Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Выемочно-погрузочные работы и транспортирование горной массы карьеров: Лабораторный практикум / Сост. Б.П. Караваев; ГОУ ВПО «СибГИУ». – 2003 (6)
(Методические материалы)

Значок файла Проект кислородно-конвертерного цеха. Метод. указ. / Сост.: И.П. Герасименко, В.А. Дорошенко: ГОУ ВПО «СибГИУ». – Новокузнецк, 2004. – 25 с. (6)
(Методические материалы)

Значок файла Веревкин Г.И. Программа и методические указания по преддипломной практике. Методические указания. СибГИУ. – Новокузнецк, 2002. – 14 с. (3)
(Методические материалы)

Значок файла Программа и методические указания по производственной специальной практике / Сост.: И.П. Герасименко, В.А. Дорошенко: СибГИУ. – Новокузнецк, 2004. – 19 с. (4)
(Методические материалы)

Значок файла Определение величины опрокидывающего момента кон-вертера (4)
(Методические материалы)

Значок файла Обработка экспериментальных данных при многократном измерении с обеспечением требуемой точности. Метод. указ. к лабораторной работе по дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация» / Сост.: В.А. Дорошенко, И.П. Герасименко: ГОУ ВПО «СибГИУ». – Новокузнецк, 2004. – 20 с. (9)
(Методические материалы)

Значок файла Методические указания по дипломному и курсовому проектированию к расчету материального баланса кислородно-конвертерной плавки при переделе фосфористого чугуна с промежуточным удалением шлака / Сост.: В.А._Дорошенко, И.П _Герасименко: ГОУ ВПО «СибГИУ». – Новокузнецк, 2003. – с. (10)
(Методические материалы)


Заказ научной авторской работы

Влияние психотипологических характеристик личности на особенности изучения иностранного языка

ОГЛАВЛЕНИЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ ....................................................................................................- 2 -
ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................- 4 -
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ВЗАИМОЗАВИСИМОСТИ
КОНСТИТУЦИОНАЛЬНО-ПСИХОТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ
ЛИЧНОСТИ И ОСОБЕННОСТЕЙ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА- 12
-
1.1 Предпосылки формирования конституционально-
психотипологического подхода к изучению иностранного языка ..........- 12 -
1.2 Генезис проблемы способностей...........................................................- 20 -
1.3 Современные представления об аномальной личностной изменчивости.
.........................................................................................................................- 39 -
1.4 Психотипологические характеристики личности................................- 44 -
1.4.1. Циклоидный тип акцентуации личности......................................- 46 -
1.4.2. Истероидный тип акцентуации личности.....................................- 49 -
1.4.3. Эпилептоидный тип акцентуации личности. ...............................- 53 -
1.4.4. Шизоидный тип акцентуации личности. ......................................- 59 -
Глава 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ........................... - 65 -
2.1 Состав групп обследованных.................................................................- 65 -
2.2 Психологические методики экспериментальных исследований. ......- 68 -
2.3 Методы математического непараметрического анализа результатов
психологического исследования. ................................................................- 77 -
2.4 Материалы психолого-педагогической дифференциальной диагностики
.........................................................................................................................- 79 -
Глава 3. ОСОБЕННОСТИ УСВАИВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В
ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПСИХОТИПОЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
ЛИЧНОСТИ ...................................................................................................... - 81 -
3.1 Предпосылки формирования успешного обучения в зависимости от
психотипологической структуры личности. ..............................................- 81 -
3.2 Характеристика представителей циклоидного психотипа и степень
успеваемости по изучаемому иностранному языку. .................................- 85 -
3.2.1. Феноменологическая психологическая характеристика студентов
с циклоидным психотипом личности......................................................- 85 -
3.2.2. Экспериментально-психологическая характеристика
результатов исследований студентов с циклоидной структурой
личностного психотипа. ...........................................................................- 88 -
3.3 Характеристика представителей истероидного психотипа и степень
успеваемости по изучаемому иностранному языку. .................................- 96 -
- 3 -
3.3.1. Феноменологическая психологическая характеристика студентов
с истероидным психотипом личности. ...................................................- 96 -
3.3.2. Экспериментально-психологическая характеристика результатов
исследований студентов с истероидной структурой личностного
психотипа. ............................................................................................... - 102 -
3.4 Характеристика представителей эпилептоидного психотипа и степень
успеваемости по изучаемому иностранному языку ............................... - 111 -
3.4.1. Феноменологическая психологическая характеристика студентов
с эпилептоидным психотипом личности. ............................................ - 111 -
3.4.2. Экспериментально-психологическая характеристика результатов
исследований студентов с эпилептоидной структурой личностного
психотипа. ............................................................................................... - 118 -
3.5 Характеристика представителей шизоидного психотипа и степень
успеваемости по изучаемому иностранному языку. .............................. - 128 -
3.5.1. Феноменологическая психологическая характеристика студентов
с шизоидным психотипом личности. ................................................... - 128 -
3.5.2. Экспериментально-психологическая характеристика результатов
исследований студентов с шизоидной структурой личностного
психотипа. ............................................................................................... - 132 -
ВЫВОДЫ ........................................................................................................ - 148 -
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.............................................................................. - 150 -
- 4 -
ВВЕДЕНИЕ
Психодиагностика является эффективным инструментом оптимизации
профессиональной деятельности как отдельного человека, так и целого об-
щества (Лейтес Н.С., 1971; Леонтьев А.Н.,1975; Шадриков В.Д., 1996;
Kelly G.A., 1955; Eysenck H.J., 1971; Witkin H.A., 1974). Изучение иностран-
ного языка в ВУЗе является сложным многоступенчатым процессом, во мно-
гом зависящим от личностно-характерологических, социально-информаци-
онных, психолого-педагогических особенностей обучающихся, которые на-
правлены на формирование профессионального уровня знаний и отношений.
Психотипологические характеристики личности и индивидуальные стерео-
типы поведения должны учитываться при формировании индивидуального
стиля обучения студентов. Исследование личностно-характерологической
структуры студентов помогает целенаправленно использовать сильные сто-
роны характера и контролировать, укреплять слабые, что способствует гар-
монизации личности во время учёбы, повышая эффективность овладения
иностранным языком, оптимизируя педагогический процесс в целом.
По мнению Б.В. Овчинникова (2003), «совокупность наиболее устой-
чивых психических качеств можно рассматривать с двух сторон – как психо-
логический тип и как акцентуацию личности». Психологический тип ото-
бражает разновидность конституциональной нормы, а акцентуации харак-
тера и личности являются дополнительной характеристикой по отношению к
типу, что помогает составить полный психологический портрет личности с
выделением сильных и слабых сторон. С другой стороны, акцентуации ха-
рактера, в формировании которых принимает участие генетический фактор,
являются вспомогательным звеном в выборе индивидуального стиля поведе-
ния, реагирования на окружающую ситуацию, что предопределяет успеш-
ность обучения и овладения, в данном случае, иностранным языком (Лич-
ко А.Е., 1973).
С точки зрения И.В. Боева (1999), если акцентуированные черты ха-
рактера в юношеском возрасте преобладают над личностными - «хочу над
надо», то они препятствуют удовлетворительной социальной адаптации. В
- 5 -
случае преобладания личностных свойств над характерологическими наблю-
дается оптимизация социальной адаптации, что должно позитивно влиять на
обучение иностранному языку. Взаимодействие психотипологической струк-
туры личности с позитивными или деструктивными социально-информаци-
онными факторами в значительной мере определяет формирование индиви-
дуального стиля поведения, обучения, адаптации и любой деятельности, со-
вершаемой индивидом.
Представленные теоретические позиции указывают на необходимость
рассмотрения зависимости успешности обучения и овладения иностранным
языком от психотипологической структуры личности студента.
Цель исследования – изучить закономерности успешного или неус-
пешного овладения иностранным языком от индивидуальных психотиполо-
гических особенностей человека.
Объект исследования - человек как целостное системное образова-
ние в субъектно-объектных отношениях в процессе получения высшего обра-
зования.
Предмет исследования – закономерности индивидуального обучения
иностранному языку в зависимости от конституционально-психотипологиче-
ских характеристик личности.
Эмпирическая гипотеза исследования – все обучающиеся ино-
странному языку студенты находятся в одинаковых социально-педагогиче-
ских условиях. В то же время каждый индивид обладает определенным пси-
хотипологическим набором свойств, которые, несомненно, влияют на фор-
мирование индивидуального эффективного или неэффективного стиля овла-
дения иностранным языком.
Теоретическая гипотеза исследования основана на эволюционно–
конституциональном подходе к личностной индивидуальности, предполагая,
что конституционально–психотипологические основы индивида детермини-
руют психологическую, психическую, поведенческую структуру личности,
которая, в свою очередь, влияет на особенности протекания адаптационных,
- 6 -
компенсаторных и мотивационных механизмов, лежащих в основе успеш-
ного или неуспешного изучения иностранного языка.
Задачи исследования:
1. Провести экспериментально-психологическое изучение личност-
ных, психологических и поведенческих характеристик студентов, изучающих
иностранный язык.
2. Выявить взаимосвязь между психотипологической структурой
личности студента и эффективностью усваивания иностранного языка, вос-
произведения полученной информации.
3. Определить взаимосочетания патопсихологических маркеров у
представителей конкретного психотипа, способствующих наиболее успеш-
ному обучению иностранному языку.
4. Разработать психологические рекомендации для формирования
лингвистических групп, отличающихся оптимальным усвоением иностран-
ного языка.
Методологическую и теоретическую основы исследования соста-
вили концепция отечественной психологии о сущности личности и ее психо-
логической структуры, преемственности между биологическим и социаль-
ным в психическом развитии, психическом как процессе (Рубинштейн С.Л.,
1946; Ананьев Б.Г., 1966; Теплов Б.М., 1961, 1967; Леонтьев А.Н., 1975;
Блейхер В.М., Крук И.В., 1986; Платонов К.К., 1972; Кузьмин Е.С., Зинченко
В.П., 1996); континуально-генетическая концепция (Брушлинский А.В.);
учение об акцентуированных личностях и акцентуациях характера (Лич-
ко А.Е., 1983; Леонгард К., 1968, 2000; Ушаков Г.К., 1975); представления об
индивидуальных поведенческих стереотипах (Братусь Б.С., 1988; Бе-
лоус В.В., 1968, 1978; Брушлинский А.В., 1977; Дружинин В.Н., Кли-
мов Е.А., 1968); концепция об аномальной личностной изменчивости и по-
граничной аномальной личности как промежуточном диапазоне конститу-
ционально–континуального пространства (Боев И.В., Ахвердова О.А., 1999).
Материалы и методы исследования
- 7 -
В соответствии с поставленной целью и задачами были подвергнуты
экспериментально-психологическому и психолого-педагогическому анализу
193 студента мужского и женского пола в возрасте от 17 до 19 лет, обучаю-
щихся на 2-3 курсах факультета романо-германских языков Ставропольского
государственного университета. Обследование проводилось с 2001 по 2003
год. Для повышения достоверности исследования из всей субпопуляции об-
следованных были исключены студенты с неудовлетворительной успеваемо-
стью как по иностранному языку, так и по другим предметам.
В соответствии с классическими представлениями отечественных и
зарубежных авторов о конституциональной психологии всех обследованных
студентов, обучающихся иностранному языку, дифференцировали в зависи-
мости от конституционально-психотипологической структуры личности на
представителей четырёх психотипов, которые составили группы испытуемых
для экспериментально-психологического анализа. Определение психотипо-
логической принадлежности позволяет осуществить дифференцированный
подход к испытуемым на индивидуальном и групповом уровне. Использова-
ние принципов конституциональной психологии предоставляет возможность
проводить не сплошной анализ результатов экспериментально-психологиче-
ских исследований студентов, а основываться на методологической базе, ко-
гда успешность или неуспешность в овладении иностранным языком веро-
ятностно зависит от структуры психотипологических особенностей лично-
сти. Анализировалась успеваемость студентов в зависимости от их располо-
жения в конституционально-континуальном пространстве от диапазона пси-
хологической нормы-акцентуации до диапазона пограничной аномальной
личности (ПАЛ) и далее до диапазона патологической психической консти-
туции (психопатии) (Боев И.В., 1999). Первая группа включала 59 (31%) об-
следованных с циклоидной структурой личностного психотипа, вторая - 63
(33%) с истероидной структурой, третья – 46 (24%) с эпилептоидной и чет-
вертая – 25 (13%) обследованных с шизоидной структурой личностного пси-
хотипа.
- 8 -
Для осуществления экспериментально-психологической дифферен-
циации испытуемых по психотипологической структуре личности был ис-
пользован патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) для
подростков (Личко А.Е., 1977).
Экспериментально-психологическое исследование основывалось на
применении стандартного набора методик, представленных 17 психологиче-
скими показателями: клинический опросник для выявления и оценки невро-
тического состояния (Яхин К.К., Менделевич Д.М., 1978); определение уров-
ня невротизации и психопатизации (УНП) по методике, предложенной
Н.Б. Ласко и И.М. Тонконогим (1976); методика Айзенка (Eysenck H.J.,
1963); Шкала Тейлор (Тау1ог J., 1953), выявляющая общий уровень личност-
ной тревожности.
У обследованных, принадлежащих к конкретному личностному пси-
хотипу, была определена степень выраженности следующих 17 психологиче-
ских показателей: реакция эмансипации, шкалы психологической склонности
к алкоголизации и к делинквентному поведению, показатель возможной ор-
ганической природы (минимальной мозговой дисфункции), показатель муже-
ственности и женственности, шкалы вегетативных и обсессивно-фобических
нарушений, астении, истерического типа реагирования, невротической де-
прессии, ситуативной тревоги, невротизации, психопатизации, экстра-интро-
версии, нейротизма, конституциональной тревоги.
Все полученные результаты были проверены непараметрической ста-
тистикой, в частности дискриминантным анализом, что дало основание соот-
нести их с психолого-педагогическими характеристиками обследованных
студентов.
Дальнейшее исследование предполагало распределение студентов по
степени стабильности-нестабильности индивидуальной успеваемости на три
подгруппы: а) с отличной, б) с хорошей, с) с удовлетворительной успеваемо-
стью по иностранному языку. Сведения об успеваемости были представлены
преподавателями университета с выделением приоритетных методов усваи-
вания информации (вербальные, невербальные) и стилей воспроизведения
- 9 -
(коммуникативный, некоммуникативный) полученной информации. Таким
образом, представители каждого психотипа были ранжированы по степени
успеваемости.
С помощью компьютерной программы непараметрического статисти-
ческого дискриминантного анализа (Ступак С.Ф., Боев И.В., 1979), про-
граммного обеспечения фирм StatSoft и Microsoft результаты обследованных
в подгруппах были достоверно дискриминированы в трехмерном простран-
стве, что позволило выделить психологические маркеры дифференциальной
диагностики между сравниваемыми подгруппами и определить непосредст-
венный вклад каждого маркера в процентном выражении в процесс психоло-
гической дифференциации.
Для определения вероятностной взаимозависимости между конститу-
ционально-психотипологическими особенностями личности и степенью ус-
певаемости по изучаемому иностранному языку; определения наиболее эф-
фективного метода усваивания и воспроизведения полученной информации;
выявления особенностей формирования индивидуального стиля обучения
были исследованы корреляционные взаимосвязи.
Достоверность и надежность полученных результатов обеспечива-
лась репрезентативностью первичного материала, использованием стандарт-
ного комплекса апробированных методов психологического исследования,
применением методов непараметрической математической статистики при
обработке результатов исследования, представительностью выборок и сис-
темностью исследовательских процедур в структуре экспериментально -
психологического сравнительного метода исследования. Основные научные
результаты получены лично соискателем.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования
Представлена психологическая феноменология и статистически дос-
товерная личностно-характерологическая изменчивость студентов факуль-
тета иностранных языков от психологической нормы-акцентуации до прояв-
лений пограничной аномальной личности, формирующихся в деструктивных
социально-информационных условиях новейшего исторического периода
- 10 -
России. Продемонстрирована на экспериментально–психологическом мате-
риале и доказана возможность личностно-характерологической изменчиво-
сти студентов под влиянием информационно-стрессовых факторов совре-
менной социально-педагогической среды обитания. Впервые эксперимен-
тально подтверждено влияние психотипологических характеристик лично-
сти на особенности изучения иностранного языка. Представлена взаимозави-
симость индивидуального стиля обучения от психотипологических характе-
ристик личности, развития психологической дезадаптации и личностной де-
компенсации в условиях пребывания в деструктивной, социально-ин-
формационной среде.
Практическая значимость работы
Результаты настоящего исследования имеют существенное значение
для науки, практической психологии, педагогики и лингвистики. В настоя-
щем диссертационном исследовании эмпирически установлены и экспери-
ментально подтверждены принципиальные отличия психотипологической
структуры студентов, относящихся к конституциональному диапазону пси-
хологической нормы-акцентуации и представителей пограничной аномаль-
ной личности, что отражается на степени овладения иностранным языком.
Выявлена зависимость между психотипологической структурой личности
студентов и степенью успеваемости по иностранному языку. Определены
психотипологические критерии и факторы формирования индивидуального
стиля овладения иностранным языком. Установлено, что психологические и
личностные изменения, детерминированные неблагоприятным социально-
информационным стрессовым воздействием, приводят к аномальной измен-
чивости психологических, личностных и поведенческих характеристик сту-
дентов, что препятствует полноценной самореализации, нарушая индивиду-
альный стиль овладения иностранным языком, препятствуя хорошей успе-
ваемости.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Материалы диссертации представлялись на 45-й научно-методической
конференции «Университетская наука - региону» (Ставрополь, 2000); на ме-
- 11 -
ждународной научной конференции «Классическое лингвистическое образо-
вание – в современном мультикультурном пространстве» (Москва – Пяти-
горск, 2004); на V межрегиональной межвузовской научно-практической
конференции «Вузовская наука из настоящего в будущее» (Кисловодск,
2004); на Всероссийской научной Internet – конференции «Пути становления
субъекта в информационном обществе» (Ставрополь, 2004); на межрегио-
нальной научно-практической конференции «Актуальные проблемы социо-
гуманитарных знаний» (Пятигорск, 2004); а также на заседаниях кафедры
клинической психологии Ставропольского государственного университета,
на совместных заседаниях кафедры психотерапии и медицинской психологии
факультета последипломного образования и Клиники пограничных состоя-
ний Ставропольской государственной медицинской академии (Ставрополь,
2002, 2003).
Положения, выносимые на защиту:
1. Эффективность усваивания иностранного языка и воспроизведе-
ние полученной информации зависит преимущественно от индивидуальной
структуры личностного психотипа.
2. Успешность или неуспешность в усвоении иностранного языка де-
терминирована в значительной мере конституционально-психотипологиче-
ской структурой личности.
3. Формирование индивидуального стиля освоения иностранного язы-
ка обнаруживает коррелятивные взаимосвязи с конституционально-пси-
хотипологическими особенностями личности.

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров