время, когда сельскохозяйственные предприятия остро
нуждаются в ресурсах, в том числе материальных и финансовых, наиболее эф-
фективной и перспективной оказалась кредитная форма, и объясняется это сле-
дующим: законодательное регулирование, как правило, не оказывает прямого
влияния на ресурсный потенциал сельского хозяйства; воздействие налоговой
формы незначительно в силу наличия многочисленных льгот для предприятий от-
расли и огромной их задолженности по обязательным платежам; прямое дотиро-
вание имеет низкую эффективность по причине постоянного дефицита государ-
ственных средств и практической сложности учета эффективности хозяйственного
механизма бюджетополучателей.
Мы подчеркиваем необходимость соотнесения понятий государственного
5
управления и льготного кредитования сельских товаропроизводителей, так как
ни для кого не секрет, что коммерческое кредитование аграрного сектора России
на сегодняшний день практически неприемлемо. Льготное же в рыночных усло-
виях напрямую связано с ролью государства при обеспечении отрасли ресур-
сами. Таким образом, из вышесказанного вытекает, что необходима новая система
экономических отношений и институтов государственной поддержки аграрной
сферы. Эта система должна быть гибкой, отвечать текущим потребностям АПК и
реагировать на быстро меняющуюся экономическую ситуацию.
Следовательно, возникает проблема создания оптимального механизма эко-
номических взаимоотношений между государством, субъектами сельскохо-
зяйственного производства и коммерческими структурами.
Вообще рыночная экономика требует выработки новых адекватных подходов
к обеспечению ресурсами различных секторов экономики. При этом, расширение
сферы экономических методов государственного возвратного обеспечения сред-
ствами предприятий аграрного сектора может стать реальным источником под-
держания их ресурсного потенциала, как наиболее экономичный и эффективный
способ поддержки отрасли. Вышеуказанные позиции предопределили выбор те-
мы и актуальность настоящей диссертационной работы.
Рассматривая весь комплекс методов государственной поддержки инвестици-
онной деятельности АПК, в первую очередь, мы имеем ввиду выделение средств
на возвратной основе, предоставляющее большую степень маневренности
предприятиям и побуждающее к более эффективному использованию ресурсов
и инвестиционной активности и во вторую очередь институциональные аспекты
системы государственной поддержки. Вопрос аренды земельных участков и не-
движимости нами не рассматривается, так как ввиду своей важности он дол-
жен быть объектом отдельного исследования.
В основу проведенного анализа положены труды зарубежных ученых: С.
Брю, М. Данкена, Э. Дж. Делана, Д. Линдсея, К. Макконела, Э. Шоу.
Вопросами государственной поддержки аграрного сектора экономики в на-
стоящее время занимаются многие ведущие российские ученые-экономисты и
практики: А.Д. Арзамасцев, В.Р. Боев, Н.С. Катков, С.В. Киселев, М.Л. Лишан-
ский, М.З. Пизенгольц, Л.М. Рабинович, А.Е. Романов, Л.А. Рыманова, А.Ф.
Серков, Е.В.Серова, В.Н. Хлыстун, Л.И. Холод, М.Д. Эльдиев и др.
6
Тенденции развития регионального сектора сельскохозяйственного
производства анализируются в трудах Акинина П., Алферьева В., Анфино-
гентовой А., Бабкова Г., Белокрыловой О., Беспахотного П., Бинатова Ю.,
Баева В., Буздалова И., Буробкина И., Добрынина В., Гатаулина А., Горлова
С., Гумерова Р., Игнатова В., Кокова Г., Кетовой Н., Костяева А., Крылатых
Э., Кузнецова В., Милосердова В., Никонова А., Попова В., Семенова А.,
Сидорова А., Смекалова П., Солдатовой И., Трубилина И., Усенко Л.,
Ушачева И., Ушвицкого Л., Шмелева Г. и др.
Институциональные аспекты экономических процессов широко рассмат-
ривались Гелбрейтом Дж., Иншаковым И.В., Коммонсом Дж., Нортом Д.,
Слепаковым С.С., Тевено К., Эмар-Дюверне Ф. и др.
Следует, однако, отметить, что не все аспекты проблемы государственной
поддержки сельских товаропроизводителей государства в нашей стране полу-
чили должное освещение в специальной литературе и, следовательно, требуют
новых научно-обоснованных разработок, адекватных существующей действи-
тельности и перспективному развитию аграрного сектора.
Тема диссертации соответствует п. 4.9 и п. 4.23 – Паспорта специальностей
ВАК (экономические науки) – Совершенствование институциональной системы
государственной поддержки инновационной деятельностью и Развитие форм го-
сударственного регулирования и методов экономического, финансового и налого-
вого стимулирования инвестиционной деятельности.
Цель и задачи исследования. Цель исследования состоит в развитии теории
и разработке практических рекомендаций по совершенствованию государственной
поддержки инвестиционной деятельности сельхозтоваропроизводителей и ее ин-
ституциональной инфраструктуры.
Поставленная цель определяет следующие задачи исследования:
- дать сравнительную оценку различных методов и механизмов прямой госу-
дарственной поддержки инвестиционных проектов в аграрной сфере;
- рассмотреть институциональную инфраструктуру обеспечения аграрного
сектора ресурсами на возвратной основе с позиций государственного регулирова-
ния экономики;
- оценить фактическое состояние государственной кредитной политики для
аграрных предприятий, обосновать необходимость ее институционального со-
7
вершенствования и возможность изыскания дополнительных источников
средств, а также проанализировать деятельность отдельных хозяйств, участвую-
щих в программах государственной поддержки инвестиционных проектов;
- исследовать возможности государства в уменьшении рисков структур, уча-
ствующих в ресурсном обеспечении сельского хозяйства;
- конкретизировать концептуальные положения по совершенствованию ме-
ханизма обеспечения сельского хозяйства ресурсами как вариант государст-
венного управления отраслью, а также разработать тактические мероприятия по
воздействию на его участников;
- усовершенствовать методику определения оценки экономического состоя-
ния и ресурсного потенциала хозяйств с адаптацией к автоматизированному
счету для управленческого анализа высшего уровня;
- составить прогноз баланса интересов сторон при совершенствовании ме-
ханизма государственной поддержки инвестиций в АПК региона.
Приведенный выше перечень задач не исчерпывает весь круг вопросов, свя-
занных с рассматриваемой проблемой. Поэтому мы сконцентрировали свои уси-
лия на наиболее важных направлениях.
Предметом исследования явилась система институтов государственной под-
держки аграрного сектора в обеспечении сельхозтоваропроизводителей капита-
лом, как форма государственного регулирования экономики.
Объектом исследования послужили сельскохозяйственные товаропроизво-
дители, государственные агенты и банки, участвующие в программах обеспечения
отрасли ресурсами, государство в лице его уполномоченных органов.
В работе обобщен и проанализирован многолетний опыт становления и разви-
тия системы государственной поддержки сельскохозяйственного производства
в странах Европейского Союза, в том числе в Великобритании, Франции, Герма-
нии, Финляндии, а также в США, Японии, Чехии.
Теоретической и методологической основой исследования являются фун-
даментальные труды отечественных ученых в области государственного регули-
рования инвестиций в сельском хозяйстве, финансирования сезонных затрат и ка-
питальных вложений, а также зарубежные исследования, освещающие данные
проблемы. В процессе работы над диссертацией использованы законодательные
акты и нормативные документы, регламентирующие исследуемые вопросы на
8
федеральном и региональном уровне; материалы отечественной и зарубежной
печати, научных и научно-практических конференций, данные Госкомстата; от-
четности сельскохозяйственных предприятий Ставропольского края, справочно-
информационные материалы.
В качестве методов и приемов исследования, в частности, применены дедук-
тивно-индуктивный, исторический, монографический, абстрактно-логический
анализ, эвристические методы в рамках системного (комплексного) подхода, ме-
тод финансовых коэффициентов и рейтинговых оценок, экономико-
статистический, экономико-математическое моделирование, экспертные оценки и
др.
Концептуальная логика исследования отражает процесс разработки
проблемы, начиная с экономической диагностики состояния системы госу-
дарственной поддержки в АПК, сложившейся в результате трансформаци-
онных процессов (рыночных преобразований и спада производства) к нача-
лу посткризисного периода и оценки перспективных возможностей его раз-
вития в общем контексте оживления экономической жизни России; далее
следует выявление ресурсных возможностей и императивов инфраструктур-
но-институционального обеспечения этого процесса. Затем идет блок
разработки организационно-экономических инструментов развития инве-
стиционных процессов в АПК региона, включающий методы его государст-
венного регулирования и организационно-институциональной поддержки.
Также моделируется механизм и конструируются финансовые технологии
кредитно-финансовой поддержки банковскими структурами сельских това-
ропроизводителей, а также субъектов аграрного маркетинга и сервиса
(осуществляющих лизинговые операции, ремонтные, транспортные работы
и торгово-коммерческую деятельность).
Положения диссертации, выносимые на защиту:
1. Трансформационный спад сельскохозяйственного производства, обу-
словлен отвлечением значительной доли энергетического потенциала оте-
чественной экономики вообще и ее аграрной сферы, в частности, от произ-
водственного использования на структурно-институциональные преобразо-
9
вания в общественном производстве, где накопившиеся деформации, ги-
пермонополия государственного сектора достигнув резкого обострения, по-
требовали радикального преодоления структурно-воспроизводственного
кризиса.
Таким образом, специфика отрасли заключается в возникновении потребно-
сти в привлечении ресурсов практически у всех аграрных предприятий, что связа-
но, с сезонностью хозяйственного кругооборота и оборота производственных
фондов, потребностью в запасах, а также с большим влиянием объективных ус-
ловий на сезонные затраты и результаты производства: наименьший доход имеет
место в период наибольших затрат
2. Анализ основных направлений и форм государственного регулирования
инвестиционной деятельности аграрной сферы в странах с развитой рыночной
экономикой позволил сделать вывод, что экономика сельского хозяйства - эко-
номика не самодостаточная, вследствие своей специфики являющаяся одной
из наиболее регулируемых, где свободная игра рыночных сил проходит лишь в
определенных рамках, установленных государством.
Следует отметить, что в настоящее время существует множество точек
зрения на роль и место государства в регулировании аграрного производства.
Однако, необходимо признать поддержку государства как абсолютно не противоес-
тественную для инвестиционной деятельности сельхозтоваропроизводителей в ре-
шении проблем обеспечения их необходимыми ресурсами.
Простой перенос положительного зарубежного опыта на российскую почву не-
возможен по ряду причин:
1. Западные страны основной целью ставят борьбу с перепроизводством аграр-
ной продукции, а в России сегодня необходимо добиться на селе хотя бы простого
воспроизводства и снижения импорта продовольствия.
2. Важно учитывать при определении тех или иных мер поддержки огромный
бюджетный профицит, из-за которого многие методы, активно используемые другими
странами, просто неприемлемы. Тем более, что введение любых мер государствен-
ной поддержки без их финансового обеспечения только усугубляет тяжелое положе-
ние отрасли, а, следовательно, исходя из предпосылки недостатка средств, мы высоко
оцениваем перспективы льготного кредитования отрасли. Именно здесь применим
10
синтезированный зарубежный опыт, в особенности по привлечению средств в от-
расль посредством дополнительных государственных гарантий.
3. В эволюционном развитии инструментарно-институциональных ме-
тодов государственного регулирования процесса развития и поддержки
сельскохозяйственного производства: субсидии, дотации, компенсации,
лизинговые операции, ценовые коридоры, кредитование, страхование, гос-
закупки, налоги, таможенные пошлины, лицензии и др. проявляются тен-
денции усиления их рыночно-ссудных, коммерческо-кредитных (возвратно-
платных) начал.
4. Система институтов инфраструктурного инвестиционного обеспе-
чения ресурсной поддержки сельскохозяйственного производства включает
в себя соответствующие ведомства министерств: сельского хозяйства, эко-
номики, финансов Российской Федерации и субфедеральных образований;
специальный фонд льготного кредитования, коммерческие банки, отрасле-
вые союзы и ассоциации сельских предпринимателей и товаропроизводите-
лей, лизинговые компании, оптовые рынки, товарные биржи, торговые до-
ма, кредитные товарищества и снабженческо-сбытовые кооперативы, стра-
ховые компании, бизнес-инкубаторы, информационно-консалтинговые цен-
тры, структуры службы занятости населения и др. Каждый из этих институ-
тов выполняет специфическую функцию в обеспечении определенного на-
правления или осуществлении специальных программ поддержки сельхоз-
товаропроизводителей.
5. Формы и методы государственной поддержки инвестиционной дея-
тельности сельхозтоваропроизводителей, базируются на институциональ-
ных преимуществах их хозяйственно-правового статуса и распространяются
на всех товаропроизводителей, хотя отношения с ними строятся в различ-
ных экономических режимах, по принципу льготности. Формы поддержки
сельхозтоваропроизводителей могут использовать взаиморасчеты, товарное
кредитование, ссуды, льготное налогообложение и т.д.
6. Инструменты и технологии кредитно-финансовой поддержки
сельхозтоваропроизводителей включают банковские методы, схемы и
сценарии дифференцированные по способу предоставления финансовых
11
дифференцированные по способу предоставления финансовых ресурсов
(прямое кредитование или через финансовые органы местных администра-
ций), по используемым финансовым инструментам (векселя, складские сви-
детельства (варранты), долговые налоговые сертификаты и др.), по типу кре-
дита (денежный, товарный, вексельный, смешанный), по институтам обеспе-
чения инвестиционных кредитов (залоговый фонд, ипотека, гарантии адми-
нистрации) и др.
Научная новизна исследования заключается в теоретическом обосновании
первостепенной роли институциональной инфраструктуры ресурсообеспечения
сельского хозяйства на государственно-коммерческой основе как формы государ-
ственной поддержки АПК:
- обоснована необходимость принципа льготности в теории и практике обес-
печения сельского хозяйства инвестиционным капиталом;
- выявлены основные закономерности отдельных экономических методов ин-
ституциональной системы государственной поддержки инновационной деятельно-
сти;
- усовершенствованы институциональные направления в деятельности аграр-
ных товаропроизводителей;
- разработана модель инвестиционной поддержки аграрных предприятий в
Ставропольском крае;
- разработана концепция институциональной инфраструктуры государствен-
ной поддержки предприятий АПК Ставропольского края;
- предложена методика оценки системы мероприятий и прогнозирования
общего баланса интересов сторон при совершенствовании механизма государст-
венной поддержки инвестиционной деятельности в аграрном секторе.
Практическая значимость диссертации заключается в разработке рекомен-
даций по проектированию перспективной институциональной системы обеспече-
ния и поддержания инвестиционного потенциала сельскохозяйственных товаро-
производителей, в том числе с позиций менеджмента, финансов и права.
Методика прогнозирования общего баланса интересов сторон при совершен-
ствовании государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводите-
лей и некоторые другие результаты работы используются в процессе обучения сту-
дентов экономического факультета Ставропольского института им. В.Д. Чурсина по
12
дисциплинам "Экономический анализ в бюджетных организациях и во внебюд-
жетных фондах", "Банковский менеджмент", "Анализ финансовых рисков".
Апробация результатов исследования. Основные теоретические и практи-
ческие положения диссертационной работы обсуждались на научных конферен-
циях профессорско-преподавательского состава Ставропольского института им.
В.Д. Чурсина, Ставропольского государственного университета, международной
конференции Волгоградского государственного университета.
Основное содержание диссертации опубликовано в 13 научных печатных
работах, общим объемом 6,9 п.л.
Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, за-
ключения, списка литературы, включающего 184 наименования, и 5 приложений.
Основной текст работы содержит 143 страницы машинописного текста, 18 таб-
лиц, 21 рисунка.

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров