Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Моделирование электротехнических устройств и систем с использованием языка Си: Метод указ. /Сост. Т.В. Богдановская, С.В. Сычев (6)
(Методические материалы)

Значок файла Механическая очистка городских сточных вод: Метод. ука¬з./ Сост.: к.т.н., доц. А.М. Благоразумова: ГОУ ВПО «СибГИУ». – Ново-кузнецк, 2003. - 29 с (7)
(Методические материалы)

Значок файла Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине “Бухгалтерский управленческий учёт” / Сост.: Щеглова Л.П.: СибГИУ. – Новокузнецк, 2003. – 18с (5)
(Методические материалы)

Значок файла Исследование элементов, узлов и устройств цифровой. вычислительной техники: Метод. указ. / Составители: Ю.А. Жаров, А.К. Мурышкин:СибГИУ.- Новокузнецк, 2004. - 19с (7)
(Методические материалы)

Значок файла Операционные усилители: Метод. указ. / Сост.: Ю. А. Жаров: СибГИУ. – Новокузнецк, 2002. – 23с., ил (5)
(Методические материалы)

Значок файла Исследование вольт-амперных характеристик биполярных транзисторов: Метод. указ./ Сост.: О.А. Игнатенко, Е.В.Кошев: СибГИУ.- Новокузнецк, 2004.-11с., ил (4)
(Методические материалы)

Значок файла Знакомство со средой MatLab. Приемы программирования (6)
(Методические материалы)


Заказ научной авторской работы

Особенности первого впечатления о другом человеке у детей старшего дошкольного возраста

ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ. .............................................................................................................................................................3
ГЛАВА I. ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ О ДРУГОМ ЧЕЛОВЕКЕ КАК ЯВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ
ПЕРЦЕПЦИИ. .........................................................................................................................................................9
I.1. ПРОЦЕСС МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВОСПРИЯТИЯ И ВЗАИМОПОНИМАНИЯ. ....................................9
I.2. ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ КАК ФЕНОМЕН МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВОСПРИЯТИЯ.
...............................................................................................................................................................................24
I.3. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВОСПРИЯТИЯ В ДОШКОЛЬНОМ
ВОЗРАСТЕ...........................................................................................................................................................41
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ. .......................................................................................................................52
ГЛАВА II. РАЗРАБОТКА, ХОД И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПЕРВОГО ВПЕЧАТЛЕНИЯ У
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ...................................................................................56
II.1. ПРОГРАММА ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ........................................................................56
II.2. ТЕХНОЛОГИЯ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ФЕНОМЕНА ПЕРВОГО ВПЕЧАТЛЕНИЯ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...................................................................................60
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ. .......................................................................................................................81
ГЛАВА III. ОСОБЕННОСТИ ПЕРВОГО ВПЕЧАТЛЕНИЯ О ДРУГОМ ЧЕЛОВЕКЕ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ. .............................................................................................................................................84
ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ. ....................................................................................................................146
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ..................................................................................................................................................149
БИБЛИОГРАФИЯ. .............................................................................................................................................157
ПРИЛОЖЕНИЕ.................................................................................................................................................1766
3
ВВЕДЕНИЕ.
Настоящая работа посвящена проблеме первого впечатления о другом
человеке у детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность работы. Необходимость разработки различных
аспектов одной из наиболее сложных проблем социальной перцепции -
формирования первого впечатления обусловлена его важностью как
исходной формы процесса межличностного познания.
Проблема формирования первого впечатления интенсивно
разрабатывалась в отечественной психологии в рамках социально-
перцептивного подхода, начиная с 60-70 годов ХХ века в работах
А.А.Бодалева и В.Н.Панферова, а затем их последователей (А.Г.Гусевой,
В.Н.Куницыной, К.Д.Шафранской, П.М.Якобсон и многими другими).
Наибольшее внимание исследователей привлекали механизмы и
закономерности формирования первого впечатления, детерминированность
и изменчивость феномена под воздействием разных факторов. В конце 80-х
годов в психологии невербального поведения (В.А.Лабунская) ставятся
вопросы социально-психологической интерпретации незнакомого человека
на основе его экспрессии.
В настоящее время данная проблематика интенсивно разрабатывается в
рамках психосемиотического подхода к общению, развиваемого в работах
Е.А. Петровой и ее учеников (Р.Э.Варданян, М.Н.Котлярова, А.А.Родионова,
А.А.Романова, И.П.Чертыкова и др.). В работах данного направления
показано, что главными источниками визуальной информации,
индикаторами личности являются знаковые системы внешнего облика.
Значения отдельных визуальных знаков интерпретируются при
формировании первого впечатления взаимосвязано: дополняя друг друга,
либо порождая новую информацию, либо оказываясь малозначимым
нюансом общения.
4
Дальнейшее изучение феномена первого впечатления требует
раскрытия специфики восприятия незнакомого человека на различных
онтогенетических ступенях развития человека. Наиболее интересным и
недостаточно изученным в этом плане является старший дошкольный
возраст.
Проблема формирования первого впечатления о другом человеке у
детей 6-7 лет является жизненно важной, так как известно, что предстоящая
адаптация к школьному обучению требует от дошкольника расширенного
вступления в контакт с новыми людьми: учителями и сверстниками-
одноклассниками. От того, какое первое впечатление об учителе и
сверстниках возникнет у детей, впервые переступивших порог школы,
насколько правильно и адекватно дети смогут понять и построить
отношения с другими, будут зависеть взаимопонимание и успех в общении,
а, следовательно, и успешность включения в новую социальную ситуацию
развития.
Все вышесказанное относит проблематику изучения феномена первого
впечатления об окружающих людях у старших дошкольников к разряду
наиболее востребованных в сегодняшней психологии межличностного
познания как с точки зрения общепсихологической логики развития
проблематики, так и с точки зрения практики психологической работы с
детьми, готовящимися к поступлению в школу.
Объект исследования: восприятие незнакомого человека детьми 6-7
лет.
Предмет исследования: особенности первого впечатления старших
дошкольников о другом человеке.
Цель исследования: изучить содержание первого впечатления о
другом человеке у детей старшего дошкольного возраста.
Общей гипотезой исследования стало предположение о том, что
первое впечатление старших дошкольников о другом человеке определяется
внешним обликом незнакомца.
5
Частные гипотезы:
1. Семиотические системы внешнего облика незнакомого человека в разной
степени определяют первое впечатление и эмоциональное отношение к нему
у старших дошкольников.
2. При разных задачах межличностного познания дети 6-7 лет
интерпретируют разное количество внешних и внутренних особенностей
незнакомца.
3. Существуют гендерные различия в проявлении эмоционального
отношения детей старшего дошкольного возраста к другим людям в
ситуациях формирования первого впечатления о них.
Для реализации цели и проверки выдвинутых гипотез исследования
были определены следующие задачи:
1. Выявить психологические проблемы и основные направления в изучении
процесса межличностного восприятия в современной психологии.
2. Провести теоретический анализ подходов к исследованию феномена
первого впечатления об окружающих людях в отечественной и зарубежной
психологии.
3. Рассмотреть особенности развития межличностного восприятия в
дошкольном возрасте.
4. Изучить, какие особенности незнакомого человека старшие дошкольники
отражают при восприятии его внешнего (невербального) облика.
5. Исследовать особенности эмоционального отношения детей к другому
человеку по первому впечатлению.
Методологической основой исследования являются теоретические
положения, выработанные и принятые в отечественной науке:
? социально-перцептивного подхода о включенности внешнего облика в
процесс межличностного познания (А.А.Бодалев, В.Н.Панферов,
Г.В.Дьяконов, Н.В.Крогиус и др.);
? психологии невербального поведения о многозначности экспрессии
человека (В.А. Лабунская);
6
? визуальной психосемиотики общения об индикативной функции
визуальных знаков внешнего облика в познании людьми друг друга
(Е.А.Петрова и др.).
Методы исследования. В эмпирическом исследовании использовались:
модифицированная методика А.А.Бодалева «Метод словесных портретов»;
диагностическое наблюдение; беседы; методы математической статистики
по обработке эмпирических данных, качественный анализ результатов
работы.
Количественная обработка результатов исследования осуществлялась
на базе IBM-PC-Pentium с использованием программного продукта
"Microsoft" (2002 г.), а также электронных таблиц Excel и Access, пакетов
статистической обработки данных SPSS 9.0 и Statistica 5.11.h. и заключалась
в сравнении данных, проведении корреляционного анализа и др.
Достоверность и надежность полученных результатов
подтверждается исходными теоретическими концептуальными
положениями; использованием комплекса методов, адекватных целям,
задачам и логике нашего исследования, репрезентативностью выборки
испытуемых; эмпирической проверкой гипотезы; статистической обработкой
полученных данных; качественным анализом результатов исследования.
В качестве субъектов восприятия выступали дети старшего
дошкольного возраста из д/с №9 и д/с № 129 г. Курска общим количеством
100 человек (50 мальчиков и 50 девочек). В качестве объектов восприятия в
исследовании принимали участие 12 человек (6 взрослых людей - 3
мужчины и 3 женщины и 6 сверстников - 3 мальчика и 3 девочки).
Основные положения, выносимые на защиту:
1. При формировании первого впечатления у детей 6-7 летнего возраста
проявляются следующие механизмы межличностного восприятия:
стереотипизация, идентификация и эмпатия. Механизм рефлексии при
восприятии другого человека по первому впечатлению у детей данного
возраста не сформирован.
7
2. Первое впечатление детей старшего дошкольного возраста о другом
человеке формируется на основе интерпретации его внешнего облика, о
личностных качествах нового человека дети «судят» по особенностям его
внешности. Причем, наиболее информативными для детей старшего
дошкольного возраста являются семиотические элементы системы
«костюм», наименее – «кинесики» и «габитуса».
3. Содержание и полнота интерпретации связаны с решением конкретной
задачи межличностного познания. Дети 6-7 лет интерпретируют разное
количество внешних и внутренних особенностей незнакомца, в зависимости
от задачи восприятия. Так, при описании внешнего облика незнакомого
человека старшие дошкольники выделяют большее количество суждений,
чем при объяснении причин своего эмоционального отношения к нему.
4. Эмоциональное отношение к незнакомому человеку связано с
оформлением его внешности и физической привлекательностью. У старших
дошкольников выявлена тенденция позитивного оценивания лиц своего
пола. Показатели физических недостатков в облике незнакомого человека
определяют негативное эмоциональное отношение к нему. При отсутствии
подобных знаков в облике воспринимаемого человека, наиболее сильное
влияние на модальность возникающего эмоционального отношения,
оказывают такие семиотические элементы социального оформления
внешности незнакомого человека, как одежда и прическа.
Научная новизна:
1. Выявлены психологические особенности формирования первого
впечатления при невербальном восприятии другого человека у детей 6-7 лет,
проявляющиеся в существовании на данной возрастной ступени развития
таких механизмов межличностной перцепции как стереотипизация,
идентификация, эмпатия и отсутствия механизма рефлексии.
2. Показана связь содержания восприятия и понимания незнакомого
человека дошкольником с решением конкретной задачи межличностного
познания.
8
3. Выявлена при формировании первого впечатления у детей старшего
дошкольного возраста наибольшая информативность элементов знаковой
системы «костюм», наименьшая – «кинесики» и «габитуса».
4. Установлена связь эмоционального отношения старшего дошкольника к
незнакомому человеку с оценкой его костюма и физической
привлекательности.
5. Установлены гендерные различия в восприятии незнакомого человека
по первому впечатлению, проявляющиеся в тенденции позитивного
оценивания лиц своего пола.
Практическая значимость исследования определяется полученными
результатами и выводами об особенностях первого впечатления о других
людях у детей старшего дошкольного возраста, которые могут быть
использованы психологами, педагогами, воспитателями при разработке
содержания программ по развитию детской наблюдательности, в процессе
обучения общению и др., а также в сфере подготовки психолого-
педагогических кадров.
Апробация. Результаты исследования обсуждались на Российской
научно-практической конференции "Реализация и развитие идей Л.С.
Выготского в практике диагностики, обучения и воспитания детей с
проблемами в развитии" (Курск, 1997); Всероссийской научно-практической
конференции "Педагогическое наследие К.Д.Ушинского и проблемы
современного образования" (Курск, 1999); Международной научной
конференции "Вторые Илиадиевские чтения" (Курск, 1999); Региональной
научно-практической конференции "Искусство в начальной школе: опыт,
проблемы, перспективы" (Курск, 2001); на съезде Российского
Психологического Общества "Психология и ее приложения" (Москва, 2002);
на заседаниях кафедры прикладной психологии МГОПУ.
Структура работы. Диссертационное исследование содержит
введение, три главы, заключение, библиографический список литературы
(258 источников, из них 12 на иностранном языке) и приложение.

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров