Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Заказ научной авторской работы

АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНСТРУМЕНТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ АГРАРНОЙ СФЕРЫ РЕГИОНА

Современный этап в агропромышленном комплексе российских регио-
нов отражает изменение системы экономических отношений в аграрной
сфере, предопределяемое рыночными условиями, усложнением взаимосвязей
в сфере производства, переработки, хранения и реализации сель-
скохозяйственной продукции, а также стремлением предпринимателей, орга-
низующих свой бизнес в индивидуальном порядке, к кооперации и сотрудниче-
ству.
Обусловлено это рядом причин. Первая из них состоит в ограниченности
возможностей отдельных сельхозтоваропроизводителей (из-за малых объемов и
сезонности производства, слабой сырьевой базы и т.п.) функционировать в
качестве полноценных участников рынка продовольствия. В силу повышенных
требований к качественной, доступной по цене, хорошо упакованной сельско-
хозяйственной продукции и готовым к употреблению продуктам питания
средние и тем более малые звенья российской предпринимательской структу-
ры не в состоянии конкурировать с регулярными поставщиками, в том числе с
фирмами, привозящими продукты питания из-за рубежа.
Вторая причина - в традиционной нескоординированности действий раз-
личных сфер АПК и противоречивости их интересов. Организация собственной
переработки овощей, молока и другой продукции большинству хозяйств не под
силу из-за отсутствия средств и опытных кадров, жесткости санитарных требо-
ваний, налоговых условий, высоких удельных затрат. Велики потери при бартер-
ных сделках и участии посредников. Сказывается отсутствие у частных пред-
принимателей собственной торговой сети, создание и содержание которой им
14
экономически невыгодно.
Третья причина связана с существенным ухудшением обеспеченности
структур, действующих в сельхозпроизводстве или в других сферах АПК, тех-
никой и оборудованием; свертыванием их возможностей осуществлять качест-
венную обработку земли, выполнять систему агротехнических мероприятий по
выращиванию сельхозкультур и т.д. Этим объясняется возникновение машинно-
технологических станций, сервисных центров, формирующихся на кооператив-
ной основе, налаживание организованной совместной межотраслевой деятельно-
сти.
Четвертая причина связана с ростом ценового диспаритета в сельском хо-
зяйстве. Это подтверждает необходимость ценового регулирования для создания
условий расширенного воспроизводства, обновления производственного по-
тенциала сельского предпринимательства в регионах. Важность обеспечения це-
новых пропорций подчеркнута и в стратегии развития государства на период до
2010 года, где отмечена значимость ограничения инструментами госре-
гулирования роста цен на продукцию монополистов.
Несмотря на то, что в последние 2 - 3 года рост ценового диспаритета в
АПК и замедлился, предстоит длительная работа по достижению ценовой экви-
валентности.
Ее достижение, с учетом интересов сельхозтоваропроизводителей, возмож-
но в российских регионах при реализации следующих мер:
- обеспечение бюджетного дотирования импорта технологий, оборудования,
семян, пестицидов, ветпрепаратов и других материалов на уровне, гаран-
тирующем приемлемость цен на них для предпринимателей, занятых в сель-
хозпроизводстве;
- восстановление паритета цен, выход на соотношения цен между сель-
ским хозяйством и промышленностью (услуги) в 2003 г. не ниже уровня 1990
- 1991 гг.;
- дотирование производства отдельных видов сельскохозяйственной про-
дукции, в первую очередь в регионах с неблагоприятными почвенно-
15
климатическими условиями;
- государственное регулирование цен на основные виды материально-
технических ресурсов, введение предельных цен на энергоносители, регули-
рование тарифов на топливо, энергию и транспорт;
- дотирование на федеральном уровне научно-технической продукции
для сельских предпринимателей; повышение доли сельских товаропроизводи-
телей в конечной цене продовольствия, обеспечение ее роста за счет исключения
из системы распределения продукции излишних посредников;
- введение экономически обоснованных пошлин на импортное продо-
вольствие, обеспечивающее защиту отечественных предпринимателей.
Однако ценовое регулирование должно дополняться другими экономиче-
скими методами и инструментами поддержки предпринимательства в регионе
(дотации, налоговое регулирование, страхование, кредитование и др.), система
которых применительно к Ставропольскому краю, представлена на рис. 2.1.
Рис. 2.1. Основные экономические методы госрегулирования и инстру-
менты поддержки сельхозтоваропроизводителей в аграрной сфере Став-
ропольского края
Так, сельхозпроизводство Ставрополья, хотя и в незначительных объемах,
но обеспечивается бюджетным финансированием: в 1999 г. в виде дотаций и
16
компенсаций, было получено из Федерального бюджета средств на сумму 157,5
млн. руб., в 2000 г. (оценочно) - 148,6 млн. руб.96 Эти средства были направлены
на поддержку животноводства, компенсацию затрат на приобретение минераль-
ных удобрений, капитальные вложения. При этом государственная поддержка
программ и мероприятий по развитию животноводства в прошедшем году соста-
вила 35,4 млн. руб. Очевидно, что этого явно недостаточно, ибо поголовье круп-
ного рогатого скота, например, по прежнему падает: в 1998 г. его численность
сократилась на 11%, в 1999 г. - на 4%; коров, соответственно на 9% и 1%. Про-
должается падение поголовья овец: за анализируемые годы - на 26% и 5%. И это
на фоне сокращения стада КРС и овец за 1992 - 1998 гг. почти в 2 раза.97 Суще-
ственно сократились за эти годы также поголовье свиней, коз, птицы.
Это обусловливает необходимость существенных вложений в отрасль жи-
вотноводства для стабилизации ситуации в ней. Однако тенденция сокращения
бюджетных ассигнований в условиях рынка требует поиска других источников
финансирования. В их числе - товарные кредиты, продажа минеральных удобре-
ний и средств защиты растений с 40% — ной дотацией и др.
Ограниченность возможностей государства обусловливает особую акту-
альность выработки действенного, гибкого механизма осуществления протек-
ционизма сельхозтоваропроизводителям. Сложившаяся система имеет ряд серь-
езных изъянов, снижающих эффективность использования даже ограниченных
средств.
Так, анализ практики инвестирования в АПК показывает, что Министер-
ством экономики Российской Федерации в течение последних 4-х лет систе-
матически нарушалось даже далеко несовершенное «Временное положение о
финансировании и кредитовании капитального строительства на территории Рос-
сийской Федерации» в части соблюдения сроков предоставления лимитов инве-
стиций для сельского хозяйства. Инвестиционные кредиты распределяются по
регионам без соответствующих обоснований. Нередко в перечень объектов и
строек за счет инвестиционного кредита АПК включаются объекты, не имеющие
отношения к агропромышленной сфере, или те, на которые отсутствовали заявки.
17
Конкурсная комиссия по инвестиционным кредитам не обеспечивает объ-
ективности в обеспечении государственных приоритетов и интересов при про-
ведении конкурса.
Экспертизу конкурсных проектов производит аппарат Минэкономики Рос-
сии и специальный экспертный Совет, который зачастую готовит эти проекты по
заказам организаций, что создает базу для необъективной оценки.
В связи с ограниченностью материальных и денежных ресурсов, которые
могут быть использованы для реализации мер по преодолению кризисной фи-
нансовой ситуации и экономическому оздоровлению аграрного сектора, все
большее значение приобретает концентрация ресурсов на «прорывных» на-
правлениях.
Одним из таких направлений для российских регионов представляется раз-
витие предпринимательства в сельхозпроизводстве, ибо именно оно спо-
собствует эффективному использованию производственно-ресурсного потен-
циала, становлению нового механизма посубъектного распределения дохода,
внедрению новационных технологий в производство, повышению конкурен-
тоспособности отраслей сельской экономики и их продукции на рынке путем ди-
версификации отраслей и сфер экономики села, развитию его рыночной инфра-
структуры.
В этой связи, в Ставропольском крае приоритетную поддержку целесооб-
разно оказывать товаропроизводителям, организующим свою деятельность на
принципах предпринимательства, проявившим гибкость в условиях переходного
периода, имеющим сравнительно хорошие финансовые показатели, на основе
предоставления дешевых и краткосрочных кредитов, реструктуризации или спи-
сания долгов, обеспечения долевого участия государства (в размере 30 - 50% за-
трат) при внедрении новых технологий в производственном и не про-
изводственном строительстве, организации кооперативов по переработке, хра-
нению, сбыту продукции, снабжению, кредитованию и т.д. при условии, что не
менее 50% затрат будут обеспечиваться за счет собственных средств сель-
скохозяйственных предприятий или фермерских хозяйств.
18
Таким образом, в Ставропольском крае бюджетное финансирование пред-
принимательства в сельхозпроизводстве должно осуществляться в рамках пря-
мой государственной поддержки, выплачиваемой в виде дотаций и компенсаций.
Ее целесообразно оказывать стратегически важным для АПК производствам:
племенным, семеноводческим хозяйствам, а также предпринимателям, опреде-
ленным на конкурсной основе для участия в государственных программах (раз-
витие овцеводства, ускоренное развитие предпринимательства в районах края с
конъюнктурно неблагоприятной структурой производства и т.д.)
Безвозвратные государственные капиталовложения, являющиеся по су-
ществу инвестициями государства в принадлежащие ему производства, и в пер-
спективе будут направляться на строительство и реструктуризацию мелио-
ративных систем, на строительство межрегиональных и межхозяйственных во-
дохозяйственных объектов (в частности, Большого Ставропольского канала), на
выполнение крупных природоохранных мероприятий, поддержку ветеринарной
службы и службы химзащиты, на развитие системы обучения и переобучения,
которыми сельские предприниматели могут пользоваться на соответствующих
условиях индивидуального или долевого участия.
Государственные инвестиции на возвратной основе предпринимателям пре-
доставляются для сооружения сельскохозяйственных и перерабатывающих объ-
ектов по быстроокупаемым проектам, размещаемым на конкурсной основе, на
закладку многолетних насаждений, на межфермерскую кооперацию.
Государственная поддержка предпринимателям в указанных формах
должна дополняться другим важным инструментом госрегулирования - фи-
нансированием закупок в государственные ресурсы. В российских регионах, в ча-
стности в Ставропольском каре, финансирование государственных закупок в
Федеральный продовольственный фонд производится из Федерального бюдже-
та, а в региональный фонд - из краевого бюджета.
При этом, если формирование государственного резерва продовольствия,
снабжение армии, погранвойск, системы МВД и других подобных потребителей
производится за счет или под гарантии средств, предусмотренных на эти цели в
19
федеральном бюджете, то частичное продовольственное снабжение из феде-
рального продовольственного фонда российских регионов, и, соответственно,
закупки сельхозпродукции для них, осуществляются за счет или под гарантии
бюджетов регионов.
Для Ставропольского края важным представляется именно финансирование
закупок в государственные ресурсы зерна, ибо регион является ведущим в отрас-
ли зернопроизводства.
Зерновое хозяйство относится к одной из самых высокодоходных и рен-
табельных подотраслей аграрного сектора края. Выручка от производства зерна в
последние годы достигает около 39% общей суммы прибыли и 60% выручки в
растениеводстве.
Дальнейшее увеличение производства зерна возможно только при условии
интенсификации отрасли, эффективного использования трудовых, мате-
риальных, энергетических ресурсов и биопотенциала зерновых культур.
Существенную роль в этом процессе должно сыграть увеличение для края
квот и расширение подрядов на поставки зерна в государственные продоволь-
ственные фонды, как поощрение предпринимателей, обеспечивающих ста-
бильный рост производства зерновых (в последние годы - ежегодно на 0,2 -0,6
млн. т) и высокое его качество. Такие показатели развития зернового хозяйства
обеспечиваются, с одной стороны, ростом посевов пшеницы, ячменя, овса и
других культур, и стабильной их урожайностью - 22-26 ц/га, а с другой — уве-
личением доли высоколиквидных и высокоурожайных видов зерновых, в первую
очередь, озимой пшеницы, посевные площади под которой к 2005 г. должны со-
ставить не менее 1220 тыс. га.100
В целом же переход к развитой системе рыночных отношений предполагает
использование достаточно широкого спектра инструментов госрегулирования
предпринимательства в сельхозпроизводстве. Они, помимо уже рассмотренных
ценового регулирования, прямой поддержки, осуществляемой посредством мно-
гообразных форм целевого финансирования, дотаций компенсаций и т.д., а так-
же финансирования закупок в госрезервы, должны включать стимулирующие
20
предпринимательскую деятельность формы кредитования.
Кредитная поддержка предпринимателей - сельхозтоваропроизводителей в
Ставропольском крае осуществляется в нескольких формах.
Во-первых, это - краткосрочные кредиты под льготные проценты, которые
размещаются коммерческими банками, участвующими в льготном кредитовании
на конкурсной основе, с учетом кредитоспособности ссудозаемщиков под залог
их имущества. Одной из форм краткосрочного кредитования являются государ-
ственные залоговые операции с сельскохозяйственной продукцией, осуществ-
ляемые как за счет льготных кредитных ресурсов, так и в рамках государствен-
ных интервенционных операций при формировании госрезерва продовольствия.
Во-вторых, долгосрочные кредиты под льготные проценты, предостав-
ляемые сельхозтоваропроизводителям на конкурсной основе или самостоятельно
коммерческими банками, участвующими в льготном кредитовании под кон-
кретные проекты с учетом кредитоспособности ссудозаемщиков под залог их
имущества или под гарантии государства.
В-третьих, товарные кредиты в виде «технологического пакета» (ГСМ,
минеральных удобрений, средств защиты растений и т.д.), которые выдаются
сельхозтоваропроизводителям с учетом их кредитоспособности под залог иму-
щества, в т.ч. произведенной продукции.
В-четвертых, товарные долгосрочные кредиты (лизинговые операции),
которые осуществляются созданными в крае лизинговыми компаниями.

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров