Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Неразрушающие методы контроля Ультразвуковая дефектоскопия отливок Методические указания к выполнению практических занятий по курсу «Метрология, стандартизация и сертификация» Специальность «Литейное производство черных и цветных металлов» (110400), специализации (110401) и (110403) (6)
(Методические материалы)

Значок файла Муфта включения с поворотной шпонкой кривошипного пресса: Метод. указ. / Сост. В.А. Воскресенский, СибГИУ. - Новокуз-нецк, 2004. - 4 с (7)
(Методические материалы)

Значок файла Материальный и тепловой баланс ваграночной плавки. Методические указания /Составители: Н. И. Таран, Н. И. Швидков. СибГИУ – Новокузнецк, 2004. – 30с (9)
(Методические материалы)

Значок файла Изучение конструкции и работы лабораторного прокатного стана дуо «200» :Метод. указ. / Сост.: В.А. Воскресенский, В.В. Почетуха: ГОУ ВПО «СибГИУ». - Новокузнецк, 2003. - 8 с (8)
(Методические материалы)

Значок файла Дипломное проектирование: Метод. указ. / Сост.: И.К.Коротких, А.А.Усольцев, А.И.Куценко: СибГИУ - Новокузнецк, 2004- 21 с (8)
(Методические материалы)

Значок файла Влияние времени перемешивания смеси на ее прочность в сыром состоянии и газопроницаемость: метод. указ./ Сост.: Климов В.Я. – СибГИУ: Новокузнецк, 2004. – 8 с. (8)
(Методические материалы)

Значок файла Вероятностно-статистический анализ эксперимента: Метод. указ. / Сост.: О.Г. Приходько: ГОУ ВПО «СибГИУ». – Новокузнецк. 2004. – 18 с., ил. (8)
(Методические материалы)


Заказ научной авторской работы

Политический терроризм как форма этнического экстремизма

.С середины прошлого века в межнациональных отношениях стал фор-
мироваться узел взаимодействующих между собой кризисных факторов -
экономических, политико-правовых, идеологических и социокультурных.
Развернулась политическая борьба, в которую активно включились не только
подлинно национальные, но и экстремистски настроенные этнические дви-
жения.
В некоторых странах громадная разрушительная сила экстремизма
привела к развалу государств: распад Югославии и междоусобная война с эт-
ническими чистками в Боснии и Герцеговине, мирный раскол Чехословакии
на Чехию и Словакию, религиозно-этническая рознь в Северной Ирландии
(Ольстерский кризис), сепаратистское движение в канадской провинции
Квебек, межэтнические конфликты в Испании, Бельгии и ряде других евро-
пейских стран – все это наиболее очевидные его проявления в современном
мире.
Зачастую этнические экстремисты рассматривают терроризм как един-
ственный путь заявить о своих требованиях. Террористические методы борь-
бы активно используют Ирландская Республиканская Армия, Организация
Освобождения Палестины, Баскская Родина и Свобода, которая намерена от-
делить районы традиционного проживания басков от Испании, Партия Тру-
дящихся Курдистана, которая хочет создать свое государство на территории
Турции сицилийские и чеченские сепаратисты.
Политический терроризм, обнаруживающий себя в современных по-
литических конфликтах, стал тесно переплетаться с этническими столкно-
вениями. При этом одним из требований исследования политического тер-
роризма является различение прямого и косвенного влияния, оказываемого
этническим экстремизмом на возникновение изучаемого явления.
90
Этнический экстремизм на пространстве постсоветской России про-
являет себя обостренным национальным самосознанием, нетерпимостью к
нарушениям национального равноправия. Этот момент подчеркивают мно-
гие исследователи, как и то обстоятельство, что лидеры экстремистских ор-
ганизаций активно используют идеи национализма в террористической
борьбе. Именно идеология национализма переводит интересы политиче-
ских экстремистов в террористическую плоскость.
«Национализм апеллирует к наиболее глубоким и чувствительным
психологическим качествам человека, отличающимся к тому же способно-
стью незамедлительно рефлексивно реагировать на внешние раздражители
положительного или отрицательного свойства. При этом воздействие из-
вне, угрожающее ущемлением национального достоинства (будь то прямое
оскорбление со стороны представителя другой национальности или распро-
странение информации о совершении несправедливых действий по отно-
шению к соплеменникам), вызывает однозначно негативную реакцию ин-
дивида, представляющего данную нацию», - справедливо замечает
В.Е.Петрищев1.
Поэтому наличие такой болезненной рефлексии позволяет лицам, по
тем или иным причинам заинтересованным в обострении межнациональ-
ных отношений, возбуждать агрессивную ответную реакцию, воздействуя
на людей не на уровне сознания, а на уровне эмоций, переживаний, чувств.
Это приводит их в состояние, когда критичность по отношению к собст-
венным поступкам значительно снижается, что, в свою очередь, создает
благоприятные условия для манипулирования поведением людей и направ-
ления возбужденной в них агрессивности в русло экстремизма и террориз-
ма2.
Следует подчеркнуть, что воздействие на национальные чувства лю-
дей обычно вызывает достаточно устойчивую ответную реакцию, для ней-
трализации которой необходимо весьма продолжительное время.
1 Петрищев В.Е. Роль национализма в воспроизводстве терроризма //Современный терроризм: состояние и
перспективы / Под ред. Степанова Е.И. – М.: Эдиториал УРСС, - 2000. - С. 100.
2 Там же. - С.100.
91
На необходимость комплексного изучения этнических конфликтов
указывают многие исследователи: А.Х. Боров, Т.А. Галкина, В. Григорянц,
К.Ф. Дзамихов, В.А. Колосов, А.Д. Криндач, А.В. Малашенко, Л.И. Ников-
ская, Э.А. Паин, А. Попов, Е.И. Степанов, В.Н. Стрелецкий и др.
Л.И. Никовская и Е.И. Степанов в книге «Конфликты в современной
России» правомерно предлагают отчленить позитивные межнациональные
конфликты от деструктивных. Позитивными они считают позиции конфлик-
тов между этносами, которые ослабляют тоталитаристские структуры и от-
ношения, выступая фактором расширения и углубления процесса демократи-
зации; а негативными – конфронтации, которые тормозят и свертывают этот
процесс или вносят в него элементы деструкции1.
Ряд отечественных ученых - В.А. Колосов, Т.А. Галкина, А.Д. Криндач
утверждают: «Внезапные изменения отношений граждан к государству – это
результат сдвигов в самоидентификации отдельных лиц и социальных групп,
происходящих под влиянием деятельности политических элит и государст-
венных институтов, которые пытаются убедить население в правильности
своей концепции истории, своего взгляда на происхождение той или иной
социальной страты. Стремясь объединить определенную группу людей и
продемонстрировать ее отличие от других групп, политические элиты и го-
сударство прибегают к системе культурных маркеров, или символов, способ-
ных укрепить связь между членами группы, вырабатывают стереотипные
представления и т. д.»2.
В совместном проекте лаборатории «Territories et identitis» дается более
глубокая интерпретация противоречий, приводящих к этнорегиональным
конфликтам: «Политические элиты и государственные институты соперни-
чают в попытках превратить культурные различия между народами в основу
территориальности последних: восприятия «своей» и «чужой» территории
1 См: Конфликтология: Хрестоматия / Составитель: Леонов Н.И. – М.: Московский психолого-социальный
институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», - 2002. - С.146-147.
2 Колосов В.А., Галкина Т.А., Криндач А.Д. Территориальная идентичность и межэтнические отношения //
Политические исследования. - 2001. - № 2. - С. 63.
92
есть важнейшая составляющая идентичности…. Следовательно, идентич-
ность не только постоянно меняющийся набор социальных представлений и
мифов, но и результат борьбы между различными элитами, государственны-
ми образованиями или местными администрациями, старающимися как луч-
ше «продать» свои культурные маркеры и получить контроль над теми из
них, которые уже приобрели популярность»1.
Таким образом, этничность или сознание принадлежности к этниче-
ской группе, будучи «весьма архаичным модусом самоопределения»2, обна-
ружила себя в качестве наиболее устойчивой и надежной основы для личной
и групповой идентичности, которая в наши дни часто принимает форму на-
ционализма и сепаратизма, т.е. преследует цель отделения данной нации и
образования самостоятельного государства.
Межэтнические отношения, начав развиваться на волне освободитель-
ных и демократических идей, под влиянием интересов и установок опреде-
ленных политических сил и движений склонны быстро принимать экстреми-
стскую форму и приобретать террористическую направленность, которая не
может обеспечить ни освобождения, ни демократизации.
Общественно-политическая практика показывает, что этнический тер-
роризм не имеет ничего общего с отстаиванием национального достоинства и
тем более со спасением собственной нации. Нередко террористы национали-
сты отстаивают свои собственные интересы и взгляды, а отнюдь не желания
большинства того этноса, за независимость которого они якобы борются.
Например, во Франции активно действует террористический Фронт на-
ционального освобождения Корсики, который ставит своей целью достиже-
ние независимости Корсики. Однако, согласно опросу общественного мнения
в 1996г., подавляющее большинство корсиканцев – 91% не поддерживает
1 Колосов В.А., Галкина Т.А., Криндач А.Д. Территориальная идентичность и межэтнические отношения //
Политические исследования. - 2001. - № 2. - С. 62.
2Цит.по: Боров А.Х., Дзамихов К.Ф. Россия и Северный Кавказ: современный политический опыт в истори-
ческом контексте // Политические исследования. - 1998. - № 3. - С. 197.
93
идею независимости острова1. Не вызывает сомнений, что корсиканские тер-
рористы – националисты, которые, как и многие им подобные, движимы
лишь жаждой власти; подлинные интересы своего народа ими игнорируются.
В таких случаях внимательный анализ позволяет рассмотреть тщательно
маскируемое презрение к собственному народу.
В ряде случаев националистам нужны трупы соплеменников, иногда много
трупов. Тогда, во-первых, возникает вражда и ненависть к представителям государ-
ственной власти и «главной» нации, а отделение и образование самостоятельного
государства начинает представляться единственно возможным выходом из соз-
давшегося положения, единственным способом спасения собственного этноса. По-
следний сплачивается и консолидируется для защиты от общего врага. Во-вторых,
что исключительно важно, против государства формируется общественное мнение,
поскольку имеются многочисленные жертвы, причем на общественность особо гне-
тущее впечатление оказывает гибель мирного населения. Вожди чеченских сепара-
тистов прекрасно понимали, что их полупартизанская небольшая армия никак не
способна одолеть российские войска. Поэтому ставка была сделана на остроотри-
цательное отношение к чеченской войне в России и за рубежом, возникшее как ре-
акция на гибель мирного населения. Эта реакция должна была заставить централь-
ную власть пойти навстречу требованиям сепаратистов. Можно сказать, что имел ме-
сто своеобразный террор против чеченского народа, организованный главарями се-
паратистов и осуществленный руками российских военных, общественность же
стала его невольным соучастником.
К тому времени, когда эйфория по поводу прелестей самоопределения замет-
но поубавится, этнос оказывается втянутым в безнадежные кровавые конфронтации
с другими этносами, составляющими его окружение.
В современной западной этнополитологии сложилось весьма разветв-
ленное научное направление, которое уделяет большое внимание изучению ро-
ли так называемых этнических и религиозных предпринимателей. Речь идет о
политических лидерах, наживающих политический капитал на акцентировании
1 Казанская Г.В. «Особый случай» корсиканской автономии//Политические исследования. - 1995. №5. С.137.
94
межэтнических и межконфессиональных различий. Представители этой школы -
Дж. Ротшильд, П. Брасс, М. Эсман и другие1.
В отечественной науке изучению феномена механизма группового мани-
пулирования как инструмента консолидации этнических и религиозных групп
в ходе межгрупповых политических конфликтов уделено несправедливо мало
внимания. Из российских ученых достаточно внимательно эту тему рассматри-
вает А.В. Попов, который выделяет три стадии процесса манипулирования об-
щественным сознанием2. Причем все три стадии можно наглядно проиллюстриро-
вать на примере Чеченской республики.
Первая стадия - «эмоциональная актуализация ксенофобий», при которой
все прошлые и настоящие, действительные и мнимые обиды должны быть
выведены на поверхность общественного сознания и поданы в болезненно-
заостренной форме как свидетельства и символы национального унижения и ос-
корбления. Такая психологическая обработка, осуществляемая с помощью спе-
циальной литературы и СМИ, направлена на то, чтобы задеть наиболее чувст-
вительные струны человеческой психики, затрагивающие честь и достоинство
каждого представителя данного этноса.
Подготовка чеченского общества к вооруженному сопротивлению фе-
деральной власти проводилась задолго до ввода федеральных сил в Чеченскую
республику. Инструментом воздействия на массовое сознание и мобилизацию
общества для борьбы с центральной властью были некоторые литературные про-
изведения чеченских авторов, многочисленные публикации местных и москов-
ских историков, других обществоведов, переводные сочинения, националисти-
ческая литература из других регионов СССР. В них пестовался-трагико-
драматический или геройский облик чеченской истории и чеченцев, звучали
призывы к «восстановлению исторической справедливости».
Вторая стадия группового манипулирования - «практическая ориентация
групп» - состоит в том, что массовое сознание («соотечественников» или «едино-
1 См: Паин Э.А. Социальная природа экстремизма и терроризма //Общественные науки и современность.
- 2002. - №4. - С.117.
2 См: Попов А.В. Причины возникновения и динамика развития конфликтов // Идентичность и конфликт в
постсоветских государствах. - М., - 1997. - С. 280
95
верцев»), разогретое пропагандой «народного возмущения», направляется на
конкретные свершения с помощью привлекательных политических целей, про-
грамм, перечня популярных практических шагов. Это весьма непростой этап в
системе манипулирования общественным мнением, требующий сосредоточения
усилий интеллектуалов. От умелости их действий зависит много. Так, «изготов-
ленная ими программа, - пишет А.В. Попов, - может быть примитивной, срабо-
танной по лекалам погромных кличей и рассчитанной исключительно на люм-
пенов, но может быть и развернута в эстетически привлекательную... идеологи-
ческую систему, способную мобилизировать широкие слои населения...»1. Как
правило, подобные программы строятся на двух уровнях - публичном («про-
грамма для масс») и эзотерическом («программа для вождей»). Последняя, по
мнению автора, содержит технические детали планируемых террористических
акций, будь то захват власти или дестабилизация ситуации в некоем регионе, в
стране, в мире.
Третья стадия - «моральная легимитизация насилия» - завершает процесс
группового манипулирования. Власти, которые просто-напросто прозевали под-
готовительный этап, пытаются остановить массовое движение при помощи
силовых структур (разгоны, запреты демонстраций, митингов и пр.) и ре-
прессий (штрафы, увольнения, организация судебных преследований и пр.).
Лидеры националистических движений с готовностью формируют военизиро-
ванную охрану («отряды самообороны» и пр.), которая становится национальным
вооруженным формированием. Таким образом, конфликтная ситуация пере-
ходит в этап вооруженного противостояния, нередко с использованием террори-
стических методов борьбы.
Имелись конкретные предпосылки, способствовавшие реализации всех
стадий эскалации конфликта до террористических актов в Чеченской республике.
Процесс актуализации этничности с неизбежностью интенсифицировался, при-
обретая дополнительные характеристики. Прежде всего, этничность здесь практи-
чески полностью соответствует матрице традиционной социо-культурной сис-
1 Попов А.В. Причины возникновения и динамика развития конфликтов // Идентичность и конфликт в пост-
советских государствах. - М., - 1997. - С. 282 .
96
темы. Установка на полное восстановление возможностей этнокультурного вос-
производства потребовала и ревитализацию соответствующих традиционных
институтов и ролей. Далее, при существенном сходстве базовых черт традици-
онных общественной организации и культуры, общности религии у народов
Северного Кавказа, разграничение «мы - они» в этническом самосознании выли-
валось по преимуществу в представление о границах этнических территорий.
Запутанность исторического наследия в этом вопросе и давление текущей по-
литики вели к гипертрофии этнотерриториальных признаков идентичности. На-
конец, актуализация этничности порождала элементы психологического дистан-
циирования от Российского государства1.
Интенсивное идеологическое воздействие на историческую память на-
селения, апелляция к ней как к фактору делегитимизации системы советского со-
циализма также имели особое влияние на ситуацию в регионе. Ведь актуализация
исторической памяти для поисков идентичности и для ориентации в современ-
ных общественных реалиях изначально интерпретировалась новой политической
элитой России в виде «синдрома жертвенности и вчинения исков». История по-
литики Российской Империи и СССР в отношении народов Кавказа объективно
дает большой материал для подпитки этого синдрома. Но такая избирательность
исторической памяти навязывалась и своеобразным контекстом современной
региональной политики российских властей, вернувшихся, казалось, к решению
задач конца XVIII века. Сами риторические формулы, звучащие: «Россия и Кав-
каз» или «Кавказская политика России»; политическая практика, включавшая ма-
неврирование между республиками и национальными группами, элитами,
движениями, региональными властями и оппозицией; элементы «вмешательст-
ва», так же как и сам его характер, сводившийся к использованию вооруженных
контингентов, - все это создавало впечатление, что государственная власть РФ не
считает себя представителем народов Северного Кавказа, а намерена проводить
некие внешние по отношению к ним российские интересы в данном регионе.
«Внешнеполитический» оттенок такой линии российской власти усиливался
1См: Боров А.Х., Дзамихов К.Ф. Россия и Северный Кавказ: современный политический опыт в историче-
ском контексте // Политические исследования. – 1998. - № 3. - С. 197.
97
тем, что она порой действительно выглядела как продолжение и отражение её
закавказской, т.е. действительно внешней политики. Не менее важно было на-
зойливое акцентирование геополитического аспекта региональной политики и
подчеркнутое внимание к укреплению Северо-Кавказского военного округа. На-
конец, чрезвычайно показательный аспект деятельности российского ру-
ководства на Северном Кавказе - его отношение к движению казачества, под-
тверждавшее фактическую готовность пойти навстречу требованиям вос-
становления статуса казачества как военно-служилого, «милитаризированного»
сословия. Это было прямым стимулом к возрождению элементов традиционного
уклада жизни народов Северного Кавказа1.
«Архаизирующие эффекты экономических реформ, хозяйственной по-
литики последних лет также выразились довольно сильно - разрушаются
наиболее современные сектора производственной и научно-технической сфер и
резко снижается статус соответствующих социально- профессиональных кате-
горий, что вытесняет их в более «отсталые» и традиционные сферы хозяйства. В
целом резко возросла значимость для населения натурального самообеспечения
на основе парцеллярного сельскохозяйственного производства. Столь различные,
но оказавшиеся ныне взаимосвязанными процессы, такие как ослабление соци-
альных функций государства и развертывание свободной экономической само-
стоятельности, в т.ч. частного предпринимательства, привели к резкому повыше-
нию функциональности традиционных типов социальных связей и институтов,
прежде всего семейно-родственных, земляческих, клановых»2. Развал федераль-
ной бюджетной сферы снижает социально-интегративные функции российской
государственности, ведет к размыванию социальных слоев, ориентированных в
своей жизнедеятельности на стабильное и эффективное функционирование ин-
ститутов социетального центра огромной страны. Дополняет картину диффе-
ренциация этих проявлений в различных этнических средах.
Механизм эскалации этнических экстремистских устремлений известен.
1 См: Боров А.Х., Дзамихов К.Ф. Россия и Северный Кавказ: современный политический опыт в историче-
ском контексте // Политические исследования. – 1998. - № 3. - С. 198.
2 См: Боров А.Х., Дзамихов К.Ф. Россия и Северный Кавказ: современный политический опыт в историче-
ском контексте // Политические исследования. - 1998. - № 3. - С. 189 – 199.
98
Сначала национальное движение «от имени народа» (формой представительства
«народного волеизъявления» могут быть национальный съезд, национальный
конгресс, национальный совет и другие варианты) - заявляет о желании наций
выйти из состава государства и образовать собственное суверенное нацио-
нальное государство.
Органы власти государства (ссылаясь на Конституцию) обычно отвергают
возможность предоставления независимости. Отказ вызван объективными при-
чинами, хотя со стороны кажется, что дело упирается в амбиции центральной
власти. Отрицательный ответ заключается в невозможности разделения государ-
ственной территории по экономическим, культурным, историческим причинам.
Но главнее политические причины - геополитический и военно-стратегический
интерес всего государства в целом. Исполнительные органы власти и силовые
структуры государства начинают оказывать давление на лидеров и активистов
национального движения, пытаясь заставить их отказаться от поддержки сепара-
тистских лозунгов. В ответ «новоявленные князьки», почувствовав вкус власти и
денег, уже ничем не брезгуют: выдвигают более радикальные требования и об-
ращаются за поддержкой «к народу». И когда определенная работа по ведению в
массах скрытой пропаганды и отбору наиболее преданных сторонников законче-
на, наступает стадия реализации конфликта с тенденцией нарастания противо-
стояния сторон.
Однако было бы не совсем корректно пытаться объяснить причину усиления
этнических экстремистских тенденций террористической направленности только
доминирующей ролью политических элит. Такой подход не может в полной мере
объяснить феномен готовности к массовой мобилизации и интенсивности эмоций
экстремистов, изначальную силу группового стремления к независимости, жерт-
венности, готовности перейти к самым жестоким формам насилия.
По-видимому, более основательным будет являться системный подход, в
равной мере учитывающий как общие характеристики, так и региональную спе-
цифику «потенциала этнической экстремальности». Последний состоит из ком-
плекса межэтнических и межнациональных противоречий следующего характера:
99
- исторического;
- территориального;
- политического;
- социального;
- этнокультурного или иного свойства, способного при определенных усло-
виях реализоваться в форме экстремизма с применением террористического наси-
лия.
Так, исторические предпосылки обычно выступают, как уже говори-
лось, в виде глубоко укорененных в этническом сознании (пристрастных по
форме и агрессивных по содержанию) представлений об «исторических вра-
гах».
Этно-территориальные предпосылки политического терроризма кро-
ются в виде устойчивых претензий на так называемые «этнические террито-
рии».
Политические – как политико-правовая ущемленность статуса нацио-
нальных автономий и этнических меньшинств в государствах, основанных на
принципах этнического национализма; как отсутствие суверенной государст-
венности.
Экономические предпосылки возникновения политического террориз-
ма состоят в борьбе лидеров экстремистских организаций за «естественное
право» на обладание ресурсами и собственностью.
Социальные и этнокультурные противоречия связаны с неравномер-
ным развитием этнических территорий, с дискриминацией определенной на-
циональной группы по расовому, этническому или религиозному признаку;
немаловажное значение имеет и неравная степень свободы доступа разных
этносов к ресурсам и рынкам.
О наличии подобного комплекса противоречий, реально подпитываю-
щих экстремистские и террористические движения, можно говорить в отно-
шении большинства полиэтнических государств мира. Если в некоторых ре-
гионах межэтническая напряженность не выходит за цивилизованные рамки
100
общей отрицательной комплиментарности между этносами, то в других ре-
гионах идентифицируется как критическая, с применением междуэтническо-
го насилия, в том числе террористического направления.
Суть конфликтов в современной России, ведущих к всплеску на-
ционализма и обретающих экстремистскую форму, состоит в борьбе за кон-
троль над системой национально-культурного воспроизводства, за создание поли-
тических институтов для обеспечения реального суверенитета нации. Необходимо
учитывать ярко выраженный политический характер современного этнического
терроризма, поскольку в нем используются этнические и этнотерриториальные
вопросы в качестве аргументов в борьбе за изменение политической структуры
общества, политических отношений и связей государства, т.е. преследуются
сугубо политические цели.
В недавнем прошлом «зоны» этнического экстремизма сосредотачива-
лись преимущественно в странах Ближнего и Среднего Востока. Сегодня, ес-
ли можно так выразиться, «дуга этнополитического экстремизма и террориз-
ма» протянулась от Западной Сахары – через Балканы, Восточную Европу,
Малую Азию, Причерноморье, Северный и Южный Кавказ, Центральную
Азию и Тибет до Юго-Восточной Азии. В данном перечне не составляет ис-
ключение и постсоветское пространство.
В настоящее время территория бывшего СССР – это множество регио-
нов с потенциальными очагами политического экстремизма и терроризма. В
качестве таких очагов могут рассматриваться: российско-кавказские, россий-
ско-центральноазиатские, армяно-турецкие, армяно-азербайджанские, азер-
байджано-иранские, туркмено-афганские, таджико-афганские, грузино-
абхазские и иные отношения. В пределах постсоветского пространства высо-
ким уровнем этноконфессиональной конфликтогенности выделяются Кавказ
и Средняя Азия, что дало основание Збигневу Бжезинскому рассматривать их
как «евразийские Балканы»1.
Анализируя политическую ситуацию на территории бывшего СССР
1 Информационно- аналитический бюллетень «Этнический мир» - http: // www.Ieie.nsc.ru / _ adrepec/RePEc/
rus / demoan / a _.
101
можно утверждать, что этнические стороны открыто декларируют этниче-
ский или религиозный характер экстремистских устремлений и применяют
массированное насилие, в том числе в террористической форме, при нали-
чии следующих условий:
- если в районе наблюдается дискредитация стабилизирующей роли госу-
дарства, резко нарушены условия устойчивого развития и возникла ситуация
геополитического вакуума;
- если экстремистским силам удается заручиться «гарантиями» относи-
тельно реализации своих этнических амбиций со стороны достаточно влия-
тельных политических сил извне;
- если хотя бы одному из субъектов конфликта удается получить реаль-
ную финансовую помощь для реализации террористических актов.
Соединение этих трех условий становится катализатором, побуждаю-
щим этнических экстремистов к решительным агрессивным действиям: од-
ним из основных средств «решения» проблемы становится терроризм.
На общеевропейском уровне описанная ситуация совершенно отчетли-
во проявилась в Балканском кризисе, где межэтнический и межконфессио-
нальный экстремизм сербов, хорват, албанцев и других этносов в условиях
деструкции режима устойчивого развития была использована странами Запа-
да (и в первую очередь США) для реализации своих собственных интересов.
С этой точки зрения, попытки рассматривать современный сербо-
хорвато-албанский конфликт как проявление исторического соперничества и
традиционной вражды между православными, католиками и мусульманами,
или как столкновение трех «цивилизаций» - западно-христианской, восточно-
христианской и мусульманской, являются лишь концептуальным «прикры-
тием» тривиального стремления конкретных государств, а также междуна-
родных финансовых и политических сил скрыть собственные корыстные ин-
тересы как истинные причины конфликтов.
Многие исследователи отмечают, что в России Беловежское соглаше-
ние окончательно развязало руки этническим националистам, что в свою
102
очередь, дает реальную возможность для активного вмешательства во внут-
ренние дела страны западных государств транснациональным экстремист-
ским и террористическим организациям, и другим, крайне деструктивным
внешним политическим силам. Подобное вмешательство осуществляется пу-
тем целенаправленной канализации политико-дипломатической, финансово-
экономической, информационной, гуманитарной, технической, а иногда и
прямой военной «помощи» экстремистам и террористам на территории Рос-
сии. Другими словами, интересы стран Запада, «гегемонии» нового типа,
стали играть роль своеобразной матрицы, определяющей интенсивность эт-
нополитического экстремизма в нашей стране, формы его проявления, и даже
варианты урегулирования конфликта и борьбы с терроризмом.
Возможно, учитывая геополитический интерес третьих стран в развя-
зывании этноконфессионального экстремизма в России, важнейшими пред-
посылками и одновременно условиями урегулирования внутренних кон-
фликтов будет являться:
- деполитизация конфликта;
- восстановление режима устойчивого развития;
Первое условие предполагает предварительно согласованный паритет-
ный отказ заинтересованных «внешних сил» от государственно-
дипломатической, военной, политической и информационной форм геополи-
тического вмешательства во внутренне - и внешнеполитическую жизнь Рос-
сии. Но, учитывая настойчивую военную экспансию США в бывших респуб-
ликах СССР, на выполнение этого условия надеяться не приходится.
Второе условие предполагает:
- восстановление дееспособной политической власти;
- наличие демократического правового государства;
- обеспечение единства страны, отказ регионов и национальных мень-
шинств от политики сепаратизма, признание за верховной властью всех пол-
номочий в деле обороны страны, ведения иностранных дел, борьбы с органи-
зованной преступностью;
103
- предоставление компактно проживающим меньшинствам широкой авто-
номии и права решения собственных дел;
- признание культурной автономии территориально рассеянных нацио-
нальных меньшинств;
- проведение политики упреждения перерастания этнических противоре-
чий в националистический сепаратизм с использованием террористических
методов борьбы;
- для нормализации обстановки использовать политику национального
примирения.
Ход развития событий в XXI в. во многом зависит от того, удастся ли
не допустить нового раздела мира, теперь уже по цивилизациионно -
конфессиональному принципу. Дело в том, что только «в США шесть мил-
лионов людей, принявших ислам, и они представляют, пожалуй, наиболее
быстро распространяющуюся там религию. В Европе – миллионы мусуль-
ман, эмигрировавших из Турции, Албании, Северной Африки, Сирии, Лива-
на, Пакистана, Индии, Индонезии, Малайзии, Филиппин. Их число тоже не
будет уменьшаться».1
На территории России имеются регионы с компактным мусульманским
населением, где проживает около двадцати миллионов мусульман. Поэтому
утверждения, что ислам – агрессивная, воинствующая религия и что агрес-
сивность исламского мира нарастает – способствуют разделению страны по
конфессиональному признаку, наносят серьезный удар, в первую очередь, по
российскому федерализму.
Важно отметить, что уже сама перспектива такого раздела, движение в
этом направлении создадут благоприятные условия для роста сепаратизма –
одной из наиболее опасных болезней современности. Неверно считать, что
понятие «сепаратизм» полностью сводимо к категориям «агрессия», «наси-
лие». Сепаратизм не всегда включает насильственную компоненту, так как
политический процесс, целью которого является создание собственного го-
1 Примаков Е. Война с исламом может расколоть Россию // Этносфера. - 2002. - №11 (50). - С.10.
104
сударственного образования, не всегда сопровождается всплеском непосред-
ственного насилия. Тем не менее, сегодня сепаратизм явился одной из наибо-
лее опасных тенденций, мешающих устойчивому развитию в мире. Нельзя
игнорировать эту угрозу, оставаясь в плену марксистской формулы «самооп-
ределение вплоть до отделения», зафиксированной в Уставе Организации
Объединенных Наций и получившей широкое распространение. Реалии дня
таковы, что приверженцы лозунгов защиты общедемократических ценностей,
утверждающие, что самоопределение нации или этнической группы включа-
ет в себя ее право на отделение и создание собственного государства – спо-
собствует росту межэтнической напряженности. «Ныне эта формула, оче-
видно, устарела. И если этого не признать, можно так или иначе поощрить
развитие событий, которое покроет весь земной шар множеством очагов на-
силия. В XXI веке в составе 150 многонациональных государств насчитыва-
ется две с половиной тысячи национальных этнических групп. В случае реа-
лизации права этих национальных или этнических групп выделить в само-
стоятельные государства международные отношения будут погружены в ха-
ос»1.
Действительно, национальный вопрос существует и одним отказом от
формулы, по которой каждая нация или народность вправе сами распоря-
жаться своей судьбой, проблему до конца не решить. Но важно отметить, что
право на самоопределение не должно входить в противоречие с защитой
принципа территориальной целостности любого государства. Создание но-
вых государств возможно лишь при достижении двустороннего согласия на
это как выделяющейся, так и остающейся в рамках данного государства час-
ти населения данной страны. Если нет согласия в данном вопросе, то единст-
венный путь решения национального вопроса – автономия в рамках сохра-
няющего свое единство государства. Такая автономия должна дать самооп-
ределяющейся нации или этносу широкие права в социально-экономической,
политической и культурной областях.
1 Примаков Е. Война с исламом может расколоть Росси. // Этносфера. - 2002. - №11 (50). - С. 10-11.
105
Раздел любого государства по национально-религиозному признаку
окажет крайне негативное воздействие на стабильность внутригосударствен-
ных и межгосударственных отношений. Раздел мира по такому признаку су-
щественно затруднит становление и развитие мировой цивилизации, которая
должна стремиться вобрать в себя все лучшие черты различных националь-
но-религиозных особенностей цивилизаций современного мира.
В заключение необходимо отметить, что этнических конфликтов, а со-
ответственно, этнического экстремизма и терроризма в чистом виде не суще-
ствует, поскольку их главную цель составляет борьба за власть, территорию
и ресурсы.
При этом политический терроризм активно стремится привлечь на
свою сторону этнически и конфессионально близкие народы, финансовые и
политические круги других государств, мировое общественное мнение, что
ведет к интернационализации и эскалации конфликтов. Политический тер-
роризм, как форма выражения этнического экстремизма на стадии эскалации
конфликта, способен придать конфликту межрегиональный, а в некоторых
случаях и глобальный характер. В полиэтничной России необходимо нау-
читься просчитывать все возможные последствия принимаемых политиче-
ских, экономических, административных решений, проводя их своеобразную
экспертизу с точки зрения влияния на состояние межнациональных отноше-
ний в стране.

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров