Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Заказ научной авторской работы

ПРОЦЕСС МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВОСПРИЯТИЯ И ВЗАИМОПОНИМАНИЯ

При взаимодействии людей друг с другом, о каждом человеке
формируется определенное мнение, на результаты которого влияют
индивидуальные особенности общающихся - убеждения, потребности,
чувства. Отражаясь на поведении, проявляясь в действиях и поступках по
отношению к окружающим, они способствуют более полному раскрытию
психологической сущности личности, помогают понять характер,
способности, интересы человека.
В 50-60-е г.г. XX века активно формировалось направление
психологии, предметом исследования которого стал процесс и особенности
восприятия и понимания человека человеком. Важными направлениями
исследования в данной области были: формирование первого впечатления о
человеке (А.А.Бодалев, Дж.Дейрли, Г.Клаус, Г.Фоме); информационная и
регулятивная роль процессов восприятия и понимания (А.А.Бодалев,
В.Виттрайх, Г.Оллпорт, К.Рэйковски); индивидуальные, возрастные,
профессиональные особенности восприятия (Ф.Гезелл, Б.Мазнер); влияние
на восприятие свойств воспринимающего и воспринимаемого, их
взаимоотношений, самооценки, прошлого опыта (Б.Г.Ананьев,
В.Н.Мясищев, П.М.Якобсон, И.Биери, Е.Боулз, М.Гинниз, Т.Ньюкомб,
Н.Трессельт, Е.Холл); оценка экспрессивного поведения (А.С.Золотнякова,
Т.А.Репина, А.А.Степанов, П.М.Якобсон, Е.Ванденберг, М.Маттисон,
Г.Оллпорт, Т.Олсен) и особенности восприятия черт лица (В.Н.Панферов,
М.Коган, П.Сэкорд, А.Стоун).
В общей психологии процесс межличностного восприятия
рассматривается с точки зрения общей познавательной способности
человека, как субъекта познания окружающей действительности. С одной
10
стороны, способы восприятия и оценки человека человеком во многом
тождественны восприятию и оценке им объектов мира вещей. Здесь также
имеют силу законы взаимодействия фигуры и фона (Р.Крачфилд, Д.Креч),
пороги узнавания и различения (В.Н.Панферов), влияние на восприятие
физических характеристик стимулов, их силы, интенсивности,
последовательности (К..Иттельсон, Т.Ньюкомб, М.Слэк), законы адаптации,
социальные константы (Х.Кэнтрил).
С другой стороны, межличностное восприятие носит более
функциональный характер. Восприятие человека человеком, протекающее
при взаимодействии и общении людей, несоизмеримо более активный
процесс, чем восприятие других объектов окружающего мира. Этот процесс
активизирует мыслительные, волевые, эмоциональные процессы и чаще
побуждает к действию.
Отличительной стороной процесса восприятия при взаимодействии
людей является действенная гибкая и разносторонняя связь, которая
перестраивает многие другие психические процессы, включает новые
компоненты в общую логическую схему, направляет сам процесс и
регулирует поведение человека.
Именно поэтому термин "восприятие" в 50-60-е годы употреблялся в
относительно узкой области социальной психологии, касающейся
исключительно межличностного взаимодействия, несколько отличного от
термина, применяющегося в общей психологии. В то же время за рубежом
термин "восприятие" употреблялся в более широком и общем плане - как
осмысленное, целенаправленное познание, как процесс межличностного
взаимодействия, включающий понимание.
Восприятие людьми друг друга - диалектическое единство двух
различных процессов, которые могут быть разделены лишь условно:
выделения (наблюдение, оценка, отбор признаков, качеств, свойств объекта)
и приписывания данному человеку признаков, качеств, свойств, которые
могут быть лишь плодом иллюзий самого субъекта (36, 92, 126, 174, 197).
11
В конце 60-х годов при изучении процессов социальной перцепции
стали применяться методы проведения эксперимента и математический
аппарат анализа. От лабораторных экспериментов, где психологи имели
дело, главным образом, с фотографиями и изображениями человека,
исследователи стали переходить к изучению восприятия и понимания
человека человеком при взаимодействии, общении людей. Появились
работы А.Беллачи, М.Залкинда, Р.Костелло, Р.Крачфилда, Д.Креча. Первой
отечественной работой такого рода можно считать диссертацию
В.Н.Кунициной (124). Ученая изучала отражение подростком физического
облика, выразительного поведения другого человека и самого себя.
Исследовательницу интересовали возрастные, половые, индивидуальные
особенности восприятия, факторы, влияющие на его адекватность и объем,
используемые подростком категории и понятия, влияние увеличивающихся
знаний о другом человеке на формирование личности самого подростка.
Многие исследователи отмечают, что современная теория восприятия
базируется на идеях Р.Бердвистелла, Ч.Дарвина, Е.Холла, А.Шефлена,
П.Экмана, Д.Эфрона и других. В отечественной психологии понятие
"восприятие" охватывает широкий круг явлений, включающий процессы
впечатления, взаимодействия, сопереживания (Д.Авербух, С.Волконский,
Р.Вудвортс, А.Лазурский, П.Лившиц, С.Рубинштейн, И.Сикорский,
А.Соколов, А.Спиркин, О.Тихомиров).
В целом все работы в области теории восприятия можно
рассматривать с точки зрения интерпретации данного явления в разряде
значимости для познания. Психологическая глубина последствий
восприятия делится на относительно поверхностный уровень и уровень,
уходящий в теорию понимания, то есть, нахождения внутренних связей и
сущности объекта восприятия. В данном случае интерес представляет
концепция А.В.Брушлинского, согласно которой, восприятие является
необходимым шагом к пониманию. Вместе с тем, разделение восприятия и
понимания не всегда оправдано, поскольку в процессе деятельности объект
12
восприятия и понимания представляет собой дискретную сущность, в
процессе познания которой сегмент понимания может опережать сегмент
восприятия (46, С. 25 - 29).
В процессе межличностного познания все процессы психики
действуют в теснейшем единстве.
Посредством ощущений, через органы чувств индивид отражает
отдельные свойства предметов и явлений окружающего мира - звуки, краски,
запахи и многое другое, получая при этом разнообразную информацию о
состоянии внешней и внутренней среды. "Критерием истинности ощущений
служит практика, деятельность субъекта" (98, С. 118 - 119).
В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение
отдельных ощущений в целостные образы вещей. "Восприятие отражает
предмет в целом, в совокупности его свойств" (97, С. 42)
Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим,
является познавательной важнейшей функцией, лежащей в основе развития
и обучения. При отсутствии памяти человек оставался бы "вечно в
положении новорожденного" (201, С.63). Без нее невозможно понять основы
формирования поведения, мышления, сознания, подсознания.
Мышление позволяет понять сущность явлений и предметов, их
взаимосвязь и закономерность развития. "Мышление возникает на основе
практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за
его пределы" (45, С. 28). Благодаря мыслительным операциям анализу и
синтезу, в объекте восприятия всегда выявляются новые свойства и качества.
В воображении находит отражение будущее, создание нового образа
на основе прошлого опыта. "Воображение - элемент творческой
деятельности человека, обеспечивающий создание программы поведения в
тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется
неопределенностью" (180, С. 32).
Чтобы раскрыть процесс познания человека человеком, необходимо
проследить особенности формирования его образа и понятия о нем как о
13
личности в процессе межличностного восприятия. Под межличностным
восприятием понимают восприятие, понимание и оценивание человека
человеком (72, С. 91).
Специфика межличностного восприятия проявляется в слитности
когнитивных и эмоциональных компонент, в ярче выраженной оценочной и
ценностной окраске, в более прямой зависимости представления о другом
человеке от мотивационно-смысловой структуры деятельности
воспринимающего субъекта.
Межличностное восприятие, как и любой другой вид восприятия,
характеризуется рядом свойств и особенностей: предметностью,
целостностью и структурностью, константностью и осмысленностью,
объективностью и субъективностью (апперцепцией).
Исходной ступенью познания при восприятии, является чувственный
образ, который формируется как процесс построения изображения.
Зрительный образ возникает как целое, независимо от желания человека.
Зрительные суждения направляются задачами восприятия: они производят
выборочную работу. Направляясь в объекте на одно, они тем самым
отрешаются от другого. Б.Ф.Ломов рассматривает формирование образа
человека как совокупность элементов его облика (141, С. 164). Данное
соотношение подобия или сходства характеризуется общностью
модальности их элементов и общностью принципа их пространственно-
временной упорядоченности.
И.Брунер (1957), Е.Н.Соколов (1960), А.Р.Лурия (1963) изучали
процесс восприятия с позиции вероятностной теории. Согласно данной
теории, восприятие - сложный активный процесс, основанный на
последовательном просмотре отдельных деталей объекта с выделением
точек, несущих наибольшую информацию, отведением неправильных
гипотез и получением определенного синтеза наиболее информативных
точек, который и позволяет сделать заключение о характере
воспринимаемого объекта.
14
При восприятии знакомого предмета данный процесс оказывается
более или менее свернутым. Иначе дело обстоит при отражении незнакомого
объекта - здесь проявляются сложная структура, и развернутость во времени
процесса восприятия.
Предметность в межличностном восприятии определяется актом
объективации. В ней прослеживается связь особенностей раздражителя и
психофизиологических закономерностей. Например, свойства внешнего
облика человека рассматриваются как свойства именно этого человека.
Под целостностью и структурностью в восприятии человека человеком
понимают совокупность устойчивых связей между компонентами объекта,
обеспечивающих его самотождественность.
Впервые принцип структуры перцептивного действия в психологии
изучил Х.Эренфельс. Впоследствии М.Вертхаймер, К.Коффки и В.Келлер,
представители гештальтпсихологии, предприняли попытку
экспериментального исследования целостности восприятия.
По мнению зарубежных ученых, целостность и структурность
выступают как изначальные свойства восприятия, определяемые законами
сознания.
Несколько иной подход у отечественных психологов,
рассматривающих целостность и структурность восприятия как отражение
целостности, присущей воспринимаемому объекту (Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов,
И.М.Сеченов, А.Л.Ярбус), где основой выступает отражение формы и
контура объекта, которая, являясь "раздельной гранью двух реальностей",
выделяет его из окружения и выражает единство строения предмета как
целого (201, С.129). Так, например, важнейшими опознавательными
признаками при восприятии человека являются очертание его лица и общий
силуэт.
Целостный образ возникает постепенно. Его становление связано с
пространственно-временными условиями, в которых человек отражает
объект. Например, в условиях хорошей видимости, люди с нормальным
15
зрением выделяют человека из общего окружения на расстоянии 2 км. На
расстоянии 1 км. они видят общий контур человека. На расстоянии 700 м.-
движения рук и ног, на расстоянии 400 м.- головной убор, в пределах 300 м.-
голову и плечи, овал лица, цвет одежды, 200 м.- различают лицо и кисти рук,
60 м.- глаза, нос, пальцы, 20 м.- все детали облика другого человека (34, С.
33).
Важнейшими понятиями в межличностном восприятии являются
различения фигуры и фона. Данное направление возникло в
гештальтпсихолгии. Ученые К.Левин, Э.Рубин, Ф.Хайдер и др. пытались
обнаружить законы, по которым фигура выделяется из фона (134). В
психологии соотношение фигуры и фона относят к физико-физиологическим
закономерностям и объясняют с помощью законов симметричности, сходств,
замкнутости и др. При восприятии человека человеком, фигура всегда
выдвинута вперед, а фон отодвинут назад.
В зависимости от эмоционального аспекта восприятия, а также
длительности данного процесса, фигура и фон могут меняться местами. В
качестве примеров можно привести исследования R.Schafer и G.Murphy
(1943). В экспериментальных условиях, созданных учеными многие
испытуемые воспринимали лица, выражающие положительные эмоции как
"фигуру"; а лица, отражающие негативизм как "фон".
Константность в межличностном восприятии проявляется как
характеристика постоянного образа окружающих людей, независимо от
изменяющихся условий восприятия (различий в удаленности от
наблюдателя, освещенности и т.д.).
"Человеческие лица как зрительные комплексы подвергаются
увеличению, перекосу, вращению, их контуры могут быть подчеркнуты или
размыты, и все же они остаются теми же лицами" (83, С. 399).
Константность, не являясь абсолютным изначальным свойством,
также как целостность и структурность, формируется в процессе
становления образа восприятия - по мере более тонкого различения всех
16
элементов контура объекта. Нарушения константности восприятия
происходят у людей, когда они попадают в незнакомую ситуацию,
например, смотрят вниз с высоты. В таком случае различные объекты -
люди, автомобили кажутся слишком маленькими. В то же время строители,
работающие постоянно на высоте, утверждают, что они видят объекты,
расположенные внизу, без искажения их размеров (98, С. 139-140).
Все рецепторные процессы: отбор и поиск информации, настройка,
прослеживание и т. д., протекают активно. Данная активность характерна и
для зрительного восприятия человека человеком.
В исследованиях И.М.Сеченова (1952), В.П.Зинченко (1958),
Б.Ф.Ломова (1963), А.Л.Ярбуса (1965), отражающих изучение
закономерностей движения глаз в процессе формирования образа, выявлены
характерные особенности макродвижений глаз при восприятии людей.
Эмпирические результаты дают основания полагать, что при отражении
внешнего облика окружающих людей, роль конструктивных точек,
относительно которых оцениваются все элементы контура человека,
выполняют глаза.
То есть, в условиях взаимодействия взгляды людей постоянно
возвращаются к глазам партнеров по общению. Народная мудрость также
свидетельствует о значимости выражения глаз человека для окружающих
людей ("Глаза - зеркало души" - посл.).
Следующей особенность межличностного восприятия является
осмысленность. Она проявляется как мысленное соотнесение человека с
определенным социальным классом, группой, категорией лиц и т.д.
Осмысленность восприятия связана с мышлением и речью. В речи
отражаются характеристики объектов восприятия - их профессиональные
особенности, половые, возрастные признаки и пр. Впоследствии, с помощью
анализа и синтеза, в образ этих людей включаются обобщенные знания о
данной категории лиц, сформировавшиеся у субъекта восприятия в
результате общественной практики.
17
В психологии межличностного познания, зависимость восприятия
другого человека от индивидуальных особенностей самого субъекта
восприятия, от общего содержания его психической стороны жизни,
перцептивного опыта, интересов, чувств и т.д., называют апперцепцией,
субъективностью.
Впервые данный термин предложен немецким философом Лейбницем,
который понимал апперцепцию как осознанное восприятие душой
определенного содержания.
Современная трактовка апперцепции как психического процесса,
посредством которого новый опыт человека ассимилируется и
трансформируется благодаря воздействию прошлых воспоминаний,
принадлежит В.Беллаку.
В отечественной науке исследованиями осмысленности восприятия и
его особенностями занимались Н.А.Бернштейн, А.А.Бодалев, Б.Ф.Ломов
В.Н.Панферов и др.
Чем богаче опыт человека, тем больше у него знаний, тем больше он
увидит в объекте восприятия. Содержание восприятия человека человеком
всегда будет определяться поставленными перед ними задачами, а так же
мотивами их деятельности и эмоциональными реакциями.
Наглядный пример осмысленности, и апперцепции межличностного
восприятия мы можем видеть в исследовании А.А.Бодалева (34, С. 37),
посвященных изучению роли словесной установки в формировании
субъективного мнения о другом человеке.
Апперцепция есть результат жизненного опыта индивида, который
обеспечивает осмысленное восприятие окружающих объектов и выдвижение
различных гипотез об их особенностях. Различают два вида апперцепции:
1. Устойчивую (характеризуется устойчивыми особенностями
личности: мировоззрением, убеждениями, образованностью и пр.);
2. Временную (сказываются ситуативно возникающие психические
состояния человека: его эмоции, установки, экспектации и пр.)
18
Кроме перечисленных особенностей, на характере межличностного
восприятия сказывается такое психическое свойство, как узнавание. Его
рассматривают как один из видов апперцепции. Основой узнавания является
сличение наличного восприятия со следами, хранящимися в памяти.
В отечественной психологии проблемами изучения узнавания людей
занимались В.И.Кириенко (1959), Э.Н.Алферова (1962), Н.А.Бернштейн
(1966) и др.
Примером изучения обобщенного узнавания может служить
исследование Э.Н.Алферовой (1962). В ходе эксперимента она предъявляла
испытуемым изображения лица и предмета, изображенных на экране
телевизионной установки. С помощью электронного счетчика определялась
величина порога узнавания изображения. В итоге, высокие индивидуальные
показатели испытуемых обнаружились в ситуациях узнавания человеческих
лиц. Данный результат объясняется тем, что лицо человека - наиболее часто
воспринимаемый большинством людей объект, что и является субъективным
выражением объективного факта вероятности сигнала.
В социальной психологии процесс межличностного восприятия
изучается с точки человека, как субъекта познания социальной
действительности. Под восприятием в социальной психологии понимается
создание целостного образа другого человека, формируемого на основе
оценки его внешнего вида и поведения в условиях непосредственного
общения и совместной деятельности (А.А.Бодалев, Г.М.Андреева,
В.Н.Панферов и др.). Функции межличностного восприятия в общении:
информирование о личности партнера по общению, прогнозирование его
поведения, регуляция своего поведения по отношению к партнеру,
установление эмоциональных отношений с партнером, само восприятие,
самопознание, накопление социального опыта (В.Н.Куницина, Н.В.
Казаринова и др.).
Процесс межличностного познания традиционно рассматривается как
четырех компонентная структура, включающая в себя: 1)воспринимающего
19
(реципиента), 2)воспринимаемого (инципиента), 3)сам процесс
межличностного восприятия, т.е. формирование образа инципиента в
сознании реципиента, 4)браз инципиента в сознании реципиента
(Г.М.Андреева, 1999).
В структуре отражения внешнего облика человека выделяют уровни
восприятия, оценивания и собственно понимания. Адекватность отражения -
условие успешного познания. В качестве критериев адекватности на уровне
восприятия рассматриваются: точность опознания, на уровне оценивания –
полнота представления, на уровне понимания – глубина анализа
(Г.М.Андреева и др.).
В работах, занимающихся проблемой познания человека человеком
используется термин «социально- психологическая интерпретация» человека
человеком в общении (В.Н.Панферов, 1977, В.А.Лабунская, 1990,
Е.Н.Михеева, 1993, Г.В.Сериков, 1997 и др.). Психологическая
интерпретация рассматривается как «процесс активизации в сознании людей
связей внешне проявляемых признаков человека с психологическими
качествами личности» (В.Н.Панферов, 1974). В процессе интерпретации
особенности внешних проявлений (внешность, выразительные движения,
поведение, деятельность человека) воспринимаются как признаки
психологических качеств личности, которые не даны непосредственному
восприятию, а конструируются сознанием познающего посредством высших
форм психического отражения.
Выделяют следующие характеристики интерпретации: полноту,
адекватность, содержание, избирательность и др. (Г.В.Сериков, 1997).
Человек познается во всех важных для взаимодействия людей
аспектах. Существует восемь основных категорий, которые
интерпретируются на основе визуальной части невербального поведения
человека: действия, свойства, состояния, отношения, взаимодействия,
интеллектуально- волевые процессы, статус, роль человека и, наконец,
эмоционально-оценочные суждения, играющие направляющую роль во
20
взаимопознании и формирующие определенный фон, на котором
происходит интерпретация (В.А.Лабунская, 1990), считываются
представления о намерении людей в общении (Е.В.Кузнецова, 1997), так же
образование, национальность, физический облик, виды деятельности,
свойства характера, темперамента, способности и т.д. (В.Н. Панферов, 1987).
Экстралингвистические свойства речи и голоса позволяют слушателю
идентифицировать личность этого человека, несут пространственную и
медицинскую информацию, позволяют определить его пол, возраст, вес,
рост, национальность и социальный статус, говорят об эмоциональном
состоянии человека, о его отношении к партнеру, к себе, к теме разговора,
раскрывают психологические особенности воспринимаемого (воля,
характер, темперамент, самооценка) (В.П. Морозов, 1998).
Основанием для интерпретации служит внешний облик человека
(А.А.Бодалев, 1965, В.Н.Панферов, 1969), невербальное поведение
(В.А.Лабунская, 1986), невербальный текст общения (Е.А. Петрова, 1999) и
др.
В русле исследований социальной- перцепции, внешний облик
понимается «как совокупность анатомических, функциональных и
социальных признаков, доступных конкретно-чувственному отражению»
(А.А.Бодалев, 1965, В.Н.Панферов, 1969).
«Невербальное поведение представляет собой социально и
биологически обусловленный способ организации невербальных средств
выражения личностной структуры …. Оно представляет собой целостность,
состоящую из компонентов, отличающихся степенью интенциональности,
направленности, осознанности. Наряду с устойчиво повторяющимися
движениями в него входят те элементы, которые соответствуют
динамическим состояниям личности…. Ядро невербального поведения
составляют самые разнообразные движения (жесты, экспрессия лица, взгляд,
позы, интонационально- ритмические характеристики голоса,
прикосновения), которые сопряжены с изменяющимися психическими
21
состояниями человека, его отношениями к партнеру…» (В.А.Лабунская,
1999, С. 34-35).
Невербальный текст общения – это поведение человека, наблюдаемое
в контексте общения, это текст, реализуемый с помощью невербальных
знаков, порожденных субъектом общения (Е.А.Петрова, 2000), передающий
информацию от человека к человеку. Зрительно воспринимаемая
информация о человеке и от человека передается визуальными знаками трех
визуально- коммуникативных систем: габитуса (физический облик,
анатомические особенности лица, других частей тела, конституция и пр.),
костюма (социальное оформление внешности: одежда, обувь, украшение,
аксессуары, прическа, очки и пр.), кинесики (любые значащие движения:
мимика, жестикуляция, походка, позы). Каждый визуальный знак имеет
двойственную информационную природу: управляемую и индикативную
(Е.А.Петрова, 2000). С одной стороны у знака есть значение; с другой –
возникает смысл (любой знак несет индикативный личностный смысл, т.е.
информацию о том, какой человек выбирает этот знак).
Как показывают исследования, интерпретация другого человека в
основном осуществляется через функционально- экспрессивные признаки,
то есть жесты, мимику и др. (А.А.Бодалев, 1982, Е.Н.Михеева, 1993 и др.). В
исследованиях Е.А.Петровой (2000) показано, что кинетические знаки
(жесты и мимика) чаще оказываются определяющими в визуальном тесте
общения, однако, в ситуациях нейтральной или позитивно окрашенной
информации, передаваемой «кинесикой», определяющей может стать
информация, исходящая при интерпретации знаков «габитус» или «костюм».
Описаны «семантические поля» для элементов внешнего облика и
невербального поведения, где категории интерпретации, описанные выше,
предстают в виде иерархической системы. Информационно - индикативные
проявления кинесических компонентов (В.А.Лабунская, 1994) и социального
оформления внешности (Е.А.Петрова, 2000) выглядят следующим образом:
жесты - преимущественно отражают действия, эмоциональные состояния и
22
интеллектуально-волевые процессы личности; мимика – является
индикатором эмоциональных состояний, интеллектуально-волевых
процессов, качеств личности и отношений субъекта; взгляд, поза – также как
у мимики плюс статус-роль, взаимоотношения; походка – действия,
эмоциональные состояния; поведение в группе – формы взаимодействия,
отношения и социальный статус; одежда – качества личности, социальный
статус и роль. Знаки внешности и невербального поведения кроме обще
коммуникативного значения несут в общении информацию об инципиенте и
являются индикаторами его личности (Е.А.Петрова, 2000).
При интерпретации информации, исходящей от человека на
визуальном уровне, не существует постоянной доминантности отдельных
знаковых систем (габитус, кинесика, костюм), а особую роль играют те
элементы внешности и невербального поведения, которые несут
информацию неадекватную по значению остальной части визуального
текста. Подобный механизм проявляется и в соотношении вербальной и
визуальной информации (Е.А.Петрова, 1984, 2000).
По мнению А.А.Бодалева (1982) существуют четыре механизма
выведения информации о человеке по его внешнему виду: аналитический -
когда каждый из элементов внешности связывается с конкретным
психологическим свойством личности (например, плотно сжатые губы -
высокий уровень волевого развития); эмоциональный - качество личности
приписывается человеку в зависимости от эстетической привлекательности
его внешности; перцептивно - ассоциативный - человеку приписываются
качества другого, внешне похожего на него; социально-ассоциативный -
человеку приписываются качества того социального типа, к которому он
отнесен на основе восприятия его внешности.
Психологические исследования показали, что в основе восприятия
незнакомых ранее людей и людей с которыми уже имеется опыт общения
лежат разные психологические механизмы. В первом случае восприятие
осуществляется на основе механизмов межгруппового общения /задача -
23
ориентировка в межгрупповом общении/, а во втором – механизмов
межличностного общения /задача глубокого, объективного понимания
внутреннего мира партнера по общению/ (Н.В.Казаринова, 2001).
Изучены следующие механизмы межличностного восприятия:
идентификация /познание путем уподобления себя другому, подражания,
проникновение во внутренний мир путем «вживания» в невербальное
поведение, образ/, эмпатия /способность человека к пониманию другого на
эмоциональном уровне, сопереживанию его проблемам, вчувствование/,
социально-психологическая рефлексия /осознание человеком того, как он
воспринимается другими, т.е. «воспроизведение внутреннего мира
партнера»/, стереотипизация /устойчивое представление о чем –либо или
образ чего-либо/ (В.Н.Панферов, А.А,Бодалев, В.Н.Куницина, Г.М.Андреева
и др.).
Важным фактором повышения точности межличностного восприятия
является получение от воспринимаемого человека обратной связи, что
помогает скорректировать образ и способствует более точному прогнозу
поведения партнера по общению (Л.А.Петровская, 1982, О.В.Соловьева,
1992).

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров