Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Определение показателя адиабаты воздуха методом Клемана-Дезорма: Метод, указ. / Сост.: Е.А. Будовских, В.А. Петрунин, Н.Н. Назарова, В.Е. Громов: СибГИУ.- Новокузнецк, 2001.- 13 (3)
(Методические материалы)

Значок файла ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ ТЕПЛОЁМКОСТИ ГАЗА ПРИ ПОСТОЯННОМ ДАВЛЕНИИ К ТЕПЛОЁМКОСТИ ГАЗА ПРИ ПОСТОЯННОМ ОБЪЁМЕ (3)
(Методические материалы)

Значок файла Лабораторная работа 8. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДИСПЕРСИИ ПРИЗМЫ И ДИСПЕРСИИ ПОКАЗАТЕЛЯ ПРЕЛОМЛЕНИЯ СТЕКЛА (4)
(Методические материалы)

Значок файла ОПРЕДЕЛЕНИЕ УГЛА ПОГАСАНИЯ В КРИСТАЛЛЕ С ПО-МОЩЬЮ ПОЛЯРИЗАЦИОННОГО МИКРОСКОПА Лабораторный практикум по курсу "Общая физика" (3)
(Методические материалы)

Значок файла Лабораторная работа 7. ПОЛЯРИЗАЦИЯ СВЕТА. ПРОВЕРКА ЗАКОНА МАЛЮСА (5)
(Методические материалы)

Значок файла Лабораторная работа № 7. ИЗУЧЕНИЕ ВРАЩЕНИЯ ПЛОЩАДИ ПОЛЯРИЗАЦИИ С ПОМОЩЬЮ САХАРИМЕТРА (4)
(Методические материалы)

Значок файла Лабораторная работа 6. ДИФРАКЦИЯ ЛАЗЕРНОГО СВЕТА НА ЩЕЛИ (6)
(Методические материалы)


Заказ научной авторской работы

Влияние психотипологических характеристик личности на особенности изучения иностранного языка

ОГЛАВЛЕНИЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ ....................................................................................................- 2 -
ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................- 4 -
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ВЗАИМОЗАВИСИМОСТИ
КОНСТИТУЦИОНАЛЬНО-ПСИХОТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ
ЛИЧНОСТИ И ОСОБЕННОСТЕЙ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА- 12
-
1.1 Предпосылки формирования конституционально-
психотипологического подхода к изучению иностранного языка ..........- 12 -
1.2 Генезис проблемы способностей...........................................................- 20 -
1.3 Современные представления об аномальной личностной изменчивости.
.........................................................................................................................- 39 -
1.4 Психотипологические характеристики личности................................- 44 -
1.4.1. Циклоидный тип акцентуации личности......................................- 46 -
1.4.2. Истероидный тип акцентуации личности.....................................- 49 -
1.4.3. Эпилептоидный тип акцентуации личности. ...............................- 53 -
1.4.4. Шизоидный тип акцентуации личности. ......................................- 59 -
Глава 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ........................... - 65 -
2.1 Состав групп обследованных.................................................................- 65 -
2.2 Психологические методики экспериментальных исследований. ......- 68 -
2.3 Методы математического непараметрического анализа результатов
психологического исследования. ................................................................- 77 -
2.4 Материалы психолого-педагогической дифференциальной диагностики
.........................................................................................................................- 79 -
Глава 3. ОСОБЕННОСТИ УСВАИВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В
ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПСИХОТИПОЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
ЛИЧНОСТИ ...................................................................................................... - 81 -
3.1 Предпосылки формирования успешного обучения в зависимости от
психотипологической структуры личности. ..............................................- 81 -
3.2 Характеристика представителей циклоидного психотипа и степень
успеваемости по изучаемому иностранному языку. .................................- 85 -
3.2.1. Феноменологическая психологическая характеристика студентов
с циклоидным психотипом личности......................................................- 85 -
3.2.2. Экспериментально-психологическая характеристика
результатов исследований студентов с циклоидной структурой
личностного психотипа. ...........................................................................- 88 -
3.3 Характеристика представителей истероидного психотипа и степень
успеваемости по изучаемому иностранному языку. .................................- 96 -
- 3 -
3.3.1. Феноменологическая психологическая характеристика студентов
с истероидным психотипом личности. ...................................................- 96 -
3.3.2. Экспериментально-психологическая характеристика результатов
исследований студентов с истероидной структурой личностного
психотипа. ............................................................................................... - 102 -
3.4 Характеристика представителей эпилептоидного психотипа и степень
успеваемости по изучаемому иностранному языку ............................... - 111 -
3.4.1. Феноменологическая психологическая характеристика студентов
с эпилептоидным психотипом личности. ............................................ - 111 -
3.4.2. Экспериментально-психологическая характеристика результатов
исследований студентов с эпилептоидной структурой личностного
психотипа. ............................................................................................... - 118 -
3.5 Характеристика представителей шизоидного психотипа и степень
успеваемости по изучаемому иностранному языку. .............................. - 128 -
3.5.1. Феноменологическая психологическая характеристика студентов
с шизоидным психотипом личности. ................................................... - 128 -
3.5.2. Экспериментально-психологическая характеристика результатов
исследований студентов с шизоидной структурой личностного
психотипа. ............................................................................................... - 132 -
ВЫВОДЫ ........................................................................................................ - 148 -
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.............................................................................. - 150 -
- 4 -
ВВЕДЕНИЕ
Психодиагностика является эффективным инструментом оптимизации
профессиональной деятельности как отдельного человека, так и целого об-
щества (Лейтес Н.С., 1971; Леонтьев А.Н.,1975; Шадриков В.Д., 1996;
Kelly G.A., 1955; Eysenck H.J., 1971; Witkin H.A., 1974). Изучение иностран-
ного языка в ВУЗе является сложным многоступенчатым процессом, во мно-
гом зависящим от личностно-характерологических, социально-информаци-
онных, психолого-педагогических особенностей обучающихся, которые на-
правлены на формирование профессионального уровня знаний и отношений.
Психотипологические характеристики личности и индивидуальные стерео-
типы поведения должны учитываться при формировании индивидуального
стиля обучения студентов. Исследование личностно-характерологической
структуры студентов помогает целенаправленно использовать сильные сто-
роны характера и контролировать, укреплять слабые, что способствует гар-
монизации личности во время учёбы, повышая эффективность овладения
иностранным языком, оптимизируя педагогический процесс в целом.
По мнению Б.В. Овчинникова (2003), «совокупность наиболее устой-
чивых психических качеств можно рассматривать с двух сторон – как психо-
логический тип и как акцентуацию личности». Психологический тип ото-
бражает разновидность конституциональной нормы, а акцентуации харак-
тера и личности являются дополнительной характеристикой по отношению к
типу, что помогает составить полный психологический портрет личности с
выделением сильных и слабых сторон. С другой стороны, акцентуации ха-
рактера, в формировании которых принимает участие генетический фактор,
являются вспомогательным звеном в выборе индивидуального стиля поведе-
ния, реагирования на окружающую ситуацию, что предопределяет успеш-
ность обучения и овладения, в данном случае, иностранным языком (Лич-
ко А.Е., 1973).
С точки зрения И.В. Боева (1999), если акцентуированные черты ха-
рактера в юношеском возрасте преобладают над личностными - «хочу над
надо», то они препятствуют удовлетворительной социальной адаптации. В
- 5 -
случае преобладания личностных свойств над характерологическими наблю-
дается оптимизация социальной адаптации, что должно позитивно влиять на
обучение иностранному языку. Взаимодействие психотипологической струк-
туры личности с позитивными или деструктивными социально-информаци-
онными факторами в значительной мере определяет формирование индиви-
дуального стиля поведения, обучения, адаптации и любой деятельности, со-
вершаемой индивидом.
Представленные теоретические позиции указывают на необходимость
рассмотрения зависимости успешности обучения и овладения иностранным
языком от психотипологической структуры личности студента.
Цель исследования – изучить закономерности успешного или неус-
пешного овладения иностранным языком от индивидуальных психотиполо-
гических особенностей человека.
Объект исследования - человек как целостное системное образова-
ние в субъектно-объектных отношениях в процессе получения высшего обра-
зования.
Предмет исследования – закономерности индивидуального обучения
иностранному языку в зависимости от конституционально-психотипологиче-
ских характеристик личности.
Эмпирическая гипотеза исследования – все обучающиеся ино-
странному языку студенты находятся в одинаковых социально-педагогиче-
ских условиях. В то же время каждый индивид обладает определенным пси-
хотипологическим набором свойств, которые, несомненно, влияют на фор-
мирование индивидуального эффективного или неэффективного стиля овла-
дения иностранным языком.
Теоретическая гипотеза исследования основана на эволюционно–
конституциональном подходе к личностной индивидуальности, предполагая,
что конституционально–психотипологические основы индивида детермини-
руют психологическую, психическую, поведенческую структуру личности,
которая, в свою очередь, влияет на особенности протекания адаптационных,
- 6 -
компенсаторных и мотивационных механизмов, лежащих в основе успеш-
ного или неуспешного изучения иностранного языка.
Задачи исследования:
1. Провести экспериментально-психологическое изучение личност-
ных, психологических и поведенческих характеристик студентов, изучающих
иностранный язык.
2. Выявить взаимосвязь между психотипологической структурой
личности студента и эффективностью усваивания иностранного языка, вос-
произведения полученной информации.
3. Определить взаимосочетания патопсихологических маркеров у
представителей конкретного психотипа, способствующих наиболее успеш-
ному обучению иностранному языку.
4. Разработать психологические рекомендации для формирования
лингвистических групп, отличающихся оптимальным усвоением иностран-
ного языка.
Методологическую и теоретическую основы исследования соста-
вили концепция отечественной психологии о сущности личности и ее психо-
логической структуры, преемственности между биологическим и социаль-
ным в психическом развитии, психическом как процессе (Рубинштейн С.Л.,
1946; Ананьев Б.Г., 1966; Теплов Б.М., 1961, 1967; Леонтьев А.Н., 1975;
Блейхер В.М., Крук И.В., 1986; Платонов К.К., 1972; Кузьмин Е.С., Зинченко
В.П., 1996); континуально-генетическая концепция (Брушлинский А.В.);
учение об акцентуированных личностях и акцентуациях характера (Лич-
ко А.Е., 1983; Леонгард К., 1968, 2000; Ушаков Г.К., 1975); представления об
индивидуальных поведенческих стереотипах (Братусь Б.С., 1988; Бе-
лоус В.В., 1968, 1978; Брушлинский А.В., 1977; Дружинин В.Н., Кли-
мов Е.А., 1968); концепция об аномальной личностной изменчивости и по-
граничной аномальной личности как промежуточном диапазоне конститу-
ционально–континуального пространства (Боев И.В., Ахвердова О.А., 1999).
Материалы и методы исследования
- 7 -
В соответствии с поставленной целью и задачами были подвергнуты
экспериментально-психологическому и психолого-педагогическому анализу
193 студента мужского и женского пола в возрасте от 17 до 19 лет, обучаю-
щихся на 2-3 курсах факультета романо-германских языков Ставропольского
государственного университета. Обследование проводилось с 2001 по 2003
год. Для повышения достоверности исследования из всей субпопуляции об-
следованных были исключены студенты с неудовлетворительной успеваемо-
стью как по иностранному языку, так и по другим предметам.
В соответствии с классическими представлениями отечественных и
зарубежных авторов о конституциональной психологии всех обследованных
студентов, обучающихся иностранному языку, дифференцировали в зависи-
мости от конституционально-психотипологической структуры личности на
представителей четырёх психотипов, которые составили группы испытуемых
для экспериментально-психологического анализа. Определение психотипо-
логической принадлежности позволяет осуществить дифференцированный
подход к испытуемым на индивидуальном и групповом уровне. Использова-
ние принципов конституциональной психологии предоставляет возможность
проводить не сплошной анализ результатов экспериментально-психологиче-
ских исследований студентов, а основываться на методологической базе, ко-
гда успешность или неуспешность в овладении иностранным языком веро-
ятностно зависит от структуры психотипологических особенностей лично-
сти. Анализировалась успеваемость студентов в зависимости от их располо-
жения в конституционально-континуальном пространстве от диапазона пси-
хологической нормы-акцентуации до диапазона пограничной аномальной
личности (ПАЛ) и далее до диапазона патологической психической консти-
туции (психопатии) (Боев И.В., 1999). Первая группа включала 59 (31%) об-
следованных с циклоидной структурой личностного психотипа, вторая - 63
(33%) с истероидной структурой, третья – 46 (24%) с эпилептоидной и чет-
вертая – 25 (13%) обследованных с шизоидной структурой личностного пси-
хотипа.
- 8 -
Для осуществления экспериментально-психологической дифферен-
циации испытуемых по психотипологической структуре личности был ис-
пользован патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) для
подростков (Личко А.Е., 1977).
Экспериментально-психологическое исследование основывалось на
применении стандартного набора методик, представленных 17 психологиче-
скими показателями: клинический опросник для выявления и оценки невро-
тического состояния (Яхин К.К., Менделевич Д.М., 1978); определение уров-
ня невротизации и психопатизации (УНП) по методике, предложенной
Н.Б. Ласко и И.М. Тонконогим (1976); методика Айзенка (Eysenck H.J.,
1963); Шкала Тейлор (Тау1ог J., 1953), выявляющая общий уровень личност-
ной тревожности.
У обследованных, принадлежащих к конкретному личностному пси-
хотипу, была определена степень выраженности следующих 17 психологиче-
ских показателей: реакция эмансипации, шкалы психологической склонности
к алкоголизации и к делинквентному поведению, показатель возможной ор-
ганической природы (минимальной мозговой дисфункции), показатель муже-
ственности и женственности, шкалы вегетативных и обсессивно-фобических
нарушений, астении, истерического типа реагирования, невротической де-
прессии, ситуативной тревоги, невротизации, психопатизации, экстра-интро-
версии, нейротизма, конституциональной тревоги.
Все полученные результаты были проверены непараметрической ста-
тистикой, в частности дискриминантным анализом, что дало основание соот-
нести их с психолого-педагогическими характеристиками обследованных
студентов.
Дальнейшее исследование предполагало распределение студентов по
степени стабильности-нестабильности индивидуальной успеваемости на три
подгруппы: а) с отличной, б) с хорошей, с) с удовлетворительной успеваемо-
стью по иностранному языку. Сведения об успеваемости были представлены
преподавателями университета с выделением приоритетных методов усваи-
вания информации (вербальные, невербальные) и стилей воспроизведения
- 9 -
(коммуникативный, некоммуникативный) полученной информации. Таким
образом, представители каждого психотипа были ранжированы по степени
успеваемости.
С помощью компьютерной программы непараметрического статисти-
ческого дискриминантного анализа (Ступак С.Ф., Боев И.В., 1979), про-
граммного обеспечения фирм StatSoft и Microsoft результаты обследованных
в подгруппах были достоверно дискриминированы в трехмерном простран-
стве, что позволило выделить психологические маркеры дифференциальной
диагностики между сравниваемыми подгруппами и определить непосредст-
венный вклад каждого маркера в процентном выражении в процесс психоло-
гической дифференциации.
Для определения вероятностной взаимозависимости между конститу-
ционально-психотипологическими особенностями личности и степенью ус-
певаемости по изучаемому иностранному языку; определения наиболее эф-
фективного метода усваивания и воспроизведения полученной информации;
выявления особенностей формирования индивидуального стиля обучения
были исследованы корреляционные взаимосвязи.
Достоверность и надежность полученных результатов обеспечива-
лась репрезентативностью первичного материала, использованием стандарт-
ного комплекса апробированных методов психологического исследования,
применением методов непараметрической математической статистики при
обработке результатов исследования, представительностью выборок и сис-
темностью исследовательских процедур в структуре экспериментально -
психологического сравнительного метода исследования. Основные научные
результаты получены лично соискателем.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования
Представлена психологическая феноменология и статистически дос-
товерная личностно-характерологическая изменчивость студентов факуль-
тета иностранных языков от психологической нормы-акцентуации до прояв-
лений пограничной аномальной личности, формирующихся в деструктивных
социально-информационных условиях новейшего исторического периода
- 10 -
России. Продемонстрирована на экспериментально–психологическом мате-
риале и доказана возможность личностно-характерологической изменчиво-
сти студентов под влиянием информационно-стрессовых факторов совре-
менной социально-педагогической среды обитания. Впервые эксперимен-
тально подтверждено влияние психотипологических характеристик лично-
сти на особенности изучения иностранного языка. Представлена взаимозави-
симость индивидуального стиля обучения от психотипологических характе-
ристик личности, развития психологической дезадаптации и личностной де-
компенсации в условиях пребывания в деструктивной, социально-ин-
формационной среде.
Практическая значимость работы
Результаты настоящего исследования имеют существенное значение
для науки, практической психологии, педагогики и лингвистики. В настоя-
щем диссертационном исследовании эмпирически установлены и экспери-
ментально подтверждены принципиальные отличия психотипологической
структуры студентов, относящихся к конституциональному диапазону пси-
хологической нормы-акцентуации и представителей пограничной аномаль-
ной личности, что отражается на степени овладения иностранным языком.
Выявлена зависимость между психотипологической структурой личности
студентов и степенью успеваемости по иностранному языку. Определены
психотипологические критерии и факторы формирования индивидуального
стиля овладения иностранным языком. Установлено, что психологические и
личностные изменения, детерминированные неблагоприятным социально-
информационным стрессовым воздействием, приводят к аномальной измен-
чивости психологических, личностных и поведенческих характеристик сту-
дентов, что препятствует полноценной самореализации, нарушая индивиду-
альный стиль овладения иностранным языком, препятствуя хорошей успе-
ваемости.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Материалы диссертации представлялись на 45-й научно-методической
конференции «Университетская наука - региону» (Ставрополь, 2000); на ме-
- 11 -
ждународной научной конференции «Классическое лингвистическое образо-
вание – в современном мультикультурном пространстве» (Москва – Пяти-
горск, 2004); на V межрегиональной межвузовской научно-практической
конференции «Вузовская наука из настоящего в будущее» (Кисловодск,
2004); на Всероссийской научной Internet – конференции «Пути становления
субъекта в информационном обществе» (Ставрополь, 2004); на межрегио-
нальной научно-практической конференции «Актуальные проблемы социо-
гуманитарных знаний» (Пятигорск, 2004); а также на заседаниях кафедры
клинической психологии Ставропольского государственного университета,
на совместных заседаниях кафедры психотерапии и медицинской психологии
факультета последипломного образования и Клиники пограничных состоя-
ний Ставропольской государственной медицинской академии (Ставрополь,
2002, 2003).
Положения, выносимые на защиту:
1. Эффективность усваивания иностранного языка и воспроизведе-
ние полученной информации зависит преимущественно от индивидуальной
структуры личностного психотипа.
2. Успешность или неуспешность в усвоении иностранного языка де-
терминирована в значительной мере конституционально-психотипологиче-
ской структурой личности.
3. Формирование индивидуального стиля освоения иностранного язы-
ка обнаруживает коррелятивные взаимосвязи с конституционально-пси-
хотипологическими особенностями личности.

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров