Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Обработка экспериментальных данных при многократном измерении с обеспечением требуемой точности. Метод. указ. к лабораторной работе по дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация» / Сост.: В.А. Дорошенко, И.П. Герасименко: ГОУ ВПО «СибГИУ». – Новокузнецк, 2004. – 20 с. (8)
(Методические материалы)

Значок файла Методические указания по дипломному и курсовому проектированию к расчету материального баланса кислородно-конвертерной плавки при переделе фосфористого чугуна с промежуточным удалением шлака / Сост.: В.А._Дорошенко, И.П _Герасименко: ГОУ ВПО «СибГИУ». – Новокузнецк, 2003. – с. (8)
(Методические материалы)

Значок файла Методические указания по дипломному проектированию к расчету оборудования кислородно-конвертерного цеха / Сост.: И.П. Герасименко, В.А. Дорошенко: ГОУ ВПО «СибГИУ». – Новокузнецк, 2003. – 14 с. (9)
(Методические материалы)

Значок файла Исследование особенностей гидродинамики конвертерной ванны: Метод. указ. / Сост. Е.В. Протопопов, Н.А. Чернышева: СибГИУ. – Новокузнецк, 2003. – 16 с., 4 ил (9)
(Методические материалы)

Значок файла Изучение особенностей прокатки сортовых профилей. Метод. указ. / Сост.: А.Р. Фастыковский, В.Н. Кадыков, В.М. Нефедов: СибГИУ. – Новокузнецк, 2004. – 18 с (7)
(Методические материалы)

Значок файла ХИМИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ФАКУЛЬТЕТА Методические рекомендации, программа и контрольные задания для студентов заочного факультета (8)
(Методические материалы)

Значок файла Задания для пятнадцатиминутных опросов на практических и лабораторных работах: /Сост.: Ж.М.Шулина, О.Р.Глухова: ГОУ ВПО «СибГИУ».-Новокузнецк, 2003 (8)
(Методические материалы)


Заказ научной авторской работы

Основные направления контроля над политическим терроризмом

На сегодняшний день контроль над политическим терроризмом – одна
из важнейших государственных задач, от эффективности решения которой
зависит национальная безопасность, стабильность в обществе, доверие граж-
дан к органам государственной власти и управления.
В целях стабилизации общественно-политической ситуации в стране,
предупреждения угроз безопасности и территориальной целостности России
со стороны терроризма необходимо разработать и осуществить комплексную
программу борьбы с терроризмом с включением политических, экономиче-
ских, социальных, правоохранительных и военно-стратегических аспектов,
принять меры для создания согласованной стратегии, отвечающей требова-
ниям времени.
Настало время рассматривать терроризм не как сугубо криминальное
явление, а как многогранный социально-политический феномен, борьба с ко-
торым требует многофункционального подхода.
В современной научной литературе предлагается термин «борьба с
терроризмом» заменить на термин «контроль над терроризмом» (по аналогии
с терминологией ООН, избранной для обозначения общей формы противо-
действия наркоугрозе, - контроль над наркотиками), считая, что под этим
термином понимается комплекс мероприятий, направленных на выявление и
пресечение актов терроризма, наказание виновных в таких действиях, защиту
прав лиц, вовлеченных в контртеррористическую деятельность государства,
предупреждение терроризма, включая определение и устранение факторов,
способствующих возникновению и развитию терроризма… Как представля-
ется, такая формировка более адекватна сложной социально-политической и
криминологической природе терроризма, чем, например, такой термин, как
«борьба с терроризмом»1.
1 Устинов В.В. Государственная антитеррористическая стратегия: общая концепция и правовые аспекты //
Государство и право. - 2003. - № 3. - С. 16.
129
С 2000 года в нашей стране проходит многопрофильная реформа,
включающая создание Концепции национальной безопасности1, Военной
Доктрины2, Доктрины информационной безопасности3, а также Концепции
государственной национальной политики4.
Концепцией национальной безопасности защита личности, общества и
государства от терроризма, в том числе и международного, названа важней-
шей составляющей национальных интересов России. Вместе с тем, состав-
ляющая стратегия борьбы с терроризмом (контроля над терроризмом) в
Концепции до сих пор не сформирована.
На актуальность комплексного подхода к созданию антитеррористиче-
ской стратегии неоднократно указывали ряд отечественных исследователей:
Ю.И.Авдеев, А.А.Игнатьев, В.И.Ковалев, В.Е.Петрищев, В.Н. Ремарчук,
В.В.Серебрянников, Е.И.Степанов, Р.Г.Яновский5, В.В. Устинов, 6 и др.
При этом ученые подчеркивают, что на данный момент ни наукой, ни
различными ветвями власти не выработан ответ на терроризм ни как на соци-
ально-политический феномен, ни как на различные формы преступной дея-
тельности; конкретные принципы государственной политики по отношению
к терроризму не сформулированы7.
Все это в сумме препятствует выработке антитеррористических раз-
работок и затрудняет объективную оценку антитеррористической деятель-
ности Российского государства международным сообществом.
В то же время, рассматривая проблему противодействия терроризму в
современных условиях, необходимо заметить, что ни в одной стране мира
1 Указ Президента РФ «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» от 10 января
2000г. // Собрание законодательства РФ. - 2000. - №2. - Ст.170.
2 Указ Президента РФ «Об утверждении Военной доктрины Российской Федерации» от 21 апреля 2000г. //
Собрание законодательства РФ. - 2000. - №17. - Ст.1852.
3 Доктрина информационной безопасности Российской Федерации от 9 сентября 2000г. // Российская газета.
- 2000. - 28 сентябрь.
4 Указ Президента РФ «Об утверждении Концепции государственной национальной политики Российской
Федерации» от 15 июня 1996г. // Собрание законодательства РФ. - 1996. - №25. - Ст.3010.
5 Терроризм в современной России: состояние и тенденции («круглый стол») // Социологические исследова-
ния. - 2001. - №5.
6Устинов В.В. Государственная антитеррористическая стратегия: общая концепция и правовые аспекты //
Государство и право. - 2003. - №3.
7 См:Устинов В.В. Государственная антитеррористическая стратегия: общая концепция и правовые аспекты
// Государство и право. - 2003. - № 3. - С.17.
130
не существует разработанной технологии, гарантирующей предупреждение и
уничтожение терроризма. Наука находится на стадии, когда исследуются на-
правления, которые могут наиболее повлиять на предотвращение террори-
стической деятельности.
Научный анализ объектов и методов терроризма, проведенный за по-
следние годы, убедительно свидетельствует о тесной взаимосвязи различных
насильственных посягательств на конституционный строй, использующих в
своей тактике террористические методы. Таким образом, актуально рассмат-
ривать политический терроризм в контексте проявлений политического экс-
тремизма, который посягая на различные стороны внутренней и внешней
безопасности страны, в первую очередь угрожает национальной безопасно-
сти и целостности России. Поэтому, как было отмечено Президентом РФ
В.В. Путиным во время встречи с группой чеченских политиков и бизнесме-
нов 10 ноября 2002 года, «борьба с терроризмом и экстремизмом – это борьба
за сохранение российской государственности»1.
Проявление указанных тенденций требует выработки общего концеп-
туального решения по вопросу государственной стратегии противодействия
терроризму и вообще экстремизму.
По этому поводу председатель ОБСЕ, министр иностранных дел Румы-
нии Мирча Джоане подчеркивает, что хотя организация и «не является лиде-
ром в борьбе против терроризма, но мы можем заняться выявлением корней,
а именно политического, социального, экономического неравенства, соз-
дающего питательную среду для экстремистских идеологий, которые лежат в
основе терроризма»2.
Но реалии сегодняшнего дня таковы, что система общественного нера-
венства на различных уровнях существовала, существует, и будет еще долго
существовать, провоцируя экстремизм и террористическую деятельность.
Пока существует общественное неравенство, ожидать, что исчезнет терро-
1 Цит. по: Известия. - 2002. - 11 ноября.
2 Независимая газета. - 2001. - 12 декабря.
131
ризм, вряд ли приходится. Необходим самокритичный пересмотр неверных,
чреватых взрывоопасным возмущением масс действий некоторых государ-
ственных структур.
О. Бельков пишет: «Политический терроризм – это форма борьбы тех,
кто не имеет или не видит для себя возможности легитимными и легальными
средствами заявить о своих интересах и отстаивать их. В этом смысле терро-
ризм вечен»1. Поэтому справедливо утверждение, что «всеобщая война, объ-
явленная сегодня терроризму, не более чем химера. Заявить, что можно лик-
видировать терроризм, все равно как заявить, что можно окончательно иско-
ренить преступность. А преступность, как известно, неотъемлемая черта рода
человеческого, связанная с его инстинктами. Преступность можно умень-
шить только путем искоренения причин, ее порождающих. Точно так же сле-
дует исследовать и выявлять причины, порождающие терроризм»2. Речь идет
о необходимости признания глубокого кризиса современной цивилизации и
поиске новых форм ее устройства и развития.
Признавая приоритетное направление в контроле над терроризмом в
устранении социально-экономических и политических противоречий надо
одновременно признать, что ликвидация неравенства и противоречий не га-
рантия окончательного исчезновения терроризма. В обществе всегда найдут-
ся носители экстремистских идей, а идеи, как известно, «пушками не разру-
шаются». «К тому же надо учитывать, что для совершения самых чудовищ-
ных насильственных акций лучшие исполнители – это фанатики. Фанатизм
же чаще всего развивается как раз в среде экстремистских течений. Давая
свободно распространяться таким течениям, государство рубит сук, на кото-
ром сидит. И в один прекрасный момент мы окажемся посреди моря террора,
когда обычные полицейские средства окажутся уже бессильными»3. Поэтому
1 Бельков О. Терроризм – вызов национальной и международной безопасности // Безопасность Евразии.
- 2001. - № 4. - С. 239.
2 Касаев Д.Х. Террор – самозащита слабых // Возрождение республики. - 2001. - Ноябрь. - №48. - С.3.
3 Краснов М. Политический экстремизм – угроза государственности // Российская юстиция. - 1999. - №4.
- С.5.
132
одной из основополагающих задач по предотвращению терроризма является
борьба с экстремизмом, как ведущей идейной базой терроризма.
В этом случае абсолютно прав В.А. Тишков, говоря, что «противосто-
ять экстремизму можно и нужно безо всяких ссылок на состояние дел в стра-
не и умонастроение населения. Хорошая жизнь не гарантирует исчезновения
экстремизма. Наоборот, может появиться больше материальных возможно-
стей для экстремистской пропаганды, как это произошло в США, где разно-
го рода ультра–правые прочно оккупировали Интернет и печатают свою
пропагандистскую литературу на роскошной бумаге»1.
По мнению В.А. Тишкова, в России широко распространяется экстре-
мизм ксенофобского толка, основанный на этнорасовой нетерпимости, а так-
же политический экстремизм неофашистского толка, основанный на идеях
группового неравенства, на пропаганде тоталитарного порядка и ненависти.
По мнению диссертанта, надо учитывать появление этнического экстремиз-
ма, а также нельзя упускать из виду и распространение религиозно-
политического терроризма, навязанного из-за рубежа.
Для противодействия политическому экстремизму, во-первых, недо-
пустимо подменять борьбу против выражения крайних взглядов, запрещае-
мых Конституцией и рядом законов, борьбой лишь с крайними формами
(терроризмом). Во-вторых, настоятельно требуется выработка в обществе
мировоззренческой четкости, что и подчеркнул Президент Российской Феде-
рации В.В. Путин на совещании в Ростове-на-Дону, в октябре 2000 года. Ха-
рактеризуя чрезвычайно важное геополитическое значение северокавказско-
го региона для интересов России, В.В. Путин отметил полное отсутствие
идеологии и невнятность в политике Центра в отношении Северного Кавказа,
ее малую эффективность. В то же время, Северный Кавказ является в России
именно тем регионом, где наблюдается критический уровень противоречий в
сфере национального государственного устройства и межэтнических отно-
шений2.
1 Тишков В.А. Стратегия противодействия экстремизму // Бюллетень сети этнологического мониторинга и
раннего предупреждения конфликта. - 1999. - Январь – февраль. - № 23. - С. 19.
2 См: Шастова Е.А. Геополитические аспекты политической идеологии постсоветской России / Автореферат
на соиск. уч. ст. кандидата полит. наук. - Ставрополь, - 2002. - С. 18.
133
Идеологический вакуум, сложившийся в общественном сознании, за-
полняется идеологией национализма в широком диапазоне – от спекуляций
на тему духовного возрождения нации или народа до воинствующего нацио-
налистического или этнического экстремизма, обращающегося к террористи-
ческим методам борьбы.
Поэтому главной государственной стратегией антитерроризма должна
стать выработка новых базовых идеологических принципов, в первую оче-
редь учитывающих полиэтничный характер Северного Кавказа и Российской
Федерации в целом. Необходимо учитывать, что особенность политического
экстремизма состоит в том, что он питает терроризм идейно и духовно, имеет
склонность и тенденцию приобретать террористический характер. Для про-
тиводействия экстремизму и терроризму необходима мировоззренческая чет-
кость. Реальными шагами в этой области противодействия могут быть:
- формирование общей и признаваемой всем многонациональным
обществом системы целей, идей, ценностей;
- создание общенациональной идеологии, опирающейся на патриотизм,
как на одну из наиболее ярких этнических чувств.
Общенациональная идеология призвана обеспечить единство ценност-
ных ориентацией общества, интегрировать множество существующих соци-
альных, конфессиональных, этнических, территориальных и иных групп в
нечто целое. Все это будет играть позитивную роль, лишая терроризм его
идеологической базы.
Следующим элементом стратегии противодействия терроризму являет-
ся борьба с распространением религиозно-политического экстремизма. В
этой связи возникает настоятельная необходимость проведения следующих
мер:
- совершенствовать законодательство, регулирующее правовой режим
пребывания иностранцев в Российской Федерации;
134
- усовершенствовать работу консульских учреждений России в ислам-
ских государствах;
- внести изменения в Федеральный закон «О свободе совести и религи-
озных объединениях»1. (Это вызвано тем, что на сегодняшний день в России
является законным создание объединений граждан в форме религиозных
групп, осуществляющих свою деятельность без государственной регистра-
ции).
Несмотря на глубокую угрозу, которую несет религиозно-
политический экстремизм государственной целостности России, несмотря на
террористическую направленность борьбы религиозных экстремистов, до сих
пор можно констатировать нечеткую позицию Российского государства по
отношению к исламскому фундаментализму и другим религиозным течени-
ям, нетрадиционным для страны.
Наблюдается недостаточный контроль за общественными и религиоз-
ными организациями, слабость теоретической базы по данному вопросу. То,
что субъекты Российской Федерации были вынуждены самостоятельно при-
нимать законы в данном направлении, (например, закон Республики Дагестан
«О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории
Республики Дагестан» и закон Карачаево-Черкесской Республики «О проти-
водействии политическому и религиозному экстремизму на территории Ка-
рачаево-Черкесской Республики»), говорит о слабости правовой базы на фе-
деральном уровне по борьбе с религиозно-политическим экстремизмом и
терроризмом.
Эффективность мер, принимаемых в данном направлении, снижают
региональные СМИ, которые зачастую дают противоречивые оценки как са-
мому ваххабизму, так и действиям официальных структур по его предотвра-
щению.У региональных СМИ отсутствует какая-либо системность в освеще-
1 ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» в ред. ФЗ от 26.03.2000 №45-ФЗ // Сборник законов
РФ. - М.: Эксмо, - 2002. - С.99-103.
135
нии данного вопроса, а порой присутствует негативное отражение действий
властей по искоренению религиозно-политического экстремизма.
Далее в целях стабилизации социально-политической ситуации в Севе-
рокавказском регионе, предупреждения угроз безопасности и террористиче-
ской целостности России со стороны религиозно-политического терроризма
необходимо разработать и осуществить комплексную программу обеспече-
ния безопасности Юга России с включением политических, социально-
экономических, правоохранительных и военно-стратегических аспектов. На-
стало время для принятия согласованной концепции, регулирующей отноше-
ния государства с различными исламскими движениями.
Работая в этом направлении, исследователям надо обратить внимание,
в частности, на следующие моменты: если в центральных изданиях вахха-
бизм воспринимается как религиозное течение экстремистского характера и
причастность групп ваххабитов к незаконными вооруженным формировани-
ям и террористическим актам, осуществляемым на территории России, не
подвергается сомнению, то в публикациях большинства газет КЧР и КБР
нет желания связывать ваххабизм и терроризм. Понятие «ваххабизм»
употребляется исключительно в идеологическом контексте для определения
религиозного течения в исламе.
Разный подход в оценке вызван, во-первых, опасениями по поводу
возможного гонения впоследствии на ислам в целом; во-вторых, не сущест-
вует на сегодняшний день никаких официально оформленных критериев от-
личия традиционного ислама от фундаментального.
Государство несет главную ответственность за противодействие экс-
тремизму и терроризму, и оно должно инициировать все необходимые дейст-
вия по защите общества. О.Лафонтен писал, что государство обязано вмеши-
ваться в общественную жизнь, обнаруживая в ней дефицит разумных дейст-
вий, пытаясь восполнить его: «Ответственная политика строится на профи-
лактике, на упреждении; упреждающая политика не останавливается перед
решительным вмешательством с целью регулирования. Столь часто крити-
136
куемое бессилие государства вытекает из неизменной запоздалости его дей-
ствий. Политика тащится по следам событий, пытается бороться с симптома-
ми вместо причин»1.
Следующим приоритетным направлением государственной политики в
области предупреждения терроризма должна стать работа с молодежью, по-
скольку именно молодежное сознание в первую очередь подвержено влия-
нию различных экстремистских идеологий, перерастающих в террористиче-
ские воззрения.
Сегодня контроль над ситуацией в молодежной среде во многом утра-
чен. Условия предоставлены национал-экстремистским, неофашистским си-
лам, разного рода политическим течениям, вплоть до международных терро-
ристических организаций. Все они энергично проходят стадию становления
и на деле проявляют заинтересованность в расширении собственной соци-
альной базы.
Важное значение в деле профилактики и предотвращения экстремизма
и терроризма имеет эффективное функционирование системы образования, в
том числе пропаганда правовых знаний. Составной частью этого процесса
должно стать обучение культуре мира. Как известно, Генеральная Ассамблея
ООН поддержала резолюцию ЮНЕСКО о провозглашении пятилетней Про-
граммы воспитания культуры мира и толерантности с 2000 по 2005 гг. Эта
Программа предусматривает привитие всех форм поведения, которые ува-
жают право на жизнь, достоинство и права человека, справедливости, соли-
дарности, терпимости, понимания между группами и государствами; отрица-
ет насилие во всех его формах. Вступила в действие целевая программа
«Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстре-
мизма в российском обществе на 2001-2005гг.». В тоже время качество обра-
зования в современном российском обществе является главным показателем
уровня развития и благосостояния населения. Однако, как показывает исто-
рия, не только современная школа и система образования в России, но и вся
1 Лафонтен О. Общество будущего. Политика реформ в изменившемся мире. - М., - 1990. - С. 152
137
планетарная цивилизация, еще весьма далеки от подлинной реализации на
практике философии и культуры мира.
Не последнюю роль играют в этом и СМИ. В СМИ недопустимы не
только высказывания в защиту террористов, но и повторение тезисов о том,
что терроризм является высокоэффективным и относительно дешевым сред-
ством достижения целей, а также о том, что «винтовка рождает власть».
Взаимодействие между властями и СМИ является важным элементом
стратегии противостояния терроризму. Как СМИ, так и власти не заинтере-
сованы в том, чтобы СМИ не становились помимо их воли объектом мани-
пуляций, направленных на достижение целей или применение методов тер-
роризма.
Внимание общественности следует акцентировать на том, что нигде и
никогда террористам не удавалось добиться победы, а итогом и следствием
террористического акта становились только многочисленные бессмыслен-
ные жертвы. Надо обращать внимание на подлинную сущность и беспер-
спективность терроризма, показывать пагубность его последствий.
Как часть государственной стратегии следует рассматривать разраба-
тываемые сейчас поправки в Закон РФ «О СМИ» 1и Федеральный закон «О
борьбе с терроризмом»2, запрещающие пропаганду или оправдание терро-
ризма и экстремизма, а также высказываний террористов, экстремистов и
иных лиц, препятствующих осуществлению контр террористических опера-
ций.
Особое значение в обеспечении успеха в борьбе с терроризмом приоб-
ретает информационно-психологическое противоборство, которому содейст-
вует взаимосвязанная эффективная работа Росинформцентра, Министерства
печати и информации, пресс-службы МВД, Министерства обороны и др. фе-
деральных органов.
Основополагающим компонентом адекватной терроризму и экстре-
мизму ответной государственной стратегии должна стать борьба с организо-
1 ФЗ «О СМИ» от 27 декабря. - 1991г. - №2124.
2 ФЗ от 21 ноября 2002г. - №144-ФЗ «О внесении дополнения в ФЗ «О борьбе с терроризмом».
138
ванно-идейными структурами этих явлений, что включает в себя, в первую
очередь, борьбу с финансированием терроризма и экстремизма. Если до сих
пор Комитет по финансовому мониторингу мог лишь только собирать бан-
ковскую информацию, то с 1 января 2003 года вступил в действие закон Рос-
сийской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Федеральный
Закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных
преступным путем»1, который позволяет значительно расширить террито-
рию, на которой отслеживаются пути движения «грязных» денег.
Усложняют работу в данном направлении несколько аспектов пробле-
мы. Во-первых, специфика борьбы с финансированием терроризма включает
сложную взаимосвязь разведывательных и правоприменяемых действий, за-
трагивающих такую уязвимую область, как банковская тайна, которая связа-
на как с вопросами экономической безопасности целых государств, так и с
правом отдельных граждан.
Во-вторых, целенаправленной борьбе с финансированием терроризма
мешает отсутствие координации между действиями многочисленных служб,
занимающихся установлением, пресечением и раскрытием фактов финансо-
вой подпитки террористов.
В-третьих, усложняет работу по пресечению финансирования террори-
стических организаций глобализация финансовых операций.
Поэтому одним из важнейших вопросов, неизбежно возникающих при
решении проблемы финансирования терроризма, является совершенствова-
ние международного сотрудничества и наработка правоприменительной
практики в сфере перекрытия мировых и внутригосударственных финансо-
вых потоков, направляемых в поддержку террористов.
Комплексный подход по выявлению и ликвидации источников и кана-
лов поставки средств, поддерживающих террористическую деятельность
(финансовой помощи, оружия и наемников) демонстрирует Международная
1 ФЗ от 07.08.2001. - №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных пре-
ступным путем и финансированию терроризма».
139
Конвенция по борьбе с финансированием терроризма. Координирующие
международно-правовые функции взяли на себя ООН, Интерпол, Европол,
неправительственные международные организации. Несмотря на то, что ос-
новным международным координирующим органом по борьбе с финансиро-
ванием терроризма призвана оставаться ООН, ее роль постепенно сокраща-
ется и подменяется иными органами «гегемонии нового типа» в однополяр-
ном мире. Следует отметить, что структура ООН до сих пор отражает рас-
становку сил периода «холодной войны» и все более подменяется в сферах
мировой политики НАТО (при абсолютном доминировании США). Поэтому
следующим шагом может стать реформирование главного международного
института – ООН. Необходимо создать мировое правительство, которое
смогло бы эффективно управлять мировыми политическими процессами, уп-
реждая удары международного терроризма, как негативного последствия об-
разования глобального сверхобщества – надстройки над обычными общест-
вами.
Далее анализ нынешней политической ситуации позволяет смело ут-
верждать, что современные террористическое организации являют собой
особо опасные и особо законспирированные ответвления организованной
преступности. Захваты банков, рэкет, взятие заложников с целью получения
выкупа превратились в разновидность высокодоходного бизнеса. Более того,
террористические организации внедряют своих агентов в различные звенья
государственного аппарата, промышленного и финансового мира.
С другой стороны, как свидетельствует современная практика, одним
из главных источников финансовых поступлений террористам является нар-
кобизнес. Необходимо проблемы борьбы с терроризмом тесно связать с во-
просами борьбы с наркоманией и организованной преступностью, которые
также зачастую переходят национальные границы и во все большей мере
приобретают международный характер. Но «если проанализировать дейст-
вующее законодательство по противодействию терроризму и наркобизнесу,
то можно прийти к парадоксальному выводу. Во всех известных норматив-
140
ных актах, принятых по этим вопросам с 1990 по 2002 г. наркобизнес и тер-
роризм заявляются не как составная часть организованной преступности, а
как вид преступлений, существующий самостоятельно и независимо от орга-
низованной преступности»1, утверждает профессор В.Н. Лопатин.
Далее ученый правомерно замечает: «Концептуально с таким подхо-
дом согласиться нельзя, так как борьба с терроризмом и наркобизнесом вне
рамок противодействия организованной преступности ведет к распылению
сил, не отражает реального положения дел. Успех по приоритетным направ-
лениям борьбы с терроризмом в значительной степени может быть достигнут
именно через комплексное решение вопросов борьбы с преступностью и
наркобизнесом как причины многих перечисленных негативных последст-
вий»2.
Для разработки современной стратегии контроля над терроризмом, как
представляется, важное значение имеет и учет исторического опыта борьбы
с этим социально-политическим явлением, причем как собственного истори-
ческого опыта, так и зарубежного.
В этой связи использование апробированного позитивного зарубежного
опыта включает в себя:3
- его изучение, анализ, выявление сильных и слабых сторон и разра-
ботку на этой основе непосредственных рекомендаций для законодательной и
правоприменительной деятельности;
- включение его в том или ином адаптированном виде в систему пра-
вовой базы противодействия терроризму, то есть инкорпорирование в за-
конодательную систему государства;
- использование его в обучении сотрудников правоохранительных ор-
ганов, в том числе при подготовке учебных пособий, монографий, научных
статей;
- непосредственное его использование в предупредительных антитер-
1 Лопатин В.Н. Проблемы реализации в России и СНГ Палермской Конвенции ООН (2000) против трансна-
циональной организованной преступности // Государство и право. - 2002. - № 6. - С. 70
2 Там же. - С. 71
3 Хлобустов О. Об историческом опыте борьбы с терроризмом // Юридическая газета. - № 5. - Январь. - С. 4.
141
рористических мероприятиях - эта практика наиболее широкое распростра-
нение получила в Израиле, Великобритании (с 1973 г.), а также в США (с
1996 г.).
Есть и другой метод контроля над терроризмом, апробированный за
рубежом – это использование вооруженных сил государства. Специальным
законом предусмотрено пользование вооруженных сил в операциях по борь-
бе с терроризмом в США. Подобный опыт борьбы с терроризмом и экстре-
мизмом и ее правовое обеспечение были положены в основу деятельности
силовых структур многих государств, особенно стран Латинской Америки и
Ближнего Востока. Некоторые страны Европы (к примеру, Великобритания)
в сфере борьбы с терроризмом также используют вооруженные силы на ос-
нове чрезвычайного законодательства. Таким образом, во многих зарубеж-
ных государствах вооруженные силы не только не остаются в стороне от
борьбы с терроризмом, но и выступают в соответствующих случаях в качест-
ве основной силы, способной остановить и нейтрализовать террористскую
деятельность.
При этом необходимо учитывать, что если «втягивание» страны и об-
щества в вооруженное противостояние может происходить быстро, то из-
бавление от терроризма, наоборот, требует многих лет и даже десятилетий.
Об этом свидетельствует как исторический опыт зарубежных стран, так и
наш отечественный на примере Чечни. За считанные месяцы зона активности
боевых действий охватила до 4 тыс. кв. км. в Дагестане («Кадарская зона») и
более 15 тыс.кв.км. в Чечне. В итоге эта операция по целям, задачам и своему
пространственному размаху и численному составу Объединенной группи-
ровки войск (сил) оказалась соизмеримой с общевойсковой (корпусной) и
даже (армейской) операцией1. Вместе с тем она имеет множество особенно-
стей, которые отличают ее от «классической» общевойсковой операции.
Необходимость уточнения этих вопросов возникает из-за высказывания
западными аналитиками мнения, что операция в Чечне должна рассматри-
1 См: Гордиенко Д.В. Опыт борьбы вооруженных сил с терроризмом в Российской Федерации // Государство
и право. - 2001. - № 1. - С. 77.
142
ваться как вооруженный конфликт немеждународного характера. Учитывая,
что «военная угроза – это определившееся намерение какого-либо государ-
ства (группы государств) развязать войну против другого государства (груп-
пы государств) или нанести ущерб его национальным интересам и суверени-
тету агрессивными действиями»1, и то, что военной Доктриной Российской
Федерации терроризм отнесен к числу основных внутренних угроз, следо-
вательно, в контексте Военной Доктрины РФ терроризм надо понимать как
одно из проявлений внутренней военной угрозы и он адекватен агрессии. По-
этому все попытки зарубежных политиков убедить Россию признать нали-
чие в Чечне вооруженного конфликта преследуют несколько целей: первая –
боевики получают индульгенцию для ведения «справедливой войны», вторая
– затруднить борьбу России с терроризмом; третья – внутренний вооружен-
ный конфликт может быть использован как повод для вмешательства.
«Однако правовое обеспечение данного направления антитеррористи-
ческой деятельности не всегда адекватно. Оперативно-боевые задачи органов
ФСБ и ее структуры до сих пор законодательно не обозначены»2, утверждает
Генеральный прокурор РФ В.В. Устинов и замечает, что оперативно-боевые
операции упоминаются лишь в ведомственных нормативных актах, и хотя
они не охватывают весь комплекс действий по нейтрализации и ликвидации
террористов, подобные действия давно апробированы органами безопасности
не только в России но и во всем мире и стали предметом изучения исследова-
телей3.
В то же время до сих пор в России такая практика ни законом, ни нор-
мативными актами не легализирована, что свидетельствует о слабости пра-
вовой базы по борьбе с терроризмом. Более того, назрела необходимость
разработки учеными – профессионалами в данной области специфической
1 Золотарев В.А. Военная безопасность государства Российского. - М.: - 2001. - С. 187.
2 Устинов В.В. Государственная антитеррористическая стратегия: общая концепция и правовые аспекты //
Государство и право. - 2003. - № 3. - С. 14
3 Там же. - С. 14
143
тактики специальных операций по ликвидации террористов и бандформиро-
ваний с учетом соответствия мер борьбы степени опасности террористиче-
ских угроз.
Более последовательно решен вопрос о возможности применения си-
ловых методов вооруженными силами, поскольку Федеральным законом «О
борьбе с терроризмом» предусмотрено участие Министерства обороны в
контртеррористической операции1.
Отечественные ученые, соглашаясь с вынужденной мерой применения
армейских сил в борьбе с терроризмом, предлагают:2
1. Не применять силу, если политическая стоимость ее «неудачного»
использования окажется большей, чем стоимость бездействия, как с точки
зрения потери имиджа власти, так и в отношении сдерживания будущих эт-
нических и сепаратистских контактов.
2. Не предпринимать интервенции – особенно наземных операций при
отсутствии высокой степени уверенности, что такая интервенция будет
сравнительно кратковременной (не более года).
Этот эмпирический принцип был признан международным авторским
коллективом одним из основных. Только быстрое вмешательство может от-
вечать поставленным целям. И наоборот, длительное, более года, военное
присутствие на территории, где идет гражданская, антиколониальная или
межэтническая война, как правило, обречено на провал: армия постепенно
деморализуется, растут жертвы в составе экспедиционного корпуса и мирно-
го населения, а также недовольство общественного мнения.
Армия способна уничтожить, стереть с лица земли опорные базы тер-
рористов, заодно и населенные пункты, находящиеся поблизости, но дейст-
вия военных не устранят причин, порождающих терроризм, однако могут
способствовать появлению в их рядах новых фанатиков. По этому поводу
выдающийся русский военный мыслитель А. Свечин писал: «Нужно иметь в
1 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в ред. от 13.02.2002г. - №20-ФЗ // Сборник законов РФ.
- М.: Эксмо, - 2002. С.600; ФЗ от 25.07.98. - №130-ФЗ (в ред. от 30.06.2003) «О борьбе с терроризмом».
2 Паин Э.А. Социальная природа экстремизма и терроризма // Общественные науки и современность. - 2002.
- №1. - С. 122.
144
виду, что массовая экзекуция над территорией, например, над Пфальцем,
опустошенным французскими войсками дотла по приказу Людовика XIV,
живет в памяти населения если не сотнями, то многими десятками лет и
впоследствии крайне затрудняет всякую политическую работу на этой терри-
тории».1
У нас нет возможности бороться с терроризмом средствами Запада -
ковровыми бомбежками, пуском крылатых ракет «по базам», наймом прово-
каторов. У России одна возможность борьбы с терроризмом – восстановить
то жизнеустройство населения, которое лишало бы терроризм социальной и
культурной базы. Жизнеустройство, основанное на социальной справедливо-
сти, на господстве закона.
Необходимо приведение социально-политических процессов в право-
вые, цивилизованные рамки. Так же неотложной задачей является устранение
существующего разнобоя в законодательстве, который хотя и уменьшился в
результате усилий президента В.В.Путина, направленных на укрепление
«вертикали власти», но все еще остается фактором, формирующим реальную
политическую ситуацию в стране.
Социально-политическая справедливость в государстве невозможна без
убедительной демонстрации настоящей диктатуры закона, которой на сего-
дняшний день в России нет. «…Система уголовной юстиции у нас главным
образом нацелена на бедные, низкие, слабо адаптированные, алкоголизиро-
ванные, деградированные и маргинальные слои населения, совершающие
очевидные традиционные уголовные деяния и не умеющие защитить себя
или откупиться… Преступность же власти, богатства и интеллекта, то есть
институциональная организованная и коррумпированная, остается практиче-
ски нетронутой. Все это укрепляет базу уголовного насилия и терроризма»2,
совершенно справедливо замечает В.В. Лунеев.
Борьба с терроризмом должна проводиться в рамках правового поля.
1 Свечин А.А. Стратегия. - М. , - 1995. - С. 88.
2 Лунеев В.В. Организованная преступность, уголовный терроризм в условиях глобализации // Материалы
сайта Всемирного антикриминального и антитеррористического форума – www. waaf.ru.
145
После непрекращающихся захватов заложников, организаций взрывов и по-
хищений людей вполне естественным выглядит желание простого населения
вернуть сталинские методы. Следует помнить, что именно эти методы – ре-
патриации целых народов, репрессии и т.п. заложили «мину замедленного
действия», взорвавшуюся сегодня массой тесно переплетенных политиче-
ских, социальных, межэтнических конфликтов.
Поэтому заблуждается или ошибается Е. Сатановский, утверждая: «хо-
рошо известно, что единственный действенный способ борьбы с террориз-
мом – полное физическое уничтожение террористов. Именно так была во
времена Средневековья уничтожена монголами ближневосточная секта «ас-
сасинов», а в Новое время англичанами – индийские туги душители»1. Но, во-
первых, современные террористические организации являют собой не ти-
пичные до недав

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров