Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла ИЗУЧЕНИЕ ГОЛОГРАФИЧЕСГО МЕТОДА ЗАПИСИ ИНФОРМАЦИИ И ВОССТАНОВЛЕНИЕ ГОЛОГРАММ В ПУЧКАХ С ПЛОСКИМ ФРОНТОМ (4)
(Методические материалы)

Значок файла ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛОГАРИФМИЧЕСКОГО ДЕКРЕМЕНТА ЗАТУХАНИЯ ПРУЖИННОГО МАЯТНИКА И СНЯТИЕ ЕГО РЕЗОНАНСНОЙ КРИВОЙ (2)
(Методические материалы)

Значок файла ИЗУЧЕНИЕ ОСНОВНЫХ ЗАКОНОВ ВНЕШНЕГО ФОТО-ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОСТО-ЯННОЙ ПЛАНКА (2)
(Методические материалы)

Значок файла ИССЛЕДОВАНИЕ СОБСТВЕННЫХ КОЛЕБАНИЙ СТРУНЫ. ИЗМЕРЕНИЯ СКОРОСТИ ПОПЕРЕЧНОЙ ВОЛНЫ ТЕОРИЯ ИССЛЕДУЕМОГО ЯВЛЕНИЯ (4)
(Методические материалы)

Значок файла ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОСТОЯННОЙ В ЗАКОНЕ СТЕФАНА - БОЛЬЦМАНА С ПОМОЩЬЮ ОПТИЧЕСКОГО ПИРО-МЕТРА Руководство к лабораторной работе № 10о (Оптика (4)
(Методические материалы)

Значок файла ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДЛИНЫ ЗВУКОВОЙ ВОЛНЫ И СКОРОСТИ ЗВУКА В ВОЗДУХЕ (4)
(Методические материалы)

Значок файла ПРОВЕРКА ОСНОВНОГО УРАВНЕНИЯ ДИНАМИКИ ВРАЩАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ НА МАЯТНИКЕ ОБЕРБЕКА. (Методические указания к выполнению лабораторной работы по курсу «Общая физика") (2)
(Методические материалы)


Заказ научной авторской работы

Социокультурный анализ этнополитического конфликта

Введение 3
Глава I. Теоретико-методологические
проблемы анализа этнополитических конфликтов
20
§1 Современные исследования этничности:
мировой и отечественный опыт
20
§2. Этнополитический конфликт: основные
теоретические концепции
43
§3 Социокультурные основания
этнополитических конфликтов
65
Глава II Этнополитический конфликт в
Чеченской Республике и его социокультурное
измерение
87
§1 Геополитические факторы конфликта
идеологий на Северном Кавказе
87
§2. Федерализм и национальная
государственность Чеченской Республики:
особенности этнополитического процесса
116
§3. Политологический анализ повседневной
самоорганизация социальной жизни чеченского
этноса
135
Заключение 154
Литература 159
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Северокавказский регион в
настоящее время отличается особым динамизмом этнополитических процессов,
что обусловлено рядом объективных факторов. Среди них можно выделить
важное геополитическое положение региона, чрезвычайно сложный
этноконфессиональный состав его населения, особенности современного
этнорегионального развития, территориальные аспекты межэтнических
взаимоотношений, комплекс проблем связанных со взаимоотношениями
региона и федерального центра. Немаловажным фактором является также
включенность Северного Кавказа в систему трансрегиональных
этнополитических отношений.
Динамика северокавказских этнополитических процессов оказывает
комплексное воздействие не только на региональное, но и на геополитическое
положение страны в целом. По этой причине она приобретает повышенную
актуальность и требует специального и всестороннего исследования.
Многие современные исследования по этнополитическим процессам на
Северном Кавказе в целом и в Чеченской Республике в частности уделяют
повышенное внимание сугубо ситуативным факторам. Недостаточный учет
динамизма этнополитических процессов, узость теоретической базы,
редукционизм, отсутствие должного внимания к многообразию
социокультурных факторов, сосредоточенность на частных аспектах
региональной проблематики и текущих событиях не позволяет углубить
концептуальную основу проводимых исследований, что не способствует
построению целостной модели развития этнополитических процессов в данном
регионе.
Практика последних лет свидетельствует, что наряду с трудностями
методологического характера, слабостью эмпирической базы и
4
несовершенством понятийно-категориального аппарата, современные
исследования этнополитических процессов испытывают недостаточность
концептуально-теоретических основ. Исследовательский интерес реализуется
чаще всего в рамках традиционных подходов, ограниченность которых
проявляется в разобщенности этнополитических проблем на ряд
самостоятельных и редко соприкасающихся друг с другом исследовательских
сфер, при том, что специфика и сложность изучаемого предмета требует именно
комплексности его рассмотрения. Директор Института этнологии и
антропологии РАН В.А. Тишков так характеризует сложившуюся ситуацию:
«Местные специалисты часто увлечены историко-культурными и
идеологическими спорами, узкогрупповой комплиментарностью или страдают
недостатком кругозора и опыта в анализе актуальных проблем общественной
жизни. «Центральная» наука грешит политической ангажированностью,
схоластикой и радикализмом, предлагая порой утопические схемы или
откровенные интеллектуальные провокации. Среди зарубежных экспертов или
доминирует политический заказ тех, кто дает деньги на исследования, или
установки диктуются инерцией холодной войны и эйфорией новых
геополитических переустройств и нового соперничества»1.
Указанные проблемы научного изучения северокавказской
действительности, в частности ситуации в Чеченской Республике, предполагают
необходимость разработки широкого междисциплинарного подхода в
современной политической регионалистике. Поскольку ни одно из возможных
традиционных объяснений причин, сущности и содержания чеченского кризиса
изначально не является исчерпывающим, то совмещение различных
проблемных граней существенно расширяет спектр исследовательских
возможностей, но требует в свою очередь изменения или разработки новой
1 Пути мира на Северном Кавказе. Независимый экспертный доклад под редакцией
5
исследовательской парадигмы. При этом рассмотрение феномена этноса,
социокультурных детерминант возникновения и развития этнополитического
конфликта, механизмов его социокультурной динамики представляется
необходимым, как в теоретическом, так и в практическом отношении.
В современных исследованиях изучение этноса и этнополитического
конфликта как социокультурного феномена представлено еще не достаточно
полно. Исследование социокультурной обусловленности этнополитического
конфликта позволяет углубить рефлексию в политологическом познании, в
трактовке и понимании происходящих этнополитических процессов.
Исследование этноса и этнополитического конфликта как социокультурного
феномена способствует экспликации механизмов взаимодействия всей
общественно-политической жизни этноса, обоснованию путей достижения
общественно-политического консенсуса.
Степень исследованности проблемы. Социокультурная парадигма
анализа политической реальности формировалась в течение второй половины
ХIХ - ХХ вв. в рамках социологии культуры (М. Вебер, Э. Дюркгейм)2,
культурной антропологии (А. Кребер, Б. Рут, . П.П. Эванс-Причард)3, системно-
функциональной теории (Т. Парсонс4 и Р. Мертон5), теории символического
В.А. Тишкова. М., 1999.- С.7.
2 Вебер М. Избранные произведения. - М.: Прогресс, 1990; Дюркгейм Э. Метод социологии /
Западно-европейская социология XIX-начало ХХ веков / Под ред. В.И. Добренькова. – М.,
1996.
3 Кребер Алфред Л. Конфигурации развития культуры // Антология исследований культуры
Т. 1 – СПб.: Университетская книга, 1997. Бенедикт Рут Психологические типы в культурах
Юго-Запада США // Антология исследований культуры Т.1 – СПб.: Университетская книга,
1997.; Эванс-Причард Эдвард Э. Сравнительный метод в социальной антропологии //
Антология исследований культуры Т. 1. – СПб.: Университетская книга, 1997.
4 Парсонс Т. Система координат действия и общая теория систем действия: культура,
личность и место социальных систем. / Американская социологическая мысль: Тексты /Под.
Ред. В.И. Добренькова. – М., 1996
5 Мертон Р.К. Явные и латентные функции / Американская социологическая мысль: Тексты
/Под. Ред. В.И. Добренькова. – М., 1996.
6
интеракционизма (Д. Мида6), и нашла своё отражение в трудах зарубежных
политологов Г. Алмонда, С. Вербы, Ж.-М. Денкэна, М. Догана, Л. Пая. 7.
В отечественной политической науке в последние три десятилетия
сформировалось собственное социокультурное направление в изучении
политики. Ученые К.С. Гаджиев, А.И. Соловьев, Ю.С. Пивоваров,8 объясняют
специфику российского политического процесса через культурные
детерминанты, которые определяют строение, механизмы развития и форму
политических явлений.
К числу наиболее разработанных в последнее время отечественных
социокультурных концепций относятся исследования А.С. Ахиезера9. Его
концепция дает последовательное, системное описание социокультурных
механизмов динамики общества, а культура рассматривается как специфическая
сфера реальности, имеющая первостепенное значение для понимания
механизмов исторической деятельности – от воспроизводящей общество и
государственность до формирующей повседневность. Исследуемая проблема
(социокультурная методология), нашла свое отражение в работах А. Моля10
Б.В. Бирюкова и Л.Г. Эджубова11, а также и др.
6 Мид Дж. Интернализированные другие и самость / Американская социологическая
мысль:Тексты /Под. Ред. В.И. Добренькова. – М., 1996.
7 Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии // Полис. 1992.;
Алмонд Г. Политическая наука: история дисциплины // Полис. 1997. №6.;.; Дэнкен Ж.-М.
Политическая наука. – М., 1993.; Доган И. Легитимность режимов и кризис доверия // Социс.
1997. №9.; Пай Л. Политическая коммуникация // Политология: краткий тематический
словарь. – Вып.1. – М., 1992
8 Гаджиев К.С. Политическая наука М., 1994.; Соловьев А.И. Власть в политическом
измерении // Вестник МГУ. Сер.12. Политические науки.1997. №6.;; Пивоваров Ю.С.
Политическая культура. Методологический очерк. М., 1994. Пивоваров Ю.С. Очерки истории
русской общественно-политической мысли XIX – первой трети ХХ столетия. М.,1997.
9 Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта. (Социокультурная динамика России) Т.
1. Новосибирск: “Сибирский хронограф” – 1997.
10 Моль А. Социодинамика культуры. – М.: Прогресс, 1973
11 Бирюков Б.В. ,Эджубов Л.Г. Простое и сложное в социокультурологических концепциях //
Вопросы философии. - 1996.- №12
7
Культурная антропология также концентрирует внимание на процессе
взаимоотношения человека и культуры. Возникнув в европейской мысли XIX в.,
и окончательно оформившись в последней четверти XIX в., культурная и
социальная антропология прошла путь от изучения примитивных культур к
целостному исследованию современных обществ, в том числе и политической
его составляющей (Л. Уайт, М. Салинс, Д. Бидни, Ю. Стюард, и другие)12.
Среди классиков западной общественной науки, внесших наиболее
значительный общетеоретический вклад в разработку методологических основ
этнополитических процессов и проблем национализма, являются Б. Андерсон,
О. Бауэр, Э. Геллнер, Д. Горовиц, Т. Гурр, У. Коннор, М. Манн, Дж. Ротшильд,
Р. Ставенхаген, Э. Хобсбаум13 и др.
В 1970-1980-е гг. значительную долю отечественных исследований в
области национально-этнических отношений составляла критика зарубежных
теоретических концепций, что позволило советской научной общественности
ознакомиться с состоянием конфликтологического знания в зарубежных
исследованиях. Следует назвать прежде всего работы В.С. Агеева,
Г.М. Андреевой, И.С. Кона, С.К. Рощина, Г.У. Солдатовой, П.Н. Шихирева,
А.К. Уледова14и др.
12 Уайт Л.А. Экономическая структура высоких культур // Антология исследований культуры
Т. 1 – СПб.: Университетская книга, 1997. ; Д. Бидни. Культурная динамика и поиски истоков
//Антология исследований культуры. – СПб.: Университетская книга, 1997. Steward, Julian H.
Theory of cultural change. Urbana III.: University of Illinois Press.
13 Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении
национализма / - М., 2001; Horowitz D. Ethnic Groups in Conflict. Cambridge, 1996; Геллнер Э.
Пришествие национализма. Мифы нации и класса // Путь.1992. №1.; Нации и национализм /
Б. Андерсон, О. Бауэр, Э. Геллнер, Э. Хобсбаум и др.; Пер с англ. и нем. Л.Е.
Переяславцевой, М.С. Панина, М.Б. Гнедовского – М.: Праксис, 2002; Gurr T. Why Do
Minorities Rebel? // Federalism against Ethnicity? / Ed. By G. Bachler. – Zurich, 1997; Hobsbawm
E., Ranger T., eds. The Invention of Tradition. Cambridge, 1983. Connor W. Ethnonationalism: The
Quest for Understanding. - Princeton, New Jersy , 1994.; Mann M. The Sources of Social Power/
Vol. I. Cambridge, 1986.
14 Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. – М., 1983.; Андреева Г.М. Социальная
психология. – М.,1980.; Кон И.С. Социология личности. – М., 1967.; Солдатова Г.У.
8
В дальнейшем отечественная этническая конфликтология сложилась из
нескольких школ и направлений, существовавших к концу 1980-х гг.:
Во-первых, это историки и этнографы, изучавшие этнические конфликты
в зарубежных странах и накопивших немалый объем эмпирических знаний об
этнических, этнорасовых и этноконфессиональных конфликтах в разных
странах мира. Это работы Ю.В. Бромлея, Л.М. Дробижевой, В.И. Козлова, С.Я.
Козлова, С.И. Королева, В.А. Тишкова, С.А. Токарева, Н.Н. Чебоксарова15и др..
Во-вторых, это специалисты в области национальных отношений
советского периода, которые обратились к изучению этнических конфликтов в
силу резкого нарастания этнической напряженности и актуализации многих
ранее латентных этнических конфликтов в обществе. В этом ряду необходимо
назвать имена Ю.В. Арутюняна, Э.А. Баграмова, Т.Ю. Бурмистровой,
М.Н. Губогло16 и др..
В-третьих, это психологическая ветвь отечественного обществоведения. В
постсоветский период многие из представителей психологического знания в
этнологии внесли ценный вклад в развитие этнической конфликтологии, в
Психология межэтнической напряженности. – М., 1998.; Шихирев П.Н Динамика и
особенности современного этнического конфликта // Социальные конфликты: экспертиза,
прогнозирование, технологии разрешения. Вып.10. – М., 1995.; Шихрев П.Н. Проблемы
исследования межгрупповых отношений / Психологический журнал. – 1992. – Т.13 -
№1.;Уледов А.К. Общественная психология и идеология. – м., 1985.
15 Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. – М., 1987.;
Дробижева Л.М. Духовная общность народов СССР: историко-социологический очерк
межнациональных отношений. – М. 1980.; Козлов В.И. Динамика численности народов.
Методология исследования и основные факторы. – М., 1969.; Козлов В.И. О некоторых
методологических проблемах изучения этнической психологии // Советская этнография. –
1983. - №2.; Королев С.И. Вопросы этнопсихологии в работах зарубежных авторов. – М.,
1970.; Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. – М., 1997.; Токарев
С.А. История зарубежной этнографии. – М., 1978.;Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А.
Народы, расы, культуры. – М., 1985.
16 Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М. Многообразие культурной жизни народов СССР. – М.,
1987.; Баграмов Э.Я. К вопросу о научном содержании понятия «национальный характер». –
М., 1973.; Бурмистрова Т.Ю., Дмитриев С.А. Дружбой сплоченные: культура
межнационального общения в СССР. – М., 1986.; Губогло М.Н. Национальные процессы в
СССР. – М., 1991.;
9
исследование динамики этнических конфликтов, выработку мер по снижению
этноконфликтной напряженности и постконфликтной реабилитации
(А.О. Бороноев, А.Х. Гаджиев, А.Ф. Дашдамиров, В.Н. Павленко, П.И. Смирнов
и др.)17.
В-четвертых, это сформировавшееся со второй половины 1980-х гг. и в
1990-е гг. социолого-политологическое направление в отечественном
обществознании (А.В. Дмитриев, Л.М. Дробижева, Ю.Г. Запрудский, А.Г.
Здравомыслов, Э.А.. Паин, Л.С. Рубан, Е.И. Степанов) 18.
Ряд новых концептуальных положений и теоретических новаций о
природе феномена этничности, основах устройства многоэтничных государств,
государственного устройства России, стратегии и механизмах национальной
политики выдвинут в книге В.А. Тишкова «Этнология и политика»19.
включившей наиболее важные статьи автора последнего десятилетия. В них
анализируется природа национализма, сепаратизма и экстремизма, принципы
17 Бороноев А.О. Нравственно-психологическое единство образа жизни советского народа. –
Л., 1978.; Бороноев А.О., Павленко В.Н. Этническая психология. – Л., 1994.; Бороноев А.О.,
Смирнов П.И. Россия и русские: характер и судьбы страны. – Л., 1992. Гаджиев А.Х.
Социально-психологические проблемы марксистско-ленинской этнической психологии. –
Махачкала, 1978; Дашдамиров А.Ф. К методологии исследования национнально-
психологических проблем // Советская этнография. – 1983. - №2.
18 Дмитриев А.В. Конфликтность миграции: проблемы взаимоотношений мигрантов и
резидентов / Этнические конфликты и их урегулирование: взаимодействие науки, власти и
гражданского общества: Сборник научных статей. – Москва-Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002.;
Запрудский Ю.Г. Региональные конфликты: понятие и специфика Северного Кавказа /
Этнические конфликты и их урегулирование: взаимодействие науки, власти и гражданского
общества: Сборник научных статей. – Москва-Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002.; Здравомыслов
А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. – М., 1997.; Паин Э.А.
Пределы использования вооруженных сил в антитеррористических операциях, в зонах
гражданских войн, межэтнических и межконфессиональных конфликтов / Этнические
конфликты и их урегулирование: взаимодействие науки, власти и гражданского общества:
Сборник научных статей. – Москва - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002.; Рубан Л.С. Развитие
национальных языков и культур в контексте глобализации / Этнические конфликты и их
урегулирование: взаимодействие науки, власти и гражданского общества: Сборник научных
статей. – Москва-Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002.; Степанов Е.И. Конфликтология
переходного периода: методологические, теоретические, технологические проблемы / Центр
конфликтологии Института социологии РАН. М., 1996.
10
утверждения толерантности и культуры мира, пути предотвращения
конфликтов и насилия, даются оригинальные оценки общественных
трансформаций в России с точки зрения социально-культурной антропологии.
Значительный интерес представляет также монография В.А. Тишкова
«Общество в вооруженном конфликте (этнография чеченской войны)»20,
которая посвящена истории и социокультурной динамике чеченского общества
в условиях вооруженного конфликта. В книге нашли отражение новейшая
история, культура и семейно-родственные отношения чеченцев, формирование
идеологии национализма и сепаратизма, анатомия заложничества и торговли
людьми, эскалация насилия, характер политического режима в этом регионе.
Авторы книги «Антропология насилия» (Отв. ред. В.В. Бочаров, В.А.
Тишков)21 сделали попытку осмыслить насилие как социокультурный феномен
и проанализировали его на опыте народов России и Кавказа, выявив
традиционные для них стереотипы насильственного поведения и
воспроизводство этих поведенческих моделей в современной жизни.
Вкладом в разработку теории мобилизованной этничности является
фундаментальный труд М.Н. Губогло22 «Языки этнической мобилизации».
Замысел автора - познакомить читателя с двумя направлениями исследований.
С одной стороны, в книге анализируются истоки, предпосылки и механизмы
этнической мобилизации, показана неоднозначная и противоречивая роль
элитной и творческой интеллигенции в использовании интегрирующей силы
языка и других культурно-психологических явлений, символов и мифов в
подъеме национального самосознания и в национальной консолидации. С
другой стороны, рассматриваются некоторые принципы и подходы в изучении
19 Тишков В.А. Этнология и политика. М.: Изд. Наука, 2001.
20 Тишков В.А. Общество в вооруженном конфликте (этнография чеченской войны). – М.,
2001.
21 Антропология насилия / Отв. ред. В.В. Бочаров, В.А. Тишков. Спб.: Изд. Наука, 2001
22 Губогло М.Н. Языки этнической мобилизации. – М., Изд. Наука, 2001.
11
двуязычия и элементов этнической идентификации, благодаря которым
становится возможным осмысление сущности и значимости этнической
мобилизации, а также ее влияние на формирование этнополитической ситуации.
С новейшими этнографическими, политологическими и
социологическими материалами знакомит регулярно выходящий в свет
коллективный сборник «Расы и народы». В статьях одного из последних -
Вып. 26. (Отв. ред. С.А. Арутюнов, Ю.Д. Анчабадзе23) рассмотрены актуальные
проблемы современного этнополитического и этнокультурного развития
народов Северного Кавказа и Дагестана, даются прогностические оценки
перспективной динамики ситуации. В частности, представлен концептуальный
анализ последних событий в Чечне и высказаны предложения урегулированию
конфликта.
В сборниках под ред. В.Н. Басилова и Б.Р. Логашевой «Ислам и народная
культура», «Этнос и религия»24 рассматриваются многообразные связи между
религией и культурой у народов мусульманского мира в прошлом и настоящем
в таких сферах жизнедеятельности общества как религиозная практика,
искусство, семья и др. Рассмотрено влияние мусульманской идеологии на образ
жизни, духовную и материальную культуру народов, традиционно
исповедующих ислам.
Работа «Социальная и культурная дистанция. Опыт многонациональной
России» под ред. Л.М. Дробижевой25 посвящена смысловому наполнению
межкультурных различий и этнических границ, в ней выявлены маркеры
этнических границ и их значение, выделены объединяющие ценности для
народов России на современном этапе и «зоны согласия» в политических и
23 Расы и народы. Вып. 26. / Отв. ред. С.А. Арутюнов, Ю.Д. Анчабадзе. М.: Изд. Наука, 2001.
24 Ислам и народная культура. Отв. ред. В.Н. Басилов, Б.Р. Логашова. М., ИЭ РАН. 1998.;
Этнос и религия. Отв. ред. Б.-Р. Логашова. М., ИЭ РАН. 1998.
25 Социальная и культурная дистанция. Опыт многонациональной России. Отв. ред.
Л.М. Дробижева. М., Изд-во Ин-та социологии РАН. 1998.
12
социальных ориентациях между национальностями в республиках, установлено
сходство в «зонах согласия» по жизненно важным проблемам на региональном
уровне, подчеркнуто значение языка как одного из факторов этнической
границы и психологических реалий в возрастающем чувстве этнической
солидарности у русских.
Геополитические аспекты этнополитических процессов на Северном
Кавказе и Каспийского региона подробно рассматриваются в работах
К.С. Гаджиева, С.С. Жильцова, И.С. Зонна, Н.П. Медведева, А.М. Ушкова26 и
др.. Книга К.С. Гаджиева посвящена актуальным проблемам геополитики
Кавказа, где впервые предпринята попытка комплексного исследования
национальной безопасности России и ее отношения со странами региона.
Анализируются вопросы идеологии и религии (национализм и ислам), их
влияние на политику государств.
К настоящему времени на юге России, в зоне повышенной этнической
конфликтности сложились несколько региональных школ этноконфликтологии..
В Ростове это исследования Л.Л. Хоперской и Г.С. Денисовой27; в Ставрополе –
научная школа профессоров А.В. Авксентьева и В.А. Авксентьева28;
исследования С.В. Передерия и М.А. Астварцатуровой. В Краснодаре –
исследования В.М. Юрченко, М.В. Саввы29. Конфликтологические направления
26 Гаджиев К.С. Геополитика Кавказа. – М., 2001.; Жильцов С.С., Зонн И.С., Ушков А.М.
Геополитика Каспийского региона. – М., 2003.
27 Хоперская Л.Л. Современные этнополитические процессы на Северном Кавказе.
Концепция этнической субъектности. Ростов-на-Дону, 1997.; Денисова Г.С. Русское
население Северного Кавказа: динамика статусных позиций и социальное самочувствие //
Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технология разрешения. Вып.18:
Этническая и региональная конфликтология. – Москва-Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002.
28 Авксентьев А.В., Авксентьев В.А. Северный Кавказ в этнической картине мира / Под ред.
В.А. Шаповалова. Ставрополь, 1988; Авксентьев В.А. Этническая конфликтология: в поисках
научной парадигмы. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001.
29 Юрченко В.М., Кольба А.И. Государство как медиатор этнополитических конфликтов на
Северном Кавказе / Этнические конфликты и их урегулирование: взаимодействие науки,
власти и гражданского общества: Сборник научных статей. – Москва-Ставрополь: Изд-во
СГУ, 2002.; Савва Е.В. Этнический и этнополитический конфликт: проблемы построения
13
сформировались в Дагестане, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии
(А.Б.Дзадзиев, В.Д.Дзидзоев,, А.Б. Плиев С.И. Эфендиев, Ф.С. Эфендиев30). В
Карачаево-Черкесии это научное направление, возглавляемое В.Ш.
Нахушевым31.
Вместе с тем, определенные аспекты заявленной в диссертации проблемы
остаются недостаточно изученными. Это, прежде всего проблемы рассмотрения
этнополитического конфликта как социокультурного феномена, механизмов его
социокультурной обусловленности и социокультурной динамики, в связи с чем,
представляемая работы носит отчасти инновационный характер, восполняет
сложившийся пробел в исследованиях.
Объект исследования:
Объектом исследования выступает этнополитический конфликт как
социокультурный феномен.
Предмет исследования:
Предметом исследования являются механизмы социокультурной
детерминации и динамики этнополитического конфликта, показанные на
примере конфликта в Чеченской Республике.
Цель и задачи исследования: рассмотреть этнополитический конфликт
как социокультурный феномен на примере конфликта в Чеченской Республики.
В этой связи в диссертации поставлены следующие конкретные задачи:
теоретической модели. / Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технология
разрешения. Вып.18: Этническая и региональная конфликтология. – Москва-Ставрополь:
Изд-во СГУ, 2002
30 Эфендиев Ф.С. О толерантности горцев Северного Кавказа (взгляд культуролога) /
Этнические конфликты и их урегулирование: взаимодействие науки, власти и гражданского
общества: Сборник научных статей. – Москва-Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002.
31 Нахушев В.Ш. Основы позитивного межнационального диалога и субъект-субъектных
отношений этнонаций / Этнические конфликты и их урегулирование: взаимодействие науки,
власти и гражданского общества: Сборник научных статей. – Москва-Ставрополь: Изд-во
СГУ, 2002.
14
- проанализировать теоретические аспекты традиционных подходов к
анализу этноса и этнополитического конфликта, сложившиеся в зарубежной и
отечественной этнологии к настоящему времени, показать их редукционизм,
ограничивающий понимание этнополитического конфликта, в силу сведения
реального многообразия факторов, влияющих на его динамику, к какому-либо
одному основанию;
- провести анализ понятийного аппарата, используемого при изучении
этноса и этнополитического конфликта как социокультурных феноменов;
- обосновать возможность «нормального» существования плюрального, не
системного, не целостного социокультурного мира этноса, для чего следует
сформулировать новые исходные допущения о природе социокультурной
реальности;
- представить социокультурную жизнь этноса как социально и
пространственно сегментированное и фрагментарное динамическое поле, в
котором выделяются макро- и микродинамический уровни - от геополитики до
повседневности;
- показать роль геополитической составляющей социокультурного поля
этноса в конструировании этнократической идеологии в Чеченской Республике,
эксплицировать внутренние интенции формирования идеологии «чеченства»,
раскрыть логику этнонационалистических и моноконфессиональных идеологий
на Северном Кавказе в целом;
- оценить на примере Чеченской Республики роль традиционных
институтов и структур власти, специфику их взаимоотношения с федеральными
органами в условиях этнополитического конфликта;
- показать значение социально-культурной составляющей федерализма,
призванного найти баланс между централизацией и разнообразием, в условиях
набирающих темпы процессов глобализации и интернализации хозяйства;
15
- показать принципиальную роль концепта «повседневности» при анализе
микродинамики этнополитического конфликта в Чеченской Республике, в
частности проанализировать роль фольклоризации и мифологизации
этнического самосознания чеченцев в кризисных условиях.
Методология исследования. Методологическим основанием
исследования является социокультурный подход к анализу этнополитических
процессов, реализующийся в выявлении механизмов социокультурной
детерминации и динамики этнополитических конфликтов. На конкретных
этапах исследования применяются конфликтологический (субъектно-
деятельностный) подход к проблеме социокультурной обусловленности
этнополитических конфликтов, системный, структурно-функциональный и
сравнительно-политологический анализ, в отдельных случаях
феноменологический и дескриптивный подходы.
Научная новизна работы определена тем, что этнополитический
конфликт в Чеченской Республике не изучен в полной мере, а также тем, что
сохраняющаяся динамика этого конфликта постоянно продуцирует новые
феномены, требующие адекватного и систематического научного анализа. В
содержательном аспекте научная новизна диссертационного исследования
состоит в следующем:
- уточнены эвристические границы традиционных подходов к анализу
этнополитического конфликта и показано, что в основе этих подходов лежит
принцип редукционизма при определении сущности и научном анализе данного
феномена;
- обосновано положение о том, что этнополитический конфликт
характеризуется изменением системы ценностей этноса относительно
политических, экономических, социокультурных и других составляющих
полиэтнического общества;
16
- выявлены особенности этнополитического пространства,
характеризующегося как институциональными отношениями, так и
определенными социальными ожиданиями, культурными и идеологическими
установками;
- показано, что отличительной особенностью религиозно-политического
терроризма в регионе выступает то обстоятельство, что он теснейшим образом
связан с терроризмом национально-этнической направленности, который
нередко использует «исламское прикрытие», а определение идейно-
политической базы, форм и методов деятельности «радикальных исламистов» в
немалой степени происходит под внешним воздействием;
- обоснован тезис о том, что наличие противоречий между традиционным
правовым устройством Чечни и федеральным законодательством
свидетельствует о необходимости более гибкого подхода к вопросам правовых
систем в сложном по культурному и религиозному составу населения
государстве;
показана эвристическая ценность обращения в политологическом анализе
к феномену «повседневности», позволяющему выявить связь архетипических
установок национально-этнического сознания чеченцев с мотивацией и
политическим поведением чеченского народа в условиях этнополитического
конфликта.
Положения, выносимые на защиту:
1. Многоуровневая социокультурная модель этнополитического
конфликта предполагает, что социальные и культурные процессы порождаются
не одним, а множеством факторов, обусловливающими динамический характер
этнополитического пространства, адекватный анализ которого возможен на
основе принципа дополнительности. Этнополитический конфликт с позиций
социокультурного подхода должен рассматриваться как сложносоставной
17
социальный конфликт, формирующийся на пересечении многих уровней и
векторов социальной конфликтности.
2. Этнополитический конфликт является одним из возможных, но не
обязательным результатом проявления этнической общностью своих
адаптивных способностей, выход из которого предполагает выявление
постоянных и переменных социокультурных факторов, влияющих на динамику
этнополитических конфликтов, что позволит наиболее точно анализировать их
в зависимости от места, времени и других составляющих конфликтного
процесса.
3. Механизмы социокультурной динамики этнополитических процессов
обнаруживаются при разведении концептов «системного мира социума» и
«жизненного мира этноса», позволяющем показать, что внутри системы
социальных отношений всегда существуют «несистемные» элементы, и, если
система не выполняют своих функций и происходит ее разрушение, то
подобные «несистемные» элементы могут порождать изменения, создавая
новый структурный порядок для решения социально значимых проблем.
4. Новая социокультурная ситуация современного этапа развития
российского общества сделала невозможной монополизацию политической
системой одной идеологией, что привело к выдвижению на первый план
множество частных идеологий, а на Северном Кавказе, в силу его этнического и
конфессионального многообразия – националистических и этнократических
доктрин, являющихся выражением ценностного конфликта в условиях
политизированной этничности.
5. В Чечне сфера политики четко не отграничена от областей
общественных и личных отношений, поэтому принадлежность к тому или
иному вирду и тейпу, верность тому или иному тарикату играет определяющую
роль не только в религиозной, но и в политической ориентации чеченцев. В
18
связи с этим в Чеченской Республике, возможно эффективное взаимодействие
государственной и традиционной правовых систем при последней как
дополняющей.
6. Анализ микродинамики чеченского общества, структур повседневности
позволяет увидеть процессы функционирования различного рода
социокультурных объектов: тейповых образование, адатов, этнополитических
мифов, традиций, обычаев чеченского народа в их синкретическом единстве в
практике обыденной жизни и влиянии этого социокультурного комплекса на
поведенческие установки в период этнополичитеского конфликта.
Теоретическое значение диссертации состоит в доказательстве тезиса о
социокультурной обусловленности этнополитического конфликта, показе
механизмов его социокультурной динамики, и, таким образом, развитии
методологической базы для исследования этнополитических процессов.
Практическое значение диссертации состоит в том, что материалы
диссертации могут быть использованы органами государственной власти
Российской Федерации и Чеченской Республики для решения задач укрепления
конституционного порядка в Чечне, стабилизации чеченского общества,
налаживания продуктивного диалога между различными этнокультурными
группами, проживающими в районе этнополитического конфликта, в
разрешении других этнополитических конфликтов, в практике
межнациональных отношений в целом.
Материалы диссертации могут быть использованы государственными и
муниципальными органами для предотвращения этнических и
этнополитических конфликтов в других регионах РФ.
Материалы диссертации также могут быть использованы в учебном
процессе в преподавании учебных курсов политологии в высших учебных
заведениях, специальных курсов по этнополитической конфликтологии, в
19
разработке новых спецкурсов в рамках национально-регионального компонента
ГОСВПО.
Апробация работы. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на
кафедре социальной философии и этнологии Ставропольского
государственного университета.
Диссертационное исследование прошло апробацию на региональных
научно-практических конференциях “Экономические и социально-
гуманитарные проблемы развития Северо-Кавказского региона в новом
тысячелетии”. Пятигорск, ноябрь 2000 г.; “Духовно-гуманитарные и правовые
проблемы общественного развития” Пятигорск 2001
Основные положения диссертации доложены автором на теоретическом
семинаре кафедры гуманитарных дисциплин Пятигорского института
экономики и управления “Актуальные проблемы социокультурной методологии
исследования духовных феноменов” (май 2002 г.), центра кавказоведения
Пятигорского института экономики и управления «Актуальные проблемы
современного кавказоведения» (май 2003 г.)
По теме диссертации опубликовано 6 работ общим объемом 5 п.л.
Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав,
шести параграфов и заключения. Общий объем 178 страниц машинописного
текста. Список использованной литературы составляет 232 позиции.

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров