Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Определение показателя адиабаты воздуха методом Клемана-Дезорма: Метод, указ. / Сост.: Е.А. Будовских, В.А. Петрунин, Н.Н. Назарова, В.Е. Громов: СибГИУ.- Новокузнецк, 2001.- 13 (2)
(Методические материалы)

Значок файла ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ ТЕПЛОЁМКОСТИ ГАЗА ПРИ ПОСТОЯННОМ ДАВЛЕНИИ К ТЕПЛОЁМКОСТИ ГАЗА ПРИ ПОСТОЯННОМ ОБЪЁМЕ (2)
(Методические материалы)

Значок файла Лабораторная работа 8. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДИСПЕРСИИ ПРИЗМЫ И ДИСПЕРСИИ ПОКАЗАТЕЛЯ ПРЕЛОМЛЕНИЯ СТЕКЛА (1)
(Методические материалы)

Значок файла ОПРЕДЕЛЕНИЕ УГЛА ПОГАСАНИЯ В КРИСТАЛЛЕ С ПО-МОЩЬЮ ПОЛЯРИЗАЦИОННОГО МИКРОСКОПА Лабораторный практикум по курсу "Общая физика" (2)
(Методические материалы)

Значок файла Лабораторная работа 7. ПОЛЯРИЗАЦИЯ СВЕТА. ПРОВЕРКА ЗАКОНА МАЛЮСА (4)
(Методические материалы)

Значок файла Лабораторная работа № 7. ИЗУЧЕНИЕ ВРАЩЕНИЯ ПЛОЩАДИ ПОЛЯРИЗАЦИИ С ПОМОЩЬЮ САХАРИМЕТРА (1)
(Методические материалы)

Значок файла Лабораторная работа 6. ДИФРАКЦИЯ ЛАЗЕРНОГО СВЕТА НА ЩЕЛИ (4)
(Методические материалы)


Заказ научной авторской работы

Политический терроризм как форма этнического экстремизма

.С середины прошлого века в межнациональных отношениях стал фор-
мироваться узел взаимодействующих между собой кризисных факторов -
экономических, политико-правовых, идеологических и социокультурных.
Развернулась политическая борьба, в которую активно включились не только
подлинно национальные, но и экстремистски настроенные этнические дви-
жения.
В некоторых странах громадная разрушительная сила экстремизма
привела к развалу государств: распад Югославии и междоусобная война с эт-
ническими чистками в Боснии и Герцеговине, мирный раскол Чехословакии
на Чехию и Словакию, религиозно-этническая рознь в Северной Ирландии
(Ольстерский кризис), сепаратистское движение в канадской провинции
Квебек, межэтнические конфликты в Испании, Бельгии и ряде других евро-
пейских стран – все это наиболее очевидные его проявления в современном
мире.
Зачастую этнические экстремисты рассматривают терроризм как един-
ственный путь заявить о своих требованиях. Террористические методы борь-
бы активно используют Ирландская Республиканская Армия, Организация
Освобождения Палестины, Баскская Родина и Свобода, которая намерена от-
делить районы традиционного проживания басков от Испании, Партия Тру-
дящихся Курдистана, которая хочет создать свое государство на территории
Турции сицилийские и чеченские сепаратисты.
Политический терроризм, обнаруживающий себя в современных по-
литических конфликтах, стал тесно переплетаться с этническими столкно-
вениями. При этом одним из требований исследования политического тер-
роризма является различение прямого и косвенного влияния, оказываемого
этническим экстремизмом на возникновение изучаемого явления.
90
Этнический экстремизм на пространстве постсоветской России про-
являет себя обостренным национальным самосознанием, нетерпимостью к
нарушениям национального равноправия. Этот момент подчеркивают мно-
гие исследователи, как и то обстоятельство, что лидеры экстремистских ор-
ганизаций активно используют идеи национализма в террористической
борьбе. Именно идеология национализма переводит интересы политиче-
ских экстремистов в террористическую плоскость.
«Национализм апеллирует к наиболее глубоким и чувствительным
психологическим качествам человека, отличающимся к тому же способно-
стью незамедлительно рефлексивно реагировать на внешние раздражители
положительного или отрицательного свойства. При этом воздействие из-
вне, угрожающее ущемлением национального достоинства (будь то прямое
оскорбление со стороны представителя другой национальности или распро-
странение информации о совершении несправедливых действий по отно-
шению к соплеменникам), вызывает однозначно негативную реакцию ин-
дивида, представляющего данную нацию», - справедливо замечает
В.Е.Петрищев1.
Поэтому наличие такой болезненной рефлексии позволяет лицам, по
тем или иным причинам заинтересованным в обострении межнациональ-
ных отношений, возбуждать агрессивную ответную реакцию, воздействуя
на людей не на уровне сознания, а на уровне эмоций, переживаний, чувств.
Это приводит их в состояние, когда критичность по отношению к собст-
венным поступкам значительно снижается, что, в свою очередь, создает
благоприятные условия для манипулирования поведением людей и направ-
ления возбужденной в них агрессивности в русло экстремизма и террориз-
ма2.
Следует подчеркнуть, что воздействие на национальные чувства лю-
дей обычно вызывает достаточно устойчивую ответную реакцию, для ней-
трализации которой необходимо весьма продолжительное время.
1 Петрищев В.Е. Роль национализма в воспроизводстве терроризма //Современный терроризм: состояние и
перспективы / Под ред. Степанова Е.И. – М.: Эдиториал УРСС, - 2000. - С. 100.
2 Там же. - С.100.
91
На необходимость комплексного изучения этнических конфликтов
указывают многие исследователи: А.Х. Боров, Т.А. Галкина, В. Григорянц,
К.Ф. Дзамихов, В.А. Колосов, А.Д. Криндач, А.В. Малашенко, Л.И. Ников-
ская, Э.А. Паин, А. Попов, Е.И. Степанов, В.Н. Стрелецкий и др.
Л.И. Никовская и Е.И. Степанов в книге «Конфликты в современной
России» правомерно предлагают отчленить позитивные межнациональные
конфликты от деструктивных. Позитивными они считают позиции конфлик-
тов между этносами, которые ослабляют тоталитаристские структуры и от-
ношения, выступая фактором расширения и углубления процесса демократи-
зации; а негативными – конфронтации, которые тормозят и свертывают этот
процесс или вносят в него элементы деструкции1.
Ряд отечественных ученых - В.А. Колосов, Т.А. Галкина, А.Д. Криндач
утверждают: «Внезапные изменения отношений граждан к государству – это
результат сдвигов в самоидентификации отдельных лиц и социальных групп,
происходящих под влиянием деятельности политических элит и государст-
венных институтов, которые пытаются убедить население в правильности
своей концепции истории, своего взгляда на происхождение той или иной
социальной страты. Стремясь объединить определенную группу людей и
продемонстрировать ее отличие от других групп, политические элиты и го-
сударство прибегают к системе культурных маркеров, или символов, способ-
ных укрепить связь между членами группы, вырабатывают стереотипные
представления и т. д.»2.
В совместном проекте лаборатории «Territories et identitis» дается более
глубокая интерпретация противоречий, приводящих к этнорегиональным
конфликтам: «Политические элиты и государственные институты соперни-
чают в попытках превратить культурные различия между народами в основу
территориальности последних: восприятия «своей» и «чужой» территории
1 См: Конфликтология: Хрестоматия / Составитель: Леонов Н.И. – М.: Московский психолого-социальный
институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», - 2002. - С.146-147.
2 Колосов В.А., Галкина Т.А., Криндач А.Д. Территориальная идентичность и межэтнические отношения //
Политические исследования. - 2001. - № 2. - С. 63.
92
есть важнейшая составляющая идентичности…. Следовательно, идентич-
ность не только постоянно меняющийся набор социальных представлений и
мифов, но и результат борьбы между различными элитами, государственны-
ми образованиями или местными администрациями, старающимися как луч-
ше «продать» свои культурные маркеры и получить контроль над теми из
них, которые уже приобрели популярность»1.
Таким образом, этничность или сознание принадлежности к этниче-
ской группе, будучи «весьма архаичным модусом самоопределения»2, обна-
ружила себя в качестве наиболее устойчивой и надежной основы для личной
и групповой идентичности, которая в наши дни часто принимает форму на-
ционализма и сепаратизма, т.е. преследует цель отделения данной нации и
образования самостоятельного государства.
Межэтнические отношения, начав развиваться на волне освободитель-
ных и демократических идей, под влиянием интересов и установок опреде-
ленных политических сил и движений склонны быстро принимать экстреми-
стскую форму и приобретать террористическую направленность, которая не
может обеспечить ни освобождения, ни демократизации.
Общественно-политическая практика показывает, что этнический тер-
роризм не имеет ничего общего с отстаиванием национального достоинства и
тем более со спасением собственной нации. Нередко террористы национали-
сты отстаивают свои собственные интересы и взгляды, а отнюдь не желания
большинства того этноса, за независимость которого они якобы борются.
Например, во Франции активно действует террористический Фронт на-
ционального освобождения Корсики, который ставит своей целью достиже-
ние независимости Корсики. Однако, согласно опросу общественного мнения
в 1996г., подавляющее большинство корсиканцев – 91% не поддерживает
1 Колосов В.А., Галкина Т.А., Криндач А.Д. Территориальная идентичность и межэтнические отношения //
Политические исследования. - 2001. - № 2. - С. 62.
2Цит.по: Боров А.Х., Дзамихов К.Ф. Россия и Северный Кавказ: современный политический опыт в истори-
ческом контексте // Политические исследования. - 1998. - № 3. - С. 197.
93
идею независимости острова1. Не вызывает сомнений, что корсиканские тер-
рористы – националисты, которые, как и многие им подобные, движимы
лишь жаждой власти; подлинные интересы своего народа ими игнорируются.
В таких случаях внимательный анализ позволяет рассмотреть тщательно
маскируемое презрение к собственному народу.
В ряде случаев националистам нужны трупы соплеменников, иногда много
трупов. Тогда, во-первых, возникает вражда и ненависть к представителям государ-
ственной власти и «главной» нации, а отделение и образование самостоятельного
государства начинает представляться единственно возможным выходом из соз-
давшегося положения, единственным способом спасения собственного этноса. По-
следний сплачивается и консолидируется для защиты от общего врага. Во-вторых,
что исключительно важно, против государства формируется общественное мнение,
поскольку имеются многочисленные жертвы, причем на общественность особо гне-
тущее впечатление оказывает гибель мирного населения. Вожди чеченских сепара-
тистов прекрасно понимали, что их полупартизанская небольшая армия никак не
способна одолеть российские войска. Поэтому ставка была сделана на остроотри-
цательное отношение к чеченской войне в России и за рубежом, возникшее как ре-
акция на гибель мирного населения. Эта реакция должна была заставить централь-
ную власть пойти навстречу требованиям сепаратистов. Можно сказать, что имел ме-
сто своеобразный террор против чеченского народа, организованный главарями се-
паратистов и осуществленный руками российских военных, общественность же
стала его невольным соучастником.
К тому времени, когда эйфория по поводу прелестей самоопределения замет-
но поубавится, этнос оказывается втянутым в безнадежные кровавые конфронтации
с другими этносами, составляющими его окружение.
В современной западной этнополитологии сложилось весьма разветв-
ленное научное направление, которое уделяет большое внимание изучению ро-
ли так называемых этнических и религиозных предпринимателей. Речь идет о
политических лидерах, наживающих политический капитал на акцентировании
1 Казанская Г.В. «Особый случай» корсиканской автономии//Политические исследования. - 1995. №5. С.137.
94
межэтнических и межконфессиональных различий. Представители этой школы -
Дж. Ротшильд, П. Брасс, М. Эсман и другие1.
В отечественной науке изучению феномена механизма группового мани-
пулирования как инструмента консолидации этнических и религиозных групп
в ходе межгрупповых политических конфликтов уделено несправедливо мало
внимания. Из российских ученых достаточно внимательно эту тему рассматри-
вает А.В. Попов, который выделяет три стадии процесса манипулирования об-
щественным сознанием2. Причем все три стадии можно наглядно проиллюстриро-
вать на примере Чеченской республики.
Первая стадия - «эмоциональная актуализация ксенофобий», при которой
все прошлые и настоящие, действительные и мнимые обиды должны быть
выведены на поверхность общественного сознания и поданы в болезненно-
заостренной форме как свидетельства и символы национального унижения и ос-
корбления. Такая психологическая обработка, осуществляемая с помощью спе-
циальной литературы и СМИ, направлена на то, чтобы задеть наиболее чувст-
вительные струны человеческой психики, затрагивающие честь и достоинство
каждого представителя данного этноса.
Подготовка чеченского общества к вооруженному сопротивлению фе-
деральной власти проводилась задолго до ввода федеральных сил в Чеченскую
республику. Инструментом воздействия на массовое сознание и мобилизацию
общества для борьбы с центральной властью были некоторые литературные про-
изведения чеченских авторов, многочисленные публикации местных и москов-
ских историков, других обществоведов, переводные сочинения, националисти-
ческая литература из других регионов СССР. В них пестовался-трагико-
драматический или геройский облик чеченской истории и чеченцев, звучали
призывы к «восстановлению исторической справедливости».
Вторая стадия группового манипулирования - «практическая ориентация
групп» - состоит в том, что массовое сознание («соотечественников» или «едино-
1 См: Паин Э.А. Социальная природа экстремизма и терроризма //Общественные науки и современность.
- 2002. - №4. - С.117.
2 См: Попов А.В. Причины возникновения и динамика развития конфликтов // Идентичность и конфликт в
постсоветских государствах. - М., - 1997. - С. 280
95
верцев»), разогретое пропагандой «народного возмущения», направляется на
конкретные свершения с помощью привлекательных политических целей, про-
грамм, перечня популярных практических шагов. Это весьма непростой этап в
системе манипулирования общественным мнением, требующий сосредоточения
усилий интеллектуалов. От умелости их действий зависит много. Так, «изготов-
ленная ими программа, - пишет А.В. Попов, - может быть примитивной, срабо-
танной по лекалам погромных кличей и рассчитанной исключительно на люм-
пенов, но может быть и развернута в эстетически привлекательную... идеологи-
ческую систему, способную мобилизировать широкие слои населения...»1. Как
правило, подобные программы строятся на двух уровнях - публичном («про-
грамма для масс») и эзотерическом («программа для вождей»). Последняя, по
мнению автора, содержит технические детали планируемых террористических
акций, будь то захват власти или дестабилизация ситуации в некоем регионе, в
стране, в мире.
Третья стадия - «моральная легимитизация насилия» - завершает процесс
группового манипулирования. Власти, которые просто-напросто прозевали под-
готовительный этап, пытаются остановить массовое движение при помощи
силовых структур (разгоны, запреты демонстраций, митингов и пр.) и ре-
прессий (штрафы, увольнения, организация судебных преследований и пр.).
Лидеры националистических движений с готовностью формируют военизиро-
ванную охрану («отряды самообороны» и пр.), которая становится национальным
вооруженным формированием. Таким образом, конфликтная ситуация пере-
ходит в этап вооруженного противостояния, нередко с использованием террори-
стических методов борьбы.
Имелись конкретные предпосылки, способствовавшие реализации всех
стадий эскалации конфликта до террористических актов в Чеченской республике.
Процесс актуализации этничности с неизбежностью интенсифицировался, при-
обретая дополнительные характеристики. Прежде всего, этничность здесь практи-
чески полностью соответствует матрице традиционной социо-культурной сис-
1 Попов А.В. Причины возникновения и динамика развития конфликтов // Идентичность и конфликт в пост-
советских государствах. - М., - 1997. - С. 282 .
96
темы. Установка на полное восстановление возможностей этнокультурного вос-
производства потребовала и ревитализацию соответствующих традиционных
институтов и ролей. Далее, при существенном сходстве базовых черт традици-
онных общественной организации и культуры, общности религии у народов
Северного Кавказа, разграничение «мы - они» в этническом самосознании выли-
валось по преимуществу в представление о границах этнических территорий.
Запутанность исторического наследия в этом вопросе и давление текущей по-
литики вели к гипертрофии этнотерриториальных признаков идентичности. На-
конец, актуализация этничности порождала элементы психологического дистан-
циирования от Российского государства1.
Интенсивное идеологическое воздействие на историческую память на-
селения, апелляция к ней как к фактору делегитимизации системы советского со-
циализма также имели особое влияние на ситуацию в регионе. Ведь актуализация
исторической памяти для поисков идентичности и для ориентации в современ-
ных общественных реалиях изначально интерпретировалась новой политической
элитой России в виде «синдрома жертвенности и вчинения исков». История по-
литики Российской Империи и СССР в отношении народов Кавказа объективно
дает большой материал для подпитки этого синдрома. Но такая избирательность
исторической памяти навязывалась и своеобразным контекстом современной
региональной политики российских властей, вернувшихся, казалось, к решению
задач конца XVIII века. Сами риторические формулы, звучащие: «Россия и Кав-
каз» или «Кавказская политика России»; политическая практика, включавшая ма-
неврирование между республиками и национальными группами, элитами,
движениями, региональными властями и оппозицией; элементы «вмешательст-
ва», так же как и сам его характер, сводившийся к использованию вооруженных
контингентов, - все это создавало впечатление, что государственная власть РФ не
считает себя представителем народов Северного Кавказа, а намерена проводить
некие внешние по отношению к ним российские интересы в данном регионе.
«Внешнеполитический» оттенок такой линии российской власти усиливался
1См: Боров А.Х., Дзамихов К.Ф. Россия и Северный Кавказ: современный политический опыт в историче-
ском контексте // Политические исследования. – 1998. - № 3. - С. 197.
97
тем, что она порой действительно выглядела как продолжение и отражение её
закавказской, т.е. действительно внешней политики. Не менее важно было на-
зойливое акцентирование геополитического аспекта региональной политики и
подчеркнутое внимание к укреплению Северо-Кавказского военного округа. На-
конец, чрезвычайно показательный аспект деятельности российского ру-
ководства на Северном Кавказе - его отношение к движению казачества, под-
тверждавшее фактическую готовность пойти навстречу требованиям вос-
становления статуса казачества как военно-служилого, «милитаризированного»
сословия. Это было прямым стимулом к возрождению элементов традиционного
уклада жизни народов Северного Кавказа1.
«Архаизирующие эффекты экономических реформ, хозяйственной по-
литики последних лет также выразились довольно сильно - разрушаются
наиболее современные сектора производственной и научно-технической сфер и
резко снижается статус соответствующих социально- профессиональных кате-
горий, что вытесняет их в более «отсталые» и традиционные сферы хозяйства. В
целом резко возросла значимость для населения натурального самообеспечения
на основе парцеллярного сельскохозяйственного производства. Столь различные,
но оказавшиеся ныне взаимосвязанными процессы, такие как ослабление соци-
альных функций государства и развертывание свободной экономической само-
стоятельности, в т.ч. частного предпринимательства, привели к резкому повыше-
нию функциональности традиционных типов социальных связей и институтов,
прежде всего семейно-родственных, земляческих, клановых»2. Развал федераль-
ной бюджетной сферы снижает социально-интегративные функции российской
государственности, ведет к размыванию социальных слоев, ориентированных в
своей жизнедеятельности на стабильное и эффективное функционирование ин-
ститутов социетального центра огромной страны. Дополняет картину диффе-
ренциация этих проявлений в различных этнических средах.
Механизм эскалации этнических экстремистских устремлений известен.
1 См: Боров А.Х., Дзамихов К.Ф. Россия и Северный Кавказ: современный политический опыт в историче-
ском контексте // Политические исследования. – 1998. - № 3. - С. 198.
2 См: Боров А.Х., Дзамихов К.Ф. Россия и Северный Кавказ: современный политический опыт в историче-
ском контексте // Политические исследования. - 1998. - № 3. - С. 189 – 199.
98
Сначала национальное движение «от имени народа» (формой представительства
«народного волеизъявления» могут быть национальный съезд, национальный
конгресс, национальный совет и другие варианты) - заявляет о желании наций
выйти из состава государства и образовать собственное суверенное нацио-
нальное государство.
Органы власти государства (ссылаясь на Конституцию) обычно отвергают
возможность предоставления независимости. Отказ вызван объективными при-
чинами, хотя со стороны кажется, что дело упирается в амбиции центральной
власти. Отрицательный ответ заключается в невозможности разделения государ-
ственной территории по экономическим, культурным, историческим причинам.
Но главнее политические причины - геополитический и военно-стратегический
интерес всего государства в целом. Исполнительные органы власти и силовые
структуры государства начинают оказывать давление на лидеров и активистов
национального движения, пытаясь заставить их отказаться от поддержки сепара-
тистских лозунгов. В ответ «новоявленные князьки», почувствовав вкус власти и
денег, уже ничем не брезгуют: выдвигают более радикальные требования и об-
ращаются за поддержкой «к народу». И когда определенная работа по ведению в
массах скрытой пропаганды и отбору наиболее преданных сторонников законче-
на, наступает стадия реализации конфликта с тенденцией нарастания противо-
стояния сторон.
Однако было бы не совсем корректно пытаться объяснить причину усиления
этнических экстремистских тенденций террористической направленности только
доминирующей ролью политических элит. Такой подход не может в полной мере
объяснить феномен готовности к массовой мобилизации и интенсивности эмоций
экстремистов, изначальную силу группового стремления к независимости, жерт-
венности, готовности перейти к самым жестоким формам насилия.
По-видимому, более основательным будет являться системный подход, в
равной мере учитывающий как общие характеристики, так и региональную спе-
цифику «потенциала этнической экстремальности». Последний состоит из ком-
плекса межэтнических и межнациональных противоречий следующего характера:
99
- исторического;
- территориального;
- политического;
- социального;
- этнокультурного или иного свойства, способного при определенных усло-
виях реализоваться в форме экстремизма с применением террористического наси-
лия.
Так, исторические предпосылки обычно выступают, как уже говори-
лось, в виде глубоко укорененных в этническом сознании (пристрастных по
форме и агрессивных по содержанию) представлений об «исторических вра-
гах».
Этно-территориальные предпосылки политического терроризма кро-
ются в виде устойчивых претензий на так называемые «этнические террито-
рии».
Политические – как политико-правовая ущемленность статуса нацио-
нальных автономий и этнических меньшинств в государствах, основанных на
принципах этнического национализма; как отсутствие суверенной государст-
венности.
Экономические предпосылки возникновения политического террориз-
ма состоят в борьбе лидеров экстремистских организаций за «естественное
право» на обладание ресурсами и собственностью.
Социальные и этнокультурные противоречия связаны с неравномер-
ным развитием этнических территорий, с дискриминацией определенной на-
циональной группы по расовому, этническому или религиозному признаку;
немаловажное значение имеет и неравная степень свободы доступа разных
этносов к ресурсам и рынкам.
О наличии подобного комплекса противоречий, реально подпитываю-
щих экстремистские и террористические движения, можно говорить в отно-
шении большинства полиэтнических государств мира. Если в некоторых ре-
гионах межэтническая напряженность не выходит за цивилизованные рамки
100
общей отрицательной комплиментарности между этносами, то в других ре-
гионах идентифицируется как критическая, с применением междуэтническо-
го насилия, в том числе террористического направления.
Суть конфликтов в современной России, ведущих к всплеску на-
ционализма и обретающих экстремистскую форму, состоит в борьбе за кон-
троль над системой национально-культурного воспроизводства, за создание поли-
тических институтов для обеспечения реального суверенитета нации. Необходимо
учитывать ярко выраженный политический характер современного этнического
терроризма, поскольку в нем используются этнические и этнотерриториальные
вопросы в качестве аргументов в борьбе за изменение политической структуры
общества, политических отношений и связей государства, т.е. преследуются
сугубо политические цели.
В недавнем прошлом «зоны» этнического экстремизма сосредотачива-
лись преимущественно в странах Ближнего и Среднего Востока. Сегодня, ес-
ли можно так выразиться, «дуга этнополитического экстремизма и террориз-
ма» протянулась от Западной Сахары – через Балканы, Восточную Европу,
Малую Азию, Причерноморье, Северный и Южный Кавказ, Центральную
Азию и Тибет до Юго-Восточной Азии. В данном перечне не составляет ис-
ключение и постсоветское пространство.
В настоящее время территория бывшего СССР – это множество регио-
нов с потенциальными очагами политического экстремизма и терроризма. В
качестве таких очагов могут рассматриваться: российско-кавказские, россий-
ско-центральноазиатские, армяно-турецкие, армяно-азербайджанские, азер-
байджано-иранские, туркмено-афганские, таджико-афганские, грузино-
абхазские и иные отношения. В пределах постсоветского пространства высо-
ким уровнем этноконфессиональной конфликтогенности выделяются Кавказ
и Средняя Азия, что дало основание Збигневу Бжезинскому рассматривать их
как «евразийские Балканы»1.
Анализируя политическую ситуацию на территории бывшего СССР
1 Информационно- аналитический бюллетень «Этнический мир» - http: // www.Ieie.nsc.ru / _ adrepec/RePEc/
rus / demoan / a _.
101
можно утверждать, что этнические стороны открыто декларируют этниче-
ский или религиозный характер экстремистских устремлений и применяют
массированное насилие, в том числе в террористической форме, при нали-
чии следующих условий:
- если в районе наблюдается дискредитация стабилизирующей роли госу-
дарства, резко нарушены условия устойчивого развития и возникла ситуация
геополитического вакуума;
- если экстремистским силам удается заручиться «гарантиями» относи-
тельно реализации своих этнических амбиций со стороны достаточно влия-
тельных политических сил извне;
- если хотя бы одному из субъектов конфликта удается получить реаль-
ную финансовую помощь для реализации террористических актов.
Соединение этих трех условий становится катализатором, побуждаю-
щим этнических экстремистов к решительным агрессивным действиям: од-
ним из основных средств «решения» проблемы становится терроризм.
На общеевропейском уровне описанная ситуация совершенно отчетли-
во проявилась в Балканском кризисе, где межэтнический и межконфессио-
нальный экстремизм сербов, хорват, албанцев и других этносов в условиях
деструкции режима устойчивого развития была использована странами Запа-
да (и в первую очередь США) для реализации своих собственных интересов.
С этой точки зрения, попытки рассматривать современный сербо-
хорвато-албанский конфликт как проявление исторического соперничества и
традиционной вражды между православными, католиками и мусульманами,
или как столкновение трех «цивилизаций» - западно-христианской, восточно-
христианской и мусульманской, являются лишь концептуальным «прикры-
тием» тривиального стремления конкретных государств, а также междуна-
родных финансовых и политических сил скрыть собственные корыстные ин-
тересы как истинные причины конфликтов.
Многие исследователи отмечают, что в России Беловежское соглаше-
ние окончательно развязало руки этническим националистам, что в свою
102
очередь, дает реальную возможность для активного вмешательства во внут-
ренние дела страны западных государств транснациональным экстремист-
ским и террористическим организациям, и другим, крайне деструктивным
внешним политическим силам. Подобное вмешательство осуществляется пу-
тем целенаправленной канализации политико-дипломатической, финансово-
экономической, информационной, гуманитарной, технической, а иногда и
прямой военной «помощи» экстремистам и террористам на территории Рос-
сии. Другими словами, интересы стран Запада, «гегемонии» нового типа,
стали играть роль своеобразной матрицы, определяющей интенсивность эт-
нополитического экстремизма в нашей стране, формы его проявления, и даже
варианты урегулирования конфликта и борьбы с терроризмом.
Возможно, учитывая геополитический интерес третьих стран в развя-
зывании этноконфессионального экстремизма в России, важнейшими пред-
посылками и одновременно условиями урегулирования внутренних кон-
фликтов будет являться:
- деполитизация конфликта;
- восстановление режима устойчивого развития;
Первое условие предполагает предварительно согласованный паритет-
ный отказ заинтересованных «внешних сил» от государственно-
дипломатической, военной, политической и информационной форм геополи-
тического вмешательства во внутренне - и внешнеполитическую жизнь Рос-
сии. Но, учитывая настойчивую военную экспансию США в бывших респуб-
ликах СССР, на выполнение этого условия надеяться не приходится.
Второе условие предполагает:
- восстановление дееспособной политической власти;
- наличие демократического правового государства;
- обеспечение единства страны, отказ регионов и национальных мень-
шинств от политики сепаратизма, признание за верховной властью всех пол-
номочий в деле обороны страны, ведения иностранных дел, борьбы с органи-
зованной преступностью;
103
- предоставление компактно проживающим меньшинствам широкой авто-
номии и права решения собственных дел;
- признание культурной автономии территориально рассеянных нацио-
нальных меньшинств;
- проведение политики упреждения перерастания этнических противоре-
чий в националистический сепаратизм с использованием террористических
методов борьбы;
- для нормализации обстановки использовать политику национального
примирения.
Ход развития событий в XXI в. во многом зависит от того, удастся ли
не допустить нового раздела мира, теперь уже по цивилизациионно -
конфессиональному принципу. Дело в том, что только «в США шесть мил-
лионов людей, принявших ислам, и они представляют, пожалуй, наиболее
быстро распространяющуюся там религию. В Европе – миллионы мусуль-
ман, эмигрировавших из Турции, Албании, Северной Африки, Сирии, Лива-
на, Пакистана, Индии, Индонезии, Малайзии, Филиппин. Их число тоже не
будет уменьшаться».1
На территории России имеются регионы с компактным мусульманским
населением, где проживает около двадцати миллионов мусульман. Поэтому
утверждения, что ислам – агрессивная, воинствующая религия и что агрес-
сивность исламского мира нарастает – способствуют разделению страны по
конфессиональному признаку, наносят серьезный удар, в первую очередь, по
российскому федерализму.
Важно отметить, что уже сама перспектива такого раздела, движение в
этом направлении создадут благоприятные условия для роста сепаратизма –
одной из наиболее опасных болезней современности. Неверно считать, что
понятие «сепаратизм» полностью сводимо к категориям «агрессия», «наси-
лие». Сепаратизм не всегда включает насильственную компоненту, так как
политический процесс, целью которого является создание собственного го-
1 Примаков Е. Война с исламом может расколоть Россию // Этносфера. - 2002. - №11 (50). - С.10.
104
сударственного образования, не всегда сопровождается всплеском непосред-
ственного насилия. Тем не менее, сегодня сепаратизм явился одной из наибо-
лее опасных тенденций, мешающих устойчивому развитию в мире. Нельзя
игнорировать эту угрозу, оставаясь в плену марксистской формулы «самооп-
ределение вплоть до отделения», зафиксированной в Уставе Организации
Объединенных Наций и получившей широкое распространение. Реалии дня
таковы, что приверженцы лозунгов защиты общедемократических ценностей,
утверждающие, что самоопределение нации или этнической группы включа-
ет в себя ее право на отделение и создание собственного государства – спо-
собствует росту межэтнической напряженности. «Ныне эта формула, оче-
видно, устарела. И если этого не признать, можно так или иначе поощрить
развитие событий, которое покроет весь земной шар множеством очагов на-
силия. В XXI веке в составе 150 многонациональных государств насчитыва-
ется две с половиной тысячи национальных этнических групп. В случае реа-
лизации права этих национальных или этнических групп выделить в само-
стоятельные государства международные отношения будут погружены в ха-
ос»1.
Действительно, национальный вопрос существует и одним отказом от
формулы, по которой каждая нация или народность вправе сами распоря-
жаться своей судьбой, проблему до конца не решить. Но важно отметить, что
право на самоопределение не должно входить в противоречие с защитой
принципа территориальной целостности любого государства. Создание но-
вых государств возможно лишь при достижении двустороннего согласия на
это как выделяющейся, так и остающейся в рамках данного государства час-
ти населения данной страны. Если нет согласия в данном вопросе, то единст-
венный путь решения национального вопроса – автономия в рамках сохра-
няющего свое единство государства. Такая автономия должна дать самооп-
ределяющейся нации или этносу широкие права в социально-экономической,
политической и культурной областях.
1 Примаков Е. Война с исламом может расколоть Росси. // Этносфера. - 2002. - №11 (50). - С. 10-11.
105
Раздел любого государства по национально-религиозному признаку
окажет крайне негативное воздействие на стабильность внутригосударствен-
ных и межгосударственных отношений. Раздел мира по такому признаку су-
щественно затруднит становление и развитие мировой цивилизации, которая
должна стремиться вобрать в себя все лучшие черты различных националь-
но-религиозных особенностей цивилизаций современного мира.
В заключение необходимо отметить, что этнических конфликтов, а со-
ответственно, этнического экстремизма и терроризма в чистом виде не суще-
ствует, поскольку их главную цель составляет борьба за власть, территорию
и ресурсы.
При этом политический терроризм активно стремится привлечь на
свою сторону этнически и конфессионально близкие народы, финансовые и
политические круги других государств, мировое общественное мнение, что
ведет к интернационализации и эскалации конфликтов. Политический тер-
роризм, как форма выражения этнического экстремизма на стадии эскалации
конфликта, способен придать конфликту межрегиональный, а в некоторых
случаях и глобальный характер. В полиэтничной России необходимо нау-
читься просчитывать все возможные последствия принимаемых политиче-
ских, экономических, административных решений, проводя их своеобразную
экспертизу с точки зрения влияния на состояние межнациональных отноше-
ний в стране.

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров