Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Заказ научной авторской работы

Финансовые технологии совершенствования механизма поддержки сельхозтоваропроизводителей

Исследование проблем финансово-экономической поддержки
сельскохозяйственного производства было бы неполным без рассмотрения
инструментов, методов и технологий кредитно-инвестиционной политики
стабилизации и развития отраслей АПК, обеспечивающих сельское хозяйство и
перерабатывающую промышленность средствами производства и
определяющих их инвестиционную деятельность.
103
Для улучшения ситуации с сельскохозяйственной техникой была
разработана краевая целевая программа «Изготовление и внедрение
энергосберегающих технологий и машин в агропромышленном комплексе
Ставропольского края в 1998-2000 годах». В соответствии с той программой в
крае развивалось собственное сельскохозяйственное машиностроение. Так, при
использовании потенциала ОАО «Агромаш «Ставропольский», его
экспериментального цеха и опытных производств, было налажено производство
8 видов сельскохозяйственных машин. Серийно производятся практически все
виды плугов, комбинированные агрегаты, сеялки зерновые и пропашные,
косилки-измельчители ротационные, косилки роторные.
Такую ситуацию нельзя считать экономически целесообразной с точки
зрения эффективности производства сельхозтехники в рамках страны в целом,
ибо многие гиганты сельхозмашиностроения - «Ростсельмаш», Волгоградский
тракторный завод, «Алтайский дизель» и др. используют свои производствен-
ные мощности лишь на 10 - 30%.
Однако, как показал опыт ОАО «Агромаш «Ставропольский», его
использование позволяет снизить транспортные расходы при доставке техники,
сократить посреднические услуги, создать новые рабочие места. При этом
расширяются возможности для комплексного внедрения зональных
энергосберегающих технологий возделывания основных сельхозкультур.
Для таких предприятий целесообразно расширение целевого кредитования
в форме предоставления кредитов на пополнение товарно-материальных
запасов, под обеспечение активами, в виде револьверных кредитных линий,
проектных кредитов при частичном погашении государством и т.д.,
используемых в мировой практике для предприятии сельхозмашиностроения.
Попытка интерпретировать взаимодействие задач институциональных
структур, ресурсной поддержки и мер государственного регулирования режима
деятельности предприятий сельхозмашиностроения, материально-
технического обеспечения и агросервиса представлена на схеме 3.3.
104
Рис. 3.3. Основные задачи и институциональные структуры ресурсной
поддержки и меры государственного регулирования инвестиционной
деятельности предприятий агросервиса и машиностроения в
Ставропольском крае.
Выделение в структуре мер государственного регулирования трех
105
групп, различающихся по их внутренней природе и методам
осуществления на экономические, административно-регламентирующие и
организационные имеет целью выработку тактики их селективно-
адресного и эффективно-действенного использования для решения
задач реальной поддержки предприятий ресурсопроизводящей сферы и
инфраструктурной подсистемы агросервиса.
Другая схема, базирующаяся на использовании новационных
финансовых технологий, направленных на поддержку как
ресурсопроизводящих предприятий сферы АПК, так и
сельхозтоваропроизводителей, представлена на рис. 3.4. Она показывает
связи взаимодействия финансово-инвестиционных институтов (банков,
инвестиционных фондов), лизинговой компании, администрации субъекта
федерации (в лице министерства сельского хозяйства), оптового рынка,
залогового фонда, предприятий ресурсопроизводящей сферы и сель-
хозтоваропроизводителей в контексте технологий финансово-кредитного
обеспечения лизинговых поставок техники последним.
Рис. 3.4. Схема взаимодействия финансовых институтов, лизинговой
компании и администрации региона в сфере поддержки
ресурсопроизводящих отраслей и обеспечения средствами труда
производителей товаров сельскохозяйственного происхождения.
106
Тем самым, облегчается доступ к производственным ресурсам одним и
создается рынок сбыта для других участников лизинговых отношений.
Развитие лизинговых отношений является одним из конструктивных путей
решения проблемы нехватки техники для качественного выполнения по-
левых работ в оптимальные агротехнические сроки, все более остро прояв-
ляющаяся в последнее десятилетие.
Лизинговые поставки сельхозтехники в хозяйства позволяют
разорвать круг причинно-следственной замкнутости.
Система предоставления машин и оборудования в лизинг имеет ряд
положительных сторон:
во-первых, реальная, предоставленная государством, возможность
долгосрочного кредитования при приобретении техники;
во-вторых, фиксирование цен на продукцию машиностроения в момент
ее приобретения, особенно важное при инфляции;
в-третьих, доступность приобретения техники для всех
сельхозпроизводителей.
Последние активно пользуются этой формой финансовой поддержки,
увеличивая емкость рынка сбыта для предприятий
сельхозмашиностроения. Так, в 1994-2000 гг. в коллективные и
фермерские хозяйства края на условиях лизинга поставлено
машиностроительной продукции на сумму 273,4 млн. руб., в том числе 748
тракторов различных марок, 515 зерно- и кормоуборочных комбайнов,
1860 ед. различной сельхозтехники и оборудования.
В 2003 г. хозяйствами края приобретено 393 трактора, из них 309
или, 79%, по лизингу. Из 77 новых зерноуборочных комбайнов 29, или
40%, также поступили по лизингу.
Другим путем решения проблемы преодоления дефицита техники в
сельском хозяйстве края является создание машинно-технологических
станций.
Организация технического сервиса и обеспечение высокого уровня
107
организации работы машин способствует более интенсивному их
использованию, снижению острейшего дефицита техники в
сельхозпредприятиях. В настоящее время существуют различные точки
зрения о необходимости организации МТС. Многие хозяйства,
сохранившие парк сельскохозяйственной техники, хотя и значительно
постаревшей, обходятся без МТС. Тем не менее, число станций
агросервиса растет. Опыт показывает, что они выполняют свою основную
экономическую задачу - способствуют снижению капиталоемкости
производства продукции за счет интенсивности использования техники.147
Положительными показателями их деятельности являются рост
годовой выработки сельскохозяйственной техники, снижение
себестоимости механизированных работ, снижение потерь
сельскохозяйственной продукции и ряд других. Отрицательными
показателями в работе МТС остаются: недостаточная укомплектованность
техникой, оснащение неэффективным составом энергетических средств
(тракторов и комбайнов), низкая рентабельность и др.148
Приведенные расчеты показали, что для условий Ставропольского
края достаточно эффективной может быть работа МТС при условии, когда
среднегодовая урожайность зерновых культур заказчиков составляет не
ниже 22 ц/га (при укомплектованности машинно-технологической станции
отечественной техникой) и не менее 35 ц/га (при импортной технике). При
урожайности зерновых ниже этого уровня МТС не могут обеспечить
достаточную рентабельность (15 - 20%), что обусловливает их разорение,
как это произошло с МТС «Красногвардейская».
147 Региональная экономика: проблемы, стратегия развития АПК./ Под ред. В.В.
Кузнецова. Ростов н/Д: ВНИИЭиН. 1998. С. 167.
148 Схема составлена при использовании финансовых механизмов, изложенных:
Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного
регулирования территориального развития. М: УРСС. 1997. С.317-321.
108
Учитывая то, что МТС не имеют кредитов из фонда льготного
кредитования, субсидий или других источников финансовой поддержки от
государства, для них возможно использование механизма включения МТС
в схему финансового оздоровления АПК Ставропольского края.
Сущность этого механизма состоит в задействовании следующих
технологий.
1. МТС получает целевой кредит от банка, например, от одного из
подразделений Северо-Кавказского Банка Сбербанка России.
2. Полученный кредит используется на пополнение запасов ГСМ,
материалов и т.д., а также на приобретение новой техники (в т.ч. по
лизингу) с целью увеличения числа обслуживаемых МТС
сельхозтоваропроизводителей.
3. Увеличение объемов деятельности машинно-технологической
станции ведет к увеличению ее налогооблагаемой базы.
4. Государство получает дополнительные поступления в бюджет в
виде налоговых отчислений.
5. МТС возвращает кредит банку с учетом компенсации со стороны
государства, обеспечение которой становится возможным благодаря
росту налогов, поступающих от МТС.
6. Банк получает от государства компенсацию вместе с
возвращаемым МТС кредитом (с учетом процентов) через одну из
региональных структур, например ГУП ПСК «Ставропольагроуниверсал».
Подробный механизм, а также схемы смешанного кредитования
(например, денежного с вексельным) возможен и для поддержки других
предприятий, оказывающих агросервисные услуги (агроснабов,
сервисных служб и т.д.)
Финансовая и организационная поддержка необходима также и
нетрадиционным структурам, обслуживающим сельхозпредприятия,
получившим распространение в последние 3-4 года, и названными
сельскохозяйственным фирмами - операторами (СФО).
109
Как показало исследование, в последние годы значительные площади
сельскохозяйственных земель в России (до 10 тыс. га) обрабатываются не
землевладельцами и землепользователями, а внешними операторами.149
Речь идет о массовом входе в отрасли аграрной сферы
несельскохозяйственных фирм и их агентов. Процесс, который начался
несколько лет назад в ограниченном масштабе, в виде эксперимента, все
более расширяется. В него вовлекается все большая часть
сельскохозяйственных земель, особенно в черноземных, наиболее
плодородных районах России. Формируются несколько типов нетрадици-
онных сельскохозяйственных производителей, имеющих свои
функциональные особенности. На данном этапе отличительной чертой
деятельности этих фирм является отделение собственности на земельный
участок и на недвижимость от управления. Это отражает явление, которое
только формируется, и сочетает в себе как черты, свойственные
исключительно российскому сельскому хозяйству, так и хорошо известной
в экономике западных стран практики рыночной и производственной
контрактации — кастом фарминг. В настоящее время в России можно
выделить ряд типов СФО:
- банковские сельскохозяйственные компании;
- предприятия частных фирм агробизнеса, занимающихся
переработкой и сбытом сельскохозяйственной продукции;
- успешно функционирующие корпоративные
сельскохозяйственные предприятия и частные фермы, предоставляющие
сельскохозяйственные производственные услуги и арендующие земли на
стороне;
- смешанные (с долями государственного, муниципального и
частного капитала) машинно-технологические станции (МТС).
149 Рылько Д.Н. Сельскохозяйственные фирмы-операторы: новый переходный уклад
в аграрном секторе России и стран СНГ. Диссертационный доклад. М: Copyright. 1999.
С.З.
110
Для Ставропольского края представляется целесообразным
формирование сельскохозяйственных фирм-операторов, организующих
обслуживание предпринимателей в сельхозпроизводстве в двух формах:
кастом фарминг и соглашение о совместном производстве.
Кастом фарминг - форма участия фирмы-оператора в сельскохозяйст-
венном производстве, известная и зарекомендовавшая себя на Западе в тече-
ние многих десятилетий. Она становится все более популярной в России и
странах СНГ. Эта форма обслуживания, обычно не требует крупных разовых
капитальных затрат. Она обеспечивает оператору гибкость в выборе клиенту-
ры. Фирмы-операторы, предоставляющие кастом - услуги, как правило зани-
маются сельскохозяйственным производством на собственной земле и предос-
тавляют услуги внешним клиентам только после окончания своих полевых ра-
бот. Часто «кастом фарминг» является формой товарищеской взаимовыручки
сельскохозяйственных производителей. В России также уже появились
компании, для которых, как и на Западе, кастом фарминг является основной
профессиональной сферой деятельности. В Ставропольском крае
функционирует такая фирма-оператор «Золотая Нива» Новоалександровского
района с израильским капиталом.
Соглашения о совместном производстве предполагают определенную
степень вовлечения предпринимателей, действующих в сельхозпроизводстве,
в бизнес фирмы-оператора. Это происходит в случае, если оператор не распо-
лагает необходимой техникой, рабочей силой и штатом специалистов. Подпи-
сание соглашения о совместном производстве обеспечивает оператору легаль-
ный доступ на земли фермера и дает возможность контролировать технологи-
ческий процесс. Этот путь используется в случае, если фирма-оператор заин-
тересована в контроле над использованием ресурсов, предоставленных пред-
принимателю в качестве коммерческого (товарного) кредита.
Для фирм-операторов в Ставропольском крае при их создании
целесообразно использование схем и финансовых технологий поддержки,
которые рекомендованы по результатам данного исследования для
111
предприятий АПК, производящих ресурсы сельхозназначения,
осуществляющих лизинговые операции и оказывающих агросервисные услуги,
и изложены выше в настоящем разделе.
Таким образом, для развития, как в сфере непосредственно
сельхозпроизводства и переработки сельхозпродукции, так и в сфере
агросервисных услуг необходима действенная поддержка, для оказания
которой целесообразно использование предложенных в работе финансовых
технологий, схем и механизмов.

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров