Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Основы микропроцессорной техники: Задания и методические указания к выполнению курсовой работы для студентов специальности 200400 «Промышленная электроника», обучающихся по сокращенной образовательной программе: Метод. указ./ Сост. Д.С. Лемешевский. – Новокузнецк: СибГИУ, 2003. – 22 с: ил. (4)
(Методические материалы)

Значок файла Организация подпрограмм и их применение для вычисления функций: Метод. указ./ Сост.: П.Н. Кунинин, А.К. Мурышкин, Д.С. Лемешевский: СибГИУ – Новокузнецк, 2003. – 15 с. (2)
(Методические материалы)

Значок файла Оптоэлектронные устройства отображения информации: Метод. указ. / Составители: Ю.А. Жаров, Н.И. Терехов: СибГИУ. –Новокузнецк, 2004. – 23 с. (2)
(Методические материалы)

Значок файла Определение частотных спектров и необходимой полосы частот видеосигналов: Метод указ./Сост.: Ю.А. Жаров: СибГИУ.- Новокузнецк, 2002.-19с., ил. (2)
(Методические материалы)

Значок файла Определение первичных и вторичных параметров кабелей связи: Метод. указ./ Сост.: Ю. А Жаров: СибГИУ. – Новокузнецк, 2002. – 18с., ил. (2)
(Методические материалы)

Значок файла Операционные усилители: Метод. указ. / Сост.: Ю. А. Жаров: СибГИУ. – Новокузнецк, 2002. – 23с., ил. (2)
(Методические материалы)

Значок файла Моделирование электротехнических устройств и систем с использованием языка Си: Метод указ. /Сост. Т.В. Богдановская, С.В. Сычев (7)
(Методические материалы)


Заказ научной авторской работы

Предпосылки формирования конституционально-психотипологического подхода к изучению иностранного языка

В переломные моменты общественного развития происходят очень
серьезные сдвиги в системе ценностей, в отношении к смыслу жизни, опре-
делении своего места. В такие периоды исторического процесса возрастает
значение индивидуального богатства человека. Это связано с возрастанием
степени свободы человеческой личности, ее активности и самостоятельности
в принятии решений, с ожиданием перемен индивидуализации человеческого
бытия. На современном этапе результаты фундаментальных исследований в
области дифференциальной психологии и психофизиологии открывают воз-
можности перехода на следующую ступень - от изучения отдельных свойств
нервной системы и элементарных психологических проявлений к изучению
взаимосвязи технологий обучения и индивидуальных стратегий усвоения
знаний, навыков, умений. Проблема индивидуально-психологических осо-
бенностей все еще недостаточно разработана, и учение о них не нашло своего
места в системе психологических знаний. Б.М. Теплов (1961) писал: «Приме-
нение к жизни общих психологических закономерностей всегда должно опо-
средоваться знанием индивидуальных различий. Без этого общие психологи-
ческие закономерности становятся столь абстрактными, что их практическая
ценность представляется сомнительной». Проблема индивидуальных разли-
чий, как никакая другая, нуждается для своей разработки в привлечении зна-
ний из нейробиологии, генетики, психофизиологии, антропологии. Никто не
сомневается в том, что те особенности, которые отличают одного человека от
другого, зависят не только от исторических и культурных условий онтоге-
неза. Вместе с ними иногда сглаженно, иногда достаточно резко выступают
биологический и генетический факторы. Если влияние первого сказывается
на возрастном развитии, то второй, генетический, обнаруживается в осуще-
- 13 -
ствляемых человеком видах деятельности, в его общении с другими людьми,
влияя на достижение успеха. Характер происходящей трансформации можно
кратко выразить в утверждении, что феномен человеческой индивидуально-
сти сегодня стал ощущаться и рассматриваться как особая реальность, суще-
ствующая независимо от нашего знания о ней. Ранее существовавшие тен-
денции переросли в широкое осознание того, что индивидуальность мало
воспринимать только как некоторый особый образ и образец жизни. Призна-
ние ценностно-духовного значения человеческой индивидуальности счита-
ется по праву теоретическим резюме ее классического философского пони-
мания, перешедшего до определенной степени в психологическую литера-
туру и обыденное сознание. Анализируя философскую, психологическую,
медицинскую литературу, легко обнаружить, что проблема «био – социо»
ставится как соотношение либо биологического и социального, либо врож-
денного и приобретенного, либо генотипического и средового.
В формуле «биологическое и социальное» неопределенно широк объ-
ем первого понятия. Говоря о биологическом, исследователи имеют в виду
широчайший спектр характеристик разного уровня: наследственно закреп-
ленные конституциональные признаки, состояние здоровья, функциональ-
ные, физиологические особенности различных систем человеческого орга-
низма и многое другое. Нам представляется неверным простой перебор воз-
можных точек зрения на столь неопределенно трактуемую проблему, а вто-
рая формула представляется более четкой. Однако входящие в нее перемен-
ные необязательно независимы. Врожденное может быть и приобретенным
(например, во внутриутробном периоде), и вряд ли удастся разграничить
врожденное и приобретённое в этом случае.
Поэтому третья формула – «генотипическое и средовое» представля-
ется оптимальной. Она включает в себя два независимых понятия, имеющих
в современной науке вполне четкое содержание и определенные методы ис-
следования.
Проблема формирования человеческой индивидуальности в процессе
развития имеет междисциплинарный характер и находится на стыке разных
- 14 -
научных направлений: психологии развития, психоморфологии, психогене-
тики. Соотношение биологического и социального, врожденного и приобре-
тенного, наследственного и средового в психике человека оказывает несо-
мненное влияние на процесс самоактуализации личности.
В настоящее время предпринимаются усиленные попытки интегра-
ции всех данных об онтогенезе человека с позиции системного подхода, раз-
витие при этом интерпретируются как «процесс, протекающий на разных
уровнях и включающий как макро-, так и микрогенетические изменения»
(Ломов Б.Ф., 1984). Формирование целостной человеческой индивидуально-
сти не может быть сведено к закономерностям развития одного иерархиче-
ского уровня. Индивидуальные особенности, на каком бы уровне они ни про-
являлись, не являются рядоположенными признаками, они находятся в слож-
ной, иерархически соподчиненной системе отношений.
В последние годы появились данные о том, что интенсивное обога-
щение окружающей среды, целенаправленное воздействие и тренировка сен-
сорных и когнитивных функций могут ускорить темпы созревания орга-
низма, вызвать более зрелые паттерны реагирования мозговых структур.
По современным представлениям, каждая стадия развития в онтоге-
незе наступает в результате актуализации различных участков генома чело-
века. Сформулирован временной принцип организации генетических систем,
контролирующих развитие, и выделена специальная область исследования –
«хроногенетика», направленная на изучение закономерностей развёртывания
генетической программы во времени. Наряду с этим одним из основных кон-
цептуальных положений психогенетики является утверждение о том, что ге-
нотип может оказывать влияние на психологические признаки только через
морфологический, физиологический и психофизиологический уровни, таким
образом генетические факторы реализуют видовую программу развития, оп-
ределяя на каждом её этапе соответствующий уровень созревания ЦНС, ко-
торый создаёт предпосылки для появления психических новообразований
(Марютина Т.М., Егорова М.С., 1997; Rosental R., 1979).
- 15 -
В развитии генотип выполняет двоякую функцию: он типизирует раз-
витие и индивидуализирует его. Каждый человек с момента зарождения от-
личается выраженной индивидуальностью, которая проявляется на уровнях
организации. Фенотип этого психологического признака может являться ре-
зультатом и особой генетической конституции, и уникального жизненного
опыта.
Причины индивидуальных различий какой-либо психологической
особенности должны достаточно определённо относиться к среде, или к ге-
нотипу, или одновременно к тому и другому источнику реактивности.
По образному высказыванию американского психолога Гольдсмита,
гены в ходе развития «включаются и выключаются». Из этого следует, что
наследуемость генотипически одного и того же признака с возрастом может
меняться, а также, не меняясь по величине, может определяться действием
разных генетических факторов.
Объектом нашего исследования являются характеристики, по крайней
мере, двух ведущих уровней в структуре индивидуальности: психофизиоло-
гического и психологического. Исследовательская парадигма предполагает,
что в ходе индивидуального развития эти два уровня находятся в состоянии
постоянного взаимовлияния и взаимодетерминации. Кроме того, генотип
может оказывать влияние на психическое развитие только через психофизио-
логический уровень. Подавляющее большинство психофизиологических ха-
рактеристик может проявляться у индивидов в той или иной степени на про-
тяжении всей его жизни, это даёт основание предполагать влияние генотипа
на индивидуальные особенности индивида.
По мнению М.С. Егоровой и Т.М. Марютиной, необходимо осозна-
вать разницу между стабильностью и генетической обусловленностью, так
как «психологические характеристики, демонстрирующие высокую стабиль-
ность в процессе развития, необязательно связаны с генотипом и, наоборот,
генетически обусловленные характеристики отнюдь не являются неизмен-
ными».
- 16 -
В последнее время с появлением когнитивной психофизиологии ис-
следованиям подвергаются не только суммарные поведенческие реакции ин-
дивидуальных особенностей, «но и таких характеристик центральных про-
цессов, которые на поведенческом уровне выделить невозможно».
Данные последних исследований свидетельствуют о том, что соот-
ношение генетических и средовых компонентов в индивидуальных особен-
ностях психофизиологических характеристик зависит от того, в какую
функциональную систему данный признак включён. По мнению С.В. Малых,
(1988) «генетические влияния слабее, если относительно элементарное дви-
жение в комплексе мозговых потенциалов на фенотипическом уровне явля-
ется целью действия, и сильнее, если – средством. Таким образом, на психо-
физиологическом уровне намечается следующая закономерность: «соотно-
шение генетических и средовых влияний в изменчивости принадлежащих к
этому уровню зависит от механизмов их реализации. Чем выше в последних
удельный вес специфически человеческих факторов, тем ниже доля генети-
ческих влияний».
Средовые и генетические влияния на индивидуальные различия, про-
являющиеся в психологических характеристиках, взаимодействуют, и прояв-
ление этого взаимодействия проявляется в том, что одинаковые средовые ус-
ловия развития будут более благоприятны для людей с одним генотипом и
менее благоприятны для людей с другим. Предполагается, что процессу раз-
вития соответствует смена типов гено-средовых корреляций от пассивных к
активным.
Индивидуально–психотипологический подход является особым на-
правлением практической и теоретической психологии. Применяя его, мы
пытались конкретизировать значимость общечеловеческих закономерностей,
обеспечивающих психическое и физическое здоровье, адаптивность, общую
состоятельность личности. По мнению Б.В. Овчинникова (2003), «совокуп-
ность наиболее устойчивых психических качеств можно рассматривать с
двух сторон – как психологический тип и как акцентуацию личности». Пси-
хологический тип отображает разновидность конституциональной нормы, а
- 17 -
акцентуации являются дополнительной характеристикой по отношению к
типу, и обе эти характеристики помогают составить полное психологическое
описание человека, отмечая сильные и слабые стороны его личности. Такой
подход содержит все необходимые данные для оценки возможностей чело-
века к адаптации и самореализации.
Интересна точка зрения В.Г. Тыльца (2003) о необходимости психо-
логического сопровождения процесса обучения иностранному языку, кото-
рый он рассматривает как «специфический процесс, требующий профессио-
нальных знаний и активной позиции субъекта сопровождения как профес-
сионала». По его мнению, профессиональная ориентация психологического
сопровождения приобретает новое качество при обучении иностранным язы-
кам – содержательную специфику высшего иноязычного образования, кото-
рая проявляется в двух направлениях. С одной стороны, несомненный инте-
рес представляет психологическая подготовка будущего специалиста, кото-
рая включает все «проявления субъектно – личностного порядка, имеющие
отношения к процессу и результатам освоения иноязычного лингвистическо-
го опыта». С другой стороны, высокого уровня иноязычной компетенции
можно добиться путём применения психолого–педагогических технологий
эффективного обучения.
Овладение иностранным языком является достаточно сложным мно-
гоаспектным процессом, включающим в себя комплекс личностных, соци-
альных, психолого–педагогических особенностей, которые направлены как
на развитие личности, так и на формирование языковой компетенции. Язы-
ковая компетенция определяется адекватным владением языком в комму-
никативной ситуации. На сформированность языковой компетентности не-
сомненное влияние оказывает уровень развития иноязычных способностей,
особенности процессов запоминания и воспроизведения, вербальная актив-
ность, а также сфера психотипологических характеристик личности субъекта
(Bolinger D., 1980; Gardner R., 1981). Современные студенты составляют в
основном возрастную группу от 18 до 25 лет. В психологических классифи-
кациях периодов жизни человека это возраст поздней юности, который ха-
- 18 -
рактеризуется сложностью психологических и когнитивных характеристик.
По мнению С.Д. Смирнова, «этот период максимально благоприятен для
обучения и профессиональной подготовки, так как именно в студенческом
возрасте достигают максимума в своём развитии не только физические, но и
психологические свойства, и высшие психические функции: восприятие,
внимание, память, мышление, речь, эмоции и чувства». Исходя из системно-
го представления об учебной деятельности, можно утверждать, что учащийся
принимает решения на уровне регулирования, адаптации и самоорганизации.
В возрасте поздней юности осознание мотивов, задач, способов и средств
учебной деятельности приобретает качественно новые характеристики. Про-
исходит рождение новых потребностей профессионального и жизненного
самоопределения.
Целью обучения на факультете иностранных языков является фор-
мирование профессиональной компетентности будущих специалистов, кото-
рая включает в себя коммуникативный, психологический и методический
аспекты данного понятия. К числу важнейших для изучения иностранного
языка индивидуально-психологических свойств относятся: мотивационная
готовность, волевые качества, способности к овладению иностранным язы-
ком, среди которых наиболее значимыми являются вербальное мышление,
вербальная память и речевой слух. В условиях обучения иностранным язы-
кам в ВУЗе формирование познавательной потребности заключается в том,
что преподавателю следует организовывать специальные условия, при кото-
рых реализация потребности проходила бы в сопровождении положительных
эмоций и с обязательным завершением работы ситуацией успеха, так как пе-
реживания положительных эмоций приводит к закреплению предрасполо-
женности и желанию выполнять предлагаемые учебные действия. Уровень
профессиональной компетентности влияет на стремление личности к самоак-
туализации.
Для успешной реализации стратегий личности при овладении ино-
странным языком как особой формой деятельности субъекта необходимо
определить характер соотношения успешности обучения с психотипологиче-
- 19 -
скими характеристиками личности. Необходимо задуматься о концентрации
усилий по созданию благоприятных психологических условий, что пред-
ставляется невозможным без учёта индивидуально-психотипологических ха-
рактеристик личности.
Комплексное исследование способностей и их задатков свидетельст-
вует о наличии закономерных устойчивых связей между способностями,
темпераментом, характером и склонностями, а также их природными пред-
посылками (Buss A., Plomin R., 1975). Это привело к необходимости науч-
ного рассмотрения проблемы структуры индивидуальности и места в ней и
способностей, и их задатков. В своей работе, посвященной структуре лично-
сти, Ришар Мейли (1975) отмечал: «Понятие «структура» предполагает, что
многочисленные и всегда разные проявления личности детерминированы бо-
лее стабильной структурой, составляющей их основу». Структуру личности
нужно рассматривать как конструкцию или организацию, являющуюся ре-
зультатом взаимодействия между предрасположенностями и внешними ус-
ловиями. Мейли считает определяющими аспектами личности темперамент,
способности и мотивацию, которая выступает для автора как синоним харак-
тера. В определении личности Б. Г. Ананьева (1966) «как целостной индиви-
дуальности в ее социальном развитии» определено значение целостности в
трактовке индивидуальности и личности. Существен тот подход к структуре
личности, который был сформулирован Е.В. Шороховой (1966): «Основной
итог и задачи дальнейшего исследования структуры личности сводятся к оп-
ределению одного или нескольких структурообразующих признаков и харак-
тера связей и взаимозависимостей между ними». В работах разных лет
С.Л. Рубинштейном, Б.Г. Ананьевым и Б.М. Тепловым рассмотрены принци-
пиально важные положения о наиболее существенных и устойчивых чертах
личности и индивидуальности, таких, как потребности и мотивы, темпера-
мент, способности, характер, направленность личности. Данные подструкту-
ры, или компоненты, отчасти совпадают с предложенными Р. Мейли, но и
отличаются от них наличием самой общей категории направленности и пред-
ставлением о мотивации и характере как относительно самостоятельных
- 20 -
компонентах личности и индивидуальности. В работе Э.А. Голубевой отра-
жена конкретизация этих категорий, и на основе экспериментальных иссле-
дований выдвигается идея того, что «в понятие «индивидуальность» органи-
чески включено представление о целостности, самобытности, неповторимо-
сти каждого человека и одновременно - представление о возможности рас-
смотрения этой целостности как отражения общеродовых свойств, совокуп-
ности признаков, поддающихся измерениям» (Голубева Э.А., 1993). Основ-
ным и специальным типологическим свойствам нервной системы соответст-
вует наличие определенной общности темперамента и способностей. В рабо-
тах С.Л. Рубинштейна (1946), Б.Г. Ананьева, (1966), В.М. Русалова (1985) и
Б.М. Теплова (1961) рассмотрены принципиально важные положения, отно-
сящиеся к различным подструктурам индивидуальности и личности и их
природным предпосылкам.
Помимо психических процессов, в структуру способностей нередко
включают и личностные качества человека (Ньюттен Ж., 1975; Крупнов А.И.,
1981; Ольшанникова А.Е. и др., 1976; Cattell R.B., 1957; Miller G.A.,
Galanter E., 1960). На необходимость изучения способностей в широком лич-
ностном аспекте указывается в работах Б.Г. Ананьева (1966), А.Г. Ковалева
(1957), В.Н. Мясищева (1960), К.К. Платонова (1972) и других исследовате-
лей. Личностные качества человека, которые способствуют успешности дея-
тельности (в нашем случае усвоению иностранного языка), могут считаться
компонентами способностей, но не основными, а факультативными (Каспа-
рова А.Д., 1986).

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров