Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Заказ научной авторской работы

Эволюция взглядов на популизм в современной политической науке

Термин “популизм” (от лат. populus - народ) впервые появился в конце ХIХ века в
США, после чего он прочно вошел в политический лексикон в течение последующего
столетия. Правда, еще в Римской империи во II - I веках до нашей эры существовало
идейно-политическое течение популяров, призванное отражать интересы простого народа -
плебса. Популяров отличало ораторское мастерство, с помощью которого они стремились
воздействовать на толпу. Однако значительных политических результатов это движение не
имело.
Популизм в той или иной мере присущ правителям и администрациям разных времен
и народов. Как общественное движение, идеология и вид политической деятельности он
достаточно молод, но это ему не помешало освоить совокупность тех средств и методов
борьбы за власть и ее укрепление, которые были выработаны на протяжении всей
человеческой цивилизации.
Исторически корни популизма большинство западных и российских ученых
усматривает в деятельности американских популистов на рубеже ХIХ - ХХ веков.
Появлению популизма предшествовали следующие события.
После гражданской войны 1861-1865 годов американские фермеры, особенно на
среднем Западе и Юге, стали терпеть убытки от постоянного снижения цен на свою
продукцию. Основными причинами этого являлись: во-первых, увеличение производства,
благодаря появлению новой техники, и во-вторых, революция в транспорте, которая
заставила американских производителей конкурировать с производителями из других
стран. Американские фермеры были склонны не замечать эти основные причины, а вину
возлагали на чрезмерные железнодорожные расходы, высокие процентные ставки,
14
необоснованно высокие доходы механиков и торговцев и даже на некий денежный заговор,
возможно, международный, созданный для поддержания недостатка в деньгах.
Предваряя популизм, существовала серия фермерских движений, получивших
основную поддержку от производителей продуктов со среднего Запада и производителей
хлопка и табака с Юга. Фермеры в 1870-ых годах сосредоточили свои усилия на железной
дороге и добились значительных результатов на уровне штатов и, в конце концов, повлияли
на федеральный железнодорожный устав. Свободные добытчики серебра и Greenbackers
направляли усилия на денежный вопрос, требуя или увеличения количества бумажных
денег, или равного обмена серебра на золото, или то и другое. Альянсы фермеров: один - на
среднем Западе, другой - на Юге, использовали возможности взаимодействия фермеров как
экономические, так и политические.
Популисты (так стали называть сторонников зарождающегося движения),
появляющиеся на этом фундаменте, старались создать партию, служащую в первую
очередь интересам сельскохозяйственных работников, хотя они тщетно надеялись
завоевать также поддержку рабочих. Их противниками были “плутократы”, которые
контролировали финансы и промышленность, а также две старейшие политические партии.
В конце 1880-х и начале 1890-х годов положение фермеров на западных окраинах
среднего Запада и старого Юга было ужасающим. Перемещение на запад исчерпало себя и
перешло на территорию к западу от девяносто восьмого меридиана, где годовой уровень
осадков оказался очень низким. Фермеры-арендаторы на юге при постоянно падающих
ценах работали из последних сил, так как необходимо было выдержать поборы хозяев и
оптовых торговцев. Но был еще один фактор. На крайнем западе добытчики серебра были
недовольны демонетаризацией серебра; уже с 1873 года США имели единый золотой
стандарт, и цена на серебро катастрофически упала. Тот факт, что некоторые европейские
страны опередили США в принятии золотого стандарта, укреплял во мнении, что
15
существует международный заговор о выведении серебра из бизнеса. В действительности
беда состояла в том, что западные старатели серебра добыли столько нового серебра, что
нарушили традиционное равновесие между ценами серебра и золота, но этот факт
рассерженные старатели признавать отказывались.
Настроение разорившихся фермеров и ряда рабочих уловили общественные деятели,
которые объединились в политическую организацию. 19 мая 1891 года она оформилась в
Народную (популистскую) партию.
Популистское движение объединяло разнородные групповые интересы (главным
образом фермеров и рабочих) на межрасовой основе в борьбе против многообразных форм
господства монополистического капитала, установившегося в тот период. В движении
отразилось мироощущение массовых слоев американских трудящихся, ставших жертвами
разрушительного воздействия монополий на мелкое производство и его социальных
последствий. Оно тяготело к спонтанному, организационно аморфному типу, что
определялось недоверием к теоретизированию и к жесткой организации, которые
воспринимались как символы отделения власти от народа. Поэтому идейно-политическое
творчество популистов, несмотря на то что к нему примыкали на разных этапах такие
представители общественной мысли как Г.Джордж и И.Доннелли, в целом развивалось на
уровне обыденного сознания.
Тем не менее популисты выдвинули ряд новых идей, соответствовавших важным
тенденциям общественного развития США. Программные установки популистского
движения изложены в Омахской (1892г.) и Спрингфельдской (1894г.) декларациях.
Своеобразие популистских идей определялось следующими фундаментальными аспектами:
во-первых, новым содержанием понятия “народ и народовластие”; во-вторых, новым
взглядом на роль государства; в-третьих, требованием расширения демократических
16
структур путем сочетания представительной демократии и прямой демократии, то есть
непосредственного участия народа в управлении и контроле за деятельностью властей.
Понимание идеи народа и народовластия, предложенное популистами, отличалось от
классических положений буржуазной демократии. Высшая социальная ценность для них -
не абстрактный народ, а трудящиеся массы: “истинный народ - это те, кто трудится в
деревне и в городе”. [8]
Вопреки американской традиции слабой центральной власти популисты выдвинули
идею сильного государства, действующего в интересах трудящегося народа и, что особенно
важно, под его непосредственным контролем. Дж. Хикс писал: “Популистская философия в
конечном счете сводится к двум основным положениям: первое - правительство должно
сдерживать эгоистические интересы тех, кто извлекает выгоду за счет бедных и
нуждающихся; второе - народ, а не плутократы должны контролировать правительство”. [9]
Главную цель движения популисты усматривали в улучшении положения
трудящихся, что по их мнению, должно достигаться путем роста регулирующей роли
государства в экономической сфере.
Известный американский историк Р.Хофстедтер, один из наиболее суровых критиков
популизма, признает тем не менее за ним приоритет в пересмотре господствовавших в
США взглядов на роль государства. “Популизм, - писал он, - был в США первым
значительным политическим движением, которое настаивало на ответственности
государства за всеобщее благосостояние”. [10]
Популисты 90-ых годов прошлого века ощутили и выявили на уровне массового
движения одну из центральных проблем политической философии современности:
соотношение демократии и социальной ответственности государства, что предполагает
сильную исполнительную власть при четко действующем механизме демократического
контроля.
17
Популисты не только выдвинули идею участия, но и предложили обеспечивающую ее
систему конкретных реформ. “Популизм, - писал американский исследователь Э.Голдмен, -
разработал механизм прямой демократии - прямые выборы в сенат; инициативы, дающие
избирателям право законодательства через головы представителей; референдум,
обеспечивающий право вето на действия законодательных органов”. [11]
Демократизм популистского движения усиливается тем, что, развернувшись, прежде
всего и наиболее активно в южных штатах, оно создало коалицию белых и черных для
борьбы против всевластия промышленно-финансовых магнатов, чем продолжило традицию
аболиционизма, перенеся ее в самый очаг расизма - на глубокий Юг. В насыщенных
антирасистской риторикой речах популистов, в их действиях в защиту преследуемых
черных популистских лидеров обозначился принцип движения, поставившего социальные
противоречия выше расовой розни. Из речей одного из популистских лидеров конгрессмена
от штата Джорджия Т.Уотсена: “Вас заставляют ненавидеть друг друга, потому что эта
ненависть - краеугольный камень финансового деспотизма, порабощающего и белых, и
черных. Вас обманывают и ослепляют, чтобы вы не смогли увидеть, как расовый
антагонизм увековечивает денежную систему, которая вас грабит”. [12]
Яркий урок антирасистской солидарности дали популисты штата Джорджия, когда в
ответ на угрозу линчевания негритянского лидера две тысячи вооруженных белых
фермеров-популистов выступили в его защиту. [13]
По свидетельству американских исследователей антирасистский размах
популистского движения уникален для массовых политических выступлений белых на
Юге.
Популизм не исчерпывался социально-политической проблематикой. Движение несло
с собой целый пласт мировоззренческих, психологических и этических проблем.
Популистское сознание характеризовалось особым, не рационально-теоретическом, а
18
интуитивно-прагматическим видением мира и места личности в нем, своеобразным
отношением к историческим судьбам страны. Не имея четко оформленной идеологии и
теоретической базы, популизм представлял собой причудливое сочетание: это было
прагматическое политическое течение с весьма конкретной программой, но в то же время -
умонастроение и своего рода этос. Популистскому восприятию социального мира было
свойственно дихотомическое членение общества, возрождающее архетипические
социальные представления примитивных обществ: богатые и бедные, народ и избранные.
Популистское сознание характеризовалось утопическим иррационализмом, выступавшим в
своеобразной форме - в оболочке плоского прагматизма, что выражалось в пристрастиях к
экономическим и политическим панацеям - вере в то, что одно или несколько простых
мероприятий (например, предлагаемая популистами чеканка серебряных денег) могут
радикально изменить к лучшему всю общественную ситуацию.
В идейном арсенале популизма важное место принадлежит проблеме личности. “В
центре популистской идеологии, - писал английский исследователь Д.Макрэ, - не
экономика, не политика, даже не общество. Ее ядро - личность, в первую очередь ее
моральный аспект”. [14] Это замечание справедливо для популистского мировоззрения,
согласно которому главной задачей общества - его экономической и социальной политики -
должно быть счастье рядового человека, его материальное благосостояние и духовная
гармония, что характерно также для марксизма, частично либерализма. Но если марксизм
предполагает добиваться этого с помощью революционных преобразований, либерализм -
исходя из концепции частной собственности, то популизм надеется на возможность
реализации такой гармонии благодаря надежде на простейшее решение всех проблем, вере
в то, что одно или несколько простых мероприятий могут радикально изменить к лучшему
всю общественную ситуацию.
19
В популистском мировосприятии идеал естественного цельного человека воплощал
земледелец-фермер. Отсюда острая критика популистами язв капиталистической
индустриализации и присущий им антиурбанизм. Они были первым массовым движением в
Соединенных Штатах, поставившим экологические проблемы. Однако их критика не
носила характера ярко выраженного антитехницизма. Они одобряли развитие техники и ее
внедрение для облегчения труда на производстве и в сельском хозяйстве, но были
обеспокоены тем, что она используется для усиления власти промышленных магнатов.
Популизму была также чужда романтическая интерпретация идеала естественного
человека с ее эскапизмом и противопоставлением сильной личности, героя - серой толпе
обывателей. Популистский личностный идеал питался не идеализацией ухода от общества,
“жизни в лесу” по Генри Торо, а представлениями о демократической общественной
деятельности как высшей сфере самоосуществления личности. Один из самых
образованных популистских лидеров Т.Ньюджент развивал эти идеи в своих речах,
звучавших непривычно и странно для американцев той поры. “Не есть ли Христос, -
вопрошал он, - конечный результат божественной эволюции, ниспосланный в этот мир для
того, чтобы преобразовать, возвысить и прославить Человека общественного?”. [15]
Личностная самореализация рядового американца в общественно-активной
деятельности осуществлялась в популистском движении. Миллионам тружеников,
униженных и отторгнутых от возможности влиять на свои судьбы, это движение давало
ощущение социальной причастности и значимости. Оно сформировало культуру,
характеризовавшуюся особым демократическим этосом. Высшей ценностью этой культуры
мыслился рядовой “общественный человек” активно участвующий в решении своей
судьбы. Популистские идеи демократического участия и контроля были политическим
выражением этих более глубоких культурно-мировоззренческих основ.
20
Популистское сознание в США характеризует ряд особенностей, а именно: меткость и
решительность в разоблачении негативных явлений американской жизни и вместе с тем
приверженность основополагающим принципам системы в целом, на которые не
покушались самые радикальные популисты. Они, например, не подвергали сомнению
принцип частной собственности, рассматривая его как естественное право личности и
основу идеального общества. Ими не ставилась и проблема производственных отношений,
и общественных классов, соответственно у них отсутствовали и представления об
антагонистическом противостоянии в обществе. Отсюда и отрицание популистами
насильственных способов решения социальных проблем.
При всей противоречивости популистского мировосприятия выдвинутая движением
широкая программа структурных реформ, имевших целью максимальное участие рядовых
людей в решении своих судеб, его антимонополистическая направленность и установки на
подлинное равенство вплоть до расового - все это делает возможным определить
популистское движение в целом как явление демократической ориентации.
Будучи реакцией на ломку старых структур и складывание крупнокапиталистического
производства популизм в США тем не менее не был обращен в прошлое. Напротив,
популистский менталитет улавливал требования своего времени, а зачастую и времени,
отдаленного на несколько десятков лет вперед. Об этом свидетельствуют рассмотренные
выше требования движения, обозначившие основные направления развития демократии в
США, сохраняющие актуальность и по сей день: достижение экономических целей
средствами массового политического движения, в котором участвует широкая коалиция
трудящихся на межрасовой основе; демократическое участие и контроль; сохранение
окружающей Среды и гармоническое развитие личности.
Однако будучи неопределенным по своему составу, популистское движение не
смогло существовать самостоятельно. В 1896 году оно влилось в демократическую партию,
21
поддержав на президентских выборах У.Брайана. С его именем связано окончательное
утверждение термина “популизм” для обозначения политического течения и набора
тактических приемов в политической борьбе, связанных с апелляцией к обыденному
сознанию масс, с попытками подстроиться под их требования, использовать такие черты
обыденного сознания, как упрощенность представлений об общественной жизни,
непосредственность восприятия, максимализм и склонность к простым и однозначным
политическим решениям.
Популизм имел несколько побед на уровне штатов, но так как его программа была
преимущественно общегосударственной, то эти локальные победы были малоэффективны.
В 1900 году партия раскололась: сторонники слияния с демократами поддержали список
последних, а фракция “непримиримых” выдвинула Вартона Баркера от Пенсильвании на
пост президента и Игнатиуса Доннелли от Миннесоты на пост вице-президента. Эта
фракция продолжала выдвигать списки кандидатов до 1912 года. При Теодоре Рузвельте и
Вудроу Вильсоне многие из требований популистов были удовлетворены.
Основные популистские принципы приведены на схеме 1.1.
В 1930-х годах популизм ярко проявился в тех же США. Это было время так
называемой “великой депрессии”, наступившей вслед за мировым кризисом в экономике
1929-1933 годов. Став самым длительным и разрушительным в истории капитализма,
вызвав беспрецендентное падение жизненного уровня населения, кризис возбудил
общественные страсти, привел к новому подъему популизма. Проводимая в это время
система мероприятий правительства президента Ф.Рузвельта, сочетающая меры по
усилению государственного регулирования экономики с некоторыми реформами в
социальной области, получила название “новый курс”.

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров