Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Зимняя И.А. КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании (2)
(Статьи)

Значок файла Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: Учеб. пособие. – Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. – 175 с. (2)
(Книги)

Значок файла ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА: НОВЫЕ СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (2)
(Статьи)

Значок файла Клуб общения как форма развития коммуникативной компетенции в школе I вида (10)
(Рефераты)

Значок файла П.П. Гайденко. ИСТОРИЯ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ В ЕЕ СВЯЗИ С НАУКОЙ (10)
(Статьи)

Значок файла Второй Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурное многообразие: от прошлого к будущему»: Программа. Тезисы докладов и сообщений. — Санкт-Петербург: ЭЙДОС, АСТЕРИОН, 2008. — 560 с. (11)
(Статьи)

Значок файла М.В. СОКОЛОВА Историческая память в контексте междисциплинарных исследований (11)
(Статьи)


Заказ научной авторской работы

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ АГРАРНОГО СЕКТОРА

Взаимодействие с сельскохозяйственными предприятиями сопряжено с суще-
ственной долей риска для кредиторов, что связано с большой зависимостью аграрного
производства от природных условий, с крайней неустойчивостью цен на сель-
скохозяйственную продукцию и экономической слабостью большинства хозяйств.
Основная масса займов в России выдается под обеспечение, достигаемое за
счет залога имущества, стоимость которого, как правило, превышает получаемый
кредит. Для сравнения, согласно Закону Республики Узбекистан "О залоге" сумма креди-
та не должна превышать 80% объема залога [64, С.98]. Как ни парадоксально, в россий-
ском законодательстве данные пропорции не оговариваются.
Обычно обеспечением для сельскохозяйственного предприятия служит урожай
(как собранный, так на корню: в этом случае кредит выдается не более чем на срок ес-
тественной вегетации культуры под залог контракта и страхового полиса). В качестве
42
залога по краткосрочным ссудам, как правило, используются товары, имеющие
сравнительно устойчивую цену (с учетом фактора сохранности при низкой технической
оснащенности отрасли наиболее выигрывают зерновые культуры).
По определению Л.И. Холода "государственные залоговые операции с сель-
скохозяйственной продукцией являются не только оптимальной формой кредитова-
ния на льготных условиях, но и формой ее сбыта" [162, С.33-39]. В СССР практико-
валось доведение до колхозов и совхозов контрольных цифр по закупкам продук-
ции, которые определялись исходя из нормативов, учитывающих экономическую
оценку земли, обеспеченность производственными ресурсами. В нынешних усло-
виях хозяйства могут прибегать к таким операциям в случае необходимости при не-
благоприятном с их точки зрения состоянии рынка. Государственные залоговые
операции обеспечиваются и поддерживаются в следующих формах:
- прямое бюджетное финансирование (в том числе беспроцентные ссуды);
- выделение возвратных ресурсов в соответствии с льготным порядком;
- выделение бюджетных ассигнований или кредитов непосредственным зало-
годержателям для компенсации затрат по хранению и обработке сельхозпродукции.
Как видно из вышеперечисленного, данный тип операций имеет непос-
редственное отношение к льготному кредитованию сельского хозяйства.
Проведение государственных залоговых операций является также способом
регулирования рынка: при его неблагоприятной конъюнктуре, государство увеличи-
вает объем закупок, что изымает часть продукции с рынка, тем самым стабилизируя
цены и облегчая реализацию остальной продукции. При резком повышении цен и
обострении дефицитности рынка, государство уменьшает объемы операций и про-
водит при необходимости товарные интервенции по регулируемым ценам.
Товарные интервенции позволяют, таким образом, поддерживать условия нор-
мальной конкуренции и компенсировать недостаточную развитость инфраструктуры
не препятствуя рыночной деятельности.
Для государства такие операции интересны тем, что кредиты являются обес-
печенными ликвидными ресурсами. Регулирует общие правовые и экономические
принципы размещения и исполнения государственных договоров ФЗ "О закупках и
поставках сельскохозяйственной продукции... для государственных нужд" (от
02.12.94 № 53-ФЗ). При этом гарантируется авансовая оплата не менее 50% от стои-
43
мости объема поставок, в том числе 25% после заключения договора и 25% после за-
вершения сева, а по продукции животноводства - выплату дотаций из со-
ответствующего бюджета, обеспечивающих рентабельность ее производства.
В случае неисполнения договорных обязательств виновная сторона уплачивает
неустойку - 50% от стоимости недопоставленной (не принятой) продукции. За не-
своевременную оплату продукции и авансирование покупатели уплачивают пеню в раз-
мере 2% от неоплаченной суммы за каждый день просрочки платежа, а при про-
срочке более 30 дней - 3% (взыскание производится в безакцептном порядке). Мы
считаем, что все проблемы имеющиеся при осуществлении государственных закупок
здесь решены "de yare", но возникают каждый раз "de facto" - при недостаточности
средств в соответствующих бюджетах.
С темой государственных залоговых операций тесно связано понятие договора
контрактации, достаточно глубокая разработка положений которого осуществлена Н.Н.
Ведениным, отмечающим, что принципиально новым является то, что контрактация ха-
рактеризуется не как самостоятельный договор, а как одна из организационных разно-
видностей договора купли-продажи с утратой планового характера и обязательной по-
мощи контрагента в производстве сельхозпродукции [58, С. 107]. Следует указать на
это, как на явный недостаток: зачастую хозяйства нуждаются в помощи заготовителя в
организации производства, транспортировки продукции (вполне возможно, по нашему
мнению, в конкретных договорах предусмотреть такие обязанности заготовителей - госу-
дарственных агентов).
Производитель, не исполнивший обязательство, либо исполнивший его ненад-
лежащим образом, несет ответственность только при наличии его вины (ст.538 ГК): та-
кой подход является отступлением от общего порядка в пользу сельских товаро-
производителей, как наиболее слабой стороны договора [58, С.НО].
В 1997 г. Минсельхоз РФ подготовил Методику определения цен на сель-
скохозяйственную продукцию и сырье с введением целевых цен, рассчитываемых на ос-
нове соотношения цен 1990 г. (как года максимального уровня рентабельности) для
обоснования уровня дотаций, которую мы считаем возможным применять для опреде-
ления суммы залога). Однако, несвоевременность расчетов становится главной причи-
ной нежелания хозяйств поставлять продукцию по государственным контрактам, несмот-
ря на более высокие цены (с учетом дотаций - скот и птица - в среднем на 26%) [53, С.8].
44
Мы также подчеркиваем, что залоговые операции требуют несоизмеримо больше
средств государства, нежели льготное кредитование и, в ближайшее время вряд ли
будут массово осуществляться.
В систему экономического стимулирования входит страхование, рассматри-
ваемое нами как один из реальных факторов снижения рисков структур, взаимо-
действующих с аграрным сектором. Подстраховка рисков, в первую очередь, свя-
занных с неисполнением или ненадлежащим исполнением гражданско-правовых
договоров, имеет особое значение в сельском хозяйстве. Согласно мировой практи-
ке, описываемый нами риск относится к категории страхуемых рисков (insurable
risk), то есть поддающихся достаточно точному описанию, с возможностью расче-
та его вероятности [44]. Поиски мер по предотвращению наступления убытков
привели к широкому распространению системы, именуемой "управление риском",
к которой относят его оценку, а также превентивные мероприятия.
Рассматривая тему ГРЭ, нельзя не коснуться проблемы снижения рисков
структур, корреспондирующих с аграрным сектором по линии кредитования, ибо на
сегодняшний день риск этот в чистом виде чрезмерно велик, что не позволяет реально
надеяться на участие в данном процессе коммерческих учреждений. Чтобы усилить
заинтересованность последних, необходимо предоставление дополнительных гаран-
тий, в том числе частично за счет бюджетных средств.
Одним из способов защиты от возникающего риска (уменьшения, устранения)
является страхование кредитов, возникшее как специфический вид деятельности в
международной практике в XIX в. и принявшее современные формы только после
второй мировой войны. По характеристике объекта оно относится к страхованию
рисков ответственности. Обратим внимание на то, что после выплаты страхового
возмещения к страховщику переходят в пределах понесенного ущерба все права
кредитора к страхователю в порядке регресса (что должно служить позитивной свя-
зью с его желанием осуществления данного вида страхования).
Предел ответственности страховщика может составлять 50-90% суммы не-
погашенного кредита и процентов по нему. В СССР тарифная ставка составляла
1,8%-3,5% от страховой суммы (при сроках кредитования соответственно от 1 до 12
и более месяцев), что в общем соответствует мировым стандартам. Исходя из сте-
пени риска в каждом конкретном случае ставки могли быть понижены (увеличены)
45
путем применения коэффициентов (от 0,2 до 1,0 или от 1,0 до 5,01) [11].
В России проблема страхования кредитов заключается в том, что коммерче-
ские банки не могут использовать его без опасений, так как отсутствие эффективно-
го страхового аудита и широкого освещения в печати балансов страховых обществ,
ставит под сомнение их платежеспособность. Не на последнем месте стоит здесь и
влияние сложности российского арбитражного процесса.
Отдельным вопросом при гарантиях кредиторов является проблема страхования
инвестиций. При анализе риска любого из участников проекта используются критерии,
предложенные известным американским экспертом Б. Берлимером:
- потери от риска независимы друг от друга;
- потери по одному направлению "портфеля рисков" не обязательно предполагают
потери по другому (за исключением форс-мажорных обстоятельств);
- максимальный ущерб не должен превышать возможностей участника.
Сложность ситуации в сельском хозяйстве и для выгоды приобретателя по до-
говору страхования, и для страховщика заключается в длительности инвестиционных
процессов и непредсказуемости природных явлений. Как объект, в отношении которого
должны быть предоставлены гарантии, инвестиции являются совокупностью различных
имущественных интересов, а следовательно необходима защита от разных характеру и
воздействию рисков. Инвестиции, осуществленные в основные или оборотные средства
должны быть защищены, прежде всего, от их фактической утраты или нанесения ущер-
ба, то есть набора рисков, которые индивидуально или в совокупности традиционно ква-
лифицируют как страховые.
В качестве дополнительной гарантии страховщику в аграрном секторе мы можем
определить одновременное заключение договора залога имущества заемщика с догово-
ром страхования кредита (хотя по условиям ГК РФ этого не требуется).
Сельским товаропроизводителям непосильно регулярно уплачивать большие
суммы страховых платежей. Поэтому, согласно методике предложенной А.А. Миха-
левым, целесообразно, чтобы страховые платежи за них не менее, чем на 1\4 уплачивало
государство [110, С. 10]. Необходимо учитывать и психологические особенности мотива-
ционного процесса руководителей хозяйств, которые считают затраты на страхова-
ние излишними (причем, не всегда безосновательно).
Вышеописанный вид страхования эффективен для банков, однако, из-за зна-
46
чительных рисков, на него соглашаются не все страховые организации. Поэтому
возможен вариант, когда банк ограничивает свой риск только принятием в залог
имущества заемщика, которое, в свою очередь, страхуется (имеются ввиду и возмож-
ные будущие потери - будущий урожай); срок действия страхового полиса должен
превышать срок действия кредитного договора не менее, чем на 5-10 дней.
При страховании урожая как необходимое условие выступает соблюдение
хозяйствами основных агротехнических требований. Основными принципами дан-
ного вида страхования являются тесная связь с результатами деятельности хозяйства
(размер страхового обеспечения зависит от уровня урожайности) и его универсаль-
ность - охват практически всех стихийных бедствий.
Определение ущерба предполагает сравнение урожая текущего года со сред-
ним урожаем, который хозяйство получало в предыдущие годы (с базовым показате-
лем). Возможно использование так называемого, ожидаемого (нормативного) урожая,
который был бы получен при отсутствии страхового события.
Принципиальная особенность страхования животных заключается в том, что
возмещение ущерба связано только с их падежом или гибелью, в то время как по
другим видам имущественного страхования распространенным является восполне-
ние потерь, вызванных частичным повреждением материальных объектов. Основной
принцип - рациональное разграничение объема ответственности: например, по мето-
дике СК "АСК-ВАЗ" максимальное страховое обеспечение устанавливается в пре-
делах 70-80% их балансовой (или рыночной) стоимости на 1 января текущего года.
Переходя непосредственно к вопросу ГРЭ при осуществления страхования,
мы отмечаем, что формально, в сельскохозяйственной сфере закон "О государствен-
ном регулировании агропромышленного производства" (гл.111, ст. 16) предусматривает
государственное регулирование страхования.
До 1992 г. централизованный фонд формировался на основе обязательного
страхования, перечисления в него включались в себестоимость продукции. С пере-
ходом на рыночные условия хозяйствования обязательное страхование было за-
менено добровольным, но, многим хозяйствам ныне непосильно затрачивать на него
значительные средства. Поэтому возможно создание государственно- коммерческого
фонда, посредством деятельности которого можно обеспечивать государственную
поддержку страхования, заключать и реализовывать генеральные соглашения с на-
47
дежными страховщиками. Данный фонд целесообразно формировать за счет центра-
лизованных ресурсов государства (70-80%) и средств хозяйств (20-30%).
Также нуждается в пересмотре и политика формирования коммерческих стра-
ховых тарифов: их необходимо дифференцировать по различным природно-
экономическим зонам с учетом объективных условий хозяйствования [49].
Чтобы повысить заинтересованность работы на аграрном рынке, необходимо
создать страховщикам условия, в которых они имели бы объективную информацию о
нормативной и фактической продуктивности растениеводства и животноводства
каждого страхуемого хозяйства, о точной величине понесенного им ущерба.
Изучив работу М.Д. Эльдиева, Н.Ф.Бодровой "О проблеме кредитования аг-
рарного производства", мы выделяем утверждение, что возмещение страховых пла-
тежей (полностью или частично) из бюджета не противоречит принципам коммерче-
ского расчета: потери сельских товаропроизводителей сейчас возмещаются путем
списаний или отсрочек непогашенной ссудной задолженности и процентов по ней.
Но это осуществляется спонтанно, ущерб возмещается не в полном объеме и не всегда
хозяйствам, понесшим действительные потери [175, С.49-53].
Для содействия в сфере страхования урожая Постановлением Правительства
РФ "О государственном регулировании страхования в сфере агропромышленного
производства" [6] было образовано Федеральное агентство по регулированию стра-
хования. Однако, в настоящее время из-за общего неудовлетворительного финансо-
вого положения система страхования в аграрном секторе не действует. Договоры на
страхование урожая в 1995-1996 гг. заключали лишь 12% хозяйств. В 1995 г. из пре-
дусмотренных на эти цели в федеральном бюджете 62 млн. руб. было выделено фак-
тически 25 млн. руб. (или 40%); на 1996 г. предусматривалось 348 млн. руб., но за 9
месяцев денежные средства не перечислялись вообще.
Все это характеризуется общим понятием "отсутствие страховой культуры"
и относится не только к государству и страхователям, но и к страховщикам (так как
отсутствуют гарантии, что при наступлении страхового события будет произведена
адекватная ущербу выплата даже при наличии достаточных средств).
По действующей методике, при страховании урожая хозяйства за счет собст-
венных средств уплачивают 50% страховых взносов, остальные 50% уплачивают-
ся за счет средств федерального бюджета. Правительство РФ может дифферен-
48
цировать размеры страховых взносов по отдельным культурам и регионам. В целях
обеспечения устойчивости такого страхования образуется федеральный резерв, ко-
торый формируется за счет отчислений в размере 5% от общей суммы взносов, по-
ступивших по договорам страхования сельскохозяйственных культур [6].
При рассмотрении эффективности государственной поддержки страхования в
агарном секторе мы отмечаем, что цель экономической безопасности сегодня здесь
не может быть достигнута ввиду недостаточности средств: в федеральном бюджете
1998 г. на поддержку страхования в отрасли было предусмотрено 130 млн. руб., что
позволяет охватить лишь 2% предприятий [65, С.93].
Говоря о перспективах страхования в аграрном секторе, в качестве снижения рисков
кредиторов, необходимо отметить, что его развитие будет прямо пропорционально действию
вышеперечисленных государственных гарантий. Другими словами, для притока капитала
в отрасль на государственном уровне необходимо смещение акцента со страхования
урожая и животных на страхование кредитных рисков, так как от него будут напрямую
зависеть возможности льготного кредитования предприятий отрасли.
Таким образом, институциональная система государственной поддержки сель-
ского хозяйства в условиях рыночной экономики находится в России на начальном этапе
становления, ее перспективы зависят от целого ряда факторов и, в первую очередь, от ста-
билизации экономики. Опыт показывает, что стремление государства непосредствен-
но участвовать в процессе выделения займов зачастую приводит к отрицательным ре-
зультатам: целесообразнее предоставление гарантий и субсидий структурам, пытаю-
щимся работать на этом рынке. Именно так государство, с одной стороны, смогло бы
снять с себя груз неэффективного субсидирования данной сферы экономики, а, с другой,
- поддержать инициативы институтов агробизнеса и негосударственных коммерческих
структур, в том числе и банковской системы.
1
2. СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОДДЕРЖКИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ
2.1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
РЕГИОНА
В России с началом рыночных реформ практически сразу и значительно со-
кратилось бюджетное финансирование АПК, который на протяжении советского пе-
риода был одним из важнейших "потребителей" бюджетных ассигнований (их доля дости-
гала 21-23% расходной части бюджета и 17-18% объема национального дохода СССР. Как
заметил в этой связи Министр сельского хозяйства РФ (1998 г.) В.А. Семенов: "Если в
1991г. в сельское хозяйство России фактически поступило 19% бюджетных средств, в
1998 г. - 1,87%, то в 2001 г. планируется всего 0,33 % (то есть помощь государства на 1 га
земли составляет 3 долл. США)" [56]. В период проведения экономических реформ
в 1991 – 2000 гг. сократились объемы валовой продукции сельского хозяйства
более чем на 40 %, выпуск продукции пищевой и перерабатывающей промыш-
ленности – на 60 %. В растениеводстве спад отмечается, прежде всего, в произ-
водстве зерна и сахарной свеклы, вызванный уменьшением площадей посева
культур и их урожайности (таблица 2.1).
В животноводстве, в связи со значительной ресурсоемкостью и убыточно-
стью практически всех отраслей, поголовье скота и птицы сокращается. В 2000 г.
численность поголовья крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий по
сравнению с 1990 г. уменьшилась на 52 %, в том числе коров – на 38 %, свиней –
в 2 раза, овец и коз – в 4,2 раза, птицы – на 45 %. Реализация скота и птицы на
убой в живой массе снизилась в 2,2 раза, производство молока уменьшилось на 43
%, яиц – на 32 %.

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров